Научная статья на тему 'Анализ дискретности политических и исторических взаимоотношений России и Испании нового тысячелетия'

Анализ дискретности политических и исторических взаимоотношений России и Испании нового тысячелетия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
267
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПАНИЯ / РОССИЙСКО-ИСПАНСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / КРИЗИС / SPAIN / RUSSIAN-SPANISH RELATIONS / FOREIGN POLICY / EUROPEAN UNION / CRISIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Куклина Алла Сергеевна

Анализируется негативное влияние дипломатических позиций Европейского союза по отношению к Российской Федерации на примере Испании. Геополитические, историографические, стратегические и экономические взаимоотношения королевства Испания и России, исследованные в данной статье, позволяют выделить ключевые аспекты будущих партнерских отношений государств. Рассматриваются внутриполитические проблемы королевства и влияние испанской общественности на взаимосвязи с Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An Analysis of the Discreteness of Political and Historical Relations Between Russia and Spain in the New Millennium

The article analyses the discreteness of Russian-Spanish cooperation and how the political events of the beginning of the 21st century influenced it. The new inconsistencies and instabilities in the relations between the two countries, which have emerged since 2014, are considered in detail. The main aim of the research work is the actualisation of the Spanish vector of the Russian foreign policy at the present stage. The possibility of the development of a mutual friendly position of Russia and Spain will help balance the negativity of the general diplomatic background of relations between the European Union and the Russian Federation. On the basis of historical comparative studies and methods of historical periodisation, the external signs of the occurrence of chronological periods of political rapprochement between Russia and Spain are examined. As a rule, periods of active Spanish-Russian interaction are associated with the development of economic ties. The study of the works of Russian Hispanists, such as N.F. Mikheeva, N.E. Anikeeva, 0.V. Volosyuk, testifies that, for many years, Spain has considered partnership with Russia in order to jointly confront third countries. The article provides a historical retrospective of the strategic and economic relations between Russia and Spain during the Khrushchev Thaw period, when the European Union sought to restore the lost confidence in relations between Russia and the EU countries. The signing of the Strategic Partnership Agreement by Russia and Spain in 2009 and the rapid growth of visa, economic, energy, scientific, and cultural cooperation took place during the period from 2007 to 2011. The relations between Russia and Spain in the second decade of the 21st century inevitably revolve around the Crimean crisis that took place in the spring of 2014. The main outcome of the crisis was the imposition of economic sanctions, which significantly complicated the political and economic interaction. The expansion and toughening of sanctions, in addition to the agrarian and tourism sectors, have significantly affected the energy and transport sectors. The Spanish business community, which is frightened by the negative consequences of tougher sanctions, actively demonstrates concern about this problem in the press. The Russian counter-sanctions caused damage to the EU in the amount of 550 million euros per year. Spanish Foreign Minister Jose Manuel Garcia-Margallo estimated Spain's losses from export restrictions more than once. The conclusion of the work is a proposal to create a special declarative union of the countries located on the borders of Europe, which could exclude some types of foreign policy sanctions preventing the implementation of the historically friendly neutral foreign policy and the creation of an economic and cultural cooperation between Spain and the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Анализ дискретности политических и исторических взаимоотношений России и Испании нового тысячелетия»

Вестник Томского государственного университета. 2020. № 450. С. 136-146. DOI: 10.17223/15617793/450/17

УДК 94; 327

А.С. Куклина

АНАЛИЗ ДИСКРЕТНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ И ИСПАНИИ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Анализируется негативное влияние дипломатических позиций Европейского союза по отношению к Российской Федерации на примере Испании. Геополитические, историографические, стратегические и экономические взаимоотношения королевства Испания и России, исследованные в данной статье, позволяют выделить ключевые аспекты будущих партнерских отношений государств. Рассматриваются внутриполитические проблемы королевства и влияние испанской общественности на взаимосвязи с Россией.

Ключевые слова: Испания; российско-испанские взаимоотношения; внешняя политика; Европейский союз; кризис.

Современная Испания претерпела серьезные реформы, приняв демократическую систему, опирающуюся на организованные партии сильного гражданского общества. Кредитный кризис не мешает королевству сопоставлять себя с наиболее экономически развитыми странами мира. Все континенты мира работают с испанскими многонациональными компаниями (Abengoa, Repsol, BBVA, Santander Bank, Zara). Испания принимает активное участие в глобальных экономических форумах - Всемирный экономический форум, «Большая двадцатка», ОЭСР. Традиционно Испания поддерживает устойчивые национальные интересы не только в Европе, но и в Средиземноморье, странах Латинской Америки в Соединенных Штатах Америки [1. P. 2].

Взаимоотношения Испании и России никогда не носили стратегического характера. На многолетние нейтральные отношения стран не повлияли как войны Турции и Российского государства, так и конфликты Испании с США и колониями в Южной Америки. Современная Россия поддерживала Испанию в вопросах территориальной целостности государств, Испания не касалась вопросов непризнанных государств бывшего СССР.

Актуальность предложенной исследовательской работы лежит в определении испанского вектора российской внешней политики, который позволит сбалансировать негативность общего дипломатического фона международных отношений к Российской Федерации.

Контрсанкции России существенно повлияли на политическое поведение испанских избирателей (особенно связанных со сферой агробизнеса). Испания постоянно придерживается довольно сдержанной позиции относительно санкций против РФ. Россия же, как и Испания, являясь форпостом между Европой и Азией, всегда поддерживала геополитические амбиции королевства.

История испано-российских отношений в данном исследовании анализировалась по трудам О.В. Воло-сюк [2. С. 6]. Советско-испанские связи до восстановления дипотношений с их определяющей стратегией времен республики и Франко рассматривались по монографии испанского исследователя М. Гарри-до [3. P. 291].

Современные внешнеполитические взаимоотношения между Российской Федерацией и Испанией,

точки соприкосновения в текущей общеполитической обстановке рассматривались по трудам испанского исследователя и дипломата М. Камара «Отношения между Испанией и Российской Федерацией» [4. P. 62]. Экономическое развитие двух стран в свете модернизационного контекста отражает в своих трудах П.П. Яковлев [5. С. 56]. Качественно новый уровень внешнеполитической экспертизы отразила Н.Е. Аникеева в своей монографии «Внешняя политика Испании в конце XX - начале XXI в.» [6. С. 43].

Политика современного министерства иностранных дел Испании, ее отношение с макрорегионами мира рассмотрена в фундаментальной монографии американских ученых Д. Гарсия и Р. Пардо «Современная внешняя политика Испании». Анализ статистической и экономической ситуации торговых отношений Испании и России представляет испанский экономист А. Санчес [7. P. 61].

Современность двусторонних отношений культурной дипломатии Испании и РФ по деятельности института Сервантеса в России показана в работах Н.М. Боголюбовой и Ю.Н. Николаевой [8. С. 93]. Обзор испанской прессы о работе российской дипломатии отражен в труде Д.А. Чечкина [9. С. 64].

Несмотря на всестороннюю исследованность тематики, включая диссертационные изыскания Н. Е. Аникеевой с комплексной оценкой основных направлений внешней политики с 1975 по 2004 г. [10. С. 211], Э. Каналеса [11. С. 113] и Р.В. Асеева [12. С. 128] с анализом торгово-экономических связей, Д.В. Юркова [13. С. 93], представившего исследование о культурных связях России и Испании, нет общего прогнозирующего фактора развития будущности отношений.

Анализ политического, исторического и экономического аспектов двусторонних отношений представляет собой исторически важную и малоизученную сторону современных связей России со странами Иберийского полуострова. Но политики РФ придают немаловажное значение налаживанию исторически определенных дружественных отношений России с испаноговорящим миром. Среди основных исследовательских и образовательных центров, уделяющих существенное внимание изучению Испании, следует, безусловно, выделить Институт Латинской Америки (ИЛА РАН), МГИМО (университет), Российский университет дружбы народов и Высшую

школу экономики, расположенные в Москве. Все три университета предлагают магистерские программы по региональным исследованиям, истории, политологии и (или) международным отношениям. ИЛА проводит регулярный набор аспирантов по профильным историческим, политическим и экономическим наукам.

Политико-дипломатические и экономические российско-испанские отношения в свете последней мировой геополитики и историографии являются объектом данных изысканий - тематика весьма значимая для прогнозирования работы внешнеполитических деятелей.

Предмет исследования - стратегическое партнерство Испании и России в свете позитивного исторического опыта взаимоотношений.

Цель работы - на базе анализа современного состояния и прогноза испано-российских отношений получить ответ на вопрос о выстраивании будущих стратегических партнерских отношений России и Испании. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- Определение основных этапов испано-российских отношений.

- Анализ исторического становления испано-российских отношений.

- Выявление определяющих факторов формирования двусторонних отношений.

- Нахождение потенциальных точек соприкосновения для укрепления взаимодействия будущего.

- Изучение характера торгово-экономических взаимоотношений между странами.

- Оценка роли российско-испанских связей на потепление отношений с Европейским союзом.

Исследование хронологически охватывает рамки с начала 2000 г. по сегодняшний день. Но основа сроится на период с 2009 г. (год подписания декларации о стратегическом партнерстве между Россией и Испанией [14. С. 1]) по июнь 2017 г. (сообщение председателем Европейского совета Дональдом Туском о продлении санкций против России на очередные шесть месяцев [15. С. 1]). В свете рассмотрения стратегии построения взаимоотношений между странами данные годы рассматриваются весьма кстати в современной политической динамике. Выход за временные рамки исследования осуществлен с целью определения клиодинамических тенденций исторических процессов.

Географические рамки изысканий сфокусированы на России и Испании, плотно соприкасающихся с наднациональным образованием - Европейским союзом, странами «Восточного партнерства».

Научная новизна исследований заключена в попытке провести корреляционную зависимость двусторонних отношений Испании и России. От большинства известных исследований данная работа отличается глубоким историческим анализом экономических связей двух стран, определяющем реальную взаимовыгодную связь, обусловленную полным отсутствием геополитических претензий. Историческая характеристика двусторонних взаимоотношений Королевства Испания и России в свете традиционных позиций

стран дает понимание появления ковариационных моментов в текущем развитии современного внешнеполитического процесса. Таким образом, может быть предложена модель успешного взаимодействия двух стран, позиционирующая себя на исторически сложенных традициях взаимного нейтралитета и успешной торгово-коммерческой деятельности.

А выводом работы можно рассмотреть предложение по созданию особого декларативного союза стран, стоящих на границах Европы, позволяющего исключать некоторые виды внешнеполитических санкций, мешающих проведению исторически дружественной и нейтральной внешнеполитической коалиции экономически-культурного содружества Испании и Российской Федерации.

Детерминант исторической характеристики взаимоотношения стран Испании и России, традиции взаимопомощи без непрошенного вмешательства во внутриполитические, внешнеполитические, социально-экономические процессы, позволяет получить модель успешного взаимодействия двух государств на обычаях взаимного нейтралитета и успешной торго-во-коммерческой деятельности.

Методическая основа работы опирается на исследовательские методы case study, дискус-анализа. Данный выбор обусловлен на возможном интерпретационном подходе анализа личных наблюдений автора при присутствии во время знаковых событий в обеих странах и общении с социумом.

Теории реализма и неореализма помогли понять влияние внешних факторов и геополитических интересов на политические взгляды России и Испании в отношении друг друга. Структурный реализм Кеннета Уолтца [16. P. 138] и Джона Миршаймера [17. P. 11] определили системные условия необходимости объединения двух стран с целью противостояния диктата Европейского союза.

Неореализм позволил дать подробный анализ стратегических расчетов российских и испанских политиков. Институциональные рамки, созданные между Испанией и Россией, определили неолиберальный институционализм как теоретический подход взаимодействия. Предложенный подход Роберта Кеохейна и Джозефа Найема [18. P. 733] позволит задушить анархию и установить взаимовыгодное сотрудничество, определив правила межгосударственного взаимодействия.

В своей исследовательской работе автор приводит возможные сценарии развития событий, делает вклад в диверсификацию теоретической базы истории международных отношений и мировой политики, акцентируя внимание на экономическом базисе взаимоотношений Испании и России. Практическая значимость работы заключается в создании объективной модели становления и развития двусторонних отношений Испании и России.

В качестве основных положений изысканий можно определить:

1. Контакты России и Испании в XVI-XVIII вв. носили по большей части эпизодический характер, обусловленный географической удаленностью стран друг от друга, отсутствием конфликтного поля и

минимальными династическими связями. Именно подобный характер отношений может являться одной из причин формирования нейтрально-положительного формата политики стран друг к другу.

2. Признание Александром I кадисской конституции в 1812 г. является ключевым событием русско-испанских отношений в XIX в. Великолукским договором русский самодержец придал легитимности испанской партизанской борьбе за независимость от Наполеона, что стало ключевым моментом формирования позитивного отношения Испании и испанцев к России.

3. Взаимный нейтралитет России и Испании, начавшийся с неучастия последней в Крымской войне и ознаменовавшийся невмешательством России в конфликты Испании с США, представил собой устоявшийся формат двусторонних отношений. Нейтралитет Испании в Первой мировой войне поддержал сформировавшийся тип отношений, Испания выступала гуманитарным посредником и неоднократно проявляла инициативы по помощи российским военнопленным и перемещенным лицам.

4. Советско-испанские отношения (до 1939 г.) носили новый, идеологизированный характер. Советский Союз оказывал республике разнообразную помощь в ходе Гражданской войны и до нее, что впоследствии привело к формированию образа Советской России как классического врага нового режима Ф. Франко и заблокировало дипломатические контакты вплоть до начала демократизации испанского режима. СССР ассоциировался у правительства Франко с собственными идеологическими противниками и представлял собой угрозу фашистскому авторитарному строю. Тем не менее участие советских специалистов в гражданской войне на стороне республики оказало позитивный эффект в годы восстановления отношений с Испанией после демонтажа фашистской системы.

5. Торгово-экономические отношения двух стран с 1991 г. носили позитивный, но точечный и нестабильный характер. Дефицит торгового баланса Испании в отношениях с Россией говорит о продолжении отношения Испании к нашей стране как далекому и не самому важному партнеру. Тем не менее поступательная дипломатическая работа, направленная на упрощение таможенного режима и другие меры благоприятствования взаимному экономическому сотрудничеству, дали позитивный результат и обеспечили поступательный рост взаимных инвестиций.

6. Последствия «великой рецессии» и война санкций между ЕС и России оказали негативное влияние на двусторонние отношения. Испания не желала усиления санкционного режима, так как агропромышленный сектор страны продолжает нести существенные убытки. Испания будет предпринимать мероприятия по развитию двусторонних отношений, несмотря на негативную внешнеполитическую обстановку.

7. Выход взаимных отношений на стратегический уровень в 2009 г. представляет собой закономерный результат продолжительного сотрудничества двух стран; отсутствие конфликтного потенциала и многолетний взаимный нейтралитет, слабый интерес к внутренним проблемам обоих государств обусловили

возможность подписания декларации о стратегическом партнерстве.

8. Стратегическое партнерство Испании и России носит долгосрочный и перспективный характер. Несмотря на режим санкций, обе страны готовы искать пути взаимодействия для продвижения собственной повестки.

Наиболее современный этап развития двусторонних отношений - первая декада XXI в.

Отношения России и Испании в данный период попадают на второй мандат Хосе Марии Аснар (20002004) и почти два полных периода президентства Хо-се Сапатеро (2004-2011). А также с двумя сроками правления Владимира Путина (2000-2008) и Дмитрия Медведева (2008-2012). Данный период можно охарактеризовать как стабильный этап в развитии двусторонних отношений.

В качестве индикатора политического климата в отношениях России и Испании рассматривается частота взаимных политических визитов высокого уровня. Взаимные визиты высокопоставленных лиц России и Испании этого времени носят регулярный характер. Поездки - короля, принца Астурийского, председателя правительства и министра иностранных дел со стороны Испании и Президента, премьер министра и министра иностранных дел со стороны России - имели небольшой количественный перевес в пользу Испании. Характерной чертой данных визитов является также их сокращение накануне выборов в государствах, что легко объясняется неопределенностью, связанной с потенциальными результатами предстоящего голосования.

Важное место в развитии отношений двух стран занимают личные встречи короля Испании с российскими лидерами, в частности с В.В. Путиным. Личные контакты позволили монарху выступить в роли медиатора в некоторых ситуациях. Так, согласно некоторым источникам, монарх сыграл свою роль в ситуации, когда нефтяная компания Лукойл продемонстрировала свой интерес в приобретении акций компании Репсол [19. Р. 2].

Важной чертой развития отношений между двумя странами на данный период является активное обоюдное стремление к двустороннему сотрудничеству. С одной стороны, данный феномен может объясняться стремлением обоих государств преодолеть годы взаимного недоверия и игнорирования и выстроить новые взаимовыгодные отношения, которые перерастут рамки отношений политических, коснутся также экономической сферы и сферы безопасности и могут выйти за рамки двустороннего сотрудничества, охватив сферу отношений России с Европейским союзом. В то же время данному феномену можно найти другое объяснение, которое при этом не будет противоречить предыдущему, - это географический фактор. Так, отсутствие в истории двух государств конфликтов, обусловленных политическими интересами на базе географического соседства (как в случаях конфликтов России с Польшей), во многом позволило российскими и испанским высокопоставленным лицам выстраивать взаимовыгодное сотрудничество, не оглядываясь на исторические предубеждения.

В то же время испанское общество демонстрирует нейтральное отношение к России, а отношения двух государств не являются основным интересом испанского электората. Данное утверждение в еще большей степени справедливо в отношении электората российского. Этот факт предоставляет политикам двух государств широкое поле для маневра, позволяя не опираться на идеологические аспекты в процессе электоральных кампаний.

Российско-испанские отношение в первом десятилетии XXI в. можно разделить на 3 этапа, связанных со сменой правительства в двух государствах.

Первый этап. Хосе Мария Аснар -

Владимир Владимирович Путин (2000-2004)

В период с 2000 по 2004 г., с Аснаром и Путиным во главе Испании и России, основными точками соприкосновения двух государств можно назвать следующие события: теракт 9/11 в США, вторжение США в Афганистан, а позднее в Ирак. Данные события заметным образом повлияли на сближение России со странами Западной Европы, в том числе Испанией. Позитивным последствием происходящих событий является стимулирование взаимовыгодного сотрудничества между Испанией и Россией не только в рамках борьбы с терроризмом, но и по другим вопросам безопасности, например организованной преступности.

Кроме того, Россия вместе с Испанией поддержала свержение режима «Талибана» в Афганистане. И даже последующие разногласия между двумя странами на почве развития войны в Ираке не повлияли на сотрудничество в других областях.

Негативным фактором является несоответствие в уровне политического влияния Испании и России. В данном ключе Москва представляет собой игрока, меньше заинтересованного в двустороннем сотрудничестве с Испанией, если это сотрудничество не принесет потенциальной выгоды, которую Россия не сможет получить от взаимодействия с другими странами Западной Европы. Таким образом, ориентация испанского правительства в сторону Вашингтона представляла особый интерес для России, где Испания выступила бы как посредник в российско-американском диалоге.

Второй этап. Родригес Сапатеро -

Владимир Владимирович Путин (2004-2008)

Вступление Сапатеро на должность премьер-министра Испании не стало толчком к изменению приоритетов во внешней политики страны и ее переориентированию в сторону России. Напротив, социалистическое правительство поместило Европейский союз и стран - членов организации (в первую очередь Францию и Германию) на первое место в списке приоритетных партнеров Испании. Такой подход, однако, не противоречил позиции России.

Стратегия Сапатеро по «возвращению в Европу» включает Испанию в группу стран - членов ЕС и потенциальных партнеров России. В данный список на

тот момент уже входят Франция и Германия как стратегические партнеры страны. Сюда же можно включить Италию с тесными контактами между Сильвио Берлускони и В.В. Путиным. В данном контексте Испания имеет определенный потенциал, осознавая, что не сможет иметь столь же важного стратегического значения для Москвы, как Берлин или Париж. Таким образом, более низкий политический вес Испании по сравнению с более крупными европейскими державами так или иначе не позволит стране сыграть более существенную роль в определении политической стратегии ЕС по отношению к России. С другой стороны, нельзя отрицать тот факт, что данный процесс носит и субъективный характер, демонстрирующий инертность испанского правительства. Так, испанские власти продолжают действовать в традиционных для страны зонах: Европа, Магриб - Ближний Восток и Латинская Америка. Постсоветское пространство до сих пор остается вне интересов испанских политиков, которые не намерены преодолеть многолетнюю инертность и развивать отношения с новыми партнерами.

Третий этап. Родригес Сапатеро -

Дмитрий Анатольевич Медведев (2008-2012)

С приходом к власти Дмитрий Медведев начинает так называемый период оттепели в отношениях России и ЕС. В то же время Евросоюз стремится восстановить потерянное доверие в отношениях России и стран ЕС, стараясь прибегать к мирным урегулированиям конфликтов посредством двустороннего диалога. Так, данный подход позволил в короткие сроки и с минимальными последствиями урегулировать кризис, возникший в результате русско-грузинской войны в августе 2008 г.

На данном этапе Испания занимает более активную позицию в восстановлении отношений между Россией и ЕС. В марте 2009 г. в рамках визита Д. Медведева в Испанию было подписано Соглашение о стратегическом партнерстве [20. P. 1], которое сделало Испанию четвертой страной среди государств Европейского союза (после Германии, Франции и Италии), занимающей особую роль в отношениях с Россией. Предложенные в Соглашении инициативы охватывают широкие сферы: от политических вопросов по проблемам, представляющим общий интерес до сотрудничества в сфере образования и культуры (см. табл. 1).

К тому же, Испания председательствовала в ЕС в первой половине 2010 г. и обозначила укрепление отношений с Россией в качестве приоритетного направления. Так, Сапатеро отметил, что стабильность ЕС во многом зависит от отношений с Россией. В целом основными направлениями сотрудничества ЕС и России на данном этапе стали: пересмотр визового сотрудничества, участие России в некоторых программах Восточного партнерства, энергетическое сотрудничество, поддержка России в рамках вступления в ВТО, сотрудничество по вопросам борьбы с терроризмом [21. P. 1].

Таблица 1

Основные положения Соглашения о стратегическом партнерстве между Россией и Испанией (2009)

Направление сотрудничества Действия по взаимному сотрудничеству

1. Внешняя политика - взаимный обмен информацией, координация более широких совместных инициатив; - ежегодные консультации между министрами иностранных дел; - переговоры по поводу заключения нового соглашения о сотрудничестве

2. Безопасность и правосудие - взаимодействие между министрами обороны; - соглашение о транзите испанского оборудования и военных по территории России в Афганистан; - борьба с терроризмом; - борьба за нераспространение оружия массового уничтожения; - борьба с организованной преступностью; - борьба с незаконным оборотом наркотиков

3. Экономика и торговля - развитие торговли; - развитие туризма (Программа совместных действий) ; - развитие взаимных инвестиций; - обмен экономической информацией; - взаимодействие между предприятиями и торговыми палатами; - сотрудничество в сфере инфраструктуры (включая Протокол о железнодорожных перевозках) ; - энергетическое сотрудничество: нефтепродукты, природный газ, уголь и возобновляемые источники энергии (Меморандум о взаимопонимании) ; - сотрудничество в области ядерной энергии; - содействие во вступлении России в ВТО (вступила в 2012 г.)

4. Культура и общество - сотрудничество между университетами, научными и исследовательскими центрами; - содействие академической и научной мобильности; - содействие изучению русского и испанского языков; - содействие сотрудничеству НКО и правительственных агентств; - взаимодействие СМИ; - защита интеллектуальной собственности; - Испано-российский форум О диалоге в гражданском обществе; - содействие взаимоупрощению визового режима

Основной целью России было развитие сотрудничества с ЕС в технологической сфере в рамках совместных проектов, таких как разработка альтернативных источников энергии и повышение энергоэффективности, с максимальным сокращением затрат в связи с развернувшимся экономическим кризисом. Ответом ЕС, в свою очередь, была ориентация на политическую и экономическую модернизацию, дальнейшую демократизацию России, борьбу с коррупцией и вовлечение общества в политические процессы.

Важно уделить отдельное внимание вопросам отношений между двумя странами в сфере обеспечения безопасности. Как отмечалось ранее, данные отношения базируются на отсутствии восприятия друг друга как потенциальной угрозы. В то же время существует общая точка соприкосновения в виде борьбы с терроризмом и организованной преступностью, которая дала толчок более плотному взаимодействию между органами прокуратуры, полициями и спецслужбами.

Тем не менее данные отношения имеют свои слабые стороны. Так, Прокурор Верховного суда, специализирующийся на расследованиях преступлений организованной преступности в бывшем СССР (как стало известно после утечки ряда секретных данных через канал Викиликс), отметил значительный объем данного рода преступлений на территории страны и заявил о связи российских правоохранительных органов с организованными преступными группировками, что усложняет процесс расследования преступлений, совершенных российскими гражданами на территории Испании. Другой проблемной точкой, в этот раз уже в глазах России, является тот факт, что испанские СМИ

используют термин «русская мафия» для обозначения преступных групп из любой части Восточной Европы и постсоветского пространства, ухудшая тем самым образ россиян, проживающих на территории Испании.

Что касается международной безопасности, в эти годы между Россией и Испанией было достигнуто Соглашение по разрешению транзита испанских военных через территорию России в Афганистан. Тем не менее особых успехов в других направлениях достигнуто не было, но причина здесь кроется в том, что многие международные вопросы решаются в рамках сотрудничества России и НАТО и других международных организаций, т.е. выходят за пределы двусторонних испано-российских отношений.

Вмешательство западной коалиции, включая Испанию, в конфликт в Ливии продемонстрировал как потенциал, так и ограниченность стратегического сотрудничество между Россией и Испанией. Это был первый конфликт международной важности со времен войны в Ираке, в которой Россия и Испания заняли противоположные позиции. Тем не менее это не оказало негативного воздействия на развитие отношений между двумя странами: прагматизм, направленный на избежание конфликтов, способных навредить взаимовыгодному сотрудничеству, постепенно стал традиционным трендом.

В данный отрезок времени одним из основных мотивов по укреплению сотрудничества между Россией и Испанией был мотив экономический, особенно в контексте развернувшегося экономического кризиса. Общепризнанным является тот факт, что интенсивность торговых отношений значительно ниже отно-

шений политических между двумя странами, и данное препятствие требует скорейшего преодоления. На сегодняшний день обмен имеет отрицательное торговое сальдо (табл. 2). Импортируются главным обра-

зом сырьевые товары, в то время как основу экспорта составляют продукты технической деятельности, такие как автомобили, а также продовольственные товары (табл. 3).

Таблица 2

Объем испано-российской торговли (миллионы евро) Расчеты основаны на материалах, опубликованных на портале МИД Испании

Торговый баланс 2007 2008 2009 2010

Импорт 7 892,71 7 531,95 4 587,22 6 125,52

Экспорт 2 085,93 2 835,63 1 477,43 1 994,97

Сальдо -5 806,78 -4.696,32 -3 109,79 -4.130,55

Уровень охвата 26,40 37,60 32,20 32,50

Динамика импорта* 7,49 -4,57 -39,10 33,53

Динамика экспорта* 38,17 35,94 -27,90 35,03

* Динамика относительно предыдущего года

Таблица 3

Распределение торговли по секторам (2010) Расчеты основаны на материалах, опубликованных на портале МИД Испании

Основные импортируемые продукты Сумма % от общего объема

Ископаемые виды топлива, нефтепродукты 5 343,84 87,20

Выплавка металлов, чугуна и стали 371,10 6,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Никель 132,21 2,10

Синтетический каучук 48,80 0,70

Удобрения 40,39 0,60

Алюминий 21,58 0,30

Общая сумма продуктов 5 957,92 96,90

Общий объем импорта 6 125,52 100,0

Основные экспортируемые продукты Сумма % от общего объема

Котлы, механические устройства 252,69 12,60

Транспортные средства, тракторы 247,76 12,40

Мясо и субпродукты 132,92 6,60

Съедобные фрукты, цитрусовые 116,00 5,80

Плитка и тротуарная плитка 102,56 5,60

Электротехническое оборудование 91,49 4,50

Общая сумма продуктов 943,42 47,50

Общий объем экспорта 1 994,97 100,0

В утвержденной так называемой Декларации партнерских связей в целях модернизации в 2010 г. были выделены следующие аспекты экономического сотрудничества между ЕС и Россией:

- расширение возможностей для инвестиций, торговли и двусторонних экономических отношений;

- приближение стандартов и технических регламентов, а также защита интеллектуальной собственности;

- улучшение транспортной инфраструктуры;

- содействие развитию устойчивой экономики, энергоэффективности и борьба с изменением климата;

- укрепление сотрудничества в области научных исследований, разработок и инноваций, в том числе в сфере космических технологий;

- снижение негативных социальных последствий экономической реструктуризации;

- обеспечение эффективного функционирования судебной системы и борьба с коррупцией;

В ходе своего председательства в ЕС Испания также инициировала обсуждение вопроса по упрощению визового режима между Россией и странами Европы. Устранение формального барьера между странами позволило бы увеличить бизнес-контакты, обмен между странами и еще больше развить туризм.

Одним из основных аспектов отсутствия глубоких отношений между Россией и Испанией является неза-крепившееся в обоих обществах общественное мнение по отношению к своим зарубежным братьям. Так, если в россияне видят привлекательным испанский язык и испанскую культуру, испанский язык активно изучается в российских вузах и школах, нельзя сказать, что этот интерес является обоюдным: в Испании практически не изучается русский язык и российская культура в целом не представляет какого-либо интереса для испанского населения. С целью устранить данные пробелы 2011 г. был объявлен годом Испании в России, который имеет свой аналог - год России в Испании. Основным направлением данного проекта является организация всевозможных фестивалей, культурных выставок, но включает также и деловые обмены.

Отношения России и Испании в контексте украинского кризиса 2014 г.

Отношения между Россией и Испанией во втором десятилетии XXI в. неизбежно вращаются вокруг крымского кризиса, развернувшегося весной 2014 г., основным итогом которого стало введение экономических санкций, но который повлиял и на все другие

сферы сотрудничества Росси с ЕС в целом и с Испанией в частности, осложнив и политическое, и экономическое, и культурное взаимодействие.

После произошедшего конфликта отношения между Евросоюзом и Россией оказались в самой напряженной точке за всю историю взаимодействия [22. Р. 5]. Москва пыталась помешать ужесточению санкций против России, введенных Европейским союзом в ответ на присоединение Крымского полуострова к территории страны, попыткой разрушить единодушие стран - членов ЕС по данному вопросу.

Испания, в свою очередь, демонстрировала глубокую симпатию по отношению к Москве (наряду с Венгрией, Италией, Грецией и Болгарией) и выступила одной из немного стран, которые высказывали открытое недовольство осложнением отношений с Россией. Данная позиция Испании вызвала недоумение и раздражение в европейском обществе, а также среди стран-соседей Российской Федерации. Испанская позиция выглядела как колебание между желанием продолжать налаженный с Россией диалог и боязнью выглядеть воинственно настроенным партнером, стремящимся внести раскол в единую позицию ЕС.

Внушительное расстояние между двумя странами и отсутствие действительно весомых в стратегическом плане точек соприкосновения, о которых мы говорили ранее, сыграли ключевую роль в формировании позиции Испании по данному конфликту. Так, к примеру, Россия является одним из основных поставщиков сырой нефти в Испанию (14% от общего объема в 2013 г.), но список других импортеров сырья очень широк, и в то же время российский природный газ не используется Испанией в принципе.

Политические и дипломатические отношения представляются на первый взгляд достаточно тесными, но в то же время они не выходят за рамки официальной государственной риторики и не включают в себя взаимодействия по серьезным стратегическим вопросам. Так, и Министерство иностранных дел Испании, и испанское бизнес-сообщество разделяют мнение, что Россия никак не способствует входу испанских представителей на российский рынок и не предоставляет никакой политической поддержки.

Двусторонние экономические отношения, будучи вполне перспективными в некоторых сферах, также не выглядят достаточно крепкими. Тем не менее эти отношения занимают привилегированное место в испанской повестке, продолжая политическую стратегию председателя правительства Испании Мариа-но Рахоя, первое место в которой выделено экономической и коммерческой деятельности Испании в рамках внешней политики. Первоначально санкции ЕС против России наибольшее воздействие оказывали на сельскохозяйственный сектор Испании. Тем не менее расширение санкций и их ужесточение могло в перспективе сказаться и на других отраслях, в частности энергетическом секторе, секторе транспортном. Отдельную озабоченность проблемой демонстрировало испанское бизнес-сообщество, которое пугали потенциальные негативные последствия ужесточения санкций, способных разрушить столь кропотливо вырабатываемое бизнес-партнерство

между двумя странами. В данном контексте аналитики видели потенциал в возможном блокировании Испанией ужесточения санкций, которые самым жестоким образом могли бы отразиться на экономическом партнерстве с Россией.

Очевидным является непосредственное влияние санкций на экономическое взаимодействие России и Испании, в связи с чем данный аспект следует рассмотреть отдельно.

По предварительным оценкам, российские контрсанкции должны принести ЕС ущерб в размере 550 миллионов евро в год.

Как отмечалось ранее, в течение первого десятилетия XXI в. испанский экспорт в Россию постепенно возрастал, достигнув 2,84 млрд евро - своего максимума в 2008 г. Впоследствии из-за кризиса экспорт сильно сократился, но вновь вырос, к 2012 г. составив 2,95 млрд евро.

Таким образом, чтобы проанализировать влияние санкций на объем торговли между двумя странами, следует рассмотреть показатели 2014 г., сравнив их с предыдущими показателями. Самым ярким примером выглядит снижение поставок мяса, которые уже к 2013 г. сократились вдвое, в сравнении с предыдущими годами, а к 2014 г. были практически ликвидированы, достигнув рекордно низкой отметки в 9,2 млн евро. Стоит отметить, что данный спад в поставках связан в первую очередь с ограничениями в экспорте в Россию из Испании ряда мясных и рыбных продуктов, связанных с их потенциальной угрозой здоровью.

В случае с экспортом продуктов растительного происхождения, которые также оказались под влиянием контрсанкций, значительное снижение поставок наблюдается уже с 2012 г. Тем не менее в данном случае сложно увидеть прямое воздействие санкций. Так, опустившись до 48,4 млн евро в 2012 г., объем экспорта увеличился до 61 млн евро в 2014. В то же время, если взять к рассмотрению лето 2014 г., когда стал заметным эффект введения контрсанкций, снижение объемов экспорта является очевидным.

Инвестиционные потоки под воздействием кризиса

Российские капиталовложения в Испанию являются незначительными. Составив 31,5 млн евро в 2008-2010 гг., они выросли до 114,2 млн в 2012-2013 гг. Среди секторов, привлекающих наибольший объем инвестиций: недвижимость, отели, общественное питание. Также немаловажными являются коммерческая деятельность, связанная с продажей автомобилей. Таким образом, основные инвестиции России в Испанию непосредственно связаны с россиянами, временно или постоянно пребывающими на ее территории. В начале 2010-х гг. россияне представляли вторую по многочисленности группу покупателей недвижимости в Испании, уступая лишь англичанам. Естественно, что введенные санкции оказали значительное воздействие на данную сферу сотрудничества между Испанией и Россией.

В свою очередь, испанские капиталовложения превышали вложения России, но также не представляли большого объема. В период с 2008 по 2010 г. они

составили 528,4 млн евро, но снизились до 218,2 млн евро в последующие три года. Испанские капиталовложения сконцентрированы вокруг металлообрабатывающей промышленности, изготовления и продажи транспортных средств. В первые годы 2010-х значительные инвестиции были сделаны в химическом секторе. В данной связи очевидно, что экономические санкции оказали не столь значительное воздействие на испанские инвестиции в России.

Российско-испанское корпоративное сотрудничество

Наиболее плотное сотрудничество между Россией и Испанией осуществляется в энергетическом секторе, который попал под европейские антироссийские санкции. В данном контексте основной является деятельность испанской нефтегазовой компании Репсол, которая пошла на российский рынок в 2006 г. В 2011 г. компания подписала соглашение с Alliance Oil Company по созданию совместного предприятия AROG по разведке и добычи нефти. На 2013 г. Repsol имела в своем распоряжении 27 блоков, из которых 13 были вовлечены в разведку, а 14 - в разработку нефти. В 2013 г. компания производила 14 600 баррелей в день, увеличив производство до 17 640 к середине 2014 г.

Компания Técnicas Reunidas, в свою очередь, также активно укрепилась на российском рынке. В 2006 г. она внесла значительный вклад в работы по реконструкции нефтеперерабатывающего завода в Хабаровске. В 2013 г. компания выиграла контракт стоимостью в 1,1 млрд долларов по разработке проекта строительства нефтеперерабатывающего завода в Волгограде. Очевидно, что так или иначе антироссийские санкции непосредственным образом затронули деятельность и так немногочисленных на российском рынке испанских компаний.

Политический аспект взаимоотношений

В своем официальном дискурсе Испания заявляет о своем стратегическом партнерстве с Россией. Рамочным документом в данной связи является Соглашение о стратегическом партнерстве, подписанное в марте 2009 г. премьер-министром Испании Хосе Сапатеро и президентом России Дмитрием Медведевым. Данное соглашение было подкреплено организацией года испанской культуры в России и российской культуры в Испании в 2015 г. Данные инициативы направлены не демонстрацию и поддержку тесных и гармоничных отношений между Москвой и Мадридом. Тем не менее следует помнить, что данные отношения не имеют под собой исторически сложившегося основания и стратегии, а также демонстрируют очевидную неравнозначность в уровне важности, придаваемой данному сотрудничеству с той и другой стороны. В глазах Москвы Испания - потенциальный союзник в рамках развития стратегии отношений с ЕС в целом и не представляет какой бы то ни было стратегической ценности как отдельный партнер.

Исторически Испания не демонстрировала особого интереса к странам восточной Европы, проявляя при этом определенную настороженность к растущему вза-

имодействию между Европой Западной и Восточной. Она опасалась, что такое развитие отношений снизит интерес ЕС к странам Южной Европы, сократив, как следствие, финансовую помощь южным странам сообщества. В общем и целом Мадрид, как и его европейские партнеры, в своем развитии отношений со странами Восточной Европы фокусируется на отношениях с Россией. Гармония в политических отношениях между Россией и Испанией была продемонстрирована в период крымского кризиса, в защите Испанией позиции России по Крыму. Мадрид заявил, что Россия имеет на Украине «законный интерес» и что «российский интерес» должен быть принят во внимание при попытке урегулировать украинский конфликт, спонсируемый ЕС.

Такое близкое сотрудничество России с Испанией в период конфликта вызвало озабоченность со стороны испанских евроатлантических партнеров. Примечательным примером явилась встреча в Мадриде между министрами иностранных дел России и Испании С. Лавровым и Гарсией-Маргальо 5 марта 2014 г. в период эскалации конфликта на Крымском полуострове. В совместной пресс-конференции испанский министр иностранных дел подчеркнул «необходимость уважения закона» (подразумевая признание целостности украинской территории), в то же время отметив, что «нынешние трудности начались тогда, когда президент Янукович решил не подписывать соглашение с ЕС, документ, который был ошибочно принят за альтернативу Евразийского экономического сообщества, который был подписан Россией и другими странами».

С позиции Испании в стратегии отношений с Россией Крым является основной проблемой. Но в то же время испанская позиция формируется под влиянием ее внутренних интересов: способствовать международному содействию урегулирования конфликтов в Каталонии и стране Басков. Гарсия-Маргальо перед референдумом в Крыму в марте 2014 г. заявил, что параллель между Каталонией и Крымом носит «абсолютный характер», и отметил, что «референдум, который противоречит внутренней конституции по определению нарушает международное право и не может иметь легальный статус. Территория, которая отчуждается с такими грубыми нарушениями, не может быть признана международным сообществом».

Данное противоречивое отношение Испании к крымской проблеме не помешало ей несколько раз обратиться с призывами к ЕС по возобновлению диалога с Россией. Предложение Испании предполагает необходимость найти легальное решение проблемы. По словам Гарсии-Маргальо, «нам следует использовать творческий подход к решению проблемы, чтобы найти решение, по итогам которого обе стороны могли сохранить свое лицо».

Интересным аспектом введения антироссийских санкций является то, что они по-настоящему «взбудоражили» индифферентное до этого испанское общественное мнение по отношению к России. Народная партия, Социалистическая партия, Конвергенция и союз и их представители в Европарламенте разделили наиболее критическую позицию ЕС по отношению к интервенции России на Украину. Однако Объединен-

ные левые и Podemos приняли российскую позицию в конфликте, особенно ссылаясь на фашистскую хунту в Киеве и антифашистскую природу войны на Донбассе.

Таким образом, можно отметить противоречивость и нестабильность отношений между Россией и Испанией, которые получили новый виток развития в связи с развернувшимися кризисами начала XXI в.: сначала кризисом экономическим, а затем политическим, разразившимся на фоне аннексии Крыма Российской Федерацией. Данные аспекты в очередной раз серьезно ослабили и так некрепкое сотрудничество между двумя странами. Но в то же время развитие событий последних лет внушает немало оптимизма. Во-первых, даже в процессе развития конфликта в ходе украинского кризиса между Россией и Испанией оставалось немало точек соприкосновения, на которые не повлияло политическое напряжение и введенные антироссийские санкции. Во-вторых, на сегодняшний день, когда санкции пребывают в силе уже в течение трех лет, сотрудничество между двумя странами продолжает набирать обороты, затрагивая разные сферы взаимодействия: экономическую (бизнес-партнерства, увеличение товарооборота), политическую (общие взгляды на ряд современных политических процессов) и культурную (организация культурных и научных обменов, совместных культурных проектов).

Заключение

1. Несмотря на незначительную долю оборота между странами в общем торговом балансе, обе стороны высоко оценивают возможные перспективы роста товарооборота. Обе страны систематически предпринимали усилия для облегчения перемещения капитала, товаров, граждан и финансов через границы. Высокая стоимость нефти стимулировала высокую активность россиян на испанском рынке недвижимости. Тем не менее воссоединение Крыма с Россией и вооруженный конфликт на востоке Украины привели к введению санкций против РФ.

2. Экономический кризис 2014-2017 гг. вкупе с введенными против России санкциями вызвал негативные последствия во внешнеэкономических отношениях РФ: не стала исключением и Испания. Снизился объем инвестиций, сократилось число туристов. Ответные (контр-) санкции России против Европейского союза больно ударили по агробизнесу, который являлся крупным поставщиком фруктов, овощей и мяса на территорию РФ. Испанские аналитики отмечают, что тот факт, что продуктовое эмбарго не затро-

нуло вино и оливковое масло, говорит о позитивном сигнале РФ странам южной Европы, являющимся крупнейшими поставщиками подобной продукции в Россию.

Исследуя периодизацию развития отношений между двумя странами, можно видеть, что сотрудничество идет по спирали, а это говорит о чередовании периодов подъема спадами в качестве взаимодействия. Тем не менее, если обратить внимание на три последних этапа, можно заметить, что торгово-экономические отношения и принцип невмешательства (т.е. нейтралитета) в дела второго государства остается незыблемым даже в условиях существенных изменений внутри- и внешнеполитического ландшафта. Данное наблюдение позволяет нам подтвердить гипотезу о приоритете экономических связей (с учетом исторического аспекта взаимоотношений) в формировании успешных стратегических отношений.

Исходя из проанализированного материала, можно сделать вывод, что российско-испанские отношения сохранят свой стратегический характер и в дальнейшем. Успех российской внешнеполитической линии на европейском континенте зависит от рационального применения модели отношений с отдельными странами Европейского союза. Испанский опыт позволяет заявить об успешности последовательного развития модели взаимодействия в рамках исторически утвердившегося типа сотрудничества, основанного на взаимном нейтралитете и торговых связях.

Теоретизируя результат настоящего исследования, можно предложить следующую двустороннюю модель успешного взаимодействия со странами ЕС:

- Интенсификация торгово-экономического взаимодействия в рамках действующего санкционного режима.

- Акцент на успешном историческом опыте взаимодействия.

- Соблюдение нейтралитета в вопросах, не затрагивающих национальные интересы Российской Федерации.

- Последовательность и предсказуемость в проведении внешнеполитической линии.

Построение и имплементация новой модели двусторонних отношений в условиях действующего санк-ционного режима представляется непростой задачей. Трудно отбросить и негативный исторический бэкграунд в отношениях с рядом европейских стран. В то же время само определение национальных интересов в российских условиях не всегда является предсказуемым для зарубежных партнеров, что также может усложнить использование модели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Garcia D., Pardo R. Contemporary Spanish Foreign Policy New York. Routledge, 2014.

2. Волосюк О.В. Испания и российская дипломатия в XVIII веке. М. : Из-во Рос. ун-та дружбы народов, 1997.

3. Garrido Caballero M. Las relaciones entre España y la Unión Soviética a través de las Asociaciones de Amistad en el siglo XX. Murcia. 2006.

4. Camara M. Las relaciones entre España y la FederaciónRusa //Anuario internacional CIDOB. 2015.

5. Яковлев П.П. Испания: посткризисная модель развития // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 10.

6. Аникеева Н.Е. Внешняя политика Испании в конце XX - начале XXI в. М. : МГИМО-Университет, 2016.

7. Sanchez A. Tendencias recientes en el comercio de Rusia con España // Boletín Económico de Información Comercial Española. 2012. № 3032.

P. 55-63.

8. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.Н. Культурные центры во внешней политике современных государств. Роль Института Сервантеса в

развитии российско-испанских связей // Латинская Америка. 2012. № 3.

9. Чечкин Д.А. Российская внешняя политика в зеркале испанской дипломатии и прессы // Латинская Америка. 2011. № 11.

10. Аникеева Н.Е. Основные направления внешней политики Испании (1976-2004 гг.) : дис. ... д-ра ист. наук. М., 2009.

11. Каналес Э. Развитие торгово-экономических отношений Испании с Россией: современное состояние, ключевые проблемы и перспективы : дис ... канд. экон. наук. М., 2011.

12. Асеев Р.В. Торгово-экономические отношения между Россией и Испанией на современном этапе: возможности дальнейшего развития и основные проблемы : дис. . канд. экон. наук. М., 2006.

13. Юрков Д.В. Российско-испанские культурные связи (конец 1970-х - начало XXI в.) : дис. ... канд. ист. наук. М., 2010.

14. Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Королевством Испания // Сайт Президента РФ «Kremlin.ru». URL: http ://www.kremlin.ru/supplement/163

15. Евросоюз договорился продлить санкции против России // РБК. 22.06.2017. URL: http://www.rbc.ru/politics/22/06/2017/ 594c07209a794740a77ad594

16. Kenneth Waltz. Theory of International Politics. London :, Addison-Wesley, 1979.

17. Mearsheimer J. The Tragedy of Great Power Politics. New York : Norton, 2001.

18. Keohane R., Nye J. Power and Interdependence. Boulder : Westview. 1989.

19. Edurne M. El Rey llamó hasta seisveces a Zapatero para interveniren favor de Lukoil // Портал «El Confidencial». URL: https://www.elconfidencial.com/espana/2008-11-26/el-rey-llamo-hasta-seis-veces-a-zapatero-para-intervenir-en-favor-de-lukoil_208043/ (дата обращения: 20.07.2017).

20. Declaración de AsociaciónEstratégica entre el Reino de España y la Federación de Rusia, 3 de marzo de 2009. URL: http://www.lamoncloa.gob.es/Documents/46d9-3123-declaraciondeasociacionestrategica.pdf

21. Véase Morales Hernández, Javier: «Las relaciones UE-Rusiadurante la presidencia Española» enMarquina, Antonio (ed.): La política exterior de seguridad y defensacomún de la Unión Europea II: resultados de la presidenciaespañola. 2010. UNISCI Papers n° 36. Madrid, UNISCI.

22. Sánchez A., De Pedro N. Spain and the European Union-Russia Conflict: the Impact of the Sanctions. CIDOB. 2015.

Статья представлена научной редакцией «История» 18 июня 2019 г.

An Analysis of the Discreteness of Political and Historical Relations Between Russia and Spain in the New Millennium

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, 2020, 450, 136-146. DOI: 10.17223/15617793/450/17

Alla S. Kuklina, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod, Russian Federation). E-mail: siakuk@rambler. ru

Keywords: Spain; Russian-Spanish relations; foreign policy; European Union; crisis.

The article analyses the discreteness of Russian-Spanish cooperation and how the political events of the beginning of the 21st century influenced it. The new inconsistencies and instabilities in the relations between the two countries, which have emerged since 2014, are considered in detail. The main aim of the research work is the actualisation of the Spanish vector of the Russian foreign policy at the present stage. The possibility of the development of a mutual friendly position of Russia and Spain will help balance the negativity of the general diplomatic background of relations between the European Union and the Russian Federation. On the basis of historical comparative studies and methods of historical periodisation, the external signs of the occurrence of chronological periods of political rapprochement between Russia and Spain are examined. As a rule, periods of active Spanish-Russian interaction are associated with the development of economic ties. The study of the works of Russian Hispanists, such as N.F. Mikheeva, N.E. Anikeeva,

0.V. Volosyuk, testifies that, for many years, Spain has considered partnership with Russia in order to jointly confront third countries. The article provides a historical retrospective of the strategic and economic relations between Russia and Spain during the Khrushchev Thaw period, when the European Union sought to restore the lost confidence in relations between Russia and the EU countries. The signing of the Strategic Partnership Agreement by Russia and Spain in 2009 and the rapid growth of visa, economic, energy, scientific, and cultural cooperation took place during the period from 2007 to 2011. The relations between Russia and Spain in the second decade of the 21st century inevitably revolve around the Crimean crisis that took place in the spring of 2014. The main outcome of the crisis was the imposition of economic sanctions, which significantly complicated the political and economic interaction. The expansion and toughening of sanctions, in addition to the agrarian and tourism sectors, have significantly affected the energy and transport sectors. The Spanish business community, which is frightened by the negative consequences of tougher sanctions, actively demonstrates concern about this problem in the press. The Russian counter-sanctions caused damage to the EU in the amount of 550 million euros per year. Spanish Foreign Minister José Manuel García-Margallo estimated Spain's losses from export restrictions more than once. The conclusion of the work is a proposal to create a special declarative union of the countries located on the borders of Europe, which could exclude some types of foreign policy sanctions preventing the implementation of the historically friendly neutral foreign policy and the creation of an economic and cultural cooperation between Spain and the Russian Federation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Garcia, D. & Pardo, R. (2014) Contemporary Spanish Foreign Policy. New York: Routledge.

2. Volosyuk, O.V. (1997) Ispaniya i rossiyskaya diplomatiya vXVIII veke [Spain and Russian Diplomacy in the 18th Century]. Moscow: RUDN.

3. Garrido Caballero, M. (2006) Las relaciones entre España y la Unión Soviética a través de las Asociaciones de Amistad en el siglo XX. Murcia:

Universidad de Murcia.

4. Camara, M. (2015) Las relaciones entre España y la Federación Rusa. Anuario internacional CIDOB.

5. Yakovlev, P.P. (2015) Spain: Post-Crisis Development Model. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya — World Economy and Inter-

national Relations. 10. (In Russian).

6. Anikeeva, N.E. (2016) Vneshnyaya politika Ispanii v kontse XX — nachale XXI v. [Foreign Policy of Spain in the Late 20th - Early 21st Centuries].

Moscow: MGIMO-Universitet.

7. Sanchez, A. (2012) Tendencias recientes en el comercio de Rusia con España. Boletín Económico de Información Comercial Española. 3032. pp. 55-63.

8. Bogolyubova, N.M. & Nikolaeva, Yu.N. (2012) Kul'turnye tsentry vo vneshney politike sovremennykh gosudarstv. Rol' Instituta Servantesa v

razvitii rossiysko-ispanskikh svyazey [Cultural Centres in the Foreign Policy of Modern States. the Role of the Cervantes Institute in the Development of Russian-Spanish Relations]. Latinskaya Amerika. 3.

9. Chechkin, D.A. (2011) Rossiyskaya vneshnyaya politika v zerkale ispanskoy diplomatii i pressy [Russian Foreign Policy in the Mirror of Spanish

Diplomacy and Press]. Latinskaya Amerika. 11.

10. Anikeeva, N.E. (2009) Osnovnye napravleniya vneshney politiki Ispanii (1976—2004 gg.) [The Main Directions of the Foreign Policy of Spain (1976-2004)]. History Dr. Diss. Moscow.

11. Kanales, E. (2011) Razvitie torgovo-ekonomicheskikh otnosheniy Ispanii s Rossiey: sovremennoe sostoyanie, klyuchevye problemy i perspektivy [The Development of Trade and Economic Relations of Spain With Russia: Current Status, Key Problems and Prospects]. Economics Cand. Diss. Moscow.

12. Aseev, R.V. (2006) Torgovo-ekonomicheskie otnosheniya mezhdu Rossiey i Ispaniey na sovremennom etape: vozmozhnosti dal'neyshego razvitiya i osnovnyeproblemy [Trade and Economic Relations Between Russia and Spain at the Present Stage: Opportunities for Further Development and Main Problems]. Economics Cand. Diss. Moscow.

13. Yurkov, D.V. (2010) Rossiysko-ispanskie kul'turnye svyazi (konets 1970-kh — nachaloXXI v.) [Russian-Spanish Cultural Ties (Late 1970s - Early 21st Century)]. History Cand. Diss. Moscow.

14. Kremlin.ru. (2009) Deklaratsiya o strategicheskom partnerstve mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Korolevstvom Ispaniya [Declaration on Strategic Partnership Between the Russian Federation and the Kingdom of Spain]. [Online] Available from: http://www.kremlin.ru/supplement/163

15. RBK. (2017) Evrosoyuz dogovorilsya prodlit' sanktsii protiv Rossii [The European Union Agreed to Extend Sanctions Against Russia]. 22 June. [Online] Available from: http://www.rbc.ru/politics/22/06/2017/ 594c07209a794740a77ad594.

16. Waltz, K. (1979) Theory of International Politics. London: Addison-Wesley.

17. Mearsheimer, J. (2001) The Tragedy of Great Power Politics. New York: Norton.

18. Keohane, R. & Nye, J. (1989) Power and Interdependence. Boulder: Westview.

19. Edurne, M. (2008) El Rey llamó hasta seisveces a Zapatero para interveniren favor de Lukoil. [Online] Available from: https://www.elconfidencial.com/espana/2008-11-26/el-rey-llamo-hasta-seis-veces-a-zapatero-para-intervenir-en-favor-de-lukoil_208043/. (Accessed: 20.07.2017).

20. Lamoncloa.gob.es. (2009) Declaración de Asociación Estratégica entre el Reino de España y la Federación de Rusia, 3 de marzo de 2009. [Online] Available from: http://www.lamoncloa.gob.es/Documents/46d9-3123-declaraciondeasociacionestrategica.pdf.

21. Véase Morales Hernández, J. (2010) Las relaciones UE-Rusiadurante la presidencia Española. In: Marquina, A. (ed.) La política exterior de seguridad y defensacomún de la Unión Europea II: resultados de la presidenciaespañola. UNISCI Papers n° 36. Madrid, UNISCI.

22. Sánchez, A. & De Pedro, N. (2015) Spain and the European Union-Russia Conflict: the Impact of the Sanctions. CIDOB.

Received: 18 June 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.