анализ финансовой отчетности
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,
и ,
СФОРМИРОВАННОЙ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО*
н.н. ильшева,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита С.И. КРЫЛОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральский государственный технический университет, г. Екатеринбург
В современных условиях, когда вопрос о необходимости формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — финансовой отчетности) отечественных предприятий в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) ставится все более и более решительно, приобретает все большую актуальность рассмотрение содержания и последовательности анализа финансовой отчетности коммерческой организации, сформированной согласно МСФО [1, 2, 3].
При этом в самом процессе анализа финансовой отчетности коммерческой организации могут быть выделены два последовательных и взаимосвязанных этапа:
1) интерпретация финансовой отчетности;
2) расчетный анализ финансовой отчетности.
Обратимся к достаточно подробному рассмотрению каждого из них.
Интерпретация финансовой отчетности. Известно, что финансовая отчетность составляется для того, чтобы внешние пользователи учетной информации могли получить представление о результатах деятельности и финансовом положении коммерческой организации (предприятия, фирмы, компании). Тем не менее для менеджмента компаний финансовая отчетность является средством общения с внешним миром. В некоторых случаях у руководства компании возникает стремление отразить в публикуемой отчетности
* Статья подготовлена к печати екатеринбургским информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит».
результаты, отличные от реалий экономической ситуации в компании. Для этого разрабатывается определенная учетная стратегия. Поэтому целью интерпретации финансовой отчетности коммерческой организации является раскрытие и анализ основных компонентов такой учетной стратегии, а итогом — очищение опубликованных показателей финансовой отчетности от эффекта, вызванного применением методов учетной стратегии. Интерпретация финансовой отчетности должна способствовать пониманию реального экономического положения коммерческой организации, делая информацию, содержащуюся в ее финансовой отчетности, действительно ценной и полезной для принятия решений.
В ходе интерпретации финансовой отчетности коммерческой организации выявляется влияние на нее таких существенных факторов, как отраслевые особенности хозяйственной деятельности коммерческой организации, бизнес-стратегия и учетная стратегия, методы и способы управления финансовой отчетностью, качество раскрытия информации в ней, а также характер взаимоотношений между предприятиями, составляющими корпоративную группу.
Анализ влияния отраслевых особенностей хозяйственной деятельности коммерческой организации (отраслевой анализ) связан со сравнением результатов деятельности компании с определенным эталоном, чтобы определить, является ли бизнес фактически ликвидным, приносит ли он достаточный доход и стоит ли в него инвес-
тировать. Помимо того, что отраслевой анализ позволяет изучить влияние стратегии фирмы и факторов деловой среды на содержание финансовой отчетности, он также предоставляет финансовым аналитикам и прочим пользователям финансовой отчетности обширную сравнительную базу. Отраслевой анализ позволяет разработать своего рода эталонные показатели деятельности коммерческой организации, с которыми можно сопоставлять текущие результаты деятельности, финансовое состояние и инвестиционный потенциал реальных компаний. Важнейшим аспектом отраслевого анализа является изучение уровня конкуренции в отрасли, поскольку он во многом определяет рентабельность в данной отрасли, а также конъюнктуру цен на товары и услуги, предлагаемые покупателям предприятиями отрасли. В ходе анализа уровня конкуренции исследуются такие факторы, как тип конкуренции, структура затрат на производство и реализацию, наличие барьеров входа в отрасль, наличие соответствующих производственных мощностей, существующие формы взаимоотношений, действующие соглашения и союзы участников отрасли.
Бизнес-стратегия — это долгосрочная программа действий, которую выбирает руководство коммерческой организации в целях достижения конкурентного преимущества. Разработка бизнес-стратегии включает в себя определение ее типа (например, стратегия низкой стоимости или стратегия дифференциации), а также выбор ассортимента и свойств товаров или набора и специфики услуг, которые коммерческая организация собирается предлагать, определение круга потенциальных покупателей и способов организации производства данных товаров или предоставления таких услуг. Анализ бизнес-стратегии коммерческой организации предполагает изучение отдельных ее составляющих, а также структуры цепочки создания стоимости (научных исследований и разработок, проектирования продукции, организации услуг или процессов, производства, маркетинга, сбыта и организации обслуживания клиента), поскольку от структуры цепочки создания стоимости зависит способность коммерческой организации развиваться далее или поддерживать производство на достигнутом уровне на базе стратегии ценового лидерства или дифференциации. Кроме того, анализ бизнес-стратегии может быть дополнен изучением следующих групп факторов: факторов, определяющих структуру стоимости, как, например, масштабы и состав производства,
применяемые технологии, квалификация работников; факторов стоимости исполнения, таких как затраты труда, общие процессы управления качеством, степень использования и оптимальность расположения производственных мощностей, конфигурация продукта, система взаимодействия с поставщиками и клиентами; факторов операционных затрат, связанных с осуществлением конкретных видов деятельности в составе цепочки создания стоимости.
Помимо бизнес-стратегии менеджмент компании разрабатывает и так называемую учетную стратегию, цель анализа которой состоит в том, чтобы получить представление о ней. Учетная стратегия фирмы состоит из факторов, стимулирующих стремление менеджмента влиять на процессы подготовки и содержания финансовой отчетности (например, стремление показать снижение риска и рост доходности хозяйственной деятельности фирмы и обеспечить тем самым получение дополнительного финансирования на фондовом рынке), методов и способов, используемых для управления этими процессами, выбранной стратегии ведения учета и методов управления учетными процедурами в соответствии с данной стратегией. Знание принятой учетной стратегии облегчит внешнему пользователю финансовой отчетности понимание фактически достигнутых результатов хозяйственной деятельности коммерческой организации и позволит ему составить более надежное мнение о них.
В специальной литературе по вопросам разработки учетной стратегии выделяют два вида технологий управления финансовой отчетностью коммерческой организации: управление отчетом о прибылях и убытках (также называемое управлением прибылью) и управление структурой бухгалтерского баланса. Кроме того, существуют две модели управления прибылью. Во-первых, можно влиять на финансовые результаты за какой-либо год в определенном направлении (снижения или повышения), во-вторых, управление прибылью может принимать форму выравнивания доходов. Цель выравнивания доходов — уменьшение степени изменчивости показателей учетной прибыли. Несмотря на то, что необходимость управления показателями финансовой отчетности может быть вызвана различными факторами, в условиях действия различных факторов может применяться одна и та же учетная стратегия.
Говоря о концепции учетной стратегии, следует также упомянуть что несмотря на разделение
таких моделей управления финансовой отчетностью, как управление прибылью и управление показателями баланса, эффект от использования методов управления прибылью позволяет опосредованно влиять на определенные статьи бухгалтерского баланса. Например, переход от одного метода учета амортизации к другому (от метода уменьшающегося остатка к линейному методу) отразится не только на амортизационных расходах по счету прибылей и убытков, но также затронет отчетную остаточную стоимость активов. Аналогичный опосредованный эффект наблюдается в том случае, если компания принимает решение управлять структурой баланса. Переход компании от использования собственных основных средств на использование объектов, приобретаемых на условиях операционного лизинга для того чтобы улучшить показатель отношения заемных средств к собственному капиталу, отразится не только на структуре обязательств в балансе. Вследствие этого изменится также характер соответствующих затрат. Теперь большую долю затрат, связанных с использованием объекта основных средств, будут составлять не амортизационные отчисления, а затраты на аренду. Для целей финансового анализа первые относятся к неденежным затратам, в то время как вторые будут считаться денежными затратами.
Выделяют также три категории способов или методов, используемых в ходе управления финансовой отчетностью, а именно: выбор учетных методов (например, выбор способа амортизации, выбор метода оценки запасов, а также выбор в отношении отнесения или неотнесения определенных расходов на собственный капитал); выбор бухгалтерских оценок (например, изменение суммы поправок на безнадежные долги, включение части затрат, возникающих в связи с неполным использованием производственных мощностей, в затраты на производство вместо того, чтобы относить их на счет прибылей и убытков, использование резервов в целях выравнивания, а также одноразового повышения или понижения финансового результата); принятие реальных операционных, инвестиционных и финансовых решений (например, отсрочка учета хозяйственных операций, выбор конкретного вида операции из нескольких альтернативных вариантов).
Качество раскрытия информации — одна из важнейших характеристик, по которой сравнивают различные коммерческие организации, включающая в себя ряд аспектов: описание учет-
ных методов и бухгалтерских оценок, объяснение значительных изменений в учете и уровень раскрытия информации. В ходе анализа качества раскрытия информации в финансовой отчетности коммерческой организации о ее хозяйственной деятельности изучается, в какой степени раскрытие данной информации соответствует общепринятым принципам бухгалтерского учета (ОПБУ) МСФО.
В ходе анализа влияния на финансовую отчетность характера взаимоотношений между предприятиями, составляющими корпоративную группу, изучается реальность этих взаимоотношений и порядок их отражения в консолидированной финансовой отчетности корпоративной группы, поскольку иногда бухгалтерский учет ведется в порядке, не соответствующем характеру взаимоотношений между компаниями группы. Внешнему аналитику чрезвычайно важно знать причины таких различий и понимать характер их воздействия на содержание публикуемой финансовой отчетности корпоративной группы. При выполнении анализа необходимо также определить, все ли связанные компании вошли в консолидированную отчетность корпоративной группы и были ли использованы соответствующие методы учета (консолидации, долевого участия или учета по фактическим затратам) в зависимости от характера связи.
Завершение интерпретации финансовой отчетности коммерческой организации позволяет перейти ко второму этапу ее анализа.
Расчетный анализ финансовой отчетности. В составе расчетного анализа финансовой отчетности коммерческой организации можно выделить две составляющие:
• выявление потенциальных факторов, затрудняющих процесс сопоставления сведений финансовой отчетности;
• проведение расчетов и оценка полученных результатов.
В качестве потенциальных факторов, затрудняющих сопоставление сведений финансовой отчетности, рассматриваются изменение временных границ финансового года, разные отчетные даты, изменения в структуре компании, изменение метода бухгалтерского учета и изменения в бухгалтерских оценках, изменение применяемой системы ОПБУ и различия в представлении информации.
Компании могут принять решение изменить временные границы конкретного года по не-
скольким причинам. В частности, такая практика наблюдается, когда компания несет большие убытки, при этом руководство компании может увеличить финансовый год с 12 до 15 мес, изменив при этом отчетную дату. В результате крупный убыток компенсируется за счет прибыли за 15 мес, а не за 12. Компании могут также установить очень короткий финансовый год, когда будут учтены особо крупные убытки и расходы на реструктуризацию.
Компании составляют финансовую отчетность на разные отчетные даты. Различия наблюдаются даже в пределах одной отрасли. Например, различные компании отрасли авиатранспорта закрывают свою отчетность в одну из следующих дат: 31 марта — British Airways, KLM, Ryanair; 31 сентября — easyJet; 31 декабря — Australian Airlines, Lufthansa, SAS.
В ходе своего развития компании объединяются с другими компаниями, приобретают другие компании или их доли, проводят реструктуризацию, в результате которой подразделения выделяются в новые юридически обособленные предприятия. Рост компании, наблюдаемый в тот момент, когда она участвует в слиянии или расширении за счет приобретений, обычно не является результатом ее естественного развития, а скорее связан с новыми приобретениями. Подобные изменения в структуре компании сильно осложняют проведение анализа тренда. Иногда может возникнуть впечатление, что после реструктуризации положение компании улучшилось, но в действительности это может быть не так, просто отдельные виды деятельности были выделены в обособленные фирмы.
Стандарты всех систем ОПБУ разрабатываются исходя из принципа последовательности, который обязывает коммерческие организации из периода в период применять одну и ту же учетную политику. Принцип последовательности позволяет улучшить сопоставимость финансовой отчетности за различные периоды времени. Однако на практике часто происходят изменения метода бухгалтерского учета и изменения в бухгалтерских оценках, и пользователь финансовой отчетности должен их учитывать.
С течением времени компания может менять не только методы учета или бухгалтерские оценки, но также может перейти с одной системы бухгалтерского учета или стандартов на другую систему учета. Такое единовременное изменение может сильно отразиться на финансовых результатах и
показателях бухгалтерского баланса и не только затруднить процедуру сопоставления данных по компании на более длинном временном отрезке, но и сделать результаты сравнения показателей по компаниям менее очевидными.
В отношении различий в представлении информации можно выделить два момента. Первый касается содержания статей, использованных в годовой отчетности. Например, в отчетности многих авиакомпаний встречаются такие статьи, как операционная прибыль (British Airways, Ryanair), операционный доход (KLM, SAS) или результат от операционной деятельности (Australian Airlines, Lufthansa). Звучат они, кажется, одинаково, но по своему экономическому содержанию достаточно существенно различаются. Второй момент относится к различным способам представления и расположения информации. Дело в том, что на практике разные компании часто используют различные по формату, а не стандартизированные бланки форм финансовой отчетности (в частности, бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках), что затрудняет процесс сопоставления. Однако некоторые системы ОПБУ устанавливают минимальные требования к формату финансовой отчетности, которые должны соблюдаться компаниями.
Кратко охарактеризовав потенциальные факторы, затрудняющие сопоставление сведений финансовой отчетности, перейдем к рассмотрению собственно процесса проведения расчетов по данным финансовой отчетности и оценки полученных результатов, который включает в себя процедуры:
• анализа тенденции развития (тренда);
• процентного анализа;
• сегментного анализа;
• анализа на основе финансовых коэффициентов;
• анализа движения денежных средств.
В ходе анализа тренда или горизонтального анализа мы изучаем то, как изменяются показатели финансовой отчетности с течением времени. Такой анализ рекомендуется проводить на основе данных за пять лет, хотя теоретически можно рассматривать и более длительные периоды, например десять лет. Однако с увеличением рассматриваемого временного отрезка увеличивается и число элементов, затрудняющих сравнение. В процессе анализа тренда выбирают базисный период, и все показатели финансовой отчетности за последующие периоды выражаются в виде от-
носительных индексов к показателям базисного периода. Если анализ тренда затрагивает статьи отчета о прибылях и убытках, основная задача заключается в изучении динамики показателей или оборота и соответствующих затрат. Будет ли соотношение динамики изменения продаж и затрат линейным, зависит от особенностей конкретной отрасли.
Если в ходе анализа тренда текущие результаты деятельности коммерческой организации сравниваются с ее же показателями за прошлые периоды, то при процентном анализе сравнительную базу образуют показатели других коммерческих организаций, как правило, из этой же отрасли. Чтобы проводить сравнение с другими компаниями, необходимо устранить несоответствие в размерах компаний. Для этого величины показателей отчета о прибылях и убытках выражают в виде процента от продаж, а показатели бухгалтерского баланса — в виде процента от суммы всех активов. Балансы, преобразованные для целей процентного анализа, позволяют нам, с одной стороны, сравнить структуру финансирования различных компаний, а с другой — направления инвестирования данных ресурсов. Процентный анализ на основе отчета о прибылях и убытках имеет смысл только в том случае, когда отдельные статьи отчета о прибылях и убытках являются сопоставимыми.
Раздел сегментной информации позволяет пользователю групповой финансовой отчетности получить представление о распределении выручки по сегментам хозяйственной деятельности корпоративной группы. Анализ сведений по сегментам, включенных в финансовую отчетность, способствует повышению информативности результатов оценки операционных затрат в ходе процентного анализа. Анализ сегментной информации, которую раскрывает компания, проливает свет на корпоративную стратегию группы и позволяет оценить значимость отдельных хозяйственных и географических сегментов группы.
Анализ на основе финансовых коэффициентов позволяет достаточно подробно рассматривать вопросы, касающиеся финансового состояния коммерческой организации. К таким вопросам относятся следующие:
• оценка способности коммерческой организации самостоятельно выполнить принятые обязательства и погашать свои долги;
• определение того, насколько является успешным бизнес, приносит ли он достаточный доход;
• оценка степени использования производственных мощностей;
• оценка эффективности хозяйственной деятельности коммерческой организации;
• оценка привлекательности данной коммерческой организации для потенциальных инвесторов.
Различные комбинации и соотношения показателей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, которые относятся к указанным вопросам, позволяют построить финансовые коэффициенты, несущие полезную информацию, благодаря чему пользователь финансовой отчетности может использовать их в процессе принятия решений.
Финансовые коэффициенты строятся путем соотнесения определенных показателей бухгалтерского баланса и показателей отчета о прибылях и убытках и позволяют оценить финансовое состояние, результаты деятельности и инвестиционный потенциал коммерческой организации. При этом необходимо учитывать, что прежде чем приступать к анализу на основе финансовых коэффициентов, следует очистить данные финансовой отчетности от элементов, снижающих степень их сопоставимости.
Сначала рассмотрим финансовые коэффициенты, характеризующие успешность и доходность бизнеса, степень использования производственных мощностей коммерческой организации, а также эффективность ее хозяйственной деятельности.
Чтобы получить представление об эффективности хозяйственной деятельности коммерческой организации, используют коэффициенты рентабельности, построенные путем соотнесения финансового результата с величиной инвестиций, которые позволили получить данный финансовый результат. Два наиболее широко используемых финансовых коэффициента — это рентабельность собственного капитала (ROE) и рентабельность активов (ROA):
ROE = Прибыль / Собственный капитал; (1)
ROA = (Прибыль до налогов + Проценты) / Общая стоимость активов. (2)
Для построения рентабельности собственного капитала можно использовать показатель прибыли до или после налогообложения. Если расчет делается на основе данных финансовой отчетности по
корпоративной группе и величина капитала группы не включает доли меньшинства, из суммы в числителе следует исключить часть прибыли компании, которая приходится на доли меньшинства.
В знаменателе рентабельности активов вместо общей стоимости активов может стоять величина рабочего капитала, которая равна сумме собственного капитала компании и долгосрочных займов. Данный финансовый коэффициент также часто называют рентабельностью рабочего капитала (ROCE) или рентабельностью чистых суммарных активов (RNA):
ROCE = (Прибыль до налогов + Проценты по долгосрочным займам) / (Собственный капитал + + Долгосрочные займы). (3)
Заметим, что при расчете всех коэффициентов эффективности, будь то ROA, ROE или ROCE, либо RNA, возникает вопрос, какую величину инвестированного капитала использовать в расчетах при сопоставлении с полученным финансовым результатом: величину инвестированного капитала на начало года, на конец года или его среднюю величину. На практике часто используют величину инвестированного капитала на конец года.
Чтобы определить, достаточен ли полученный показатель рентабельности или даже более чем достаточен, необходимо сравнить его с некоторым базовым показателем. В ряде случаев для ориентира помимо уже известных нам показателей временных рядов, аналогичных показателей компании-конкурента или данных по отрасли в целом, можно использовать и показатель доходности безрисковых инвестиций. Данный показатель поможет ответить на вопрос: не лучше ли собственникам продать дело и разместить вырученные средства на депозитный счет в банке?
Рентабельность суммарных активов можно рассчитать на уровне корпорации, на уровне хозяйственного сегмента или на региональном уровне в зависимости от того, какой сегмент выбран в качестве первичного при составлении сегментной отчетности. Информация по сегментам в примечаниях к финансовой отчетности, составленной по МСФО, раскрывает данные по активам и обязательствам, которые могут быть отнесены на хозяйственный или географический сегмент. При расчете коэффициента ROA на уровне хозяйственного или географического сегмента необходимо учитывать, что у любой компании имеются
активы, используемые не одним сегментом или регионом, а несколькими, поэтому они не будут отнесены на один сегмент или регион. То же самое касается некоторых расходов, производимых многими сегментами или регионами, но которые не будут отнесены на разные хозяйственные или географические сегменты.
С помощью только что рассмотренных коэффициентов оценка рентабельности осуществляется путем соотнесения финансовых результатов хозяйственной деятельности к величине инвестированного капитала. Коэффициент эффективности ROA можно разложить на две составляющие, поделив результаты на сумму продаж и сумму продаж — на инвестированный капитал:
Рентабельность активов = (Прибыль / Совокупные продажи) х (Совокупные продажи / Активы). (4)
Первый коэффициент (Прибыль / Совокупные продажи) называется коэффициентом рентабельности продаж (коэффициентом маржинальной прибыли), он показывает величину прибыли, принесенной каждой единицей продаж. Во втором коэффициенте (Совокупные продажи / Активы) подчеркивается эффективность использования активов.
Рентабельность продаж зависит и от уровня цены реализации, и от уровня себестоимости продаж. Анализ разных компонентов стоимости в соотношении с величиной продаж позволяет выявить интересные различия между компаниями. Если в отчете о прибылях и убытках затраты классифицируются по функциональному признаку, на их основе можно рассчитать следующие коэффициенты:
• себестоимость продаж / продажи;
• затраты на маркетинг и организацию продаж
/продажи;
• затраты на продвижение продукции / продажи;
• административные затраты / продажи.
В основу следующей группы финансовых коэффициентов положен расчет эффективности конкретных операций. Результаты деятельности коммерческой организации зависят не только от рентабельности продаж, получаемой от продажи товаров и услуг, но также и от эффективности ее отдельных операций. Оборачиваемость активов можно отнести к коэффициентам эффективности, однако данный показатель носит весьма обобщенный характер. В расчет общего коэффициента совокупные продажи / суммарная стоимость активов включена стоимость как долгосрочных, так
и краткосрочных активов. А при определении эффективности в центре внимания находятся краткосрочные элементы, хотя в некоторых отраслях решающее значение имеет эффективность использования долгосрочных активов.
Следующие коэффициенты отражают оборачиваемость краткосрочных активов (запасов и дебиторской задолженности по торговым операциям):
• себестоимость реализованной продукции / запасы;
• (запасы / себестоимость реализованной продукции^ 365;
• продажи / дебиторская задолженность по торговым операциям;
• (дебиторская задолженность по торговым операциям / продажи) х365.
Следует учитывать, что от принадлежности компании к определенной отрасли будет зависеть не только значение рассчитываемых коэффициентов, но и их значимость.
Оценивая финансовое состояние компании, внешние кредиторы стремятся ответить на такие вопросы, как: может ли компания самостоятельно выполнять принятые обязательства? способна ли она погашать свои долги? является ли бизнес ликвидным? Внешним держателям акций необходима информация о финансовом состоянии компании. Способность погашать свою задолженность по мере того, как наступает срок оплаты, — жизненно важная характеристика любой компании, в противном случае ее шансы на выживание уменьшаются. В связи с этим важно проанализировать состояние активов, которыми располагает компания для расчета по обязательствам. Анализ можно проводить для оценки текущего финансового состояния с учетом среднесрочной или долгосрочной перспективы.
В ходе анализа активов, которые могут быть использованы для покрытия краткосрочных обязательств компании, делается упор на изучение соотношения оборотных активов и краткосрочных обязательств. Для этой цели используют коэффициент текущей ликвидности (соотношение всех оборотных активов и краткосрочных обязательств) и коэффициент срочной ликвидности (соотношение оборотных активов за минусом запасов и краткосрочных обязательств). При этом предполагается, что в текущем операционном цикле компании оборотные активы обращаются в денежные средства. Чем выше значения коэффициентов ликвидности, тем большими ресурсами располагает компания для погашения краткосрочной задолженности.
Устойчивость финансового состояния компании также предполагает способность компании погашать долги на протяжении более долгого периода. Ключевым элементом в данном случае будет структура капитала компании. Как известно, компания имеет два основных источника финансирования — собственный капитал и заемные средства. Оба источника имеют общеизвестные особенности (т. е. постоянные выгоды против переменных, фиксированный график погашения в сравнении с единовременной выплатой при ликвидации компании). Финансовый риск или финансовая мощь компании измеряются коэффициентами, показывающими отношение заемных средств к собственному капиталу. В мировой практике самое широкое применение получил показатель соотношения заемного и собственного капитала. Высокий показатель отношения заемных средств к собственному капиталу свидетельствует о высоком уровне финансового риска, так как высокий коэффициент в данном случае означает значительные процентные расходы и большую зависимость от возможных изменений процентных ставок. Кроме того, компания, как правило, обязана делать выплаты в счет погашения долга в определенную дату независимо от того, располагает ли она в тот момент достаточными средствами или нет. Числитель и знаменатель данного коэффициента можно немного видоизменить в зависимости от цели анализа, например: Заемные средства / (Собственный капитал + Заемные средства), Долгосрочные займы / Собственный капитал.
В процессе принятия решения о покупке акций какой-либо компании потенциальные инвесторы собирают всевозможные сведения о данной фирме. С их помощью они стараются выяснить, является ли компания достойным объектом для вложения средств. Являясь держателем акций компании, инвестор постоянно оценивает эффективность таких инвестиций. В результате принимается решение «удерживать» или «продавать».
В процессе выбора между «удерживать» или «продавать» можно использовать коэффициенты рентабельности, эффективности и финансового состояния, так как они несут в себе массу полезной информации. Несмотря на это, были разработаны и специальные финансовые коэффициенты для использования в процессе принятия инвестиционных решений. В основу таких коэффициентов положены особо значимые для акционера элементы, в частности, рентабельность инвестиций,
которая в данном случае может принимать форму дивидендов и/или прироста капитала.
Итак, перечислим финансовые коэффициенты, используемые в ходе оценки инвестиционного потенциала коммерческой организации:
• балансовая стоимость акции / рыночная стоимость акции;
• чистый дивиденд — отношение выплаченных и предложенных к выплате дивидендов к числу акций;
• покрытие дивиденда — отношение чистой прибыли за минусом дивидендов по привилегированным акциям к дивидендам по обыкновенным акциям;
• прибыль на акцию — отношение прибыли, приходящейся на владельцев обыкновенных акций, к количеству выпущенных обыкновенных акций;
• дивидендный доход — соотношение дивиденда и рыночной цены обыкновенной акции;
• рыночная цена акции / прибыль на акцию;
• совокупная акционерная доходность — сумма изменения стоимости капитала компании за период в один год и величины дивидендов, выраженная в процентах от начальной стоимости капитала.
До сих пор мы рассматривали однофакторный анализ с использованием финансовых коэффициентов. Данный метод анализа предполагает рассмотрение каждого коэффициента в отдельности, а после того как проведены все необходимые расчеты, коэффициенты сравниваются в их совокупности, и на основе полученных данных аналитик делает квалифицированное заключение о положении компании. В противоположность данному методу многофакторный анализ строится на определенной комбинации некоторых коэффициентов, значение которых взвешивается с помощью особых множителей. В результате рассчитывается количественный индекс, который сравнивают с показателями той же компании за прошлые годы, с показателями других компаний или среднеотраслевыми данными. Многофакторный анализ широко используется для прогнозирования вероятности банкротства компаний (например, модели Э. Альтмана и Р. Тафлера). Однако возможности использования таких моделей на практике часто ограничены территорией региона, по которому собирались сведения о хозяйственной деятельности коммерческих организаций, заложенные в основу данных методик оценки. Кроме того, не стоит забывать о том, что использован-
ные при построении многофакторных моделей исходные данные не оценивались с точки зрения качества содержащейся в них информации, равно как не проверялись в них и прочие типичные характеристики данных.
Анализ движения денежных средств позволяет внешнему пользователю судить о способности компании обеспечить превышение чистых денежных поступлений над платежами. Информационной базой анализа является отчет о движении денежных средств, который состоит из трех разделов, куда включается информация о движении денежных средств согласно источникам данных средств, как то: движение денежных средств по операционной деятельности, движение денежных средств по инвестиционной деятельности и движение денежных средств по финансовой деятельности.
Изучая информацию о движении денежных средств, представленную в данной форме финансовой отчетности, пользователи финансовой информации стремятся прежде всего узнать, способна ли компания обеспечить поступление денежных средств от операционной деятельности. Во вторую очередь аналитик задается вопросом, достаточно ли компании внутренних поступлений для финансирования своей инвестиционной деятельности или же компании следует привлекать внешние заемные средства для этих целей, или наращивать собственный капитал. Соотношение этих трех компонентов движения денежных средств определяется финансовым состоянием компании. Структура потоков денежных средств бурно развивающейся компании будет отличаться от картины движения денежных средств компании, испытывающей финансовые затруднения.
Резюмируя содержание данной статьи, необходимо отметить, что комбинация рассмотренных выше методов финансового анализа с одновременным изучением финансовой отчетности, сформированной в соответствии с МСФО, позволит внешним пользователям должным образом оценить финансовые результаты деятельности и финансовое состояние коммерческой организации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александер Дэвид. Международные стандарты финансовой отчетности: от теории к практике / Дэвид Александер, Анне Бриттон, Энн Йориссен: Пер. с англ.
- М.: Вершина, 2005. - 888 с.
2. Международные стандарты финансовой отчетности.
- М.: Аскери, 2005. - 1064 с.
3. Earl A. Spiller Jr., Phillip T. May. Financial accounting: Basic concepts. - 5th ed. - Boston: Homewood, 1990.
- 899 p.