Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЖКХ'

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИИ / HOUSING AND COMMUNAL COMPLEX / ECONOMY / DEVELOPMENT / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврищев В. Г.

Развитие жилищно-коммунальной сферы, в которой сосредоточено много острых нерешенных проблем, требующих безотлагательного решения- чрезвычайно важное направление социальной политики в современной России. Эта сфера затрагивает интересы значительного числа субъектов общества: населения, органов власти всех уровней, промышленных предприятий, коммерческих структур и некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The development of the housing and communal sector, in which there are many acute unresolved problems that require urgent resolution, is an extremely important area of social policy in modern Russia. This sphere affects the interests of a significant number of subjects of society: the population, authorities of all levels, industrial enterprises, commercial structures and non-profit organizations.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЖКХ»

Финансы и кредит. - 2011 г. - № 20 . - с. 54-65

4. Колчина Н.В. Финансы предприятий - М.: «ЮНИТИ-ДАНА». 2008.

5. Кудрин А.А. Тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства в Российского Федерации в 2000-2010 гг. - М.: МАКС Пресс. 2011. - С. 187.

УДК 64

Лаврищев В.Г. обучающаяся 2 курса направление подготовки 08.04.01 «Строительство» ФГБОУВО «Орловский ГАУ имени Н. В. Парахина»

Россия, г. Орел АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЖКХ

Аннотация: Развитие жилищно-коммунальной сферы, в которой сосредоточено много острых нерешенных проблем, требующих безотлагательного решения- чрезвычайно важное направление социальной политики в современной России. Эта сфера затрагивает интересы значительного числа субъектов общества: населения, органов власти всех уровней, промышленных предприятий, коммерческих структур и некоммерческих организаций.

Ключевые слова: Жилищно-коммунальный комплекс, экономика, развитие, инновации.

Lavrishchev V.G. second year student, referral training 08.04.01 "Construction " FGBOU VO "Orlovskiy GAU named after NVParakhin ", the city of Orel ANALYSIS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF HOUSING AND

COMMUNAL SERVICES

Abstract: The development of the housing and communal sector, in which there are many acute unresolved problems that require urgent resolution, is an extremely important area of social policy in modern Russia. This sphere affects the interests of a significant number of subjects of society: the population, authorities of all levels, industrial enterprises, commercial structures and nonprofit organizations.

Keywords: Housing and communal complex, economy, development, innovation.

В настоящее время в коммунальном хозяйстве России более 30 видов деятельности, объединенных в несколько подотраслей:

- водоснабжение;

- водоотведение и очистка сточных вод;

- теплоснабжение;

- электроснабжение;

- озеленение населенных пунктов;

- ремонт дорог, мостов, набережных, берегоукрепительные работы;

- летняя и зимняя уборка улиц;

- сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов;

- гостиницы;

- бани;

- прачечные.

Объем инвестиций в коммунальное хозяйство относительно затрат на жилищное строительство составляет 22-24%, тогда как в 1980-х гг. рациональное соотношение для городов России составляло 33 -35%.

В результате более 25% жилищного фонда, в котором проживает около 20 млн. человек, - полностью или частично неблагоустроенно. Почти 10% городов и 40% поселков городского типа до сих пор не имеют всего комплекса коммунальных услуг (вплоть до полного отсутствия).

Сложившиеся подходы к инвестированию, сохранение традиционной оценки уровня развития ЖКХ по валовым показателям объема реализации услуг привели к росту нерационального расхода ресурсов, снижению надежности, устойчивости и экологической безопасности обслуживания.

В настоящее время в ЖКХ России произошли значительные испытания, связанные с реформирование отрасли, переводом ее на рыночные отношения.

Произошел раздел собственности по уровням владения (и, следовательно, ответственности), в результате которого жилье и объекты коммунального назначения в основном вошли в муниципальную собственность и собственность субъектов РФ.

Это повлекло за собой кардинальные изменения как в управлении отраслью, так и в механизме финансирования ее предприятий. [23]

В настоящее время концепция решения жилищной проблемы, развития и функционирования всей территориальной инфраструктуры базируются на нормах Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», в развитие которого в 1993 г. было принято постановление Правительства РФ № 935, основными элементами хозяйствования механизма которого являются:

- разграничение прав собственности и хозяйствования, переход к договорным отношениям собственника основных фондов ЖКХ (заказчик) с предприятиями ЖКХ (подрядчик), создание конкурентной среды в сфере коммунального обслуживания;

- переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;

- изменение системы финансирования отрасли, вывод ее на самофинансирование за счет полной оплаты стоимости услуг, открываемых потребителем.

Тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг утверждаются местными администрациями исходя из нормативных затрат, дифференцированных с учетом объективных природных, градостроительных

и демографических условий конкретного населенного пункта.

Анализ перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг практически во всех регионах России свидетельствует, что взвешенный подход администраций территорий к принятию решений по этому вопросу позволил избежать социальной напряженности.

Тем не менее, в целом, финансовое состояние предприятий ЖКХ пока остается неудовлетворительным. Это связано с общим состоянием финансовой системы страны, нарастанием просроченной задолженности потребителей и бюджетов из-за низкой платежеспособности населения и предприятий.

Возросла также потребность в бюджетных дотациях на покрытие убытков предприятий, обусловленная увеличением затрат на обслуживание жилого фонда и объектов коммунального назначения, переданных в муниципальную собственность ведомственным предприятиям и организациям (основные фонды увеличились на 30%).

Сложившийся за многие десятилетия хозяйственный механизм имеет ярко выраженный затратный характер и не ориентирован на удовлетворение требований потребителей. В современном жилищно-коммунальном хозяйстве этот механизм во многом остается неизменным.

Ключевыми звеньями затратного механизма, продолжающимися оставаться неизменными, являются:

- системы прямого дотирования на покрытие фактически складывающихся затрат предприятия - как объективных, так и являющихся результатом прямой бесхозяйственности, низкого уровня организации производства и избыточной численности персонала;

- бесправное и зависимое положение потребителей жилищно -коммунальных услуг;

- сохраняющееся монопольное положение предприятий, предоставляющих услуги по управлению жилищным фондом;

- нормативный метод ценообразования на услуги, предоставляемые жилищно-эксплуататционными предприятиями;

- отсутствие у предприятий экономических стимулов улучшать свое финансовое состояние, изыскивая возможные резервы снижения затрат и повышения качества обслуживания, что, в свою очередь, обусловливает их низкую техническую оснащенность, высокий удельный вес недостаточно квалифицированной рабочей силы, занятой непроизводительным трудом, высокий уровень затрат на приобретение материалов;

- отсутствие стимулов к экономии различных видов ресурсов;

- неэффективная система управления жилищно-коммунальных образований муниципальных образований, основными типами взаимоотношений которой являются административные воздействия и директивы.

В 1997 г. Президент РФ подписал Указ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», в котором была одобрена

правительственная Концепция реформы. Цель проведения реформы заключалась в освобождении государства от не свойственной ему функции содержания жилья и коммунального хозяйства и перевода его в безубыточный режим функционирования с увеличением доли оплаты населением жилья и коммунальных услуг поэтапно до 100%. [39]

Очевидна недофинансированность отрасли, в результате чего растет количество отказов и аварий, физический и моральной износ и разрушение основных фондов, снижается уровень предоставления населению жилищно-коммунальных услуг.

Увеличение размеров финансирования отрасли возможно лишь за счет фактического уровня платежей со стороны населения или бюджета. Увеличение платежей населения регулируется федеральным нормативом и ограничен 19% от совокупного семейного дохода, увеличение этого норматива невозможно ввиду низкой платежеспособности населения. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что в большинстве регионов страны прожиточный минимум либо равен среднедушевому доходу, либо выше его.

Увеличение финансирования отрасли извне для большинства дефицитных регионов с бюджетами различного уровня представляется крайне затруднительным делом, так как на сегодняшний день расходы на содержание ЖКХ в бюджетах регионов и городов, как правило, превышают расходы по другим отраслям социальной сферы. Увеличение расходов на содержание ЖКХ за счет других отраслей социальной сферы практически неосуществимо, а резкое увеличение доходной части местных бюджетов невозможно без оздоровления экономики в целом.

Таким образом, значительное увеличение объемов финансирования отрасли в ближайшие несколько лет представляется маловероятным.

Отставание и сбои в проведении реформ ЖКХ могут подорвать общий курс социально-экономических реформ в России и дестабилизировать социально-политическую ситуацию. [24]

Большинство целей реформы ЖКХ, поставленных федеральным правительством, оказались не реализованы ни в первый (1997 -2003), ни во второй (2004 -2012), ни в третьей (2015-2017) период реформ. В Концепции

Федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 -2020 годы» также не получила должного развития рыночная конкуренция, не создан механизм, побуждающий производителей услуг к расширению ассортимента, повышению качества и наукоемкости, снижению издержек и тарифов.

Услуги ЖКХ в России не соответствуют не только уровню и потребностям нового технологического уклада, но и потребительским ожиданиям и запросам населения. Для отечественного рынка услуг ЖКХ характерен дисбаланс со стороны предложения (ассортимента, новизны, качества услуг) и спроса (платежеспособность, демографическая нагрузка),

преобладание услуг низкого качества, ограничение новых видов услуг.

Предприятия жилищно-коммунального комплекса предоставляют свои услуги трем обособленным группам потребителей: населению — 50%, бюджетно-зависимым —30%, промышленным предприятиям и другим потребителям — 20%. ЖКК оказывает населению 16 видов жилищных и 41 вид коммунальных услуг. Общий объем жилищно-коммунальных услуг в Российской Федерации составил свыше 1120,9 млрд. руб. Вместе с тем высокий износ основных фондов ЖКХ (более 60%), рост числа чрезвычайных ситуаций и аварий, размеров причиняемого ущерба обусловливает низкое качество и высокую стоимость услуг. Неэффективность механизмов технического и технологического перевооружения негативно сказывается на расширении линейки услуг и повышении качества традиционных услуг.

По данным официальной статистики, в то время как доля основных фондов жилищно-коммунального хозяйства в основных фондах России составляет 14%, ЖКХ формирует лишь 6% валового внутреннего продукта. В отрасли работает порядка 4,2 млн. человек, более 52 тысяч предприятий, которые обеспечивают потребителей водой, теплом, газом, электроэнергией и другими услугами. Огромное количество управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК не справляются с задачами, стоящими перед отраслью. В системе ЖКХ только потери по воде составляют 20%, по электроэнергии — 15%, по теплу — до 40%. [15]

Следует отметить, что в последние годы произошли позитивные изменения основных социально-экономических показателей.

Вместе с тем в структуре деятельности отраслей ЖКХ не наблюдается столь значительных успехов.

В структуре потребительских расходов более чем половины населения затраты на оплату ЖКУ составляют от 7,0 до 15,1%, а у группы с наивысшими доходами - всего 5,3%.

За период с 2000 по 2017 г. в РФ число семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальные услуги, увеличилось в 1,4 раза, а сумма выплат - в 10 раз. Причем эта тенденция характерна для всех регионов России.

В целом по стране, по данным Центрального банка России, рост цен на жилищно-коммунальные услуги существенно опережает темпы роста потребительских цен.

Использованные источники:

1. Каменева Е.А. Реформа ЖКХ. или Теперь мы будем жить по - новому. -М.: Феникс. 2017. - с. 348.

2. Козлова С.Б. Анализ эффективности бюджетных инвестиций в жилищно -коммунальное хозяйство// Экономический анализ: теория и практика. -2009г. - № 36 . - с.63-71

3. Козлова С.Б. Совершенствование бюджетных расходов на жилищно -коммунальное хозяйство в условиях стратегического планирования//

Финансы и кредит. - 2011 г. - № 20 . - с. 54-65

4. Колчина Н.В. Финансы предприятий - М.: «ЮНИТИ-ДАНА». 2008.

5. Кудрин А.А. Тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства в Российского Федерации в 2000-2010 гг. - М.: МАКС Пресс. 2011. - С. 187.

УДК 395

Ламанская Н. Б., к. ист. н.

доцент

кафедра народного художественного творчества ФГБОУВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» Россия, Республика Хакасия, г. Абакан ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Аннотация: в статье рассматриваются важнейшие компоненты традиционной культуры: гостеприимства, миротворческого потенциала и энергетики национальной культуры, так как в этнических и социокультурных историях многих народов мира - обычай гостеприимства находится в одном ряду с общечеловеческими ценностями.

Ключевые слова: гостеприимство, традиции, благопожелания, обрядовый фольклор, ритуалы, тувинский народ.

Lamanskaya N.B., Candidate of Historical Sciences Associate Professor of the Department of Folk Art FGBOU VO "Khakass State University them. N.F. Katanova, Russia Republic of Khakassia, the city of Abakan TRADITIONS OF HOSPITALITY OF INDIGENOUS PEOPLE OF THE REPUBLIC OF TYVA Abstract: The article considers the most important components of traditional culture: hospitality, peace building potential and national energy, as in the ethnic and socio-cultural histories of many nations of the world - the custom of hospitality is in line with universal values.

Key words: hospitality, traditions, good wishes, ritual folklore, rituals, Tuvan people.

Любая модель мира является «программой» поведения для всех людей и для индивида в частности. Она устанавливает некий комплект действий, правила их применения и их мотивировку. Зачастую смысл утвержденных норм со временем забывается, остается только внешняя форма их проявления. Но, по сей день, они непременно исполняются во введенном порядке и в определенной последовательности [5, с. 145]. В течение многих эпох у тувинцев формировался этикет, который представлял собой разнообразные ритуальные формы поведения в общественных местах, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.