Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУПНЕЙШИХ АВИАКОМПАНИЙ РФ В 2016-2018 ГГ. И ВЫЯВЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ВЛИЯЮЩИХ НА НИХ СТАТЕЙ РАСХОДОВ'

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУПНЕЙШИХ АВИАКОМПАНИЙ РФ В 2016-2018 ГГ. И ВЫЯВЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ВЛИЯЮЩИХ НА НИХ СТАТЕЙ РАСХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУПНЕЙШИЕ АВИАКОМПАНИИ РФ / ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК / ПАССАЖИРООБОРОТ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ УСЛУГ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ / СТРУКТУРА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ АВИАКОМПАНИЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАКОМПАНИЙ / THE RUSSIAN FEDERATION LARGEST AIRLINES / TRAFFIC VOLUME / PASSENGER TURNOVER / SERVICES PROFITABILITY / INVESTMENT PROFITABILITY / THE AIRLINE OPERATING COSTS STRUCTURE / THE AIRLINES EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Надежда Александровна

Статья посвящена анализу динамики следующих показателей деятельности крупнейших авиакомпаний Российской Федерации в 2016-2018 гг.: объем перевозок, пассажирооборот в относительных и абсолютных значениях, рентабельность услуг, рентабельность инвестиций. Также сделан вывод о снижении эффективности деятельности авиакомпаний, проведен анализ структуры эксплуатационных расходов для выявления основных статей затрат, влияющих на эффективность деятельности авиакомпаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУПНЕЙШИХ АВИАКОМПАНИЙ РФ В 2016-2018 ГГ. И ВЫЯВЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ВЛИЯЮЩИХ НА НИХ СТАТЕЙ РАСХОДОВ»

УДК 338.585

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУПНЕЙШИХ АВИАКОМПАНИЙ РФ В 2016-2018 ГГ. И ВЫЯВЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ВЛИЯЮЩИХ НА НИХ СТАТЕЙ РАСХОДОВ

Сергеева Надежда Александровна, Муромский институт Владимирского государственного университета, г. Муром

E-mail: naduwes@mail.ru

Научный руководитель: Андрей Валерьевич Свистунов, Муромский институт Владимирского государственного университета, г. Муром

E-mail: svistunov-murom@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу динамики следующих показателей деятельности крупнейших авиакомпаний Российской Федерации в 2016-2018 гг.: объем перевозок, пассажирооборот в относительных и абсолютных значениях, рентабельность услуг, рентабельность инвестиций. Также сделан вывод о снижении эффективности деятельности авиакомпаний, проведен анализ структуры эксплуатационных расходов для выявления основных статей затрат, влияющих на эффективность деятельности авиакомпаний.

Abstract. The article analyzes the following performance indicators dynamics of the Russian Federation largest airlines: traffic volume, passenger turnover in relative and absolute values, services profitability, investment profitability. The decreasing of the airlines efficiency is also concluded, and the operating costs structure analysis is carried out to identify the main cost items that affect the efficiency of airlines.

Ключевые слова: крупнейшие авиакомпании РФ, объем перевозок, пассажирооборот, рентабельность услуг, рентабельность инвестиций, структура эксплуатационных расходов авиакомпаний, эффективность деятельности авиакомпаний.

Key words: The Russian Federation largest airlines, traffic volume, passenger turnover, services profitability, investment profitability, the airline operating costs structure, the airlines efficiency.

Роль авиационного транспорта в экономике Российской Федерации огромна. Гражданская авиация имеет важнейшее значение с точки зрения обеспечения национальной безопасности страны. Так, владея огромной территорией и протяженными границами, Российская Федерация имеет слаборазвитую железнодорожную и автомобильную инфраструктуру в отдаленных районах [1]. Поэтому предприятиям авиационной отрасли крайне важно сосредоточиться на преодолении разного рода негативных факторов и угроз, которые могут привести к возникновению кризиса на предприятии или, в

конечном счете, ликвидации бизнеса. Одной из основных составляющих, на которых предприятиям стоит акцентировать внимание, являются эксплуатационные расходы авиатранспортных предприятий.

По данным Федерального агентства по авиационному транспорту, в 20162018 гг. к крупнейшим по объему перевозок авиакомпаниям Российской Федерации относятся следующие авиапредприятия [2].

Таблица 1

Перевозки пассажиров в 2016-2018 гг.

№ Авиакомпания Перевезено пассажиров, чел. Темп роста, %

2016 год 2017 год 2018 год 2017 к 2016 2018 к 2017

1 Аэрофлот 28 977 880 32 845 182 35 762 452 113,3 108,9

2 Россия 8 099 498 11 152 738 11 140 199 137,7 99,9

3 Сибирь 9 509018 9 947 624 11 598 533 104,6 116,6

4 Уральские Авиалинии 6 467 188 8 000 474 9000 615 123,7 112,5

5 ЮТэйр 6 654 417 7 300 240 7 652 155 109,7 104,8

Итого по 5 авиакомпаниям 59 708 001 69 246 258 75 153 954 116,0 108,5

В целом по ГА 88 559 231 105 052 665 116 196 511 118,6 110,6

Удельный вес 5 авиакомпаний от общего объема по ГА,% 67,4 65,9 64,7

Таблица 2

Пассажирооборот за 2016-2018 гг.

№ Авиакомпания Пассажирооборот, тысяч пассажиро-километров. Темп роста, %

2016 год 2017 год 2018 год 2017 к 2016 2018 к 2017

1 Аэрофлот 82 693 270,30 91 809 930,70 97 955 797,00 111,0 106,7

2 Россия 18 719 614,39 28 118 583,79 29 600 545,15 150,2 105,3

3 Сибирь 18 039 394,00 19 100 308,00 22 027 322,53 105,9 115,3

4 Уральские Авиалинии 15 344 677,79 19 196 917,83 21 697 959,99 125,1 113,0

5 ЮТэйр 10 847 392,68 11 731 603,48 12 436 234,60 108,2 106,0

Итого по 5 авиакомпаниям 145 644 349,16 169 957 343,80 183 717 859,27 116,7 108,1

В целом по ГА 215 593 930,13 259 385 979,92 286 931 410,95 120,3 110,6

Уд. вес 5 авиакомпаний от общего объема по ГА,% 67,6 65,5 64,0

На основании данных по перевозке пассажиров рассчитаем относительные показатели объема перевозок крупнейшими воздушными перевозчиками РФ в 2016-2018 гг., данные представим в таблице 3.

Таблица 3

Относительные показатели объема перевозок крупнейшими воздушными перевозчиками РФ в 2016-2018 гг. (%)

№ Авиакомпания 2016 год 2017 год 2018 год 2017 к 2016 2018 к 2017

1 Аэрофлот 33 31 32 -2 1

2 Сибирь 9 9 10 0 1

3 Россия 11 11 10 0 -1

4 Уральские Авиалинии 7 8 8 1 0

5 ЮТэйр 8 7 7 -1 0

6 Победа 5 4 7 -1 3

7 Остальные 27 30 26 3 -4

Итого по всем авиакомпаниям 100 100 100 - -

Для наглядности представим данные в виде диаграмм на рис. 1-4.

■ Аэрофлот «Сибирь «Россия ■ Уральские Авиалинии « Ютэйр «Победа Остальные

Рис. 1 Структура авиаперевозок крупнейшими воздушными перевозчиками РФ в 2016 году

■ Аэрофлот «Сибирь «Россия «Уральские Авиалинии -Ютэйр «Победа Остальные

Рис. 2 Структура авиаперевозок крупнейшими воздушными перевозчиками РФ в 2017 году

Рис. 3 Структура авиаперевозок крупнейшими воздушными перевозчиками РФ в 2018 году

Рис. 4 Структура авиаперевозок крупнейшими воздушными перевозчиками РФ в динамике с 2016 по 2018 год

Из представленных данных видно, что изменения в структуре перевозок среди 6-ки лидеров за 2016-2018 год незначительные. Так, безусловным лидером авиаперевозок на протяжение всего рассматриваемого периода является ПАО «Аэрофлот», при этом доля компании на рынке снижается на 2% в 2017 году, и повышается на 1% в 2018 году. Доля авиакомпании «Уральские Авиалинии» увеличивается на 1% в 2017 году, и остается без изменений в 2018 году. Доля Авиакомпании «ЮТэйр» снижается на 1% в 2017 году, и остается на том же уровне в 2018-м.

Для проведения полноценного исследования необходимо дать оценку эффективности деятельности авиакомпаний за 2016-2018 год. Для этого применим один из самых важных показателей деятельность предприятия -рентабельность услуг. Он показывает, сколько прибыли получает организация с каждой единицы расходов (каждого рубля), и рассчитывается как отношение полученной прибыли (убытка) от продаж к себестоимости продаж. [3]

Для проведения расчетов приведем данные исходя из раскрытой бухгалтерской отчетности российских авиакомпаний за 2016-2018 гг., результаты представим в таблице 4 [4].

Таблица 4

Расчет и анализ показателя рентабельности услуг на основании данных бухгалтерской отчетности за 2016-2018 гг.

Авиакомпания «Аэрофлот»

Авиакомпания «Сибирь»

№ показатель \ год 2016 2017 2018 2016 2017 2018

1 Выручка, тыс.руб. (стр. 2110) 427 900 527 446 649 442 504 696 789 108 110 823 117 722 498 145 103 322

2 Себестоимость продаж, тыс.руб. (стр. 2120) 371 669 966 400 268 600 499 683 382 97 126 594 104 783 784 133 343 182

3 Валовая прибыль (убыток), тыс.руб. (стр. 2100) 56 230 561 46 380 842 5 013 407 10 984 229 12 938 714 11 760 140

4 Прибыль(убыток) до налогообл, тыс.руб. (стр. 2300) 34 501 357 35 224 139 4 082 708 4 468 232 6 177 897 6 633 855

5 Рентабельность услуг,% 9,28 8,80 0,82 4,60 5,90 4,98

6 Прирост рентабельности услуг (+) или снижение (-) к предыдущему году -0,48 -7,98 1,30 -0,92

Авиакомпания «Россия» Авиакомпания «Уральские Авиалинии»

№ показатель \ год 2016 2017 2018 2016 2017 2018

1 Выручка, тыс. руб. (стр. 2110) 73 270 788 94 678 188 114 516 879 57 320 519 66 675 256 81 294 558

2 Себестоимость продаж, тыс. руб. (стр. 2120) 68 089 627 92 706 529 113 200 019 51 325 887 59 403 716 75 869 359

3 Валовая прибыль (убыток), тыс. руб. (стр. 2100) 5 181 161 1 971 659 1 316 860 5 994 632 7 271 540 5 425 199

4 Прибыль(убыток) до налогообл, тыс. руб. (стр. 2300) 1 151 754 5 073 833 2 869 005 2 921519 3 644 779 415 396

5 Рентабельность услуг,% 1,69 5,47 2,53 5,69 6,14 0,55

6 Прирост рентабельности услуг (+) или снижение (-) к предыдущему году 3,78 -2,94 0,44 -5,59

По результатам анализа коэффициента рентабельности услуг в динамике с 2016 по 2018 гг. сделаем следующий вывод: несмотря на некоторое повышение коэффициента рентабельности услуг в разрезе авиакомпаний «Сибирь» (на 1,3%), «Россия» (на 3,78%) и «Уральские Авиалинии» (на 0,44%) в 2017 году, к концу 2018 года показатель снижается по всем приведенным авиакомпаниям.

Для проведения расчетов приведем данные исходя из раскрытой бухгалтерской отчетности российских авиакомпаний за 2016-2018 гг., результаты представим в таблице 5 [4].

Таблица 5

Расчет и анализ показателя рентабельности инвестиций на основании данных бухгалтерской отчетности за 2016-2018 гг.

Авиакомпания «Аэрос лот» Авиакомпания «Сибирь»

№ показатель \ год 2016 год 2017 год 2018 год 2016 год 2017 год 2018 год

1 Прибыль до налогообложения, тыс.руб. (стр. 2300) 34 501 357 35 224 139 4 082 708 4 468 232 6 177 897 6 633 855

2 Капитал и резервы нач., тыс.руб. (стр.1300) 49 344 061 69 683 751 78 721 585 4 159 709 5 626 672 8 507 236

3 Долгосрочные обязательства нач., тыс.руб. (стр.1400) 21 200 970 18 543 606 11 054 367 7 803 917 2 774 183 21 000 000

4 Капитал и резервы кон., тыс.руб. (стр.1300) 69 683 751 78 721 585 60 256 178 5 626 672 8 507 236 12 826 056

5 Долгосрочные обязательства кон., тыс.руб. (стр.1400) 18 543 606 11 054 367 7 883 777 2 774 183 21 000 000 20 000 000

6 Рентабельность инвестиций, % 43,46 39,58 5,17 43,88 32,59 21,29

7 Прирост рентабельности инвестиций (+) или снижение (-) к предыдущему году, % - 3,88 - 34,41 - 11,29 - 11,31

Авиакомпания «Россия» Авиакомпания «Уральские Авиалинии»

№ показатель \ год 2016 год 2017 год 2018 год 2016 год 2017 год 2018 год

1 Прибыль до налогообложения, тыс.руб. (стр. 2300) 1 151 754 5 073 833 2 869 005 2 921 519 3 644 779 415 396

2 Капитал и резервы нач., тыс.руб. (стр.1300) 501 298 1 398 725 5 493 047 1 932 806 4 752 797 6 711 983

3 Долгосрочные обязательства нач., тыс.руб. (стр.1400) 2 045 827 5 008 140 6 793 925 3 388 778 3 115 540 1 591 635

4 Капитал и резервы кон., тыс.руб. (стр.1300) 1 398 725 5 493 047 7 222 081 4 752 797 6711983 5 561 783

5 Долгосрочные обязательства кон., тыс.руб. (стр.1400) 5 008 140 6 793 925 7 737 113 3 115 540 1 591 635 3 125 874

6 Рентабельность инвестиций, % 25,73 54,28 21,06 44,30 45,08 4,89

7 Прирост рентабельности инвестиций (+) или снижение (-) к предыдущему году, % 28,56 - 33,22 0,78 - 40,19

Другой не менее важный показатель деятельности предприятия -рентабельность инвестиций, который показывает эффективность использования собственного и заемного капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок, а именно - какой доход получен предприятием с единицы вложенных средств. Чем выше показатель, тем эффективнее предприятие использует капитал. Он рассчитывается как отношение балансовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости собственного капитала и стоимости долгосрочных заемных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам анализа коэффициента рентабельности инвестиций в динамике с 2016 по 2018 гг. сделаем следующий вывод: несмотря на некоторое повышение в разрезе авиакомпаний «Россия» (на 27,75%) и «Уральские Авиалинии» (на 0,78%) в 2017 году, к концу 2018 года коэффициент снижается по всем приведенным авиакомпаниям.

Обобщая проведенный анализ коэффициентов рентабельности услуг и рентабельности инвестиций, можно сделать вывод о снижении эффективности деятельности вышеуказанных авиакомпаний за 2016-2018 гг. Это происходит вне зависимости от роста общего объема авиаперевозок согласно данным таблиц 1-2, что говорит об увеличении эксплуатационных расходов, поскольку увеличение расходов закономерно влечет за собой снижение прибыли. Данная ситуация представляется вполне логичной в условиях повышения цен на авиатопливо и общей экономической нестабильности.

Поскольку результатом деятельности авиакомпаний является не продукция, а услуга авиаперевозки, себестоимость авиаперевозок отражает размер эксплуатационных расходов, затраченных на осуществление этой деятельности. Поэтому, чтобы определить наиболее значимые статьи эксплуатационных расходов, рассмотрим структуру себестоимости авиаперевозок. Так, затраты авиакомпаний на осуществление деятельности состоят из прямых и косвенных расходов [5]. Их структуру представим в таблице 6.

Таблица 6

Структура себестоимости авиаперевозок

№ Наименование расхода Доля в %

1 Прямые расходы Авиа ГСМ 33

2 Содержание в исправном состоянии и владение парком воздушных судов 23

3 Аэропортовое обслуживание 12

4 Содержание экипажей 7

5 Аэронавигационное обслуживание 5

6 Обслуживание пассажиров на борту 4

7 Косвенные расходы Организация продаж и продвижение продукта на рынок 6

8 Прочие производственные и административные расходы 10

Итого 100

■ 1 Прямые расходы АвиаГСМ

■ 2 Прямые расходы Содержание в исправном состоянии и владение парком воздушных судов

■ 3 Прямые расходы Аэропортовое обслуживание

■ 4 Прямые расходы Содержание экипажей

■ 5 Прямые расходы Аэронавигационное обслуживание « 6 Прямые расходы Обслуживание пассажиров на борту

7 Косвенные расходы Организация продаж и продвижение продукта на рынок

Рис. 6 Структура себестоимости авиаперевозок

К наиболее значимым статьям расходов можно отнести расходы на содержание в исправном состоянии и владение парком воздушных судов и расходы на ГСМ, которые занимают существенную долю от всех расходов - 23% и 33% соответственно. Поэтому для снижения расходов, и как следствие, повышения эффективности авиакомпаний следует делать акцент на оптимизацию именно этих направлений.

В качестве методов оптимизации в рамках снижения расходов на авиа ГСМ можно рассматривать возможности по снижению массы воздушных судов, поскольку снижение массы воздушного судна на 1% дает снижение расхода авиатоплива на 0,75%. Для этого можно разработать проект модернизации пассажирских салонов с использованием наиболее современных материалов, произвести обновление морально устаревших тяжелых приборов, узлов и агрегатов воздушных судов на более современные и легкие. При этом параллельно удастся снизить и расходы на обслуживание воздушных судов, поскольку новые приборы требуют менее частого и менее затратного обслуживания [6].

Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Анализ показателей пассажиропотока и пассажирооборота крупнейших авиакомпаний Российской Федерации показал увеличение объемов авиаперевозок. Данный факт обусловлен, в первую очередь, востребованностью услуг авиаперевозок среди населения. При этом к концу 2018 года наблюдается замедление темпов роста данных показателей, поэтому можно предположить дальнейшее снижение их интенсивности.

2. Анализ внутренних показателей эффективности деятельности авиакомпаний, несмотря на увеличение объемов авиаперевозок, показал снижение. Это говорит о том, что авиатранспортным предприятиям приходится все чаще сталкиваться с проблемами, обусловленными неизбежным ростом издержек на осуществление деятельности. Поэтому чем лучше система

менеджмента авиакомпаний будет работать в направлении снижения расходов, тем выше будет эффективность деятельности авиакомпаний. При дальнейшем снижении эффективности деятельности авиакомпаний перспектив роста авиатранспортной отрасли, к сожалению, не стоит ожидать.

Список использованных источников:

1. Экономика авиатранспортной отрасли: учеб. пособие / О.А. Немчинов, В.А. Хайтбаев. - Самара: Изд-во Самарского университета, 2018. - 112 с.

2. Перевозки пассажиров и пассажирооборот за январь-декабрь 2016-2017 гг. , 2017-2018 гг. (международные и внутренние перевозки). - Режим доступа: https://favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-passazhirov/ (дата обращения: 30.04.2020)

3. Блажевич О.Г., Сулейманова А.Л. Рентабельность предприятия — важнейший показатель эффективности деятельности предприятия // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. - 2015. - № 4. - С. 67-75.

4. Предоставление данных бухгалтерской отчетности по запросам пользователей. - Режим доступа: https://www.gks.ru/accounting_report (дата обращения: 06.05.2020)

5. Кутузова Т.Ф. Анализ особенностей формирования себестоимости авиаперевозок в РФ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - С. 160-163.

6. Белкин В.А. К проблеме повышения топливной эффективности гражданских самолетов // Научный вестник МГТУ ГА. - 2015. - № 219. - С. 121126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.