Научная статья на тему 'Анализ эффективности эколого-экономической политики на рынке дифференцированной дуополии'

Анализ эффективности эколого-экономической политики на рынке дифференцированной дуополии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВРЕДНЫЕ ВЫБРОСЫ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ДУОПОЛИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришанова С. В.

Исследовано воздействие эколого-экономической политики на совокупный объем выбросов загрязняющих веществ и национальное благосостояние на рынке дуополии, дифференцированной относительно экологических свойств производимой продукции, при условии, что потребители готовы платить больше за экологически более чистую продукцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности эколого-экономической политики на рынке дифференцированной дуополии»

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОАОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА РЫНКЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ДУОПОЛИИ

С.В. ГРИШАНОВА,

соискатель,

кафедра статистики и эконометрики, Ставропольский государственный аграрный университет, e-mail: KutarovaSV@mail.ru

Исследовано воздействие эколого-экономической политики на совокупный объем выбросов загрязняющих веществ и национальное благосостояние на рынке дуополии, дифференцированной относительно экологических свойств производимой продукции, при условии, что потребители готовы платить больше за экологически более чистую продукцию.

Ключевые слова: вредные выбросы; дифференцированная дуополия.

Коды классификатора JEL: D43, Q57.

В последнее десятилетие экологическая информированность потребителей значительно выросла в развитых странах. Имеются эмпирические данные о том, что некоторые потребители, проявляя заботу об окружающей среде, готовы платить премию за экологически чистую продукцию. В настоящей работе предлагается модель дуополии, дифференцированной относительно экологических свойств производимой продукции [4, 1, 3]. Цель состоит в анализе воздействия информированности потребителей об экологических проблемах на уровень загрязнения окружающей среды.

Построим модель дифференцированной дуополии на рынке с экологически ориентированными потребителями. Фирмы в предлагаемой модели различаются экологическими качествами своей продукции: фирмы производят продукцию с одинаковыми физическими свойствами, однако товар одной из фирм характеризуется дополнительно экологическими свойствами. На рынке функционируют две фирмы: фирма 1 и фирма 2. Каждая фирма продает единственный товар, который дифференцирован относительно экологических свойств. Фирма 1 использует экологически чистую производственную технологию, тогда как фирма 2 использует производственную технологию, которая сопровождается выбросами единицы загрязняющих веществ в расчете на единицу объема выпуска продукции. Производственные затраты больше для фирмы, использующей экологически чистую технологию. На рынке имеются потребители двух типов. Экологически ориентированные потребители ценят экологические свойства продукции и готовы платить более высокую цену, если товар обладает этими экологическими свойствами. Экологически не ориентированные потребители не придают значения экологическим свойствам продукции и ценят только ее физические свойства.

Информация о производственных технологиях фирм доступна потребителям. Обозначим через с > 0 предельные производственные затраты при использовании экологически чистой технологии. Для простоты предположим, что при использовании технологии, сопровождающейся выбросами загрязняющих веществ, предельные производственные затраты равны нулю.

Имеется континуум потребителей, обозначаемых индексами 0, причем они равномерно распределены в интервале [0,1] с единичной плотностью вероятности. Предполагается, что каждый из потребителей может купить, максимум, одну единицу товара. Пусть 0s. обозначает оценку продукции фирмы i осознанного качества (осознанной полезности) s. потребителем, характеризующимся оценкой качества 0. Осознанное качество представляет собой комбинацию физических и экологических свойств товара, о которых заботится потребитель, так что можно записать s. = b. + g, где b. обозначает осознанные физические свойства качества товара, а g. обозначает осознанные экологические свойства качества товара. Среди потребителей типа 0 только часть а е (0,1) состоит из «зеленых» или экологически ориентированных потребителей, которые заботятся и об экологических, и физических свойствах товара, а остальная часть потребителей оценивает только физические свойства товара. Кроме этого отличия, восприятие качества продукции указанными двумя группами потребителей одинаково. Поэтому товар со свойствами b. и g. предоставляет качество b. для экологически не ориентированных потребителей и качество b. + g. для экологически ориентированных потребителей.

Фирма ., . е {1,2} производит товар, обладающий фиксированными (экзогенными) свойствами b. и g., и продает его по цене p.. Товары обеих фирм имеют одинаковые физические свойства, bt = b2 = b, однако только фирма 1 производит товар, обладающий экологическим потребительским свойством: gt = g и g2 = 0. Полезность экологически ориентированных потребителей, если они покупают товар у фирмы 1, определяется соотношением вз,- ft = 0 (!> + #)-pi- В противном случае их полезность определяется выражением -ЪЪ-р^, которое

также соответствует полезности экологически не ориентированных потребителей.

При заданных ценах (p p) при условииpt > p2 «безразличный» потребитель характеризуется предельной

оценкой 0е экологического качества товара, удовлетворяющей соотношению t)£(6 +1)-р^=ФЬ-рг Обозначим

через предельную оценку потребителя, безразличного между покупкой товара у фирмы 2 и отказом от

покупки. Можно показать, что 0е (а) возрастает с ростом а, и Й "(ix) убывает по а:

© С.В. Гришанова, 2009

<#'(00 ЦЗ + 2(1-с)] г 0 da (4 + За/>): ' ' '

</0'(а) 2[36 + 2(1-с)] ,0

da (4 +За Ь)~ (2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

36

С.В. ГРИШАНОВА

Чем более экологически ориентированы потребители (т.е. чем выше а), тем жестче конкуренция между фирмами. Экологически не ориентированные потребители воспринимают товары фирм как недифференцированные, и покупают у фирмы, которая назначает более низкую цену (фирма 2). Следовательно, обе фирмы конкурируют за экологически ориентированных потребителей, число которых сейчас больше. Часть бывших экологически не ориентированных потребителей, которые покупают товар у фирмы 2 (которые имеют оценку выше, чем (£’(а))/ являются сейчас экологически ориентированными потребителями. Для того, чтобы не потерять их, фирма 2 реагирует снижением своей цены. Снижение цены также привлекает потребителей, которые не покупали раньше (тех, которые имеют предельную оценку ниже й'(сО). Поскольку товары, производимые фирмами, являются стратегическими комплементами в ценах, фирма 2 реагирует снижением своей цены. В результате обе равновесные цены теперь ниже. Однако фирма 1 не снижают свою цену настолько, насколько снижает цену фирма 2. Поскольку продукция фирмы 2 не обладает экологической чистотой, фирме 2 необходимо снизить свою цену значительно, для того чтобы сделать свой товар привлекательным для экологически ориентированных потребителей. Как показывает выражение (1), предельная оценка товара «безразличным» экологически ориентированным потребителем повышается. Из выражения (2) следует, что предельная оценка товара потребителем, безразличным между покупкой и отказом от нее, ниже. Следовательно, совокупные продажи растут с ростом а. В результате, потребительский излишек растет, поскольку растет не только размер покрываемого рынка, но потребители также покупают по более низким ценам.

Проанализировано воздействие увеличения параметра а на уровень выбросов загрязняющих веществ. Установлен следующий результат.

Утверждение. Пусть ] > с 2 -. Тогда, если Ь £ 2(1 - с), равновесный уровень выбросов загрязняющих веществ снижается сростом а. Если

2(1-с)<6<Ы4(. + *)^],

то существует значение а* е (0,1), такое, что при а < а* уровень выбросов загрязняющих веществ возрастает по а, а при а > а* уровень выбросов загрязняющих веществ убывает с ростом а. Если выполняется неравенство

д-.о-схад+Д)2-^].

2

равновесный уровень выбросов загрязняющих веществ возрастает по а.

Итак, для анализа воздействия экологической ответственности потребителей на чистоту окружающей среды построена модель дуополистического рынка экологической дифференцированной продукции с двумя типами потребителей (экологически ориентированными потребителями и экологически не ориентированными потребителями). Проведенный анализ воздействия экологической информированности потребителей на чистоту окружающей среды показал, что только при наличии определенных условий увеличение доли экологически ориентированных потребителей приводит к снижению выбросов загрязняющих веществ. Одно из условий состоит в том, что предельные затраты дифференциации продукции по экологическим качествам должны быть достаточно низки. Кроме того, осознанные (потребителями) физические качества продукции должны быть ниже экологических качеств. Тем не менее, в зависимости от величин определяющих параметров модели (предельных производственных затрат при использовании экологически чистой технологии и физического качества продукции) уровень выбросов загрязняющих веществ может повышаться с ростом экологической информированности потребителей. При условии, что доля экологически ориентированных потребителей мала, объем продаж продукции фирмы, которая производит товар только с физическими характеристиками, возрастает при увеличении доли экологически ориентированных потребителей. Это происходит до тех пор, пока доля экологически ориентированных потребителей ниже определенного критического значения а. Дальнейшее увеличение доли экологически ориентированных потребителей сверх критического значения приводит к снижению уровня выбросов загрязняющих веществ. На интуитивном уровне, если доля экологически ориентированных потребителей мала, обе фирмы конкурируют за очень небольшое число потребителей, поскольку экологически не ориентированные потребители не оценивают экологические свойства товара и всегда покупают у фирмы, которая не использует экологически чистую технологию [3, 2]. Дифференциация продукции по экологическим качествам становится менее существенной, и преимущество в затратах позволяет фирме, производство которой сопровождается выбросами загрязняющих веществ, назначать цену, достаточно низкую для захвата всего рынка. Предельно малое увеличение доли экологически ориентированных потребителей приводит к ослаблению конкуренции. Хотя объем продаж фирмы, использующей экологически чистую технологию, увеличивается, все равно преимущество в затратах приносит выгоду фирме, производство которой сопровождается выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, и позволяет ей увеличивать объем своего выпуска. Это воздействие на объем выпуска продукции меняется на противоположное, если доля экологически ориентированных потребителей достаточно велика. Сверх определенного критического значения дальнейшее увеличение доли экологически ориентированных потребителей приводит к снижению объема выпуска продукции фирмы, производство которой сопровождается вредными выбросами. Снижение цены, вызванное более интенсивной конкуренцией, недостаточно велико для того, чтобы продажи продукции новым потребителям компенсировали продажи бывшим экологически не ориентированным потребителям (характеризующихся высокой оценкой качества товара), которые потеряны фирмой, производство которой сопровождается выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду.

С точки зрения национального благосостояния полученные результаты показывают, что в определенных условиях экологическое образование потребителей может оказаться неэффективным. Требуется критическая доля экологически ориентированных потребителей, чтобы достигнуть желаемого положительного воздействия на окружающую среду. В противном случае усилия по увеличению доли экологически ориентированных потребителей могут привести к ухудшению состояния окружающей среды.

Хотя в определенных условиях увеличение доли экологически ориентированных потребителей может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, при этом имеет место положительный рыночный эффект, поскольку сумма потребительского излишка и совокупных прибылей фирм возрастает. С точки зрения национального благосостояния более высокая экологическая информированность потребителей однозначно выгодна,

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.

37

если она приводит к снижению выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Однако могут возникать ситуации, в которых более высокая экологическая информированность потребителей приводит к снижению национального благосостояния. Чтобы возникла такая ситуация, необходимо чтобы выбросы загрязняющих веществ росли с увеличением экологической информированности потребителей, и предельные общественные ущербы от выбросов загрязняющих веществ должны быть высоки.

Результаты получены в предположении, что доля экологически ориентированных потребителей одинакова для всех оценок качества продукции. Заметим, что принципиальный вывод о том, что уровень выбросов загрязняющих веществ может возрастать при увеличении доли экологически ориентированных потребителей, сохраняется при условии, что имеется связь между долей экологически ориентированных потребителей и оценками качества продукции, хотя эта связь в определенном смысле не должна быть очень сильной (для каждой оценки качества доля экологически ориентированных потребителей должна быть низкой). Однако, если эта связь очень сильна, более высокая экологическая информированность потребителей приводит к снижению вредных выбросов и выгодна для окружающей среды.

Итак, проведенный в работе анализ показывает, что осуществляющие эколого-экономическую политику институты должны принимать во внимание возможные (в определенных условиях) отрицательные последствия экологического образования потребителей. Важный в практическом отношении вывод состоит в том, что в определенных условиях налог на фирму, производящую выбросы загрязняющих веществ, может оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. М., 1998.

2. Гофман К.Г., Рюмина Е.В. Кредитные отношения общества и природы // Экономика и математические методы. 1994. Т. 30. Вып. 2. С. 155-161.

3. Дудов А.С., Наталуха И.А. Анализ процесса создания и распространения экологически чистой технологии // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6, № 4. С. 23-27.

4. Kolstad C.D. 2004. Environmental Economics. Oxford University Press, New York, Oxford.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.