_^^^ Экономика_
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ В СУБЪЕКТАХ СКФО
УДК 336.22
Игорь Юрьевич Пелевин,
кандидат экономических наук сотрудник Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Калининградской области
E-mail: [email protected]
Статья посвящена оценке факторов, влияющих на образование налоговой задолженности в регионах. Дано описание динамики задолженности по налогам и сборам в СКФО В 2009-2011 годах, а также сделан анализ этой задолженности по субъектам федерального округа. На основе проведенного анализа сформулированы предложения по формированию активной налогово-бюджетной политики государства.
Ключевые слова: задолженность, анализ, факторы, динамика, структура, прибыль, убытки, отраслевые факторы, налогово-бюджетная политика.
Igor Yu. Pelevin,
PhD in Economics, employee of the Department of Economic Security and AntiCorruption Department of Kaliningrad Regional Office of the Ministry of Internal Affairs of Russia E-mail: [email protected]
ANALYSIS OF FACTORS AFFECTING THE FORMATION OF TAX DEBT AND TAX COLLECTIONS IN THE SUBJECTS OF THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT
The article is devoted to estimation of factors, which impact on formation of the tax debt in the regions. Description of the dynamics of the tax debt in the North Caucasus Federal District from 2009 to 2011 is given. Also an analysis of this tax debt was made according to the subjects of the federal district. Proposals to form an active fiscal policy are formulated based on this analysis. Keywords: debt, analysis, factors, dynamics, structure, profits, losses, industry factors, fiscal policy.
Введение
Помимо показателей собранных фактически в регионах налогов и сборов в оценке состояния региональной налоговой системы важное место занимает анализ задолженности по налогам и сборам, и оценка факторов, оказывающих влияние на формирование этой задолженности.
Анализ динамики задолженности по налогам и сборам
В течение января-декабря 2010 г. задолженность по налогам и сборам, единому социальному налогу, по платежам в государственные внебюджетные фонды в среднем по России снизилась на 4,4%, в т.ч. в Северо-Кавказском федеральном округе составила 47,1 млрд. руб. с ростом в 1,5 раза, или на 16,2 млрд. руб. (рост отмечен во всех регионах округа, за исключением Карачаево-Черкесской Республики).
Структура и динамика совокупной задолженности, администрируемой налоговыми органами округа характеризуется следующими показателями.
Совокупная возможная к взысканию задолженность в среднем по России снизилась на 4,4%,в т.ч. в СКФО составила 42,4 млрд. руб. с ростом на 38,7%, или на 11,8 млрд. рублей.
Рис. 1. Динамика задолженности по налогам и сборам субъектов СКФО
за 2009-2011 гг.
Рис. 2. Структура совокупной задолженности по налогам и сборам субъектов, входящих в СКФО в 2010г.
Таблица 1. Сведения о задолженности по налогам и сборам (включая задолженность по пеням и налоговым санкциям)
по Северо-Кавказскому федеральному округу
Показатели Задолженность млн. руб. Рост (снижение) Уд. вес в общей сумме задолженности, %
на 01.01.2010 на 01.01.2011 млн. руб. % на 01.01.2010 на 01.01.2011
Задолженность, включая пени и налоговые санкции, всего 23361,4 40072,5 16711,1 171,5 100,0 100,0
в т.ч. по налогам и сборам 14539,5 26978,5 12439,0 185,6 62,2 67,3
Возможная к взысканию задолженность 23058,2 35504,9 12446,7 154,0 98,7 88,6
в т.ч. по налогам и сборам 14388,3 23783,0 9394,7 165,3 61,6 59,3
Недоимка - всего 7513,2 12666,8 5153,6 168,6 32,2 31,6
из нее недоимка отсутствующих должников 541,8 617,2 75,4 113,9 2,3 1,5
Урегулированная задолженность-всего 10417,3 16094,3 5677,0 154,5 44,6 40,2
в т.ч. по налогам и сборам 6875,1 11116,2 4241,1 161,7 29,4 27,7
из нее, отсроченная, реструктуризированная задолженность 925,2 1422,4 497,2 153,7 4,0 3,5
в т.ч. по налогам и сборам 596,7 1085,6 488,9 181,9 2,6 2,7
из нее, задолженность, приостановленная к взысканию в связи с проведением процедур банкротства 4586,4 6250,7 1664,3 136,3 19,6 15,6
в т.ч. по налогам и сборам 2829,6 4034,4 1204,8 142,6 12,1 10,1
из нее, взыскиваемая судебными приставами 4293,3 4529,6 236,3 105,5 18,4 11,3
в т.ч. по налогам и сборам 3013,8 2984,9 -28,9 99,0 12,9 7,4
из нее, приостановленная к взысканию по решению суда или вышестоящего налогового органа 612,4 3891,6 3279,2 в 6,4 раз 2,6 9,7
в т.ч. по налогам и сборам 435,0 3011,3 2576,3 в 6,9 раз 1,9 7,5
Задолженность невозможная к взысканию с пеней и налоговыми санкциями 310,2 4587,7 4277,5 в 14,8 раз 1,3 11,4
в т.ч. по налогам и сборам 158,2 3214,5 3056,3 в 20,3 раз 0,7 8,0
Задолженность невозможная к взысканию по судебным решениям 92,5 97,0 4,5 104,9 0,4 0,2
в т.ч. по налогам и сборам 48,4 62,1 13,7 128,3 0,2 0,2
Задолженность умерших физических лиц 68,7 79,2 10,5 115,3 0,3 0,2
в т.ч. по налогам и сборам 45,9 56,6 10,7 123,3 0,2 0,1
Задолженность организаций в отношении которых завершено конкурсное производство 34,6 65,3 30,7 188,7 0,1 0,2
в т.ч. по налогам и сборам 14,6 38,9 24,3 в 2,6раз 0,1 0,1
Задолженность ликвидированных организаций 107,4 4326,1 4218,7 в 40 раз 0,5 10,8
Структура совокупной возможной к взысканию задолженности по округу характеризуются следующими данными:
- совокупная недоимка в среднем по России выросла на 1,5%, в т.ч. в СКФО составила 14,3 млрд. руб. с ростом в 1,5 раза, или на 4,9 млрд. руб. (рост отмечен в Республиках Дагестан, Северная Осетия-Алания и в Ставропольском крае);
- совокупная урегулированная задолженность в среднем по России снизилась на 2,1%, в т.ч. в СКФО составила 19,3 млрд. руб. с ростом на 42,1%, или на 5,7 млрд. руб. (рост отмечен во всех регионах округа, за исключением Карачаево-Черкесской Республики).
Совокупная задолженность невозможная к взысканию в среднем по России снизилась на 0,8%, в т.ч. в СКФО составила 4,7 млрд. руб. с ростом в 11,8 раза, или на 4,3 млрд. руб., рост данной задолженности отмечен в Республиках
Дагестан, Кабардино-Балкарской, Северная Осетия-Алания и Чеченской.
Структура совокупной задолженности невозможной к взысканию характеризуются следующими данными:
- совокупная задолженность невозможная к взысканию по судебным решениям в среднем по России сократилась на 35,6%, в т.ч. в СКФО составила 142,3 млн. руб. с ростом на 15,2%, или на 18,8 млн. руб. (снижение отмечено в Республиках Ингушетия и Карачаево-Черкесской и в Ставропольском крае);
- совокупная задолженность умерших физических лиц в среднем по России выросла на 29,4%, в т.ч. в СКФО составила 79,6 млн. руб. и выросла на 15,5%, или на 10,7 млн. руб. (рост отмечен во всех регионах округа, кроме Карачаево-Черкесской Республики и Ставропольского края);
- совокупная задолженность организаций, в отношении которых завершено конкурсное производство в среднем по России снизилась в 2,9 раза, в
т.ч. в СКФО задолженность составила 71,8 млн. руб. с ростом в 1,8 раза, или на 32,5 млн. руб. (рост задолженности отмечен в Республиках Дагестан и в Кабардино-Балкарской);
- совокупная задолженность ликвидированных организаций в среднем по России выросла в 2,1 раза, в т.ч. в СКФО - составила 4,4 млрд. руб. с ростом в 27,4 раза, или на 4,3 млрд. руб. (рост задолженности отмечен в Республиках Кабардино-Балкарской - на 4,3 млрд. руб., или в 85,7 раза и незначительный рост в Республике Северная Осетия-Алания).
Кроме того, совокупная задолженность по зависшим платежам в среднем по России выросла в 1,6 раза, в т.ч. в СКФО составила 21,3 млн. руб. с ростом в 2,8 раза, или на 13,8 млн. руб. (рост отмечен в Республике Дагестан и в Ставропольском крае).
В структуре видов платежей ситуация с задолженностью сложилась негативная.
Задолженность по налогам и сборам, включая пени и налоговые санкции в среднем по России снизилась на 1,8%, в т.ч. в СКФО составила 40,1 млрд. руб. с ростом в 1,7 раза, или на 16,7 млрд. руб. (рост задолженности отмечен во всех регионах округа, за исключением Карачаево-Черкесской Республики);
в том числе:
- возможная к взысканию задолженность в среднем по России снизилась на 1,9%, в т.ч. по СКФО составила 35,5 млрд. руб. с ростом в 1,5 раза, или на 12,4 млрд. руб.;
- из нее недоимка в среднем по России выросла 3,6%, в т.ч. в СКФО составила 12,7 млрд. руб. с ростом в 1,7 раза, или на 5,2 млрд. руб. (рост отмечен во всех регионах округа, за исключением Республик Ингушетия, Кабардино-Балкарской и Чеченской);
- невозможная к взысканию задолженность в среднем по России выросла на 7,7%, в т.ч. в СКФО составила 4,6 млрд. руб. с ростом в 14,8 раза, или на 4,3 млрд. руб. (рост задолженности отмечен в Республиках Дагестан, Кабардино-Балкарской, Северная Осетия-Алания и Чеченской, при этом основной прирост отмечен в Кабардино-Балкарской Республике - на 4,3 млрд. руб., или в 56,4 раза).
Кроме того задолженность по зависшим платежам в среднем по России выросла в 1,6 раза, в т.ч. в СКФО составила 20,1 млн. руб. с ростом в 2,9 раза, или на 13,1 млн. руб. (рост отмечен в Республике Дагестан и в Ставропольском крае).
Удельный вес задолженности по налогам и сборам по округу в общей сумме данной задолженности по России по сравнению с 01.01.2010 в СКФО вырос с 2,1% до 3,6 процента.
Удельный вес задолженности по налогам и сборам в общей сумме совокупной задолженности в СКФО вырос - с 75,4% до 85,0% (по России - рост с 83,9% до 86,2 процента).
По состоянию на 01.01.2011 задолженность (включая пени и налоговые санкции) по единому социальному налогу (далее - ЕСН) в среднем по России снизилась на 12,8%, в т.ч. в СКФО составила 4,9 млрд. руб. со снижением на 2,8%, или на 137,6 млн. рублей. Рост задолженности отмечен в Республиках Ингушетия и в Чеченской.
Недоимка в среднем по России снизилась на 14,6%, в т.ч. в СКФО составила 1,5 млрд. руб. со снижением на 12,5%, или на 213,2 млн. рублей.
Рост недоимки отмечен в Республике Ингушетия.
Задолженность (включая пени и налоговые санкции) по платежам в государственные внебюджетные фонды в среднем по России снизилась на 24,2%, в т.ч. в СКФО составила 2,2 млрд. руб. со снижением на 15,7%, или на 412,2 млн. руб., при этом снижение отмечено во всех регионах округа.
Недоимка в среднем по России снизилась на 27,4%, в т.ч. в СКФО составила 185,8 млн. руб. с сокращением на 24,9%, или на 61,7 млн. руб. (снижение отмечено во всех регионах округа, кроме Республики Ингушетия).
Таким образом, по итогам работы налоговых органов СКФО отмечен прирост задолженности практически по всем показателям администриру-емой налоговой задолженности, при этом ее рост опережает темпы роста в среднем по России, в том числе:
- рост совокупной задолженности по округу (152,2%) превышает среднероссийский показатель по России - снижение на 4,4%;
- совокупная возможная к взысканию задолженность выросла на 38,7%, по России - снижение на 4,4%;
- совокупная недоимка выросла в 1,5 раза, по России рост на 1,5%;
- совокупная урегулированная задолженность выросла на 42,1%, тогда как по России снижение на 2,1%;
- совокупная задолженность невозможная к взысканию выросла в 11,8 раза, по России снижение на 0,8%;
- совокупная задолженность невозможная к взысканию по судебным решениям выросла на 15,2%, по России - снижение 35,6%;
- совокупная задолженность организаций, в отношении которых завершено конкурсное производство выросла в 1,8 раза, по России - снижение в 2,9 раза;
- совокупная задолженность ликвидированных организаций выросла в 27,4 раза, по России - рост в 2,1 раза;
- совокупная задолженность по зависшим платежам выросла в 2,8 раза, по России - рост в 1,6 раза;
- задолженность по налогам и сборам выросла в 1,7 раза, тогда как по России - снижение на 1,8%;
- возможная к взысканию задолженность по налогам и сборам выросла в 1,5 раза, по России - снижение на 1,9%;
- недоимка по налогам и сборам выросла в 1,7 раза, по России - рост на 3,6%;
- невозможная к взысканию задолженность по налогам и сборам выросла в 14,8 раза, по России - рост на 7,7%;
- задолженность по зависшим платежам по налогам и сборам выросла в 2,9 раза, по России - рост в 1,6 раза.
Факторы формирования величины налоговой задолженности
Между долей убыточных предприятий региона и величиной совокупной налоговой задолженности существует следующая зависимость: чем больше доля убыточных предприятий, тем меньше относительная величина налоговой задолженности. Данный эффект предполагает достаточно прозрачную интерпретацию.
На наш взгляд, механизм действия рассмотренного эффекта таков: чем сильней нажим государства на предприятия, направленный на обеспечение максимально полного погашения ими своих налоговых обязательств, тем меньше остается свободных средств у предприятий, тем меньше у них прибыль и тем большая доля предприятий оказывается в числе потенциальных и реальных банкротов.
Если же государство снижает давление на предприятия и довольствуется меньшей собираемостью налогов, то это послабление дает возможность некоторым предприятиям за счет экономии на налогах выйти в число прибыльных. Фактически в данном случае речь идет о процессе взаимного переливания прибыли в налоги и налогов в прибыль. Возможность таких финансовых переливов и приводит в действие рассмотренный нами «эффект вытеснения» налоговой задолженностью прибыльных предприятий в группу убыточных.
Еще одним фактором, который воздействует на объем налоговой задолженности, является номинальное налоговое бремя, которое в определяется как отношение всех налоговых платежей, которые должны были уплачиваться предприятиями (налоговые платежи, реально поступившие в консолидированный бюджет, плюс задолженность по налоговым платежам), к величине ВВП. Исходя из такого понимания номинального налогового бремени, вполне правомерно предположить, что его рост может иметь двоякий результат. С одной стороны, оно увеличивает фактическое (реальное) налоговое бремя, а с другой - провоцирует рост налоговой задолженности.
Действительно, трудно представить себе, чтобы любое повышение номинального налогового бремени в полном объеме «переносилось» на реальное налоговое бремя.
В Российской экономике действует довольно простая связь: чем больше уровень номинального налогового бремени, тем больше относительная налоговая задолженность. Иными словами, любые попытки перегрузить производителя налогами будут сопровождаться ростом налоговой задолженности. Данный эффект можно назвать «эффектом сопряжения» налогового бремени и налоговой задолженности.
Еще одним важным фактором формирования величины налоговой задолженности выступает внешнеэкономическая сфера. Данный фактор является в определенной степени экзогенным, так как зависит от мировой конъюнктуры и запасов полезных ископаемых региона.
Нынешний этап развития отечественной экономики характеризуется следующей зависимостью: рост доли экспорта минеральных продуктов ведет к росту относительной величины налоговой задолженности. Тем самым мы наблюдаем довольно важную и интересную закономерность: чрезмерный «разогрев» экспорта природных ресурсов ведет к падению собираемости налогов и росту налоговой задолженности.
Выявленный факт по своему глубинному экономическому содержанию означает следующее: экспортный сектор страны не только «дает» налоги, но и активно «укрывается» от них. Не для кого не секрет, что экспортный сырьевой сектор страны служит главным источником пополнения государственного бюджета, однако слишком напряженная экспортная динамика требует, по-видимому, повышенных затрат, в том числе за счет уменьшения уровня налоговой отдачи.
При исследовании реального сектора российской экономики проблема сокращения задолженности предприятий по налогам стоит даже еще более остро, чем для страны в целом. Об этом недвусмысленно свидетельствуют соответствующие цифры.
Ключевым моментом для нас является то, что, как будет видно из дальнейшего анализа, формирование налоговой задолженности в промышленном сегменте экономики принципиально отличается от аналогичного процесса
в масштабах всей страны. Отличие распространяется как на количество и состав факторов, влияющих на величину налоговой задолженности, так и на характер связи между зависимыми переменными.
На величину налоговой задолженности в регионах оказывает влияние отраслевая структура ВРП. Самыми неплатежеспособными в Российской экономики признаются предприятия аграрного сектора экономики. Поэтому, в тех регионах, в которых ключевым является аграрный сектор проблемы налоговой задолженности стоят особо остро.
Все факторы, оказывающие значимое влияние на процесс формирования налоговой задолженности в российской экономике, являются слабо регулируемыми. Такие показатели, как темп экономического роста, удельный вес числа убыточных предприятий в экономике, доля величины экспорта минеральных продуктов в ВВП, «нефтяная» структура экспорта минеральных продуктов, сами складываются под воздействием множества факторов. Исключение из данного списка составляет лишь номинальное налоговое бремя, которое связано с непосредственным воздействием государства на производителя.
Заключение
В этой связи формирование активной налогово-бюджетной политики предполагает:
- во-первых, необходимо нормализовать номинальное налоговое бремя путем его снижения до реалистичной величины. В противном случае избыточное налоговое бремя будет постоянно «уходить» в налоговую задолженность, переводя данный экономический феномен в хроническую форму.
- во-вторых, необходимо провести селективную «налоговую амнистию». По крайней мере, в промышленности такая мера давно назрела. Уже совершенно ясно, что промышленный сектор все равно не сможет расплатиться с накопленной налоговой задолженностью и вряд ли следует к этому стремиться. Скорее всего, безжалостное «закручивание гаек» просто-напросто затормозит развитие отрасли, не дав никакой ощутимой выгоды бюджету.
- в-третьих, следует взять под контроль не нефтяной сектор экспорта минеральных ресурсов. Если и
наводить налоговую дисциплину, то, по-видимому, именно в этом сегменте экономики, так как здесь наблюдается бездарный вывоз природных ресурсов страны без должного пополнения бюджета. На наш взгляд, в данном случае имеет смысл перейти к жесткому ограничению экспорта не нефтяных минеральных ресурсов путем их строгого квотирования. Уже только эта мера может послужить началом к рассасыванию налоговой задолженности.
- в-четвертых, следует осуществить привязку регулирующих действий государства к текущим экономическим индикаторам.
Так, в настоящее время тотальное повышение налоговой дисциплины является неприемлемым по причине колоссальной неэффективности экономики.
Однако если доля убыточных предприятий сократится настолько, что будет существенно меньше критической величины в 21%, то это может быть воспринято фискальными властями как сигнал к осуществлению широкомасштабных действий по борьбе с хроническими должниками. Разумеется, сама диагностика критической величины доли убыточных предприятий должна проводиться на основе постоянно обновляемых результатов «скользящих» расчетов.
Литература
1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации: Официальный текст. - М.: ИНФРА - М., 1998. Ч 1, 2000. Ч.2.
2. Краснов, Ю.К. Влияние налоговой нагрузки на экономику: основные итоги реформы и тенденции / Ю.К. Краснов // Налоговая политика и практика. - 2003. - №2.
3. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.
References
1. The Russian Federation. Laws. Tax Code of the Russian Federation: the official text. - Moscow: INFRA - Moscow, 1998. Ch 1, 2000. P.2.
2. Krasnov, JK Effect of the tax burden on the economy: the main results of the reform and Trends / JK red / / Tax Policy and Practice. - 2003. - № 2.
3. State and municipal finances: Textbook for Universities / A. Babich, L. Pavlova - The finance, Unity, 2006.