Научная статья на тему 'Анализ динамики миграционных потоков из России в сша (1992-2018 гг. )'

Анализ динамики миграционных потоков из России в сша (1992-2018 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
268
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / РОССИЯ / США / ЭМИГРАНТЫ / НАСЕЛЕНИЕ / MIGRATION POLICY / MIGRATION FLOWS / RUSSIA / USA / EMIGRANTS / POPULATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Узнародов Дмитрий Игоревич

Рассматривается динамика миграционных потоков из России в США в период с 1992 по 2018 г.; проводится анализ трансформации миграционной политики США в течение последних 26 лет. Выделяются основные этапы, характеризующие масштабы эмиграции российских граждан в США, а также обозначаются их ключевые особенности. При помощи анализа статистических данных выявляются наиболее предпочтительные для российских мигрантов регионы страны. Делается вывод, что изменению динамики миграционных потоков из России в США после 2020 г. могут способствовать два ключевых фактора: конфигурация сил внутри политической элиты США после избирательного цикла ноября 2020 г., а также социально-экономическая и общая внутриполитическая ситуация непосредственно внутри России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Узнародов Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF MIGRATION FLOWS FROM RUSSIA TO THE UNITED STATES (1992-2018)

The article reviews the dynamics of migration flows from Russia to the United States in the period from 1992 to 2018; the article also analyzes the transformation of the US migration policy over the past twenty-six years. The main stages that characterize the scale of emigration of Russian citizens to the United States are indicated, as well as their key features. Using the method of statistical data analysis, the most preferred regions of the country for Russian migrants are identified. It is concluded that two key factors can contribute to changing the dynamics of migration flows from Russia to the United States after 2020: the configuration of forces within the US political elite after the November 2020 election cycle, and also the socio-economic and general domestic political situation directly inside Russia.

Текст научной работы на тему «Анализ динамики миграционных потоков из России в сша (1992-2018 гг. )»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

УДК 314 DOI 10.18522/2687-0770-2020-2-71-79

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ ИЗ РОССИИ В США (1992-2018 гг.)*

© 2020 г. Д.И. Узнародов а

а Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук, Ростов-на-Дону, Россия

ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF MIGRATION FLOWS FROM RUSSIA TO THE UNITED STATES (1992-2018)

D.I. Uznarodov а

а Southern Scientific Center, Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia

Узнародов Дмитрий Игоревич - Dmitry I. Uznarodov -

кандидат политических наук, научный сотрудник, Candidate of Political Sciences, Researcher,

лаборатория казачества, Laboratory of Studying of Cossacks,

Федеральный исследовательский центр Southern Scientific Center,

Южный научный центр Российской академии наук, Russian Academy of Sciences,

пр. Чехова, 41, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия. Chekhova Ave, 41, Rostov-on-Don, 344006, Russia.

E-mail: uzn-dmitrij@yandex.ru E-mail: uzn-dmitrij@yandex.ru

Рассматривается динамика миграционных потоков из России в США в период с 1992 по 2018 г.; проводится анализ трансформации миграционной политики США в течение последних 26 лет. Выделяются основные этапы, характеризующие масштабы эмиграции российских граждан в США, а также обозначаются их ключевые особенности. При помощи анализа статистических данных выявляются наиболее предпочтительные для российских мигрантов регионы страны. Делается вывод, что изменению динамики миграционных потоков из России в США после 2020 г. могут способствовать два ключевых фактора: конфигурация сил внутри политической элиты США после избирательного цикла ноября 2020 г., а также социально-экономическая и общая внутриполитическая ситуация непосредственно внутри России.

Ключевые слова: миграционная политика, миграционные потоки, Россия, США, эмигранты, население.

The article reviews the dynamics of migration flows from Russia to the United States in the periodfrom 1992 to 2018; the article also analyzes the transformation of the US migration policy over the past twenty-six years. The main stages that characterize the scale of emigration of Russian citizens to the United States are indicated, as well as their key features. Using the method of statistical data analysis, the most preferred regions of the country for Russian migrants are identified. It is concluded that two key factors can contribute to changing the dynamics of migration flows from Russia to the United States after 2020: the configuration of forces within the US political elite after the November 2020 election cycle, and also the socio-economic and general domestic political situation directly inside Russia.

Keywords: migration policy, migration flows, Russia, USA, emigrants, population.

* Публикация подготовлена в рамках реализации государственного задания ЮНЦ РАН, внутренний междисциплинарный научный проект № 02-20-МД «Русский народ в первой половине XXI века - геодемографические реалии и перспективы».

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

В научном дискурсе исследованию проблемы специфики миграционной политики в США посвящены работы ряда специалистов, в частности С.В. Филиппова [1], А.К. Дегтярева [2], М.М. Иванова [3], Л.Ф. Лебедевой [4], Ю.К. Краснова [5], З.С. Чертиной [6], В.Р. Золотых [7], Н.Е. Петровской [8], А.А. Филиппенко [9, 10]. Несмотря на то, что по данной тематике уже сформирована значительная научно-исследовательская база, определенные аспекты, связанные с подробным анализом динамики миграционных потоков из России в США, по-прежнему остаются нераскрытыми. Этим и обусловлена цель данной работы, которая состоит в выявлении ключевых особенностей динамики миграционных потоков из России в США в конце XX - первых двух десятилетиях XXI в., а также характеристики основных этапов, отражающих масштабы эмиграции российских граждан в США в указанный период. При проведении исследования применялся метод анализа статистических данных, в частности такого источника, как Ежегодник иммиграционной статистики (Yearbook of Immigration Statistics), выпускаемый Министерством внутренней безопасности США, были изучены количественные данные по уровню оттока российских граждан в США в период с 1992 по 2018 г., а также выявлены наиболее предпочтительные для российских мигрантов регионы страны.

В 90-е гг. в миграционном законодательстве США произошли довольно значительные изменения - был принят новый Закон об иммиграции. В нем прописывались три категории лиц, обладающих правом на получение иммиграционного статуса: 1) на основании родственных связей; 2) по трудоустройству; 3) на основании программы «Визы для иммигрантов различных национальностей» («грин-карта»), затрагивающей государства, с территории которых начиная с 1965 г. приезжало на постоянное местожительство в США наименьшее количество человек (не более 55 тыс.) [9, c. 52]. В период с 1992 по 1994 г. по данным категориям предусматри-

валась квота в 700 тыс. человек, а начиная с 1995 г. - в 675 тыс. [9, а 52]. Еще одной спецификой нового Закона об иммиграции являлось то, что в нем по сути не был прописан как таковой механизм въезда беженцев в страну, одновременно с этим фиксировалась ежегодная квота, составляющая 125 тыс. человек [9, а 52]. Также документ предоставлял право лицу, которому ранее было отказано в получении гражданства США, повторно подавать заявление на оформление.

Начиная с 90-х гг. в США происходит и определенная либерализация иммиграционного законодательства, которая находит свое отражение также и в ряде других правовых актах. Например, в 1991 г. принимается Закон о регулировании иммиграции военнослужащих, предоставивший право на вид на жительство лицам, прошедшим более 12 лет службы в армии США [9, а 59-60]. Кроме того, был принят закон «Об иммиграции ученых из СССР», который определял ежегодную квоту в 750 человек для ученых из стран бывшего Советского Союза, обладающих опытом работы в сфере высоких технологий [9, а 60].

С 1996 г. происходит определенное ужесточение американского миграционного законодательства. Одно из нововведений запрещало апелляции на решение Службы иммиграции и натурализации о недопущении иностранца на территорию США, другое устанавливало сроки лишения права на въезд в США (от 3 до 10 лет) для лиц, нелегально находящихся на территории Соединенных Штатов, а также увеличивало стоимость оформления миграционной визы [9, а 63-64].

На начало 90-х гг. приходится также пик эмиграции российских граждан в США. Если в 1992 г. число переехавших на постоянное местожительство в Соединенные Штаты составляло 8 857 чел., то в 1996 г. эта цифра достигла 19 668 чел. [11, 12]. Определенное снижение численности российских эмигрантов в США наблюдалось с 1997 по 1999 г. ^ 16 632 до 12 347 чел.) (табл. 1).

Таблица 1

Количество граждан России, получивших статус постоянного резидента США («грин-карту») в период с 1992 по 1999 г. [11], тыс. чел. / The number of Russian citizens who received the status of permanent resident of the USA ("Green card") in the period from 1992 to 1999 [11], thousands of people

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999

8 857 12 079 15 249 14 560 19 668 16 632 11 529 12 347

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

Значительный отток населения из России в США в начале 90-х гг. был обусловлен несколькими ключевыми факторами. Распад Советского Союза и последующий переход России к новой экономической системе сопровождался целой серией кризисов политического и экономического характера, кульминацией которых стал дефолт 1998 г. Один из главных факторов - резкое падение доходов абсолютного большинства населения страны: если еще в 1989 г. за чертой бедности жили 1,5 % населения [13, c. 186-190], то в 1993 г. эта цифра находилась уже в диапазоне от 39 до 49 % [13, c. 186-190]. Общая социальная нестабильность и элементарное отсутствие уверенности в завтрашнем дне и вызвали в итоге огромную волну социально-экономической эмиграции из России главным образом в Соединенные Штаты Америки, которые с 1995 г. в течение нескольких лет подряд переживали беспрецедентный бум фондового рынка.

Основной сегмент мигрантов из России в период с 1992 по 1999 г. состоял преимущественно из ученых и инженеров [14], которые в силу ряда факторов оказались невостребованными ни со стороны российской власти, ни со стороны находящегося в процессе становления молодого российского бизнеса. Вследствие отсутствия всяческого желания тогдашнего правительства России индексировать фиксированную заработную плату в соответствии с инфляцией и даже своевременно выплачивать зарплату, многие специалисты самой высокой квалификации в тот период покинули страну, чтобы продолжить свою карьеру за рубежом, в частности в располагающих развитой научной инфраструкторой США. В это же время в Соединенных Штатах происходил резкий подъем промышленных отраслей, связанных с индустрией высоких технологий, что в свою очередь дополнительно стимулировало процессы «утечки мозгов» из России. По данным Национального научного фонда США, в 2002 г. российские инженеры-программисты отвечали за 30 % продуктов компании «Microsoft» [14], а в 2003 г. в США работало уже порядка 20 000 российских ученых

[15].

В 90-е гг. наиболее «востребованными» штатами для российских мигрантов были Нью-Йорк, Калифорния, Нью-Джерси, Иллинойс, Вашингтон, Массачусетс, Пенсильвания, Мэриленд, Техас, а также Огайо [11]. В период с 1997 по 1999 г. в Нью-Йорк переехало на постоянное местожительство в общей сложности почти

10 000 чел., в Калифорнию - 5 279, в Вашингтон - более 2 400, в Нью-Джерси - около 2 300, в Иллинойс - 1 775 чел. (табл. 2).

Таблица 2 Наиболее популярные штаты США для российских мигрантов (в период с 1997 по 1999 г.), чел. [11] / Most popular US states for Russian migrants (from 1997 to 1999), people [11]

Штат 1997 1998 1999

Нью-Йорк 5 854 1 583 2 447

Калифорния 2 377 1 420 1 482

Нью-Джерси 1 133 490 623

Иллинойс 944 404 427

Вашингтон 940 898 566

Массачусетс 925 410 502

Пенсильвания 807 520 632

Мэриленд 695 453 392

Техас 586 502 451

Огайо 522 436 459

Виргиния 491 330 376

Мичиган 434 369 443

Флорида 380 386 383

Начиная с 2000-х гг. вопросы, связанные с внешней миграцией, становились все более актуальными для внутриполитического дискурса США. Это было обусловлено прежде всего тем, что к началу XXI в. на территории США находилось порядка 12 млн нелегальных мигрантов [10, а 137]. Кроме того, значительным было и количество легальных мигрантов: к 2000 г. общее количество лиц, ежегодно получающих легальный постоянный вид на жительство, в среднем достигало почти 1 млн чел. [16]. Новый президент страны Джордж Буш и его администрация еще во время предвыборной кампании обозначили четкое стремление провести новую, эффективную реформу по модернизации действующей на тот момент миграционной политики [10, а 138]. Однако в практическом воплощении своих инициатив у тогдашнего президента США возникли довольно существенные сложности. Многие представители Республиканской партии упорно отказывались принимать предложенную реформу, называя любые изменения всего лишь амнистией, которая, по их мнению, только усугубит ситуацию. В свою очередь администрация прези-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

дента на более радикальный вариант реформы в тот период пойти готова не была [10, с. 138]. Ключевые изменения, касающиеся миграционного законодательства, принятые в период нахождения у власти администрации Дж. Буша, носили больше структурный характер и затрагивали скорее реформу управленческого аппарата ведомства, а не собственно курс миграционной политики как таковой.

После небольшого снижения оттока российского населения в США, который можно было наблюдать в период с 1997 по 1999 г., начиная с 2000 г. количество граждан России, уезжающих на постоянное местожительство в США, вновь резко возросло. Если в 1999 г. статус постоянного резидента США получили 12 347 чел., то в

2000 г. - 17 480. В 2002 г. эта цифра достигла уже 22 520 чел. [17]. Резкий спад обозначился в 2003 г., когда численность выехавших на постоянное местожительство в США российских граждан впервые сократилась на 8 000 чел. по сравнению с предшествующим годом. После 2003 г. вплоть до 2006 г. вновь наблюдался рост оттока российских граждан из страны [18-20]. Начиная с 2006 г. наметились явные тенденции по снижению динамики оттока граждан России в США: если в 2005 г. в США переехало 20 641 чел., то в 2006 г. - уже 16 190, а в 2007 г. -11 706 чел. [21]. В 2009 г. и вовсе были зафиксированы рекордно низкие за последние 17 лет показатели оттока российских граждан в США -10 362 чел. (табл. 3) [22].

Таблица 3

Количество граждан России, получивших статус постоянного резидента США («грин-карту») в период с 2000 по 2009 г. [23], тыс. чел. / The number of Russian citizens who received the status of permanent resident of the United States ("Green card") from 2000 to 2009 [23], thousands of people

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

17 480 21 576 22 520 14 267 17 231 20 641 16 190 11 706 15 179 10 362

По сравнению с 90-ми гг. глобальных изменений в «региональных предпочтениях» российских мигрантов на протяжении первого десятилетия XXI в. не происходило. Наиболее популярными штатами для них продолжали оставаться Нью-Йорк, Калифорния, Нью-Джерси, Техас, Вашингтон, Пенсильвания, Иллинойс, Массачусетс и Мэриленд. Единственным значимым изменением, касающимся региональных предпочтений российских мигрантов, стало резкое увеличение численности россиян, выбравших в качестве постоянного местожительства штат Флорида [23]. Одновременно существенно сократилось количество российских мигрантов, переезжающих на постоянное местожительство в штат Огайо [23]. Абсолютное большинство российских мигрантов, как и в 90-е гг., продолжало выбирать в качестве нового места жительства населенные пункты в штатах Нью-Йорк и Калифорния. Однако если в 90-е гг. Нью-Йорк, пусть и незначительно, опережал Калифорнию по степени востребованности для иммигрантов из России, то в 2000-е гг. на первое место вышла уже Калифорния. Исключение составил лишь 2000 г., когда Нью-Йорк почти на 500 чел. превзошел Калифорнию по количеству граждан России, получивших статус постоянного резидента США [16]. Начиная с 2001 г. также резко

возрастает число российских мигрантов в штат Вашингтон, который в период с 2001 по 2009 г. уверенно входил в четверку штатов по этому показателю [23]. Еще одним трендом, касающимся специфики российской иммиграции в США в 2000-е гг., являлось то, что с 2005 г. помимо Калифорнии, Нью-Йорка и Вашингтона в первой четверке штатов по количеству приема мигрантов из России оказался и штат Флорида, который в 90-е гг. по этому показателю не всегда входил даже в первую десятку штатов [11, 23]. Во многом востребованность Флориды среди российских мигрантов объясняется главным образом сравнительно комфортными ценами на аренду недвижимости (в том числе, налоговая скидка на собственность, которая может достигать 50 000 дол.), а также отсутствием налога на доходы частных лиц (табл. 4).

С приходом к власти Барака Обамы в 2008 г. «иммиграционный вопрос» с каждым годом вновь все больше занимал одно из центральных мест в политическом дискурсе США. В 2014 г. Обаме удалось провести свой вариант реформы в обход процедуры голосования в Конгрессе, однако в итоге реформа все равно не получила практического воплощения, что стало главным поражением администрации Барака Обамы за восемь лет нахождения у власти [24].

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

Таблица 4

Наиболее популярные штаты США для российских мигрантов (в период с 2000 по 2009 г.), чел. [23] / Most popular US states for Russian migrants (from 2000 to 2009), people [23]

Штат 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Нью-Йорк 2 991 2 837 3 126 1 751 1 720 2 461 2 048 1 205 1 437 1 128

Калифорния 2 462 3 472 3 230 1 934 2 388 2 913 2 226 1 446 1 960 1 263

Флорида 871 773 711 603 585 946 793 552 573 409

Пенсильвания 826 759 772 550 854 739 515 363 492 363

Нью-Джерси 805 1084 1008 528 537 722 521 350 472 360

Массачусетс 782 933 928 501 696 843 447 368 479 360

Техас 773 852 880 719 754 871 493 366 495 359

Вашингтон 760 1 435 1 736 917 852 1 325 698 622 742 633

Иллинойс 600 812 744 535 684 734 525 398 534 340

Мэриленд 519 640 619 423 260 428 415 286 425 265

Мичиган 471 560 561 387 238 401 224 202 222 163

Миннесота 441 474 496 328 395 515 333 138 226 180

Воплощение реформы завершилось, фактически не успев начаться, когда в 2015 г. 26 штатов обратились в Верховный суд страны с протестом против принятия реформы, основная суть которой заключалась в легализации миллионов нелегальных мигрантов, находящихся в Соединенных Штатах [24]. Реформа предполагала предоставление разрешения на работу нелегальным мигрантам, находящимся в США, но при условии проживания в стране не менее пяти лет и наличии ребенка, родившегося на территории Соединенных Штатов [24]. В случае вступления закона в силу нелегальные иммигранты должны были проходить две проверки со стороны специальных ведомств, сдавать биометрические данные, выплачивать налоги и сборы, а также предоставить свидетельства, подтверждающие рождение детей в период, предшествующий вступлению закона в силу [25]. В этом случае нелегальные мигранты получали бы право оставаться в стране на три года с возможностью продления. Одновременно с этим автоматически выдавалось бы и разрешение на работу на территории Соединенных Штатов [25].

В ходе вынесения решения в Верховном суде относительно правомерности подписания президентом закона о миграционной реформе в обход голосования Конгресса, голоса судей разделились поровну. Это было обусловлено главным образом четным на тот момент числом судей, поскольку в феврале 2016 г. скончался судья Верховного суда Антонин Скалиа, а его место до сих пор не было занято: Сенат, контролируе-

мый республиканцами, регулярно блокировал предложенную Б. Обамой кандидатуру Меррика Гарлэнда [24]. Таким образом, несмотря на серьезные попытки президента изменить вектор миграционной политики в стране, на практике в период с 2008 по 2016 г. как такового ее изменения не произошло.

Что касается динамики по снижению прироста численности российских мигрантов в США, которая наметилась во второй половине 2000-х гг., то в начале второго десятилетия XXI в. она продолжала сохраняться. Начиная с 2012 г. вновь наметились обратные тенденции: если в 2011 г. численность граждан России, получивших статус постоянного резидента США, составляла 8 548 чел. [26], то в 2012 г. - 10 114 [27], в 2013 - 10 154 чел. [28]. После 2013 г. на протяжении нескольких лет количество российских граждан, ежегодно переезжающих на постоянное местожительство в США, снова сокращалось (табл. 5).

Лидером среди всех штатов США по количеству ежегодного приема иммигрантов из России, как и на протяжении предыдущего десятилетия, продолжала оставаться Калифорния.

Исключением стал 2012 г., когда в на первое место по этому показателю вышел Нью-Йорк [27]. В последующие годы впереди неизменно вновь была Калифорния, вторым - по-прежнему Нью-Йорк [29]. До 2018 г. в пятерку штатов по численности российских мигрантов также регулярно входили Флорида, Вашингтон и Нью-Джерси [29].

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

Таблица 5

Количество граждан России, получивших статус постоянного резидента США («грин-карту») в период с 2010 по 2018 г., чел. [29] / The number of Russian citizens who received the status of permanent resident of the USA ("Green card") in the period from 2010 to 2018, people [29]

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

7 502 8 548 10 114 10 154 9 455 9 030 9 280 8 841 8 883

В 2018 г. на пятое место по данному показателю вышел Техас [30]. Если со второй половины 2000-х гг. произошло резкое снижение оттока российских мигрантов в Техас, то после 2010 г. количество россиян, переезжающих на

постоянное местожительство в этот штат, с каждым годом планомерно увеличивалось. В 2018 г. Техас вошел в пятерку штатов по количеству российских мигрантов, что не случалось с далекого 1998 г. (табл. 6) [11, 30].

Таблица 6

Наиболее популярные штаты США для российских мигрантов (в период с 2010 по 2018 г.), чел. [29] / The most popular US states for Russian migrants (from 2010 to 2018), people [29]

Штат 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Калифорния 1 036 1 357 1 582 1 843 1 701 1 926 1 949 1 947 2 061

Нью-Йорк 1 027 1 229 1 977 1 614 1 644 1 404 1 540 1 342 1 246

Нью-Джерси 446 374 560 528 467 378 469 458 426

Флорида 427 556 756 925 909 901 834 861 801

Вашингтон 356 435 480 579 456 554 502 509 493

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пенсильвания 320 298 356 353 307 284 302 301 248

Техас 297 353 383 394 387 381 374 423 444

Массачусетс 253 354 412 379 381 320 407 383 334

Иллинойс 250 325 370 354 317 373 388 364 323

Мэриленд 230 260 253 262 224 159 247 196 156

Виргиния 173 251 328 304 250 258 211 225 205

Северная Каролина 111 117 168 164 174 175 172 216 240

Итак, следует подчеркнуть, что проведенный нами анализ свидетельствует о наличии шести основных этапов, характеризующих масштабы эмиграции российских граждан в США в период с 1992 по 2018 г. Первый этап датируется 19921996 гг. и характеризуется максимальными масштабами оттока граждан России на постоянное местожительство в США. За четыре года численность российских мигрантов в США возросла более чем в два раза. Второй этап хронологически можно обозначить 1997-1999 гг., а основной его особенностью стала отрицательная динамика оттока российских граждан в США впервые за 90-е гг. XX в. На третьем этапе (2000-2005 гг.) масштабы оттока граждан России в США на протяжении пяти лет (за исключением 2003 г.) постоянно увеличивались. Су-

щественные изменения начали происходить со второй половины 2000-х гг., когда в период с 2006 по 2010 г., за исключением 2007 г., наблюдалось планомерное снижение оттока российского населения в США. После 2010 г. на протяжении нескольких лет шло увеличение численности россиян, переезжающих на постоянное местожительство в США, однако оно было совсем незначительным (максимальный прирост мигрантов в США за это время составил чуть более 2 тыс. чел.) и не могло оказать кардинального влияния на изменение миграционных трендов в данном направлении. Начиная с 2014 г. резких изменений статистики в отношении миграционных оттоков российского населения в США не происходило: за последние годы можно зафиксировать определенные тенденции

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

к снижению миграционных потоков из России в США, но их масштабы являются крайне минимальными.

Говоря о дальнейших перспективах динамики миграционных потоков из России в США, следует отметить, что здесь многое будет зависеть в том числе от конфигурации сил внутри политической элиты США, которая в той или иной степени так или иначе подвергнется определенным трансформациям после избирательного цикла ноября 2020 г., когда в стране состоятся одновременно и выборы президента, и выборы в Палату представителей. Если большое политическое влияние в США получат сторонники ужесточения миграционной политики, то потенциально возможные решения, принятые этими силами, которые будут направлены на ужесточение миграционного курса, так или иначе повлияют на снижение количества мигрантов из разных стран, в том числе и из России. Немаловажным фактором является также и социально-экономическая, а также общая внутриполитическая ситуация непосредственно внутри России. В случае продолжения падения наиболее важных социально-экономических показателей на протяжении ближайших трех-четырех лет, что неминуемо будет сопровождаться повышением уровня безработицы и социальной напряженности в целом, в период после 2024 г. динамика по оттоку российского населения в США вновь может принять другой характер, возвращаясь по своей специфике к уровню начала 2000-х гг., когда прирост оттока российских граждан в США составлял ежегодно в среднем 3 тыс. чел., а общее количество ежегодно уезжающих на постоянное местожительство в США граждан было почти в 1,5-2 раза больше, чем в период с 2010 по 2018 г.

Литература

1. Филиппов С.В. США: иммиграция и гражданство (политика и законодательство). М. : Наука, 1973. 203 с.

2. Дегтярев А.К. Управление миграционными потоками в США: политика снижения конфликто-генного потенциала // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Серия 1 : Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 4. С. 98-107.

3. Иванов М.М. США: правовое регулирование иммиграционного процесса. М. : Международные отношения, 1998.

4. Лебедева Л.Ф. Иммиграционная политика США: основополагающие цели и принципы // Вестн. Российского экономического ун-та им. Г.В. Плеханова. 2013. № 11. С. 94-101.

5. Краснов Ю.К. Реформа миграционной политики Дональда Трампа // Миграционное право. 2017. № 3. С. 24-28.

6. Чертина З.С. Нелегальные иммигранты в США: иммиграционный вызов в начале ХХ1 века. Миграции в глобализирующемся мире. М. : ИВИ РАН, 2011.

7. Золотых В.Р. Консервативные подходы к проблеме иммиграции в США: этнокультурный аспект // Вестн. Пермского ун-та. История. 2012. № 2. С. 160-167.

8. Петровская Н.Е. Иммигранты на американском рынке труда // Вестник Университета (Государственный ун-т управления). 2016. № 10. С. 80-84.

9. Филиппенко А.А. Проблемы иммиграционной политики США в период 1990-2015 гг. : дис. ... канд. ист. наук. М. : МГИМО, 2015. 173 с.

10. Филиппенко А.А. Политическая борьба вокруг реформы иммиграционного законодательства в период президентства Дж. У. Буша // Вестн. МГИМО-Университета. 2014. № 3. С. 137-145.

11. Yearbook of Immigration Statistics 1996 to 1999 // U.S. Department of Homeland Security. URL: https:// www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/1996_ 1999 (дата обращения: 12.04.2020).

12. Долгих Е.И. Эмиграционные намерения ученых // «Утечка умов»: потенциал, проблемы, перспективы : сб. ст. Программа по исследованию миграции. Вып. II / под ред. Ж.А. Зайончковской. М. : ИПЗ, 1993. C. 54-100.

13. Milanovic B. Income, Inequality, and Poverty During the Transformation from Planned to Market Economy. Washington DC : The World Bank, 1998. 237 p.

14. Jump up to: Russian brain drain tops half a million // BBC. 2012. June 20. URL: http:// news.bbc. co.uk/2/hi/europe/2055571.stm (дата обращения: 15.04.2020).

15. Утечка мозгов - болезнь не только российская // Экология и жизнь. URL: http:// www.ecolife.ru/ jornal/econ/2003-4-1.shtml (дата обращения: 15.04.2020).

16. Yearbook of Immigration Statistics 2000 // U.S. Department of Homeland Security. URL: https:// www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/2000 (дата обращения: 12.04.2020).

17. Yearbook of Immigration Statistics 2002 // U.S. Department of Homeland Security. URL: https:// www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/2002 (дата обращения: 16.04.2020).

18. Yearbook of Immigration Statistics 2003 // U.S. Department of Homeland Security. URL: https://

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/2003 (дата обращения: 16.04.2020).

19. Yearbook of Immigration Statistics 2004 // U.S. Department of Homeland Security. URL: https:// www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/2004 (дата обращения: 18.04.2020).

20. Yearbook of Immigration Statistics 2005 // U.S. Department of Homeland Security. URL: https:// www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/2005 (дата обращения: 18.04.2020).

21. Yearbook of Immigration Statistics 2006 // U.S. Department of Homeland Security. URL: https:// www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/2006 (дата обращения: 18.04.2020).

22. Yearbook of Immigration Statistics 2009 // U.S. Department of Homeland Security. URL: https:// www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/2009 (дата обращения: 18.04.2020).

23. Yearbook of Immigration Statistics 2000 to 2009 // U.S. Department of Homeland Security. URL: https:// www.dhs.gov/sites/default/files/publications/ois_2009yb _3.zip (дата обращения: 19.04.2020).

24. Верховный суд не принял план Обамы легализовать мигрантов // Русская служба BBC News. 2016. 24 июня. URL: https:// www.bbc.com/russian/news/ 2016/06/160623_us_supreme_court_split_on_migrants (дата обращения: 19.04.2020).

25. Верховный суд США де-факто заблокировал указ Обамы об иммиграции // ТАСС. 2016. 23 июня. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/ 3395674 (дата обращения: 22.04.2020).

26. Yearbook of Immigration Statistics 2011 // U.S. Department of Homeland Security. URL: https:// www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/2011 (дата обращения: 23.04.2020).

27. Yearbook of Immigration Statistics 2012 // U.S. Department of Homeland Security. URL: https:// www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/2012 (дата обращения: 23.04.2020).

28. Yearbook of Immigration Statistics 2013 // U.S. Department of Homeland Security. URL: https:// www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/2013 (дата обращения: 26.04.2020).

29. Yearbook of Immigration Statistics 2010 to 2018 // U.S. Department of Homeland Security. URL: https://www.dhs.gov/sites/default/files/publications/immi gration-statistics/yearbook/2018/yrbk_2018_lpr_ supplement.zip (дата обращения: 23.04.2020).

30. Yearbook of Immigration Statistics 2018 // U.S. Department of Homeland Security. URL: https:// www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/2018 (дата обращения: 26.04.2020).

References

1. Filippov S.V. (1973). USA: immigration and citizenship (policy and legislation). Moscow, Nauka Publ., 203 p. (in Russian).

2. Degtyarev A.K. (2015). Managing of migration flows in the United States: a policy of reducing of conflict potential. Vestn. Adygeiskogo gosudarstvennogo universi-teta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofya, istoriya, soci-ologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya, No. 4, pp. 98-107. (in Russian).

3. Ivanov M.M. (1998). USA: legal regulation of the immigration process. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ. (in Russian).

4. Lebedeva L.F. (2013). US immigration policy: fundamental purposes and principles. Vestn. Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova, No. 11, pp. 94-101. (in Russian).

5. Krasnov Yu.K. (2017). Donald Trump's immigration policy reform. Migratsionnoe pravo, No. 3, pp. 24-28. (in Russian).

6. Chertina Z.S. (2011). Illegal immigrants in the United States: an immigration challenge in the early 21st century. Migrations in a globalizing world. Moscow, Institute of General History Press, RAN. (in Russian).

7. Zolotykh V.R. (2012). Conservative approaches to the issue of immigration in the United States: ethnocultural aspect. Vestn. Permskogo un-ta. Istoriya, No. 2, pp. 160167. (in Russian).

8. Petrovskaya N.E. (2016). Immigrants on the American labor market. Vestn. Universiteta (State University of Management), No. 10, pp. 80-84. (in Russian).

9. Filippenko A.A. (2015). Problems of us immigration policy in the period 1990-2015. Dissertation. Moscow, Moscow State Institute of International Relations Press, 173 p. (in Russian).

10. Filippenko A.A. (2014). Political struggle over immigration law reform during the presidency of George W. Bush. Vestn. MGIMO-Universita, No. 3, pp. 137-145. (in Russian).

11. Yearbook of Immigration Statistics 1996 to 1999. U.S. Department of Homeland Security. Available at: https://www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/ 1996_1999 (accessed April 12, 2020).

12. Dolgikh E.I. (2004). Emigration intentions of scientists. "Brain drain": the potential, problems, prospects. Collected papers. The program for the study of migration. Issue II. J.A. Zayonchkovskaya (Ed.). Moscow, Institute of Employment Problems Press, pp. 54-100. (in Russian).

13. Milanovic B. (1998). Income, Inequality, and Poverty During the Transformation from Planned to Market Economy. Washington DC, The World Bank Press, 237 p.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

14. Jump up to: Russian brain drain tops half a million. (2012). BBC. June 20. Available at: http:// news.bbc.co.uk/ 2/hi/europe/2055571.stm (accessed April 15, 2020).

15. Brain drain is not just a Russian disease. Ekologiya i zhizn'. Available at: http://www.ecolife.ru/jornal/econ/2003-4-1.shtml (accessed April 15, 2020). (in Russian).

16. Yearbook of Immigration Statistics 2000. U.S. Department of Homeland Security. Available at: https://www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/2000 (accessed April 12, 2020).

17. Yearbook of Immigration Statistics 2002. U.S. Department of Homeland Security. Available at: https:// www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/2002 (accessed April 16, 2020).

18. Yearbook of Immigration Statistics 2003. U.S. Department of Homeland Security. Available at: https:// www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/2003 (accessed April 16, 2020).

19. Yearbook of Immigration Statistics 2004. U.S. Department of Homeland Security. Available at: https:// www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/2004 (accessed April 18, 2020).

20. Yearbook of Immigration Statistics 2005. U.S. Department of Homeland Security. Available at: https:// www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/2005 (accessed April 18, 2020).

21. Yearbook of Immigration Statistics 2006. U.S. Department of Homeland Security. Available at: https:// www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/2006 (accessed April 18, 2020).

22. Yearbook of Immigration Statistics 2009. U.S. Department of Homeland Security. Available at: https:// www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/2009 (accessed April 18, 2020).

23. Yearbook of Immigration Statistics 2000 to 2009. U.S. Department of Homeland Security. Available at: https://www.dhs.gov/sites/default/files/publications/ois_200 9yb_3.zip (accessed April 19, 2020).

24. The Supreme court did not accept Obama's plan to legalize migrants. (2016). Russkaya sluzhba BBC News, June 24. Available at: https:// www.bbc.com/russian/news/2016/ 06/160623_us_supreme_court_split_on_migrants (accessed April 19, 2020).(in Russian).

25. The US Supreme court de facto blocked Obama's Executive order on immigration. (2016). TASS, June 23. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/ 3395674 (accessed April 22, 2020). (in Russian).

26. Yearbook of Immigration Statistics 2011. U.S. Department of Homeland Security. Available at: https:// www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/2011 (accessed April 23, 2020).

27. Yearbook of Immigration Statistics 2012. U.S. Department of Homeland Security. Available at: https:// www. dhs. gov/immigration-statistics/yearbook/2012 (accessed April 23, 2020).

28. Yearbook of Immigration Statistics 2013. U.S. Department of Homeland Security. Available at: https:// www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/2013 (accessed April 26, 2020).

29. Yearbook of Immigration Statistics 2010 to 2018. U.S. Department of Homeland Security. Available at: https://www.dhs.gov/sites/default/files/publications/immigra tion-statistics/yearbook/2018/yrbk_2018_lpr_supplement. zip (accessed April 23, 2020).

30. Yearbook of Immigration Statistics 2018. U.S. Department of Homeland Security. Available at: https:// www.dhs.gov/immigration-statistics/yearbook/2018 (accessed April 26, 2020).

Поступила в редакцию / Received 25 мая 2020 г. / May 25, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.