УДК 336.225 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-6-76-82
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ И КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК
ТУРБИНА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ЧЕРЕМИСИНА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственного университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ЧЕРЕМИСИНА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственного университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается эффективность проведения выездных и камеральных налоговых проверок в рамках осуществления ФНС России государственного налогового контроля. Главным фактором экономических успехов страны является качество институтов государственной власти - с одной стороны, и качество законов и политических решений - с другой. Это применительно к налогообложению, где различие между налоговой системой и налоговым контролем провести не так просто, как в других областях экономической политики. Хороший налоговый контроль - это хорошая налоговая политика. Даже самая лучшая налоговая политика не будет эффективной, если налоговый контроль не сможет осуществить ее на практике. Такая налоговая политика будет заслуживать низкой оценки. Налоговый контроль можно разделить на компоненты деятельности и технологию работы налоговых органов. В совокупности они определяют ряд рабочих технологических процессов деятельности налоговых органов. Совершенствование рабочих технологических процессов направлено на повышение эффективности налогового контроля в условиях перманентных законодательных изменений и прогрессивного мирового опыта, используемого в налоговой сфере. Об эффективности налогового контроля в результате применения современных аналитических инструментов, позволяющих обеспечить выявление сокрытой налоговой базы и соблюдение законных прав и интересов налогоплательщиков свидетельствуют достигнутые в 2015 г. показатели. Основным условием повышения эффективности действующей налоговой системы является сокращение роли выездного налогового контроля и внедрение текущего и предварительного налогового контроля.
Ключевые слова: налоговый контроль, выездные налоговые проверки, камеральные налоговые проверки, налоговые доначисления
Принятый ФНС России рискоориентирован-ный подход к проведению проверок, а также усиление аналитической составляющей в контрольной работе повысили эффективность налоговых проверок.
В 2015 г. выполнение налоговыми органами годового плана проведения проверок составило 100,0 %.
Доля заявлений органов государственного контроля (надзора), направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах от общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений), в 2015 г. составила 14,3 %, что на 41,7 п. п. ниже, чем в 2014 г. (56,0 %).
Доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в % общего числа проведенных проверок), в 2014 г. составила 0,54 %, сократившись таким образом по сравнению с 2014 г. на 0,12 п. п. (0,66 %) [1].
Основной причиной признания результатов проверок недействительными являются решения судов, что составляет 67,7 % (772 проверок из 1 141), и снизилось на 4,6 п.п. по сравнению с 2014 г. (72,3 %, 1 046 проверок из 1 447), ввиду различного толкования норм законодательства судом и налоговым органом при наличии разъяснений Минфина России или ФНС России.
Доля проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора) с нарушениями
требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах от общего числа проведенных проверок), в 2015 г. составила 0,02 %, снизившись по сравнению с 2014 г. на 0,01 п. п. [1].
Об эффективности налогового контроля в результате применения современных аналитических
инструментов, позволяющих обеспечить выявление сокрытой налоговой базы и соблюдение законных прав и интересов налогоплательщиков, свидетельствуют достигнутые в 2015 г. показатели (табл. 1). Для составления таблицы использовалась форма № 2-НК ФНС России за 2014-2015 гг.
Как видно из данных таблицы, за анализируемый период произошло существенное снижение проведенных налоговыми органами проверок. Так, общее количество проверок сократилось на 931984 или на 2,83 % по сравнению с 2014 г.
Таблица 1
Количество проведенных камеральных и выездных проверок ФНС России за 2014-2015 гг.
показатель 2014 г. 2015 г. динамика темп роста
количество единиц уд. вес количество единиц уд. вес
Всего 32905651 100,0 31973667 100,0 -931984 -2,83
Камеральные проверки 32869894 99,9 31943004 99,9 -926890 -2,82
Выездные проверки организаций 35757 0,1 30663 0,1 -5094 -14,25
В структуре налоговых проверок наибольший удельный вес приходится на камеральные проверки. Они составляют по итогам 2-х лет 99,9 % от общего количества проверок.
При этом стоит отметить, что количество проведенных камеральных проверок за 2015 г. снизилось на 926890 единиц или на 2,82 % по сравнению с 2014 г.
Доля выездных налоговых проверок в структуре общего количества проверок незначительна и составляет всего лишь 0,1 %. Их количество также снизилось в 2015 г. на 5094 единицу или на 14,25 % по сравнению с 2014 г.
Необходимо отметить, что данная тенденция наблюдается уже достаточно давно. Об этом свидетельствуют данные диаграммы (рис. 1).
Рис. 1. Динамика выездных и камеральных проверок, проводимых налоговыми органами
Доля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых налоговыми органами были проведены проверки (в процентах от общего количества юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации), в 2015 г., составила 2,2 % (в 2014 г. -2,3 %).
N. М. ТШВМА N. V. СЫЕКЕМВМА, Т. N. СЫЕНЕМКША
Показатель среднего количества проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя в 2015 г., также сохранился на уровне 2014 г. и составил 1,2 проверки [2].
Также следует отметить увеличение доли проведенных внеплановых проверок (в % от общего количества проведенных проверок) с 1,8 % в 2014 г. до 2,1 % в 2015 г.
Дополнительные начисления налогов, санкций и пени по
За 2015 г. по результатам налоговых проверок в бюджетную систему Российской Федерации дополнительно начислено 354 млрд руб., что на 6,3 млрд руб. (или на 1,8 %) больше, чем в 2014 г. Из общей суммы доначислений по контрольной работе по результатам выездных налоговых проверок доначислено 271,0 млрд руб., что на 6,9 % ниже аналогичного периода 2014 г. (291,0 млрд руб.).
Данные таблицы показывают, что несмотря на снижение количества проводимых проверок сумма доначислений растет. Основные доначисления
Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок (в % от общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок), увеличилась с 2,5 % в 2014 г. до 2,6 % в 2015 г.
Размер дополнительно начисленных налогов, санкций и пени представлен в таблице 2.
Таблица 2
результатам камеральных и выездных проверок
производятся в ходе проведения выездных налоговых проверок, в то время как они занимают только 0,1 % от общего количества проверок. В 2015 г. наблюдается рост доначислений по камеральным проверкам на 27387,2 млн руб. или на 49,4 % больше чем в 2014 г. А по выездным налоговым проверкам наоборот наблюдается снижение доначислений на 19898,2 млн руб. или на 6,8 %. Более наглядно динамика доначислений налогов, штрафов и пени представлена на рисунке 2.
2015
2013
82871,8 270795,9
55484,6 290694,1
55876,8 281298,9
52903,6 287201,3
О 50000 100000 150000 200000 250000 ЗООООО 350000 400000
■ Камеральные проверки ■ Выездные проверки организаций и ИП
2014 г. 2015 г. динамика темп роста, %
дополнительно начислено налогов, пени и санкций уд. вес дополнительно начислено налогов, пени и санкций уд. вес
Задолженность по налогам
Всего 346178,7 100 353667,7 100 7489 2,2
Камеральные проверки 55484,6 16,3 82871,8 24,4 27387,2 49,4
Выездные проверки организаций и ИП 288090 84,7 268217,3 78,9 -19872,7 -6,9
Выездные проверки физических лиц 2604,1 0,8 2578,6 0,8 -25,5 -1,0
Всего выездные проверки 290694,1 85,5 270795,9 79,6 -19898,2 -6,8
Пени 65620,4 х 57208,5 х -8411,9 -12,8
Рис. 2. Динамика доначислений налогов, штрафов и пени в результате проведения выездных и камеральных налоговых проверок
При сокращении общего количества проведенных налоговыми органами проверок следует отметить рост их результативности [2]. Так, показатель доли проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в % от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок) имеет динамику роста: в 2014 г. 84,2 %, в 2015 г. - 88,4 %.
Указанное повышение результативности проверок стало следствием повышения качества контрольно-аналитической работы налоговых органов, связанной с повышением роли аналитической составляющей при выборе объектов для проведения проверок и совершенствованием рискоориентиро-ванного подхода.
Также возросла доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных
Применение рискоориентированного подхода при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок, детальный анализ зон риска, использование всех инструментов, предоставленных действующим законодательством, получение информации из внешних источников, в том числе информации от правоохранительных органов, а также использование информации, получаемой налоговыми органами от иностранных налоговых администраций в рамках международных соглашений, использование сведений о трансграничных операциях и применении трансфертных цен позволило повысить эффективность выездных налого-
правонарушениях (в % от общего числа проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения) с 79,2 % в 2014 г. до 79,6 % в 2015 г.
Показатель доли проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в % от общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях), в 2015 г. составил 96,0 %, увеличившись по сравнению с 2014 г. на 1,6 п. п. (94,4 %).
Из общей суммы доначисленных платежей основные доначисления произведены по налогу на добавленную стоимость - 148,0 млрд руб. (42 %), налогу на прибыль организаций - 94,4 млрд руб. (27 %), налогу на доходы физических лиц -42,6 млрд руб. (12 %) (рис. 3).
вых проверок организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой, на 8,3 % по сравнению с 2014 г. (средняя эффективность одной проверки по всем категориям налогоплательщиков выросла с 8,2 млн руб. до 8,9 млн руб.).
Данный положительный результат был обеспечен при одновременном снижении общего количества проведенных выездных проверок, количество которых в 2015 г. по сравнению с 2014 г. снизилось на 14,2 % (с 35,8 тыс. до 30,7 тыс.)
По результатам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджет поступило (взыскано)
2015
2014
27,С 0% 1 2,00% 42,00% 19,00%
94,4 42,5 148 65,8
31,0 0% 11,00% 46,00% 12,00%
109,1 38 160,6 40,2
50
100 150 200 250
300 350
400
налог на прибыль организаций ■ НДФЛ ■ НДС ■ Прочие налоги
Рис. 3. Структура суммы доначислений по результатам налоговых проверок платежей по видам налогов, млрд руб.
N. М. ТШВМА N. V. СИЕКЕМВМА, Т. N. СИЕКЕМВМА
дополнительно начисленных платежей на сумму 197,1 млрд руб., что на 5,9 %, или на 10,9 млрд руб. больше, чем в 2014 г.
Уровень взыскания налоговых платежей по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, решения по которым вступили в силу, составил 60,2 %, что на 3,0 п. п. выше, чем в 2014 г.
О положительных тенденциях в контрольной работе свидетельствует сокращение суммы уменьшенных платежей по решениям судебных и вышестоящих налоговых органов. Так, за 2015 г. уменьшенные платежи по решениям судебных и вышестоящих налоговых органов (с учетом вос-
За 5 лет совместной работы налоговых и следственных органов данный показатель увеличился в 2,2 раза в сравнении с 2011 г. (830 уголовных дел), т. е. если в 2011 г. возбуждалось уголовное дело по каждому десятому рассмотренному материалу на-
становленных) сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14,8 % (с 70,9 млрд руб. до 60,4 млрд руб.).
Это свидетельствует как о повышении качества проведения контрольных мероприятий и сборе достаточной доказательственной базы по выявляемым правонарушениям, так и квалифицированном и профессиональном подходе по представлению интересов налоговых органов в суде.
В 2015 г. повысилась эффективность взаимодействия налоговых и следственных органов. Так, в 2015 г. отмечается рост количества возбужденных уголовных дел по сравнению с 2014 г. со 1733 до 1828 уголовных дел или на 5,5 % (рис. 4).
правленному налоговым органом, то в 2015 г. по практически каждому четвертому.
Удельный вес отказов в возбуждении уголовных дел в 2015 г. снизился на 2,6 п. п. и составил 65,4 % (в 2014 г. - 68 %) (рис. 5).
2000 182g 1SOO 1733
1600 1430
1400
1200 1043 юоо 830
ill III
2011 2012 2013 2014 2015
Рис. 4. Количество возбужденных уголовных дел по результатам налоговых проверок
Рис. 5. Удельный вес отказов в возбуждении уголовных дел по результатам рассмотрения материалов налоговых органов (%)
Продолжается совместная работа со Следственным комитетом Российской Федерации и в части привлечения к уголовной ответственности по ст. 170.1 Уголовного кодекса РФ за фальсификацию Единого государственного реестра юридических лиц. Так, в 2015 г. налоговыми органами направлено 545 материалов (в 2014 г. -511 материал), по результатам рассмотрения которых следственными органами возбуждено 94 уголовных дела, что практически в 2 раза больше чем в 2014 г. (48 уголовных дел). В свою очередь, в 2015 г. судами вынесено 11 обвинительных приговоров (в 2014 г. - 5 приговоров) [1].
Кроме того, в 2015 г. с целью установления механизма контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, предусмотренными статьями 198-199 УК РФ, совместным приказом Генпрокуратуры России, ФНС России, МВД России, СК России от 08.06.2015 № 286/ММВ-7-2/232@/675/50 утверждена Инструкция по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями.
К нарушителям законодательства о налогах и сборах налоговыми органами принимались также меры административного воздействия. Так, в отношении должностных лиц организаций, а также в отношении юридических лиц:
количество протоколов об административных правонарушениях в области налогов и сборов, составленных в отношении должностных лиц организаций (статьи 15.3 - 15.9, 15.11 КоАП), составило 383,6 тыс. ед.;
количество протоколов об административных правонарушениях против порядка управления, составленных в отношении должностных лиц организаций (часть 1 статьи 19.4, статья 19.4.1, часть
1 статьи 19.5, статьи 19.6, 19.7 КоАП), составило 10,8 тыс. ед.;
- количество протоколов об административных правонарушениях против порядка управления, составленных в отношении юридических лиц (статья 19.4.1, часть 1 статьи 19,5, статья 19.7 КоАП), составило 0,7 тыс. единиц [1].
В отношении физических лиц было направлено в судебные органы 16,4 тыс. протоколов об административных правонарушениях.
Все указанные протоколы направлялись в судебные органы для наложения административных штрафов.
Кроме того, в 2015 г. налоговые органы в 1 773 тыс. случаях приостанавливали операции в финансово-кредитных организациях из-за непредставления налогоплательщиком декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока ее представления в соответствии со статьей 76 Налогового Кодекса.
Литература
1. Официальный сайт ФНС России. URL: http: // www.nalog.ru
2. Косенкова Ю. Ю., Турбина Н. М. К вопросу о совершенствовании камерального налогового контроля // Совершенствование налоговой политики государства в условиях глобализирующейся экономики. 2014. С. 196-201
References
1. Ofitsial'nyj sajt FNS Rossii [Official site of FTS of Russia]. URL: http: // www.nalog.ru
2. Kosenkova Yu. Yu., Turbina N. M. K voprosu o sovershenstvovanii kameral'nogo nalogovogo kontrolya [To the issue about the improvement of cameral tax control] // Sovershenstvovaniye nalogovoj politiki gosudarstva v usloviyakh globaliziruyushchejsya ekonomiki. 2014. S. 196-201.
N. M. TURBINA, N. V. CHEREMISINA, T. N. CHEREMISINA
* * *
ANALYSIS OF EFFICIENCY OF CARRYING OUT FIELD AND CAMERAL AUDITS
TURBINA NATALYA MIKHAYLOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
CHEREMISINA NATALYA VALENTINOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
CHEREMISINA TATYANA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article authors considered efficiency of carrying out field and cameral tax audits within implementation of FTS of Russia of the state tax control. The main factor of an economic progress of the country is quality of institutes of the government - on the one hand, and quality of laws and political decisions - on the other. This is related to the taxation where it is not simple to carry out distinction between the taxation system and tax control, as in other field of economic policy. Good tax control is a good tax policy. Even the best tax policy will not be effective if it is not able to exercise tax control in practice. Such tax policy will deserve a low mark. Tax control can be divided into components of activity and a technology of work of taxing authorities. In total they define a number of working engineering procedures of activity of taxing authorities. Improvement of working engineering procedures directs to increase of efficiency of tax control in the conditions of permanent legislative changes and the progressive international experience made use in the tax sphere. The indicators reached in 2015 testify to efficiency of tax control as a result of use of the modern analytical tools allowing to provide identification of the hidden tax base and observance of legitimate rights and interests of taxpayers. The main condition of increase of efficiency of the operating taxation system is reduction of a role of exit tax control and introduction of the current and preliminary tax control.
Key words: tax control, field tax audits, cameral tax audits, tax additional accruals