Научная статья на тему 'Анализ динамики развития здравоохранения Кемеровской области за период 1997-2004 гг. '

Анализ динамики развития здравоохранения Кемеровской области за период 1997-2004 гг. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицина в Кузбассе
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ динамики развития здравоохранения Кемеровской области за период 1997-2004 гг. »

ШВЕЦ Т.И.

Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ПЕРИОД 1997-2004 ГГ.

На начало 1997 года в здравоохранении Кузбасса сложилась кризисная ситуация. До минимума сократилось финансирование отрасли. В больницах нечем было лечить и кормить больных. Ветшали здания и медицинское оборудование, износ основных фондов составлял до 50 %. Более 60 % лечебно-профилактических учреждений не отвечали санитарным нормам. Задолженность по заработной плате медицинским работникам составляла от 8 до 12 месяцев.

Значительно ухудшились показатели, характеризующие состояние здоровья населения области. Произошел спад демографических процессов. Чтобы изменить ситуацию, требовалось принятие срочных мер, которые были невозможны без мощной финансовой поддержки.

Оценивая сложившуюся ситуацию, Губернатор, исполнительная и законодательная власти, органы управления здравоохранением, уже с начала 1998 года определили первоочередную задачу — добиться финансовой стабилизации в здравоохранении. Прежде всего, были приняты меры по упорядочению деятельности системы обязательного медицинского страхования, давшие свои первые результаты. Если в 1997 году предприятиями-плательщиками на обязательное медицинское страхование было внесено 390 млн. рублей или 67 % к плану, то в 2000 году было собрано уже 984 млн. рублей, что в 1,7 раза превзошло сборы 1997 года. Были взысканы недоимки прошлых лет.

Принятые в области меры по стабилизации экономики привели к росту производства. Лучше стала наполняться доходная часть бюджета области, вследствие чего последовало увеличение расходов на здравоохранение. В 2000 году их доля в бюджете области возросла с 9,4 % до 13,5 %, а в 2004 году она составила уже свыше 14 %. Это позволило увеличить среднеобластной подушевой норматив на обязательное медицинское страхование населения в 8,5 раз, с 14,0 рублей в 1997 году до 120,0 рублей в 2004 году; довести расходы на медицинскую помощь на одного жителя области до 2605 рублей в 2004 году против 546 рублей в 1997 году. К началу 2001 года была решена одна из важнейших социальных проблем — закрыты долги по заработной плате медицинским работникам. Произошел существенный рост средней заработной платы в отрасли — с 712 рублей в 1997 году до 4203 рубля в 2004 году.

Необходимо было сохранить государственные гарантии бесплатной медицинской помощи населению. Эта задача успешно реализовывалась, как за счет средств бюджета, так и за счет средств ОМС. Программа государственных гарантий в 2000 году была профинансирована на 1,2 млрд. рублей или на 56,4 % к плану, в 2004 году финансирование составило уже 7,6 млрд. рублей. На 2005 год на выполнение программы утверждено 10 млрд. руб. С этого года принято решение о централизации платежей на ОМС неработающего населения из областного бюджета.

Были привлечены внутренние резервы отрасли. Начата реструктуризация учреждений здравоохранения.

За период с 1997 года, по области было сокращено 4218 коек дорогостоящих стационарных коек. При этом объем госпитализации не снизился (уровень госпитализации в регионе на 4 % выше, чем в среднем по России) и качество оказания медицинской помощи не ухудшилось. Этого удалось достичь благодаря активному развитию ресурсосберегающих стационарозамещающих технологий — открытие дневных стационаров, организация стационаров на дому. Их число, по сравнению с 1997 годом, выросло в 2,8 раза, а количество коек дневного стационара превышает 4800. На них ежегодно более 160 тыс. жителей области получают качественную медицинскую помощь.

Главным направлением финансовой политики в здравоохранении области и организации медицинской помощи населению была ее адресность. Этому способствуют региональные целевые программы социальной направленности. Для привлечения дополнительных средств в сферу здравоохранения, в области ежегодно, начиная с 1997 года, реализуется целевая программа «Здоровье Кузбассовцев». Если в 1997 году она включала 6 подпрограмм и была реализована на сумму 5,5 млн. рублей (в том числе: за счет бюджета субъекта федерации — 2,5 млн. рублей, за счет средств федерального бюджета — 3,0 млн. рублей), то в 2004 году — 10 подпрограмм, которые были реализованы на сумму 386,1 млн. рублей (в том числе: за счет бюджета субъекта федерации — 112,7 млн. рублей, за счет средств федерального бюджета — 87,0 млн. рублей). К реализации программы были привлечены также средства муниципальных бюджетов и ОМС.

С 1999 года в области работает целевая региональная программа «Охрана и укрепление здоровья граждан старшего поколения». В резуль-

19 ИЮНЯ -

ДЕНЬ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

тате был создан Областной клинический госпиталь ветеранов войн и 7 его филиалов в территориях области. Всего развернуто 860 коек и, если ранее была возможность оздоровить чуть больше 300 ветеранов в год на койках Барнаульского краевого госпиталя, то, начиная с 2000 года, ежегодно около 15 тысяч ветеранов и участников войны получают плановую стационарную помощь.

В результате реализации целевых программ, направленных на борьбу с социально значимыми заболеваниями, не допущено увеличения смертности от туберкулеза, улучшена его выявляе-мость, повысилась эффективность лечения, что позволило снизить количество больных с активными формами туберкулеза. Если в 1997 году обеспеченность в области специфическими противотуберкулезными препаратами не превышала 25 %, то в 2004 году, благодаря реализации программы, потребность была покрыта полностью. За счет принятия целенаправленных мер по борьбе с незаконным оборотом и злоупотреблением наркотиками, в рамках межведомственной региональной программы, удалось на 27 % сократить число больных наркоманией. Активизация работы по профилактике заболеваний, передающихся половым путем, приобретение современной аппаратуры, обеспечивающей проведение скрининговых обследований населения, позволило сократить количество больных сифилисом на 20 %. Целенаправленные меры в рамках программы «Анти-ВИЧ/СПИД» позволили добиться снижения заболеваемости ВИЧ-инфекцией в 1,3 раза, по сравнению с уровнем 2000 года, когда, в силу ряда причин, в том числе и социальных, был зафиксирован резкий скачок.

Благодаря региональной программе «Капитальное строительство и ремонт объектов бюджетной сферы», в 2004 году в эксплуатацию введены 8 объектов здравоохранения, в том числе завершено строительство объектов, заложенных в начале и середине 90-х годов и приостановленных в связи с недостаточным финансированием. На капитальное строительство и капитальный ремонт объектов здравоохранения в течение 2004 года было направлено более 500 млн. рублей, из них на капитальное строительство — 239,5 млн. рублей.

По региональной целевой программе «Техническое перевооружение здравоохранения», которая работает с 1998 года, за счет средств областного бюджета закупалось современное высокотехнологичное медицинское оборудование. Количество финансовых средств, направленных из областного бюджета на эти цели в 2004 году, возросло, по сравнению с 1997 годом, в 8,2 раз.

Особое внимание уделялось оснащению учреждений современной техникой и оборудовани-

ем, санитарным транспортом. Было приобретено более 180 единиц санитарного автотранспорта.

Одним из источников привлечения дополнительных финансовых средств в сферу здравоохранения является развитие платных медицинских услуг. За последние годы для развития и внедрения платных медицинских услуг в области создана необходимая нормативная и правовая база. Финансовые средства, полученные от оказания платных медицинских услуг, стали существенным дополнением к бюджету медицинских учреждений и способствовали их финансовой устойчивости. В сравнении с 1997 годом, объем финансовых средств, полученных от оказания платных медицинских услуг населению, возрос в 15 раз. При этом доля платности в консолидированном бюджете учреждений здравоохранения сохраняется на уровне 9 %. В 2004 году медицинскими учреждениями Кемеровской области, за счет оказания платных медицинских услуг населению, дополнительно привлечено более 850 млн. рублей.

Принятые меры по стабилизации финансирования отрасли позволили обеспечить более широкое внедрение новейших медицинских технологий.

В области активно развивается кардиохиру-рия, широкое распространение получили эндоп-ротезирование, погружной остеосинтез. В Кузбассе успешно функционирует единственный за Уралом центр трансплантации органов. Эффективно развивается микрохирургия, что позволяет восстановить травмированные ампутированные конечности и вернуть к активной жизни многих пациентов.

Кемеровская область, одна из первых в России, в 1992 году приступила к реформированию амбулаторно-поликлинической службы путем развития общих врачебных (семейных) практик (ОВП). По 2002 год практики развивались бессистемно, не было выработано единой стратегии. В 2002 году была разработана и утверждена Концепция реформирования первичной медико-санитарной помощи.

Это позволило уже к 2004 году иметь 46 ОВП, причем приоритетно семейная медицина развивается на селе (30 % ОВП функционируют в сельских районах). Благодаря региональной целевой программе развития семейной медицины на селе, рассчитанной на три года, в 2004 году построены и сданы в эксплуатацию два жилищно-производс-твенных комплекса «Дом сельского врача». В 2005 году приступаем к строительству еще двух объектов.

Стратегической задачей в повышении качества жизни населения остается обеспечение населения доступной, технологичной и эффективной медицинской помощью, особенно это касается

сельских территорий и малых городов. Для решения этой задачи в 2003 году были организованы 20 межтерриториальных специализированных центров. Это позволило эффективнее использовать оборудование и кадровый потенциал, оказывать высококвалифицированную помощь жителям территорий, не имеющих соответствующих технологий. С апреля 2004 года начал работу выездной «Медицинский диагностический автопоезд», на базе которого в 9 сельских территориях области специалисты областной клинической больницы обследовали более 6 тысяч человек — жителей отдаленных деревень.

Ежегодно выделяются значительные средства на льготное зубо- и слухопротезирование. Так, в 2004 году льготное слухопротезирование получили 3011 человек на сумму 5,16 млн. руб, около 15 тысяч человек льготной категории населения — бесплатное зубопротезирование на сумму 26,8 млн. рублей, что более чем в 20 раз выше, по сравнению с 1997 годом.

В результате совместной работы по реализации Концепции стратегического развития области в сфере здравоохранения до 2010 года, удалось сохранить положительную динамику по отдельным показателям состояния здоровья населения.

По сравнению с Россией, в Кузбассе в 1,1 раза ниже общая заболеваемость населения. Имеется положительная динамика отдельных параметров, характеризующих состояние здоровья населения трудоспособного возраста: за три года произошло снижение общей заболеваемости на 4,3 %.

Последовательно проводимая политика в сфере охраны материнства и детства дала свои положительные результаты. В области с 2000 года наблюдается устойчивая тенденция снижения материнской и младенческой смертности. Для этого в области были созданы два перинатальных центра.

Администрацией Кемеровской области приняты меры адресной поддержки беременных: с 2000 года осуществляется бесплатный проезд для беременных в перинатальные центры области.

С 2000 года, ежегодно, в поддержку материнства проводятся акции материального поощрения женщин к Новому году, Дню защиты детей, Дню матери, 8 Марта. В 15 раз возросли расходы на службу охраны здоровья матери и ребенка в рамках Территориальной программы государственных гарантий в области, по сравнению с 1997 годом. В рамках областной целевой программы «Здоровье Кузбассовцев», реализуемой в области с 1999 года, была укреплена материально-техническая база учреждений родовспоможения и детства.

Усилена адресная помощь детям. В 1997 году на лечение за пределами области направля-

19 ИЮНЯ -

ДЕНЬ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

лись единичные дети. В 2004 году только по квотам получили лечение более 200 детей, более 1 млн. рублей затрачено на проведение дорогостоящих операций за пределами области.

Если в 1997 году в области были закрыты практически все лагеря и детские санатории, оз-доравливалось небольшое количество детей, то в 2004 году общее количество детей, охваченных всеми видами оздоровления, составило 212 тысяч, в том числе 15 тысяч детей с хронической патологией, из них 6500 детей-инвалидов. В настоящее время в системе здравоохранения области функционируют 26 детских областных и муниципальных санаториев.

До 1997 года не был решен вопрос с питанием детей раннего возраста. В соответствии с Распоряжением Администрации области, с декабря 1997 года дети первых 2-х лет жизни получают бесплатные специализированные молочные продукты.

Особое внимание уделялось вопросам льготного лекарственного обеспечения. Совместными усилиями Администрации области, департамента охраны здоровья населения были приняты организационные решения, обеспечивающие централизацию финансовых средств, направляемых на закуп льготных медикаментов, создание единой товаропроводящей сети. Была создана система губернских аптек, что позволило существенно улучшить льготное лекарственное обеспечение ветеранов и инвалидов. Это облегчило переход на новую систему льготного лекарственного обеспечения в соответствии с ФЗ № 122 от августа 2004 года.

Расходы на одного льготника, по сравнению с 1997 годом, возросли в 22 раза, соответственно, в 1997 году — 26,6 руб., в 2004 году — 567 руб.

Большое внимание уделяется социальной поддержке медицинских работников. Проводились мероприятия по улучшению условий труда медицинских работников — обеспечение медицинских работников участковой сети проездными билетами и сотовыми телефонами для обслуживания вызовов. Осуществлялась поддержка медицинских работников сельского здравоохранения — выплата социальных пособий молодым специалистам при поступлении на работу в учреждения здравоохранения сельской местности за счет средств областного бюджета в размере: 15000 рублей врачебному персоналу, 12000 рублей среднему медицинскому персоналу. За счет средств областного бюджета выделялись ссуды и целевые займы для приобретения жилья. В 2002 году 90 семей работников здравоохранения улучшили свои жилищные условия, в 2003 году уже 182 семьи получили льготные ссуды на общую сумму 62 млн. рублей, в 2004 году — 204 семьи на сумму 87,5 млн. рублей.

В 2005 году здравоохранению Кемеровской области предстоит продолжить работу в направлении повышения доступности и улучшения качества медицинской помощи, внедрять новые эффективные механизмы финансового обеспечения в реализации государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи на основе четких стандартов объема, вида и качества ее оказания.

Необходимо продолжить модернизацию первичной медико-санитарной помощи (развитие общих врачебных практик, увеличение объема и видов стационарозамещающих типов помощи).

Одной из первостепенных задач является обеспечение реальных мер социальной поддержки в получении медицинской и лекарственной помощи тем категориям населения, на которые они распространяются.

Должны быть созданы новые типы медицинских учреждений, имеющих большую хозяйственную самостоятельность, при непременном условии соблюдения доступности и качества медицинской помощи.

Будет продолжена работа по организации льготного лекарственного обеспечения в соответствии с Законом о монетизации льгот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.