Научная статья на тему 'Анализ факторов спроса на рынке ипотечного кредитования'

Анализ факторов спроса на рынке ипотечного кредитования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1292
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИПОТЕКА / ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА / СТОИМОСТЬ ЖИЛЬЯ / СПРОС / ГРАФИК СПРОСА / АРЕНДНАЯ ПЛАТА / ЗАЕМЩИК / MORTGAGE / MORTGAGE LOAN / INTEREST RATE / THE COST OF HOUSING DEMAND / DEMAND / BORROWER / RENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойцова И. В., Орехов С. А.

В данной статье рассмотрены факторы спроса на рынке ипотечного кредитования; дана исчерпывающая характеристика факторов спроса на рынке ипотечного кредитования. Выявлена зависимость между уровнем процентной ставки и объемами выдаваемых ипотечных ссуд. Показано комплексное влияние факторов спроса на состояние рынка ипотечных ссуд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DEMAND FOR MORTGAGE LENDING MARKET

This article describes the demand factors in the market of hypothecary crediting; a comprehensive description of the factors of demand at the mortgage market. The dependence between the level of the interest rate and amount of mortgage loans.Shows a complex influence of demand on the market for mortgage loans.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов спроса на рынке ипотечного кредитования»

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ СПРОСА НА РЫНКЕ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

Бойцова И.В., аспирант Московского финансово-промышленного университета «Синергия»

Орехов С.А., д.э.н., профессор, зав.кафедрой Корпоративного управления Московского финансово-промышленного университета

«Синергия»

В данной статье рассмотрены факторы спроса на рынке ипотечного кредитования; дана исчерпывающая характеристика факторов спроса на рынке ипотечного кредитования. Выявлена зависимость между уровнем процентной ставки и объемами выдаваемых ипотечных ссуд. Показано комплексное влияние факторов спроса на состояние рынка ипотечных ссуд.

Ключевые слова: ипотека, ипотечное кредитование, процентная ставка, стоимость жилья, спрос, график спроса, арендная плата, заемщик.

ANALYSIS OF THE DEMAND FOR MORTGAGE LENDING MARKET

Boytsova I., the post-graduate student, Moscow financial-industrial University «Synergy» Orekhov S., Doctor of Economics, Professor, Director of the corporate menedgment of the Moscow financial-industrial University «Synergy»

This article describes the demand factors in the market of hypothecary crediting; a comprehensive description of the factors of demand at the mortgage market. The dependence between the level of the interest rate and amount of mortgage loans.Shows a complex influence of demand on the market for mortgage loans.

Keywords: mortgage, mortgage loan, the interest rate, the cost of housing demand, demand, rents, the borrower.

Рынок ипотечного кредитования является сложной системой взаимоотношений кредиторов и заемщиков, стремящихся в процессе обмена реализовать свои экономические интересы. Одной из базисных характеристик этих взаимоотношений является соотношение спроса и предложения.

Под спросом понимается экономическая категория, которая отражает потребности участников рынка в заемных средствах, подкрепленные финансовыми возможностями. Также в эту категорию можно отнести особенности поведения заемщиков по отношению к кредиторам (собственникам ссудного капитала). Уровень спроса на ипотечные кредиты находится в зависимости от размера процентной ставки, причем зависимость между этими двумя категориями обратно-пропорциональная: если влияние всех прочих факторов остается неизменным, то снижение ставки процента по ипотечному кредиту ведет к росту величины спроса на ипотечные ссуды. И наоборот, при прочих равных условиях повышение ставки ссудного процента ведет к снижению уровня спроса.

По нашим расчетам, сделанным на основе данных Центрального Банка Российской Федерации1, была выявлена сильная обратная зависимость (коэффициент корреляции «-0,83») между размером процентной ставки и объемом выданных ипотечных ссуд. Мож-

но считать, что вариация спроса на ипотечные кредиты на 69% определяется изменением процентной ставки. Построенный нами график с линией тренда подтверждает полученные в результате расчетов выводы.

На наш взгляд, приведенная выше обратно-пропорциональная зависимость между стоимостью ипотечного кредита и величиной спроса может быть объяснена следующими причинами:

- рациональное поведение потребителя. Здесь стоимость ссудных средств представляет собой барьер, который препятствует получению ипотечного кредита. Чем выше этот барьер (т.е. уровень процентной ставки), тем меньше жилья будет покупаться с привлечением заемных средств;

- эффект дохода. Здесь, на наш взгляд, он напрямую связан с эффектом замещения. Дело в том, что при снижении стоимости кредита потребитель может позволить себе купить жилую недвижимость с помощью ипотечного кредита, не отказывая себе в приобретении других товаров или услуг;

- эффект замещения. Данный фактор заключается в том, что при более низкой ставке процента у населения появляется стимул приобрести жилище с помощью ипотечной ссуды. Если же ставка процента находится на высоком уровне, то население предпочтет

О 20000 40 ООО 60000 S0 ООО 1000-30

Рис.1. Линия спроса на ипотечные кредиты

заменить покупку жилья его арендой.

Отечественные и зарубежные ученые посвятили много работ исследованию ценовой эластичности спроса на жилье. И хотя их оценки могут различаться в зависимости от времени и местоположения изучаемого рынка жилой недвижимости, в целом спрос на жилье неэластичен (коэффициент эластичности меньше единицы)2. По нашему мнению, этот факт объясняется тем, что жилище представляет собой базовую потребность индивида, необходимую для его существования. Экстраполируя данный вывод на рынок ипотечного кредитования (как производный рынок) мы приходим к тому, что его реакция на изменение процентных ставок должна быть незначительной. Платежеспособные домохозяйства предпочтут заплатить больше за ипотечную ссуду, нежели совсем отказаться от покупки недвижимости. Фактором, направленным в обратную сторону, является степень наличия альтернатив (аренда жилой недвижимости).

Существующие на рынке механизмы установления процентных ставок, по сути, сводятся к двум видам ставок: фиксированная или переменная. Банки используют различные методики расчета ставок по ипотечным ссудам. Наиболее часто применяется следующий способ3: назначается базовая ставка (равна ставке фондирования с минимальной премией), затем к ней прибавляются маржа прибыли и рисковая надбавка. Если кредитной организацией применяются переменные процентные ставки, то в договоре детерминируются интервалы времени, по истечении которых рассчитывается новый платеж, который будет погашать оставшуюся часть основного долга с новой ставкой процента в течение оставшегося времени.

Как мы выяснили выше, зависимость между величиной спроса на ипотечные кредиты и размером процентной ставки графически

выглядит следующим образом:

Рис.2. Общий график спроса на ипотечные кредиты

При снижении процентной ставки потенциальные заемщики готовы брать все больше и больше ипотечных ссуд. То есть, закон спроса здесь представлен в своей стандартной форме обратной пропорциональности цены и размера спроса.

Варьирование размера процентной ставки приводит к движению вдоль кривой: с уменьшением ставки спрос на ипотечные кредиты растет, и наоборот. В то же время, существуют и другие факторы,

определяющие сдвиги кривой спроса на новую позицию вправо или влево.

Рис.3. Сдвиги графика спроса на ипотечные кредиты

Назовем эти факторы факторами изменения спроса: если у потенциальных заемщиков появляется желание и возможность брать большие объемы ипотечных кредитов при каждом из отмеченных на кривой спроса уровне ставок, то кривая спроса сместится правее. И наоборот. Проанализируем эти факторы.

1. Количественная и возрастная характеристика семей. Практика показывает, что решения о покупке жилья принимаются членами семьи коллегиально. В свою очередь, состав семей рекурсивно зависит от текущей конъюнктуры жилищного и ипотечного рынков. К примеру, высокий уровень процентных ставок по ипотечным ссудам в сочетании с высокими ценами на недвижимость приводит к росту доли женатых детей, живущих вместе с родителями.

Таким образом, семья как носитель реального спроса на ипотечное кредитование находится под влиянием большого числа различных социально-экономических факторов. Например, увеличение реального дохода приводит к увеличению количества семей и уменьшению их размера; количество домохозяйств растет с увеличением числа разводов, но уменьшается с увеличением числа браков; рост рождаемости увеличивает размеры семьи в настоящий момент и количество семей в будущем; удорожание жилищных услуг ведет при прочих равных условиях к уменьшению количества семей4.

2. Поток доходов домохозяйств. Одной из основных, фундаментальных причин, покоторой домохозяйства берут ипотечные ссуды, является диспропорция в сроках получения ими доходов со сроками расходов на жилую недвижимость. Сбережения молодых семей невелики, однако у них есть уверенность, что их будущий поток доходов будет стабильно расти. Поэтому они могут взять сейчас ссуду под наращение будущего дохода, понимая, что они увеличивают потребление сегодня и уменьшают потребление в будущем (из-за появления обязанности по выплате долга).

Альтернативой является решение отсрочить потребление до того момента, когда домохозяйство сможет обеспечить себя жильем без финансовой помощи банка. Однако в этом случае семья будет жить без собственной недвижимости, и уровень ее благосостояния будет ниже, чем в описанном ранее случае.

Поэтому мы считаем, что более рационален первый вариант. Еще одним аргументом за получение ипотечной ссуды является то, что сейчас в России выгоднее брать жилую недвижимость в кредит, нежели откладывать средства на ее приобретение в будущем.

Как мы видим, с 2000 года цены на жилье на первичном рынке выросли более, чем в 5 раз; на вторичном рынке - более, чем в 7 раз. Все это говорит о том, что брать ипотечные кредиты гораздо выгоднее, нежели копить деньги на покупку жилья собственными силами. Не стоит забывать и о том, что случае накопления денежных средств на покупку квартиры в будущем, домохозяйству пришлось бы платить арендную плату за съем жилья.

Несмотря на приведенные нами выше доводы в пользу покупки жилья за счет ипотечного кредита (естественно, при адекватном уровне процентной ставки), отдельные домохозяйства предпочтут делать сбережения - в расчете на более высокое будущее потребление. Кроме того, в экономической мысли есть понятие «накопление

1 Бюллетень банковской статистики. - М.: ЗАО «АЭИ «ПРАЙМ-ТАСС», 2009. № 12 (199). Стр. 135-140; Бюллетень банковской статистики. - М.: ЗАО «АЭИ «ПРАЙМТАСС», 2010. № 12 (211). Стр. 135-140; Бюллетень банковской статистики. - М.: ЗАО «АЭИ «ПРАЙМ-ТАСС», 2011. № 12 (223). Стр. 135-140; Бюллетень банковской статистики. - М.: ЗАО «АЭИ «ПРАЙМ-ТАСС», 2012. № 12 (235). Стр. 135-140; Бюллетень банковской статистики. - М.: ЗАО «АЭИ «ПРАЙМ-ТАСС», 2013. № 2 (237). Стр. 135-140.

2 См., например, Официальный сайт консалтинговой компании «TradeMarketingResearch». URL: http://grouptmr.ru/files/housing%20 model.pdf; Пасик В.И., Ерошенков К.М. Развитие ипотеки и рынка доступного жилья. - М.: МАКС Пресс, 2007.

3 Косарева Н.Б. Основы ипотечного кредитования. - М.: Инфра-М, 2007. Стр. 34-35.

4 Жилищная экономика. Пер. с англ. / Под общ.ред. М.В. По-ляковского. - М.: Дело, 1996. Стр. 22.

5 Россия в цифрах 2012. Краткий статистический сборник - М.: Росстат, 2012. Стр. 520.

6 Жилищная экономика. Пер. с англ./ Под общ.ред. М.В. По-ляковского. -М.: Дело, 1996. Стр. 147.

Таблица 1. Средние цены на жилье в Федеральных округах РФ (на конец периода; рублей за один квадратный метр общей площади)5

Средние цены на первичном рынке жилья в Федеральных округах РФ (на конец периода; рублей за один квадратный метр общей площади)

1998г. 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Российская Федерация 5 050 8 678 25 394 47 482 52 504 47 715 48 144 43686

По федеральным округам:

Центральный 6 116 11 108 34 773 62 189 70 075 62 287 63 592 53088

Северо-Западный 6 445 8 671 24 442 58 360 64 642 66 496 55 199 52096

Южный 4 250 6 954 19 308 36 027 45 161 39 741 39 269 37827

Северо-Кавказский 5 247 14 347 21 886 27 460 28 733 29 123 29005

Приволжский 4 357 7 156 17 852 36 449 40 063 35 922 36 642 35676

Уральский 4314 6 230 23 410 43 691 41 982 39 028 43 556 41509

Сибирский 3 673 5 482 21 210 36 634 38 781 35 005 35 790 39735

Дальневосточный 7 091 7 988 26 356 36 511 44 995 48 726 48 028 44906

Средние цены на вторичном рынке жилья в Федеральных округах РФ (на конец периода; рублей за один квадратный метр общей площади)

1998г. 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Российская Федерация 4 941 6 590 22 166 47 206 56 495 52 895 59 998 48 243

По федеральным округам:

Центральный 5 610 8 375 28 672 69 312 86 014 83 255 98 606 71 014

Северо-Западный 7 038 6 732 22 833 44 189 55737 56 787 61 606 49 572

Южный 4 637 5 735 18218 37 958 49347 44 724 47 326 46 206

Северо-Кавказский 4 138 13 894 20 628 32605 31 584 31 469 27 508

Приволжский 4610 6 206 17 914 37 640 40908 35 656 36 988 38 285

Уральский 3 978 5 912 22 656 42 206 44401 39 036 41 225 44 883

Сибирский 3 591 5 327 20 024 38 137 40576 34 719 39116 42 588

Дальневосточный 4 959 5 858 20 351 36 328 46279 45 251 47 908 57 958

сбережений в течение жизненного цикла»6. Данное понятие раскрывается в том, что домохозяйства по мере старения проходят через относительно предсказуемые этапы накопления и траты своих средств. Например, молодость характеризуется превышением расходов над доходами, так как молодежь стремится купить жилище и иные блага, необходимые для жизни. В среднем возрасте, когда наступает черед более высоких доходов, семьи формируют сбережения и выплачивают имеющиеся кредиты. Наконец, когда люди стареют, их доходы становятся ниже желаемого уровня потребления и в ход идут сделанные ранее накопления.

Сам по себе факт дифференциации домохозяйств на заемщиков и вкладчиков является базисным принципом эффективной работы рынка ипотечного кредитования. Вкладчики формируют финансовые ресурсы, заемщики их используют, что приводит капитал в движение и, в результате, запускает механизмы функционирования ипотечного рынка. На наш взгляд, дифференциация домохозяйств на вкладчиков и заемщиков находится в зависимости от возраста семьи. Например, с ростом числа молодых семей растет и спрос на ипотечные ссуды, что связано с желанием получить жилье в ущерб будущему потреблению. Фактором усиления такого желания являются ожидания роста доходов в будущем.

Разделение домохозяйств мы можем осуществить и по их потребностям (возможностям) обладать жилищем определенного качества. Жилая недвижимость может кардинально отличаться друг от друга по таким параметрам, как количество комнат, месторасположение, долговечность, соседство, дизайн. Семьи с разными доходами выбирают жилье разной площади и качества, соответственно, это сказывается на спросе на ипотечный кредит. Например, некоторые домохозяйства предпочтут маленькие квартиры, в то время как другие ищут большие. Одним домохозяйствам требуется жилье большой площади, но низкого качества, другим - небольшие квартиры высокого качества. Семьи с высоким достатком, естественно, предпочтут недвижимость большой площади и высокого качества: им также приходится работать с проблемой выбора между площадью и качеством, но у них достаточно финансовых возможностей, чтобы удовлетворить свои потребности и в том, и в другом.

Несмотря на то, что доходы являются фундаментальным фактором спроса на ипотечные кредиты, мы хотим отметить следующее. Ни один кредитор при рассмотрении заявки на ипотечную ссуду не будет основываться только на оценке будущих потоков доходов домохозяйства, так как их экстраполяция практически невозможна. В рамках современного общества банки не могут принудить обанкротившегося заемщика к работе в целях выплаты долга (тут следует отметить, что на определенном этапе развития человеческого общества в некоторых странах использовалось долговое рабство). Поэтому при определении параметров выдаваемых ипотечных кредитов банки ориентируются на текущий доход и текущие сбережения заемщика - эти показатели легко поддаются проверке и оценке. Дополнительным инструментом оценки платежеспособности заемщика

является его кредитная и доходная история.

Следует отметить, что использование текущего дохода потенциальных заемщиков при оценке их платежеспособности может стимулироваться государством. Власти для формирования займов высокого качества могут устанавливать стандарты оценки, которые фиксируют предел отношения стоимости ежемесячных выплат (аннуитета) к доходам заемщика. Применение подобного оценочного стандарта позволит ограничить возможности домохозяйств в получении ипотечного займа и, таким образом, снизить общий спрос на жилую недвижимость.

Подводя итоги, мы считаем, что исследование доходов как фактора спроса на рынке ипотечного кредитования должно в обязательном порядке сопровождаться расчетами эластичности спроса по доходу. Соответствующий коэффициент рассчитывается как частное от деления изменения спроса на ипотечный кредит на соответствующее изменение дохода (в процентах). Эластичность спроса на недвижимость по доходу позволяет определить то, какое увеличение дохода домохозяйств дает прирост спроса на ипотечные кредиты на 1%.

3. Размер ставки арендной платы.Включение данной экономической категории в перечень факторов, определяющих спрос на рынке ипотечного кредитования, основано на следующем: потребность в жилище может удовлетворяться как за счет покупки, так и за счет аренды недвижимости. Таким образом, аренда является альтернативой покупки жилья. Если уровень арендной ставки вырастет, то это приведет домохозяйства к необходимости покупки жилья и, соответственно, к увеличению спроса на ипотечное кредитование. Наоборот, если арендная ставка будет снижаться, то домохозяйства предпочтут снимать жилье, и спрос на ипотечные ссуды снизится.

4. Уровень тарифов на услуги ЖКХ. На наш взгляд, еще одним значимым фактором спроса на ипотечные кредиты является общий размер платы за услуги ЖКХ. Дело в том, что домохозяйства могут иметь доходы, достаточные для покупки жилья в кредит, но недостаточные для выполнения обязательств, связанных с обслуживанием недвижимости: производить оплату отопления, электроэнергии, канализации, и т.п. В итоге, семьи будут отказываться от покупки жилья в кредит, снижая тем самым спрос на ипотечные ссуды. Фундаментально этот фактор связан с тем обстоятельством, что семьи вынуждены распределять свой доход между потреблением различных товаров, и жилье является только одним из них. Поэтому спрос на жилье и, следовательно, на ипотечные кредиты, формируется в зависимости от возможностей домохозяйств удовлетворять жизненно важные потребности и самостоятельно оплачивать услуги ЖКХ.

Подводя итоги, можно констатировать тот факт, что спрос на ипотечные ссуды формируется под воздействием достаточно большого числа сложных факторов, среди которых основным является, естественно, стоимость кредита, выраженная процентной ставкой. И только комплексный учет влияния всех приведенных нами выше факторов может дать относительно исчерпывающую характеристику поведения спроса, что необходимо для формирования эффективной

политики государства на рынке ипотечного кредитования и решения социальных проблем населения. Литература:

1. Бюллетень банковской статистики. - М.: ЗАО «АЭИ «ПРАЙМ-

ТАСС», 2009. № 12 (199). Стр. 135-140.

2. Бюллетень банковской статистики. - М.: ЗАО «АЭИ «ПРАЙМ-ТАСС», 2010. № 12 (211). Стр. 135-140.

3. Бюллетень банковской статистики. - М.: ЗАО «АЭИ ПРАЙМ-ТАСС», 2011. № 12 (223). Стр. 135-140.

4. Бюллетень банковской статистики. - М.: ЗАО «АЭИ ПРАЙМ-ТАСС», 2012. № 12 (235). Стр. 135-140.

5. Бюллетень банковской статистики. - М.: ЗАО «АЭИ ПРАЙМ-ТАСС», 2013. № 2 (237). Стр. 135-140.

6. Жилищная экономика. Пер. с англ./ Под общ.ред. М.В. По-ляковского- М.: Дело, 1996.

7. Косарева Н.Б. Основы ипотечного кредитования. - М.: Инфра-М, 2007.

8. Менеджмент-консалтинг. [Текст] / С.А. Орехов, И.В. Дарда, С.С. Степанов: Учебник. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2012.

9. Орехов С.А., Орехова А.С.Совершенствование механизмов финансового контроля и управления денежными потоками в жилищно-коммунальной сфере. // Научные труды Вольного экономического общества России т.69 - М.-СПб.: ВЭО, 2006

10. Пасик В.И., Ерошенков К.М. Развитие ипотеки и рынка доступного жилья. - М.: МАКС Пресс, 2007.

11. Россия в цифрах 2012. Краткий статистический сборник -М.: Росстат, 2012. Стр. 520.

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ИНТЕРНЕТ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Каптюхин Р.В., доцент кафедры Маркетинга и коммерции, Московский государственный университет экономики, статистики и

информатики (МЭСИ)

В статье проводится анализ специфики маркетинговых коммуникаций в сети Интернет, рассмотрены основные тенденции последнего времени, приводится прогноз развития отдельных СМИ. Проанализировано развитие социальных сетей на примере Фейсбук.

Ключевые слова: маркетинговые коммуникации, Интернет-коммуникации, социальные медиа, СМИ.

INNOVATION IN THE INTERNET MARKETING COMMUNICATIONS

Kaptyukhin R., Associate Professor of Marketing and Commerce, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)

The paper analyzes the specifics of marketing communications in the Internet. Shows the major trends of the Internet. Presents forecast of development of some media in the Internet. Have analyzed the development of social networks on the example of Facebook.

Keywords: marketing communications, Internet communications, social media marketing, media

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современное состояние общества сильно отличается от того, что мы могли наблюдать двадцать, десять и даже всего пять лет назад. Надо признать факт широкого и глубокого проникновения современных коммуникаций и информационных технологий в повседневную жизнь людей. Прежде всего, в качестве важнейшего канала использования современных информационно-коммуникационных технологий стал Интернет. Сегодня нам практически всегда и везде доступны широкополосные сети, мобильные устройства, социальные сообщества. Мы, в том числе, сами формируем контент (содержание), так как уже давно наступила эра технологии web 2.0. Все это приводит к возникновению феномена так называемого "цифрового мира".

Сегодня из полутора триллионов различных типов гаджетов (устройств) к Интернету подключено около 10 миллиардов (в 2000 году таких было лишь 200 миллионов). По прогнозам, к 2022 году устройств с подключением к сети Интернет будет более 50 миллиардов. В ближайшие 10 лет потенциальная выгода от всеобъемлющего Интернета для частного сектора экономики составит14,4 триллиона долларов. К такому выводу компания Cisco пришла в результате исследования 27 отраслей экономики.1.И одной из ведущих должна стать отрасль информационных услуг (которая сможет аккумулировать до 9 процентов потенциальной прибыли).

Сегодня мы живем в эпоху глобальных инноваций и перемен в системе коммуникаций (как массовых, так и личных). Вполне можно согласиться с мнением американского медиа аналитика Кена Доктора, высказавшего следующую интересную мысль: "традиционные печатные СМИ практически исчезнут к концу десятилетия, а их место займут цифровые медиа, которые вынуждены будут отказаться от доходов за счет рекламы и переключиться на читателей". К.Доктор также считает, что тенденция перехода на цифровой формат уже затронула все основные СМИ. При этом большинство аналитиков отмечает и еще один тренд - падение выручки от рекламы и одно-

временный рост дохода от читателей. На мировом рынке СМИ порядка 66% выручки изданий приходится на рекламу, а 34% - на читателей. При этом у некоторых американских изданий доход от читателей достигает уже 50%.2 Следует отметить, однако, что обозначенная тенденция касается в первую очередь печатных СМИ, а для телевидения и радио она выражена менее отчетливо.

В создавшихся условиях СМИ вынуждены более четко отслеживать и формировать свою целевую аудиторию, что обеспечит повышение их привлекательности для рекламодателей3. Несомненен и тот факт, что СМИ придется развивать системы монетизации (в том числе, в Интернете) реализуя принципы закрытого контента, доступного пользователю только после внесения денежных средств или оказания определенных услуг4.

Сейчас уже очевидно, что проходит то время, когда СМИ бесплатно размещали контент в расчете на прибыль от онлайн-рекламы. Накопление читателей на «щЬ-ресурсах стало приводить к негативному феномену внутренней конкуренции. Многие читатели стали прекращать бумажную подписку. В результате онлайн-реклама перестала покрывать падение доходов от подписки и печатной рекламы.

Аналогичная тенденция наблюдается и в России. По результатам опроса более 1,5 тыс. человек в 46 субъектах РФ, проведенного ВЦИОМ в конце 2011 - начале 2012 года, подписными услугами регулярно пользуются 18% россиян. Значительную долю потенциальных подписчиков забирает Интернет. В результате 14% тех, кто не пользуется сейчас подпиской, получают информацию из всемирной паутины, 6% опрошенных россиян предпочитают читать электронные версии печатных СМИ5. По данным исследования, проведенного Synovate Сотсоп, россиян читающих онлайн-версии СМИ еще больше - 24%. В Synovate Сотсоп полагают, что в ближайший год число читателей онлайн-версий СМИ увеличится, но пока незначительно. Конкурентами для них могут стать другие информационные ресурсы в Интернете: блоги или новости в социальный сетях.6

всеобъемлющий Интернет: цифры и факты [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://cisco.donntu.edu.ua/news.html

2Американский медиа аналитик предсказал будущее СМИ факты [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://ria.ru/ infografika/20120619/677018060.html

3см. Рекламный менеджмент: учебно-практическое пособие/А. А. Романов, Р. В. Каптюхин. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010-432 с.

4Будущее СМИ по мнению экспертов[Электронный ресурс]. Режим доступа - http://ria.ru/infografika/20120316/597033863.html

518% россиян получают прессу по почте [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.54rus.org/more/14200/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.