/ А. В. Резер, И. И. Мухина, А. В. Смирнова // Транспортное дело России. - 2014. - № 4.- С. 7-10
4. Смирнова А.В. Управление качеством обслуживания оптовых покупателей// Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический журнал - 2011. - №2. — с. 24-28
5. Смирнова, А. В. Организация и повышение качества обслуживания оптовых покупателей (на материалах Московского региона): диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05. - Москва, 2012. - 180 с.
6. Хейвуд Дж. Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - С. 40.
УДК 363.7:657.31(470)
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РИСКА ДЛЯ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ, УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ
ОТРАСЛИ
Пухова Е.В., к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит», ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения»
МГУПС (МИИТ)
В статье рассматриваются аспекты устойчивости бюджетной системы Российской Федерации как фактора обеспечения экономической безопасности страны, а также условия обеспечения устойчивого развития транспортной отрасли.
Ключевые слова: устойчивость, бюджетная система, дефицит, ненефтегазовый дефицит, государственный долг, развитие транс-портнойотрасли.
ANALYSIS OF RISK FACTORS FOR THE STABILITY OF THE BUDGET SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION, THE CONDITIONS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT INDUSTRY
Pukhova E., Ph.D., assistant professor of the Finance and credit chair, FSEIHPE «Moscow State University of Railway Engineering» (MGUPS
(MIIT)
The article discusses aspects of the stability of the budget system of the Russian Federation as a factor in ensuring the economic security of the country and the conditions for sustainable development of the transport industry.
Keywords: stability, budgetary system deficit, the non-oil deficit, public debt, the development of the transport sector.
Обеспечение бюджетной устойчивости и поддержка сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ в целях гарантированного исполнения расходных обязательств являются основными задачами бюджетной политики РФ.
Обеспечение сбалансированности бюджета - один из основных принципов бюджетной системы РФ.
Анализ исполнения федерального бюджета за период 2008-2014 годов показывает, что модель федерального бюджета в указанном периоде в основном была дефицитной, за исключением 2008 и 2011 годов, когда федеральный бюджет был исполнен с профицитом.
Динамика дефицита (профицита) федерального бюджета РФ приведена в следующей таблице1.
Анализ приведенных данных свидетельствует, о том, что в 2009 году дефицит федерального бюджета был максимальный за рассматриваемый период и составил 2,3 трлн. рублей (6 % ВВП).
В последующем дефицит сокращался до 39,5 млрд. рублей в 2012 году (0,1 % ВВП) и до 333,8 млрд. рублей (0,5 % ВВП) в 2014 году, в 2015 году ожидается, что дефицит увеличится до 796,6 млрд. рублей.
Однако размер показателя дефицита не является в настоящее время критичным, риск заключается в другом.
Во-первых, ни разу за рассматриваемый период федеральный бюджет не был исполнен с теми показателями, которые устанавливались на соответствующий финансовый год первоначально.
Сравнительный анализ фактических данных и их прогнозных значений, свидетельствует об их различии. Основные параметры федерального бюджета неоднократно корректируются в ходе исполнения федерального бюджета, что создает риски исполнения бюджета.
Точность прогноза бюджетных проектировок зависит от обоснованности параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Однако высокая степень зависимости экономики России от внешней конъюнктуры не позволяет обеспечить высокий уровень точности указанного прогноза. Половина всех доходов федерального бюджета являются нефтегазовыми доходами, которые зависят от внешней конъюнктуры.И это создает риск обеспечения устойчивости бюджетной системы России.
Показателем, характеризующим степень сырьевой зависимости экономики России, является ненефтегазовый дефицит, который в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации рассчитывается с 2008 года.
Табл. 1. (млрд. руб.)
Наименование показателя 2008 2009 2010 2011
Утв-но Испол-но Утв-но Испол-но Утв-но Испол-но Утв-но Испол-но
Дефииртг(-), профицит (+) 74,1 1705,1 14,2 -2322,3 0,0 -1 812,0 0,0 442,0
в % к ВВП 0,2 4,1 0,04 -6,0 0,0 -3,6 0,0 0,8
ВВП 45000 41668,0 39690,0 38997,0 44800,0 44939,2 53332,0 54585,6
Продолжение табл. 1
Наименование показателя 2012 2013 2014 2015
Утв-но Испол-но Утв-но Испол-но Утв-но Испол-но Утв .01.12.14 № 384 -ФЗ Утв.20.04.15 № 93-ФЗ
Д(фиц1|(-),[|рофищт|(+) -876,6 -39,5 -521,4 -323,0 -389,6 -333,8 -430.7 -796,6
в % к ВВП -0,1 -0,1 -0,7 -0,5 -0,6 -0,5 -0,6 -1,1
ВВП 61238,0 62599,1 66515,0 66755,3 77498,0 70975,8 77 498,0 73119,0
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2015 | 131
Табл 2. (млрд. руб.)
Наименование показателя 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Ненефтегазовый дефицит -2309,0 -6015,2 5578,9 -5491,9 -6543,8 -6941,4 -7186,8 -8362,0
в % к ВВП -6,6 -15,4 -12,4 -9,5 -10,7 -10,3 -10,9 -11,4
Динамика ненефтегазового дефицита представлена в табли-
це2.
Приведенная динамика свидетельствует о прямой зависимости показателей ненефтегазового дефицита с периодами снижения цен на российский экспорт углеводородное сырье.
Показатель ненефтегазового дефицита увеличивается с 2011 года с 6,5 трлн. рублей (9,5% ВВП) до 8,4 трлн. рублей в 2015 году (11,4 % ВВП).
Первоначально предусматривалось, что с 1 января 2013 года будет действовать ограничение, по которому ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% ВВП, однако, эта норма БК РФ так и не вступила в силу, а по факту в 2013 году этот показатель составил 10,3 % ВВП. Это свидетельствует о том, что зависимость федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры остается высокой, несмотря на поставленную задачу снижать ее, и это является важнейшим фактором риска устойчивости бюджетной системы России. Необходимо ускорение процесса диверсификации российской экономики для решения проблемы сырьевой зависимости.
Во-вторых, имеется риск непривлечения источников финансирования дефицита федерального бюджета в запланированных объемах и условиях.
Формирование источников финансирования дефицита федерального бюджета в большей степени осуществляется за счет размещения государственных ценных бумаг, как на внешнем, так и на внутреннем финансовом рынках.
Привлечение средств с внешних финансовых рынков становится более дорогим в связи с применением экономических санкций в отношении Россиии повышением стоимости привлекаемых средств.
На внутреннем финансовом рынкепривлекательность российских облигаций федерального займа (далее - ОФЗ) для инвесторов является не достаточной.
Так за счет размещения ОФЗ фактическое привлечение средств составило в 2009 году лишь 80 % от утвержденного объема, в 2010 г. - 79 %, 2011 г. - 86 %, 2012 г. - 69,6 %, 2013 г. - 74,9 %.
В целях повышения привлекательности ОФЗ для инвесторов Минфин России вынужден повышать доходность по ним. Так, доходность по ОФЗ -ПДв 2011 году составляла до 7,93 %, в 2012 г. - до 8,65 %, в 2014 г. - до 10,39 %. За январь-март 2015 года размещение ОФЗ осуществлялось с доходность от 11,99 % до 15,27 % годовых (плановая доходность- 10 %).
Повышение доходности приводит к тому, что условия размещения ОФЗ для федерального бюджета ухудшаются, заимствования становятся дороже, растут расходы на обслуживания государственного долга. Поэтому обеспечение сбалансированности федерального бюджета РФ в среднесрочной перспективе имеет определенные риски.
Сбалансированность федерального бюджета в период 2015-
Табл. 3. (млрд. руб.)
2016 годов в большей части будет обеспечиваться за счет средств Резервного фонда,в 2015 году предусмотрено использовать 3 трлн. рублей.
В целях финансирования увеличивающегося дефицита федерального бюджета осуществляются государственные заимствования, которые формируют государственный долг Российской Федерации (далее - госдолг РФ).
Динамика госдолга РФ представлена в таблице 3.
Приведенные данные свидетельствуют об устойчивом росте госдолга РФ до 2015 года. В связи с ухудшением условий осуществления государственных заимствований госдолг в 2015 году сократится по сравнению с 2014 годом на 650 млрд. рублей.
Однако серьезный риск представляет совокупный внешний долг России (включает государственный долг и долг частного сектора), его объем значительно превышает размер международных резервов РФ.
Динамика совокупного внешнего долга РФ приведена в таблице
4.
По данным Банка России совокупный внешний долг РФ за 2014 год сократился на 129,4 млрд. долл. США, и на начало 2015 года составил 599,5 млрд. долл. США, что на 214,0 млрд. долл. США, или в 1,55 раза больше,чем объем международных резервов РФ.
Сокращение внешнего долга произошло из-за ведения запрета ряда стран на внешние заимствования российских банков и корпоративных структур.
Необходимо отметить ухудшение показателя соотношения объема совокупного внешнего долга к объему ВВП, который является показателем долговой устойчивости, на начало 2015 года указанный показатель составил 47,5 %, то есть почти достиг порогового значения равного 50 %. По методологии международного валютного фонда значение указанного показателя свыше 50 % означает высокую степень риска долговой устойчивости.
Кроме того, увеличивается госдолг субъектов РФ, на начало 2015 года его объем увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 351,5 млрд. рублей, и составил 2 089,0 млрд. рублей, по состоянию на 1 марта госдолг субъектов РФ увеличился до 2 136,1 млрд. рублей.
Динамика государственного долга субъектов РФ в 2010 -2015 годах приведена в таблице 5.
Рост долговой нагрузки региональных бюджетов свидетельствует об имеющихся проблемах в экономике регионов и рисках в формировании и исполнении региональных бюджетов, а это, в свою очередь, создает риски устойчивости всей бюджетной системы РФ.
Важнейшей проблемой для бюджетной системы РФ является сохранение макроэкономической стабильности, а также сохранение расходов федерального бюджета на необходимом и достаточном уровне для экономического роста.
Наименование показателя 2012 отчет 2013 отчет 2014 закон 2014 оценка 2015 проект
Гос долг РФ 6 519,9 7 548,3 9 257,9 10 299,1 9 649,1
% к ВВП 10,4 11,3 12,9 14,4 12,5
Государственный внутренний 4 977,9 5 722,2 6 888,5 7241,2 7 218,5
долг
Государственный внешний долг 1 542,0 1 826,1 2 369,4 3057,9 2 430,6
Табл.4. (млрд. руб.)
Наименование 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012 01.01. 2013 01.01.2014 01.01.2015
показателя (оценка)
Совокупный 467,2 488,9 545,4 636,4 728,9 599,5
внешний долг РФ
% к ВВП 38,1 32,9 29,3 31,6 34,6 47,5
Международные 439,5 479,4 498,7 537,6 509,6 385,5
резервы РФ
132 ТЯАШРОЯТ БШШЕ88 Ш ЯШ81А | №6 2015 |
Табл. 5. (млрд.руб.)
Наименование показателя 2010 2011 2012 2013 2014 2015, март
Государственный долг субъектов Российской Федерации, млрд. руб. 1096,0 1360,0 1400,0 1737,0 2089,5 2136,1
Государственный долг субъектов Российской Федерации, % к ВВП. 2,4 2,5 2,2 2,6 2,9 3,0
Обеспечение экономического роста в современных условиях финансового кризиса и применения санкций в отношении России является важнейшей проблемой.
Обеспечение экономического роста невозможно без реализации задачи по развитию транспортной системы России.
Рассмотрим основные подходы бюджетной политики, которая будет проводиться в транспортной отраслив период 2015 -2017 годов.
Как отмечено в основных направлениях бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, по состоянию на 2014 год 5 субъектов Российской Федерации не имеют железных дорог, 40 тыс. населенных пунктов остаются без постоянной круглогодичной связи с транспортной сетью общего пользования.
В результате того, что отсутствует железнодорожное транспортное обеспечение не осваиваются 23 уже разведанных месторождения природных ресурсов.
Если говорить об автомобильном транспорте, то в России наблюдается несоответствие спроса на автомобильные перевозки и качества, а также уровня развития автомобильных дорог. Так за период 2004-2014 гг. рост уровня автомобилизации составуил 85 %, а протяженность автомобильных дорог общего пользования увеличилась лишь на 15,5 %г.
Россия имеет низкие конкурентные преимущества на мировом рынке, основными причинами являются:
- транзитный потенциал используется не полностью;
- конкурентоспособность российских перевозчиков находится на низком уровне;
- состояние и развитие транспортной инфраструктуры не соответствует требованиям и потребностям внешней торговли.
В период 2015 -2017 годов бюджетная политика в сфере транспорта будет осуществляться с учетом:
- приоритета реализации крупных инвестиционных проектов в сфере развития транспортной инфраструктуры, имеющих значительный мультипликативный эффект за счет снижения транспортных издержек и придания дополнительного импульса развития смежным отраслям экономики, в том числе по строительству объектов морского порта в районе поселка Сабетта, скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автомобильной дороги, проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, железнодорожной инфраструктуры на участке Междуреченск - Тайшет, развитию аэропортов Московского авиационного узла;
- сокращения объемов поддержки железнодорожного транспорта, в том числе пассажирских перевозок в пригородном сообщении и поездах дальнего следования, с сохранением финансовой устойчивости открытого акционерного общества "Российские железные дороги" путем установления долгосрочного тарифного регулирования на уровне, обеспечивающем безубыточность деятельности компании и реализацию ее долгосрочной инвестиционной программы в необходимых объемах, установления долгосрочных отношений между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и Российской Федерацией по текущему содержанию и развитию железнодорожной инфраструктуры на основе сетевого контракта на гарантированное транспортное обеспечение услугами инфраструктурного комплекса, а также организации пассажирских перевозок на основе государственного заказа;
- обеспечения поэтапного перехода на нормативное содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений в целях повышения уровня безопасности плавания судов по внутренним водным путям, а также уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений; повышения доступности воздушных перевозок, в том числе на социально-значимых и коммерчески не окупаемых маршрутах, а также поддержка новых маршрутов для
достижения устойчивого пассажиропотока на них с отказом от государственной поддержки после достижения рентабельности.
Для достижения устойчивого развития транспортной отрасли в период 2015 - 2017 годов предусматривается реализовать следующие меры:
- расширение использования государственно-частного партнерства (концессия, контракт жизненного цикла) с привлечением внебюджетных источников при реализации инвестиционных проектов;
- введение платности пользования объектами транспортной инфраструктуры, в том числе автодорожной инфраструктурой, инфраструктурой внутренних водных путей, что позволит осуществить мобилизацию доходов в транспортной отрасли;
- осуществление софинансирования из бюджета процентной ставки по лизингу на приобретение транспортных средств для компаний, осуществляющих перевозки пассажиров.
Литература:
1. «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Официальный сайт Минфина России http://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/policy/#.
2. Интернет - ресурсы: http://www.minfin.ru/ru/; http://www.ach. gov.ru/; http://www.gks.ru/
3.Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. URL: http://www.mintrans.ru/documents/detail.php?ELEMENT_ ID=19188
4. Новые приоритеты трансформации российской экономики и государственная политика. // Проблемы современной экономики. -2013. - N 1 (45). - С.21-25
4. Рязанов В. От рентной экономики к новой индустриализации России. // Экономист. - 2011. - № 8. - С.3 -17
5.Хегай Ю.А. Проблемы и перспективы развития транспортной системы в России.// Теория практика общественног развитя. - 2014. - № 4.
6. Черненко В.А, Шведова Н.Ю. Риски российской экономики в условиях введения международных санкций. // Теория практика общественног развитя. - 2015. - № 4.
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2015 | 133