АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В БАССЕЙНЕ
АЗОВСКОГО МОРЯ: ЧИСТАЯ ВОДА И ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ
Качан Л. К. (Б В У, г. Ростов-на-Дону) ВВЕДЕНИЕ
Азовское море относится к Российской Федерации своей восточной частью, является мелководным, развитие его экосистемы в значительной степени зависит от стока впадающих в него рек. Для этого моря характерны сосредоточение производства и высокая плотность населения в прибрежной полосе и на всей территории водосборного бассейна, интенсивное судоходство и связанные с ним дноуглубительные работы в портах. Азовское море обладает малой инерционностью и быстрой изменчивостью абиотических характеристик, характеризуется развитием абразионных процессов. Это море было раньше одним из ценных рыбопромысловых районов, однако за последние десятилетия произошли весьма значительные изменения качества воды вследствие интенсивного антропогенного воздействия на него. В результате большого изъятия стока рек Дона и Кубани снизилось примерно на четверть поступление в море пресной воды, из-за этого происходит его постепенное осолонение. Различные предприятия и населенные пункты Краснодарского края и Ростовской области своей хозяйственной и бытовой деятельностью вызывают существенное загрязнение окружающей среды в бассейне Азовского моря. Экологическая система этого моря сильно нарушена.
Органы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов в бассейне Азовского моря фиксируют большое количество нарушений водного законодательства Российской Федерации, в том числе в водоохранной зоне и прибрежной полосе.
Поскольку бассейн Азовского моря охватывает территории, относящиеся к Краснодарскому краю и Ростовской области, то представляет интерес анализ воздействия на окружающую среду промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий и объектов, находящихся в этих субъектах Российской Федерации.
Краснодарский край
Краснодарский край располагает запасами полезных ископаемых. Это
- нефть, горючие газы, строительные материалы (гипс, кровельные сланцы, мергели, доломиты, мрамор), залежи соли, минеральные источники.
Край выделяется производством металлорежущих станков, цемента, зерна (в том числе озимой пшеницы, кукурузы, риса), сахарной свеклы, подсолнечника, овощей, плодов и ягод, разнообразных технических культур.
Промышленность края представлена комплексом предприятий машиностроения, нефтегазохимии, объединениями швейной и обувной промыш-
156
леиности. Большое значение имеют цементные заводы, Пищевая промышленность представлена винодельческой, маслобойной, мясной, молочной и консервной подотраслями.
Краснодарский край — важный сельскохозяйственный район России. Помимо растениеводства, здесь развито мясо-молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство.
Усиливается рекреационная специализация Кубани — крупнейшей здравницы России. Курортные зоны занимают более1/4 территории края.
Транспортная инфраструктура края представлена сетью железных и автомобильных дорог.
Краснодарский край — уникальный регион по своеобразию географического положения и климатических ресурсов, а также разнообразию природных ландшафтов.
Высокая плотность населения края, в 8 раз превышающая среднюю по России, интенсификация сельского хозяйства, зачастую нерациональное использование природных ресурсов, невыполнение природоохранных программ — все это вызывает ухудшение состояния окружающей природной среды.
В связи с общим спадом промышленного производства и изменившимся в последние годы геополитическим положением Краснодарского края, развитием и реконструкцией морских портов, увеличением грузооборотов, среди вышеназванных факторов, влияющих на состояние экологической обстановки в крае, резко возрос удельный вес автомобильного, воздушного и железнодорожного транспорта в общем загрязнении окружающей среды; увеличилось на территории края число объектов оборонного значения и войсковых частей.
Все это ведет к росту загрязнения атмосферного воздуха, особенно в крупных городах и курортных зонах. В 1998 г., по данным Госкомстата России, суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников составил 79,59 тыс. т. В атмосферный воздух поступило 5,85 тыс. т твердых веществ. В 1998 г. было уловлено и обезврежено 86,6% вредных веществ, отходящих от стационарных источников выделения. Крупными источниками загрязнения являются ТЭЦ и котельные.
Основным источником загрязнения воздуха в крае является автотранспорт, насчитывающий к настоящему времени более 900 тыс. ед., выброс от которых составляет до 90% суммарной массы посту пивших в атмосферу загрязняющих веществ. В целях снижения загрязнения атмосферного воздуха от передвижных источников в крае была проведена операция «Чистый воздух», в ходе которой проверено около 307 тыс. ед. автомобильного транспорта, запрещена эксплуатация 9,5 тыс. автомобилей.
Важной проблемой является массовое сжигание растительных остатков на сельскохозяйственных полях края в период уборки урожая. В результате в атмосферу выбрасывается до 400 тыс. т загрязняющих веществ, в том числе диоксиды азота и серы, оксиды углерода, бенз(а)пирен, сажа, диоксины и
157
другие вредные вещества, которые оказывают крайне негативное воздействие как на окружающую среду, так и на здоровье людей.
В крае эксплуатируется 177 комплексов очистных сооружений общей мощностью 1734,2 тыс. м5/сут, из которых 114 работают неэффективно.
Мероприятия, направленные на повышение эффективности очистки, не проводятся из-за отсутствия необходимых капитальных вложений, не хватает средств даже на текущие ремонтные работы. Мног ие очистные сооружения разрушаются.
Из-за отсутствия бюджетного финансирования медленными темпами ведутся восстановительные работы на аварийных участках канализационных коллекторов.
Объем загрязненных сточных вод, сбрасываемых в природные водные объекты, по сравнению с 1997 г. снизился на 0,53 млрд. м\ в основном за счет сокращения сброса с рисовых систем коллекторно-дренажных вод и составил 1,91 млрд. м . Основными загрязняющими поверхностные воды веществами являются соединения меди и железа, нефтепродукты, нитриты.
Инфраструктура портов Краснодарского края включает в себя порты Кавказ, Темрюк, Ейск на Азовском море. Объем транспортируемых через порты грузов, в том числе и экологически опасных, увеличивается. Соответственно возрастает техногенная нагрузка на морскую среду и прибрежную зону. Оснащение же портов средствами локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов недостаточно. Грузовые причалы портов Темрюк, Кавказ, Ейск не имеют ливневой канализации с системами очистки.
По-прежнему одним из основных источников загрязнения морской среды являются сточные воды, поступающие в море через глубоководные выпуски очистных сооружений, техническое состояние и параметры которых не соответствуют нормативам: ни один из 46 выпусков в море не соответствует нормативной длине (3,7 км), большинство из них разрушены, имеются свищи. Для их восстановления и строительства новых выпусков требуются значительные финансовые затраты.
Остается сложной экологическая обстановка в Таганрогском заливе Азовского моря, в районе дислокации войсковых частей авиаремзавода Ейского гарнизона, в связи с поступлением в море авиатоплива, накопившегося в грунте из-за утечек и разливов на складах ГСМ в течение 30-40 лет. В этой ситуации возможен массовый выход нефтепродуктов в море.
Среди приоритетных проблем, стоящих перед краем, основной остается проблема загрязнения природной среды пестицидами. В настоящее время на территории края в хозяйствах накоплено около I тыс. т пришедших в негодность или запрещенных к применению пестицидов.
Ростовская область
Ростовская область располагает запасами полезных ископаемых. Эго
— уголь, кварциты, известняки, пески.
Основу экономического и научно-технического потенциала области составляют топливно-энергетичесий (угольная промышленность) и машино-
158
строительный комплексы, химическая, пищевая и легкая промышленность, а также высокоразвитое сельское хозяйство.
Производство промышленной продукции сосредоточено в крупных городах — Ростов, Таганрог, Шахты и др.
Сельское хозяйство области специализировано на производстве зерна, масличных, эфирно-масличных культур, овощеводстве, садоводстве, виноградарстве, масо-молочном животноводстве, птицеводстве, пчеловодстве.
В области развита транспортная инфраструктура. Несмотря на существенный спад производства, адекватного снижения загрязнения природной среды в Ростовской области за последние годы не произошло. Основными источниками загрязнения поверхностных вод бассейна Дона являются сточные воды крупных промышленных предприятий машиностроительной, химической, пищевой и других отраслей промышленности, хозяйственнобытовые сточные воды, а также поверхностный сток с сельхозугодий, неорганизованные сбросы животноводческих комплексов, шахтные и подсланце-вые воды.
Большая часть сточных вод подвергается различным видам очистки, однако, за прошедший год в водоемы области было сброшено 626,0 млн. м3 загрязненных вод, в том числе 423,4 млн. м3 без очистки.
За последние три года сброс неочищенных вод в поверхностные водные объекты сократился почти на 40%, но это снижение не пропорционально спаду промышленного производства.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников загрязнения за 1998 г. составили 787,62 тыс. т, из них около 72% приходится на автотранспорт.
Наибольшее количество загрязняющих веществ поступает в атмосферный воздух следующих городов: Новочеркасск , Ростов-на-Дону , Шахты , Таганрог. К основным стационарным источникам загрязнения атмосферного воздуха относятся: ТЭС, три завода - ОАО «Сулинский металлургический завод», ОАО «Таганрогский металлургический завод» и ОАО «Новочеркасский электродный завод», три объединения угледобычи — ОАО «Ростов-уголь», ОАО «Гуковуголь», ОАО «Шахтуголь».
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу области в 1998 г. сократились на 31 тыс. т в год (26 тыс. т— в результате спада производства; 5 тыс. т — за счет выполнения воздухоохранных мероприятий).
В ходе контроля за токсичностью и дымностью отработавших газов двигателей проверено за год 12,5 тыс. автомобилей, из них 5,6 тыс. — на автомагистралях городов. У 1,9 тыс. автомобилей из проверенных содержание оксида углерода, углеводородов и дымность в отработавших газах превышало предельно допустимые нормы.
С целью улучшения экологической обстановки ведется работа по сокращению использования этилированных бензинов в крупных городах области. Такие постановления приняты администрациями городов Ростов-на-Дону, Таганрог, подготовлено постановление в Каменске-Шахтинском. Ис-
159
пользование нсэтилированных бензинов позволит применять каталитические нейтрализаторы для снижения выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в атмосферу.
Одним из основных факторов неблагоприятного воздействия на окружающую среду являются отходы производства и потребления. Наличие значительного количества мест несанкционированного размещения отходов приводит к интенсивному и долговременному загрязнению поверхностных и подземных вод, воздушной среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ экологической ситуации в бассейне Азовского моря, как и на всей территории Российской Федерации, свидетельствует о том, что состояние окружающей природной среды, особенно в наиболее экономически развитых районах, остается неблагополучным. И это, несмотря на продолжающийся спад производства в большинстве отраслей экономики и связанное с ним воздействие на окружающую природную среду, а также несмотря на осуществление за последнее время комплекса природоохранных мероприятий, в том числе реализацию многочисленных экологических программ как федерального, так и регионального значения, выполнение мероприятий в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и в коммунальном секторе.
Сложная экологическая обстановка в бассейне Азовского моря сложилась не только в результате кризисных явлений в экономике страны в целом, но и вследствие накопленных за многие десятилетия структурных деформаций хозяйства, приведших к доминированию ресурсо- и энергоемких технологий, сырьевой ориентации экспорта, падению технологической дисциплины, а также к чрезмерной концентрации производства в наиболее экономически развитых районах, вызвавшей весьма интенсивную антропогенную нагрузку на окружающую природную среду.
Проведенный анализ экологической обстановки в бассейне Азовского моря свидетельствует о необходимости новой разработки и реализации комплекса современных природоохранных, в том числе и водоохранных методов и средств нормативно-правового, экономического, социального, организаци-онно-управленческого, научно-технического характера с учетом последних достижений отечественного и зарубежного опыта.
160