электронный научно-экономическии журнал
№ 2 (2) 2013
стр 68
Анализ эффективности стратегий оказания специализированных медицинских услуг в регионах России
Автор статьи:
Т. В. Сизова,
канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансовый менеджмент»
ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»
E-mail: [email protected]
А. Г. Шиповалов,
канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг» Омского филиала ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
E-mail: [email protected]
Analysis of the effectiveness of strategies for the delivery of specialized medical services in the regions of Russia
Аннотация. В статье приведены результаты исследования реализации стратегии оказания специализированных медицинских услуг в области гемодиализа в регионах России. В качестве инновационного механизма ее реализации рассмотрена система государственно-частного партнерства в Омской области. Определены мероприятия повышения эффективности стратегии оказания гемодиализных услуг в регионе.
Abstract. The article presents the results of a study of the strategy provide specialized medical services in the field of hemodialysis in the regions of Russia. As an innovative mechanism for its implementation we consider a system of public-private partnership in the Omsk region. Defined events strategy to improve the efficiency of dialysis services in the region
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инновационный механизм, медицинские услуги, деятельность, стратегия, эффективность
Keywords: public-private partnership, innovative mechanism, medical services, activities, strategy, effectiveness
В качестве инновационной составляющей разработки функциональной стратегии оказания специализированных медицинских услуг в области диализа определена система участия частного бизнеса на основе государственночастного партнерства в сфере медицины. Данная система существует в Москве, Нижнем Новгороде, КабардиноБалкарской Республике и Омской области. Показатели эффективности функциональных стратегий в значительной степени зависят от эффективности деятельности организации, которая принимает участие в их реализации. В данной работе проведен анализ результатов деятельности ООО «Компания “Фесфарм ”», реализующей функциональную стратегию в указанных регионах [9].
Данная организация зарегистрирована 13 июня 1995 года в Москве, оказывает услуги диализа с 25 января 2001 года. 1 октября того же года открыт ее филиал в Нижнем Новгороде, а в 2003 году — в Нальчике, столице Кабардино-Балкарской Республики. В 2006 году в Москве работали уже два отделения, принадлежащие компании, там проходили амбулаторное лечение 540 пациентов, специалисты ежедневно проводили 270 операций гемодиализа больным с хронической почечной недостаточностью в терминальной стадии [9].
В 2004 году в Омске и Омской области был принят региональный закон «Об областной целевой программе «Совершенствование службы трансплантологии на 2005-2010 годы» [5]. Тогда там состояли на учете более 800 больных с хронической почечной недостаточностью в терминальной стадии, которые нуждались в лечении гемодиализом. Операция по трансплантации почки была показана 50-60 больным в год. Количество гемодиализных пациентов ежегодно возрастало на 50-70 человек. Кроме того, насчитывалось более 6700 больных с хронической почечной недостаточностью в терминальной стадии, развившейся вследствие сахарного диабета.
В лечебных учреждениях Омской области тогда было не более 48 аппаратов искусственной почки, хотя по стандартам Всемирной организации здравоохранения полагалось иметь более 300 гемодиализных мест. Более 81% больных, находящихся на лечении гемодиализом, были инфицированы вирусом гепатита.
СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА
анализ | прогноз | управление № 2 (2) 2013
электронный научно-экономический журнал стр 69
В региональной целевой программе были указаны конкретные мероприятия, распределенные на два этапа (2005-2006, 2007-2010 годы). Ответственность за ее реализацию возлагалась на министерство здравоохранения Омской области. В качестве исполнителей программы были определены:
• государственное учреждение здравоохранения Омской области «Медико-санитарная часть №10»;
• муниципальное учреждение здравоохранения Омска «Омская городская клиническая больница № 1 им. А.
Н.Кабакова».
В процессе реализации программы все муниципальные учреждения здравоохранения города Омска были преобразованы в бюджетные учреждения здравоохранения Омской области. В программе были предусмотрена возможность привлечения подрядных организаций на конкурсной основе. Плановый объем финансирования составил: 2006 год — 7,9 млн руб., 2007 год — 31,6 млн руб., 2008 год — 33,7 млн руб., 2009 год — 31,7 млн руб. и 2010 год — 36,8 млн руб. [5].
В соответствии с условиями программы 2 мая 2006 года в городе Омске была зарегистрирована дочерняя организация ООО «Компания “Фесфарм ”» — ООО «Центр экстракорпоральной терапии “Фестфарм”-“О”». Дочерняя организация получила лицензию министерства здравоохранения Омской области на предоставление амбулаторной специализированной медицинской услуги (помощи) методом программного гемодиализа жителям Омской области и Омска [3]. После заключения договора отраслевого заказа на оказание медицинских услуг в области гемодиализа между министерством здравоохранения Омской области и ООО «Центр экстракорпоральной терапии “Фестфарм”-“О”» в приказе управления здравоохранения администрации Омска [3] был определен механизм организации оказания данной специализированной медицинской помощи, включая критерии отбора больных, страдающих хронической почечной недостаточностью, для лечения амбулаторным программным диализом [3].
Дальнейшее развитие функциональной стратегии оказания специализированной медицинской услуги в Омской области было утверждено постановлением правительства Омской области [4]. В качестве меры социальной поддержки установлена возможность оплаты оказания медицинских услуг в частных организациях системы здравоохранения, которые заключили государственный контракт на оказание услуг амбулаторнополиклинической помощи с министерством здравоохранения Омской области [4].
В 2009 году обеспечение больных заместительной почечной терапией оставалось недостаточным как по стране в целом, так и в регионах. В качестве примера приведем количество пациентов, находящихся на программном гемодиализе в разных странах и регионах РФ, на 1 млн населения в 2009 году. В России оно было в 14,4 раза меньше, чем в США, в 8,2 и 5,7 раза меньше, чем в странах Западной и Восточной Европы соответственно. В Омской области данный показатель был на 30,0 % выше, чем по всей России, на 51,0 % — по Сибирскому федеральному округу, на 15,3 % — по Центральному федеральному округу. В Москве показатель на 24% больше, чем в Омской области [12].
Развитие системы стандартов медицинского обслуживания, включая разработку отраслевых медицинских стандартов оказания специализированных медицинских услуг, например гемодиализа, обусловило применение новых технологий [3, 7]. Использование одноразовых картриджей привело к решению одной из острейших проблем — инфицирования больных вирусами гепатита.
С 1 января по 31 декабря 2009 года ООО «Центр экстракорпоральной терапии “Фестфарм”-“О”» оказывало медицинскую услугу на основании тендера, заказчиком которого было министерство здравоохранения Омской области, проведено 12748 медицинских процедур гемодиализа.
Правительством Омской области определено дальнейшее развитие региональной стратегии оказания медицинских услуг с учетом частных медицинских организаций [6]. В его постановлении указаны цель, условия, порядок представления субсидий и их возврата в случае нарушения условий, а также единые критерии отбора юридических лиц, за исключением государственных и муниципальных учреждений, которые имеют право на получение субсидий за счет областного бюджета на возмещение затрат в связи с оказанием услуг в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения. В результате в 2010 году компания провела 15 289 медицинских процедур, или на 16,62 % больше, чем в 2009 году, в 2011 году — 18 704 процедуры, или на 31,84 % больше по сравнению с 2010 годом.
Определены направления дальнейшей стратегии развития системы здравоохранения в регионе, в том числе предоставления специализированных медицинских услуг [7]. Эффективность реализации выбранной стратегии в Омской области подтверждает показатель, характеризующий количество пациентов на 1 млн населения, проживающих в Омской области на 01.11.2012 года, которые получили данную услугу, — 215 человек.
Таким образом, в Омской области начиная с 2008 года было обеспечено качественное улучшение данной медицинской специализированной услуги, во многом это произошло благодаря программе государственно-
СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА
анализ | прогноз | управление № 2 (2) 2013
электронный научно-экономический журнал стр 70
частного партнерства между правительством Омской области и ООО «Центр экстракорпоральной терапии “Фестфарм”-“О”» при реализации функциональной стратегии оказания услуг диализа в регионе.
Дальнейшее развитие механизма реализации функциональной стратегии в регионе обуславливает необходимость определения подходов к использованию методов оптимизации распределения аппаратов искусственной почки между городскими округами Омска, городами областного подчинения и муниципальными районами Омской области. В качестве первых мероприятий при реализации региональной стратегии предусматривалось оказание специализированной медицинской помощи жителям отдаленных северных районов Омской области. Для этого 19 ноября 2007 года компания открыла отделение гемодиализа в городе Тара на базе бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Тарская Центральная районная больница», которое было оснащено 5 АИП фирмы «Фрезениус», оборудованием для водоподготовки, другими видами необходимого оборудования и инструментарием. Компания начала предоставлять медицинскую услугу в соответствии с разработанным графиком — 4 смены в сутки и 6 дней в неделю [8].
Современное оборудование и высокий уровень качества предоставляемых услуг в области диализа специалистами ООО «Компания “Фесфарм”-“О”» изменили подход менеджмента бюджетных медицинских учреждений к предоставлению аналогичных услуг. В течение 2007 года был проведен капитальный ремонт профильных отделений в государственном учреждении здравоохранения Омской области «Областная клиническая больница» (ГУЗ ООО «ОКБ») и БУЗ «ОГКБ № 1 им. А. Н. Кабакова». В результате отделение в ГУЗ ООО «ОКБ» включает два подразделения — терапевтического профиля на 25 коек и службы гемодиализа на 18 АИП в смену — и имеет 3 гемодиализных зала. Отделение гемодиализа в БУЗ «ОГКБ № 1 им. А Н. Кабакова» было оснащено также в 2007 году 20 АИП, которые позволяют продлевать жизнь больного до 30 лет. Общая стоимость необходимого оборудования для оснащения отделения составила около 60 млн руб. Устаревшие морально и физически 48 АИП отечественного производства были заменены на 37 современных моделей аппаратов фирмы «Фрезениус».
По мнению специалистов министерства здравоохранения Архангельской области, в 2012 году не менее 20% объема специализированных медицинских услуг гемодиализной помощи в России предоставлено с помощью механизма государственно-частного партнерства. Кроме того, согласно экспертным оценкам, в целом эффективность деятельности диализных центров, работающих по региональным программам государственночастного партнерства, в 1,65 раза превышает аналогичный показатель бюджетных медицинских учреждений региона, оказывающих такие услуги.
Литература
1. О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации: Приказ Минздрава РФ от 13.08.2002 №254 // КонсультантПлюс. ики http://aoo.al/09ECpu.
2. Об утверждении отраслевого стандарта «Отделение диализа. Общие требования по безопасности»: Приказ Минздрава РФ от 25.04.2003 №190 // КонсультантПлюс. ЦКи11Йр://аоо.а1/5МВЬ2с.
3. О мерах по совершенствованию медицинской помощи больным, страдающим хронической почечной недостаточностью: Приказ Управления здравоохранения Администрации города Омска от 24.07.2006 г. №477 // Российский правовой портал «Семерка». и^: www.law7.ru/base33/part8/d33ru8334.htm.
4. О социальной поддержке по оказанию медицинской помощи больным с хронической почечной недостаточностью: Постановление Правительства Омской области № 36-п от 28.03.2007 г. // Российский правовой портал «Семерка». URL:www.law7.ru/base31/part9/d31ru9109.htm.
5. Об областной целевой программе «Совершенствование службы трансплантологии на 2005-2010 годы»: Закон Омской области от 20 декабря 2004 года № 584-ОЗ // Российский правовой портал «Семерка».
и^: www.law7.ru/base99/part5/d99ru5223.htm.
6. Об утверждении Порядка предоставления в 2010 году за счет средств областного бюджета субсидий на возмещение затрат юридическим лицам в связи с оказанием услуг в сфере здравоохранения, лекарственного обеспечения: Постановление Правительства Омской области от 20.10.2010 №207-п (ред. от 20.12.2010) // КонсультантПлюс. URL:http://aoo.al/khiH5T
7. Об утверждении региональной программы Омской области «Модернизация здравоохранения Омской области» на 2011-2013 годы: Постановление Правительства Омской области от 16.03.2011 №35-п (ред. от 08.04.2013) // КонсультантПлюс. URL:http://aoo.al/v9Wu31
8. В самом северном городе Омской области открывается отделение гемодиализа. Гемодиализ для специалистов. URL: www.hd13.ru/atws/1250/
электронный научно-экономический журнал стр 71
9. Гемодиализ для специалистов: Центр экстракорпоральной терапии «Фесфарм». У^мшш.ІіЬ13.ги/Ьіасеп1ег8/161/.
10. Годовые отчеты ООО «Центр экстракорпоральной терапии “Фестфарм”-“О”» за 2006-2012 гг. Омск [Б.г.]. 674 с.
11. Комплект форм оперативной месячной отчетности ООО «Центр экстракорпоральной терапии «Фестфарм»-«О» за 2012 г. Омск, [2012]. 62 с.
12. Состояние заместительной терапии больных с хронической почечной недостаточностью в Российской Федерации: Отчет по данным Российского регистра заместительной почечной терапии за 1998-2009 гг. // Российское диализное обществе. У^: Ийр:/МИго.ги/тааа2Іпе/рЬ1:/рИр7іЬ=39962/.