Научная статья на тему 'Экологическая составляющая региональных инвестиционных процессов (на примере Краснодарского края)'

Экологическая составляющая региональных инвестиционных процессов (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
555
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Терешина М.В.

На примере Краснодарского края проанализированы угрозы снижения суммарного инвестиционного потенциала и экологические риски инвестиционной деятельности. Установлено, что следствием недоучета экологического фактора инвестиционных процессов может быть сокращение возможностей инвестирования. Показано, что для устойчивого развития региональной экономики необходимо стратегическое управление инвестиционной деятельностью, где экологическая составляющая является одним из системообразующих факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическая составляющая региональных инвестиционных процессов (на примере Краснодарского края)»

16 (73) - 2008

Инновации и инвестиции

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

м. в. терешина,

кандидат биологических наук, доцент Кубанский государственный университет

В настоящее время инвестиционная активность рассматривается как один из определяющих критериев благополучия региональной экономики. Однако, несмотря на повышенный интерес к управлению инвестиционными процессами, многие аспекты этой сложной проблемы остаются недостаточно изученными. В частности специфические особенности, в том числе экосистемные характеристики каждого региона, определяют необходимость уточнения и доработки подходов к оценке и управлению их инвестиционной привлекательностью и инвестиционной активностью, с учетом того положения, что конечным результатом эффективного функционирования региональной экономики непременно должно быть повышение общественного благосостояния населения.

Краснодарский край является одним из лидеров среди регионов Российской Федерации по уровню инвестиционной активности и стабильно занимает первое место в Южном федеральном округе и пятое — в России. Агентство Standard & Poor's присвоило региону международный инвестиционный рейтинг BB — (позитивный). Кроме того, край входит в семерку российских регионов с наименьшими инвестиционными рисками и занимает второе место в рейтинге российских регионов по законодательной активности в сфере инвестиций [3].

В регионе принято 28 законодательных актов, регулирующих инвестиционный процесс, основной среди них — закон Краснодарского края «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае». Законом предусмотрены различные формы государственной

поддержки инвесторов и разработан соответствующий инструментарий, определяющий порядок и механизмы проведения различных процедур при осуществлении инвестиционной деятельности. Кроме того, для стимулирования инвестиционной активности внедрен ряд экономических механизмов. Проекты, получившие статус одобренных администрацией края, пользуются льготами, которые снижают затраты инвесторов на 25 %. Имущество, созданное или приобретаемое для реализации инвестиционного проекта, не облагается налогом в течение трех лет. Арендная плата за землю для инвесторов снижается наполовину на период проектно-изыскательских работ и строительства. Для обеспечения преодоления административных барьеров на пути развития бизнеса и привлечения инвестиций в экономику в крае (одном из первых в России) создана государственная система сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

В 2001—2007 гг. общий объем инвестиций в экономику края составил 803,4 млрд руб., в том числе, в 2007 г. — 225 млрд руб. что составляет 126 % к уровню 2006 г. — это самый значительный прирост за последние семь лет. Важно отметить, что в 2006—2007 гг. произошли значимые события, которые кардинально усилили инвестиционную привлекательность региона.

Во-первых, Сочи стал местом проведения зимней Олимпиады 2014 г., и началась реализация федеральной программы его развития как горно-климатического курорта. Объем средств, предусмотренных на строительство объектов Федеральной целевой программы «Развитие г. Сочи как

горноклиматического курорта (2006—2014 годы)» в рамках ФАИП предполагался в размере 17,3 млрд руб. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 991 принято решение о завершении реализации этой программы с 1 января 2008 г., и утверждена Программа строительства олимпийских объектов. 0лимпиада-2014 — это мега-проект, который даст толчок развитию экономики не только Краснодарского края, но и всей России.

Во-вторых, Краснодарский край выиграл конкурс на финансирование инфраструктурных проектов из Инвестиционного фонда России. На разработку проектно-сметной документации на автомобильную дорогу Краснодар—Абинск—Ка-бардинка выделены федеральные средства в сумме порядка 1,2 млрд руб. После разработки проектной документации для строительства дороги будут привлекаться средства частных инвесторов.

В-третьих, по решению Правительства России на Черноморском побережье края на пяти участках — городах Анапа, Геленджик, Сочи и Туапсин-ском районе создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. Общая площадь всех участков — более 1 700 га. Государство намерено вложить более 700 млн евро в инфраструктуру этой зоны. Достаточно крупные инвестиции планируется привлечь со стороны частного бизнеса — более 4,5 млрд евро.

И, наконец, принято решение о создании специальной игровой зоны на границе края с Ростовской областью. В основе финансирования этого масштабного проекта — частно-государственное партнерство.

Это означает, что в ближайшие годы в край могут быть привлечены беспрецедентные государственные и частные инвестиции, которые должны способствовать устойчивому развитию региона и достижению на этой основе повышения качества жизни населения. Однако интенсификация экономической деятельности всегда усиливает антропогенное воздействие на окружающую среду и часто приводит к истощению и деградации природного капитала территории. Каковы же роль и функции природного капитала в устойчивом социально-экономическом развитии региона, и к каким последствиям может привести недооценка экологического фактора в инвестиционном анализе?

С точки зрения экологической экономики большое значение имеет такая категория, как экологическая стоимость территории региона. Она представляет собой оценку совокупности функций, направленных на воспроизводство природных

ресурсов и ассимиляцию загрязняющих веществ, или же предотвращение других последствий антропогенных воздействий.

Известно, что природа служит человеку не только источником природных ресурсов для производства товаров и услуг. В не меньшей степени необходимы людям природные блага, которые не используются непосредственно в качестве ресурсов производственной деятельности [4]. Однако если ценность природных ресурсов можно выразить в денежной форме, поскольку она учитывается в стоимости произведенных товаров, то намного сложнее определить в стоимостном виде ценность чистого воздуха, водных объектов, природных ландшафтов, лесных экосистем, регулирующих климат. Кроме того, территория региона имеет ограниченные запасы ресурсов и ограниченный «запас прочности» своих экосистем в их способности противостоять негативному антропогенному воздействию. Региональные экосистемы являются, по сути, носителем качества жизни местного сообщества, обеспечивая поток экологических услуг. Именно экосистемы служат источником естественных продуктов (ягод, грибов, рыбы и т. п.), а кроме того, обеспечивают, например, поддержание водного баланса, предотвращают эрозию почв и т. д.

Природные блага обретают свойства товара, так как могут продаваться либо прямо, либо опосредованно через другие товары и услуги. Например, аттрактивность ландшафта, наличие экологических полезностей способствуют развитию в этой зоне инфраструктуры рекреационной индустрии, созданию рабочих мест для местного населения, улучшению качества жизни, повышению стоимости объектов недвижимости, увеличению инвестиционных потоков в целом. Более того, экологический фактор оказывает прямое или косвенное влияние практически на все остальные факторы внешней среды, формирующие инвестиционную привлекательность территории. Реализация экосистемных функций и экосистемных услуг является важнейшей составляющей регионального природного капитала. Экологические услуги обеспечивают человеческую деятельность по производству и потреблению продукции. Они воздействуют на общее благополучие людей, определяя, таким образом, качество жизни и даже возможность ее существования. Поскольку использование одной функции природного капитала по умолчанию подразумевает пользование и остальными, а кроме того, неизбежно влияет на их состояние, то правомерно, на наш взгляд, говорить не о природно-ресурсной, а

деформация пространственной организации жизни регионального сообщества в случае недооценки природного капитала

Отсутствие представлений об экологической ценности территории

Планирование регионального развития по принципу «рост сейчас - природа потом»

Увеличение числа природных катастроф и издержек на их ликвидацию

Отсутствие градостроителвнвк кадастров и генералвных планов развития селвских районов

Вторжение в охранные зоны

Снижение продуктивности экосистем

Нарушение норм экологического

Снижение Утрата

рыночной потенциальных

стоимости земли возможностей

и объектов развития

недвижимости рекреации и

туризма

Утрата Ухудшение

средозащитных и здоровья

средообразующих населения,

функций нарастание

экосистем социальной

напряженности

Снижение пейзажной ценности ландшафтов

Рис. 1. Возможные деформации пространственной организации жизни регионального сообщества

об экологической составляющей инвестиционного потенциала. Почему такое уточнение кажется нам важным? Ценность природных ресурсов как источника сырья для промышленности можно выразить в денежной форме, так как она учитывается в стоимости произведенных товаров. Хотя и здесь возникает достаточно противоречивых моментов. В частности, с эффективным распределением ресурсов во времени, устойчивой нормой их использования и т. п. Однако с экосистемными и социальными функциями природных ресурсов дело обстоит намного сложнее. Утрата этих функций влияет на все без исключения сферы жизни общества, превращая факторы инвестиционной привлекательности в факторы инвестиционного риска, зачастую корректируя траекторию экономического и социального развития территории.

К факторам отрицательной динамики такого рода относятся, например, загазованность, наличие шума и вибрации, переуплотненная застройка («запечатанность городских земель»), загрязнение морей недостаточно очищенными стоками. Положительную динамику формируют институциональная поддержка, экономические механизмы экологического менеджмента, формирование экологических потребностей и спроса, новый тип корпоративной культуры, социальная ответственность бизнеса и т.д. Недооценка природных ресурсов неизбежно ведет как к стратегическим, так и тактическим ошибкам в планировании регионального развития. В конечном счете, в условиях рыночной экономики могут возникать серьезные ошибки при

принятии любых управленческих решений (рис. 1).

Не вызывает сомнения тот факт, что устойчивость социально-экономического развития Краснодарского края неразрывно связана с сохранением и рациональным использованием природных ресурсов, являющихся ведущей составляющей экономики края, формированием условий его долгосрочной конкурентоспособности как на внутреннем, так и по отдельным позициям на мировом рынке. Уникальность региона состоит в том, что природные богатства территории, социальный и экономический потенциал позволяют развивать широкий спектр направлений хозяйственной деятельности в промышленном, строительном, топливно-энергетическом, а также агропромышленном, транспортном, курортно-рекреационном и туристическом комплексах. По привлечению инвестиций ведущими являются транспорт и связь, агропромышленный, санаторно-курортный и туристический комплексы, определяющие приоритеты региональной экономики.

Транспортный комплекс региона обеспечивает реализацию внешнеполитических и экономических интересов России в зоне черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества, внося существенный вклад в повышение «связности» территории страны. Морские порты края перерабатывают более 35 % внешнеторговых российских и транзитных грузов морских портов России, обслуживают около трети российского нефтеэкспорта. В то же время морские порты являются значительным источником антропогенных загрязнений морей. Слив в море балластных вод от промывки танкеров многими авторами считается основным источником загрязнения нефтью прибрежных морских вод и берегов. Состояние экосистем Черного и Азовского морей за последние годы оценивается как неблагополучное [1]. Антропогенная нагрузка усугубляется изъятием пляжевого материала и строительством различных гидротехнических сооружений (волно-отбойных стенок, бун и пр.), которые нарушают ход естественных береговых процессов. Вмешательство человека в природные процессы привело к уменьшению ширины пляжей и, соответственно,

к усилению разрушительного воздействия волн на берег. Основными загрязнителями являются нефтепродукты, полициклические ароматические углеводороды, пестициды, тяжелые металлы, техногенная органика, минеральные удобрения. Все они поступают в море с канализационными и ливневыми стоками. При этом на отдельных участках отмечены заморные явления. Ежегодно в Азовское море сбрасывается до 20 км3 сточных вод, одновременно с этим происходит безвозвратное изъятие значительной части стока пресных вод на орошение, для промышленности и теплоэнергетики и приток более соленых вод из Черного моря. Загрязнение Азовского моря производственными и бытовыми отходами, нефтепродуктами, пестицидами, а также повышение солености вод привели к деградации его экологической системы и потере репутации самого продуктивного моря в мире. На снижение улова серьезно повлияли последствия аварий судов, произошедших в ноябре 2007 г. в Керченском проливе и причинивших значительный ущерб рыбным запасам Азово-Черноморского бассейна.

По территории края проходят важнейшие железнодорожные маршруты федерального значения, которые ориентированы в сторону морских международных портов края и курортов Черного и Азовского морей. Трубопроводный транспорт представлен международным нефтепроводом «Тенгиз—Новорос-сийск» и газопровод «Россия—Турция» («Голубой поток»). В 2007 г. перевозка грузов достигла 235,9 млн т и возросла к предыдущему году на 5,6 %, пас-сажирооборот увеличился на 5,3 %. По федеральной сети автодорог на территории Краснодарского края производится около 45 % краевых грузопассажирских перевозок и 80 % международных. Численность легкового автотранспорта в летний период за счет притока иногороднего и транзитного транспорта на территории края резко возрастает, посезонно при перевозке сельскохозяйственной продукции наблюдается увеличение численности грузового автомобильного транспорта. Продолжающееся увеличение численности транспортных средств, высокая плотность дорожной сети, большой объем грузопассажирских перевозок увеличивает уровень загрязнения атмосферного воздуха на территории края.

Фактическая масса, тыс. т 40

Ухудшение показателей качества атмосферного воздуха населенных пунктов особенно заметно в крупных городах края (рис. 2). Это связано с эксплуатацией автотранспортных средств, объектов электроэнергетики, нефтепродуктопроводного транспорта, предприятий топливной, химической, нефтехимической промышленности, стройиндуст-рии и агропромышленного комплекса, деятельностью портов по перевалке различных грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов. Кроме того, для края характерны особые климатические условия, характеризующиеся пониженной рассеивающей способностью атмосферы. В среднем плотность загрязнения территории Краснодарского края в 2006 г. выбросами в атмосферный воздух составила 10,4 т/км2, в расчете на одного жителя края пришлось 0,155 т загрязняющих

Развитие агропромышленного комплекса края обеспечивает продовольственную безопасность Российской Федерации. Край обладает богатейшими ресурсами сельскохозяйственных земель, в том числе черноземами, площадь которых составляет 4 805 тыс. га (это более 4 % российских и около 2 % мировых запасов). Регион занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по объему производства зерна, сахарной свеклы, плодов и ягод, второе — по производству семян подсолнечника и меда. Однако в результате интенсивного сельскохозяйственного использования, антропогенного и техногенного воздействия происходит существенное изменение продуктивности уникальных кубанских черноземов. Пахотные земли края в течение длительного времени эксплуатировались с

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

□ Краснодар □ Новороссийск □ Туапсе

Рис. 2. Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в крупных городах Краснодарского края в 2000—2006 гг.

интенсивным применением ядохимикатов, минеральных удобрений, использованием тяжелой техники, несоблюдением севооборотов, в результате чего они теряли свои уникальные свойства. По данным института КубаньНИИгипрозем, за последние 30 лет обыкновенные черноземы уменьшили содержание гумуса в пахотном слое на 4,4—7,1 % от первоначальной величины. Засолению в крае подвержены 196,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них 85 % находятся на землях под рисовыми системами. Снижение запасов гумуса в почве сопровождается ухудшением его качества. Кроме того, отчетливо прослеживается тенденция к увеличению площадей переувлажненных и заболоченных земель. К сожалению, существующие системы земледелия односторонне ориентированы на получение максимальных урожаев и не выполняют основной свей функции — воспроизводство почвенного плодородия [2].

Важной экологической проблемой является загрязненность природной среды пестицидами. Масштабы применения пестицидов в Краснодарском крае в среднем в три раза выше, чем по России в целом. Пик применения пестицидов относится к 1980-м гг. С 1990 г. начался спад применения химикатов, что связано со стремлением производителей сократить затраты в условиях финансового кризиса. В крае выявлено 2,5 тыс. т запрещенных, устаревших и пришедших в негодность пестицидов, из которых более 30 % содержат сильнодействующие хлор и фосфорорганические соединения. По оценкам Управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю, указанные препараты по своим свойствам близки к разряду боевых отравляющих веществ, и их наличие в крае представляет угрозу для здоровья людей и безопасности региона в целом. Особую тревогу вызывает размещение более 160 т из вышеназванного количества пришедших в негодность пестицидов в курортной зоне Черноморского побережья края. В то же время благодаря сочетанию благоприятных климатических условий и наличия месторождений минеральных вод и лечебных грязей Краснодарский край является самым популярным курортно-туристическим регионом России и фактически единственным в России приморским бальнеологическим и курортно-рекреационным центром. В период максимального развертывания ежедневная емкость курортов края достигает 450—480 тыс. мест.

Задачи достижения устойчивости регионального развития диктуют необходимость учета экологических факторов при планировании любой

инвестиционной деятельности в крае. И такой подход закономерен, так как именно экологические ограничения все в большей степени становятся лимитирующим фактором экономического развития, а ущерб от истощения природных ресурсов и деградации окружающей среды может в долгосрочной перспективе поставить под сомнение реальную экономическую эффективность принимаемых управленческих решений.

Экологическая составляющая инвестиционного потенциала обладает мультипликативным эффектом для экономической деятельности, социума в целом и местного сообщества в частности. В случае деградации природного капитала (истощения экологических ресурсов, загрязнения окружающей среды) факторы инвестиционной привлекательности превращаются в факторы инвестиционного риска. Причем в данном случае можно рассматривать как риски инвесторов (например, угрозы курортному бизнесу в результате аварийных разливов нефти), так и риски получателей инвестиций (рост числа онкологических заболеваний в результате загрязнения окружающей среды невозможно компенсировать повышением уровня заработной платы) Оперируя категориями экономической теории, можно сказать, что превращение экологических благ в «анти-блага» [5] может привести к выходу результатов инвестиционной деятельности за пределы общественной полезности. Более того, следствием недоучета экологического фактора в инвестиционной деятельности может быть сокращение возможностей инвестирования. Например, снижение видового разнообразия флоры и фауны, деградация ландшафтов в результате интенсивного освоения рекреационных ресурсов Черноморского побережья Краснодарского края может привести к снижению потребительских свойств территорий и объектов. За счет уменьшения экологического инвестиционного потенциала снижается суммарный инвестиционный потенциал, уменьшается инвестиционная привлекательность территории, снижается инвестиционная активность. В этом случае все участники инвестиционного процесса попадают в своего рода экологическую «ловушку» инвестиционной активности. Таким образом, развитие инвестиционной активности в регионе без учета экологических рисков территории ведет в перспективе к снижению инвестиционной привлекательности территории и активности инвесторов.

В то же время за счет целенаправленных управленческих воздействий и экономических механизмов (экологическое страхование, развитие

региональной нормативно-правовой базы, экологический аудит, оценка природного капитала, проведение средозащитных и природоохранных мероприятий, развитие экологического сознания и образования, повышение экологического спроса) возможно снизить экологические инвестиционные риски и тем самым увеличить емкость регионального инвестиционного потенциала в целом. Оценка эффективности региональных инвестиционных процессов должна строиться на основе системы индикаторов устойчивого развития, разработанной применительно к конкретному региону.

В настоящее время в крае разработана «Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2020 г.», которая предусматривает инвестиционный путь развития. Стратегия предусматривает «обеспечение... гарантированного удовлетворения потребностей населения Краснодарского края. при сохранении водных объектов и окружающей среды». И первый шаг к решению «горячей» проблемы — утилизация твердых бытовых отходов — уже сделан. АНО «Центр межрегиональных связей» (Россия) намерено инвестировать 44 млн евро в строительство на территории Краснодарского края комплексов по сортировке и утилизации мусора. Однако специфика экологической проблематики сегодня такова, что ее невозможно решить отдельными природоохранными мероприятиями. Необходима интеграция экологической составляющей в региональную инвестиционную стратегию.

На наш взгляд, именно экологическая компонента должна стать частью территориального бренда, мощным фактором формирования долгосрочной конкурентоспособности Кубани. Для устойчивого развития региональной экономики необходимо стратегическое управление инвестиционной деятельностью, где экологическая составляющая является одним из системообразующих факторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад «О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2006 г.». — Краснодар.: Пересвет, 2007.

2. Литвинская С. А., Лозовой С. П. Департамент водохозяйственного комплекса, экологии и ЧС Краснодарского края. Памятники природы Краснодарского края. — Краснодар, Периодика Кубани, 2005.

3. Официальный сайт Администрации Краснодарского края. http://admkrai. киЬап. га/.

4. Социально-экономический потенциал устойчивого развития. Под. ред. Л. Г. Мельника, Л. Хенса — Сумы. : Университетская книга, 2007.

5. Терешина М. В. Соотношение экологических благ и анти-благ в экономической оценке природного капитала. Экономическое развитие и окружающая среда: стратегии, модели, инструменты управления: Материалы 8-й Международной конференции РОЭЭ. - М. : НИА-ПРИРОДА, 2007.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИМИ —™ ИНФОРМАЦИОННО- LJIЧ И"1

АНАЛИТИЧЕСКИЙ СБОРНИК ''ВДИ1

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

• Производные финансовые инструменты

• Банковско-предпринимательская деятел

• Конкурентноспособность российской экс

• Финансово-инвестиционная деятельное

I (1) январь 2008

ВНИМАНИЕ, НОВИНКА!!!

C января 2008 г. выходит новый ежемесячный журнал (сборник) Издательского дома «Финансы и Кредит»

«ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ».

Подписные индексы: по каталогу агентства «Роспечать» - 80628; по каталогу агентства «Пресса России» - 44368.

Подписаться можно в редакции: тел. (495) 621-91-90, 621-69-49, e-mail: podpiska@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.