принять рад нормативно-правовых актов. Такие нормативно-правовые акты органов местного самоуправления должны, с одной стороны, соответствовать федеральному и региональному законодательству, а с другой - учитывать особенности и специфику экономического положения соответствующих муниципальных образований.
Абдусаламова М.М., Магомедова У. А.-И.
Анализ динамики промышленного производства в Республике Дагестан за годы реформ
Прогнозирование обобщающих показателей социально-экономического развития региона, материально-вещественной структуры производства требует адекватного ему анализа ретроспективы и текущего состояния воспроизводственной ситуации. Поскольку проводимые реформы привели не только к падению объемов производства, но и к существенной деформации структурных характеристик экономики республики, и в условиях отсутствия четких целевых ориентиров перспективы при прогнозировании затруднительно отталкиваться только от текущей воспроизводственной ситуации, в качестве базового периода предпрогнозных расчетов в данном исследовании выбрана ретроспектива за 1982-1999 годы. С другой стороны, комплексный анализ экономики региона как целостной воспроизводственной системы, наталкивался на большие трудности в связи с отсутствием статистической информации не только в период реформ, но и в более благополучные для статистики времена. Такие обобщающие показатели, как совокупный общественный продукт (СОП), национальный доход, их структурные характеристики, объемы ввоза-вывоза (то есть макроэкономические показатели республики), статистическими органами не рассчитывались. В качестве аппроксимирующих нами использованы косвенные оценки СОП, функциональных элементов конечного продукта. Косвен ная оценка динамики СОП опирается на структуру отчетного межотраслевого баланса и наличную статистику о темпах роста продукции по отраслям. Функциональные элементы конечного продукта определялись на основе динамики наполняющих их видов продуктов. Согласно нашим оценкам в 1980-1989 годах уровень произведенного национального дохода повышался со среднегодовым темпом прироста 1,8%. В дальнейшем его снижение к предыдущему году составило: в 1990 году - 3%, в 1991 году - 5%, в 1992 году - 12%. Стоимость основных производственных фондов увеличивалась до 1990 года со среднегодовьм темпом прироста 5,2%, к 1991 году темпы прироста снизились до 2,5%. Численность занятых в материальном производстве с 1986 года по 1994 год имела тенденцию к снижению. Оценка сальдо вывоза-ввоза продукции показывала его снижение (при сохранении отрицательного значения), что вместе со снижением произведенного национального дохода приводило к устойчивому росту непроизводственного потребления. Пик непроизводственного потребления приходится на 1990-й год. Снижение его в 1991-м году составило 25%. Накопление до 1989 года включительно росло опережающими темпами по сравнению с потреблением. 1990-й год оказался точкой перелома для резкой смены соотношения между потреблением и накоплением. Уровень производственных капитальных вложений в 1980-1990 годах повышался со среднегодовым темпом прироста 1,4%. Начавшееся их снижение в 1991-м году по сравнению с 1990-м годом составило 12%.
Такова картина перехода в застой и начавшегося кризиса в РД, в целом повторившая те же явления в СССР, а затем в РФ, за исключением, быть может, одного. Кризисные явления в народнохозяйственном комплексе РД проявились с некоторым лагом по отношению к РФ. Например, уравнение с распределенными лагами, построенное нами для начала кризиса по данным ежемесячных объемов промышленного производства РД и РФ (в сопоставимом измерении с января 1989 по декабрь 1993 года) показывает запаздывающее влияние российской промышленности с такой размерностью:_
Лаг 1 месяц 2 месяца 3 месяца 4 месяца 5 месяцев 6 месяцев
^статистика коэффициента регрессии 0,7 0,55 2,13 0,002 0,93 0,48
Таким образом, просматривается явное 3-месячное запаздывающее влияние российской промышленности на ежемесячные объемы производства промышленной продукции РД и можно утверждать, что в воспроизводственный кризис экономика РД вовлечена будучи подсистемой российской экономической системы. Отсюда следует, что цели развития региональной экономики носят скорее адаптивный характер, нежели самостоятельный.
Для анализа изменений в материально-вещественной структуре рынка сбыта промышленных предприятий региона, являющейся основным предметом исследований, данные МОБ 1982 года и данные счета производства за 1998 год пересчитаны в цены 1995 года. Структурные деформации, характерные для кризисной, нестационарной экономики можно проследить по данным таблицы 1.
Таблица 1
Структура производства товаров в РД за 1982, 1995 и 1998 годы, %
Отрасли Структура Структура Структура Структура Структура
производства производства производства производства производства
товаров за 1982 г. в оп- товаров за 1982 г. в ценах товаров за 1995 г. в ценах товаров за 1998 г. в ценах товаров за 1998 г. в ценах
товых ценах 1982 г. производителей 1995 г. производителей 1995г. произво-дителей1995 г. производителей 1998 г.
1.Производство товаров 100 100 100 100 100
2. Электроэнергетика 1,4 3,1 3,9 7,9 8,9
З.Топливная промышл. 0,4 1,8 2,8 5,7 5,8
4. Химическая и нефте- 1,7 1,9 1,4 0,7 0,4
химическая промышл. 5. Машиностроение и металлообработка 6. Лесная, деревообраба- 12,1 0,8 10,5 0,6 4,9 0,6 3,9 0,1 3,4 0,1
тывающая и целлюлозно-бумажная промышл. 7. Промышленность 1,5 1,1 2,8 2,0 2,2
строительных материал. 8.Легкая промышл. 3,4 2,7 0,3 0,7 0,8
9. Пищевая промышл. 10,5 9,6 7,5 11,8 10,4
10. Прочие отрасли пром. 1,1 1,9 1,7 1,7 0,8
11. Строительство 25,5 29,6 41,2 23,8 24,5
12. Сельское 41,3 37,0 32,3 40,7 41,7
и лесное хозяйство
13. Прочие виды деят-ти 0,3 0,2 0,6 1,0 1,0
по производству товаров
Согласно структуре выпуска продукции, измеренной как в текущих, так и в сопоставимых ценах, наиболее существенные изменения в рассматриваемый период произошли в удельных весах электроэнергетики, машиностроения и металлообработки, легкой промышленности в сумме выпуска товаров. Рост удельного веса электроэнергетики отражает общероссийскую тенденцию, заключающуюся в повышении энергоемкости производства, связанном с ростом удельных расходов на поддержание жизнедеятельности цехов и производств при сокращении выпуска продукции, а также связанном с расходами электроэнергии на неучтенную официальной статистикой продукцию. Энергоемкость промышленной продукции с 1982 года по 1995 год в текущих ценах соответствующих лет повысилась в 2 раза, в сопоставимых ценах 1995 года - в 1,4 раза.
В 1995 году снижение удельного веса машиностроения в структуре производства товаров по сравнению с 1982 годом составило 2,5 раза, в сопоставимых ценах - в 2,1 раза. Снижение его удельного веса в конечном продукте от 12,1 до 4,9 % отражает отсутствие инвестиционного спроса на его продукцию. Устойчивый, неслучайный характер указанной тенденции подтверждается данными за 1998 год.
Кризисные явления усугубили деформацию структуры производства в сторону его "утяжеления". Без того слабо развитая легкая промышленность республики сократилась от 3,4% в 1982 году до 0,3% в 1995 году в структуре производства товаров. Причем относительное сокращение объемов производства легкой промышленности произошло как в сопоставимых, так и в текущих ценах. Свои позиции сохранила пищевая промышленность. Некоторый рост ее удельного веса в производстве товаров (и в текущих и в сопоставимых ценах) в 1998 году свидетельствует о достаточной устойчивости данной отрасли.
Удельный вес топливной промышленности в текущих ценах значительно повысился, втом числе в сопоставимых ценах, по сравнению с 1982 годом, что соответствует увеличению газодобычи и повышению эффективности добычи ресурсов нефтяного сырья из ранее считавшихся истощенными месторождений республики. Рост удельного веса в 1998 году по сравнению с 1995 годом определен экспортной конъюнктурой и динамикой цен. Доля топливной промышленности в конечном продукте не сократилась в сопоставимом измерении за счет сокращения республиканского производственного потребления продукции отрасли (в сопоставимом измерении) на 32%. Сокращение объема внутриреспубликанского промежуточного потребления произошло в основном за счет сокращения производства, хотя коэффициенты прямых затрат продукции топливной промышленности по большинству отраслей
выросли - по машиностроению в 1,4 раза, по химической и нефтехимической промышленности в 2,1 раза, некоторое снижение (на 16%) наблюдалось для внутриотраслевого коэффициента прямых затрат.
Следует отметить, что почти для всех отраслей сократились коэффициенты прямых внутриотраслевых затрат. Исключение составляют электроэнергетика и пищевая промышленность. В некоторых отраслях такое сокращение существенное: в химии и нефтехимии в 1,6 раза, в лесной и деревообрабатывающей промышленности - в 2 раза, в промышленности строительных материалов - в 1,5 раза, в сельском хозяйстве - в 1,3 раза. Указанное обстоятельство, на наш взгляд, является прямым свидетельством уменьшения глубины обработки сырья, связано с ростом выпуска полуфабрикатов, отражает характерное свойство кризисной экономики - сырьевую и полусырьевую направленность.
Динамика и структура производства в республике за исследованный период с некоторым лагом повторили ту же картину, имевшую место в целом по России: спад производства и негативные структурные изменения. Характерной региональной особенностью исследованных показателей является большая неустойчивость динамики производства, переходящая в структурную неустойчивость, связанная с меньшей инерционностью региональной экономики. Главная причина сложившегося порочного круга бедности в регионе отсутствие достаточного покупательского спроса на внутрирегиональном товарном рынке, что является причиной прежде всего отсутствия на предприятиях стратегического планирования рынка сбыта промышленной продукции.
В 2000 году Госкомстат РД провел обследование использования мощностей промышленных предприятий региона, которое показало, что в большинстве отраслей, кроме энергетических, их использование последние три года стабильно колеблется от 2% до 25 %. Неиспользованные мощности промышленных предприятий при качественном планировании их работы на рынке сбыта и должны стать тем решающим фактором стабилизации товарного производства в регионе, который чиновники Правительства ищут в увеличении инвестиций в новое строительство.
Гусейнов Н.М.
Основные направления государственной поддержки пищевой промышленности РД
Вековая история развития индустриально развитых стран свидетельствует о том, что в периоды кризиса государственные рычаги воздействия на экономику приобретают первостепенное значение. Отказ от государственного регулирования в сложный для экономики период может привести к еще более тяжелым последствиям. Глубокий системный кризис нашей экономики - яркое тому подтверждение. В сложившейся экономической ситуации пищевая и перерабатывающая промышленность республики Дагестан как жизненно важная отрасль требует особо пристального внимания со стороны государства. Ее материально-техническая база находится в неудовлетворительном состоянии, значительная часть пищевых производств республики требует реконструкции и технического перевооружения. Сами пищевые предприятия не способны самостоятельно выйти из инвестиционно-финансового кризиса, т.к. основные резервы финансового оздоровления агропромышленного производства находятся сегодня вне пределов их компетенции и экономической ответственности.
Существуют различные формы и методы государственного регулирования агропромышленного производства. Остановимся на некоторых наиболее важных с точки зрения существующих проблем направлениях государственного регулирования и поддержки пищевой промышленности РД.
Кредитное регулирование и использование механизма государственных гарантий.
Нормальное функционирование агропромышленного комплекса немыслимо без развитой системы финансово-кредитного обслуживания. Сужение воспроизводственных процессов в пищевой промышленности привело к острому дефициту собственных оборотных средств предприятий. Ситуацию усугубили высокая банковская кредитная ставка и отсутствие прежних бюджетных инвестиций и вызвали общий финансовый кризис отрасли. В этих условиях особую роль приобретают действенные рычаги государственного кредитного регулирования. Это, прежде всего, система централизованного льготного кредитования. Фонд льготного кредитования агропромышленного комплекса РФ, образованный в 1997 году, потерял значительную часть своих средств, которые оказались «омертвленными» в проблемных банках. Между тем, система централизованного льготного кредита в сложившейся ситуации достаточно эффективна и должна получить широкое распространение. Например, полученный в 2000 году предприятиями плодоовощной промышленности целевой кредит на пополнение оборотных средств привел к «оживлению» производства в этой и смежных отраслях. За счет выделяемых кредитов пищевые предприятия могут осуществлять целевое авансирование производства сельскохозяйственной продукции, что гарантирует им своевременные поставки сырья, а государству - возвращение кредита. Вместе с тем, не следует забывать, что льготное кредитование должно быть направленно в первую очередь на сезонные нужды производства или под специальные инвестиционные программы, носить временный характер и увязываться с конечным экономическим и социальным эффектом их предоставления.
В условиях ограниченности бюджетных средств важное место должно отводиться и непрямому участию государства в кредитовании АПК путем распределения рисков между государством и рыночными кредитными институтами. Здесь предусматривается широкое использование механизма субсидирования процентных ставок по сезонным займам товаропроиз-