УДК - 82
Нурмырадова М. преподаватель кафедра русской литературы Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмеммеда Азади
Ашхабад, Туркменистан
АНАЛИЗ ЭСТЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ В ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИВАНА БУНИНА
Аннотация: В данной статье говорится об эстетических взглядах Ивана Бунина, о художественной передаче прекрасного. Были анализированы некоторые произведения, где особое место занимают эстетические аспекты.
Ключевые слова: литература, жанровое многообразие, эстетизм, прозаические произведения.
Nurmyradova M.
lecturer
of the Department of Russian Literature Turkmen National Institute of world languages named after Dovletmemmet Azadу
Ashgabat, Turkmenistan
ANALYSIS OF AESTHETIC ASPECTS IN THE PROSE WORKS OF
IVAN BUNIN
Abstract: This article discusses the aesthetic views of Ivan Bunin, about the artistic transmission of beauty. Some works are analyzed, where aesthetic aspects occupy a special place.
Key words: literature, genre diversity, aestheticism, prose works.
Вклад Бунина в прозаическое повествование представляет собой продолжение его русского наследия, которое он поддерживал через собственную концепцию реалистического искусства.
Конечно, его повествовательная манера спокойно контролируема. Нахлынувшие эмоции его героев передаются посредством прохладного, сдержанного повествовательного изложения. Далекий от того, чтобы быть узким и ограниченным, Бунин охватывал самые существенные вопросы человеческого существования, которые вдохновляли художников на протяжении веков. Однако на протяжении более чем шестидесяти лет творческих усилий для Бунина самым важным в его творчестве было сохранение его эстетической целостности при достижении сочетания
стилистических и эстетических эффектов. Поэтому чтение Бунина всегда поднимает настроение.
В литературном мире Бунина один из самых художественных эффектов достигается в его лирическом повествовании. Бунин инстинктивно обладает лирическим восприятием природы. Поэтому, когда эмоциям Бунина позволяют возникнуть естественно, его повествовательное описание сцен и пейзажей создает очень достоверную атмосферу. Это утверждение говорит нам о том, что вдохновение Бунина как художника исходит из ощущений природы.
Природа является отправной точкой в изображении человека Буниным, а наблюдение за природой является основным источником его искусства и метафизических размышлений. Поэтому Калина Кузнецова пишет, что «для Бунина акт письма почти всегда начинается с природы, с какой-то мелькнувшей в его сознании сцены, часто фрагмента». Хорошим примером является «Сосны» (Сосны, 1900). В этом рассказе природа является моделью, на которой основывается вся жизнь Митрофана. Его жизнь была жизнью равновесия и гармонии, и он подошел к последней тайне смерти с тем же стоическим спокойствием, которое он демонстрировал в жизни. Митрофан является живым воплощением концепции Бунина о психологических последствиях гармонии между человеком и природой. Здесь восприятие природы Буниным показывает лирическое качество через описание рассказчика. Рефлексирующий рассказчик интерпретирует круговорот жизни и смерти как ошеломляющую тайну и прерывает свои размышления на могиле Митрофана и погружается в лес. Там рассказчик ощущает вечную красоту природы, которая успокаивает беспокойство его души. Бунин завершает описание: «Далекий, едва слышный гул сосен... непрестанно напоминал... о какой-то вечной, величественной жизни...» Это лирическое повествование создает очень достоверное настроение гармонии и покоя. Хотя в этом рассказе Бунин стремится выразить свою концепцию психологических последствий гармонии между человеком и природой, чувственное восприятие природы Тюниным придает этому рассказу более яркий художественный эффект.
На протяжении всей своей литературной карьеры Бунин обращал внимание на художественный эффект, который создается с помощью использования цвета в его произведениях. В зависимости от разнообразия тем Бунин выбирает соответствующие цвета. Когда он пишет рассказы, полные лирических описаний, Бунин, в целом, часто использует яркий и спокойный цвет. Он создает тонкий нюанс атмосферы, подобный эффекту акварели. Короткий лирический очерк «В деревне» (1898) дает хороший пример этого. Когда рассказчик, мальчик, приезжает в деревню, он впечатляется красотой природы. Чтобы усилить эстетическое качество, Бунин использует лирические описания, полные звуков и запахов деревни.
Когда Бунин пишет о романтических темах, его создание и использование настроения достигает ярких эстетических эффектов. В
«Осенью» Бунин изображает мужчину-рассказчика, который находит в своем внутреннем мире парадоксальное стремление человека достичь удовлетворения за пределами себя и, таким образом, выйти за пределы своей собственной личности. Рассказчик ухаживал за замужней женщиной в течение месяца. В их кульминационной встрече они едут на берег моря в белую, ветреную ночь. Здесь писатель вселяет в душу рассказчика обостренную чувствительность посредством лирических монологов: «Только был слышен непрерывный торжествующий рев моря. Сырой ветер сбрасывал нас на обрыв, и мы долго не могли насытиться его мягкой свежестью, проникавшей в глубины наших душ». Здесь деятельность природы явно больше, чем символическое сопровождение всплеска эмоций влюбленного. Она создает очень эмоциональное настроение. Присутствие моря, которое катится, каким-то образом способствует отбрасыванию запретов, и женщина раскрывает что-то из своих желаний.
Большая часть прозы Бунина «более поэтична и более субъективна, чем его стихи», как утверждают некоторые критики в своих исследованиях. Этот лирический стиль был первым аспектом его прозы, который привлек всеобщее внимание к его индивидуальности, Однако Бунин приложил серьезные усилия, чтобы отшлифовать свое повествование, чтобы достичь лаконичного и элегантного стиля. Когда он пишет «Солнечный удар» (1925), описательные отрывки Бунина, сохраняя лирический тон, достигают лаконичности с помощью компактного стиля. В этом рассказе Бунин фокусируется на спонтанной радости и на глубокой печали, которую может вызвать ее прохождение. Чтобы создать связный эстетический эффект, Бунин изображает пробуждение чувственной страсти с помощью быстрого повествования и ослепительных сценических эффектов.
Эстетически, даже имея дело с серьезными метафизическими темами, Бунин внимательно выстраивает сюжет повествования с лаконичностью и импрессионизмом стиля. Стремясь к краткости и сжатости, Бунин демонстрирует непревзойденную художественную способность находить точное слово и прозрачное выражение. Пишущий в такой лаконичной, сжатой манере, Бунин очень внимательно различает общее настроение каждого рассказа значительными стилистическими вариациями. Эти характерные черты его стиля заставляют читателей чувствовать атмосферу, которая, кажется, часто важнее самого сюжета. Поэтому воздействие его повествовательной прозы является внушающим, вызывающим и стимулирующим. В то же время он глубоко учитывает музыкальность и повествовательный темп в повествовании. Цель этих экспериментальных стилистических приемов - усилить эстетический эффект в структурном развитии. Прозрачное и лирическое качество стиля, тонкое восприятие образов и исключение дидактизма являются атрибутами художественной оценки в словесном искусстве Бунина.
Использованные источники:
1. Абрамович, Н.Я. «И. А. Бунин как художник», Новый Жин, вып. 12(915): 161-68.
2. Бистилли П. «Я, Бунин: «Сумеренные записки», 47 (1931): 493-94.
3. Доуи, Р. «Сардоническая лирика Бунина». Журнал русского языка, № 11611979)' 112-22.