Научная статья на тему 'Анализ финансового положения на примере бюджетных образовательных учреждений Новосибирского района Новосибирской области'

Анализ финансового положения на примере бюджетных образовательных учреждений Новосибирского района Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
628
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS / BUDGET PERFORMANCE / FINANCING / FINANCIAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кривко Т. С.

Современные условия деятельности образовательных учреждений в Российской Федерации требуют существенного повышения не только к качеству оказываемых услуг, но и к условиям их финансирования. Система финансирования должна учитывать индивидуальные особенности и потребности образовательных учреждений. В статье проведен анализ системы финансирования бюджетных образовательных учреждений Новосибирского района Новосибирской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кривко Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE FINANCIAL POSITION ON THE EXAMPLE OF THE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE NOVOSIBIRSK REGION OF THE NOVOSIBIRSK REGION

Modern conditions of activity of educational institutions in the Russian Federation demand essential increase not only to quality of the rendered services, but also to conditions of their financing. The system of financing has to consider specific features and requirements of educational institutions. In article, the analysis of system of financing of the budgetary educational institutions of the Novosibirsk region of the Novosibirsk region is carried out.

Текст научной работы на тему «Анализ финансового положения на примере бюджетных образовательных учреждений Новосибирского района Новосибирской области»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 332.1

Т.С. Кривко

аспирант,

ФГБОУВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. Современные условия деятельности образовательных учреждений в Российской Федерации требуют существенного повышения не только к качеству оказываемых услуг, но и к условиям их финансирования. Система финансирования должна учитывать индивидуальные особенности и потребности образовательных учреждений. В статье проведен анализ системы финансирования бюджетных образовательных учреждений Новосибирского района Новосибирской области.

Ключевые слова: бюджетные образовательные учреждения, исполнение бюджета, финансирование, финансовый анализ.

T.S. Krivko, Novosibirsk state university of economy and management

THE ANALYSIS OF THE FINANCIAL POSITION ON THE EXAMPLE OF THE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE NOVOSIBIRSK REGION OF THE NOVOSIBIRSK REGION

Abstract. Modem conditions of activity of educational institutions in the Russian Federation demand essential increase not only to quality of the rendered services, but also to conditions of their financing. The system of financing has to consider specific features and requirements of educational institutions. In article, the analysis of system of financing of the budgetary educational institutions of the Novosibirsk region of the Novosibirsk region is carried out.

Keywords: budgetary educational institutions, budget performance, financing, financial analysis.

Каждое бюджетное образовательное учреждение обеспечивает в установленном порядке открытость и доступность документов о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года, плана финансовохозяйственной деятельности с учётом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны. Соответствующие документы размещаются на официальном сайте Федерального казначейства для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях: http://bus.gov.ru/ [1, с. 5].

По данным Управления образования Новосибирского района Новосибирской области выявлено, что типу образовательных учреждений Новосибирского района Новосибирской области наименьшую долю составляют автономные образовательные учреждения, их в районе всего 2 (лицей и детский сад «Колосок»); 25% образовательных учреждений казённого типа (22 детских сада, 6 учреждений дополнительного образования детей и 13 школ); наибольшую долю образовательных учреждений составили бюджетные, их в районе 54 или 72% от общего количества образовательных учреждений. Таким образом, спецификой образовательных учреждений Новосибирского района Новосибирской области является высокая доля (72%) образовательных учреждений бюджетного типа, учрежденных администрацией Новосибирского района Новосибир-

№ 5 (45) - 2015

135

Проблемы экономики и менеджмента

ской области. Большинство бюджетных образовательных учреждений данного района являются школами, расположенными в сельской местности (17 сельских поселений, 1 городское поселение), которые характеризуются невысокой наполняемостью классов (8-12 человек), устареванием материально-технической базы, недостатком квалифицированных кадров, недостатком методического обеспечения, несовершенством управленческой деятельности [8].

Проведём анализ системы финансирования бюджетных образовательных учреждений Новосибирского района Новосибирской области по данным отчетности имеющейся на сайте образовательных учреждений по состоянию на 1 января 2013 г., на примере:

- Муниципального бюджетного образовательного учреждения Плотниковская средняя общеобразовательная школа № 111 (далее - МБОУ Плотниковская СОШ № 111) [5];

- Муниципального бюджетного образовательного учреждения Пашинская средняя общеобразовательная школа № 70 (далее - МБОУ Пашинской СОШ № 70) [6];

- Муниципального бюджетного образовательного учреждения Толмачевская средняя общеобразовательная школа № 61 (далее - МБОУ Толмачевской СОШ № 61) [7].

Анализ финансового обеспечения деятельности бюджетных образовательных учреждений выполнен по данным отчетов о финансово-хозяйственной деятельности нескольких типичных, но разных по комплектности классов бюджетных образовательных учреждений.

Краткая характеристика анализируемых образовательных учреждений представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Краткая характеристика исследуемых бюджетных образовательных

учреждений Новосибирского района Новосибирской области

Показатели МБОУ Плотниковская СОШ № 111 МБОУ Пашинская СОШ № 70 МБОУ Толмачевская СОШ № 61

Адрес школы с. Плотниково, ул. Береговая, 19. п. Садовый, ул. Школьная, 3 с. Толмачево, ул. Советская, 52

Дата создания ОУ 1978 год 1947 год 1962 год

Учредитель Администрация Муниципального образования Новосибирского района Администрация Муниципального образования Новосибирского района Администрация Муниципального образования Новосибирского района

Количество классов 11 16 28

Количество учащихся 152 278 641

Средняя наполняемость классов, чел ./класс 14 17 23

Согласно законодательства Российской Федерации финансовыми ресурсами бюджетных образовательных учреждений могут быть:

- бюджетные ассигнования федерального бюджета, субсидии из муниципального бюджета Новосибирского района на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, а также финансовое обеспечение развития образовательного учреж-

136

№ 5 (45) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

дения в рамках программ, утвержденных в установленном порядке;

- субсидии, предоставляемые образовательному учреждению на иные цели;

- доходы, получаемые от сдачи в аренду имущества образовательного учреждения;

- доходы, получаемые от осуществления иных видов деятельности образовательного учреждения;

- средства спонсоров и добровольные пожертвования;

- иные источники, не запрещенные действующим законодательством.

По рассматриваемым бюджетным образовательным учреждениям Новосибирского района Новосибирской области наиболее значительными финансовыми ресурсами образовательных учреждений из вышеперечисленных источников являются, источники, полученные за счет субсидий на выполнение муниципального задания и субсидий на иные цели.

Как показывает практика фактическое исполнение бюджета по доходам и расходам в бюджетных образовательных учреждениях составляет более 95%, но не превышает 99%, то есть план на 100% не выполняется.

Исследуем данные плана по доходам и расходам, анализируемых бюджетных образовательных учреждений Новосибирского района Новосибирской области, полученных за счет субсидий на выполнение муниципального задания таблице 2.

Таблица 2 - Исполнение плана по доходам и расходам полученных образовательным учреждением за счет субсидий на выполнение муниципального задания

Субсидии на выполнение муниципального задания

План Факт Исполнение

МБОУ Плотниковская СОШ № 111 9153000 8947984,2 97,76

МБОУ Пашинская СОШ № 70 14774078,5 14565650,3 98,59

МБОУ Толмачевская СОШ № 61 24401931,2 24239616,5 99,33

Из таблицы 2 видно, что-то при повышении уровня комплектности школы процент исполнения бюджета по доходам увеличивается. Процент исполнения бюджета по расходам не превышает 100% ни в одном из анализируемых Муниципальных бюджетных образовательных учреждений, что говорит скорее о целевом использовании данного вида субсидий.

План по объемам финансирования за счет субсидий на иные цели выполнен в меньшей доли, чем по субсидиям на выполнение муниципального задания (табл. 3).

Приведём расчет доходов и расходов бюджетных образовательных учреждений в среднем на одного обучающегося (табл. 4).

В итоге выявлена закономерность, что оказание услуг в школе с наименьшим количеством обучающихся обходится государству намного дороже, чем в полнокомплектной школе. Так, если суммарный объем всех расходов поделить на количество учащихся, то получится, что в МБОУ Плотниковской СОШ № 111 расходы в среднем на одного учащегося за 1 месяц составляют фактически 5 619 рублей 05 копеек, тогда как в МБОУ Толмачёвской СОШ № 61 - 3 565 рублей 69 копеек. Такая разница обусловлена, прежде всего, спецификой и наполняемостью школы.

№ 5 (45) - 2015

137

Проблемы экономики и менеджмента

Таблица 3 - Данные по исполнению плана по доходам и расходам бюджетных образовательных учреждений Новосибирского района Новосибирской области, полученных за счет субсидий на иные цели

Субсидии на иные цели

План Факт Исполнение

МБОУ Плотниковская СОШ № 111 1491911 1301161,17 87,21

МБОУ Пашинская СОШ № 70 1951372,06 1931724,72 98,99

МБОУ Толмачевская СОШ № 61 3369332,3 3152916,85 93,58

Таблица 4 - Показатели по доходам и расходам в среднем на одного учащегося бюджетных образовательных учреждений Новосибирского района

Новосибирской области

Показатели МБОУ Плотниковская СОШ J4s 111 МБОУ Пашинская СОШ Ns 70 МБОУ Толмачевская СОШ Ns 61

план факт % исполнения план факт % исполнения план факт % исполнения

Доходывсего 10644911 10 2 49 1 45,37 96,28 16736790,6 16508715 98,64 27806030,6 27427300,4 98,64

Количество учащихся, ед. 149 152 102,01 280 278 99,29 640 641 100,16

Доходына 1 учащегося в среднем за год, руб ./чел. 71 442,36 67428,59 94,38 59774,25 59383,87 99,35 43 446,92 42 7 88,30 98,48

Доходына 1 учащегося в среднемзамесяц, руб./чел. 5953,53 5619,05 94,38 4981,19 49 48,66 99,35 3620,58 3565,69 98,48

Расходы всего 10644911,00 10 2 49 1 45,37 96,28 16736790,59 16508714,98 98,64 27806030,58 27427319,19 98,64

Расходы на 1 учащегося в среднем за год, руб./чел. 71 442,36 67428,59 94,38 59774,25 59383,87 99,35 43 446,92 42 7 88,33 98,48

Расходы на 1 учащегося в среднем замесяц, руб./чел. 5953,53 5619,05 94,38 4981,19 49 48,66 99,35 3620,58 3565,69 98,48

Одной из очевидных проблем школ с небольшим количеством обучающихся Новосибирского района Новосибирской области является недостаток объемов финансирования. Данная проблема в условиях реформирования системы образования может быть решена путем реструктуризации, например, путем присоединения к школе подготовительной группы детского сада.

Кроме того, возможно проанализировать и другие пути решения проблемы финансирования учреждения и рассмотреть возможность активизировать деятельность школы со спонсорами и благотворителями организациями, а также выявить потребности в оказании дополнительных платных образовательных услуг и возможности их предоставления.

Внедрение любых изменений в деятельность Муниципального бюджетного образовательного учреждения Новосибирского района Новосибирской области окажет влияние на финансово-экономическую деятельность.

Список литературы:

1. Жигалов Д.В. Реформирование бюджетной сети: итоги, проблемы, перспективы // Бюджетная политика. - 2013. -№ 3. - С. 5.

2. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru. (дата обращения: 27.03.2015).

3. Лапушинская Г.К. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных учреждений новых типов // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2010. - № 9.

138

№ 5 (45) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_173649/(дата обращения: 25.03.2015).

5. Сводная информация о Муниципальном бюджетном образовательном учреждении Плотниковская средняя общеобразовательная школа № 111 [Электронный ресурс]. - URL: http://s_111_plotn.nov.edu54.ru/(дата обращения: 30.03.2015).

6. Сводная информация о Муниципальном бюджетном образовательном учреждении Пашинская средняя общеобразовательная школа № 70 [Электронный ресурс]. -URL: http://site-70.umi.ru/market/flnansovo-ekonomicheskaya_deyatel_nost/(дата обращения: 30.03.2015).

7. Сводная информация о Муниципальном бюджетном образовательном учреждении Толмачевская средняя общеобразовательная школа № 61 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.s_61_tolm.nov.edu54.ru/p57aa1.html (дата обращения: 30.03.2015).

8. Сводная информация о государственных (муниципальных) учреждениях [Электронный ресурс]. - URL: www.bus.gov.ru (дата обращения: 30.03.2015).

№ 5 (45) - 2015

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.