Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА'

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НАДЗОР / ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / РИСК НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бричка Елена Ивановна, Колесник Инна Александровна, Жаркова Юлия Сергеевна

В статье исследуются вопросы риск-ориентированного надзора в деятельности Федеральной налоговой службы, являющегося неотъемлемой частью государственного финансового мониторинга России. Современная практика показывает, что усиление давления налоговых служб на налогоплательщиков вызывает рост «теневого сектора» в экономике, за счет малых и средних предприятий, испытывающих неуверенность перед надзорными органами. Стратегия увеличения количества камеральных и выездных проверок дает незначительный эффект в мотивации уплаты налогов. Налоги - неотъемлемый институциональный элемент рыночной экономики, являющиеся как экономической, так и правовой категорией. Экономическое содержание налогов состоит в перераспределении валового национального продукта и отражает отношения по мобилизации части дохода, который формируется в частном хозяйстве, в распоряжение государства. В результате уклонение от уплаты налогов, что является одним из предикатных преступлений, организациями вызывает рост теневой экономики и способствует процессам отмывания денег. В связи с этим весьма актуальными являются задачи по обоснованию необходимости модернизации системы управления рисками при реализации налогового контроля в России и анализу внедрения современного риск-ориентированного подхода к налоговому надзору в интересах стабилизации финансовой системы страны. Целью статьи является формулирование выводов об эффективности применения риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности Федеральной налоговой службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бричка Елена Ивановна, Колесник Инна Александровна, Жаркова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF EFFICIENCY OF RISK-BASED APPROACH IN SUPERVISION ACTIVITIES OF FEDERAL TAX SERVICE IN THE SYSTEM OF STATE FINANCIAL MONITORING

The article examines the issues of risk-oriented supervision in the activities of the Federal Tax Service, which is an integral part of the state financial monitoring of Russia. Modern practice shows that the increased pressure of tax services on taxpayers causes the growth of the «shadow sector» in the economy, at the expense of small and medium-sized enterprises experiencing uncertainty before the supervisory authorities. The strategy of increasing the number of office and field audits has little effect in motivating tax payments. Taxes are an integral institutional element of a market economy, which is both an economic and a legal category. The economic content of taxes consists in the redistribution of the gross national product and reflects the relationship to mobilize part of the income that is formed in the private sector at the disposal of the state. As a result, tax evasion, which is one of the predicate crimes, by organizations causes the growth of the shadow economy and contributes to the processes of money laundering. In this regard, the tasks of justifying the need to modernize the risk management system when implementing tax control in Russia and analyzing the introduction of a modern risk-based approach to tax supervision in order to stabilize the country's financial system are very relevant. The purpose of the article is to formulate conclusions on the effectiveness of the application of the risk-based approach in the supervisory activities of the Federal Tax Service.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА»

УДК 336.22

DOI: 10.25206/2542-0488-2022-7-2-116-123

Е. И. БРИЧКА12 И. А. КОЛЕСНИК1 Ю. С. ЖАРКОВА1

1 Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов-на-Дону 2Ростовский филиал Российской таможенной академии, г. Ростов-на-Дону

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

В НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА

В статье исследуются вопросы риск-ориентированного надзора в деятельности Федеральной налоговой службы, являющегося неотъемлемой частью государственного финансового мониторинга России. Современная практика показывает, что усиление давления налоговых служб на налогоплательщиков вызывает рост «теневого сектора» в экономике, за счет малых и средних предприятий, испытывающих неуверенность перед надзорными органами. Стратегия увеличения количества камеральных и выездных проверок дает незначительный эффект в мотивации уплаты налогов. Налоги — неотъемлемый институциональный элемент рыночной экономики, являющиеся как экономической, так и правовой категорией. Экономическое содержание налогов состоит в перераспределении валового национального продукта и отражает отношения по мобилизации части дохода, который формируется в частном хозяйстве, в распоряжение государства. В результате уклонение от уплаты налогов, что является одним из предикатных преступлений, организациями вызывает рост теневой экономики и способствует процессам отмывания денег. В связи с этим весьма актуальными являются задачи по обоснованию необходимости модернизации системы управления рисками при реализации налогового контроля в России и анализу внедрения современного риск-ориентированного подхода к налоговому надзору в интересах стабилизации финансовой системы страны. Целью статьи является формулирование выводов об эффективности применения риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности Федеральной налоговой службы.

Ключевые слова: риск-ориентированный надзор, Федеральная налоговая служба, финансовый мониторинг, налоговые поступления, риск налогоплательщика, налоговые проверки.

Введение. В России были приняты некоторые меры, всецело направленные на увеличение успешности взаимодействия между предпринимателями и государственными органами. Специально уполномоченными министерствами была сформирована совокупность действий, которая существенно понижала административное давление на предпринимателей, а также увеличила темпы развития предпринимательства в виде базовых факторов повышения потенциала страны в экономическом плане. Среди главных способов достижения данной цели можно назвать риск-ориентированный подход, используемый в контрольно-надзорной деятельности. Данный

подход подразумевает дифференциацию общей интенсивности реализации проверочных действий относительно риска наступления возможного ущерба некоторым общественным отношениям от деятельности поднадзорных субъектов. Можно сказать, что риск-ориентированный подход был успешно взят из практики работы зарубежных стран в области осуществления контрольно-надзорной деятельности.

Успешность осуществления контрольно-надзорной деятельности может достигаться лишь за счет проведения слаженных мероприятий по выявлению недобросовестных предпринимателей, а также фи-

Рис. 1. Факторы роста налоговых поступлений

зических лиц, своевременно не уплачивающих налоги от получаемых доходов.

Необходимость подобной контрольной деятельности обусловлена важностью повышения успешности налогового администрирования, увеличения уровня сборов налогов в казну государства. Сегодня специалисты в области налогового администрирования выделяют некоторые направления реализации наиболее плодотворной деятельности по выявлению недобросовестных налогоплательщиков.

ФНС реализует контрольно-надзорную деятельность за субъектами предпринимательства. В деятельности данного органа активно используется риск-ориентированный подход. Направлена эта контрольная деятельность на учет рисков для вовлечения субъектов предпринимательства в направление обеспечения законности общего процесса налогообложения, тем самым защиты финансовых интересов в случае взаимодействия с государственными органами [1].

Важным направлением применения риск-ориентированного подхода является увеличение прозрачности финансовых операций и экономики страны в целом при существенном понижении действия «теневого» сектора, пресечении недобросовестной конкуренции. Данный подход помогает налоговым органам выявлять риски при осуществлении камеральных проверок, уменьшает затраты рабочего времени сотрудников ФНС, охватывает расширенный круг налогоплательщиков.

Цель и методы исследования. Целью настоящего исследования является выявление уровня эффективности применения риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности Федеральной налоговой службы России. Для достижения постеленной цели представляется необходимым решить ряд задач.

Во-первых, проанализировать показатели деятельности налоговых органов. Во-вторых, рассмотреть направления внедрения риск-ориентированного подхода в налоговый контроль. В-третьих, охарактеризовать направления и результаты взаимодействия Федеральной налоговой службы с Банком России и Росфинмониторингом.

Методический аппарат настоящего исследования основывается на трендовом методе статистического анализа, использовании дедуктивных и индуктивных методов при анализе отчётов о деятельности надзорных органов, методов сравнительного анализа.

Основная часть. В последние годы контрольная функция налоговых органов существенно изменилась, здесь можно отметить понижение количества проверок, однако успешность их увеличивается. В 2020 году наблюдалось снижение выездных проверок на 32 %. Проверке подвергались только 2 — 3 налогоплательщика из 1000, если рассматривать область малого предпринимательства — то лишь 1 из 5000.

Произошло изменение процесса осуществления проверок — от сплошных было принято решение

перейти к выборочным проверкам, однако наблюдалось усиление общей аналитической деятельности налоговых органов, определение новых способов уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов. Большое внимание ФНС уделяет уточнению налогоплательщиками собственных обязательств по уплате налогов на добровольной основе.

Факторы роста общих налоговых поступлений отражены на рис. 1 [2].

После осуществления проекта по внедрению онлайн-касс в 2019 году произошло существенное повышение уровня уплаты НДС, вплоть до 55 %. Предпринимателям была предоставлена возможность вычета для приобретения ККТ и её обслуживание в размере 18 тысяч рублей. Затем, в 2020 году, наиболее успешной операцией является применение электронных чеков.

Самозанятые, реализующие свою деятельность в рамках обслуживания физических лиц, уплачивают 4 % с полученного дохода, в случае с работой с юридическими лицами — 6 %. Посещение налоговых органов для приобретения статуса «самозанятого» не нужно, осуществление регистрации происходит через мобильное приложение, а все чеки за услуги генерируются автоматически без ККТ.

ФНС сегодня выделяет некоторые факторы, которые провоцируют формирование и проявление рисковых ситуаций, среди которых:

— противоречия, находящиеся в действующих нормативно-правовых актах;

— сниженное качество принятия новых норм и осуществления налогового законодательства;

— сокрытие доходов со стороны предпринимателей и физических лиц;

— отсутствие сбалансированности использования правил и норм сбора налогов;

— отсутствие сбалансированности налогового стимулирования и регулирования сбора;

— общая противоречивость правоприменительной практики.

Важной частью осуществления риск-ориентированного подхода отражается оптимизация отношений между налогоплательщиками и основными налоговыми органами государства, с помощью чего достигается существенное сокращение налоговых рисков.

В отличие от традиционного подхода к налоговому контролю (применение выездных проверок) и превентивной (налоговый мониторинг) предполагает формирование системы управления рисками каждой группы налогоплательщиков. При традиционном подходе проверки являются максимально охватывающими, требующими большего количества ресурсов органов и большей вовлеченности контролируемых предприятий в процессы контроля, в то время как при риск-ориентированном подходе контроль является сетевым и может осуществляться в конкурентной отрасли, наиболее уязвимой к налоговым преступлениям. При этом все подходы не являются взаимозаменяемыми, но взаимодополняющие и в совокупности углубляющие функции

Система присвоения категории риска налогоплательщика

Таблица 1

Категория риска компании Цвет в виде индикатора Характеристика оценки

Низкий риск Красный Компания своевременно и полноценно уплачивает налоги и сборы, предоставляет налоговую отчетность в срок, имеет все необходимые активы

Средний риск Желтый Компания осуществляет плодотворную финансово-хозяйственную деятельность, менее 10% от итогового уровня предоставления отчетности имеет нарушения, задолженность по уплате налогов и сборов отсутствует, активы для реализации деятельности присутствуют в достаточном объеме

Высокий риск Зеленый Компания имеет задолженность по уплате налогов и сборов, подает отчетность в налоговые органы с существенными нарушениями. Деятельность компании нельзя назвать стабильной, это связано с тем, что ресурсов на обеспечение своей деятельности не имеет в достаточном объеме

Рис. 2. Отбор налогоплательщиков при их дифференциации на категории

органов контроля с целью повышения эффективности их выполнения. Риск-ориентированный подход учитывает уровень риска потерь соответствующего дохода бюджета при неуплате всех налоговых отчислений, исходящих от налогоплательщика.

Проверки компаний осуществляются по данным поданных налоговых деклараций, большое внимание уделяется налоговой декларации по НДС. На базе реализованной проверки компании может быть присуждена одна категория риска (табл. 1 [3]).

Уровень риска определяется относительно общей успешности реализуемой деятельности компании-налогоплательщика, а также своевременности и правильности подачи налоговой отчетности в налоговый орган. Стабильность получения и применения ресурсов также отражается важным крите-

рием, который учитывается при определении риска недополучения налогов и сборов от компании.

Безусловно, чем будет выше общая категория риска, тем чаще ФНС может осуществлять налоговые проверки. Согласно процессу применения риск-ориентированного подхода, можно выделить частоту осуществления данных проверок. Компании с высоким риском подлежат проверке не чаще 1 раза в 3 года, в то время как компании со средним риском ФНС проверяют не чаще 1 раза в 5 лет и с низким риском не проводятся планово [3].

Дифференциация налогоплательщиков по отдельным категориям и реализации критериальной оценки важна при осуществлении выявления отдельных форм недополучения налогов и сборов (рис. 2 [1]).

]. Фар и при или иг ни фирма ни о и тип и л« л пи дан-II ь] V о нлло! онлятгльшнклх, спгщшщп ми ; че ге

т

2. КяМСрЯЛЫШЯ 1фОВф«Л вупЩГГ^рСКОЙ II II ¿ЛО-IIIООН 0ГИ.Ч постп

ТГ

1 комплексIIиII яня.мп oc3ioniji.lv пшиг&и'и деятельности иялогоплятелыинкл

17"

4. Вы Пор оАъсктоо для мрооерки

Я. 1[ПД] III ОII к Я И.1Л11Л виеинш проверок

Решение попроси о категории пы-ездноП проверки Оценки необходимых затрат труда

Затраты врг- МСНИ К'и.Ш'КЧ'ПШ II квзонфи- КЛШН иро- исрнкшшх 1 к-«охсии -масть прн-мсчсыня спаши.икгс в игз других органов

т

А. > гверадеимс н.ши пые Iшмч |фоофпк

Цели налоговой системы РФ

I !

стныулнрованнне экономического роста развитие инновационного потенциала формирование конкурентных условий для развития предприятий

Рис. 3. Алгоритм планирования и подготовки выездных проверок на базе риск-ориентированного подхода

В целом, главный акцент делается на определение начислений по результатам проверок, а также суммы взысканных платежей в бюджет.

Успешность контрольной работы сегодня определяется в правильном соотношении поставленных целей контролирующим органом, а также полученных показателей.

Также ФНС в своей контрольно-надзорной деятельности определяет своевременность и полноту налоговых поступлений в государственный бюджет, иногда старается выявлять нефункционирующие организации, которых важно поставить на соответствующий контроль.

Для повышения эффективности реализации проверок ФНС был сформирован обособленный алгоритм планирования и подготовки выездных проверок на базе риск-ориентированного подхода (рис. 3 [4]).

Соответственно, можно сказать, что риск-ориентированный подход существенно уменьшает процесс неуспешности контрольно-надзорных действий, реализуемых в отношении компаний, которые не представляют возможности сокрытия налоговой базы. Тем самым налоговые органы большое внимание могут уделить налогоплательщикам, имеющим критерии более высокого риска.

Риск-ориентированный подход в области реализации налогового контроля и сопутствующих мероприятий помогает повысить уровень собираемости налогов без увеличения собираемости налогов, что помогает соответствующему изменению взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов [1].

Выездные налоговые проверки являются самой успешной формой реализации налогового контроля. С помощью подкрепления их риск-ориентированным подходом возможно разрешение множества задач, основными из которых являются:

Рис. 4. Направления современной налоговой политики РФ

— предупреждение разного рода налоговых правонарушений со стороны компаний и физических лиц;

— своевременное выявление и пресечение нарушений действующего законодательства, связанного со сбором налогов.

Успешное налоговое администрирование характеризуется одним из основных факторов эффективного функционирования общей налоговой системы и финансового подкрепления государства. Налоговый контроль с применением риск-ориентированного подхода позволяет своевременно собирать обязательные платежи, налоги и взносы в бюджетную систему государства, это позволяет достигать повышенного уровня ответственности и финансовой грамотности как предпринимателей, так и налогоплательщиков в виде физических лиц.

Далее рассмотрим результаты взаимодействия Федеральной налоговой службы России и Росфин-мониторинга в сфере противодействия правонарушений в сфере финансового оборота и налогообложения. Обнаружено, что взаимодействие двух органов власти подкрепляется соответствующими нормативно-правовыми актами, являющимися высокоэффективным механизмом.

Несомненно, одна из текущих задач Росфинмо-ниторинга — обеспечение функционирования национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. ФНС России и Росфинмониторинг совместно решают ключевые задачи в обеспечении финансовой и экономической безопасности России, реализуя ведущие направления государственного бюджетного и налогового контроля (рис. 4). В связи с этим можно говорить о том, что проблема взаимодействия ФНС России и Росфинмониторинга является высокоактуальной, так как современные направления бюджетной и налоговой политики в России предполагают сокращение налоговой нагрузки, а также меры по сокращению сферы «серого» бизнеса в России [5].

В свою очередь, рост бюджетных ассигнований в 2019 — 2020 г. составил 21,6 %. Более того, результат сотрудничества ФНС России и Росфинмонито-ринга также отображается в увеличении налогов и штрафов, взимаемых в результате совместного сотрудничества, на 30,79 % [6]. В ходе проведенного анализа было обнаружено, что внедрение совместных подходов к выявлению уклоняющихся от уплаты налогов, позволяет увеличить их объем.

Совместное выполнение функций двумя ведомствами основано на функционировании правового поля для таких действий:

1) Соглашение о сотрудничестве и организации информационного взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы (заключено в г. Москве 15.10.2015 № 01-01-14/22440, N ММВ-23-2/77 [7];

Рис. 5. Механизм взаимодействия ФНС России и Росфинмониторинга

Рис. 6. Направления взаимодействия ФНС России и Росфинмониторинга

7,4

,6

2019 2020

Рис. 7. Объемы средств, пресеченных в выводы за рубеж межведомственной группой ФНС России и Росфинмониторинга в 2019—2020 гг., млрд руб.

2) Соглашение о сотрудничестве Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы от 27.12.2006 № 01-1-13/6/ САЭ-25-06/8 [8].

Существующий механизм взаимодействия нацелен на пресечения незаконных финансовых операций, налоговых преступлений, которые могут осуществляться субъектами налогообложения (рж. 5).

Целью взаимодействия ФНС России и Росфин-мониторинга является обмен информацией с целью выявления информации относительно:

— незаконных финансовых операций;

— налоговых правонарушений.

Для достижения указанных целей взаимодействие ведомств осуществляется по направлениям, представленным на рис. 6.

Формирование межведомственных отделов нацелено на изучение материалов и документов, связанных непосредственно с незаконными финансовыми операциями.

За 2019 год Росфинмониторинг принял участие в ряде налоговых проверок, в результате которых было доначислено 13,2 млрд руб. [6], также были выявлены схемы исчисления по возмещению НДС из бюджета на 1,4 млрд руб. [6].

Отметим, что результатом сотрудничества ФНС России и Росфинмониторинга стало заметное сокращение фирм-однодневок до 116 тыс. в 2020 году благодаря разработанному механизму выявления «технических» организаций и пресечения их деятельности. Еще в 2016 году их количество составляло 1,6 млн руб.

В 2020 г. специально созданные межведомственные подразделения ФНС России и Росфинмонито-ринга обнаружили тенденцию к выводу денежных средств путем создания девелоперских проектов в европейских государствах. Результатом действия ФНС России и Росфинмониторинга стало то, что были пресечены несколько каналов вывода средств за рубеж (рис. 7 [6]).

Отметим, что другим результатом сотрудничества ФНС России и Росфинмониторинга стало сокращение объема оттока капитала из России на Кипр. Так, в 2018 г. этот объем составил 63 млрд руб., а уже в 2019 г. — 12 млрд руб., что является подтверждением эффективности данного сотрудничества.

Взаимодействие с ФНС России, Банком России и другими участниками антиотмывочной системы привело к сокращению числа «фирм-однодневок». Их количество впервые снизилось до 120 тысяч организаций в 2019 году.

В 2019 году совместно с Банком России, ФСБ, МВД, СК, ФНС и Генеральной прокуратурой удалось пресечь деятельность 25 «теневых» площадок по предоставлению услуг обналичивания и вывода денег за рубеж, оборот которых составлял порядка 40 млрд рублей [9].

В результате проведения оценки российской системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения на соответствие международным стандартам — 40 Рекомендаций ФАТФ — были выявлены некоторые недостатки в межведомственном взаимодействии Федеральной налоговой службы России и подразделения финансовой разведки (Рос-финмониторинг), на исправление которых были даны некоторые рекомендации.

Во-первых, российским властям следует усилить меры по проверке точности информации о бенефициарных собственниках путем более тесного сотрудничества между ФНС и Росфинмониторингом. Этого можно добиться следующим образом: Рос-финмониторингу и ФНС следует расширить спектр используемых в настоящее время признаков рисков с тем, чтобы меры по снижению рисков были направлены не только на выявление фиктивных и подставных компаний, но и на определение законопослушных юридических лиц, которые могут незаконно использоваться в целях отмывания доходов и/или финансирования терроризма [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, Росфинмониторингу следует предоставлять Федеральной налоговой службе всю получаемую оперативную информацию об отказах в проведении операций/установлении деловых отношений со стороны финансовых учреждений/ УНФПП в связи с невозможностью провести НПК или при наличии подозрений в отмывании денег и/или финансировании терроризма. Следует усовершенствовать механизмы для оказания содействия финансовым учреждениям и УНФПП в установлении и проверке информации о бенефициарных собственниках [10].

Можно назвать максимально эффективным межведомственное сотрудничество ФНС России

и Росфинмониторинга, так как оно нацелено не только на поиск недобросовестных налогоплательщиков, но также и координации действий ведомств по выявлению, пресечению, а также предупреждению оттока капиталов из России в иностранные государства.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что риск-ориентированный подход существенно снижает затраты ресурсов на контрольно-надзорные действия, реализуемые в отношении компаний, которые имеют слабый потенциал сокрытия налоговой базы. Налоговые органы большое внимание могут уделить налогоплательщикам, имеющим критерии более высокого риска. Риск-ориентированный подход в области реализации налогового контроля и сопутствующих мероприятий помогает повысить уровень собираемости. Выездные налоговые проверки по-прежнему являются самой успешной формой реализации налогового контроля, но их реализация с помощью подкрепления их риск-ориентированным подходом позволяет решить задачи предупреждения разного рода налоговых правонарушений со стороны компаний и физических лиц, а также своевременного выявления и пресечения нарушений действующего законодательства, связанного со сбором налогов. Это предполагает реализацию выявления налоговых рисков, оценка налоговых рисков, принятие решений в отношении каждой группы налогоплательщиков согласно интенсивности риска и контроль выполнения таких решений.

Также в работе проведен анализ взаимодействия Федеральной налоговой службы России и Федеральной службы по финансовому мониторингу России. Авторами выделены следующие результаты взаимодействия ведомств:

1) пресечение каналов вывода средств за рубеж;

2) заметное сокращение фирм-однодневок;

3) пресечение деятельности теневых площадок по предоставлению услуг обналичивания.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего внедрения подхода мониторинга налоговых рисков при планировании налоговых поступлений и реализации форм контрольной деятельности ФНС, а также необходимости управления этими налоговыми рисками с целью минимизации их воздействия на финансовую систему государства в целом.

Библиографический список

1. Захарова Е. Н., Содномова С. К. Необходимость риск-ориентированного подхода в налоговом контроле // Известия Байкальского государственного университета. 2018. № 4. С. 650-660. БОН 10.17150/2500-2759.2018.28(4).650-660.

2. Бакирова Р. Р., Губайдуллин Б. Ф., Хазиахметов Р. А., Шейна А. Ю. Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. 2020. № 2. С. БОН 459 - 470. 10.18334/ерр.10.2.41570.

3. Шейна А. Ю., Хмелёва Д. Е. Применение риск-ориентированного подхода в налоговом администрировании государства // Инновационное развитие. 2019. № 3. С. 58-60.

4. Алесина Н. В., Белая О. С. Применение риск-ориентированного подхода в методике налогового контроля // Вызовы и возможности финансового обеспечения стабиль-

ного экономического роста: материалы всерос. науч.-практ. конф., 20-22 мая 2019 г. Севастополь: Изд-во СГУ, 2019. С. 14-18.

5. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (утв. Минфином России). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Даниил Егоров подвел итоги работы налоговых органов в 2019 году. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_ fts/9611238/ (дата обращения: 11.01.2022).

7. О сотрудничестве и организации информационного взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы: соглашение Росфинмониторинга № 01-01-14/22440, ФНС России № ММВ-23-2/77@ от 15.10.2015 (ред. от 29.09.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О сотрудничестве Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы: соглашение Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы от 27 декабря 2006 г. № 01-1-13/6/САЭ-25-06/8. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

9. Ежегодный отчёт 2019 Федеральной службы по финансовому мониторингу. URL: http://www.fedsfm.ru/activity/ annual-reports (дата обращения: 11.01.2022).

10. Отчет о взаимных оценках 2019. URL: https:// eurasiangroup.org/files/uploads/files/Post-plenary_MER_of_ China_Russian.pdf (дата обращения: 11.01.2022).

БРИЧКА Елена Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового мониторинга и финансовых рынков Ростовского государственного экономического университета (РГЭУ), г. Ростов-на-Дону; старший преподаватель кафедры экономической теории и международных экономических отношений Ростовского филиала Российской таможенной академии, г. Ростов-на-Дону. БРНЧ-^е: 8589-4613 ОЯСГО: 0000-0002-6765-1006 Яе8еагсЬегГО: Б-4060-2018 Адрес для переписки: ktyxbr@inbox.ru КОЛЕСНИК Инна Александровна, кандидат экономических наук, ассистент кафедры финансового мониторинга и финансовых рынков РГЭУ, г. Ростов-на-Дону. ОЯСГО: 0000-0003-3279-977Х Адрес для переписки: iakolesnik@mail.ru ЖАРКОВА Юлия Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры финансового мониторинга и финансовых рынков РГЭУ, г. Ростов-на-Дону. БРНЧ-^е: 7970-3094 ОЯСГО: 0000-0001-6504-7721 Адрес для переписки: zharkova-78@mail.ru

Для цитирования

Бричка Е. И., Колесник И. А., Жаркова Ю. С. Анализ эффективности риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности Федеральной налоговой службы в системе государственного финансового мониторинга // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2022. Т. 7, № 2. С. 116-123. БОН 10.25206/2542-0488-2022-7-2-116-123.

Статья поступила в редакцию 24.12.2021 г. © Е. И. Бричка, И. А. Колесник, Ю. С. Жаркова

UDC 336.22

DOI: 10.25206/2542-0488-2022-7-2-116-123

E. I. BRICHKA12 I. A. KOLESNIK1 YU. S. ZHARKOVA1

1Rostov State University of Economics, Rostov on Don, Russia 2Rostov Branch of the Russian Customs Academy, Rostov on Don, Russia

THE ANALYSIS OF EFFICIENCY OF RISK-BASED APPROACH IN SUPERVISION ACTIVITIES OF FEDERAL TAX SERVICE IN THE SYSTEM OF STATE FINANCIAL MONITORING_

The article examines the issues of risk-oriented supervision in the activities of the Federal Tax Service, which is an integral part of the state financial monitoring of Russia. Modern practice shows that the increased pressure of tax services on taxpayers causes the growth of the «shadow sector» in the economy, at the expense of small and medium-sized enterprises experiencing uncertainty before the supervisory authorities. The strategy of increasing the number of office and field audits has little effect in motivating tax payments. Taxes are an integral institutional element of a market economy, which is both an economic and a legal category. The economic content of taxes consists in the redistribution of the gross national product and reflects the relationship to mobilize part of the income that is formed in the private sector at the disposal of the state.

As a result, tax evasion, which is one of the predicate crimes, by organizations causes the growth of the shadow economy and contributes to the processes of money laundering. In this regard, the tasks of justifying the need to modernize the risk management system when implementing tax control in Russia and analyzing the introduction of a modern risk-based approach to tax supervision in order to stabilize the country's financial system are very relevant. The purpose of the article is to formulate conclusions on the effectiveness of the application of the risk-based approach in the supervisory activities of the Federal Tax Service.

Keywords: risk-oriented supervision, Federal Tax Service, financial monitoring, tax revenues, taxpayer risk, tax audits.

References

1. Zakharova E. N., Sodnomova S. K. Neobkhodimost' risk-oriyentirovannogo podkhoda v nalogovom kontrole [Need for a risk-focused approach in tax control] // Izvestiya baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Bulletin of Baikal State University. 2018. No. 4. P. 650-660. DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(4).650-660. (In Russ.).

2. Bakirova R. R., Gubaydullin B. F., Khaziakhme-tov R. A., Sheyna A. Yu. Sovremennyye tendentsii nalogovogo administrirovaniya v Rossiyskoy Federatsii [Modern trends in tax administration in the Russian Federation] // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. Journal of Economics, Entrepreneur-ship and Law. 2020. No. 2. P. 459-470. DOI: 459-470.10.18334/ epp.10.2.41570. (In Russ.).

3. Sheyna A. Yu., Khmeleva D. E. Primeneniye risk-oriyentirovannogo podkhoda v nalogovom administrirovanii gosudarstva [Application of risk-based approach in tax

administration of the State] // Innovatsionnoye razvitiye. Innovative Development. 2019. No. 3. P. 58-60. (In Russ.).

4. Alesina N. V., Belaya O. S. Primeneniye risk-oriyentirovannogo podkhoda v metodike nalogovogo kontrolya [Application of risk-based approach in the method of tax control] // Vyzovy i vozmozhnosti finansovogo obespecheniya stabil'nogo ekonomicheskogo rosta. Vyzovy i Vozmozhnosti Finansovogo Obespecheniya Stabil'nogo Ekonomicheskogo Rosta. Sevastopol, 2019. P. 14-18. (In Russ.).

5. Osnovnyye napravleniya byudzhetnoy, nalogovoy i tamozhenno-tarifnoy politiki na 2019 god i na planovyy period 2020 i 2021 godov (utv. Minfinom Rossii) [The main directions of budgetary, tax and customs tariff policy for 2019 and for the planning period 2020 and 2021 (approved by the Ministry of Finance of Russia)]. Available at «Consultant Plus» System. (In Russ.).

6. Daniil Yegorov podvel itogi raboty nalogovykh organov v 2019 godu [Daniil Egorov summed up the results of the work of

tax authorities in 2019]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/ activities_fts/9611238/ (accessed: 11.01.2022). (In Russ.).

7. O sotrudnichestve i organizatsii informatsionnogo vzaimodeystviya Federal'noy sluzhby po finansovomu monitoringu i Federal'noy nalogovoy sluzhby: soglasheniye Rosfinmonitoringa № 01-01-14/22440, FNS Rossii № MMV-23-2/77@ ot 15.10.2015 (red. ot 29.09.2020) [On cooperation and organization of information interaction between the Federal Service for Financial Monitoring and the Federal Tax Service: Rosfinmonitoring Announcement No. 01-01-14/22440, Federal Tax Service of Russia No. MMB-23-2/77@ dated 15.10.2015 (as amended on 29.09.2020)]. Available at «Consultant Plus» System. (In Russ.).

8. O sotrudnichestve Federal'noy sluzhby po finansovomu monitoringu i Federal'noy nalogovoy sluzhby: soglasheniye Federal'noy sluzhby po finansovomu monitoringu i Federal'noy nalogovoy sluzhby ot 27 dekabrya 2006 g. № 01-1-13/6/SAE-25-06/8 [On cooperation between the Federal Service for Financial Monitoring and the Federal Tax Service: agreement of the Federal Service for Financial Monitoring and the Federal Tax Service of December 27, 2006 No. 01-1-13/6/SAE-25-06/8]. Available at «GARANT» System. (In Russ.).

9. Yezhegodnyy otchet 2019 Federal'noy sluzhby po finansovomu monitoringu: [Annual report 2019 of the Federal Financial Monitoring Service]. URL: http://www.fedsfm.ru/ activity/annual-reports (accessed: 11.01.2022). (In Russ.).

10. Otchet o vzaimnykh otsenkakh 2019 [Mutual Assessment Report 2019]. URL: https://eurasiangroup.org/files/uploads/files/ Post-plenary_MER_of_China_Russian.pdf (accessed: 11.01.2022). (In Russ.).

BRICHKA Elena Ivanovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Financial Monitoring and Financial Markets Department, Rostov State

University of Economics (RSUE), Rostov on Don; Senior Lecturer of Economic Theory and International Economic Relations Department, Rostov Branch of the Russian Customs Academy, Rostov on Don. SPIN-code: 8589-4613 ORCID: 0000-0002-6765-1006 ResearcherID: F-4060-2018 Correspondence address: ktyxbr@inbox.ru KOLESNIK Inna Alexandrovna, Candidate of Economic Sciences, Assistant of Financial Monitoring and Financial Markets Department, RSUE, Rostov on Don.

ORCID: 0000-0003-3279-977X Correspondence address: iakolesnik@mail.ru ZHARKOVA Yulia Sergeevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Financial Monitoring and Financial Markets Department, RSUE, Rostov on Don.

SPIN-code: 7970-3094 ORCID: 0000-0001-6504-7721 Correspondence address: zharkova-78@mail.ru

For citations

Brichka E. I., Kolesnik I. A., Zharkova Yu. S. The analysis of efficiency of risk-based approach in supervision activities of Federal Tax Service in the system of state financial monitoring // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2022. Vol. 7, no. 2. P. 116-123. DOI: 10.25206/2542-0488-2022-7-2-116123.

Received December 24, 2021. © E. I. Brichka, I. A. Kolesnik, Yu. S. Zharkova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.