УДК 613.22-058.954
Н.А. Цыренжапова, И.Ю. Тармаева
анализ элементного состава пищевых продуктов, поступающих в дошкольные организации
ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития РФ (Иркутск)
Методом атомной эмиссионной спектрометрии изучен элементный состав пищевых продуктов в дошкольных организациях. Для. исследованных продуктов питания характерно общее сниженное содержанием, макро- и микроэлементов, и в первую очередь — Ca, Fe, P, Si.
Ключевые слова: пищевые продукты, элементный состав, дети
THE ANALYsis oF ELEMENT sTRucTuRE oF FooDsTuFFs usED iN INFANT schools
N.A. Tsyrenzhapova, I.Yu. Tarmaeva
Irkutsk State Medical University, Irkutsk
The element structure of foodstuffs in infant schools is studied, by the method, of atomic emission spectrometry. Lowered, content of macro- and microelements (first of all — Ca, Fe, P, Si) is typical for studied, foodstuffs.
Key words: foodstuffs, element structure, children
Питание — один из важнейших факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. В последние годы в состоянии здоровья детского населения отмечены негативные тенденции, при этом остро стоит проблема недостаточности микронутриентов. Недостаточное поступление микронутриентов в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний и в конечном итоге препятствует формированию здорового поколения [5].
Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, активными процессами формирования органов и систем. Этими физиологическими особенностями определяются потребности детей в пищевых веществах и энергии.
В настоящее время имеются неоспоримые доказательства того, что коррекция дисбаланса микроэлементов — один из важнейших факторов укрепления здоровья и профилактики заболеваний [1].
Цель работы: провести анализ элементного состава пищевых продуктов в дошкольных организациях г. Иркутска, на основании полученных результатов дать оценку пищевым продуктам и разработать профилактические мероприятия по совершенствованию организации питания в дошкольных организациях.
материалы и методы исследования
Проведен анализ образцов 6 пищевых продуктов (молоко цельное коровье, хлеб белый, картофель, яблоко, мясо говядина, овсяная крупа «Геркулес»). Отбор образцов произведен в дошкольных организациях г. Иркутска.
Аналитические исследования выполнены в испытательной лаборатории АНО «Центр биотической медицины» (г. Москва).
В предоставленных образцах проводилось определение содержания А1, As, В, Са, Cd, Со, Сг, Си, Fe, Нд, I, К, Li, Мд, Мп, №, №, Р, РЬ, Se, Si, Sn, Sг, V, Zn.
Исследования проводились в соответствии с «Методикой определения микроэлементов в диагностируемых биосубстратах методом масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой (ИСП-МС)» (утверждена ФЦГСЭН 26.03.2003), «Методикой определения микроэлементов в диагностирующих биосубстратах атомной спектрометрией с индуктивно связанной аргоновой плазмой» (утверждены ФЦГСЭН 29.01.2003), а также МУК 4.1.1482-03, МУК 4.1.1483-03 «Определение химических элементов в биологических средах и препаратах методами атомно-эмиссионной спектрометрии с индуктивно связанной плазмой и масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой» (утверждены МЗ РФ в 2003 г.).
результаты и обсуждения
Питание детей, посещающих дошкольные организации г. Иркутска, на современном этапе характеризуется следующими основными особенностями: содержание основных макро- и микроэлементов в образце хлеба (табл. 1): сравнение показывает, что хлеб отличается значимо более низким содержанием As (в 1,9 раза), Со (в 1,8 раза), I (не менее чем в 6,5 раз), К (в 1,3 раза) и более высоким содержанием Са (в 1,4 раза), Se (в 2,5 раза). Следует также обратить внимание на отличие от референтных значений в содержании Сг, Мп (в меньшую сторону) [2].
Содержание основных макро- и микроэлементов в образце крупы (табл. 1): сравнение показывает, что овсяная крупа значимо отличается более низким содержанием Са (в 1,7 —1,8 раза), Cd (в 2 раза), Fe (в 1,6 —1,8 раза), № (в 1,9 раза), Р (в 1,7 раза), РЬ (в 3,4 раза), Si (в 1,5 раза).
Таблица 1
Показатели химических элементов в образцах хлеба и крупы
Элемент Хлеб (М ± т) АНО ЦБМ, референтное значение Элемент Крупа (М ± т) АНО ЦБМ, референтное значение
А1 3,44 ± 0,34 - А1 1,91 ± 0,19 -
Дв 0,02 ± 0,003 - Дв 0,02 ± 0,003 -
В 0,51 ± 0,061 - В 1,29 ± 0,13 -
Са 377 ± 38 265 Са 297 ± 30 543,20001
С(1 0,01 ± 0,002 - С(1 0,01 ± 0,002 -
Со 0,008 ± 0,0015 0,01429 Со 0,01 ± 0,002 0,0144
Сг 0,23 ± 0,028 0,3882 Сг 0,2 ± 0,024 0,3278
Си 1,29 ± 0,13 1,0955 Си 4,22 ± 0,42 4,9353
Ре 12,46 ± 2,49 16,74 Ре 23,04 ± 4,61 36,57
нд 0,002 ± 0,0004 - нд < 0,0018 -
I < 0,1 0,65 I < 0,1 -
К 1225 ± 147 1631 К 3538 ± 425 4519
и 0,01 ± 0,002 - и 0,03 ± 0,004 -
Мд 217 ± 22 249 Мд 1326 ± 133 1411
Мп 3,66 ± 0,37 5,34 Мп 46,69 ± 4,67 91,07
Ыа 4589 ± 459 - Ыа 13,65 ± 1,36 -
N1 0,1 ± 0,014 - N1 1,33 ± 0,13 -
Р 723 ± 109 901 Р 1950 ± 234 3367
РЬ 0,01 ± 0,002 - РЬ 0,004 ± 0,0008 -
Бе 0,4 ± 0,048 0,16 Бе 0,22 ± 0,026 0,1839
Б1 9,56 ± 2,39 10,21 Б1 60,27 ± 12,05 92,85
Бп 0,01 ± 0,002 - Бп 0,005 ± 0,001 -
Бг 0,71 ± 0,085 - Бг 1,99 ± 0,2 -
V 0,04 ± 0,006 - V 0,02 ± 0,002 -
7п 6,87 ± 0,6 6,506 7п 25,19 ± 2,52 30,19
Таблица 2
Показатели химических элементов в образцах картофеля и яблок
Элемент Картофель (М ± т) АНО ЦБМ, референтное значение Элемент Яблоко (М ± т) АНО ЦБМ, референтное значение
А1 0,81 ± 0,098 - А1 0,87 ± 0,105 -
Дв < 0,014 - Дв < 0,014 -
В 1,08 ± 0,11 - В 2,75 ± 0,27 -
Са 36,03 ± 3,6 65,46 Са 46,8 ± 4,68 164
С(1 0,009 ± 0,0018 - С(1 0,0006 ± 0,00017 -
Со 0,02 ± 0,003 0,01815 Со 0,004 ± 0,0008 0,00177
Сг 0,08 ± 0,012 0,0844 Сг 0,05 ± 0,007 0,0461
Си 0,49 ± 0,059 0,6297 Си 2,04 ± 0,2 0,2419
Ре 3,22 ± 0,8 5,69 Ре 0,92 ± 0,275 1,6
нд < 0,0018 - нд < 0,0018 -
I < 0,1 0,33 I < 0,1 0,021
К 3417 ± 410 4427 К 889 ± 133 1323
и < 0,004 - и 0,02 ± 0,002 -
Мд 234 ± 23 233 Мд 73,18 ± 7,32 72
Мп 1,47 ± 0,15 1,54075 Мп 0,87 ± 0,105 0,29715
Ыа < 2,5 - Ыа 4,83 ± 0,48 -
N1 0,14 ± 0,016 - N1 0,03 ± 0,005 -
Р 231 ± 35 634 Р 45,21 ± 9,04 186
РЬ 0,003 ± 0,0006 - РЬ 0,01 ± 0,002 -
Бе < 0,033 0,0344 Бе < 0,033 0,0123
Б1 0,88 ± 0,264 2,63 Б1 0,53 ± 0,16 1,24
Бп 0,003 ± 0,0005 - Бп 0,07 ± 0,011 -
Бг 0,18 ± 0,022 - Бг 0,25 ± 0,03 -
V 0,01 ± 0,002 - V 0,005 ± 0,0009 -
7п 2,43 ± 0,24 2,713 7п 1,08 ± 0,11 0,811
Таблица 3
Показатели химических элементов в образцах мяса и молока
Элемент Мясо (М ± т) АНО ЦБМ, референтное значение Элемент Молоко (М ± т) АНО ЦБМ, референтное значение
А1 0,35 ± 0,042 - А1 0,28 ± 0,033 -
Ав < 0,014 - Ав < 0,0042 -
В 0,62 ± 0,074 - В 0,44 ± 0,053 -
Са 25,71 ± 2,57 242 Са 542 ± 54 1144
С(1 < 0,0004 - С(1 0,0002 ± 0,00005 -
Со 0,002 ± 0,0004 0,00365 Со 0,003 ± 0,0005 0,0042
Сг 0,12 ± 0,014 0,301 Сг 0,04 ± 0,006 0,085
Си 0,35 ± 0,042 0,9768 Си 0,06 ± 0,009 0,0435
Ре 4,43 ± 1,11 37,1 Ре 0,26 ± 0,077 1,17
Нд < 0,0018 - Нд < 0,00054 -
I < 0,1 0,08 I 0,05 ± 0,008 0,14
к 4126 ± 495 3231 к 1631 ±196 1609
11 0,006 ± 0,0013 - 11 0,02 ± 0,003 -
Мд 338 ± 34 278 Мд 142 ± 14 131
Мп 0,06 ± 0,009 0,172872 Мп 0,04 ± 0,006 0,1119
Ыа 586 ± 59 - Ыа 513 ± 51 -
N1 0,01 ± 0,002 - N1 0,04 ± 0,006 -
Р 1030 ±124 2515 Р 456 ± 68 1038
РЬ 0,004 ± 0,0008 - РЬ 0,001 ± 0,0002 -
Бе 0,28 ± 0,033 0,2195 Бе 0,04 ± 0,006 0,0955
Б1 < 0,4 3,63 Б1 1,2 ± 0,3 2,86
Бп 0,003 ± 0,0006 - Бп 0,002 ± 0,0004 -
Бг 0,04 ± 0,006 - Бг 0,9 ± 0,108 -
V 0,02 ± 0,003 - V 0,008 ± 0,0017 -
7п 26,06 ± 2,61 67,131 7п 3,11 ± 0,31 4,213
Содержание основных макро- и микроэлементов в образце картофеля (табл. 2): сравнение показывает, что картофель значимо отличается более низким содержанием Са (в 1,8 раза), Cd (в 1,9 раза), Бе (в 1,8 раза), I (не менее чем в 3,3 раза), Р (в 2,7 раза), РЬ (в 2,3 раза), Si (в 3 раза). Таким образом, местный картофель, подобно молоку, также отличается меньшим содержанием минеральных компонентов в целом.
Содержание основных макро- и микроэлементов в образцах яблок (табл. 2): сравнение показывает, что яблоки отличаются значимо более низким содержанием Са (в 3,5 раза), Cd (в 2,2 раза), Си (в 1,2 раза), Бе (в 1,7 раза), К (в 1,5 раза), Р (в 4,1 раза) и более высоким содержанием Со (в 2,3 раза), Мп (в 2,9 раза).
Содержание основных макро- и микроэлементов в образце мяса (табл. 3): сравнение показывает, что мясо отличается значимо более низким содержанием As (не менее чем в 2,4 раза), Са (в 9,4 раза), Cd (не менее чем в 7,5 раз), Со (в 1,8 раза), Си (в 2,8 раза), Бе (в 8,4 раза), Мп (в 2,9 раза), № (в 8,3 раза), Р (в 2,4 раза), РЬ (в 6,2 раза), Si (не менее чем в 9,1 раза), Zn (в 2,6 раза).
Таким образом, местное мясо среди исследованных продуктов характеризуется наибольшим отличием по минеральному составу. Оно отличается от аналогичных продуктов, используемых в Европейской части России, меньшим содержанием подавляющего большинства химических элемен-
тов, причем по некоторым из них (Са, Бе, Si, а также Cd, №) — почти на порядок.
Содержание основных макро- и микроэлементов в образце молока (табл. 3): сравнение результатов с учетом показателей разброса данных показывает, что молоко отличается значимо более низким содержанием As (не менее чем в 1,7 раза), Са (в 2,1 — 2,2 раза), Со (в 1,4 раза), Бе (в 3,5 — 4,5 раза), I (в 2,8 раза), № (в 1,7 раза), Р (в 2,3 раза), РЬ (в 4,8 раза), Se (в 2,3 раза), Si (в 2,4 раза), Zn (в 1,4 раза). Следует также обратить внимание на отличие от референтных значений в содержании Сг, Мп (в меньшую сторону) и Си (в большую сторону).
заключение
Исследованные продукты питания дошкольных организаций г. Иркутска значительно отличаются по своему минеральному составу от продуктов, используемых в Европейской части России. В целом для исследованных продуктов питания характерно общее сниженное содержанием макро- и микроэлементов, и в первую очередь — Са, Бе, Р, Si [3].
В животных продуктах (молоке, мясе) отличия более выражены как по количеству элементов, так и по величине отличия, чем в продуктах растительного происхождения (хлеб, картофель, яблоко, крупа). Для животных продуктов, в частности, характерно более низкое содержание цинка, несвойственное растительным.
Полученные данные диктуют необходимость совершенствования организации питания детей в дошкольных организациях с использованием специализированных пищевых продуктов и витаминно-минеральных комплексов для обеспечения детей рациональным и сбалансированным питанием. Для комплексного решения проблемы этой проблемы необходимым является: обеспечение учреждений соответствующими продуктами детского питания; государственная поддержка отечественных производителей пищевой продукции; совершенствование системы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов [4].
литература
1. Лобанова Ю.Н. Особенности элементного статуса детей различных регионов России: ав-
трореф. дис. ... канд. биол. наук. — М., 2007. — 18 с.
2. Методика определения микроэлементов в диагностируемых биосубстратах методом масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой (ИСП-МС): Метод. рек.; утв. ФЦГСЭН 26.03.2003. - М., 2003.
3. Скальная М.Г. Гигиеническая оценка влияния минеральных компонентов рациона питания и среды обитания на здоровье населения мегаполиса: автореф. дис.. д-ра мед. наук. — М., 2005. — 42 с.
4. Скальный А.В. Микроэлементы: бодрость, здоровье, долголетие. — М.: Эксмо, 2010. — 288 с.
5. Скальный А.В., Скальная М.Г., Решетник Л.А., Тармаева И.Ю. Питание и элементный статус детского населения Восточной Сибири. — М.; Иркутск, 2008. — 293 с.
сведения об авторах
Цыренжапова Наталья Александровна - аспирант кафедры гигиены труда и гигиены питания ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития РФ (664003, г. Иркутск, ул. Красного восстания, 1; e-mail: golyshevanatali@yandex.ru)
Тармаева Инна Юрьевна - доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены труда и гигиены питания ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития РФ (664003, г. Иркутск, ул. Красного восстания, 1; е-mail: t38_69@mail.ru)