УДК 629.7
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕРТОЛЕТНОГО ПАРКА АВИАПРЕДПРИЯТИЯ «ЮТЭЙР-ИНЖИНИРИНГ»
М. В. Попов Научный руководитель - В. В. Лукасов
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: mihl2666@gmail.com
В работе рассчитываются фактические показатели исправности и производится анализ эффективности использования парка вертолетов Ми-8МТВ(АМТ) за период 2017 года по данным авиапредприятия ««ЮТэйр-Инжиниринг».
Ключевые слова: годовой фонд, показатели исправности, вертолетный парк, «ЮТэйр-Инжиниринг».
ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF USE OF THE HELICOPTER FLEET ACCORDING TO «UTAIR-ENGINEERING» DATA
M. V. Popov Scientific supervisor - V. V. Lukasov
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt. Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: mihl2666@gmail.com
The paper calculates the actual serviceability indicators and analyzes the efficiency of using the Mi-8MTV(AMT) helicopter fleet for the period of 2017 according to the data of the «UTair-Engineering» airline.
Key words: annual fund, serviceability indicators, helicopter fleet, «UTair-Engineering».
Плановая работа любого авиапредприятия зависит от возможности обеспечения исправности парка воздушных судов в соответствии с планами и задачами на год и отражается в годовом фонде эксплуатации авиапредприятия на год. Этот документ составляется в конце каждого года на следующий год и от правильного и грамотного его исполнения зависит возможность качественного решения всех задач, стоящих перед авиапредприятием. Разрабатывается годовой фонд на авиапредприятии руководящим составом во главе с заместителем начальника авиационно-технической базы по производству. Выполнение его зависит от состояния авиационной техники на протяжении всего планируемого периода эксплуатации (календарный год). Факторы, которые отрицательно влияют на выполнение годового фонда, следующие: недостаток запчастей, недостаток (или отсутствие) специалистов, отрицательное влияние погодных условий на своевременное выполнение задания и другие.
Исследуем этот вопрос на базе авиапредприятия «ЮТэйр-Инжиниринг» за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 вертолетного парка Ми-8 модификации Ми-8МТВ (АМТ).
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2
Определим фактические значения показателей исправности. Для 1 квартала: время квартального налета ТКН = 7245 ч, квартальный фонд времени ТКФ = 2160 ч, количество бортов N = 115 бортов.
Коэффициент КПТ характеризует удельные простои по техническим причинам:
т^ _1ПФ + 1Р + 1ДОР + Грекл + + кп _ 338 + 658 + 146 + 233 + 46 + 133 + 1 _„0
Kпт--~----0,2, (1)
ТКН 7245 ' ' 4 '
где 1;ПФ + 1;Р + 1дор + 1РЕКЛ + 1;З + 1;СП - простои ЛА в течение года на периодических формах обслуживания, в ремонте, на доработках, по рекламациям, в ожидании запасных частей, в ожидании списания, соответственно в часах.
Число исправных, готовых к эксплуатации ЛА, характеризуется показателем исправности Киспр [2]:
К
ИСПР
2160 • N - ТКН • КПТ
• 100% =
2160 • 115 - 0,2 • 7245
• 100% = 99,4%.
2160•N 2160•115
Проведем аналогичные расчеты для 2, 3 и 4 кварталов. Результаты сведем в таблицу 1.
(2)
Расчет показателей исправности
Таблица 1
Квартал кпт ^c^ %
1 0,2 99,4
2 0,3 98,7
3 0,4 98,2
4 0,2 99
Рассчитаем показатели по кварталам за отчетный 2017 год. Удельные простои ЛА при выполнении рейсов КПР за 1 квартал:
к - -ШР -Кпр - п---
■ - 0,3.
Ткн 7245
Удельные простои ЛА в исправном состоянии в базовом аэропорту КПИ:
Тпи_ 984
Кпи - =--
- 0,2.
Ткн 7245
Показатель суммарных удельных затрат времени КСУМ:
Ксум = Кпр + Кпи + Кпт = 0,3 + 0,2 + 0,2 = 0,7. Проведем аналогичные расчеты для 2, 3 и 4 кварталов. Результаты сведем в таблицу 2.
(3)
(4)
(5)
Расчет показателя суммарных удельных затрат времени
Таблица 2
Квартал Кпр кпи ксум
1 0,3 0,2 0,7
2 0,3 0,1 0,7
3 0,13 0,1 0,63
4 0,2 0,1 0,5
Коэффициент исправности в рейсах выражает отношение времени, в течении которого ЛА исправны, за вычетом времени простоев в исправном состоянии в аэропортах базирования. Находим КИР по кварталам на отчетный 2017 год. Для 1 квартала:
~ = 99,4%. (6)
Кир —
ТКФ • N • Киспр - ТКН • Кпи _ 2160 • 115 • 99,4 - 7245 • 0,2
ТКФ•N 2160•115
Проведем аналогичные расчеты для 2, 3 и 4 кварталов. Результаты сведем в таблицу 3.
Расчет коэффициента исправности
Таблица 3
Квартал Кир, %
1 99,4
2 98,7
3 98,2
4 99
■ = 296627 ч.
Определим технически возможный налета ТК за 1 квартал:
Т = Ткф•N = 2160•261
К КПР + КПИ + КПТ + 1 0,25 + 0,21 + 0,6 + 1
Коэффициента использования КИСПоЛ:
Киспол = — • 100% = ^^ • 100% = 4,5%.
испол Тк 296627
Проведем аналогичные расчеты для 2, 3 и 4 кварталов. Результаты сведем в таблицу 4.
(7)
(8)
Расчет коэффициента использования
Таблица 4
Квартал Тфакъ Ч тк, ч kиспол, %
1 13378 296627 4,5
2 20666 276401 16,6
3 20866 356579 11,8
4 21524 367128 11,8
Таким образом, на примере авиапредприятия «ЮТэйр-Инжиниринг» можно увидеть, что в реальных условиях квартальный налет не совпадает с технически возможным. Коэффициент исправности во втором и третьем кварталах меньше, чем в первом и четвертом. Это можно объяснить тем, что у всех вертолетов начали происходить отказы топливных насосов, а в запасе их было несколько штук, поэтому по причине ожидания поставки насосов многие вертолеты простаивали по техническим причинам [3].
Библиографические ссылки
1. Основы теории технической эксплуатации авиационной техники / Н. Н. Смирнов, Ю. М. Чинюнин. - М.: МГТУ ГА, 2011. - 16 с.
2. Пособие по проведению практических занятий «Определение показателей использования самолетов в рейсах и технически возможного годового налета на самолете» для студентов IV курса направлений 162300 и 25.03.01 дневной формы обучения [Электронный ресурс]. URL: https://lektsiopedia.org/lek-36504.html (дата обращения: 05.04.2022).
3. Вертолет Ми-8АМТ [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20130310/926586865.html (дата обращения: 05.04.2022).
© Попов М. В., 2022