Научная статья на тему 'Анализ динамики наркоситуации на основе ежегодных мониторинговых исследований (по материалам МВД по Республике Бурятия)'

Анализ динамики наркоситуации на основе ежегодных мониторинговых исследований (по материалам МВД по Республике Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
245
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИКИ / МОНИТОРИНГ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ / НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ / DRUGS / MONITORING / DRUG TRAFFICKING / REPUBLIC OF BURYATIA / DRUG CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куликов Алексей Геннадьевич

В статье проанализированы результаты ежегодного мониторинга наркоситуации на территории Республики Бурятия в целях выявления тенденции ее динамики и прогнозирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DRUG SITUATION DYNAMICS BASED ON ANNUAL MONITORING STUDY (ON THE BASIS OF THE MATERIALS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR IN THE REPUBLIC OF BURYATIA)

In the article the results of annual monitoring of drug situation dynamics on the territory of the Republic of Buryatia are analyzed in order to identify the trend of its dynamics and forecasting.

Текст научной работы на тему «Анализ динамики наркоситуации на основе ежегодных мониторинговых исследований (по материалам МВД по Республике Бурятия)»

УДК 343.1

Противодействие наркоугрозе: = проблемы, пути решения

Алексей Геннадьевич КУЛИКОВ,

старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники в ОВД Восточно-Сибирского института МВД России (г. Иркутск)

а1ех 25051970@mail.ru

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ НАРКОСИТУАЦИИ НА ОСНОВЕ ЕЖЕГОДНЫХ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ МВД ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ)

ANALYSIS OF DRUG SITUATION DYNAMICS BASED ON ANNUAL MONITORING STUDY (ON THE BASIS OF THE MATERIALS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR IN THE REPUBLIC OF BURYATIA)

В статье проанализированы результаты ежегодного мониторинга наркоситуации на территории Республики Бурятия в целях выявления тенденции ее динамики и прогнозирования.

In the article the results of annual monitoring of drug situation dynamics on the territory of the Republic of Buryatia are analyzed in order to identify the trend of its dynamics and forecasting.

Ключевые слова: наркотики, мониторинг, незаконный оборот наркотиков, Республика Бурятия, наркопреступность.

Key words: drugs, monitoring, drug trafficking, Republic of Buryatia, drug crime.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» образованы антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного само-управления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту нар-котических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также для осуществления мониторинга и оценки развития наркоситуации в субъектах Российской Федерации.

В целях реализации данного Указа постановлением Правительства РФ 20 июня 2011 г. № 485 утверждены критерии оценки динамики изменения наркоситуации в Российской Федерации, установлены цели, зада-

чи и порядок организации ее мониторинга, под которым понимается система наблюдения за развитием ситуации в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией [1]. Ежегодный мониторинг наркоситуации посредством анализа статистической информации позволяет изучать имеющиеся данные, сравнивать за различные периоды, оценивать риски, а также осуществлять прогнозирование [4].

Мониторинг наркоситуации осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации с использованием единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту, который формируется на указанных уровнях.

ЛЯ Вестник Сибирского юридического института МВД России

Ключевыми индикаторами наркоситуации в субъектах Российской Федерации являются число зарегистрированных потребителей наркотиков и количество зарегистрированных наркопреступлений и изъятых из незаконного оборота наркотических средств [2].

В первом полугодии 2019 года в Российской Федерации зарегистрированы 100 029 наркопреступлений, из незаконного оборота на момент возбуждения уголовного дела изъято 7588,87 килограммов наркотических средств. Наибольшее количество наркотических средств изъято в крупных регионах России с относительно высоким уровнем дохода населения [3]. Динамика распространения наркотических средств продолжает оказывать негативное влияние на наркоситуацию.

Рассмотрим индикаторы мониторинга наркоситуации по материалам Республики Бурятия.

Анализ динамики числа зарегистрированных потребителей наркотиков в Республике Бурятия показывает, что общее число лиц с диагнозом «наркомания» в 2014-2018 годах увеличилось на 14,6%, однако это увеличение не было прямолинейным (2014 г. - 3594 человека, 20125 г. - 4674, 2016 г. - 4183, 2017 г. - 4236, 2018 г. - 4120 человек).

Отчасти сложившаяся ситуация стала следствием того, что правоохранительными органами республики проведена целенаправленная реализация требований Федерального закона от 25 ноября 2013 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с данным законом лица, допустившие немедицинское потребление наркотиков, по решению суда обязаны пройти диагностику, профилактические мероприятия в связи с потреблением наркотических средств без назначения врача. При этом данная категория граждан ставится на учет в наркологическом диспансере.

В результате этого было системно организованно межведомственное взаимодействие по формированию достоверной наркологической статистики в субъекте РФ. В Республике Бурятия существенной проблемой наркологического учета долгое время оставалось наличие «мертвых душ» - как правило,

это лица, которые были поставлены на учет как больные наркоманией, но при этом не посещали врача-нарколога. Снятие таких лиц с учета было возможным только при установлении факта смены места жительства, смерти или осуждения лица.

Практика позывает, что наркологические учреждения не имеют возможности самостоятельно устанавливать эти факты, поскольку органы, регистрирующие случаи смерти лица, не обязаны отвечать на их запросы, а обязанность лиц, употребляющих наркотики, информировать о смене места жительства или осуждении законодательством не предусмотрена. В результате чего в МВД по Республике Бурятия поступали недостоверные статистические данные, указывающие на рост числа лиц, состоящих на наркологическом учете.

В ходе проведения совещаний антинаркотической комиссии в Республике Бурятия подразделениями по контролю за оборотом наркотиков совместно с миграционными подразделениями было оказано содействие в установлении фактов смерти лиц, смены их места жительства, а также фактов их осуждения.

Полагаем, что такой опыт может быть использован и в регионах, на территории которых наблюдается подобная ситуация.

В период с 2014 г. по 2018 г. в Республике Бурятия наблюдался рост числа зарегистрированных потребителей наркотиков, состоящих на профилактическом учете. Практически все они были постановлены на учет в результате доставления сотрудниками полиции в наркологический диспансер для освидетельствования на предмет наркотического опьянения в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

Однако указанный рост никоим образом не свидетельствует об ухудшении ситуации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков на территории Республики Бурятия. Рост числа зарегистрированных потребителей наркотиков был обусловлен результатами целенаправленной работы по выявлению и постановке на учет латентных наркопотребителей.

Таким образом, активная деятельность сотрудников полиции явилась эффектив-

- 92 -

№ 3 (36) • 2019

Противодействие наркоугрозе: ШШ = проблемы, пути решения

ным инструментом уменьшения латентности рассматриваемых видов правонарушений. Более того, российский законодатель также пошёл навстречу правоохранительным органам, когда в 2013 г. в ст. 4.1 КоАП РФ были внесены изменения, в результате которых на потребителей наркотиков была возложена обязанность прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации. В большинстве случаев реализация данных мероприятий способствовала постановке потребителей наркотиков на учет в наркологическом диспансере.

Резкое уменьшение числа лиц, состоящих на профилактическом учете в ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» Республики Бурятия, произошло в 2016 г. после издания приказа Минздрава России от 30 декабря 2015 г. № 1034н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ». В соответствии с данным порядком были уменьшены сроки диспансерного наблюдения за указанной категорией лиц с пяти до трех лет. В результате чего в ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» Республики Бурятия были сняты с учета 87% состоящих на учете лиц.

Безусловно, увеличение числа лиц, состоящих на учете, не является признаком улучшения ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков. Новый порядок учета наркозависимых лиц, возможно, временно осложнил мониторинговые наблюдения, не позволив провести сравнение с предыдущими периодами.

В целом можно согласиться с позицией Минздрава России, уменьшившего сроки диспансерного наблюдения. Из опыта оперативной работы следует, что за три года лицо, регулярно потребляющее наркотики, переходит в категорию больных наркоманией либо дальнейшее наблюдение за ним лишено смысла по причине возможного прекращения их потребления, смены места житель-

ства или осуждения. Лица, употребляющие наркотики, в большинстве случаев отказываются от проведения наблюдения со стороны врача-нарколога, в связи с чем длительность врачебного наблюдения способствовала необоснованному росту статистических показателей.

Безусловно, незаконное потребление наркотиков как негативное социальное явление порождает наркопреступность, поэтому необходимым элементом анализа ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков также является изучение динамики преступности в этой сфере. Основные показатели, характеризующие ее уровень, содержатся в отчетных материалах правоохранительных органов.

Активная наступательная работа правоохранительных органов в 2016-2018 гг. позволила выявить высокий уровень преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. При этом произведенное в 2016 г. упразднение ФСКН России не могло не сказаться на результативности правоохранительной деятельности в целом. На территории Российской Федерации с 2014 г. по 2018 г. произошло снижение количества зарегистрированных наркопреступлений с 254 730 до 200 306 (-21,4%). По данным ГИАЦ МВД России, в Дальневосточном федеральном округе показатель выявления преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков снизился с 14945 до 14661 (-1.9%), в Республике Бурятия сократился с 1946 до 1464 (-36,3%) [4].

Тем не менее, несмотря на значительное уменьшение количества выявленных в Республике Бурятия преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, их доля в общем количестве преступлений общеуголовной направленности существенно не изменилась: в 2016 г. она составила 8,3%, в 2017 г. - 8,3%, а в 2018 г. - 6,2%).

Таким образом, можно отметить, что критического снижения результативности деятельности ОВД в данном направлении не наблюдается. В 2018 г. показатель выявляе-мости ОВД преступлений в рассматриваемой сфере практически достиг уровня 2015 г.

В ходе анализа основных тенденций следует отметить количественные изменения

Вестник Сибирского юридического института МВД России

по составу лиц, совершивших преступления, в части лиц, ранее привлекавшийся к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного оборота нар-котиков. В период 2014-2018 гг. количество граждан, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, снизилось на 33,1%. Так, в 2014 г. совершены 1229 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, в 2015 г. - 1357, в 2016 г. - 1295, в 2017 г. - 1059, а в 2018 г. - 821.

Анализ практики показал, что уровень преступности среди иностранных граждан также не оказал существенного влияния на состояние наркопреступности в регионе и скоррелирован с общим числом мигрантов, прибывших на территорию Республики Бурятия. Полагаем, что анализ количества прибывших на территорию субъекта Российской Федерации мигрантов из «наркоопасных» зарубежных стран с низким уровнем жизни может способствовать проведению прогноза количества совершаемых ими преступлений.

Важно обратить внимание и на структуру сбываемых наркотиков по видам наркотических средств посредством проведения анализа сведений об изъятых правоохранительными органами наркотических средств и психотропных веществ на момент возбуждения уголовного дела.

Состав изымаемых наркотиков изменяется с каждым годом, что объясняется колебаниями объемов их поставок на территорию субъекта Российской Федерации, изъятием крупных партий, перекрытием каналов сбыта, активизацией или ослаблением деятельности оперативных подразделений ОВД.

Важно отметить, что с 2014 г. на территории Российской Федерации в общем количестве изымаемых наркотических средств растет доля синтетических наркотиков -3 546,54 кг в 2016 г., 4 164,20 кг в 2018 г. (+17,4%) по России; на территории Республики Бурятия с 304 г до 763 г (+150,9%). Однако удельный вес от общего числа изъятых запрещенных средств и веществ был не-

существенным - 0,1% на территории Республики Бурятия против 20,3% по Российской Федерации.

Очевидно, что на рынке незаконного оборота наркотиков происходит процесс замещения «традиционных» наркотиков новыми видами наркотических средств - синтетическими. Эта тенденция характерна не только для Республики Бурятия, но и для России в целом. Так, за последние три года в России объемы изъятых синтетических наркотиков увеличились на 17,4%; по Республике Бурятия - на 150%.

Одновременно с ростом объемов изымаемых синтетических наркотиков в последние годы существенно изменились методы преступных групп, сбывающих запрещенные вещества. Криминогенная обстановка в Республике Бурятия характеризуется высоким уровнем распространения потребления наркотических средств каннабисной группы, снижением спроса на опиаты. При этом сбыт наркотиков преимущественно стал осуществляться бесконтактным способом с использованием ресурсов сети Интернет.

Этому способствует широкое распространение и использование ресурсов «теневого» Интернета. Уровень анонимности обеспечен современными технологиями и несовершенством законодательного регулирования их использования.

В заключение подчеркнем: ежегодный мониторинг наркоситуации на территории Российской Федерации является обязанностью антинаркотических комиссий субъектов РФ и подразделений по контролю за оборотом наркотиков на региональном уровне. Анализ его результатов позволяет прогнозировать динамику развития ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков, способствует поиску в современных условиях новых форм и методов добывания оперативно значимой информации, принятию своевременных и обоснованных организационно-управленческих решений и объективной оценке эффективности противодействия наркопреступности в целом.

- 94

№ 3 (36) • 2019

Противодействие наркоугрозе: проблемы, пути решения

Библиографический список

1. Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации : постановление Правительства РФ 20 июня 2011 г. № 485 // СПС КонсультантПлюс.

2. Ковтун, Г.И. Наркоситуация в России на Рубеже ХХ-ХХ1 веков / Г.И. Ковтун // Волог-динские чтения. - 2002. - № 25. - С. 63-66.

3. Шашин, Д.Г. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков : учебное пособие / Д.Г. Шашин, А.В. Коршунов. - Иркутск, 2010.

4. Шинкевич, В.Е. Мониторинг как метод оценки наркоситуации: по результатам социологических исследований в Красноярском крае / В.Е. Шинкевич, Я.Н. Калиниченко // Высшее образование, социальные науки и национальная безопасность : сборник научных трудов / Иркутский государственный университет, Институт социальных наук; Социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций, Общественная палата Иркутской области, Комиссия по науке и образованию. - Иркутск, 2018. - С. 157-163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.