Научная статья на тему 'Анализ факторов определяющих развитие розничной торговли Республики Бурятия'

Анализ факторов определяющих развитие розничной торговли Республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ И НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ / РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ / RETAIL TRADE / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / FOOD AND NON-FOOD PRODUCTS / REPUBLIC OF BURYAIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тучинова Ц.Г.

Рассмотрены факторы оказывающие ключевое влияние на развитие розничной торговли региона. Учитываются показатели характеризующие степень развития торговой сферы: вклад торговли в ВРП, темп роста, а также распределение оборота розничной торговли по формам собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FACTORS DETERMINING THE DEVELOPMENT OF THE RETAIL TRADE OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

The article considers the factors having a key influence on the development of retail trade in the region. Take into account the indicators characterizing the degree of development of the trading sector: the contribution of trade to gross regional product, growth rate, and distribution of retail trade turnover by forms of ownership.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов определяющих развитие розничной торговли Республики Бурятия»

УДК 339.37

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Ц. Г. Тучинова Научный руководитель - Э. Ц. Гармаева

Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления

Российская Федерация, 670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В

E-mail: tuchinovats@mail.ru

Рассмотрены факторы оказывающие ключевое влияние на развитие розничной торговли региона. Учитываются показатели характеризующие степень развития торговой сферы: вклад торговли в ВРП, темп роста, а также распределение оборота розничной торговли по формам собственности.

Ключевые слова: розничная торговля, малое и среднее предпринимательство, продовольственные и непродовольственные товары, республика Бурятия.

ANALYSIS OF THE FACTORS DETERMINING THE DEVELOPMENT OF THE RETAIL TRADE OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

Ts. G. Tuchinova Scientific supervisor - E. Ts. Garmaeva

East Siberian State University of Technology and Management 40v, Klyuchevskaya Str., Ulan-Ude, Respublika Burjatija, 670013, Russian Federation

E-mail: tuchinovats@mail.ru

The article considers the factors having a key influence on the development of retail trade in the region. Take into account the indicators characterizing the degree of development of the trading sector: the contribution of trade to gross regional product, growth rate, and distribution of retail trade turnover by forms of ownership.

Keywords: retail trade, small and medium enterprises, food and non-food products, republic of Buryaia.

Сбалансированность продовольственного рынка по ценам, товарным потокам, количеству и качеству товаров не только является необходимой составляющей эффективно работающей экономики, но и основой оценки общего уровня качества жизни.

В связи с этим особое место в социально-экономическом развитии региона занимает изучение факторов эффективного функционирования продовольственного рынка.

Существующие проблемы современного состояния регионального продовольственного рынка требует поиска наиболее совершенных организационно - экономических механизмов, способных обеспечить его сбалансированное развитие [1].

В отраслевой структуре валового регионального продукта Бурятии доля оптовой и розничной торговли занимает третье место после обрабатывающего производства, транспорта и связи, и составляет 12,4%. Доля предприятий розничной торговли составляет около 53% от хозяйствующих субъектов в сфере торговли на декабрь 2016 г.

Оборот розничной торговли за 2016 год сложился в объеме 168,0 млрд. рублей или 97,0 % к 2015 году. Динамика оборота розничной торговли представлена на рис.1 [3].

Анализируя данные рис. 1, мы наблюдаем, что оборот розничной торговли в Республике Бурятия имеет положительный рост, но следует отметить, что с 2014 года, темп роста сократил-

Секция «Маркетинг и коммерциализация космоса»

ся, тогда, как до 2013 года рост выше. Оборот розничной торговли региона указывает, что регион развивается, имеет множество точек для роста.

Оборот розничной торговли, всего млн.руб

200000 150000

100000

50000

11111

¿012 2013 2014 2015 2016 год юд год год год

(Оборот розничной торговли, всего млн.руб

Рис. 1. Оборот розничной торговли Республики Бурятия за 2012 - 2016 гг

Как показывают данные на рис. 2, прежде всего, рост во многом спровоцирован ростом инфляции в регионе, которая связана с введенными санкциями в отношении импортируемых продуктов питания. Данные меры существенно повлияли на рост розничных цен, и как следствие, на инфляцию, поскольку розничным предприятиям пришлось устанавливать экономические отношения с новыми партнерами, на которых не распространилось продуктовое эмбарго. Во-вторых, это увеличение обменного курса иностранных валют.

Рис. 2. Оборот розничной торговли Республики Бурятия, в процентах, по отношению к потребительским ценам

В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 52,0 %, непродовольственных товаров - 48,0 %. Как видим

на рис. 3, темп роста продовольственных и непродовольственных товаров замедляется, что связано с ростом цен на них на 3,1% и 6,3% соответственно.

Рис. 3. Товарная структура оборота розничной торговли (в % к итогу)

Продажа непродовольственных товаров осуществлялась опережающими темпами (100,7 %) по сравнению с продажей пищевых продуктов, включая напитки, и табачные изделия (94,1 %).

Анализируя данные, мы видим, что в абсолютных показателях, розничная торговля имеет высокие темпы роста, но если учесть сопоставимость цен, то рост не значителен, это еще раз доказывает, что очевидность наличия больших экономических проблем в экономике региона.

Стоит отметить, что оборот розничной торговли на 99,9 % формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка. Доля продажи товаров на розничных рынках равнялась 0,1 % (рис. 4).

Рис. 4. Структура формирования оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам на 2016 г (в % к итогу)

За 2016 г. оборот розничной торговли индивидуальных предприятий уменьшился на 8,3%, и на 5,4% - у предприятий, не относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Тем временем, на 30,8% увеличился оборот у средних предприятий, и на 29,3% - у малых, что свидетельствует о гибкости малых предприятий. В силу относительно небольших размеров и, соответственно, небольшой доли рынка, они вынуждены функционировать в условиях жесткой конкуренции, и для успешной работы активно внедряют инновации, разрабатывают новые технологии торговли, пристально следят за изменениями покупательских предпочтений и быстро реагируют на них, свидетельствуя о развитии розничной торговли, о появлении современных форматов торговли и новых интеграций бизнес-процессов [2].

С учетом проведенных исследований, проанализированных статистических данных и научной литературы, выделим факторы, влияющие на развитие розничной торговли в Республике Бурятия:

Секция ««Маркетинг и коммерциализация космоса»

1) изменение уровня дохода населения;

2) изменение демографической ситуации;

3) высокая конкуренция со стороны других организаций розничной торговли;

4) появление новых форматов торговли и улучшение качества услуг предоставляемых розничными предприятиями;

5) интеграция новых бизнес-процессов;

6) увеличение возможностей интернета;

7) открытие новых торговых объектов, в том числе и крупных.

Таким образом, предоставляется возможным определить, основные направления развития региональной розничной торговли. Они связаны, прежде всего, с институциональными и структурными преобразованиями торговли, системой взаимодействия его субъектов и политикой регулирования с позиции совершенствования механизма взаимодействия субъектов торговли [1].

Библиографические ссылки

1. Гармаева Э.Ц., Нагаслаева И.О. Факторы эффективного развития регионального продовольственного рынка: Актуальные проблемы современной экономики: Сборник научных трудов. Серия: Экономические науки. Вып.23.- Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2016. С.109-114

2. Гармаева Э.Ц., Осодоева О.А. Развитие организационно-экономических взаимоотношений субъектов продовольственного рынка. - Улан-Удэ: Издательство ВСГУТУ, 2012. - 164с.

3. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия (электронный ресурс) Режим доступа: http://burstat.gks.ru (дата обращения: 17.03.2017)

© Тучинова Ц. Г., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.