• обосновать пополнение транспортного парка сочетанием способов модернизации и приобретения нового флота;
• обосновать применение смешанной формы финансирования, как при переоборудовании, так и при приобретении нового флота; расширить возможности финансирования проектов за счет собственных источников посредством реинвестирования чистых денежных потоков;
• подобрать оптимальное инвестиционное решение в рамках допустимого для инвестора в данном предприятии уровня риска;
• учесть при формировании стратегии фактический инвестиционный спрос компании на данный вид активов, балансовый излишек внутреннего флота, а также реальные возможности лизинговой формы финансирования и привлечения кредита.
PROCESS OF OPTIMIZATION OF INVESTMENT ACTIVITY OF THE ENTERPRISES OF INTERNAL WATER TRANSPORT
O. Agapova
In clause the complex approach to development of strategy of investment activity of transport agency in conditions of limitation of own investment resources and the raised risk with use of methods of economic-mathematical modeling is considered.
УДК 656:339.13
В. В. Белянин, аспирант, ВГАВТ. 603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
В данной работе рассмотрена сложившаяся ситуация в транспортной отрасли впоследствии экономических преобразований в стране. Приведены данные по работе различных видов транспорта (работающего как на внутреннем рынке, так и на внешнем) за период 1998 - (январь-сентябрь) 2002 гг. На основе приведённых данных проведён анализ динамики развития рынка транспортных услуг, а также даны комментарии к поведению различных показателей работы транспорта за различные периоды. Опираясь на проведённый анализ, дан прогноз развития транспорта и приведены факторы, которые могут повлиять на его развитие.
Транспорт в России - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации и подъема экономики, ее структурной перестройки, обеспечения целостности, национальной безопасности и обороноспособности страны, улучшения условий и уровня жизни населения. Вследствие реформирования экономики страны наблюдался спад деятельности производственной отрасли народного хозяйства, что повлекло за собой снижение перевозок грузов. Перевод транспортной отрасли на коммерческую основу и сокращение выделяемых ей государственных инвестиций существенно обострили проблемы развития отрасли.
Уменьшение доходов транспортных организаций из-за резкого спада объемов перевозок при одновременном росте цен на необходимые им технические средства и материалы, топливо и энергию привели к существенному замедлению обновления основных фондов всех видов транспорта и ухудшению их состояния.
Федеральные целевые программы по видам транспорта, разработанные без должной увязки друг с другом и не обеспеченные ресурсами, выполняются с большим отставанием.
Износ основных производственных фондов транспортных отраслей достиг 55-70 % и продолжает нарастать. В парках транспортных средств много устаревшей и изношенной техники, значительная часть которой работает за пределами нормативного срока службы. Неудовлетворительно состояние и многих инфраструктурных объектов.
Недостаточно используются современные информационные технологии.
Слабо реализованы значительные потенциальные возможности участия России в интеграционных процессах по обеспечению международных транспортных связей.
Все это, являясь одной из причин высокой ресурсоемкое™ перевозок, их низкого качества и нарушения экологических требований, что приводит к существенному росту транспортных издержек и требует принятия неотложной мер по преодолению сложившихся в развитии транспортной отрасли негативных тенденций.
Такие меры необходимы, прежде всего, в области технического перевооружения транспорта, которое в сложившихся условиях является ключевой задачей и без которого нельзя добиться существенного улучшения использования транспортного потенциала страны и эффективного обслуживания экономики и населения, а также более полного удовлетворения требований по безопасности перевозок и охране окружающей среды.
Обновление и пополнение парков подвижных средств транспорта предпочтительно осуществлять за счет техники отечественного производства, что необходимо для обеспечения национальной безопасности страны и уменьшения ее зависимости от закупок технических средств транспорта за рубежом.
В дополнение ко всему перед транспортной отраслью возникла проблема потери значительной части морских портов, что увеличило нагрузку на оставшиеся российские порты, которые перестали справляться с грузопотоками и требуют увеличения мощностей.
В связи с тем, что российское государство не обеспечивает благоприятной среды для работы морского транспорта, работающего на международных линиях часть грузового флота работает под иностранными флагами.
В связи с этим решение рассматриваемой задачи выходит за рамки транспорта и требует соответствующих мероприятий от правительства РФ отраслей промышленности, обеспечивающих транспорт подвижными средствами и другой необходимой ему техникой.
Однако, в период с 1998 года наблюдается незначительный рост грузовых и пассажирских перевозок.
Транспорт выступает в качестве одной из базовых отраслей национального хозяйства страны. От степени развития и эффективности его работы зависит бесперебойность взаимодействия всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, а также каждого предприятия в отдельности, своевременность поставок разнообразной продукции.
Единая транспортная система Российской Федерации включает в себя железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, морской, речной и воздушный виды транспорта. Итоги работы последних приведены в табл. 1 и 2.
По итогам 1998-2002 гг. наблюдается тенденция роста в объёмах грузовых перевозок всех видов транспорта, причём темп роста в 1999 году по сравнению с 1998 годом составил 6,4 %, 2000 г. / 1999 г. - 7,2 %, 2001 г. / 2000 г. - 3,1 %, 2002 г. / 2001 г. -1 %.
Таблица 1
Итоги работы видов транспорта (грузовые перевозки) за 1998 - (январь-сентябрь) 2002 гг. (млн. т)
Вид транспорта 1998 1999 2000 2001 2002 (январь-сентябрь) !
Все виды транспорта: 9568,6 10181,5 10915,5 11258,7 11367,1
Транспорт Минтранса России
промышленный железнодорожный 2588,3 2937,6 3 184,3 3229,3 3261,6
автомобильный 5209,7 5356,2 5702,4 5962,3 5986,1
морской 41,2 36,1 35,4 32,2 34,8
внутренний водный 104,0 101,8 116,8 123,5 113,9
воздушный 0,5 0,6 0,9 0,9 1
Транспорт других министерств и ведомств
железнодорожный 834,8 947,3 1046,8 1057,1 1067,7
трубопроводный 789,8 801,7 828,9 853,4 902
Таблица 2
Итоги работы видов транспорта (пассажирские перевозки) за 199$ - (январь-сентябрь) 2002 гг. (млн. чел.)
Вид транспорта 1998 1999 2000 2001 2002 (январь-сентябрь)
Все виды транспорта: 47447,5 47659,3 44212,6 43750,7 43361,8
Транспорт Минтранса России
трамвайный 7481,0 7833,0 6939,6 7089,3 7394,1
метрополитенный 4146,2 4162,1 4186,3 4197,9 4290,3
| троллейбусный 8852,3 9073,3 8486,4 8469,6 8545,8
Вид транспорта 1998 1999 2000 2001 2002 (январь-сентябрь)
автомобильный 25452,5 25207,3 23129,4 22632,8 21818,0
морской 1,35 0,92 1,1 0,7 0,6
внутренний водный 18,9 22,3 27,7 27,8 29,7
Транспорт других министерств и ведомств
железнодорожный 1471,3 1337,5 1418,8 1305,9 1257,6
авиационный 23,9 22,9 23,3 26,7 25,7
По итогам 1998-2002 г.г. в общем пассажирообороте наблюдается тенденция спада в объёмах пассажирских перевозок на всех видах транспорта, темп спада в 1999 году по сравнению с 1998 годом составил -0,4 %, 2000 г. / 1999 г. - -7,2 %, 2001 г. / 2000 г. - -1,0 %, 2002 г. / 2001 г. - -0,9 %.
Общий объем перевозок пассажиров незначительно снизился в сравнении с предыдущим годом. Определенное уменьшение зафиксированных статистикой объемов перевозок на городском общественном транспорте связано как с увеличением доли "коммерческих перевозчиков", так и с ростом числа автомобилей в личном пользовании. Пригородные автобусы и личные легковые автомобили, видимо, приняли на себя также часть пассажиропотока с пригородных электропоездов, о чем свидетельствуют показатели пассажирской работы железнодорожного транспорта, также сказалось падение платёжеспособности населения. Характерной тенденцией стал рост объемов авиаперевозок, причем впервые зафиксировано увеличение пассажиропотока на внутренних линиях.
В 1999 году грузовой транспорт работал устойчиво, не был сдерживающим фактором формирования предпосылок экономического роста и в полной мере обеспечил платежеспособный спрос населения и экономики страны в транспортных услугах.
Видами транспорта, находящимися в ведении Минтранса России, в 1999 году было 8432 млн. тонн грузов, что составляет 83 % объемов грузовых перевозок, осуществляемых транспортом всех отраслей экономики Российской Федерации. Свыше 90 % объемов перевозок грузов выполняется в негосударственном секторе.
В 1999 году статистикой впервые за последние годы зафиксирован рост перевозок и грузооборота автомобильного транспорта (на 2,8 и 3,4 процентов соответственно).
Грузооборот морских торговых портов и перегрузочных комплексов в 1999 году увеличился на 18 % против уровня 1998 года.
Общий объем перевозок грузов в транспортном комплексе возрос на 8,1 процента. Улучшилось экономическое положение предприятий транспортного комплекса. Производственные показатели отдельных видов транспорта отразила структурные изменения в транспортном балансе и в характере спроса на транспортные услуги.
По приросту объемов в натуральном выражении абсолютным лидером стал автомобильный транспорт, который перевез на 346 миллионов тонн больше, чем в прошлом году. На 6 процентных пунктов возросла и достигла 40 процентов доля отечественных автомобильных перевозчиков в перевозках российских экспортно-импортных грузов.
В странах запада доля автотранспорта в транспортном балансе растет пропорционально увеличению валового внутреннего продукта. Есть все основания предполагать, что в обозримом будущем автотранспорт в России будет развиваться даже с опережением темпов роста ВВП.
На 15,5 % возросли объемы перевозок грузов внутренним водным транспортом. Наряду с традиционными грузами, речники освоили ряд новых грузопотоков, в том числе - международных. Более, чем на 14 процентов превышен прошлогодний объем «Северного завоза».
На 11,2 процента увеличился грузооборот морских портов. Их доля в объемах переработки российских внешнеторговых грузов также возросла и составила 73 процента против 69 в прошлом году.
Снижение на 15 процентов объемов перевозок морским транспортом приходится исключительно на перевозки грузов иностранных фрахтователей. При этом объемы каботажных перевозок возросли на 3 процента, экспортных - на 24, импортных -на 36.
Рост объемов промышленного транспорта на 11 процентов «зеркально» отразил увеличение объемов работы магистрального железнодорожного транспорта.
На 11,1 процента выросли грузовые авиаперевозки.
Объём грузовой работы на транспорте в 2001 году увеличился соразмерно росту ВВП и промышленного производства. Наибольший рост (с учетом абсолютных объемов) наблюдался на грузовом автомобильном транспорте, что связано с объективным тяготением к автомобильным перевозкам грузопотоков, генерируемых развивающимися рынками товаров и услуг. Наиболее высокий относительный рост объемов грузовых перевозок имел место на речном транспорте, где существенно возросли внешнеторговые перевозки.
На морском транспорте сохраняется тенденция сокращения объема грузовых перевозок. В 2001 году уменьшение объемов перевозок по сравнению с прошлым годом составило 8,9 %, что связано как с сокращением тоннажа под российской регистрацией, так и расширением практики предоставления судов в тайм-чартер, при которой выполненная грузовая работа не учитывается в статистической отчетности судовладельца.
Объем грузов, завезенных водным транспортом в 2001 году в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, составил 18 млн. тонн и превысил прошлогодние показатели на 8,7 %. Все предъявленные к перевозкам грузы были доставлены своевременно.
В 2002 году транспортный комплекс полностью обеспечил платежеспособный спрос населения и отраслей экономики в транспортных услугах.
Ожидается, что по итогам 2002 года объем перевозок грузов возрастет по сравнению прошлым годом на 1,0-1,5 %. Наиболее значительный рост наблюдается на морском (6,3 %) и воздушном (3,8 %) транспорте. На автомобильном транспорте объем перевозок сохранится на уровне прошлого года. После значительного роста в прошлом году ожидается уменьшение перевозок грузов внутренним водным транспортом на 10,8 %.
Причинами этого явились:
- уменьшение спроса на нерудные строительные материалы, добываемые и перевозимые предприятиями внутреннего водного транспорта;
- перераспределение грузов в результате межвидовой конкуренции на рынках транспортных услуг, в том числе ввод причала для перегрузки калийных удобрений на экспорт в Санкт-Петербурге;
- неблагоприятные погодные условия, приведшие к уменьшению пропускной способности внутренних водных путей в отдельных бассейнах.
Объем международных перевозок грузов в 2001 году, по предварительным оценкам, составил 112 % к уровню предыдущего года. Изменение баланса между экспортными и импортными перевозками отразило характер изменения структуры внешней торговли в пользу импорта (табл. 3).
Объем переработки грузов в морских торговых портах России увеличился против уровня 2000 года на 10,9 %, в том числе в каботажных перевозках - на 12,6 %, в экспортных - на 8,9 %, в импортных - на 22,8 %.
С иностранных портов на российские переключено дополнительно 5 миллионов тонн грузов. Доля отечественного флота в обеспечении экспортно-импортных перевозок морем достигла 75 % против 73 % в 2000 году.
Доля российских автомобильных перевозчиков на рынке международных перевозок грузов сохранилась на уровне 40 %.
Объем транзитных перевозок грузов в контейнерах через территорию Российской Федерации увеличился на 15 %.
В рамках коридора "Север-Юг" за период 2000-2001 гг. наметилась тенденция роста объёмов экспорта из России при снижении объёма импорта (табл. 4).
Таблица 3
Международные перевозки грузов
Объем перевозок, тысяч тонн Темп роста/снижения, в %% 2001 год/2000 год
январь-ноябрь 2000 года январь-ноябрь 2001 года
Виды транспорта импорт экспорт всего импорт экспорт всего импорт экспорт всего
Морской и речной 13701 129719 143419 21167 135894 157062 154 105 110
Автомобильный 8833 7373 16205. 9142 7211 16353 103 98 101
Воздушный 176 69 245 210 46 256 119 67 104
Железнодорожный 50706 131226 181932 54112 154365 208476 106 117 114
Всего 73415 268386 341801 84632 297516 382148 115 111 112
Таблица 4
Грузооборот России со странами Прикаспия и Индией в 2000-2001 годах (тыс. тони)
Страны Экспорт из России Импорт в Россию Всего
. 2000 г. 2001 г. 2000 г. 2001 г. 2000 г. 2001 г.
Иран 2158 2428 122 98 2280 2526
Индия 1498 2259 498 533 199,6 2792
Азербайджан 624 459 223 103 '847 562
Армения 18 39 12 13 30 52
Грузия 128 186 233 170 361 356
Казахстан 5332 6479 5212 4927 10544 11406
Туркменистан 153 150 7470 7141 7623 7291
На основе проведенного анализа можно спрогнозировать дальнейший рост объёмов грузовых перевозок соразмерный наращиванию мощностей промышленного производства и добывающей отрасли, при условии модернизации устаревших и появлении новых транспортных единиц и транспортных комплексов и узлов.
На пассажирском транспорте в целом рост объёмов перевозок не наблюдается в основном из-за активного внедрения частных перевозчиков, увеличения автомобилизации в одних социальных группах населения и недостаточной платёжеспособности в других.
В международных перевозка прогнозируется рост объёмов, в силу того, что основные российские международные порты наращивают мощности и повышают свою конкурентоспособность, формируются и начинают действовать транспортные коридоры, налаживаются устойчивые торговые отношения с иностранными государствами.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.
На рост объёмов перевозок могут оказать влияние непредвиденные изменения как в российской экономике, так и на мировых торговых и транспортных рынках.
К внешним факторам риска, т.е. риска, связанного с работой на мировых рынках, относятся:
- возможное падение спроса на основные товары российского экспорта: нефть и нефтепродукты, уголь, минеральные удобрения, металлы и др., вызванное как состоя-
нием конъюнктуры мирового рынка, так и антидемпинговой политикой в отношении России. Вероятностный характер имеют экономические санкции, установленные по политическим мотивам.
- колебание цен, валютных курсов и т. п.;
- резкое снижение фрахтовых ставок из-за превышения наличия тоннажа транспортного флота над потребностью в перевозках какого-либо груза;
- повышение транзитных ставок при перевозках по железным дорогам сопредельных государств;
- ужесточение административных и экономических мер по недопущению российских автоперевозчиков на рынок международных перевозок.
- появление новых конкурентов, предлагающих те же товары, что и российская внешняя торговля, но более высокого качества и на более выгодных условиях;
- обострение конкуренции на международном рынке транспортных услуг, в частности со стороны судоходных компаний, при реализации программы развития Транссибирского МТК.
В условиях конкуренции между несколькими направлениями освоения евроазиатских транспортно-экономических связей российские транспортные коммуникации, входящие в МТК, имеют следующие преимущества, снижающие риски при осуществлении инвестиций на развитие отдельных их объектов:
- сокращение расстояния перевозок грузов и пассажиров по сравнению с большинством альтернативных маршрутов;
- наличие на направлениях концентрации транзитных перевозок коммуникаций одного или нескольких видов транспорта, обладающих большими мощностями, высоким техническим уровнем и, в ряде случаев, значительными резервами пропускной и провозной способности;
- имеющийся опыт осуществления транзитных перевозок на направлениях «Запад-Восток» и «Север-Юг» в сообщении со странами СНГ и между странами дальнего зарубежья;
- удаленность от основных очагов напряженности и межнациональных конфликтов;
- осуществление транзитных перевозок на большей части маршрута следования в рамках одной таможенной территории и по транспортным коммуникациям, имеющим одинаковые технические параметры.
Первые два фактора в сочетании с относительно низкими заработной платой и стоимостями строительства подвижного состава и инфраструктурных объектов позволяют уверенно рассчитывать на конкурентоспособные тарифы по сравнению с другими направлениями перевозок.
К внутренним факторам относятся:
- нестабильность экономического законодательства, условий инвестирования и использования прибыли;
- неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или отдельных регионах;
- возможные проявления элементов нестабильности в российской экономике (несмотря на появившиеся признаки ее улучшения), что может повлечь за собой снижение объемов грузопотоков в целом или по отдельным грузам, сокращение инвестиций в развитие транспорта;
- неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий и техногенных катастроф, могущих вызвать перераспределение бюджетных и прочих средств в стране;
- неполнота или неточность информации о действительной эффективности мероприятий, включенных в программу правительства РФ по;
- имеющие место случаи несогласованности действий участников транспортного процесса (грузовладельцев, внешнеторговых объединений, железнодорожного транспорта, портов и судоходных компаний), не позволяющие реализовать перевозочный потенциал транспортной системы страны.
Список литературы
[1] Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)»
[2] Справка об основных итогах работы Министерства транспорта Российской Федерации в 2002 году и основных направлениях деятельности в 2003 году, www.mintrans.ru
[3] Показатели работы транспортного комплекса за январь-сентябрь 2002 года (предварительные данные), www.mintrans.ru
[4] Основные показатели работы транспортного комплекса в 2000 году, www.mintrans.ru
THE ANALYSIS OF DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF TRANSPORT SERVICES
V. V. Belyanin
In this paper the turned out situation in transport branch subsequently of economic transformations in the country is considered. The data on work of various types of transport (working both on a home market, and on external market) for the period 1998 - (January -September) 2002 years are given. On the basis of the given data the analysis of dynamics of development of the market of transport services is carried out, and also the comments to behavior of various parameters of work of transport for the various periods are given. Basing on the carried out analysis, the forecast of development of transport is given and the factors are given which can affect its development.
УДК 656.073.235
А. П. Бруев, аспирант, ВГАВТ.
603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ СХЕМ ДОСТАВКИ КОНТЕЙНЕРОВ В РАЙОНЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА (ХМАО)
В данной статье описывается методика выбора оптимальных схем доставки контейнеров в районы Ханты-мансийского автономного округа с использованием различных видов транспорта.
В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе остро стоит вопрос об организации контейнерных перевозок. В условиях существования альтернативных схем доставки грузов в контейнерах с использованием различных видов транспорта необходимо определить экономически выгодные варианты доставки. Под схемой доставки груза понимается вариант освоения конкретного грузопотока (или группы однородных грузопотоков одного направления), характеризуемый определенным маршрутом перевозок с указанием используемого на каждом участке маршрута вида транспорта и пунктов перевалки. Под маршрутом перевозок здесь подразумевается