Научная статья на тему 'Анализ эффективности государственной поддержки возобновляемых источников энергии в России'

Анализ эффективности государственной поддержки возобновляемых источников энергии в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
439
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
энергетика / возобновляемые источники энергии / нормативно-правовая база / формы государственной поддержки
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности государственной поддержки возобновляемых источников энергии в России»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Аликеримова Т.Д.

старший преподаватель ДГУ

[email protected]

Ниналалов С.А.

к.ф.-м.н., ученый секретарь Института проблем геотермии ДНЦ РАН

[email protected]

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В РОССИИ

Ключевые слова: энергетика, возобновляемые источники энергии, нормативно-правовая база, формы государственной поддержки.

1. Нормативно-правовая база ВИЭ в России

Федеральный закон № 35-ФЗ от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике» содержит основные позиции, на которых должна строиться нормативно-правовая база для поддержки проектов в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Изначально осуществлялось планирование выплаты субсидий проектам с использованием ВИЭ при помощи надбавок к оптовым ценам на электроэнергию. В распоряжении Правительства РФ № 1166-р от 18 августа 2009 года «О комплексе мер по охране окружающей среды в части обеспечения экологической и радиационной безопасности в Российской Федерации» говорится о нормативно-правовом акте для вычисления объема надбавки и срока её действия. Но алгоритм расчета надбавки к цене, сформировавшейся на оптовом рынке, до сих пор находится на стадии разработки, и предложенная схема не получила распространения.

Поправки в закон «Об электроэнергетике» от 28 декабря 2010 года предлагают организацию поддержки ВИЭ на базе использования механизмов торговли мощностью. Правительство России в соответствии с пунктом 1 Статьи 32 закона определяет объекты, в том числе ВИЭ, с которыми допустимо заключение договоров для оплаты установленной мощности [1].

Подобного рода замена субсидирования ВИЭ на торговлю мощностью резко меняет схемы поддержки ВИЭ в России. Инвесторы в связи с волатильностью рынка и непредсказуемостью российского законодательства увеличивают надбавку на риск, что приводит к повышению итоговой стоимости поставляемой энергии на 10-30%.

Алгоритм расчета на базе платы за мощность получает применение только на оптовом рынке. Региональные механизмы финансирования и поддержки необходимы для поставщиков розничной электроэнергии в ценовых зонах, в неценовых зонах оптового рынка, а также в изолированных энергорайонах.

2. Механизмы поддержки ВИЭ в России

Действующие в России схемы поддержки ВИЭ:

• для оптового рынка - договора поставки мощности (ДПМ), заключаемые на долгий срок по итогам конкурса по разным видам генерации ВИЭ;

• для розничного рынка - первоочередная покупка сетевыми организациями (в изолированных энергосистемах -гарантирующим поставщиком, при сохранении надежности энергоснабжения) по тарифам электрической энергии, произведенной квалифицированными генерирующими объектами;

• технологическое присоединение - компенсация стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной мощностью не более 25 МВт за счет субсидирования из федерального бюджета. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 426 от 3 июня 2008 года «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования ВИЭ» генерирующий объект должен относиться к ВИЭ. Схема надбавки к цене на электроэнергию получает отражение на оборудование генерирующих объектов на основе использования ВИЭ на территории России, тип и размещение которых утверждает Минэнерго РФ. Регионы России реализуют собственные подходы к объектам ВИЭ на розничном рынке. Например, в Белгородской области действуют эко-тарифы, рассчитанные на основе результатов анализа затрат на объекты ВИЭ при инвестировании и эксплуатации. В Калужской области производят частичную компенсацию затрат на обслуживание инвестиционных кредитов, либо предоставляют субсидии для компенсации расходов на подключение к сети ВИЭ мощностью менее 25 МВт [2].

Основываясь на расчете экономически обоснованных капитальных затрат, допустимо установление минимальных тарифов на электроэнергию по типам объектов ВИЭ. Взяв во внимание тот факт, что переменные или операционные затраты для объектов ВИЭ существенно ниже капитальных затрат, данные тарифы могут быть рассчитаны достаточно точно и могут иметь применение на долгосрочный период [3].

3. Цели развития ВИЭ в России до 2024 года

Две цели развития альтернативной энергетики определены «Основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования ВИЭ на период до 2024 г.», утвержденными распоряжением Правительства РФ№ 1-р от 08 января 2009:

1. Рост доли производства и потребления электроэнергии с использованием ВИЭ в энергобалансе России с 0,9% в 2008 году до 4,5% в 2024 году;

2. Локализация производства генерирующего оборудования для производства электроэнергии с использованием ВИЭ.

Установленная мощность ВИЭ в России должна достичь к 2024 году 5,8 ГВт. Это скромный показатель, приблизительно равный мощности 6 энергоблоков Ленинградской атомной станции. В мире в 2018 году установленная мощность генерирующих объектов, функционирующих с использованием ВИЭ, превысила 1000 ГВт.

Отметим, что сегодня в России нет необходимости в грандиозных проектах в области ВИЭ - выгодна возможность строительства небольших объектов в районах, изолированных от систем энергоснабжения с целью снижения объемов транспортировки жидкого топлива в труднодоступные районы при одновременном повышении надежности энергоснабжения [4].

4. Основные направления поддержки развития ВИЭ

После 2024 года целью системы поддержки ВИЭ станет создание экономических условий для повышения эффективности российских ВИЭ, достижение их конкурентоспособности на рынке в России, и выход на зарубежные рынки, для чего надо решить несколько задач:

- Льготное финансирование: Привлечение средств под низкие ставки у государственных фондов, Фонда национального благосостояния, Пенсионного Фонда Российской Федерации.

- Снижение рисков инвестирования в проекты ВИЭ: Выдача государственных гарантий по кредитам;

- Техническое регулирование: Упрощение требований при строительства и эксплуатации объектов ВИЭ (по персоналу, по режимам и др.);

- Создание условий естественной экономической востребованности и приоритет развития ВИЭ, то есть формирование рыночной мотивации ВИЭ;

- Снижение избыточных затрат производителей оборудования ВИЭ в РФ и инвесторов;

- Снижение входного барьера на рынок для проектов ВИЭ: Достижение прозрачности процедур проведения тендеров на рознице. Снятие неэкономических барьеров для ВИЭ в неценовых зонах оптового рынка, в труднодоступных и изолированных районах. Разработка механизмов долгосрочных гарантий;

- Создание возможностей для экономически выгодного выхода отечественного оборудования ВИЭ на зарубежные рынки: Льготная вывозная таможенная пошлина на экспорт оборудования и компонентов ВИЭ.

- Фискальная (налоговая и таможенная) политика, стимулирующая производство и внедрение ВИЭ: Льготные ставки по налогу на имущество и налогу на прибыль в течение десяти лет. Налоговые вычеты для физических лиц и предприятий, приобретающих отечественное оборудование для развития микрогенерации и др. Льготная ввозная таможенная пошлина на оборудование и компоненты энергоустановок ВИЭ, если такие компоненты не участвуют в локализации;

- Тарифное регулирование: управление межбюджетными трансферами (экономия по межбюджетному трансферу на дотацию энергоснабжения сохраняется в распоряжении субъекта РФ в определенный переходный период). Энергосервисные контракты;

- Поддержка «зеленой» электроэнергетики: Организация добровольного спроса -системы обращения и «конвертации» зеленых сертификатов.

- Микрогенерация ВИЭ (до 15кВт): Возможность продажи электроэнергии с объектов микрогенерации ВИЭ физическими лицами [4].

5. Достижение сетевого паритета

Стоимость выработки электроэнергии на отдельных видах ВИЭ стабильно снижается и приближается к растущему уровню стоимости традиционной генерации с учетом сетевой составляющей. Так, например, в Германии отбирают и поддерживают не требующие субсидирования проекты ВЭС с вводом в 2020 году. А в Голландии достижение сетевого паритета ожидается к 2026 году [3].

По оценкам экспертов, достижение сетевого паритета по отдельным видам ВИЭ в Российской Федерации можно ожидать в перспективе 10-15 лет. Оказание поддержки через механизмы перекрестного субсидирования потеряет смысл, когда будет достигнут уровень естественной экономической окупаемости технологий ВИЭ.

Как показывает недавнее сокращение уровня поддержки в Испании и Германии, существует риск того, что государства откажутся от своих обязательств по поддержке уже имеющегося оборудования. С одной стороны, разработчики проектов ВИЭ рассматривают стабильность механизмов поддержки как самый важный фактор успеха схемы поддержки, независимо от используемого её типа. С другой стороны, достижение сетевого паритета позволит в какой-то мере отказаться от поддержки ВИЭ, стоимость которого становится и без этого выгодной для потребителей.

6. Гибридные системы

Солнечные и ветровые энергетические технологии, экологически чистые и доступные, вполне могут заменить или дополнить традиционные способы получения энергии, связанные с использованием автономных генераторов. Последнее реализуется посредством комбинированных (гибридных) энергосистем, объединяющих технологии использования возобновляемых источников энергии, дизельгенераторов, электронакопительных устройств, и предназначенных для использования преимущественно для энергоснабжения автономных потребителей [4].

Подобная система открывает возможности для повышения экологической безопасности и экономии топлива двигателем внутреннего сгорания за счет обеспечения его оптимизированной работы в условиях изменяющегося графика нагрузки, напрямую связанного с потребностями в электроэнергии в различное время суток [5].

Основная функция гибридных систем заключается в предоставлении поставки электрических мощностей и энергии для отдельных категорий клиентов или сочетания постоянных клиентов. Такого рода подсистема генерирования должна быть способна выполнять свои функции, невзирая на непредвиденные обстоятельства, которые связанны с наличием возобновляемых источников и/или органических энергетических ресурсов, а также способны обеспечивать выполнение по нормам потребления клиентов.

Ниже представлены проблемы организации учета топлива при комбинированном использовании ВИЭ и традиционного топлива.

Проблемы

- сложность распознавания видов топлива при объединенной подаче нескольких видов (возникает необходимость постоянного мониторинга топливного режима);

- не утверждены стандарты и правила организации технического учета топлива;

- сложность определения достоверности сведений, если топливо заготавливается владельцем станции или аффилированной организацией;

- требуется периодический аудит бухгалтерской документации.

Предложения:

- разработка и стандартизация комплекса технических и организационных мероприятий для обеспечения удаленного контроля топливных режимов (технические требования к системам учета топлива, по аккредитации и допуску организаций к осуществлению мероприятий по организации и контролю систем учета топлива и др.);

- децентрализация контрольных функций

- экономическое дестимулирование использования традиционного топлива.

При невозможности организации достоверного раздельного учета потребления топлива необходимо рассматривать возможность участия таких объектов только в механизмах добровольной поддержки. Основная задача на данном этапе создавать инструменты для перехода на возобновляемые источники энергии.

Список литературы

1. Фортов В.Е., Шпильрайн Э.Э. Энергия и энергетика. - М.: Бунос, 2007; Шпильрайн Э.Э. Экологические аспекты применения возобновляемых источников энергии для децентрализованного энергоснабжения // Перспективы энергетики. 2011. - Т. 6, № 3. -С. 299-305.

2. Аналитический доклад «Политика в области развития возобновляемой энергетики: как разбудить Российского великана» подготовлен Программой ШС по развитию возобновляемых источников энергии в России. 2011. - https://www.ifc.org/wps/wcm/ с0тес^6834аЬ8040с81109Ь86еЬа5а948а4а50/Огееп+О1ай+Ш8.раГ?МОВ=АХРЕКЕ8

3. Шклярук М.С. Разработка методики выбора экономических инструментов поддержки развития возобновляемых источников энергии. автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. - http://elib.spbstu.ru/dl/2893.pdf/download/2893.pdf

4. Алхасов А.Б. Возобновляемая энергетика / Под ред. В.Е. Фортова. - М.: Физматлит, 2012. - С. 112-117.

5. Лукутин Б.В., Муравлев И.О., Плотников И.А. Системы электроснабжения с ветровыми и солнечными электростанциями. -Томск: ТПУ, 2015. - С. 5-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.