Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ РЫНКА ГОТОВОЙ ЕДЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ'

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ РЫНКА ГОТОВОЙ ЕДЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВАЯ ЕДА / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ / PEST-АНАЛИЗ / READY-MADE FOOD / CATERING / FOOD RETAIL / PEST-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пьянков В.В., Белов А.Е.

В данной статье рассмотрены основные тенденции рынка готовой еды Пермского края, дана оценка перспектив развития отрасли в среднесрочной перспективе. Представлены результаты проведенных маркетинговых исследований автора с привлечением экспертов рынка готовой еды, а также разработаны возможные стратегии реагирования на влияние факторов внешней среды на примере компании «Киты Еды».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EXTERNAL ENVIRONMENTAL FACTORS MARKET PREPARED FOOD OF PERM REGION

This article describes the main trends of ready-made food market in the Perm region, assesses the prospects of the development of the industry in the medium term. The results of the author's marketing research with the involvement of experts of the ready-made food market are presented. Possible strategies of response to the influence of environmental factors are developed on the example of "Kity Edy" company.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ РЫНКА ГОТОВОЙ ЕДЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ»

УДК 330.3

Пьянков В. В., к. э. н.

доцент кафедра маркетинга Белов А.Е. студент 2 курса магистерская программа «Инновационные маркетинговые технологии» Пермский государственный национальный исследовательский университет Россия, г. Пермь АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ РЫНКА ГОТОВОЙ ЕДЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные тенденции рынка готовой еды Пермского края, дана оценка перспектив развития отрасли в среднесрочной перспективе. Представлены результаты проведенных маркетинговых исследований автора с привлечением экспертов рынка готовой еды, а также разработаны возможные стратегии реагирования на влияние факторов внешней среды на примере компании «Киты Еды».

Ключевые слова: готовая еда, общественное питание, продуктовый ритейл, pest-анализ

Pyankov V., candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Marketing, Perm State National Research University

Russia, Perm

Belov A. 2nd year student of the master's program "Innovative marketing technologies" Perm State National Research University Russia, Perm ANALYSIS OF EXTERNAL ENVIRONMENTAL FACTORS MARKET PREPARED FOOD OF PERM REGION

Abstract: This article describes the main trends of ready-made food market in the Perm region, assesses the prospects of the development of the industry in the medium term. The results of the author's marketing research with the involvement of experts of the ready-made food market are presented. Possible strategies of response to the influence of environmental factors are developed on the example of "Kity Edy" company.

Keywords: ready-made food, catering, food retail, pest-analysis

Региональный рынок общественного питания растет уверенными темпами: регулярно открываются новые заведения - кафе, рестораны, пиццерии, бургерные и т.д. В 2017 году общий оборот общественного питания в Пермском крае составил 23623,8 млн. рублей [1]. Отрасли, связанные с продажей готовой еды, привлекательны для новых игроков. В свою очередь продуктовые ритейлеры региона также не остаются в стороне,

развивая продажи готовой еды в своих розничных торговых точках.

Индекс физического объёма оборота общественного питания в январе -апреле 2018 года к январю-апрелю 2017 года составил 92,1 процента, что говорит о снижении спроса населения на питание в заведениях общественного питания. В то же время оборот розничной торговли (доля продовольственных товаров в структуре оборота составляет 47,2%) в январе-апреле 2018 года к январю-апрелю 2017 составила 103,7% [3]. В условиях затяжного снижения реальных доходов населения, потребитель вынужден рационально распределять свои финансовые средства - в первую очередь перераспределяя финансы на покупку товаров первой необходимости, основную долю которых занимают продукты питания.

Международное исследование, проведенное компанией ОБК, показало, что в среднем в России на приготовление домашней еды жители тратят около 6,5 часов в неделю [4]. Кроме того, существенное время будет затрачено и на сопутствующие процессы - выбор и покупку продуктов питания, мытье посуды. В поисках решений по оптимальному распределению свободного времени, у населения Пермского края есть несколько возможных альтернатив приготовлению домашней еды:

1. Питаться в заведениях общественного питания;

2. Заказывать доставку еды на дом или рабочее место;

3. Увеличивать долю полуфабрикатов в своей потребительской корзине;

4. Приобретать уже готовую еду в продуктовых магазинах.

В 2015 году, в г. Пермь, группа компаний «ЭКС» объявила о запуске бренда «Киты Еды» [5], который на сегодняшний день позволяет жителям Пермского края делать свой выбор по любой из обозначенных выше альтернатив, являясь одним из лидеров рынка готовой еды Пермского края. Изначально, выпуск готовой еды было вспомогательным фирменным производством для сети продуктовых магазинов «СемьЯ» (82 торговые точки в Пермском крае [6]), также являющуюся активом группы компаний «ЭКС».

Компания постепенно развивалась и выросла в самостоятельную бизнес-структуру. Под брендом «Киты Еды» выпускаются салаты, готовые горячие блюда, торты и кондитерские изделия, хлеб, выпечка, мясные и рыбные полуфабрикаты. На сегодняшний день производитель располагает семью производственными площадками, расположенными в Перми, Краснокамске, Соликамске, Березниках. Продукция компании реализуется в крупных торговых сетях: «Семья» и «Ашан». Обладая обширными производственными цехами, компания «Киты Еды» стала развивать бизнес и в розничном направлении, запустив сначала собственную доставку готовой еды, а потом и открыв сеть кафе под своим брендом. Компания позиционирует свои розничные заведения как гастро-бары и на сегодняшний день имеет 6 собственных точек общественного питания [7].

Собственное фирменное производство готовой еды есть и у других

крупных продуктовых ритейлеров Пермского края - сеть супермаркетов «Перекресток», входящая в X5 Retail Group (7 торговых точек в г. Пермь [8]); гипермаркет «Лента» (2 торговые точки в г. Пермь [9]), гипермаркет «Ашан» [10].

Исследуя маркетинговую среду рынка готовой еды Пермского края, важно выявить рыночные тренды, которые повлияют на отрасль в обозримом будущем (3-5 лет). Для этой задачи использован метод PEST-анализа, суть которого заключается в выявлении политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды [11]. Для генерации потенциальных событий и оценки влияния факторов на отрасль, были проведены интервью с рыночными экспертами - двумя представителями менеджмента компаний «Киты Еды» и одним представителем компании «Лента».

На первом этапе экспертами были сформулированы возможные проявления факторов макросреды и адекватную ответную реакцию на них со стороны рыночного игрока. Сводные результаты представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Факторы внешней среды рынка готовой еды Пермского

края

Фактор Проявление Возможные ответные меры

Политические факторы

Ограничения на ввоз импортного оборудования и сырья Рост цен на зарубежное оборудование и сырье, увеличение себестоимости продукции Поиск новых поставщиков на отечественном рынке и в странах-партнерах

Налоговая политика Повышение налоговой нагрузки на бизнес, глобальный рост цен Увеличение себестоимости

Правовое регулирование отрасли Развитие нормативно- правовой базы, оздоровление рынка Разработка и поддержание высоких стандартов качества, выход на региональные и мировые рынки сбыта

Экономические факторы

Затяжное падение реальных доходов населения Снижение покупательской способности населения Фокусирование на приоритетных сегментах рынка

Закрытость экономики Ограничение конкуренции, «холодный» инвестиционный климат в отрасли Поиск свободных ниш, внедрение в бизнес передовых зарубежных технологий

Рост мировых цен на нефть и газ Увеличение располагаемых доходов населения, повышение покупательской способности Наращивание производства, выход на новые рынки

Социокультурные факторы

Неустойчивый рынок труда Дефицит квалифицированных специалистов на рынке труда, отток работников, кадровый голод Совершенствование системы мотивации персонала, совместные программы с учебными заведениями по привлечению молодых специалистов, автоматизация труда

Изменение потребительских предпочтений Рост популярности пищевых субкультур (вегетарианство, сыроедение и др.) Производство новых видов продукции

Развитие культуры потребления Повышение требований к качеству продукции и уровню сервису Изменение стандартов качества, повышение квалификации персонала

Ускорение ритма жизни в городах Изменение распорядка дня, мобильность населения Развитие сбытовой сети

Технологические факторы

Технологическое отставание отрасли Плохая совместимость качественного импортного оборудования с местной инфраструктурой бизнеса Обновление производственных мощностей, увеличение амортизационных отчислений

НТП Появление нового оборудования, материалов, технологий Обновление оборудования, финансирование исследовательских проектов и разработок, патентование

1Т-технологии и искусственный интеллект Появление технологических ноу-хау, способных заменить часть персонала Автоматизация труда

На втором этапе исследования эксперты оценили силу влияния каждого из факторов на бизнес, а также вероятность проявления фактора внешней среды в среднесрочной перспективе (3-5 лет). Влияние фактора оценивалось по шкале - от 1 до 3, где 1 - слабое влияние, 2 - умеренное влияние, 3 - сильное влияние. Вероятность наступления фактора оценивалась по шкале - от 1 до 5, где 1 - ничтожная вероятность, 5 -высокая вероятность. Основываясь на экспертных оценках и с учетом степени влияния каждого из событий в таблице 2 рассчитана взвешенная средняя оценка.

Взвешенная средняя оценка является произведением средней оценки вероятности влияния фактора к силе влияния, деленной на общую сумму силы влияния всех факторов. Чем выше взвешенная средняя оценка, тем большее внимание следует уделить нейтрализации данного фактора внешней среды. Результаты второго этапа исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2. Влияние внешней среды на рынок готовой еды Пермского

края

Факторы Сила Направ Эксперты Средня Взвешенна

влияни ленност (вероятность я я средняя

я ь влияния) оценка оценка

фактора влияния Э1 Э2 Э3

Политические факторы

Ограничения на ввоз 3 - 3 2 3 2,7 0,25

импортного оборудования и сырья

Налоговая политика 2 - 3 3 4 3,3 0,20

Правовое 2 + 3 2 3 2,7 0,16

регулирование отрасли

Экономические факторы

Затяжное падение 3 - 4 5 5 4,3 0,39

реальных доходов

населения

Закрытость экономики 1 - 3 4 2 3 0,09

Рост мировых цен на 2 + 4 4 3 3,7 0,22

нефть и газ

Социокультурные факторы

Неустойчивый рынок 2 - 3 2 4 3 0,18

труда

Изменение 3 - 5 3 5 4,3 0,39

потребительских

предпочтений

Развитие культуры потребления 2 + 4 4 4 4 0,24

Ускорение ритма 3 + 5 5 4 4,7 0,43

жизни в городах

Технологические факторы

Технологическое 3 - 3 5 4 4 0,36

отставание отрасли

НТП 2 + 4 3 3 3,3 0,20

1Т-технологии и 2 + 4 4 3 3,7 0,22

искусственный

интеллект

Итого 33 X X X X X X

Проведенный анализ позволил выделить наиболее значимые факторы, оказывающие воздействие на рынок готовой еды внешней средой. По мнению экспертов, ускорение ритма жизни в городах и изменение потребительских предпочтений положительно влияют на развитие отрасли. Среди негативных факторов, на взгляд специалистов, можно выделить падение доходов население, а также технологическое отставание рынка в целом. Для выработки дальнейших стратегических действий компании на рынке, необходимо оценить влияние сильных и слабых сторон фирмы на возможности и угрозы, продиктованные внешней средой, уделяя особое внимание слабым сторонам бизнеса, ведь они значительно усиливают

рыночные угрозы.

Использованные источники:

1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. Динамика оборота общественного питания. [Электронный ресурс]. URL: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/permstat/resources/dfc7a3004c 88fa89be66bf915ce0328a/13.2.html (дата обращения: 02.06.2018 г.)

2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. Оборот общественного питания по Пермскому краю в 2018 году. [Электронный ресурс] URL: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/permstat/resources/314ca3804f 2000bb97019f149d0ea7d8/13ind-pit.html (дата обращения: 02.06.2018 г.)

3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. Динамика оборота розничной торговли. [Электронный ресурс] URL: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/permstat/resources/5fecdd804c 8a29ea87489f915ce0328a/13.1.html Дата обращения: 02.06.2018 г.

4. Press release. В каких странах больше всего любят готовить? [Электронный ресурс]. URL: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/v-kakikh-stranakh-bolshe-vsego-ljubjat-gotovit/ (Дата обращения: 02.06.2018 г.)

5. КоммерсантЪ. Оставляет жевать лучшего. [Электронный ресурс]. URL: https ://www.kommersant.ru/doc/2718381 (Дата обращения: 02.06.2018 г.)

6. Официальный сайт «Семья». О компании. [Электронный ресурс]. URL: https://www.semya.ru/about-company/ (Дата обращения: 02.06.2018 г.)

7. Официальный сайт «Киты Еды». Наши кафе. [Электронный ресурс]. URL: http://китыеды.рф/shops/ (Дата обращения: 02.06.2018 г.)

8. Официальный сайт «Перекресток». Адреса магазинов сети «Перекресток». [Электронный ресурс]. URL: https ://www.perekrestok.ru/ shops (Дата обращения: 02.06.2018 г.)

9. Официальный сайт «Лента». Гипермаркеты. [Электронный ресурс]. URL: https://prm.lenta.com/gipermarkets/ (Дата обращения: 02.06.2018 г.)

10. Официальный сайт «Ашан». Гипермаркет Ашан Сити Спешилова. [Электронный ресурс]. URL: https://www.auchan.ru/ru/spesh_info (Дата обращения: 02.06.2018 г.)

11. Powerbranding. PEST анализ: разбираем подробно. [Электронный ресурс]. URL: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/pest/ (Дата обращения: 02.06.18 г.)

12.Пермский международный марафон. [Электронный ресурс]. URL: https://permmarathon.ru/ (Дата обращения: 02.06.18 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.