Научная статья на тему 'Анализ факторов, сдерживающих формирование предпринимательского агрокластера в Северо-Кавказском федеральном округе'

Анализ факторов, сдерживающих формирование предпринимательского агрокластера в Северо-Кавказском федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ АГРОКЛАСТЕР / СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / THE ENTREPRENEUR AGROKLASTER / NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT / CLUSTER / CLUSTERING / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тохчуков Р. Р.

В статье анализируются факторы, сдерживающие формирование предпринимательского агрокластера в Северо-Кавказском федеральном округе, так как, по мнению автора, именно такое направление политики поможет росту конкурентоспособности экономики округа в условиях растущей глобализации. Для сбора информации в рамках исследования применяются экспертные методы, включающие опросы представителей бизнеса, власти, некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An analysis of factors impeding the development of entrepreneurial agroklastera in the North Caucasus Federal District

The author analyzes the factors inhibiting the formation of entrepreneurial agroklaster in the North Caucasus Federal District, because, in my opinion it is the policy direction will help increase the competitiveness of the region's economy in an increasingly globalized world. To gather information on the study applied expert methods, including surveys of business, government, nonprofit organizations.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов, сдерживающих формирование предпринимательского агрокластера в Северо-Кавказском федеральном округе»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ - СДЕРЖИВАЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО АГРОКЛАСТЕРА В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

ТОХЧУКОВ Р.Р.,

аспирант,

Карачаево-Черкесский филиал Южного федерального университета (в с. Учкекен),

e-mail: TohchukovRus@mail.ru

В статье анализируются факторы, сдерживающие формирование предпринимательского агрокластера в Северо-Кавказском федеральном округе, так как, по мнению автора, именно такое направление политики поможет росту конкурентоспособности экономики округа в условиях растущей глобализации.

Для сбора информации в рамках исследования применяются экспертные методы, включающие опросы представителей бизнеса, власти, некоммерческих организаций.

Ключевые слова: предпринимательский агрокластер; Северо-Кавказский федеральный округ; кластер; кластеризация; социально-экономическое развитие.

The author analyzes the factors inhibiting the formation of entrepreneurial agroklaster in the North Caucasus Federal District, because, in my opinion it is the policy direction will help increase the competitiveness of the region's economy in an increasingly globalized world. To gather information on the study applied expert methods, including surveys of business, government, nonprofit organizations.

Keywords: the entrepreneur agroklaster; North Caucasus federal district; cluster; clustering; social and economic development.

Коды классификатора JEL: Q13, Q18.

Вопрос о соотношении между конкуренцией и кооперацией является одним из ключевых в теории стратегического управления [1, с.23], что находит отражение в многообразии теоретических подходов, объясняющих преимущества и недостатки различных стратегий фирм в их взаимодействии с внешней средой.

Естественным стремлением любой фирмы является получение лучших экономических результатов по сравнению с соперниками. В соответствии с ресурсной концепцией этому способствует обладание специфическими активами [4, с. 99], на борьбу за которые и на сохранение которых и должны быть направлены усилия. Развитие этой идеи в стратегическом менеджменте с течением времени привело к смещению акцентов с конкуренции за располагаемые ресурсы на стратегию опережения конкурентов в формировании будущих конкурентных преимуществ.

Межфирменный обмен ресурсами, информацией, управленческими технологиями и пр. между предприятиями-конкурентами в этом контексте недопустим, поскольку приводит к прямо противоположному результату. В соответствии с теорией конкурентных стратегий источником экономических выгод является позиционирование во внешней среде [2, с. 92]: повышение рыночной доли, способность противодействовать входу новичков в отрасль, диверсификация продукции, лидерство по издержкам и пр.

По данным Министерства экономического развития России в настоящее время на уровне субъектов РФ проводятся мероприятия по стимулированию развития около 250 различных кластеров [5]. Как показывают теоретические и эмпирические зарубежные исследования политика смещения приоритетов от поддержки отдельных предприятий к поддержке эффективных взаимосвязей между участниками инновационной системы оправдана: развитие кластеров часто сопутствует повышению конкурентоспособности.

Ситуация, сложившаяся на Северном Кавказе, в Послании Президента России Д. А. Медведева Федеральному Собранию названа одной из самых серьезных внутриполитических проблем страны. «Ситуация на Северном Кавказе не была бы настолько острой, если бы социально- экономическое развитие здесь было бы по-настоящему результативным. Очевидно, что истоки многих проблем, прежде всего, в экономической отсталости и отсутствии у большинства живущих в этом регионе людей нормальных жизненных перспектив. Скажем откровенно, уровень коррупции, на-

© Р.Р. Тохчуков, 2011

силия, клановости в северокавказских республиках беспрецедентен. Поэтому решению социально-экономических проблем граждан мы будем уделять первоочередное внимание», - заявил Президент [3, с. 2].

Проблематике Северного Кавказа посвящено множество научных публикаций. Изучение этого макрорегиона включает различные направления и аспекты жизнедеятельности местного сообщества с точки зрения философии, истории, культуры, конфессиональной компоненты мировоззрения населения, условий развития личности и общественных институтов, экономики, этнографии, геополитики, правовых основ государственного устройства и меж-бюджетных отношений.

Исследователи данных направлений отмечают необходимость корректировки как политики государства в отношении Северного Кавказа, так и внутренней, региональной политики по обширному перечню вопросов.

Мы провели исследование и комплексную оценку факторов сдерживающих формирование предпринимательского агрокластера в Северо-Кавказском федеральном округе, так как по-нашему мнению именно такое направление политики поможет росту конкурентоспособности экономики округа в условиях растущей глобализации.

Поскольку официальная статистика, как правило, не дает большей части необходимых данных, во всех странах применяются экспертные методы, включающие опросы представителей бизнеса, власти, некоммерческих организаций. Опрос представляет собой основной компонент исследования, позволяя точнее оценить экономическую ситуацию в регионе и потенциал достижения устойчивости роста. В ходе проведения опроса собирается информация о широком диапазоне данных, не отраженных в общедоступных официальных источниках или не учитывающихся вовсе.

Методика исследования позволяет объективно оценить разнородные факторы сдерживающих формирование предпринимательского агрокластера в СКФО и включает два этапа:

1) разработка анкеты;

2) опрос экспертов.

Анкета и обработка результатов базируются на методике, позволяющей учесть значимые, но не оцениваемые официальными органами данные о состоянии экономики региона и микроокружения компаний, воздействующие на формирование предпринимательского агрокластера в Северо-Кавказскам федеральном округе.

Акцент в исследовании перенесен с международных связей территорий на аспекты межрегионального взаимодействия, что позволяет определить, каким образом региональные бизнес-сообщества позиционируют себя в деловой среде Северного Кавказа и их мнение о механизмах формирования предпринимательского агрокластера. Часть вопросов, наряду с описанием региональной специфики, требует сравнения экономических, политических и социальных параметров с аналогами в других регионах Северного Кавказа.

В целях глубокого анализа факторов сдерживающих формирование предпринимательского агрокластера в СКФО был расширен спектр респондентов (первоначально в него входили только представители ключевых компаний) за счет представителей общественных, информационных, научных и исследовательских организаций, а также ассоциаций региональных производителей продукции, независимо от вклада данных организаций в валовой региональный продукт.

Таким образом, Респондентами стали 294 руководителя агропромышленных предприятий, предприятий в сферах, взаимодействующих с агропромышленным комплексом, представителей общественных, информационных, научных и исследовательских организаций, ассоциаций региональных производителей продукции и представителей государственной власти в семи регионах СКФО - Республике Дагестан, Республике Ингушетия, КабардиноБалкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия — Алания, Ставропольском крае, Чеченской Республике.

Решение обусловлено необходимостью критической оценки ответов, данных ведущими организациями регионов. Государственные и муниципальные предприятия завышали оценки, представители транспортных, инфраструктурных, обеспечивающих отраслей завышали оценки в вопросах, связанных с социальной сферой, и т.д. Малые предприятия, негосударственные предприятия и некоммерческие организации выражали свое независимое мнение более охотно и объективно.

Полученные в ходе опроса материалы основываются на субъективной оценке респондентов, характеризующих нынешнее состояние дел в вопросе формирования предпринимательского агрокластера в СКФО. Вместе с тем, итоги данного обследования, безусловно, могут служить отправной точкой для более углубленного изучения проблемы формирования предпринимательского агрокластера в СКФО и обеспечить основу для выработки стратегических направлений в формировании предпринимательского агрокластера.

Респондентам было предложено оценить в целом эффективности государственной политики стимулирования формирования предпринимательских агрокластеров на федеральном, региональном и местном уровнях по следующей шкале: 4 — высокая, 3 — средняя, 2 — низкая и 1 — очень низкая. Подавляющее большинство опрошенных оценили эффективность государственной политики как неудовлетворительную: на федеральном уровне — 63,7% и местном уровне — 58,1%. Большинство респондентов (46,1%) дали среднюю оценку поддержке предпринимательства на окружном уровне (рис. 1).

Аграрная политика государства в целом на федеральном, региональном и местном уровнях по шкале: 4 — высокая, 3 — средняя, 2 — низкая и 1 — очень низкая, была оценена как неудовлетворительная: на муниципальном уровне — 73,3% и окружном уровне — 56,6%. Большинство респондентов(47,1%) дали среднюю оценку на государственном уровне (рис. 2).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

50

45

40-

35

30-

25

20-

15

10

5-

0

высокая средняя низкая очень низкая

□ федеральный уровень □ региональный уровень □ муниципальный уровень

Рис. 1. Оценка эффективности государственной политики стимулирования формирования предпринимательского агрокластера

50

45-

40-

35-

30-

25-

20-

15-

10-

5-

0

высокая средняя низкая очень низкая

□ федеральный уровень □ региональный уровень □ муниципальный уровень

Рис. 2 . Оценка аграрной политики в целом

Большинство опрошенных (79%) полагают, что наиболее целесообразной помощью государства в формировании предпринимательского агрокластера являются законодательно определенная система льгот и специальные программы поддержки, 21% респондентов считают наиболее целесообразными максимальное невмешательство и реализацию действующих норм (рис 3).

С целью определения основного спектра проблем, влияющих на формирование предпринимательского агрокластера, в опрос был включен вопрос. Каковы основные экономические факторы, производственные факторы и другие причины, препятствующие формированию предпринимательского агрокластера в СКФО? Результаты обрабатывались следующим образом. По каждому фактору был подсчитан сводный показатель, представляющий важность тех или иных факторов препятствующих формированию предпринимательского агрокластера — индекс. Индекс рассчитывался как средний показатель в диапазоне от «0» до «3». Приближенность индекса к 3 означает 100% значимость фактора. Напротив, приближенность индекса к «0» означает малоценность данного фактора. Анализ ответов показал, следующие результаты (рис. 4):

специальная программа

Рис. 3. Оценка субъектами предпринимательства наиболее целесообразной государственной поддержки

1

4

Рис. 4. Основные факторы, препятствующие формированию предпринимательского агрокластера в СКФО:

I.Отсутствие широкомасштабной государственной поддержки процессов объединения предприятий в кластеры, особенно на начальных этапах создания кластера;

2.Отсутствие средств для реализации кластерных проектов;

Э.Нежелание предпринимателей рисковать через неопределенные условия деятельности кластеров;

4.Отсутствие законодательных и нормативных документов, которые стимулируют и регулируют деятельность кластеров;

5.Слабая мотивация у предпринимателей региона, которые имеют разные цели хозяйственной деятельности, разных руководителей и т.п., к созданию кластеров;

6.Отсутствие активной позиции относительно участия в кластерах среди научных учреждений;

7.Слабый уровень доверия между предпринимателями, предпринимателями и органами власти;

8.Отделенность и слабый уровень взаимодействия между предприятиями региона;

9.Устойчивая направленность предпринимателей на ведение дела поодиночке, неуверенность в действенности новых подходов;

10.Ментальность руководителей, которые не желают менять отношение к поиску новых путей организации деятельности собственных предприятий;

II.Слабая информированность предпринимателей относительно сущности понятия «кластер», практическое отсутствие или слабое распространение информации о положительных результатах деятельности кластеров в других регионах и за границей.

Таким образом, исследование показало, что в СКФО имеются основы для подходов к организации формирования предпринимательского агрокластера, однако многие из задач остаются не только не решенными, но и не поставленными, составляя круг проблем развития. Субъекты предпринимательства продолжают испытывать на себе целый ряд проблем, связанных с несовершенством нормативной базы, неразвитостью инфраструктуры, наличием административных барьеров и т.д.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

Таким образом, формирование предпринимательского агрокластера, является одним из важнейших условий развития экономики региона и России в целом. Кластеризация становится основным условием прогрессивного развития экономики, одной из главных предпосылок успеха в решении проблемы реструктуризации экономики, актуальных текущих и перспективных задач социально-экономического развития региона и страны в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2006. С. 23.

2. Портер М.Е. Конкурентное преимущество / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 92.

3. Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. № 5038 (214) от 13 ноября 2009 г.

4. Barney J.B. 1991. Firm resources and sustained competitive advantage. Journal of Management. 1991. 17 (1). рр. 99-120.

5. База данных региональных кластерных инициатив размещена на сайте Минэкономразвития РФ // http://www.economY.gov. m/wps/wcm/connect/economYUb/mert/welcome/economY/strategyandmnovation/clusterpoliticdirect/doc1248781849803.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.