2. Государственные и муниципальные услуги и администрирование
Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 4. С. 45-52. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(4):45-52
Методика создания исследовательских Консорциумов развития и использования потенциала молодых ученых в системе публичной власти
Научная статья УДК 34.096
doi: 10.22394/2079-1690-2022-1-4-45-52
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Екатерина Александровна Попова1, Елизавета Александровна Гринченко2
1Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия 2Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
Автор, ответственный за переписку:
Елизавета Александровна Гринченко, [email protected]
Аннотация. Целью научно-исследовательской работы является изучение объективных условий формирования информационных и политических технологий в избирательном процессе для разработки рекомендаций по повышению уровня правовой культуры избирателей в Ростовской области. Исследование института правовой культуры позволило составить определённое представление о специфике российской государственности, выявив определенные особенности русского народа с целью адаптации наиболее приемлемых информационных и политических технологий в избирательный габитус.
Ключевые слова: правовая культура, информационные технологии, политические технологии, российская государственность, избирательный процесс, избиратели Ростовской области, избирательный габитус
Для цитирования: Попова Е. А., Гринченко Е. А. Анализ эффективности применения информационных и политических технологий, направленных на повышение правовой культуры избирателей в Ростовской области // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 4. С. 45-52. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-4-45-52
Methodology for creating research consortia for the development and use of the potential of young scientists in the public power system
Original article
ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF INFORMATION AND POLITICAL TECHNOLOGIES AIMED AT IMPROVING THE LEGAL CULTURE OF VOTERS IN THE ROSTOV REGION
Ekaterina A. Popova1, Elizaveta A. Grinchenko2
1South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia 2Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
Corresponding author: Elizaveta A. Grinchenko, [email protected]
Abstract. The purpose of the research work is to study the objective conditions for the formation of information and political technologies in the electoral process to develop recommendations for improving the level of legal culture of voters in the Rostov region. The research of the Institute of
© Попова Е. А., Гринченко Е. А., 2022
Legal Culture allowed us to form a certain idea of the specifics of Russian statehood, revealing certain features of the Russian people in order to adapt the most acceptable information and political technologies to the electoral habitus.
Keywords: legal culture, information technologies, political technologies, Russian statehood, electoral process, voters of the Rostov region, electoral habitus
For citation: Popova E. A., Grinchenko E. A. Analysis of the effectiveness of the use of information and political technologies aimed at improving the legal culture of voters in the Rostov region. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(4):45-52. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-4-45-52
В настоящее время, с учетом интенсивной федеральной и региональной избирательной повестки актуальным является вопрос эффективности применения информационных и политических технологий, направленных на повышение уровня правовой культуры избирателей. Избирательный процесс перманентно способствует формированию у граждан необходимого для современного общества уровня политико-правовой культуры, предопределяющего впоследствии соответствующий культурный код. В избирательном процессе происходит непрерывная трансформация концептуального содержания правовой культуры, которая вносит корректировки и структурирует весь информационно-политический каркас в данной сфере.
Процедура проведения выборов - инструмент обеспечения политической стабильности государства, наполненный сакральными архетипическими смыслами и воспроизводящий такие ценности и социально-политические нормы как передача идей и традиций, правовых императивов, морально-этических норм и правил, которые отражены в собирательных возможностях обряда [1]. Уровень правовой культуры, в свою очередь, способен формировать отношение граждан к процедуре проведения выборов.
Правовая культура включает в себя знания об исторических событиях, совокупный политический опыт, политические знания, чувства, образцы поведения, функционирование политических субъектов, понимание реальных ситуаций, имеющих место быть на политической арене. Это, в свою очередь, обновляет процесс трансформации способов и технологий, оказывающих воздействие на информированность электората. Все это актуализирует потребность в адаптации качественно новых информационно-политических технологий, политического ребрен-динга избирательных кампаний, осовременивания электоральной айдентики, а также переосмысления аксиологического наполнения содержательной компоненты выборной кампании. Становится необходимым обеспечить повышение уровня избирательной активности населения с помощью внедрения новых технических средств, политических и информационных технологий для трансформации ментального восприятия избирательного процесса в зеркале общественных реакций граждан с целью донесения важности реализации своего избирательного права и повышения уровня правовой культуры социума.
Гипотеза исследования заключается в том, что в современном российском обществе, в определенной мере, сформировалась культура проведения выборов, однако процесс формирования устойчивой правовой культуры выборов не завершен, что отражается на характере, содержании и эффективности технологий повышения правовой культуры избирателей. Повышение уровня правовой культуры требует учета национальных традиций, информированности электората, совершенствования политических и информационных технологий, которые влияют на обеспечение транспарентности избирательного процесса.
Понятие правовой культуры и ее места во всеобщей иерархии ценностей настолько широко и емко, что для него практически невозможно найти один общий знаменатель, это сочетание, спектр, симбиоз, самых различных факторов. Правовая культура есть непосредственный результат познания и социальной рефлексии поколениями определенных политических процессов, поэтому без исследования эволюции и генезиса, становления и динамики, анализ специфики правовой культуры невозможен. В первую очередь, специфика, которая является результатом особенностей исторического развития, позволяет отмечать особый российский политико-правовой культурный генотип. Концептуальные разработки в области правовой культуры всегда отличались своей популярностью, привлекали интерес мыслителей, ученых и исследователей, но особенность современности заключается в ее широком прикладном применении. Ведь все больший круг политических проблем и перспективы дальнейшего развития напрямую связаны с самой сердцевиной культуры: ценностями, нормами, установками, принципами и всем
тем, что обуславливает особенности поведения, сознания и мнения гражданам в поликультурной среде.
Тенденции современности, в том числе трансформация традиционной политической культуры в контексте распространения демократических ценностей включают как возрастание роли субъективного фактора в политике, так и активное участие граждан в жизни страны. Изучение феномена правовой культуры в современных реалиях требует творческого, по мере возможностей новаторского, инновационного подхода, а дополнительное осмысление всех вытекающих из данной темы проблем поможет совершенствовать сложившиеся механизмы обеспечения социально-политической стабильности и способы их модернизации.
Особенностями и характеристикой российской правовой культуры является ряд таких явлений, как патерналистская надежда на социальную политику власти, аполитичность, подданническое отношение к власти и абсолютно индифферентное отношение к гражданскому политическому участию. Вследствие этого есть опасения развития антагонистического отношения к органам власти, рост имущественного неравенства, вестернизации или неосознанное копирование зарубежных образцов поведения, отсутствие характерной и четко сформулированной русской мечты - идеализированного представления желаемого будущего. Все вышеперечисленное достаточно точно описывает современные реалии, однако необходимо полномасштабно учитывать амбивалентность российской правовой культуры, наличие в системе общественных настроений двух полюсов - государственно-патриотического и либерально-оппозиционного.
Анализируя роль политических и информационных технологий в формировании правовой культуры избирателей Российской Федерации было зафиксировано, что область применения политических технологий достаточно обширна, т.к. они используются в избирательных кампаниях для легитимации правовой культуры в зеркале общественного мнения граждан.
Как правило, избирательная кампания не привязана к какой-либо одной типологии, а использует арсенал политических технологий в совокупности. Ценность политических технологий, активно применяемых Избирательными комиссиями, заключается в интерактивном освещении деятельности основных акторов избирательного процесса, что способствуют демократизации политической системы, привлечению граждан к голосованию на выборах, где мобилизация их общественных сил создает постепенный планомерный эффект по включению социальных групп в развитие гражданского общества. Политические технологии являются информационной базой, способной мобилизовать политическую активность, а также базисным импульсом в конструировании паритетного цифрового гражданского общества в Российской Федерации. С появлением и модернизационными практиками информационного общества всю большую популярность приобретают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые способствуют активному прогрессу общества и треку динамичного развития.
Исходя из этого, можно заключить, что политтехнологии 21 века - это новые методы воздействия на электорат. Дистанционная система голосования - одна из новейших и перспективных форм предвыборных технологий, где традиционные политические технологии будут к ней постепенно адаптироваться.
Эксперимент с ДЭГ признан удачным не только политическими менеджерами и субъектами политического процесса, но и гражданами Российской Федерации. ДЭГ результативно ещё и с той точки зрения, что оно становится более доступным и вовлекает молодежь к мобильному участию в избирательном процессе. В этой связи политтехнологам, сопровождающим выборную кампанию, необходимо сделать акцент при разработке программного обеспечения на специфику и политические предпочтения такой электоральной группы, как молодежь.
Данные возможности способствуют позитивной тенденциозности обеспечения мобильного образа жизни граждан без отрыва на избирательные процедуры политического габитуса. Уменьшаются расходы государственного аппарата на избирательные кампании. При использовании электронного голосования происходит частичная культура отмены на изготовление бюллетеней и специальных брендированных знаков, на их доставку окружным комиссиям и распределение по участковым. Сокращаются возможные схемы избирательных фальсификаций [5, с. 416].
Если обобщить, информационным и политическим технологиям, направленным на повышение уровня правовой культуры в современных избирательных кампаниях свойственен ряд характерных черт. Технологии фиксируют и воспроизводят устойчивые связи на перманентном основании между элементами политического процесса. Носят всеобъемлющий характер ввиду
того, что правовая культура насквозь пронзает всю политическую жизнь общества, а также регламентируют определенные образцы поведения, ценности и установки, нормы, определяющие вектор взаимоотношений власть - граждане. Включают в себя закрепленные стабильные стороны политического опыта и являются результатом совместного, коллективного политического творчества, являясь естественным продуктом исторического развития общества.
Проведя анализ комплекса мер по оптимизации правовой культуры посредством использования политических и информационных технологий в четырех городах Российской Федерации, было определено, что необходимые меры по оптимизации правовой культуры предпринимаются, внедряются новые политические и информационные технологии. К позитивным практикам можно отнести внедрение зарубежного опыта организации работы по вопросам правового обучения участников выборов и референдумов, а также участие в международных, всероссийских и региональных конференциях по проблемам избирательного права и законодательства о референдумах.
Отдельного внимания заслуживает участие в международных, всероссийских и региональных форумах, конференциях, конгрессах, семинарах и других мероприятиях, направленных на повышение правовой и электоральной культуры. Сотрудничество Избирательной комиссии и территориальных избирательных комиссий с консульствами иностранных государств в период подготовки и проведения избирательных кампаний помогает обеспечить работу избирательных участков иностранных государств, а участие в практике международного наблюдения за выборами в странах ближнего и дальнего зарубежья служит эффективным средством для полномасштабного мониторинга за избирательным процессом.
Достижению поставленной цели по повышению уровня правовой культуры в процессе взаимодействия избирательных комиссий с мультикультурным российским социумом должны способствовать следующие задачи. Необходимо сформировать культуру знания и обучения в области избирательного законодательства у электората посредством оказания помощи избирателям в осмыслении практического применения действующего избирательного законодательства. Это поспособствует повышению активности избирателей в избирательном процессе, их заинтересованности в валидных результатах выборов. Необходимо обратить исследовательский фокус на потребность конструирования методик, способствующих формированию осознания связи между гражданским участием в избирательной кампании и политико-экономического развитием государства.
Проведя анализ региональных практик, представляется целесообразным возложить контроль на акторов системы избирательных комиссий по следующим сферам политико-избирательного модуса:
1. На социальном уровне электорального процесса (уровне социума во всей его сложности и разнообразии, где непосредственно формируются электоральные запросы):
1) обеспечить свободу субъектов электорального процесса (предполагается политическая и идеологическая свобода, а также возможность свободы выбора);
2) сформировать политическую компетентность субъектов электорального процесса в отношении программ, за которые они голосуют. Предполагается, что представители электората понимают не только содержание политических программ, которые предлагается принять, но и меры реальной политики, которые требуются для реализации на практике.
2. На функциональном уровне (уровне выборов, где непосредственно реализуется право выбора представителя власти, ответственного за дальнейшую реализацию политики в рамках своих предвыборных обещаний):
1) обеспечить законность гарантий выполнения норм избирательного права страны и гарантий конкуренции между политическими партиями;
2) направить политические и информационные технологии на раскрытие транспарентности избирательного процесса для сторонних наблюдателей и СМИ.
3. На уровне публичной политики (уровне, где реализуются политические обещания, оглашенные на выборах): возложить контроль на носителей политической власти, получивших свои должности в рамках выборных процедур, за воспроизводство аутентичности направлений политики в ее реальном содержании.
4. На стадии влияния политических отношений на электорат (на этом уровне формируются новые электоральные запросы): посредством мотивационных стимулов обеспечить заинтересованность представителей органов власти в эффективности проведения электорального процесса и аксиологического наполнения конструкта «правовая культура». Профессиональное выполнение властных функций позволяет «закрепить» как социальные стандарты, так и программные положения прошедших выборов.
В числе приоритетных задач повышения правовой культуры граждан Российской Федерации должно стать разъяснение избирателям принципов и методов работы системы дистанционного электронного голосования. Формирование методов и способов информационной работы с избирателями, осознанно игнорирующими выборы, придерживающихся культуры абсентеизма и конструирование такой системы, которая была бы основана на принципах «индивидуального подхода» к данной когорте граждан. Необходимо усилить информационную оснащенность избирательного процесса и обеспечить участие в проработке и оптимизации механизмов отчетов выборных должностных лиц и депутатов различных уровней перед избирателями. Видится целесообразным разработать программу, которая отражала бы принципы системной мотивации участия в избирательном процессе молодых избирателей.
Региональные электоральные процессы в Ростовской области имеют свою специфику, при этом мотивы поведения избирателей на выборах разного уровня различны. Следует отметить, что Избирательная комиссия Ростовской области проводит системную работу по повышению профессиональной квалификации членов избирательных комиссий всех уровней, готовит кадровый резерв организаторов выборов. Активно проводятся тематические семинары, организуются стажировки и дистанционное обучение для повышения квалификации организаторов выборов всех уровней. Систематически проводится контроль за качеством повышения профессионального уровня членов участковых комиссий и эффективностью их обучения на базе территориальных избирательных комиссий. Особое внимание уделено модификации теоретико-методологических ориентиров в контексте проведения избирательного процесса.
В рамках выполнения исследовательской работы осуществлен анализ результатов прикладного социологического исследования, проведенного Избирательной комиссией Ростовской области в 2021 г. Целью ставилось диагностирование наиболее важных характеристик электоральных запросов, которые могут быть использованы в форме комплекса предложений акторам по повышению уровня правовой культуры в регионе. Изучение уровня участия в общественно-политической жизни осуществлялось на основе анализа ответов респондентов на вопросы анкеты для проведения стандартизированных интервью.
Определены следующие ключевые характеристики, оказывающие воздействие на эффективности применения мер по повышению правовой культуры избирателей:
1. Информированы о политической ситуации в Ростовской области 60,6% опрошенных респондентов. При этом 19,3% заявили о том, что нет времени искать информацию, но хотел бы знать о происходящих событиях.
2. Положительно (скорее положительно) к выборам относятся 68,3% респондентов, 24,1% высказали отрицательное отношение.
3. Все еще достаточное количество жителей не вникают в общественно-политическую ситуацию (34,3% опрошенных не информированы либо не интересуются политической ситуацией в Ростовской области).
Вместе с тем по сравнению с предыдущим периодом (37,1%) совокупный рост значения данного показателя составил 3,7 п.п., что свидетельствует о тенденции возврата интереса избирателей к данной проблематике. Возможно, данный факт связан с недавним проведением активной избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, что в целом спровоцировало повышенное внимание граждан. Значительно часть общества осознанно не проявляет активность в день голосования (30,8% опрошенных, как правило, не голосует на выборах либо голосуют только на местных выборах или когда есть время).
4. Отсутствует интерес к деятельности народных избранников (30,2% опрошенных не следит за работой тех, кого поддержали на выборах).
5. Повышение уровня информационно-разъяснительной деятельности избирательных комиссий о выборах (31,5% опрошенных не известна такая форма информационно-разъяснительной работы, как приглашения на выборы по месту жительства, рост данного показателя по отношению к уровню прошлого года (37,8%) составил 6,3 п.п.).
6. Недостаточное количество проведения коллективных мероприятий с избирательной повесткой (62,3% опрошенных не известна такая форма информационно-разъяснительной работы, как обсуждение вопросов избирательной тематики на форумах и общественных мероприятиях).
7. Не полностью использован потенциал освещения вопросов выборов на выставочных мероприятиях (74,2% опрошенных не известна такая форма информационно-разъяснительной работы, как проведение выставочных мероприятий).
8. Формирование в обществе мнения о честности избирательного процесса посредством средств массовой информации (48,8% опрошенных формируют свое мнение о том, что выборы проходят не честно исходя информации СМИ).
9. Влияние на активность избирателей негативного отношения к органам власти и управления (46,3% опрошенных из числа не принимающих участие в выборах делают это из-за отсутствия действительно альтернативных кандидатов; 41,7% не верят в решение проблем через выбранные органы).
10. Слабое доверие к органам местной власти (49,5% опрошенных полностью либо скорее не доверяют органам местной власти).
11. Значительная доля избирателей осознанно не принимают участие в выборах (25,4% опрошенных практические не принимают участие в выборах или не видят в этом смысла).
12. Наличие устоявшегося мнения в сложности участия в выборах в качестве кандидата (34,5% считают, что простой человек в этом не разберется).
13. Незнание и отсутствие интереса у избирателей к нормативным правовым актам, определяющих их права (61,3% опрошенных не владеют содержанием законов, в которых отражены их права).
Обозначены ключевые тренды, оказывающие воздействие на эффективность применения мер по повышению правовой культуры избирателей Ростовской области:
1. Продолжающийся рост популярности новостных каналов и информации в социальных сетях (68,5% опрошенных получают новости и информацию из социальных сетей (ВКон-такте, Одноклассники и т.п.)).
2. Увеличение новостной доли и доведения информации до потребителей посредством мессенджеров (21,2% опрошенных получают новости и информацию из информационных каналов в мессенджерах (Телеграм и т.п.)).
3. Укрепление «ключевой тройки» источников получения информации избирателями (55,8% избирателей обычно получают информацию о выборах посредством телевидения, 55,3% - интернета, 67,4% - наружной рекламы).
4. Рост предпочитаемой доли получения информации от избирательных комиссий посредством наружных средств информирования и через социальные сети (62,4% опрошенных считают наиболее интересной и полезной информационно-разъяснительную работу избирательных комиссий посредством использования наружных средств информирования, 63,3% посредством информирования через социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники и т.п.);
5. Персонифицированный и дифференцированный подход к информированию избирателей (89,1% хотели бы получать информацию и приглашение на выборы посредством СМС-сооб-щений, 66,2% персональное приглашение по почте, 55,8% через личный кабинет на Госуслугах);
6. Положительное восприятие избирателей специализированных информационных кампаний, направленных в целом на повышение электоральной активности (74,8% опрошенных известны информационно-просветительские акции).
7. Продолжающаяся тенденция к повышенному вниманию донесения информации о избирательном процессе через удобные и понятные молодежи каналы коммуникации (79,8% опрошенных считают повлиять на формирование у подрастающего поколения положительного отношения к выборам может простота донесения информации о выборах через понятные молодым людям каналы коммуникации и 68,9% отметили, что этому также будет способствовать предоставление информации о выборах удобным способам (короткие видеоролики, мобильные
приложения, новостные каналы в социальных сетях и мессенджерах, платформа дистанционного обучения и т.п.)).
8. В целом рост формирования позитивного отношения к выборам (70,6% опрошенных отметили, что последние несколько лет избирательный процесс в целом стал прозрачнее и честнее (48,4% респондентов ответили, что выборы стали честнее; 22,2% ответили, что выборы стали скорее честнее, чем ранее).
Резюмируя вышеизложенные концепты, целесообразно отметить, что необходимо внедрить в образовательные программы образовательных организаций узкоспециализированные учебные курсы, обеспечивающие получение знаний в области избирательного права и избирательного процесса. Унификация учебно-методических материалов, в свою очередь, позволит реализовать качественное воспроизводство образовательных программ и вовлечение молодежной когорты в деятельность избирательных комиссий разного уровня в целях обеспечения преемственности поколений, стабильного развития и расширения деятельности избирательных комиссий.
В результате выполнения исследовательской работы предложены мероприятия, направленные на повышение правовой культуры избирателей Ростовской области по следующим направлениям:
1) информирование избирателей о системе дистанционного электронного голосования на выборах всех уровней;
2) формирование методов и способов информационной работы с избирателями, осознанно игнорирующими выборы;
3) разработка и реализация системы мотивации участия граждан в избирательном процессе;
4) увеличение каналов распространения и повышение качества информации в социальных сетях и мессенджерах при доведении до избирателей различной информации, касающейся выборов, деятельности избирательных комиссий;
5) реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение позитивного отношения со стороны избирателей к выборам, избирательному процессу и избранным должностным лицам;
6) повышение доли индивидуального информирования избирателей посредством специализированных каналов коммуникаций «личностного» характера;
7) оптимизация процесса личного приглашения на выборы избирателей, проработка методологии, реализация пилотного проекта в нескольких муниципальных образования. Разработаны показатели оценки эффективности применения предложенных мероприятий, а также методика их расчета.
Подводя итог исследовательской работы, целесообразно заключить, что преодолению политической диффузии должна способствовать прозрачность осуществления избирательного процесса, доступность и понятность размещаемого на электронных сайтах информационного политического контента, а также информирование о новых избирательных возможностях и инноватике. Необходимо обеспечить повышение избирательной активности населения с помощью внедрения новых технических средств и информационных технологий для оптимизации форм восприятия избирательного процесса с целью повышения уровня правовой культуры граждан [7, с. 62]. Выборная кампания призвана трансформироваться с метафизического трансцендентного отношения к эффективности выборов на прикладное, аксиологически направленное.
Список источников
1. Ионова А. А. Электоральное поведение: основные подходы к исследованию политического феномена// Политика и общество. - №2(80). 2017. С. 61-70.
2. Королькова Ю. М. Электоральное поведение граждан в современной России: Дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2017. 186 с.
3. Крюкова Е. В. Политические технологии как инструмент воздействия на психологию масс // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2020. Т. 11. №. 3. С. 543-549.
4. Михайлов А. С. Пространственная структура электоральных предпочтений в России: Дис. ... канд. полит. наук. М., 2018. 98 с.
5. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: «Фин-пресс», 2018. 416с.
6. Нечаев А. В. Роль политических технологий в формировании электоральных предпочтений избирателя // Теории и проблемы политических исследований. 2018. № 2A. С. 21-26.
7. Несмашный А. О. Интернет-технологии в политике и политические информационные интернет-технологии: различия в сущности содержании понятий // Социум и власть. 2017. № 2 (64). С. 59-64.
References
1. Ionova A. A. Electoral behavior: basic approaches to the study of the political phenomenon. Politics and society. 2017;2(80):61-70. (In Russ.)
2. Korolkova Yu. M. Electoral behavior of citizens in modern Russia: Dis. ... candidate of Political Sciences. sciences'. St. Petersburg, 2017. 186 p. (In Russ.)
3. Kryukova E. V. Political technologies as a tool for influencing the psychology of the masses. Questions of national and federal relations. 2020;11(3):543-549. (In Russ.)
4. Mikhailov A. S. Spatial structure of electoral preferences in Russia: Dis. ... candidate of Political Sciences. Sciences. Moscow; 2018. 98 p. (In Russ.)
5. Golubkov E. P. Marketing research: theory, methodology and practice. Moscow: "Finpress"; 2018. 416 p.
6. Nechaev A. V. The role of political technologies in the formation of electoral preferences of the voter. Theories and problems of political research. 2018;2A:21-26. (In Russ.)
7. Nesmashny A. O. Internet technologies in politics and political information Internet technologies: differences in the essence of the content of concepts. Society and power. 2017;2(64):59-64. (In Russ.)
Информация об авторах
Е. А. Попова - докт. полит. наук, проф. кафедры государственного и муниципального управления, зав. кафедрой философии и методологии науки ЮРИУ РАНХиГС.
Е. А. Гринченко - магистрант Института социологии и регионоведения Южного федерального университета.
Information about the authors
E. A. Popova - Doctor of Political Sciences, Professor of the Department of State and Municipal Administration, Head of the Department of Philosophy and Methodology of Science of South-Russia Institute of Management -branch of RANEPA;
E. A. Grinchenko - Master's student of the Institute of Sociology and Regional Studies of Southern Federal University.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 13.11.2022; одобрена после рецензирования 23.11.2022; принята к публикации 24.11.2022.
The article was submitted 13.11.2022; approved after reviewing 23.11.2022; accepted for publication 24.11.2022.