Научная статья на тему 'Анализ факторов, определяющих условия банковской деятельности в регионе'

Анализ факторов, определяющих условия банковской деятельности в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1369
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раджабова Маннаба Гусенмагомедовна

В статье дана оценка состояния банковского сектора Республики Дагестан, проведен анализ основных внешних и внутренних факторов, определяющих развитие банков в регионе. Определены сильные стороны внутренней и внешней среды деятельности региональных банков для нивелирования возникающих в их деятельности отрицательных факторов (слабых сторон внутренней и внешней среды).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов, определяющих условия банковской деятельности в регионе»

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСЛОВИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ

®2011 Раджабова М.Г.

Дагестанский государственный университет

В статье дана оценка состояния банковского сектора Республики Дагестан, проведен анализ основных внешних и внутренних факторов, определяющих развитие банков в регионе. Определены сильные стороны внутренней и внешней среды деятельности региональных банков для нивелирования возникающих в их деятельности отрицательных факторов (слабых сторон внутренней и внешней среды).

The author of the article estimates the bank sector state in the Republic of Dagestan, performs the analysis of the basic external and internal factors defining the development of banks in the region. She determines the strengths of the internal and external environment of of regional banks activities for negative factors leveling; the negative factors of their activity (weaknessesof the internal and external environment).

Ключевые слова: регион, экономические, социальные и политические факторы, банковский сектор, внутренняя и внешняя среда, инвестиционная политика.

Keywords: region, economic, social and political factors, bank sector, internal and external environment, investment policy.

Каждый регион имеет свои экономические, территориальные и климатические особенности, разную степень политического доверия, согласованности действий власти и бизнеса, законодательной инициативы. Вследствие этого одним из условий успешной, надежной работы банков является учет всех факторов, особенностей деятельности и рисков, складывающихся в регионе.

Можно выделить три группы основных региональных факторов:

1) политические, отражающие уровень политической стабильности в регионе, темпы проведения политических реформ на региональном уровне;

2) экономические, отражающие особенности и тенденции экономического развития региона;

3) социальные, характеризующие уровень социального развития региона.

Воздействие экономических факторов на деятельность банков является определяющим. Содержание надежности коммерческих банков регионов определяется, прежде всего, функциональной зависимостью

банковского сектора от уровня и темпов развития социально-экономического потенциала региона.

Социальные факторы также оказывают непосредственное влияние на реализацию стратегии развития банковского сектора региона. Уровень реальных доходов населения, социальных и других выплат определяют динамику развития рынка розничных кредитов и депозитов.

Значительное влияние на деятельность региональных банков оказывают и политические факторы, особенно такие, как политическая стабильность в регионе, политическая система в регионе и порядок формирования органов власти, содействие региональных властей достижению экономической и социальной стабильности в регионе. Возникновение политического риска в регионе неизбежно вызывает как экономический риск, так и социальный, а в совокупности они создают неблагоприятные условия

функционирования как отдельного банка, порождая риск

неплатежеспособности, а также всех банков региона, вызывая утрату к ним доверия со стороны инвесторов, вкладчиков и кредиторов. В этом случае имеет место прямое воздействие

региональных факторов на каждый банк.

Рассмотрим факторы внутренней и внешней среды банковского сектора Республики Дагестан. Анализ ближнего внешнего окружения (внутренних

факторов) банковского сектора региона позволил привести в таблице 1 следующие сильные и слабые стороны внутренней среды банковского сектора РД:

Таблица 1

Сильные и слабые стороны внутренней среды

Сильные стороны Слабые стороны

В банковской системе республики на 01.01.2010 г. действует 32 региональных банка, 59 филиалов региональных банков и 17 филиалов банков других регионов; 110 допофисов, 4 кредитнокассовых офиса, 1 операционный офис, 6 операционных касс и 2 представительства кредитных организаций. Растет количество дополнительных офисов и операционных касс на территории региона, что способствует повышению обеспеченности региона в территориальном разрезе банковскими услугами. Большинство кредитных организаций - самостоятельные региональные банки. Отсюда: - настроенность руководства банков на решение региональных проблем; - знание потребностей региона; - возможность «точечной» работы с клиентом 23 действующих кредитных организаций региона являются участниками системы страхования вкладов, что способствует повышению доверия населения и росту вкладов. Наличие филиалов банков других регионов, отсюда: - осуществляется приток средств в регион, появляется больше возможностей (в отношении ресурсной базы) по кредитованию региональных предприятий; - возможности перераспределения ресурсов между регионами - поступление в бюджет региона налога на прибыль. Постепенный рост привлеченных ресурсов, рост уровня привлеченных средств населения во вклады, превышение темпов роста срочных вкладов, темпов роста вкладов до востребования. Все региональные банки относятся к группе финансовостабильных. Продолжается капитализация банков. 25 банков имеют капитал свыше 60 млн руб., из них два самостоятельных региональных банка с уставным капиталом свыше 300 млн руб. Неравномерное размещение кредитных организаций на территории республики. Недостаточная институциональная насыщенность банковскими услугами (недостаточный объем, узкий ассортимент предоставляемых банками услуг). Высокий уровень концентрации банковского сектора региона по капиталу, кредитам, депозитам, вкладам населения и остаткам на расчетных счетах. В столице сосредоточено 92,1% от объема уставного капитала, 93,1% от общего объема активов и 91,8% от объема собственных средств. Это свидетельствует о низком уровне обеспеченности банковскими услугами Республики Дагестан в территориальном разрезе. Недостаточность капитальной базы (в сравнении с объемом активных операций), дефицит долгосрочных ресурсов, слабость и неустойчивость ресурсной базы, что приводит к увеличению рисков банковских операций и удорожанию ресурсной базы. Недостаточный рост капитальной и ресурсной базы. Преобладающая часть кредитных вложений носит краткосрочный характер. Низкая диверсификация размещаемых средств. Недостаточное развитие современных банковских технологий. Недостаток в банках квалифицированных специалистов по управлению рисками и невысокий уровень качества управления в банках. Наличие филиалов банков других регионов, отсюда: - отток средств из региона; - незнание нужд региона, больший приоритет в их деятельности прибыльным проектам, а не потребностям региона; ограниченный инструментарий регулирования их деятельности в регионе.

Анализ внешнего окружения (внешних факторов) банковского сектора региона позволил сделать следующие выводы. Современное состояние экономики РД продолжает характеризоваться низким уровнем социально-экономического развития. Классификация российских регионов по различным показателям, проведенными в работах различных авторов и по данным исследований журнала «Эксперт», относит Республику Дагестан к последней группе регионов, наряду с Республиками Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-

Черкесия, Ингушетия, Северная Осетия-Алания.

Республика Дагестан в настоящее время является депрессивным регионом и не имеет собственных внутренних ресурсов, достаточных для преодоления сложившихся в экономике региона

депрессивных тенденций. Как

депрессивный регион республика характеризуется низким уровнем

производства и реальных доходов

населения, высокодотационным

бюджетом (консолидированный бюджет региона формируется в основном за счет трансфертов федерального бюджета, размер которых на протяжении последних лет колеблется от 76% до 88%) и высоким уровнем безработицы.

В рамках социально-экономических факторов значительное влияние на развитие банковского сектора оказывает состояние реальной экономики. Хотя в последние годы и отмечается определенный рост промышленного производства (об этом свидетельствуют данные таблицы 2), наблюдающийся рост характеризуется нестабильностью. Среднегодовой темп роста в последние

годы в пределах 6-15% обеспечивался в основном за счет предприятий сферы услуг и базовых отраслей экономики.

Финансовое положение предприятий в настоящее время характеризуется следующими основными чертами:

- сильная дифференциация в уровне

доходов различных категорий предприятий: получение высоких

доходов у одних и убыточность у других;

- сохраняется высокая доля убыточных предприятий (в 2009 году -33%). При этом финансово-стабильные и прибыльные предприятия, имеющие достаточные собственные средства для

финансирования своей деятельности, не стремятся прибегать к банковским кредитам;

- недостаток оборотных средств у большинства предприятий;

- хранение высокого уровня

просроченной кредиторской

задолженности.

Республику Дагестан характеризует низкая степень инвестиционной привлекательности. Основным

источником инвестирования в экономику Дагестана являются средства из федерального и республиканского бюджета (табл. 2).

Таблица 2

Основные социально-экономические показатели Республики Дагестан за

период 2000-2009 гг. [1, 2]

Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

ВРП (в тек. основных ценах), млн руб. 20921 31544 41441 57627 80712 90443 124154 156629 211260 -

ВРП надушу населения, руб. 8490 12562 16196 22235 30902 34371 46644 58704 78252 -

Инвестиции в основной капитал, млн руб. 3479 8089 7957 10794 16653 26966 39584 60713 86938 100935

Уд. вес инвестиций в основной капитал 57,4 41,9 61,6 44,6 36,4 40,7 32,7 42,5 49,5 59,9

за счет бюджетных средств, %

В том числе:

- за счет федеральных средств, % 33,9 22,3 29,1 20,6 18,9 25,9 24,2 27,3 28,7 37,7

Уровень безработицы, % 26,5 29,3 24,1 20,6 27,2 22,3 22,3 20,2 13,4 13,2

Индекс промышленного производства (базовых отраслей), в % к предыдущему году 100,9 102,9 108,8 94,7 115,1 136,3 108,5 121,4 114,8 106,0

Среднедушевые денежные доходы (в мес.) в РД, руб., по России, руб. 861 2281 1441 3061 1534 3945 2125 5170 3311 6410 4457 8112 6261 10634 7981 12551 10962,2 14941,0 13805,6 168657,0

Реальные денежные доходы населения в % к предыдущему году 126,7 115,9 119,5 125,4 144,0 121,0 129,8 117,9 117,6 111,5

Число зарегистрированных преступлений: - всего, тыс. 15,7 15,3 14,2 12,2 11,2 13,7 16,5 14,7 12,2 12,4

- на 100000 чел. 637 608 553 471 430 519 623 551 453 456

Это свидетельство высоких финансовых инвестиционных рисков, что подтверждается рейтингом журнала «Эксперт» (84-е место из 89 регионов страны). Кроме того, препятствием на пути оздоровления социально-экономической ситуации в республике выступает экономическая преступность. В республике высока доля теневого сектора. Размеры теневой экономики, по подсчетам мониторинга, проводимого Национальным банком республики, достигают: в пищевой промышленности, промышленности стройматериалов, на транспорте и торговле - 70-80%, в спиртоводочной отрасли - 80-90%. Это приводит, в частности, к недополучению в бюджет налогов от производственной деятельности и сокращению инвестиционных ресурсов, способных оживить производство. Так как теневой оборот нуждается в краткосрочных денежных ресурсах, банковская система

республики косвенно вовлекается в теневой сектор, хотя риски здесь (особенно правовые, кредитные, риски ликвидности) очень высоки.

Республике Дагестан присущи высокие социальные риски. Уровень безработицы по официальным данным статистики (без учета скрытой безработицы) составил в республике Дагестан в 2009 году 13,2%, тогда как, согласно международным стандартам, этот показатель не должен превышать 8-10%. По этому показателю РД занимает 83 место по России.

Потребительский потенциал региона как индикатор социального риска свидетельствует, что среднедушевой доход населения республики ниже среднероссийского уровня (табл. 2)и по этому показателю республика занимала в 2008 году 52 место среди регионов страны, в 2009 г. - 32. Республика характеризуется низким уровнем

прожиточного минимума. Доля населения, живущего за чертой бедности (ниже прожиточного минимума), в последние годы составляет около 43,1-52,7%, что говорит о серьезной люмпенизации населения. По этому показателю республика занимает 84 место среди регионов страны.

При таких низких доходах населения невозможно говорить о значительном увеличении банковских вкладов как важного источника банковских ресурсов. Индекс развития сберегательного дела, исчисляемый как отношение депозитов на душу населения к денежным доходам на душу населения, в республике очень низкий - 0,11, что есть отражение высокого экономического и социального рисков, свойственных республике. Низкий уровень реальных доходов большей части населения приводит к преобладанию краткосрочных операций на финансовом рынке, рискованной кредитной политике, низкой ликвидности банковских активов, а следовательно, и к недостаточному уровню величины банковского капитала.

В целом же можно также отметить, что существующие социально-экономические показатели республики, высокий уровень инвестиционного риска, низкий уровень оценки кредитоспособности региона обусловливают низкую вероятность того, что республика может выступать гарантом по кредитам и займам, что снижает интерес к региону со стороны инвесторов, банков и других структур.

Социально-экономическая ситуация в республике усложняется и общественно-политической ситуацией, которая в последнее время, несмотря на определенную стабильность, характеризуется как сложная и имеются предпосылки для ее обострения. В республике в последние годы все чаще возникают ситуации, оказывающие дестабилизирующее воздействие на политический процесс. В регионе сильно развита на всех уровнях власти практика лоббирования интересов различных региональных групп. Идет борьба за доступ к принятию управленческих решений, за расстановку кадров, в отношении распределения земли, природных ресурсов и т.п. В последнее время участились случаи террора в республике, которые в большей степени связаны с политическими и религиозными мотивами.

Одним из основных политических факторов, влияющих на состояние

экономики в республике, в том числе на условия деятельности банков, является

степень содействия региональных

властей развитию бизнеса, достижению экономической и социальной

стабильности в регионе. В последние годы органами исполнительной власти ведется активная работа в направлении улучшения социально-экономического положения и развития республики. Народным Собранием Республики Дагестан разработан и принят в первом чтении проект Стратегии социальноэкономического развития Республики Дагестан до 2020 года.

В настоящее время на территории республики реализуются мероприятия 10 федеральных целевых программ, в том числе федеральной целевой

программы «Юг России (2008-2012 годы)». В республике реализуются программы экономического и социального развития: «Модернизация транспортной системы России (20022010 годы)»; «Социальное развитие села до 2010 года»;

«Энергоэффективная экономика до 2010 года»; «Содействие занятости

населения Республики Дагестан на 2006-2010 годы» и др., которые

направлены на решение задач в области электрификации, газификации, здравоохранения, образования,

социальной политики, экологии,

виноградарства и виноделия,

мелиорации, дорожного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, транспорта. При этом отмечается, что для решения многих задач, стоящих перед

республикой в целях улучшения ее социально-экономического положения, в первую очередь необходимо создание предпосылок для привлечения инвестиций в экономику региона. Поэтому была активизирована работа по представлению инвестиционных проектов на российских и международных форумах, ведется работа по совершенствованию законодательной базы, создано

Министерство инвестиций и внешнеэкономических связей РД.

Были приняты: постановление о

формирование фонда развития за счет федерального бюджета,

республиканская целевая программа

развития малого и среднего предпринимательства на 2009-2011

годы. Продолжается работа по участию

Республики Дагестан в конкурсах,

проводимых Минэкономразвития России на выделение финансовых средств из федерального бюджета субъектам

Российской Федерации на

государственную поддержку малого предпринимательства на условиях софинансирования. Реализуемые на территории Республики Дагестан

программы развития инвестиционного климата в регионе способствовали определенному улучшению

инвестиционного климата в республике.

В результате анализа внешних факторов можно выделить следующие возможности и угрозы развития банковской деятельности в республике, которые сведены в таблицу 3.

Подводя итоги анализа, можно констатировать следующее:

Перечисленные сильные стороны банковского сектора региона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

необходимо использовать в полной мере, наращивая масштаб

осуществления банковских операций для того, чтобы получить наибольшую отдачу от возможностей внешней среды. Например, воспользоваться разработанной стратегией социально-экономического развития РД и повысить инвестиционную привлекательность региона банкам препятствует низкий уровень долгосрочных ресурсов и низкая капитализация. В связи с этим банкам необходимо наращивать собственные средства и использовать в своей деятельности разнообразные современные способы кредитования, например синдицированное

кредитование. Использование банками тенденций роста доходов населения сдерживает недостаточная доступность во многих районах республики банковских услуг.

Таблица 3

Возможности и угрозы внешней среды для банковской деятельности в

регионе

Возможности (стимулирующие факторы) Угрозы (препятствующие факторы)

Политическая стабильность в регионе, обусловленная отсутствием очагов межнациональной напряженности Законодательные инициативы Правительства РФ, в которых обозначены основные меры по устранению факторов, сдерживающих развитие банковского сектора и решения вопросов по аккумулированию банками денежных средств для их дальнейшей трансформации в инвестиции, а также усилению защиты интересов кредиторов и предотвращения использования банков в недобросовестной коммерческой и противоправной деятельности Политика органов власти РД по улучшению социально-политической ситуации региона, поддержка и активное участие в развитии инвестиционных программ, разработке и реализации Программ экономического и социального развития РД на период до 2010 года и до 2020 года. Совершенствование законодательной базы в сфере инвестиционной деятельности Потенциал РД, способный оказать воздействие на улучшение структуры региональной экономики, в том числе: - выгодное геополитическое положение; - наличие свободной и недорогой рабочей силы - природно-рекреационный потенциал; - развитая транспортная инфраструктура и пр. Относительный рост промышленного производства Уменьшение доли убыточных предприятий Определенный рост уровня доходов населения Наличие в республике высших учебных заведений, готовящих специалистов по профилю банковской деятельности Неэффективная кадровая политика, в том числе связанная с распределением полномочий не по профессиональным качествам, а другим параметрам, таким, как национальная принадлежность, родство или др. Высокий уровень коррупции Территориальные диспропорции социально-экономического развития республики Непрозрачность структуры собственности клиентов банков Неопределенность перспектив развития бизнеса потенциальных клиентов Значительная доля предприятий, характеризующихся низким уровнем прибыльности или убыточностью Дефицит квалифицированных кадров, особенно в области ведения внутреннего контроля в банках Низкий уровень доходов населения (уровень среднедушевых доходов ниже, чем в среднем по России, уровень заработной платы ниже, чем в среднем по России) и высокий уровень бедности Высокий уровень безработицы Дефицит бюджетного финансирования и неэффективное использование поступающих ресурсов Высокая дотационность бюджета республики Низкая инвестиционная активность, повышенный инвестиционный риск Высокая доля теневой экономики

Отсюда следует необходимость открытия внутренних структурных подразделений на территории республики и внедрения современных банковских технологий, упрощающих

процедуры предоставления банковских услуг.

Большую роль в преодолении слабых сторон внутренней и внешней среды деятельности банков играет

деятельность Национального банка РД по проведению регулярного мониторинга предприятий экономики РД. Использование данных

мониторинга позволит региональным банкам расширить рынки кредитных и депозитных операций, оценивать кредитные риски по выданным и выдаваемым кредитам, открывать новые филиалы и представительства, развивать перспективные направления региональных банковских услуг исходя из изучения в ходе мониторинга потребностей предприятий в

Примечания

банковских услугах. Однако, к

сожалению, посредством только лишь сильных сторон банковского сектора региона в условиях хронического депрессивного состояния экономики РД не представляется возможным

устранение угроз внешней среды. В настоящее время нивелирование этих угроз реально осуществить лишь при активном взаимодействии банковского сектора, региональных и федеральных органов власти.

1. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2008: Стат. сб. / Росстат. М., 2008. 668 с.

2. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. 654 с.

Статья поступила в редакцию 15.03.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.