Научная статья на тему 'Анализ эффективности деятельности субъектов хозяйствования как социально-экономической категории'

Анализ эффективности деятельности субъектов хозяйствования как социально-экономической категории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
664
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЕ КОМПАНИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камысовская С. В., Захарова Т. В.

Руководители большинства крупных компаний России стремятся выстроить стратегию бизнеса в рамках устойчивого развития, что, по их мнению, будет являться конкурентным преимуществом. Однако методы оценки результатов выбранной тактики недостаточно проработаны. В работе рассматривается анализ эффективности деятельности субъектов хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Камысовская С. В., Захарова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности деятельности субъектов хозяйствования как социально-экономической категории»

УДК 657.1

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

С.В. КАМЫСОВСКАЯ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E -mail: [email protected] Т.В. ЗАХАРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E -mail: [email protected] Северо-Кавказский федеральный университет

Руководители большинства крупных компаний России стремятся выстроить стратегию бизнеса в рамках устойчивого развития, что, по их мнению, будет являться конкурентным преимуществом. Однако методы оценки результатов выбранной тактики недостаточно проработаны. В работе рассматривается анализ эффективности деятельности субъектов хозяйствования.

Ключевые слова: социально ответственные компании, эффективность, деятельность, социальная ответственность

Менеджеры высшего звена крупнейших компаний направляют все большие усилия на включение экономических, социальных и экологических аспектов в стратегию развития бизнеса, понимая, что это является конкурентным преимуществом, которое работает на привлекательный имидж компании, позволяет повысить ее рейтинги и репутацию, завоевать дополнительные сегменты рынка.

Большинство социально ответственных компаний нуждается в адекватных методах оценки результатов своей политики и доведении полученных данных до сведения общества. Это способствует восприятию полезного опыта другими организациями и заинтересованными группами.

Одним из возможных подходов к оценке результатов деятельности социально ответственных предприятий, ориентированных по показателям на соответствие признанным требованиям устойчивого развития и стандарта ISO 26000, может быть анализ эффективности деятельности субъектов хозяйствования с учетом современного наполнения понятия эффективности как социально-экономической категории.

Термин «эффективность», возникновение которого относится еще к середине семнадцатого века, прошел за свою историю через целый ряд трансформаций, существенно изменявших его критериальную сущность, подходы к измерению, рамки применимости. Основные этапы эволюции этого понятия приведены в табл. 1.

Сложившаяся в настоящее время трактовка термина «эффективность» объективно была вызвана развитием интенсификации производства и появлением активного гражданского общества, обеспокоенного экологическими и социальными проблемами существования.

Социально ответственная деятельность предполагает создание такой модели развития бизнес-единицы, которая позволяет рассматривать этот процесс как ряд альтернатив, определяющих ее

Таблица 1

Эволюция термина «эффективность» в научной мысли

Исторический интервал Автор подхода Сущность термина «эффективность»

Середина XVII — конец XVIII в. Вильям Петти (1623— 1687), Франсуа Кенэ (1694— 1774) Эффективность раскрывается не как экономическая категория, а в значении оценки результативности влияния деятельности правительства на оживление жизни общества

Конец XVIII — конец XIX в. Давид Рикардо (1772— 1823) Эффективность приобретает статус экономической категории, раскрывается через количественный подход как отношение результата к понесенным затратам для его достижения

Конец XIX в. — середина XX в. Гарингтон Эмерсона (1853— 1931) Термин «эффективность» применяется в разных аспектах, но непременно в связи с функциональностью, рассматриваются проблемы анализа связей целей деятельности и ее результатов. Это вовлекло в научный обиход понятия: — «абсолютная экономическая эффективность» — показатель степени достижения поставленных целей деятельности; — «сравнительная экономическая эффективность» — показатель оптимальной экономичности способа удовлетворения потребности

Середина XX в — настоящее время Питер Фердинанд Друкер (1909— 2005) Трансформация эффективности как социально-экономической категории с учетом реалий современности [3, с. 41], связанная с окончательным осознанием и оформлением важных интегрированных понятий ведения бизнеса — устойчивости развития и ответственности деятельности. «Эффективность» трансформируется в многоаспектное понятие, определяемое через совокупность критериев, отражающих системные характеристики деятельности хозяйствующего субъекта и автономность его управления. Уровень сложности оценки эффективности деятельности определяется только разнообразием подходов к выбору ее критериев

социально-экономическую ценность и устойчивость развития [5].

Понятие «социальная ответственность» является интегральным и объединяет такие виды ответственности субъектов хозяйствования, как экологическая, экономическая, юридическая, моральная, культурная и т.п.

Обязательными характеристиками социальной ответственности являются забота об экологической безопасности производства, повышение квалификации работников и их развитие, постоянное внимание к состоянию их здоровья (профилактическое лечение, расширенная медицинская страховка), добросовестные коммерческие и иные деловые связи.

В настоящее время сложилась система международной стандартизации параметров социальной ответственности. Использование ее в практике российского бизнеса позволяет, по мнению авторов, определить основные критерии оценки эффективности социальной ответственности.

Стандарты ISO 26000 [7], GRI [8], а также Социальная хартия российского бизнеса [6] строятся на почти идентичных базовых основах, удовлетворяющих триединому пониманию устойчивого

развития, определенному Глобальным договором ООН (2000) [2]. Это — экономическая стабильность, экологическая безопасность и социальная ответственность.

Считаем немаловажным дополнить указанные направления этическими требованиями к процессам бизнес-партнерства как со стороны самих предпринимателей, так и со стороны активизирующегося гражданского общества. Таким показателем, считают авторы, может являться параметр эффективности деловых взаимоотношений. Этот параметр выступает как характеристика уровня управленческой культуры бизнеса и позволяет отражать следование нормам добросовестного партнерства не только самой организации, но и ее экономическим окружением.

Таким образом, модель оценки эффективности как социально-экономической категории будет иметь вид

Эф = Эф + Эф + Эф + Эф ,

^с.од ^эк ^э ^с ^д.п'

где Эфсод — показатель эффективности деятельности, который представляет собой суммарный результат по критериям (направлениям) социальной ответственности с учетом их весомости в суммарном оценочном показателе;

Эфэк — экономическая эффективность; Эфэ — эффективность экологической деятельности;

Эфс — социальная эффективность; Эфд п — эффективность делового партнерства. Динамика каждой составляющей социально ответственной деятельности должна раскрываться параметрами сравнения оцениваемого периода и предыдущего.

Методика оценки экономической эффективности имеет определенную историю и может быть построена в традиционной логике соотношения результатов деятельности и затрат, понесенных для их достижения.

В расчет экологической эффективности может быть положена факторная модель, учитывающая следующие показатели социально ответственной деятельности организации:

Эфэ = аа, ь, с, а),

где а — вторично используемые отходы;

Ь — вторично используемая энергия (в некоторых случаях вода);

с — величины выбросов и сбросов вредных веществ;

й — степень обновления имущества природоохранного назначения.

Авторы считают, что данная факторная модель тесно связана со стандартом GRI, при этом разработка экологической программы и выбор показателей эффективности этой деятельности для предприятия находятся в прямой зависимости от вида экономической деятельности, территориального размещения, применяемых технологий, организационной структуры.

Более подробно остановимся на оценке эффективности делового партнерства и социальной эффективности

При проектировании системы оценки эффективности учитываем, что:

— бухгалтерский учет отражает хозяйственные операции по счетам затрат в группировках, отражающих стратегические цели устойчивого развития, определенные принятыми документами — политиками предприятия;

— управление социальной ответственностью строится на информации (по зонам ответственности), получаемой менеджментом из управленческого учета;

— статистический учет обеспечивает основу долгосрочной социально-статистической оценки [4] .

Эффективность делового партнерства характеризует ответственность предприятия в системе отношений с контрагентами (покупателями и поставщиками), а также качество и обновление ассортимента продукции. Важность включения этого коэффициента обусловлена требованиями стандартов КСО и ISO. Он может быть определен по формуле

k = (k + k + k + k ) / 4,

э.д.п v э.з.д п.к н.п с.о.п7 '

где k3 д п — эффективность деловых взаимоотношений;

k3 з д — эффективность заключенных договоров; knK — коэффициент постоянных клиентов; kHi[ — показатель обновления продукции; k п — доля поставщиков, следующих в своей деятельности принципам социальной ответственности. В свою очередь: k = Ч / Ч ,

э.з.д в.с з.д'

где Чвс — число выставленных (предъявленных) счетов по заключенным договорам; Чз.д — общее число заключенных договоров;

k = Ч / Ч,

п.к п.к к

где Чпк — число постоянных клиентов (от 3 лет и более бизнес-сотрудничества); Чк — общее число клиентов в организации;

k = k / k , н.п ед.н.п ед.в.п '

где k н п — количество единиц выпущенной новой продукции;

^двп — всего единиц выпущенной продукции;

k = Ч / Ч,

с.о.п с.о.п п

где Чсоп — число поставщиков, приверженцев социально ответственного ведения бизнеса; Чп — общее число поставщиков предприятия. Обратим внимание на то, что набор показателей при определении параметров оценки эффективности делового партнерства может быть таким, как в предложенном авторами варианте, а также может быть расширен за счет показателей, характеризующих удовлетворенность спроса партнеров качественными показателями продукции (число рекламаций на единицу продукции), сроками выполненных договоров, иными показателями.

Дополнительно остановимся на введенном в оценку эффективности делового партнерства коэффициенте социально ответственных поставщиков. Этот коэффициент обусловлен требованием ответственности к качеству и безопасности материалов.

Для настоящего российского уровня развития социальной ответственности бизнеса такая практика носит зачаточный характер, а для зарубежных предприятий — достаточно распространенная норма. Как правило, ведущие предприятия работают только с социально ответственными поставщиками, списки которых публикуются на официальных сайтах компаний. Поставщики в свою очередь с гордостью размещают информацию о постоянном партнерстве с такими компаниями, для них это как факт признания уровня социально ответственного управления, а также качества и безопасности продукции (рис. 1).

Эффективность социальной деятельности. Оценка этой со -ставляющей зависит от принятого в социально ответственной компании подхода к раскрытию уровня и содержания этой работы.

Авторами в ходе исследования рассмотрено множество моделей корпоративной социальной ответственности (КСО), проведено их сравнение с российским опытом взаимодействия ответственного бизнеса и государства. Анализ показал, что Россия существенно отстает как от Европы, так и от США (рис. 2). Для России ближайшим кругом стейкхолдеров выступают государство, собственники и сотрудники, практически не затрагивая акционеров и общественные организации (сообщества).

Кроме того, модели корпоративной социальной ответственности различаются по стимулирующим силам развития (рис. 3).

Отличительным признаком российской модели КСО является решающая роль государства в ее развитии, что связано с недопониманием со стороны российского бизнес-сообщества практической направленности участия в КСО. Российский вари-

80 70 60 50 40 30 20 10

11

I

I

ЁИ

2009

2010

I I Европа

2011 США

2012 Россия

2013

Рис. 1. Изменение уровня партнерства с социально ответственными поставщиками в 2009— 2013 гг., %

80 70 -60 -50 -40 -30 20 10 0

I I

I ПЬ со.

л

Персонал Потребители Сообщества Акционеры Государство Собственники I I Континентальная Европа Россия

Рис. 2. Российский и международный опыт развития корпоративной социальной ответственности, %

Великобритания Континентальная Европа Россия

I-1 Корпорации НКО и сообщество ШЭ Государство

Местные власти

Рис. 3. Движущие силы развития корпоративной социальной ответственности, %

0

40

0

ант КСО по движущим силам, практике применения и роли неправительственных организаций представляет собой что-то среднее между британской моделью (добровольное инициирование бизнесом) и континентальной схемой (желание предприятий получить от государства четкие законодательные рамки КСО).

При узком подходе социальная ответственность трактуется как деятельность по улучшению взаимодействия с персоналом самой компании. При более широком подходе — включает в себя аспекты отношений с местным (региональным) сообществом и благотворительную деятельность.

Рассмотрим второй подход к восприятию социальной деятельности, поскольку этот вариант отвечает интересам как персонала предприятия, так и социального окружения бизнеса.

Коэффициент эффективности социальной деятельности бизнеса может быть определен по формуле

= (к + к )/ 2, эф.с.д 4 отв.п с.окр' '

где кэф сд — эффективность социальной деятельности;

котв п — показатель ответственности перед собственным персоналом;

кс окр — показатель ответственности перед социальным окружением, т.е. социальный вклад в развитие местного сообщества. В свою очередь показатель ответственности перед собственным персоналом будет определяться такими факторами, как вложения бизнеса в обучение персонала (подготовки и переподготовка), обеспечение надлежащей защиты от профессиональных заболеваний, обеспечение определенного уровня (качества) жизни работников, т.е.

к = (к .+ к + к ) / 3,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отв.п у об п.з г.ур.ж7 '

где коб — показатель, характеризующий долю работников, прошедших обучение за счет предприятия;

кпз — показатель, характеризующий долю профессиональных заболеваний в общем количестве случаев заболеваний работников; кг.ур ж — показатель гарантированности определенного уровня жизни работающих на данном предприятии.

При определении коб могут быть рассмотрены такие факторы, как число работников:

— прошедших подготовку и переподготовку на самом предприятии;

— обучающихся с отрывом от производства за свой счет;

— обучающихся за счет средств предприятия;

— прошедших разные уровни подготовки и переподготовки — колледжи, курсы, вузовская и послевузовская подготовка, и т.д.

Показатель, характеризующий долю профессиональных заболеваний, определяется по формуле

к = Ч / Ч

п.з п.з з

где Чп.з — число случаев профессиональных заболеваний и их обострений; Чз — общее число заболевших сотрудников за оцениваемый период.

Показатель гарантированности определенного уровня жизни может быть определен как отношение средней заработной платы сотрудников к средней заработной плате по региону.

Спектр факторов, влияющих на показатель ответственности перед собственным персоналом, может быть еще расширен и дополнен, например следующими факторами:

— удовлетворенность трудом (показатель числа увольнений в соотношении с числом работников на начало периода);

— обеспечение социальным пакетом;

— доступность санаторного лечения и отдыха в оздоровительных учреждениях;

— степень гарантированности карьерного роста для сотрудников;

— наличие мест в дошкольных учреждениях предприятия к общему числу детей сотрудников, нуждающихся в местах в детских садах;

— выделение материальной помощи сотрудникам и пенсионерам предприятия и т.д.

Оценка вклада деятельности предприятия в развитие социального окружения (вклад в развитие местного сообщества) также многоаспектна. Она прежде всего определяется целями, потребностями и нуждами партнеров этих взаимоотношений. Стандарты корпоративной социальной отчетности приводят основные из них. На их оценке и остановимся.

Показатель ответственности деятельности бизнеса перед социальным окружением (социальный вклад в развитие местного сообщества) особенно важен для градообразующих предприятий и может быть определен по формуле к = (к + к + к ) / 3,

соц. окр 4 н р.п с.и7 '

где ^ — доля налогов, уплаченных предприятием в пользу местных и региональных бюджетов;

kрп — доля местных предприятий-партнеров;

— доля добровольных инвестиций предприятия в общей величине инвестиций, полученных регионом (органами местной власти) за период.

Все показатели должны рассчитываться в зависимости от вклада предприятия по отношению к совокупному местному или региональному показателю.

В свою очередь: k = Н / УН ,

н пр ^ рег '

где Н^ — величина налогов, перечисляемых предприятием в местные (региональные) бюджеты;

УНрег — общая величина налогов, поступающих в местный (региональный) бюджет;

k = Ч / Ч

р.п р.п рег.п

где Чр п — число местных партнеров (клиенты/поставщики) предприятия; Чрег.п — число предприятий в регионе; k = СИ / СИ ,

с.и пр р '

где СИпр — величина добровольных социальных инвестиций в развитие места расположения (региона);

СИр — общая величина запланированных местным бюджетом инвестиций социальной направленности.

Показатель — один из наиболее весомых, позволяющий судить о значимости градообразующего предприятия с точки зрения приоритетов местного сообщества, каковыми могут быть:

— обеспечение занятости населения;

— поддержание и развитие социальной сферы места расположения (региона);

—участие в инвестиционных проектах региона. Такая деятельность снимает или значительно снижает социальную напряженность между частью населения, занятой на таком предприятии, и теми, кто работает на других местных предприятиях и в сфере услуг.

Итоговая оценка эффективности социально ответственной деятельности предприятия будет определяться суммой значений коэффициентов основных направлений, умноженных на соответствующие весовые коэффициенты J (значения которых могут быть определены методом экспертных оценок),

что позволяет охарактеризовать количественные соотношения всех главных компонентов общей эффективности социально ответственной деятельности в ее структуре, т.е.

Эф = k , J , + k , J , +

^с.од эф.эк эф.эк эф.э эф.э

+ k , J 1 + k , J i .

эф.с эф.с эф.д.п эф.д.п

Представленные подходы к оценке эффективности социально ответственной деятельности предприятия основаны на системных принципах построения, отвечающих условиям устойчивого развития — экономической стабильности, экологической безопасности, социальной ответственности. Дополнение факторного ряда показателем эффективности делового партнерства, по мнению авторов, придает системе определенную завершенность и позволяет судить о зрелости российского бизнеса, а также уровне его управленческой культуры

Критерии социально ответственной деятельности могут иметь иное расширение по сравнению с предложенными в статье посредством выбора факторов, учитывающих особенности деятельности компании, многомерность отношений внутри и вне системы организации, разнообразие поставленных целей, определяющихся таким же множеством эффектов и оценкой интересов стейкхолдеров компании [1] .

Список литературы

1. Голубева Н.А. Внутренний аудит: поддержка решения задачи соответствия стандартам GRI и ISO 26000 по определению стейкхолдеров компаний и оценке их притязаний // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 17. С. 24— 30.

2. Документы по «Глобальному договору» на русском языке. URL: http://www.unglobalcompact. org/Languages/russian.

3 . Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2007. 272 с.

4 . Камысовская С.В, Захарова Т.В. Проблемы формирования обеспечения корпоративной социальной отчетности в информационной среде бухгалтерского учета // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 24. С. 10— 17.

5. Социальная ответственность организации. Требования. Международный стандарт IC CSR-08260008000: утвержден и введен в действие Международным Комитетом по корпоративной социальной ответственности (IC CSR), протокол № 2 от 03.03.2011.

6. Социальная хартия российского бизнеса. URL: http://www.roscomsys.ru/data/content/content_ files/socialnaja_khartija_rossijjskogo_biznesa.pdf.

7. Стандарт GRI. Директивы глобальной отчетности. URL: http://www.globalreporting.

org/Home/LanguageBar/RussianLanguagePage. htm .

8. ISO 26000 — Social responsibility. URL: http://www.iso.org/iso/iso_catalogue/management_ standards/social_responsibility.htm.

Methods of analysis

ANALYSIS OF EFFICIENCY OF ECONOMIC PLAYERS' ACTIVITIES AS A SOCIAL AND ECONOMIC CATEGORY

Svetlana V. KAMYSOVSKAIA, Tat'iana V. ZAKHAROVA

Abstract

The CEOs of the majority of the large companies of Russia seek to build business strategy within a sustainable development that may be a good competitive advantage, they believe. However, the methods for assessing results of the chosen tactics still lack a detailed elaboration . The paper contains an analysis of efficiency of managing subjects' activities .

Keywords: socially responsible companies, efficiency, activity, social responsibility

References

1. Golubeva N.A. Vnutrennii audit: podderzhka resheniia zadachi sootvetstviia standartam GRI i ISO 26000 po opredeleniiu steikkholderov kompanii i otsenke ikh pritiazanii [Internal audit: supporting a solution of the problem of compliance to the GRI and ISO 26000 standards on defining the stakeholders of companies and an assessment of their claims]. Mezh-dunarodnyi bukhgalterskii uchet — International accounting, 2011, no. 17, pp. 24— 30.

2. Documents on "The UN Global Compact". Available at: http://www.unglobalcompact.org/Lan-guages/russian. (In Russ.)

3. Druker P.F. Zadachi menedzhmenta v XXI veke [Problems of management in the XXI century]. Moscow, Vil'iams Publ., 2007, 272 p.

4. Kamysovskaia S.V., Zakharova T.V. Problemy formirovaniia obespecheniia korporativnoi sotsial'noi otchetnosti v informatsionnoi srede bukhgalterskogo

ucheta [Problems of providing the corporate social reporting in the information environment of accounting]. Finansovaia analitika: problemy i resheniia — Financial analytics: science and experience, 2013, no. 24, pp. 10— 17.

5 . The social responsibility of an organization . Requirements. International IC CSR-08260008000 standard International Committee on corporate social responsibility (IC CSR), protocol no. 2 of March 03, 2011.

6. Sotsial'naia khartiia rossiiskogo biznesa [The Social charter of the Russian business]. Available at: http://www.roscomsys.ru/data/content/content_files/so-cialnaja_khartija_rossijjskogo_biznesa.pdf. (In Russ.)

7. Standart GRI. Direktivy global'noi otchetnosti [The GRI standard. Directives of the global reporting]. Available at: http://www.globalreporting.org/Home/ LanguageBar/RussianLanguagePage.htm .

8. ISO 26000 — Social responsibility. Available at: http://www.iso.org/iso/iso_catalogue/management_ standards/social_responsibility.htm.

Svetlana V. KAMYSOVSKAIA

North Caucasus Federal University, Stavropol, Russian Federation kamysovskaya@yandexl . ru Tat'iana V. ZAKHAROVA North Caucasus Federal University, Stavropol, Russian Federation zaharova-tatiana@yandex . ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.