Научная статья на тему 'Анализ диспропорции в безопасном транспортном обеспечении экономических районов Украины на примере отраслевой специализации'

Анализ диспропорции в безопасном транспортном обеспечении экономических районов Украины на примере отраслевой специализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспорт / економічний район / об'єм вантажу / спеціалізація / транспорт / экономический район / объем груза / специализация / transport / economic region / volume of freight / specialization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. Г. Волковская, П. А. Яновский

Размещение экономики по экономическим районам государства имеет свои особенности, которые зависят от многих факторов, таких как размещения населения и трудовых ресурсов, размещения природных ресурсов, а также производства и сферы обслуживания. Проведенный анализ динамики грузовых автомобильных перевозок отображает отраслевую специализацию экономических районов Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Location of economy on the state’s economic regions has the specific features which depend on various factors, such as distribution of population, labour and natural resource allocation, location of economic activity and service trades. The conducted analysis of motor freight traffic dynamics demonstrates industrial specialization of economic regions of Ukraine.

Текст научной работы на тему «Анализ диспропорции в безопасном транспортном обеспечении экономических районов Украины на примере отраслевой специализации»

УДК 656.025.4 (045)

А. Г. ВОЛКОВСКАЯ, П. А. ЯНОВСКИЙ (Национальный авиационный университет, г. Киев)

АНАЛИЗ ДИСПРОПОРЦИИ В БЕЗОПАСНОМ ТРАНСПОРТНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЙОНОВ УКРАИНЫ НА ПРИМЕРЕ ОТРАСЛЕВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Розміщення економіки по економічних районах держави має свої особливості, які залежать від багатьох факторів, таких як розміщення населення і трудових ресурсів, розміщення природних ресурсів, а також виробництва та сфери обслуговування. Проведений аналіз динаміки вантажних перевезень відображає галузеву спеціалізацію економічних районів України.

Ключеві слова: транспорт, економічний район, об'єм вантажу, спеціалізація

Размещение экономики по экономическим районам государства имеет свои особенности, которые зависят от многих факторов, таких как размещения населения и трудовых ресурсов, размещения природных ресурсов, а также производства и сферы обслуживания. Проведенный анализ динамики грузовых автомобильных перевозок отображает отраслевую специализацию экономических районов Украины.

Ключевые слова: транспорт, экономический район, объем груза, специализация

Location of economy on the state’s economic regions has the specific features which depend on various factors, such as distribution of population, labour and natural resource allocation, location of economic activity and service trades. The conducted analysis of motor freight traffic dynamics demonstrates industrial specialization of economic regions of Ukraine.

Keywords: transport, economic region, volume of freight, specialization

Для исследования самой важной и сложной задачей является определение основных понятий: специализации экономических регионов, транспортного обслуживания, грузовых потоков и установление экономических связей между ними.

Актуальность проблемы и ее связь с научными и практическими задачами.

Транспорт представляет собой особенную сферу производства. Он тесно связан с разнообразными промышленными предприятиями потому, что он продолжает производственный процесс. Перевозка грузов осуществляется в экономических районах и на государственном уровне разными видами транспорта, которые имеют разную производительность в районах и грузоподъемность подвижного состава. Поэтому, важное экономическое значение имеет отраслевая районная специализация, которая влияет на рациональное распределение перевозок между разными видами транспорта и обеспечение согласованного взаимодействия их в стыках, а также рациональное их развитие в новом соответствии с осуществляемыми каждым из них объемом перевозок.

которые имеют свою специализацию.

Введение

Транспорт - одна из важнейших отраслей экономики страны, которая объединяет сферы производства и обращения, активно влияет на процесс воспроизводства продукта, объединяет все отрасли экономики в единый хозяйственный комплекс как неотъемлемая составляющая производственных сил.

Работа автомобильного транспорта заключается в передвижении материальных объектов и выполняется транспортными средствами на территории конкретных районов страны, каждый из которых имеет важнейшие особенности.

Современные условия хозяйствования, неотвратимость европейской интеграции, развитие передовых транспортных и информационных технологий неизменно приводит к поиску новых форм и методов организации транспортного обслуживания районов страны.

Постановка проблемы. В условиях формирования новых хозяйственных образований (кластеров) в районах страны, возникает проблема их транспортного обслуживания и определения влияния работы автомобильного транспорта на экономику районов (кластеров),

© Волковская А. Г., Яновский П. А. 2013

36

Анализ последних исследований и публикаций

Изучением вопросов региональной политики занимались многие ученые. Среди них отметим Ф. Заставного, В. Поповкина, О. Шаблия, М. Пистуна, М. Паламарчука, П. Кравченко, М. Долишнего, В. Симоненко.

Проблемы эффективного управления в региональной экономике изучали такие ученые как В. П. Бочарников [1], В. Г. Галабурда [2], Д. В. Зеркалов [3, 4, 6], Е. Н. Зайцев, С. М. Ре-зер [5], К. В. Холопов, Л. Г. Чернюк [7] и др.

Формулирование целей статьи

Целью исследования является анализ диспропорции в динамике грузовых автомобильных перевозок в зависимости от отраслевой специализации экономических районов Украины.

Представление основного материала исследования

Экономическое районирование отображает территориальное деление труда, а поэтому районирование является важным условием регионального управления хозяйством. Рациональная территориальная организация производительных сил в экономических районах способствует более полному использованию природных, трудовых и материальных ресурсов, повышению эффективности производства и безопасности перевозок.

Современный этап регионального развития характеризуется наличием диспропорций в экономическом развитии районов и транспортном их обеспечении, в связи с чем возникает острая потребность в научном решении проблемы транспортного обслуживания на уровне регионов с учетом разнообразия их развития и специализации.

Одной из важнейших составляющих, которая создает объективные условия для рационализации связей между производителями и потребителями продукции, является транспортная сеть. Важная роль в транспортных процессах регионов принадлежит автомобильному транспорту.

Проанализировав распределение перевозок грузов автомобильным транспортом по экономическим районам Украины, выявлено, что начиная с 1990 по 2008 год первенство занимают Приднепровский экономический район (в среднем 29,6 % от общего объема перевозок грузов по Украине), Донецкий экономический

район (17,3 %) и Северо-восточный экономический район (14,2 %).

Но в 2009 и 2012 годах Донецкий район уступает свое место Северо-восточному, и по статистическим данным в 2012 году распределение перевозок грузов автомобильным транспортом выглядит следующим образом: Приднепровский экономический район (39,3 % от общего объема перевозок грузов по Украине), Северо-восточный экономический район (15,6 %) и Донецкий экономический район (14,9 %).

Выявленная тенденция объясняется тем, что Донецкий и Приднепровский экономические районы - индустриальное сердце Украины. Их часть в производстве промышленной продукции страны составляет почти 53 %. На них приходится почти 90 % добычи каменного угля, подавляющая часть добычи железной и 100 % марганцевой руды, почти вся выплавка стали, подавляющее большинство выплавки чугуна и изготовления проката. Районы дают значительную часть металлосодержащего оборудования, в первую очередь, металлургического; в районах производят автомобили, локомотивы. Тяжелая промышленность определяет профиль экономики района.

Выводы и перспективы развития вопроса

Как свидетельствуют проведенные исследования, в обеспечении выпуска разнообразной продукции в экономических районах большую роль играет автомобильный транспорт.

Детальное изучение его участия в транспортной работе в разных регионах Украины свидетельствует о недостаточном уровне его взаимодействия с другими видами транспорта, а также с различными промышленными предприятиями. В результате этого ухудшается качество обслуживания потребителей транспортных услуг и не всегда эффективно используется парк автомобильных транспортных средств.

Поэтому острая необходимость в современных экономических условиях распределения производительных сил по экономическим районам Украины заключается в

- анализе ведущих отраслей регионов с целью их дальнейшей кластеризации, а также соседних регионов, предприятий, которые могут стать участниками межрегиональных кластеров;

- изучении роли и возможности автомобильного транспорта с использованием логистических принципов с целью обеспечения высокого уровня взаимодействия всех участников

37

транспортного процесса в кластерных образованиях;

- оптимизации парка подвижного состава автомобильного транспорта для дальнейшего обслуживания региональных кластеров;

- рациональной специализации парка транспортных средств с учетом ведущих отраслей регионов страны;

- разработке и внедрении организационных и информатизационных технологий обслуживания клиентуры;

- оптимизации технико-технологических показателей работы транспорта с учетом программы экономического развития страны и безопасности перевозок.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бочарников, В. П. Основы моделирования и решения экспертно-аналитических задач [Текст] /

В. П. Бочарников, С. В. Свешников. - К.: Эльга-Ника центр, 2002. - 296 с.

2. Единая транспортная система [Текст] / В. Г.

Галабурда, В. А. Персианов, А. А. Тимошин и др. -М.: Транспорт, 2001. - 303с.

3. Довідник експедитора [Текст] : в 2-х кн. / За ред. Д. В. Зеркалова. - Кн. 1. - К.: Основа, 2002. -624 с.

4. Довідник експедитора [Текст] : у 2-х кн. / За ред. Д. В. Зеркалова. - Кн. 2. - К.: Основа, 2003. -528 с.

5. Резер, С. М. Логистика экспедирования грузовых перевозок [Текст] / С. М. Резер. - М.: РАНВИНИТИ, 2003. - 472 с.

6. Управління залізничним транспортом [Текст] : у 4-х кн. / За ред. Д. В. Зеркалова. - Кн. 2. Перевезення. Тарифи. - К.: Основа, 2004. - 280 с.

7. Конкурентоспроможність регіонів України: методологія і практика [Текст] / за ред. Л. Г. Чернюк. - К.: РВПС України НАН України, 2009. -108 с.

Статья рекомендована к публикации д.т.н., проф. В. К. Мироненко

Поступила в редколлегию 01.11.2013.

Принята к печати 05.11.2013.

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.