Анализ факторов, влияющих на прогнозирование пассажиропотока и спрос на
пассажирские перевозки Analysis of factors affecting passenger traffic forecasting and demand for passenger
transportation
Ь й московский ар шпчкш ^¡¡куйш
DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10885
Выскребенцев И.С.,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Уральский государственный университет путей сообщения Vyskrebentsev I. S.
Аннотация. Транспортная деятельность зависит от развития других отраслей экономики, она связана с социально-экономическим развитием страны. Поэтому при прогнозировании экономического развития страны важно оценить прямое и косвенное влияние транспортной системы и ее отдельных отраслей на социально-экономические секторы страны или региона. В данной статье анализируются методологические аспекты оценки социально-экономических воздействий на прогнозирование пассажиропотока и спроса на пассажирские перевозки.
Summary. Transport activity depends on the development of other sectors of the economy, it is connected with the socio-economic development of the country. Therefore, when forecasting the economic development of a country, it is important to assess the direct and indirect impact of the transport system and its individual sectors on the socio-economic sectors of the country or region. This article analyzes the methodological aspects of assessing the socio-economic impact on forecasting passenger traffic and demand for passenger transportation.
Ключевые слова: прогнозирование пассажиропотока, спрос на пассажирские перевозки, социально-экономические факторы влияния.
Keywords: passenger traffic forecasting, demand for passenger transportation, socio-economic factors of influence.
Современные тенденции развития железнодорожного транспорта испытывают растущий спрос на пассажирские перевозки. Кроме того, быстрый рост транспортных технологий и политических инициатив по предоставлению комплексных транспортных услуг подчеркивают необходимость разработки и внедрения системных подходов. Такие
подходы позволяют выявить тенденции спроса на пассажирские перевозки, а также взаимосвязи взаимодополняемости и замещения альтернативных видов транспорта.
Точное прогнозирование совокупного спроса на пассажирские перевозки, а также конкурентные (или замещающие) и взаимодополняющие отношения между видами транспорта являются необходимыми элементами планирования, проектирования, оценки и регулирования транспортных систем и цепочек поставок. С точки зрения финансового планирования, оценка ожидаемого потребительского спроса представляют собой важнейший элемент всех мероприятий по планированию и прогнозированию, направленных на повышение прибыльности транспортной инфраструктуры.
В экономике в целом, как и в экономике транспорта, наиболее распространенным способом измерения чувствительности одной переменной к другой является «эластичность», которая, в частности, представляет собой число, указывающее процентное изменение, которое произойдет в одной переменной (например, спрос на пассажиров) в ответ на 1-процентное увеличение другой переменной (например, цена, время и т. д.).
Существуют различные типы эластичности спроса на пассажирские перевозки: - Ценовая эластичность спроса - это процентное изменение спроса на пассажиров определенного вида транспорта в результате 1 -процентного увеличения его цены. Считается, что пассажиры с более высоким доходом, как правило, менее чувствительны к ценам и более чувствительны к качеству обслуживания, таким как время в пути, комфорт и удобство.
Качество транспорта часто измеряется временем. Как и в случае с ценой, увеличение времени (замедление транспортировки) приведет к снижению спроса. Это называется временной эластичностью спроса. Другой подход заключается в «переводе» времени в денежную величину («ценность времени»), и тогда ценовая эластичность может быть использована для оценки эластичности, связанной со временем.
Другие транспортные качества не поддаются измерению, такие как безопасность, комфорт, усилия и т. д. В нескольких исследованиях эти факторы переведены либо в эквивалентное время в транспортном средстве, либо в денежные значения, и для оценки воздействия можно использовать временную или ценовую эластичность.
Эластичность цены и времени отрицательна: спрос будет уменьшаться по мере увеличения тарифов или времени поездки.
- Когда эластичность больше абсолютной величины, спрос называется эластичным: процентное снижение спроса больше, чем процентное увеличение цены или времени. При параметре упругости, меньшем абсолютной величины, этот фактор называется неупругим.
- При полностью неэластичном спросе (эластичность = 0) потребители будут покупать фиксированное количество товара, независимо от его цены или качества.
- Перекрестная эластичность - это процентное изменение спроса в одном режиме, возникающее в результате 1 -процентного увеличения цены или времени в другом режиме. Поперечная эластичность складывается из эластичности другого режима, умноженной на скорость замещения, где замещение зависит от относительной доли режима и факторов отвлечения. Если виды транспорта являются взаимодополняющими видами транспорта, то увеличение цены или времени пути одного вида транспорта приведет к соответствующему снижению спроса на другой вид транспорта.
Существует множество факторов, которые могут повлиять на чувствительность спроса, и фактическое значение будет сильно варьироваться в зависимости от цели поездки, дохода и т. д. Как правило, спрос более эластичен в долгосрочной перспективе, т.к. пользователям требуется время, чтобы изменить свои транспортные привычки.
Многие факторы могут повлиять на спрос пассажирских перевозок, включая демографию, качество объектов транспорта, стоимость билета и др. В таблице приведены различные факторы, влияющие на спрос пассажирских перевозок, которые следует учитывать при прогнозировании пассажиропотока.
Таблица 1- Факторы, влияющие на формирования спроса на пассажирские
перевозки
Демограф ическне Экономические Стоимость билета Качество обслуживания
Плотность населения Количество рабочих мест Цены на топливо и наюги Относительная скорость движения и задержка сообщения
Возраст и жизненный цикл Доходы населения Транспортные налоги и сборы Надежность транспортной сети
Образ жизни Деловая активность Дорожные сборы Комфорт перевозки
Предпочтения Грузовые перевозки Плата за парковку Транспортная безопасность
Туристская деятельность Страхование
Спрос на услуги пассажирского транспорта зависит от различных социально-экономических явлений, хара ктеризующихся определенными макроэкономическими показателями. Результаты этих факторов определяются возможностями и средствами
передвижения, выбранными пассажирами для удовлетворения своих потребностей в перевозке.
Для оценки взаимосвязи пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и макроэкономических процессов страны или региона анализируются следующие социально-экономические показатели:
- ВВП на душу населения;
- доходы населения;
- эмигрировавшее население;
- потребительские расходы населения;
- уровень безработицы;
- население пенсионного возраста;
- общая среднегодовая численность населения;
- среднегодовое сельское население;
- длина сообщения;
- автомобили на 1000 жителей.
При проведении прогнозирования пассажирских используют основные показателями циркуляции пассажиров:
- пассажирооборот всех видов транспорта, чел. / км,
- протяженность железных дорог,
- железнодорожный пассажиропоток, пассажиров в км,
- пассажиропоток внутреннего железнодорожного транспорта, пассажиров на км пути.
Пассажирские перевозки помимо экономической функции, выполняют решения и социальных задач населения. Пассажирское сообщение обеспечивает необходимость удовлетворения потребностей в работе, повседневном, досуговом и туристическом общении. Правильно выстроенная инфраструктура пассажирских перевозок стимулирует мобильность граждан, позволяет компаниям рассредоточить производственные подразделения в едином пространстве. рациональный путь, позволяющий развивать региональный экономический рост, специализацию и т.д.
Социальный эффект, связанный с обслуживанием пассажиров измеряется с помощью экспертной оценки. Для этого могут быть использованы такие качественные показатели, как: время в пути, безопасность в пути, надежность, комфорт, досягаемость транспортного средства, качество обслуживания на станциях, информационное обслуживание и т.д.
Модели спроса на пассажирские перевозки используются для прогнозирования влияния факторов на поведение пассажиров.
Классические модели, как правило, фокусируются на определенных факторах и упускает из вида другие факторы, в частности качественные факторы, связанные с комфортом перевозки. Классическое планирование имеет тенденцию к рассмотрению относительно ограниченного набора переменных спроса, и поэтому часто не удается передать полный спектр вариантов, которые могут быть использованы для воздействия на спрос. Более детальный анализ спроса показывает более широкий спектр возможностей вариантов для решения программ прогнозирования.
Расширенный анализ спроса учитывает широкий спектр факторов, влияющих на транспортную активность. Одним из важнейших показателей социально-экономической эффективности пассажирских перевозок является величина экономии времени в пути. Считается, что от 30 до 80 % общей выгоды транспортного сообщения связано с сокращением времени в пути. Поэтому при планировании спроса на пассажирские перевозки одним из наиболее важных показателей эффективности пассажирского транспорта считается ускорение пассажирских перевозок.
Для измерения корреляции между выбранными социально-экономическими и транспортными показателями используется кластерный анализ и составляется таблица коэффициентов парной корреляции, исключающая коллинеарные факторы. Таким образом, выявляются ключевые экономические и социальные факторы, влияющие на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Сила взаимосвязи между признаками измеряется значениями коэффициентов линейной корреляции. Регрессионные модели результирующих и факторные атрибуты легко выбираются из списка выбранных факторов, используя метод множественной регрессии и статистические программы.
Рассмотрим пример алгоритма краткосрочного прогноза пассажиропотока. Задача краткосрочного прогнозирования заключается в определении значения пассажиропотока уОп+О, у0«+2),..., если известны значения уО^), у^2),...,у0«) и значения факторов, влияющие на прогнозное значение потока в моменты 10, ..Дп, и в моменты ^+1, ^+2.
Представим эти факторы в виде матрицы 1Ф1:
того месяца 1-того года. Величины 1, 1, _], к, I имеют следующие значения:
- 1 - 1, 2, .... , S.
- ] - 1, 2, ..., 24.
- 1 - 1, 2, ..., 30, 31.
- к - 1, 2, ..., 11, 12.
- I - 1, 2, ..., Т.
Состав исходных факторов включает:
- Ф1 - отражает час дня.
- Ф2 - признак типа дня. В отношении этого фактора была принята следующая система кодирования: 1 - послепраздничные и послевыходные дни, 2 - полные рабочие дни недели, 3 - выходные, 4 - суббота, 5 - праздничные дни, 6 - воскресенье, 7 -предвыходные дни, 8 - предпраздничные дни.
- Фз - признак месяца.
- Ф4 - признак декады внутри месяца.
- Ф5 - признак новизны информации.
- Фб - средняя температура воздуха для суток, отстоящих от прогнозного дня на 24 часа.
- Ф7 - то же для суток, отстоящих на 48 часов.
- Ф8 - средняя температура воздуха в прогнозные сутки.
- Ф9, Фю - соответственно осадки для суток, отстоящих от прогнозных на 24 и 48 часов.
- Ф11 - количество осадков в сантиметрах для прогнозных суток.
- Ф12 - показатель облачности для рассматриваемых суток в баллах.
Использование рассмотренного алгоритма позволяет осуществить эффективный краткосрочный прогноз. Однако наличие случайных факторов, таких как аварийные ситуации, непредсказуемое изменение характера деятельности населения, ошибки
прогнозирования, небольшое число факторов, учитываемых при расчетах, приводят к необходимости учета случайной составляющей [6].
Таким образом, деятельность пассажирских перевозок тесно связана с экономическим и социальным развитием страны. Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом - это социальная-экономическая функция государства, удовлетворяющая потребности населения в работе и личной жизни населения. Результат модернизации такой деятельности измеряется следующими положительными эффектами, полученными пассажирами и перевозчиками: сокращение времени в пути, снижение путевых расходов, достигнутая транспортная и экологическая безопасность, повышение комфорта путешествий, изменение региональной сплоченности и экономического развития.
Одним из важнейших показателей экономической и социальной эффективности пассажирского транспорта является величина экономии времени в пути и затрат.[7] Для выявления связей между длительностью пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и макроэкономическими процессами страны используется корреляционно-регрессионный статистический анализ доходов населения, потребления, автомобилизации, изменения численности населения, безработицы и пассажиропотока.
Изменение экономической ситуации в регионе, эмиграция, автомобилизация существенно способствуют снижению пассажиропотока. Поэтому главная цель железнодорожного транспорта общего пользования — повысить его конкурентоспособность, расширить спектр предоставляемых услуг и повысить их качество, адаптируясь к услугам, предоставляемым другими транспортными системами, и сохраняя как можно большую безопасность движения.
Список литературы
1 Мишарин А. С., Покусаев О.Н., Намиот Д. Е., Катцын Д. В. О моделировании пассажирского потока для высокоскоростных железных дорог [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-modelirovanii-passazhirskogo-potoka-dlya-vysokoskorostnyh-zheleznyh-dorog (дата обращения 13.12.2020).
2 Янков К. В., Лавриенко П. А., Фадеев М. С. Опыт прогнозирования пассажиропоток и социально-экономических эффектов при ускорении железнодорожного сообщения в Самарско-Тольяттинской агломерации [Электронный ресурс] URL: https://ecfor.ru/wp-content/uploads/2016/11/32-yankov-opyt-prognozirovaniya-passazhiropotokov.pdf (дата обращения 13.12.2020).
3 Вакуленко С. П., Куликова Е. Б., Мадяр О. Н. Прогнозирование пассажиропотоков -важнейший инструмент эффективной организации пассажирских перевозок в пригородно-
городской зоне крупного транспортного узла [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37313479 (дата обращения 13.12.2020).
4 Степанова Е. С. Анализ и оценка факторов, влияющий на пригородный пассажиропоток. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. - Сибирский государственный университет путей сообщения. - 2015. [Электронный ресурс] URL: https://www.stu.ru/science/theses get file.php?id=415&name=415.pdf (дата обращения 13.12.2020).
5 Сергеева Е. А. Факторы, влияющие на привлечение пассажиров на железнодорожном транспорте, и их анализ [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25383098 (дата обращения 13.12.2020).
6 Нефедов В. В., Русских М. В. Краткосрочное прогнозирование пассажиропотоков на основе статистических данных, полученных эмпирическим путем [Электронный ресурс] URL: https://docplayer.ru/29040540-Kratkosrochnoe-prognozirovanie-passazhiropotokov-na-osnove-statisticheskih-dannyh-poluchennyh-empiricheskim-putem-nefedov-v-v-russkih-m-v.html (дата обращения 13.12.2020).
7.Выскребенцев И.С. Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте: Совершенствование организации и управления; М[Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41708636 (дата обращения 16.12.2020).
8.Выскребенцев И.С. Качество транспортного обслуживания при организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте / Экономика и менеджмент управления. 2019. №1(31) С.13-20