Научная статья на тему 'Анализ европейских систем оценки качества образования'

Анализ европейских систем оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Д. Н.

Medvedev D.N. Analysis of the European education quality scoring systems. In most countries the control over the quality of higher education refers to the strategic task of the state, the questions and problems of quality assurance of higher education were particularly important.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ европейских систем оценки качества образования»

АНАЛИЗ ЕВРОПЕЙСКИХ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Д.Н. Медведев

Medvedev D.N. Analysis of the European education quality scoring systems. In most countries the control over the quality of higher education refers to the strategic task of the state, the questions and problems of quality assurance of higher education were particularly important.

В связи с тем, что в большинстве стран контроль над качеством высшего образования относится к государственной стратегической задаче, вопросы и проблемы гарантии качества высшего образования приобрели особую важность. Совершенствование и контроль систем гарантии качества высшего образования обеспечивает поддержку и увеличение высокого интеллектуального потенциала.

В литературе понятие гарантии качества высшего образования в образовательном сообществе определяется как «система показателей, отражающих уровень качества высшего образования, а инструментом, позволяющим определить и оценить степень осуществления гарантии, является оценка качества образования» [1].

Рассматривая мировые системы оценки качества высшего образования, можно выделить два подхода: внешняя и внутренняя оценка качества высшего образования.

«Внешняя оценка» используется в странах, где сильное влияние на высшее образование оказывают органы государственного управления и регулирования высшего образования. К ним можно отнести Министерство образования, устанавливающее свои правила и критерии оценки качества высшего образования, обеспечивающее систему внешней оценки образовательного процесса. В европейской системе оценки качества высшего образования внешний подход получил свое развитие под именем «континентальный». С помощью данного подхода выясняется процент выпускников высшего учебного заведения, подготовленных для дальнейшего успешного развития экономики страны.

Обращаясь к рассмотрению второго подхода, можно выделить другую основополагающую особенность развития: государственные структуры оценки высшего образования не играют существенной роли в системе оценивания: на первый план выходит самооценка, направленная на улучшение деятельности высшего учебного заведения.

В Европе подход, в котором особую роль играет независимость и автономность учебного заведения, носит название «британский». Здесь при самооценке учитывается специфика учебного заведения, в соответствии с которой и выстраиваются приоритетные направления развития и аккредитационные показатели.

Началом развития системы оценки качества высшего образования в Европе принято считать Сорбонскую декларацию - «совместную декларацию по гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования Министров образования Франции, Италии, Германии и Великобритании, в рамках которой в Европе создается открытая система высшего образования» [2].

Следующим немаловажным шагом стало подписание Болонской декларации в 1999 г., основной целью которой являлось «установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе» [3].

Одним из результатов «европейского сотрудничества» является формирование сетей и ассоциаций аккредитационных агентств. Наиболее значимой в мировом сообществе является Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (The European Association for Quality Assurance in Higher Education - ENQA). В задачи данной ассоциации входит: проведение экспертизы, «развитие процедур гарантии качества области транснационального европейского высшего образования» [4]. Существует еще ряд агентств, таких как Скандинавская сеть гарантии качества в высшем образовании (NOQA), Евразийская сеть обеспечения качества образования(EAQAN) и др., перед которыми стоят аналогичные задачи.

Однако, несмотря на большие успехи в совместной деятельности по реформированию системы образования, государства располагают собственной системой оценки ка-

Управление: стратегия и тактика

чества образования, в зависимости от индивидуальных особенностей страны. В таблице 1 приведена информация об особенностях

структуры системы оценки качества высшего образования в отдельных европейских государствах.

Таблица 1

Название государства Система оценки качества образования Название контролирующей организации

1. Дания Выделяется 5 этапов процесса оценки: планирование программ оценки, создание методов по улучшению процессов, контроль над учащимися, рассмотрение результатов работы комитета по оценке качества образования, отчет о проделанной работе Датский институт по оценке контролирует и направляет деятельность в системе оценки качества образования

2. Швеция Система оценки качества разбита на 3 составляющие: оценка качества учебных программ, аккредитация, аудиторские проверки качества, нацеленные на его усовершенствование и не преследующие целей ранжирования Аккредитация входит в компетенцию Национального агентства по высшему образованию [5]

3. Великобритания Система оценки качества разнообразна в соответствии с внутренней политикой высшего учебного заведения, но можно выделить основные критерии: участие в европейских и международных научных событиях, развитие и адаптация международных образовательных программ, аккредитация Правительственная организация Quality Assurance Agency -QAA

4. Нидерланды Используется циклическая система оценки качества, ориентированная на усовершенствование, содержит внешнюю и внутреннюю составляющие. Внутренняя сторона включает процесс самооценки и составление отчета самоизуче-ния, внешняя - деятельность инспектирующей комиссии по оценке качества и предоставление отчета с целью усовершенствования качества [61 Инспекция по высшему образованию, Ассоциация университетов в Нидерландах, Нидерландское агентство по качеству, Нидерландская ассоциация по аккредитации.

5. Финляндия Для получения оценки качества образования используются методы внутренней оценки или самооценки, однако присутствуют внешние наблюдатели. Таким образом, общая оценка качества образования складывается из двух составляющих Финский совет по оценке высшего образования.

6. Норвегия Условно процесс оценки можно разбить на 2 этапа: оценка самого образовательного учреждения, контроль и проверка адекватности данной оценки внешними организациями. Наибольшее значение придается самооценке учебного заведения Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования(ЫОКИТ)

7. Германия Преобладает многоуровневая система оценки качества образования. Существует множество аккредитационных организаций, каждая из которых предъявляет свои требования к оценке качества образования. Такой подход позволяет учебным заведениям не только поддерживать квалификацию по устоявшимся требованиям, но и вести активную работу по всем направлениям развития учебного заведения Аккредитационный совет по подготовке бакалавров и магистров, агентство по аккредитации образовательных программ в области информатики, техни-киАВПЫ) и т.д.

На основании таблицы 1 можно сделать следующие выводы:

1. Существующие системы оценки качества высшего образования направлены на совершенствование качества образования, однако каждая из стран придерживается своего собственного подхода в организации системы.

2. Предпосылки в сотрудничестве между странами в Европе направлены на создание единых критериев в системе оценки качества высшего образования, вместе с тем,

различие в подходах, обусловленных сложившимися традициями образовательной системы в различных регионах, не дают возможности реализовать данную задачу.

3. Несмотря на имеющиеся различия в подходах к системе оценки высшего образования, можно выделить главные цели у структур, производящих оценку качества образования: поддержка высокого уровня качества высшего образования, оказание помощи высшим учебным заведениям в сфере

по «улучшению качества преподавания и обучения», создание единого информационного пространства по вопросам качества образования.

4. Система оценки качества высшего образования находится в динамическом развитии, и критерии не являются жестко установленными. Об открытости системы говорит и то, что критерии зависят от современных тенденций развития общества и реформ в сфере образования.

1. Мотова Г., Гарифуллина Ф. О международном сотрудничестве в системе гарантий качества образования // Вестник высшей школы. 2007. № 1. С. 45-48.

2. Себкова X Аккредитация и обеспечение качества высшего образования в Европе // Высшее образование сегодня. 2002. № 12. С. 44-50.

3. Шестакова М. Зарубежные модели оценки качества высшего образования // Экология человека. 2008. № 11. С. 23-28.

4. ШЬ: http://www.nica.ru/naa/activity/international/ networks/enqa.

5. иЯЬ: http://nkaoko.kz/accreditation/documents/ sorbondeclaration.

6. иЯЬ: http://ru.wikipedia.org/wiki/Болонский_

процесс.

7. иЯЬ: http://www.oecdcentre.hse.ru.

Поступила в редакцию 10.03.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.