Научная статья на тему 'Анализ европейского опыта управления отходами на примере Швеции'

Анализ европейского опыта управления отходами на примере Швеции Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
315
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВЕРДО-БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / ПЕРЕРАБОТКА / УТИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Барцев И. А.

В статье рассмотрено – внедрение европейского опыта управления отходами в странах европейского союза на примере Швеции, а также возможные способы применения данного опыта в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ европейского опыта управления отходами на примере Швеции»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Барцев И.А.

Соискатель, кафедра экономики и управления предприятиями и организациями «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

АНАЛИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ НА ПРИМЕРЕ ШВЕЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрено - внедрение европейского опыта управления отходами в странах европейского союза на примере Швеции, а также возможные способы применения данного опыта в России.

Ключевые слова: твердо-бытовые отходы, переработка, утилизация.

Key words: solid-waste, recycling, industry, waste recovery.

Проблема неэффективного управления отходами существует практически во всех населенных пунктах Российской Федерации. Видимыми ее проявлениями являются:

■ наличие санкционированных и несанкционированных свалок твердо-бытовых отходов (ТБО), не отвечающих экологическим требованиям;

■ низкая доля извлечения вторичного сырья (потеря ресурсного потенциала отходов);

■ морально и физически устаревшая техника по удалению отходов;

■ растущие платежи за отходы при остающемся низком качестве предоставления услуг и т.д.

В настоящее время в отвалах и хранилищах на территории Российской Федерации скопилось около 80 млрд. тонн отходов. Точные данные об образовании, утилизации и размещении отходов производства и потребления за последние годы отсутствуют.

Несанкционированными свалками и полигонами окружено подавляющее большинство городов России. Отходы производства и потребления складируют и захоранивают в несанкционированных местах, нередко в водоохранных зонах, в охранных зонах магистральных трубопроводов, в санитарных зонах скважин питьевого водоснабжения.

Средний уровень утилизации отходов производства составляет около 30%; из отходов потребления извлекается в виде вторичного сырья только 2% от общего объема, остальные 98% загрязняют окружающую среду.

Проблема утилизации достаточно успешно решается в странах Европы. Проведем анализ структуры системы управления отходами в странах Европейского союза на примере Швеции.

Ситуация с отходами в Швеции характеризуется достаточно низкими темпами роста отходов и высоким уровнем их переработки. Ежегодно в Швеции производится около 4,2 метрической тонны отходов. За период с 1993 г. по 1998 г. количество промышленных отходов выросло на 4,6%; с 1997 г. по 2000 г. муниципальных отходов не стало больше, тогда как ВВП в среднем рос на 3,9% ежегодно. С 1993 г. по 1998 г. уровень переработки промышленных отходов вырос с 40 до 43%, а вторичная переработка муниципальных отходов с 1994 г. по 2000 г. увеличилась с 19 до 39%. При этом несколько снизилось применение сжигания как способа утилизации - 39% в 2000 г. против 41% в 1994 г.

С 2000 г. наблюдается незначительное увеличение объемов муниципальных отходов, в основном за счет крупногабаритных составляющих и электрического и электронного оборудования.

В 2001 г. в Швеции были достигнуты следующие показатели переработки и утилизации отходов:

■ вторичная переработка - 31%;

■ биохимическая водоочистка - 9%;

■ сжигание с получением энергии - 40% (общее количество произведенной электроэнергии составило 350000 МВт, тепла -7500000 МВт);

■ захоронение на полигонах - 20%.

Большей частью инфраструктуры для утилизации отходов владеют муниципалитеты. Основная доля полигонов (200 по стране) находится в государственной собственности. Из 26 мусоросжигательных заводов только один - частный. Также в Швеции имеется 25 государственных и один частный завод по компостированию. В настоящее время растет доля энергетических компаний в секторе сжигания отходов. Частные инвестиции направляются, как правило, в систему сбора и вторичной переработки.

Министерство окружающей среды Швеции является ответственным за систему управления отходами в стране. Контроль над вопросами обращения с отходами осуществляет также Шведское природоохранное агентство. Разработкой региональной политики в сфере обращения с отходами занимаются управления по вопросам окружающей среды в составе администраций 21 административного округа. Управление отходами в муниципалитетах осуществляется муниципальными властями. Они несут ответственность за переработку и утилизацию отходов домашних хозяйств; кроме того, местные производители отвечают за переработку отдельных фракций в рамках расширенной ответственности производителей.

Национальная политика в сфере охраны окружающей среды и обращения с отходами определяет следующие цели:

■ сокращение площадей полигонов на 50% (по сравнению с 1994 г.);

■ уменьшение использования опасных веществ и материалов в производстве;

■ выход на следующие значения уровня вторичной переработки: (алюминий, сталь, стекло, дерево - 70%; полиэтилен (упаковка для напитков) - 90%; алюминий (упаковка для напитков) - 90%; пластик - 70%; бумага - 70%; картон - 65%; газеты - 75%).

Для достижения поставленных целей применяются следующие инструменты:

■ расширенная ответственность производителя: производители несут ответственность за переработку отходов, возникших в результате производства и использования их продукции (в т.ч. упаковки). Обычно расходы на такую вторичную переработку включаются в стоимость товара. Ответственность за доставку отходов к централизованным пунктам сбора, как правило, возложена на потребителей;

■ обязательная сортировка отходов;

■ налог на захоронение отходов: введен в 2000 г., в 2003 г. составил 40 евро за тонну;

■ запрет на захоронение биоразлагаемых и горючих отходов;

■ установление для домашних хозяйств "плавающей" ставки муниципального сбора за обращение с отходами в зависимости от объема, веса или частоты вывоза отходов.

Существующая система обращения с отходами в Швеции обнаружила ряд недостатков. Так, перенесение ответственности за переработку и утилизацию отходов на производителей привела к тому, что потребитель должен производить очень тщательную сортировку отходов (более 7 фракций) и самостоятельно транспортировать отходы к местам сбора. Отсутствие хорошей координации

4

между муниципалитетами и производителями не позволяет четко разграничить ответственность за сбор, сортировку и переработку муниципальных отходов.

Развитие системы обращения с отходами в крупных городах России - одно из приоритетных направлений политики государства, которое необходимо реализовывать уже сейчас, при этом необходимо учитывать имеющийся передовой опыт стран европейского союза, с положительными и отрицательными сторонами. Использование различных отходов следует рассматривать как один из основных способов воспроизводства материальных ресурсов, а широкое внедрение рыночных механизмов в данную сферу хозяйствования - как стратегический резерв повышения эффективности экономики страны. Наряду с другими отраслями система обращения с отходами предполагает их рациональную переработку и в конечном итоге финансовую результативность.

Литература

1. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89 - ФЗ (в редакции от 21.11.2011).

2. Вирлич Е.М. Швеция: сбережение ресурсов - основной принцип утилизации отходов - Твердые бытовые отходы. 2010. № 6. С. 60-61.

3. Сопилко Н.Ю. Развитие системы сбора и утилизации отходов в крупном городе - Твердые бытовые отходы. 2011. № 5. С. 25-28.

Беспахотных Л.А.

Аспирант, отдел маркетинга и рыночных отношений, ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР России Россельхозакадемии

БЕНЧМАРКИНГ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАРУБЕЖНЫЙ

ОПЫТ

Аннотация

В статье рассмотрено - актуальность использования бенчмаркинга, сущность бенчмаркинга, зарубежный опыт применения бенчмаркинга.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность предприятия, бенчмаркинг, метод оценки.

Key words: competition, competitiveness of company, benchmarking, method of valuation.

В условиях рыночной экономики основной задачей является обеспечение и повышение конкурентоспособности предприятия. Само понятие конкурентоспособности предприятия предполагает наличие конкурентов, соответственно, для оценки уровня конкурентоспособности необходим сравнительный анализ деятельности предприятия относительно деятельности конкурентов. В качестве инструмента, позволяющего сопоставить эффективность деятельности предприятий различных отраслей и выявить основные факторы роста конкурентоспособности, следует использовать бенчмаркинг.

Впервые бенчмаркинг появился в США в 1972 году, когда исследовательская и консалтинговая фирма PIMS установила, что для поиска необходимого решения в области конкуренции необходимо знать передовой опыт лучших компаний, действующих в схожих условиях.

Бенчмаркинговое исследование предполагает выявление эталона ведения деятельности. Таким эталоном становятся методы работы лучших компаний, которые признаются заслуживающими распространения и внедрения на других предприятиях.

Как правило, выделяют два критерия для классификации бенчмаркиговых исследований:

- источник данных,

- цели проведения (таб.1). [1]

Таблица 1. Классификация бенчмаркинговых исследований__________________________________________________

По целям проведения Стратегический бенчмаркинг Операционный бенчмаркинг

По источнику данных

Конкурентный бенчмаркинг сопоставление общих принципов ведения бизнеса предприятий, прямо конкурирующих друг с другом в одной области или на определенном рынке сопоставление производственных процессов прямо конкурирующих друг с другом предприятий с целью выявления лучшего опыта

Функциональный бенчмаркинг эталонное сравнение с признанным в данной области лидером для выбора наилучшей стратегии совершенствования бизнеса изучение определенного процесса на предприятии, лидирующем в своей отрасли, и поиск способов достижения аналогичных результатов

Внутренний бенчмаркинг проводимое предприятием сопоставление работы своих отдельных подразделений с целью выявления возможности их совместного успешного сотрудничества проводимое предприятием исследование работы своих подразделений и определение факторов, влияющих на успешность их деятельности

Общий бенчмаркинг знакомство одного предприятия с опытом применения новых технологий предприятием другой отрасли исследование одним предприятием схожего процесса на другом предприятии, работающем в другой отрасли, и поиск путей совершенствования этого процесса

Как отмечалось выше, бенчмаркинг состоит в изучении эталонного предприятия, но для того, чтобы проведения бенчамркингового исследования было эффективным недостаточно просто выявить положительный опыт лидера, также необходимо адаптировать его к условиям конкурентного предприятия, отрасли, региона и страны. Безусловно, именно это является одной из сложнейших задач при проведении бенчмаркинга, поэтому вариант «чистого копирования» лучшего опыта не даст ожидаемых результатов [2].

Одним из лидеров в области бенчмаркинга является Великобритания. В Великобритании за распространение передового опыта отвечает департамент передового опыта менеджмента, Министерства торговли и промышленности. Департаментом представляются услуги, нацеленные главным образом на поддержку и бенчмаркинг малого и среднего бизнеса. Упомянутые услуги представляются компаниями-посредниками.

Выделяют три основные схемы поддержки предприятий: Connect, Benchmark Index и Inside UK Enterprise.

Первая из вышеупомянутых схем поддержки предприятий Connect использует серию интерактивных модулей, дающих пользователям широкие возможности изучения лучших методов организации работы и позволяющих максимально упросить предоставление консалтинговых услуг. Данные модули могут успешно использоваться при проведении презентаций, переговоров,

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.