Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru УДК 371.11
Финансовая грамотность руководителя образовательной организации
С. Н. Жаданов
Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск
Ю. К. Кудашкина
Средняя общеобразовательная школа № 57, г. Иркутск
А.НН°тация. Современная модель финансового обеспечения образо-
вательных учреждений потребовала новых подходов к управлению финансовыми ресурсами. Умение правильно перераспределять и экономно расходовать бюджетные средства, поддерживать финансовую устойчивость организации объективно формируют новый уровень финансовой грамотности руководителя в сфере образования.
Ключевые
слова: финансовая грамотность, модель финансового обеспе-
чения, план финансово-хозяйственной деятельности, бюджетные средства, приносящая доход деятельность, управленческие решения.
Размышляя о роли директора современной школы, непроизвольно начинаешь рассуждать об ответственности как о чём-то первостепенном, самом главном, что определяет стержень этой профессии. Словно бремя ответственности является господствующим фактором над всей совокупностью управленческих действий, которые должен выполнять человек, имеющий данный статус. Конечно, ожидаемо, что практика управления в условиях высокой ответственности может быть подвержена чувству тревоги и постоянного напряжения, скованности инициативы. В реальности же у представителей директорского корпуса доминирует оптимистичное и инициативное отношение к процедуре принятия решений, которая требует целенаправленности, собранности, постоянной готовности к активному реагированию на вызовы.
Вместе с тем не вызывает сомнений, что ответственность выступает как определитель поведения руководителя. Но по характеру это не груз, а стимул к деятельности. На этом фоне слова официального юридического
документа - Федерального закона от 29.12.2012 Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации»: «Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации...» (ст. 26) - звучат как символ уверенности, твёрдости, всесторонней взвешенности управленческих решений [3].
Учебная нагрузка, заработная плата, штатное расписание, контроль и анализ образовательного процесса и результатов деятельности коллектива - это весомая, но только часть тех действий, реализация которых должна быть подкреплена финансовыми ресурсами. И здесь существенную роль начинает играть такое качество руководителя, как финансовая грамотность.
Содержание данного понятия претерпело кардинальные изменения, сформировалась новая парадигма управления финансовыми ресурсами в образовательных учреждениях. Первым шагом на пути институциональных изменений стало принятие Федерального закона от 08.05.2010 № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [2]. Появились новые финансовые механизмы функционирования учреждений: финансовое обеспечение государственных (муниципальных) заданий, нормативное подушевое финансирование и другие. Федеральный закон от 29.12.2012 Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации» регламентировал особенности финансового обеспечения в сфере образования [3]. Законы сформировали новую модель финансового обеспечения образовательных учреждений, которая реализует прямую связь между расходами и образовательными результатами. С этого момента любое образовательное учреждение начинает функционировать в условиях управления не затратами, а результатами. Если ранее факт существования школы был причиной для её финансирования, то в новых условиях основанием к получению бюджетных средств становится наличие государственного (муниципального) задания на реализацию образовательных программ. Сущность финансового обеспечения состоит в получении субсидий на выполнение госзадания, которое определяет требования к составу, объёму и качеству деятельности учреждения, т. е. результату. Таким образом, финансовая грамотность руководителя характеризуется параметрами другого уровня. А именно - правильно распределить, организовать движение и использование бюджетных средств в рамках всего учебного года. Поэтому новая модель финансового обеспечения потребовала и нового планирования. План финансово-хозяйственной деятельности стал главным документом, на основании которого осуществляется финансовая деятельность учреждения. Приказ Министерства финансов РФ от 29.08.2016 г. № 142н изменил правила составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), тем самым расширил требования к финансовым компетенциям руководителя. По сути, изменения в планировании разворачивают руководителя к обоснованию, расчёту и, как следствие, к прогнозированию расходов бюджетных средств. Акцент в управлении финансами делается на умение правильно перераспределять и экономно расходовать средства, а не на снижение затрат. Финансовая устойчивость должна выступать гарантом того, что организация достигнет поставленных целей, будет работать без срывов с необходимым ресурсом бюджетных средств.
Перечисленные новации в финансовом управлении образовательными учреждениями не исчерпывают всей картины новой модели финансового обеспечения. Вместе с тем дают ориентиры общего тренда изменений и требований к финансовой грамотности руководителя образовательной организации. Если относиться к финансовой грамотности как особому виду деятельности, то для её осуществления необходимы знания и умение их применять. Это знание основ финансового менеджмента, бухгалтерского учёта и законодательства. Управленческие решения руководителя требуют согласования с правилами бухгалтерского учёта и юридически обоснованного целевого использования бюджетных средств. Тем самым объективно формируется необходимость экономической и правовой компетенции директора как единоличного исполнительного органа образовательной организации. Задача функционирования и развития учреждения является приоритетной, но она должна быть вписана в правовое поле и общепринятую систему учёта и документооборота. Грамотность заключена в опоре управленческого решения на бухгалтерскую и юридическую позицию.
Может возникнуть впечатление, что это невозможно или очень затруднительно реализовать. Ведь речь идёт практически о трёх профессиях. Каждая обладает своей системой знаний, ценностей, закономерностей и т. д. Однако представляется, что в этом нет необходимости. Знаний вполне достаточно на уровне «иметь представление». А вот методический подход к выработке управленческого решения должен не только учитывать, но и генерировать опыт сочетания бухгалтерских и юридических позиций.
Финансовая грамотность руководителя образовательной организации - это не столько сумма знаний (хотя это не помешает), сколько метод (способ) формирования грамотного управленческого решения.
Финансовая грамотность - это умение вырабатывать рациональные, взвешенные решения в вопросах управления финансами на основе эффективного планирования финансово-хозяйственной деятельности, сочетания требований бухгалтерского учёта и бюджетного законодательства в интересах функционирования и развития образовательной организации.
Своеобразной лакмусовой бумагой, указывающей на эффект финансовой грамотности руководителя, является уровень развития «приносящей доход деятельности» в образовательном учреждении. В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса «Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами.» [1]. ФЗ-83 от 08.05.2010 г. наделяет этим правом автономные и бюджетные учреждения и предоставляет возможность ведения такой деятельности казённым учреждениям (ст. 5) [2].
Финансовое состояние школы определяется эффективностью использования всех элементов процесса труда: зданий, учебного оборудования и самого педагогического труда. «Приносящая доход деятельность» - инструмент самостоятельного поиска новых финансовых источников на пути эффективного хозяйствования. Деятельность руководителя в этом поле - проявление «высшего пилотажа» финансового менеджмента.
Примером успешных практик по реализации данной правовой нормы является опыт организации финансово-хозяйственной деятельности директора МБОУ г. Иркутска СОШ № 57.
В теории и практике основные функции по финансовому управлению учреждения несут руководитель и бухгалтер. Однако нередко в этом тандеме можно увидеть признаки «холодной войны». От того, насколько им удастся выстроить эффективное взаимодействие друг с другом как на формальном, так и на человеческом уровне, часто зависит благополучие, а то и судьба организации. В нашем случае - руководитель и бухгалтер говорят на одном языке, бухгалтер и руководитель понимают, кто что делает и за что отвечает.
Поэтому вопрос о внебюджетных источниках доходов был проработан с особой тщательностью и основывался на реалистичных позициях. Тем более что у бюджетных учреждений есть экономические стимулы для ведения приносящей доход деятельности - доходы, полученные от такой деятельности, и приобретённое за счёт дополнительных средств имущество поступят в их самостоятельное распоряжение. Успешно был решён вопрос и о связи этой деятельности с уставными целями. В итоге сформировался следующий пакет видов деятельности: платные образовательные услуги, аренда помещений и спортивных объектов, экономия на коммунальных услугах.
Оказание платных образовательных услуг проводилось в соответствии со следующей нормативной базой:
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
- постановление администрации города Иркутска от 08.07.2016 N° 031-06-647/6 «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 25.11.2014 № 031-06-1396/14»;
- Школьное положение «Об оказании платных образовательных услуг в МБОУ г. Иркутска СОШ № 57».
Были разработаны и реализованы образовательные программы «Школа раннего развития детей» и «Школа классического танца». Доходы от платных образовательных услуг составили в 2014 году - 259 167,12 руб., 2015 - 285 407,10 руб., 2016 - 615 245,00 руб. В сумме за три года школа получила - 1 159 819,2 руб.
Аренда школьных помещений и спортивных объектов предоставлялась: РОО «Федерация плавания Иркутской области "Байкал"», Спортивной секции «Плавание», ГФСОО «Федерация Комплексного Единоборства г. Иркутска, Спортивному клубу «Феникс», Межрегиональной общественной организации «Национальная Федерация Каратэ-до Фудокан», спортивной секции «Карате-До», Негосударственному учреждению дополнительного образования «Лёгкая школа» - Школе английского языка. Доходы в 2014 году составили - 227 296,64 руб., 2015 - 310 777,63 руб., 2016 - 441 619,04 руб.
За счёт экономии бюджетных средств на оплату коммунальных услуг в 2014 году было получено - 368 563,81 руб., в 2015 - 113 324,44 руб., 2016 - 233 578,84 руб.
Особый вид деятельности - безвозмездная аренда спортивных объектов (бассейна и спортивного зала) образовательным организациям МБОУ «ДЮСШ № 5», МБОУ «ДЮСШ № 4» позволили расширить диапазон услуг дополнительного образования для учащихся школы.
Сильная сторона технологии финансовых решений руководителя школы состоит в том, что, единожды разработав формы отчетов и других внутренних документов, организация использует их уже на протяжении трёх лет.
Школа придерживается принципов открытости и прозрачности, ежегодно
проходит аудиторскую проверку финансовой деятельности, ежегодно публикует и размещает годовой отчёт. Это является необходимым условием доверия к руководству со стороны родителей учащихся.
Всё, что удалось благодаря финансовым решениям привлечь в денежном виде, - было преобразовано в форму программной образовательной цели. Предоставить учащимся широкий выбор современных программ дополнительного образования путём модернизации инфраструктуры и внедрения эффективных моделей организации дополнительного образования.
В 2016 году 30 % детей СОШ № 57 обучались по дополнительным образовательным программам. Благодаря способности образовательного учреждения оказывать образовательные услуги, соответствующие современным запросам учащихся.
В заключение необходимо подчеркнуть, что грамотное применение новых финансово-экономических механизмов меняет характер экономических отношений на уровне организации, делает школу поистине автономной в реализации образовательных целей. Критерием эффективности управления становится степень удовлетворения потребностей учащихся в новых образовательных услугах. Подобная трансформация образовательных отношений возможна, когда руководитель рационально использует возможности самостоятельно распределять бюджетное финансирование на реальные нужды школы, активно ищет новые финансовые источники и стремится аккумулировать ресурсы на развитие и модернизацию материально-технической базы, совершенствование методического обеспечения и внедрение инновационных педагогических технологий.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 [Электронный ресурс] : принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. // КонсультантПлюс : сайт. - URL: http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 01.06.2017).
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений [Электронный ресурс] : федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 // Гарант : сайт. - URL: http://base.garant.ru/12175589/#friends (дата обращения: 15.05.2017).
3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 // КонсультантПлюс : сайт. - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.05.2017).
The Financial Literacy of a Head of the Educational Institution
S. N. Zhadanov
Institute of Education Development of Irkutsk Region, Irkutsk
Y. K. Kudashkina
Scecondary school № 57, Irkutsk
Abstract. The modern model of financial provision of educational institutions required new approaches to the financial resources management. The proficiency in correct redistributing and efficient spending the budget funds, maintaining the financial stability of the organization forms a new level of financial literacy of the manager in the field of education.
Keywords: financial literacy, the model of financial provision, the plan for financial and economic activities, budgetary funds, income-generating activities, management decisions.
Жаданов
Сергей Николаевич
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления
Институт развития образования Иркутской области
670007, г. Иркутск, ул. Красноказа-чья, 10-А
тел.: 8(3952)500904 e-mail: [email protected]
Кудашкина
Юлия Константиновна
учитель истории и обществознания, директор СОШ№ 57
664048, г. Иркутск, ул. Ярославского, 380
тел.: 8(3952)442804 e-mail: [email protected]
Zhadanov Sergey Nikolaevich
Candidate of Sciences (Economy), Associate Professor, Associate Professor of the Economics and Management Department
Institute of Education Development of Irkutsk Region
10-A Krasnokazachiya St, Irkutsk, 664007
tel.: 8(3952)500904 e-mail: [email protected]
Kudashkina
Yuliya Konstantinovna
Teacher of History and Social Studies, Head of School № 57
380 Yaroslavskogo St, Irkutsk, 664048
tel.: 8(3952)442804
e-mail: [email protected]