Научная статья на тему 'Анализ Европейского опыта инновационного развития национальной экономики'

Анализ Европейского опыта инновационного развития национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
536
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саламатина С.Ю.

В работе представлены результаты анализа европейского опыта инновационного развития национальной экономики. Описаны адаптивные элементы зарубежных моделей инновационного развития для использования их в практике отечественной экономики. Предполагается, что это стимулирует внедрение инновационных технологий в предпринимательскую сферу, а также активизирует развитие национальной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ Европейского опыта инновационного развития национальной экономики»

Экономические науки

УДК: 330.3

Саламатина С. Ю.

магистрант

Донской государственный технический университет

АНАЛИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

В работе представлены результаты анализа европейского опыта инновационного развития национальной экономики. Описаны адаптивные элементы зарубежных моделей инновационного развития для использования их в практике отечественной экономики. Предполагается, что это стимулирует внедрение инновационных технологий в предпринимательскую сферу, а также активизирует развитие национальной инновационной системы.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, финансовые инструменты, государственные программы.

Введение. На современном этапе инновационное развитие экономики относится к числу главных государственных приоритетов внутренней политики таких высокоразвитых стран, как США, Япония, страны Европейского Союза и некоторые страны Юго-Восточной Азии. В странах, удерживающих лидерство в мировой экономике и политике, экономическая политика, которая обеспечивает инновационный экономический рост, характеризуется такими чертами, как прогнозирование, определение стратегий и программирование национального экономического и технологического развития на долгосрочную перспективу. Одним из приоритетных направлений развития национальной экономики в современных условиях является внедрение инноваций в производство. Создание и успешное применение различных нововведений позволяет существенно изменить объемы и качество производства и потребления, резко повысить производительность труда, снизить совокупные расходы на производство, выпускать конкурентоспособную продукцию.

Целью статьи является анализ европейского опыта инновационного развития экономики и возможность его использования в современных российских условиях.

Инновационная политика стран Европейского союза и ее приоритеты. Сегодня Европа представляет собой один из наиболее платежеспособных инновационных рынков мира. Это связано с тем, что «инновационность производства в ЕС превышает 75%. Такого потенциала евроинтеграционной привлекательности не может достичь никто. ЕС — это территория высокоэффективной инновационной экономики. Средний показатель ВВП на жителя в ЕС почти в 2,5 раза выше, чем в России. А в ведущих странах ЕС уровень экономического развития ещё выше» [4]. Учитывая это, можно предположить, что будущий путь в обеспечении инновационного развития национальной экономики будет тесно связан с моделью обеспечения инновационного развития Европейского Союза, которая предусматривает не только тесное сотрудничество в сфере НИОКР, но и интегрирования экономик европейских стран [2]. Это неизбежно приведет к гармонизации отечественного законодательства в инновационной сфере с международными соглашениями и конвенциями международной научно-технологической кооперации со стратегически важными партнерами.

Сегодня обеспечение инновационного развития Европейского Союза происходит в рамках стратегии развития «Европа 2020», согласованной в марте 2010 г. и формально одобренной на заседании Европейского Совета в Брюсселе [1].

Приоритетами стратегии развития «Европа 2020» являются: интеллектуальный рост — экономики, основанный на знаниях; устойчивый рост — продвижение вперед к более

ресурсоэффективной, экологически чистой и конкурентоспособной экономики; социально интегрированный рост — содействие экономике с высоким уровнем занятости, обеспечивает социальную и территориальную сплоченность [3].

Для решения этих задач в рамках стратегии «Европа 2020» выдвинуто семь главных инициатив. Инициативой, которая отвечает за научно-техническую сферу Европейского Союза в 2020, является Инновационный союз, призванный на переориентацию политики исследований и инноваций на основные вызовы (изменение климата, энергоэффективность и ресурсная эффективность, здравоохранение, а также демографические изменения) усиление всех соединительных звеньев в инновационной цепочке; улучшение рамочных условий и доступа к финансированию для НИОКР с целью превращения новаторских идей в изделия и услуги, которые обеспечивают рост и занятость [7].

С 1 января 2014 началась реализация новой программы «Горизонт 2020», которая имеет объединить в себе все рамочные программы Европейского Союза, посвященные научным исследованиям и разработкой, конкурентоспособности и инновациям, а также функционирует Европейский институт инноваций и технологий. В Информационном осмотре новой рамочной программы Европейского Союза по научно-технологическому и инновационному развитию «Горизонт 2020» отмечено, что приоритет будет отдан высокоэффективным технологиям: эко, нано-, био- и инфотехнологиям, которые сосредоточены на решении как социальных, так и глобальных проблем. Также предполагается преодолеть препятствия сотрудничества между странами посредством создания многонациональных консорциумов с привлечением исследователей из всех стран мира; разнообразными типами организаций, а именно университетами, научными центрами, коммерческими и частными предприятиями, в том числе малыми и средними, а также крупными компаниями; различными исследовательскими дисциплинами; национальными финансовыми фондами, что будет способствовать развитию знаний и технологий [8].

Также несмотря на обновление целей и задач, инновационная политика Европейского Союза все еще предполагает, что расходы на исследования и разработки будут достигать уровня 3% от ВВП. При этом 2/3 средств должно поступать с предпринимательского сектора.

Сейчас «доля затрат на исследования и разработки превысила установленную черту в 3% ВВП только в двух странах — Швеции (3,7%) и Финляндии (3,5%); в трех странах она приближается к этому уровню (Германия и Дания — 2,6%, Австрия — 2,5%), а в девяти государствах (Болгария, Греция, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния, Словакия) критически низкой — менее 1% ВВП» [4]. В среднем по странах Европейского Союза доля затрат на исследования и разработки составляет 2% ВВП.

В этом контексте, выбирая путь к сотрудничеству с Европейским Союзом, для российского общества актуальным является исследование не только его стратегических инициатив как, перспектив обеспечения развития экономики России, но и опыта отдельных стран. Ведь каждый из членов Евросоюза имеет свою собственную историю обеспечения инновационного развития, то есть разные исходные позиции (условия), различные программы и инструменты стимулирования и, как следствие, разные результаты.

Анализ национальных программ обеспечения инновационного развития в отдельных странах Евросоюз показал, что в основном такие программы направлены на содействие созданию научно-исследовательских и инновационных проектов в отдельных отраслях экономики с возможностью использование государственных инструментов финансовой поддержки. В целом можно выделить следующие три типа государственных программ обеспечения инновационного развития:

- государственные технологические или научно-исследовательские программы;

- программы, направленные на коммерциализацию результатов;

- национальные кластерные программы.

Наиболее распространенными являются государственные технологические или научно-исследовательские программы. Программы «учитывают жизненный цикл инноваций, распределяя время и ресурсы между исследованиями, обучением ученых, прикладными науками, технологическим развитием и стадиями коммерциализации». Некоторые из таких программ направленные на привлечение государственных средств в специализированные технологические сферы, такие как нанотехнологии, биоматериалы и т.д., что обусловлено приоритетами социально-экономического развития государства. Как правило, различные программы стран Европейского Союза, способствуют коммерциализации результатов инновационной деятельности, направленные на поддержку создание новых малых инновационных предприятий при научно-исследовательских учреждениях, а также создание новых бизнес-направлений или других средств для коммерческого применения результатов научно-исследовательской деятельности. Так же, как и с государственными технологическими или научно-исследовательскими программами, направленность программ с коммерциализации инноваций зависит от приоритетов социально-экономического развития страны, в которых, в частности, могут быть отнесены возрождение определенных отраслей промышленности, здравоохранение, безопасность, изменения климата и тому подобное [9].

Что касается национальных кластерных программ, то они имеют широкое распространение в странах Европейского Союза, и в большинстве стран одна или две программы финансируются государством [5].

Итак, каждая страна выбирает свой собственный путь обеспечения инновационного развития, исходя из слабых и сильных сторон национальной экономики и приоритетов ее социально-экономического развития.

Инструменты стимулирования инновационной активности. Весомыми финансовыми инструментами стимулирования инновационной активности предприятий, которые сегодня активно применяются в ведущих странах Европейского Союза, налоговые инструменты. Льготы по налогу на прибыль предприятий является наиболее распространенными среди налоговых льгот в странах с развитой экономикой, к которым, в частности, относятся страны Евросоюза.

К наиболее распространенным льготам можно отнести: налоговый инновационный кредит; специальные правила амортизации оборудования и зданий, которые используются при НИОКР; другие льготы, а именно и возможность переноса убытков, вызванных расходами на НИОКР, и возможность получения сумм заявленной льготы из бюджета в случае убыточности предприятия; налогообложения расходов на НИОКР по сниженной ставке налога.

Из таблицы 1 видно, что из десяти анализируемых стран налоговое законодательство только двух (Германии и Швеции) не имеет инновационного налогового кредита. При этом в других странах предусмотрено различные механизмы налогового кредита, варьируют как по базе (объем или прирост), так и по ставке, а иногда и по размеру предприятия.

Что касается специальных правил начисления амортизации на оборудование и здания, используются в инновационной деятельности, то они не действуют лишь в Норвегии.

Как и в ситуации с налоговым кредитом, правила начисления амортизации также отличаются в рассматриваемых странах как по срокам, нормам, так и по методам начисления.

Таблица 1. — Правила начисления налогового инновационного кредита в отдельных странах Европейского Союза по данным 2014-2015 гг. [6]._

Страна Налоговый инновационный кредит

1 2

Австрия 25 % от объема и 35 % от прироста. База для прироста — средние затраты на инновации за последние 3 года

Бельгия 13,5-20,5 от объема

Великобритания 50 % от объема для малых предприятий; 50 % — для средних; 30 % — для больших компаний. Для убыточных малых и средних предприятий налоговый инновационный кредит, который они платят, позволяет соответствующим предприятиям уменьшить их затраты на исследовательские работы на 24 %. Они получают от министерства финансов выплату в размере 24 ф.ст. на каждые 100 ф.ст., которые потрачены на соответствующие инновации. Целью такого инновационного налогового кредита является стимулирования убыточных исследовательских компаний, в которых (по определению) не имеет налогового обязательства

Испания По налогу на прибыль можно высчитать 30 % всех затрат на исследовательские работы (в том числе программное обеспечение) и 50 % прироста затрат на исследовательские работы относительно средних затрат на исследовательские работы за предыдущие 2 года. Дополнительный инновационный налоговый кредит — 10 % затрат на исследовательские работы совместно с университетами; 10 % прочих расходов (сертификаты качества, приобретение ноу-хау). Образование — 5 % расходов. Предельным максимальным значением за налоговым инновационным кредитом 35 % налогового обязательства (45 % — если расходы на исследовательские работы превышают 10 % налогового обязательства). Налоговый инновационный кредит может использоваться в течение 10 лет

Италия 10 % от объема для крупных компаний на текущие расходы; 30 % от объема для малых и средних предприятий на текущие затраты; дополнительно 10 % от объема за капитализированными затратами на инновации; дополнительно 30 % от прироста расходов на инновации за последние 3 года, но не более 20 % среднего дохода за эти годы

Германия Налоговый кредит был отменен в середине 90-х по причине злоупотреблений

Норвегия С 2002 г. введен полный объем налогового инвестиционного кредита: 20 % для малых предприятий и 18 % — для крупных. Максимальный объем расходов на исследовательские работы: 4 млн нкр. (0,5 млн евро) для внутрифирменных исследовательских работ; 8 млн нкр. — для исследовательских работ совместно с университетами. Налоговый инновационный кредит предоставляется через год после начала проекта, который имеет быть утвержден ученым советом Норвегии до предоставления заявления на налоговый инновационный кредит. Для бесприбыльных предприятий предусмотрено возмещения налогового инновационного кредита

Продолжение таблицы 1

1 2

Португалия 20 % от оборота и 50 % от прироста среднего объема расходов за последние 2 года. Применяются пороговые ограничения (в абсолютном выражении) по максимальной сумме вычета

Франция По налогу на прибыль можно высчитать 40 % прироста затрат на исследовательские работы относительно средних затрат на исследовательские работы за два предыдущих года и 10 % всех затрат на исследовательские работы в текущем году. С 2014 г. — только полный объем налогового инновационного кредита по ставке 30% на первые 100 млн евро расходов на НИОКР и 5 % на расходы более 100 млн евро. Для предприятий, которые начинают исследовательскую деятельность, ставка налогового кредита составляет 50 % в первый год

Швеция Нет

К наиболее распространенным правилам амортизации на активы, которые используются в инновационной деятельности, можно отнести свободную амортизацию, которая предусматривает возможность стопроцентного списания расходов на приобретение активов, используемых в инновационной деятельности в первый год. Она предусмотрена налоговым законодательством Великобритании, Ирландии и Испании.

К наименее распространенных, однако важных, стимулирующих инноваций налоговых инструментов можно отнести возможность переноса убытков, вызванных затратами на НИОКР, а также возможность получения сумм заявленной льготы из бюджета в убыточности предприятия. Первые предусмотренные налоговым законодательством Австрии, Испании, Германии, Португалии, Франции, а другие — Австрии, Великобритании, Норвегии, Франции.

Из проведенного анализа видно, что, несмотря на существование негативных отзывов по эффективности использования налоговых льгот, большинство стран Европейского Союза все же пытается использовать этот инструмент для стимулирования инновационной деятельности.

Еще одним не менее важным финансовым инструментом, который способен обеспечить инновационное развитие национальной экономики, механизм финансирования инновационных предприятий на ранних стадиях их развития.

К долгосрочным целям можно отнести ускорение экономического развития, внедрение инноваций и создания рабочих мест.

К краткосрочным целям, в свою очередь, можно отнести:

- устранение дефицита акционерного капитала для предприятий малого и среднего бизнеса;

- упрощение доступа предприятий малого и среднего бизнеса к финансированию (Паевого финансирования и финансирования с привлечением заемного капитала);

- развитие инноваций и повышение конкурентоспособности страны благодаря применению мероприятий, которые поощряют создание и развитие инновационных предприятий, а также посредством предоставления финансирования и поддержки на ранних стадиях развития предприятий.

Заключение. Проведенный анализ опыта обеспечения инновационного развития национальной экономики стран Европейского Союза позволяет представить выводы, которые могут быть приняты во внимание при развитии российской инновационной системы.

Во-первых, успех обеспечения инновационного развития национальной экономики много в чем обусловлен особыми факторами, присущими конкретной стране. Они могут

быть как исторически сложившимися в течение многих лет, так и искусственно созданными с помощью целенаправленной государственной политики (то есть речь идет об условиях обеспечения инновационного развития национальной экономики).

Во-вторых, существуют определенные общие факторы, которые обуславливают успешность в обеспечение развития инновационной системы страны, а именно:

- четко сформулирована в государственных программах, а также последовательная в своем исполнении государственная инновационная политика;

- учет имеющегося инновационного потенциала страны (например, образование и научная сферы, высококвалифицированные работники и т. п) как базы для построения эффективной инновационной экономики;

- налаживание партнерских отношений между государством, частным, научно-исследовательским и образовательным секторами;

- постоянный мониторинг передовых технологий и технологических направлений (как отечественных, так и мировых) направлен на выявление сфер, требующих обеспечения их развития или поддержки на национальном уровне;

- выявление и поддержка не только потенциально инновационно активных предприятий, но и частных лиц с целью оказания им различных видов государственной поддержки;

- содействие коммерциализации инноваций как ведущего направления перехода НИОКР в инновационный продукт;

- разработка и внедрение прозрачного и эффективного законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

В-третьих, в большинстве анализируемых стран ведущее место в стимулировании инновационной деятельности занимает государство, которое отвечает за внедрение действенных стимулов по инновационной активности предприятий. К таким, в частности, могут относиться налоговые стимулы, которые основательно закрепились в законодательстве большинства стран Европейского Союза.

Представленный европейский опыт обеспечения инновационного развития национальной экономики может быть полезен для российской экономики. Однако, использовать зарубежный опыт необходимо с учетом современных институциональных особенностей развития отечественной экономики и исторических предпосылок, унаследованных от времен существования Советского Союза в части осуществления научно-технического развития.

Литература

1. Абрамова, О. Проблема интеграции России в мировую экономику в условиях глобализации / О. Абрамова // Безопасность Евразии. — 2004. — № 1. С. 247-252.

2. Гончаренко, Л. П., Артюнов Ю. А. Инновационная политика : учебник / Л. П. Гончаренко, Ю. А. Артюнов. — М. : КНОРУС, 2009.

3. Инвестиционные аспекты инновационного роста: мировой опыт и российские перспективы. — М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

4. Информационный обзор новой рамочной программы Европейского Союза по научно-технологическому и инновационному развитию «Горизонт 2020» с 2014 г. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://inter.sfedu.ru/node/2932

5. Краснокутский, П. А. Развитие тенденций кластеризации в мировой экономике в контексте глобализации и регионализации // Вестник Донского государственного технического университета. — 2013. — №3-4 (72-73). — С. 134-142.

6. Обзор международного опыта инновационного развития — [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://ww.strf.m/material.aspx?CatalogЫ=223&d_no=39679#.WMphX2_yiM8

7. Таранов, П. М. Научно-методические аспекты технико-экономического обоснования инновационных проектов на современном этапе / П. М. Таранов // Экономика и предпринимательство. — 2016. — №10-2 (75-2). — С. 510-514.

8. Угнич, Е. А. Развитие сферы высоких технологий: роль венчурной экосистемы // Государственное управление. Электронный вестник. — 2016. №54. С.161-185

9. Флек, М. Б. Совершенствование организации высокотехнологичных производств: индустриальная модель / М. Б. Флек, И. В. Богуславский, Е. А. Угнич // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2016. — Т.18 — №1-2. — С. 342-348.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.