Анализ динамики и структуры внешнего долга государственного сектора РФ
Analysis of the dynamics and structure of the external debt of the public sector of the Russian
Federation
Вырезуб Денис Владимирович
Студент 4 курса Кафедра «Финансы и кредит» Севастопольский государственный университет (СевГУ)
Россия, Севастополь e-mail: [email protected]
Vyrezub Denis Vladimirovich
4th year student Department «Finance and Credit» Sevastopol State University (SevSU) Russia, Sevastopol e-mail: [email protected]
Научный руководитель Сорокина Светлана Владимировна
Старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Севастопольский государственный университет (СевГУ)
Россия, Севастополь
Scientific adviser Sorokina Svetlana Vladimirovna
Senior Lecturer of the Department «Finance and Credit» Sevastopol State University (SevSU) Russia, Sevastopol
Аннотация.
В статье рассматриваются проблемы внешнего государственного долга Российской Федерации, его текущее состояние и динамика изменений за последние годы. Проблема управления государственным долгом касается практически всех стран мира. Сочетание глубокой рецессии и медленного восстановления после финансового кризиса приводит к тому, что многие страны с развитой экономикой остаются с очень высоким уровнем государственного долга. Роль государственного долга как мощного инструмента решения социально-экономических проблем и дефицита финансовых ресурсов возрастает с ростом макроэкономической неопределенности. По итогам анализа, можно сделать вывод, что внешний долг государственного сектора Российской Федерации в настоящее время не представляет угрозы для экономики страны, поэтому остро не стоит вопрос о сокращении внешнего долга и не является первостепенным в экономической политике.
Annotation.
The article deals with the problems of the external public debt of the Russian Federation, its current state and the dynamics of changes in recent years. The problem of public debt management concerns almost all countries of the world. The combination of a deep recession and a slow recovery after the financial crisis leads to the fact that many advanced economies remain with very high levels of public debt. The role of public debt as a powerful tool for solving socioeconomic problems and the shortage of financial resources increases with the growth of macroeconomic uncertainty. Based on the results of the analysis, it can be concluded that the external debt of the public sector of the Russian Federation currently does not pose a threat to the country's economy, therefore, the issue of reducing external debt is not acute and is not paramount in economic policy.
Ключевые слова: государственный долг, внешний долг, мировая задолженность, управление государственным долгом.
Key words: public debt, external debt, world debt, public debt management.
Наличие государственного долга приемлемо как для экономически развитых стран, так и для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Актуальность темы обусловлена наличием
государственного долга во всех странах мира и тенденцией к увеличению его размера, что может привести к долговому кризису.
Использование государственного кредита объясняется необходимостью устранения противоречия между растущими потребностями государства в финансовых ресурсах и ограниченными возможностями получения доходов, составляющих государственный бюджет. В результате государство вынуждено занимать деньги у различных организаций, как иностранных, так и субъектов международного права.
Из-за хронического дефицита государственных бюджетов развивающиеся страны страдают от нехватки ресурсов для поддержания нормального уровня жизни своих граждан и обеспечения их обороноспособности. Чаще всего приходится прибегать к займам, в результате чего возникает внешний долг, который окажет влияние на будущее экономическое развитие, от которого зависит жизнь будущих поколений. Внешний долг играет важную и многогранную роль в макроэкономической системе страны. Это связано с тем, что долговые отношения, их обслуживание и погашение оказывают существенное влияние на состояние государственных финансов, денежное обращение, инвестиционный климат, структуру потребления и развитие международного сотрудничества.
Большие долги могут создать очень реальные проблемы. Внешний долг не является «долгом самим себе», и фактическая выплата процентов и основной суммы долга по этому долгу требует передачи части реального продукта одной страны другим странам.
Внешний долг — это сумма долгов, возникающих в результате иностранных займов, номинированных в иностранной валюте. Внешняя задолженность включает задолженность перед странами, международными организациями и другими субъектами в соответствии с международным правом.
Однако в то же время сбалансированность государственного бюджета во многом напрямую зависит от цен на топливно-энергетические продукты, которые в настоящее время нестабильны. Ожидание возможного резкого падения цен на энергоносители обостряет стратегическую задачу повышения экономической безопасности страны, на которую также влияет качество управления государственным долгом в России.
Бюджетный кодекс Российской Федерации включает в объём внешнего долга:
- номинальную сумма задолженности по обязательствам по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
- обязательства в иностранной валюте;
- сумму основного долга по кредитам, которые Россия привлекает с обязательствами, выраженными в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты, полученные под государственные гарантии;
- сумму обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте.
Государственный долг имеет как отрицательные, так и положительные стороны. В условиях стабильной
экономической конъюнктуры заимствование может быть использовано для развития инновационного потенциала государства, увеличения его производственной базы, привлечения дополнительных финансовых ресурсов в экономику и непосредственно в ее реальный сектор. Даже в неблагоприятной экономической ситуации дополнительные средства могут служить стимулом для ее стабилизации и стимулирования экономической активности.
В последнее время Россия попала под давление санкций и сумела адаптироваться к низким ценам на нефть. Поэтому иностранные займы в настоящее время являются не столько потребностью в средствах, сколько попыткой поддерживать контакт с международным рынком капитала. Такая государственная политика также может частично помочь частным российским компаниям, ищущим финансирование из-за рубежа. Кроме того, эти компании, как правило, повышают к себе доверие международных инвесторов.
В таблице 1 представлен внешний долг РФ государственного сектора за 2018-2021 гг.
Таблица 1. Внешний долг РФ государственного сектора за 2018-2021 гг.
Год Объем государственного внешнего долга РФ, млн. долл. США Удельный вес гос. гарантий в общей сумме долга, % Абсолютное отклонение (+;-) (цепное) Темп роста (цепной), % Прирост (снижение), % (цепной)
всего в т.ч. гос. гарантии РФ в иностранной валюте
2018 49 156,50 11 567,4 23,53 - - -
2019 54 848,30 13 252,8 24,16 5 691,8 111,58 11,58
2020 56 702,90 17 596,6 31,03 1 854,6 103,38 3,38
2021 59 702,00 18 839,7 31,56 2 999,1 105,29 5,29
Анализ внешнего долга государственного сектора за 2018-2021 гг. приводит нас к выводу, что его размер растет вместе со стоимостью его крупнейшего компонента - внешних долговых ценных бумаг. Другой важной составляющей внешнего долга Российской Федерации является объем государственных гарантий, предоставляемых Российской Федерацией. Этот показатель следует той же тенденции к росту, но значительно ниже, чем долг России по иностранным облигациям. Анализируя полученные данные, отметим, что причиной увеличения совокупного внешнего долга Российской Федерации государственного сектора является покупка государственных ценных бумаг нерезидентами. С 2018 года внешний долг страны государственного сектора увеличился на 11,58% в 2019 году, на 3,38% в 2020 году по сравнению с уровнем 2019 года, на 5,29% в 2021 году по сравнению с уровнем 2020 года. Это увеличение может привести к негативным последствиям в будущем. Постепенное сокращение внешнего долга государственного сектора может значительно повысить стабильность российской экономики.
По данным Минфина РФ о внешнем долге гос. сектора можно сделать вывод, что за 2011-2022 годы в целом он увеличился в 1,4942 раза, на 49,42% (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика внешнего долга государственного сектора РФ
На рисунке 1 представлена динамика внешнего долга государственного сектора Российской Федерации в 2011-2022 гг. Минимальное значение внешнего суверенного долга Российской Федерации за этот период
составляет 35 801,4 млн долларов на 01.01.2012 года. Максимальное значение внешнего государственного долга Российской Федерации наблюдается на 01.01.2022 года и составляет 59 702,0 млн долларов США. Внешний долг государственного сектора Российской Федерации резко увеличился с 35 801,4 млн долларов США до 50 769,2 млн долларов США, а затем колебался на стабильном уровне 50-60 млрд долларов США.
Давайте проанализируем структуру внешнего долга государственного сектора Российской Федерации.
Данные о структуре внешнего долга государственного сектора Российской Федерации представлены в таблице 2.
_Таблица 2. Структура внешнего долга государственного сектора РФ 2014-2021 гг.
Категория долга 2021 2020 2019 2016 2014
Гос. внешний долг РФ (вкл. обязат. бывшего СССР, принятые РФ) 59 702,0 56 702,9 49 156,5 51 211,8 54 355,4
Задолж. перед офиц. кредиторами - чл. Парижского клуба - - - - 46,1
Задолж. перед офиц. 2-сторонними кредиторами -не чл. Парижского клуба 279,6 349,5 489,4 629,3 886,5
Задолж. перед офиц. 2- сторонними кредиторами -быв. странами СЭВ - - - 399,9 866,5
Коммерч. задолж. бывшего СССР - - - - -
Задолж. перед МФО - - - - -
Задолж. перед офиц. многосторонними кредиторами 1 494,9 473,8 508,7 822,1 1172,1
Задолж. по ВОЗ 39 066,0 38 257,7 36 568,0 37 607,0 39 275,3
Задолж. по ОВГВЗ - 2,7 2,7 3,4 5,5
Прочая задолж. 21,8 22,6 20,3 19,6 20,2
Гос. гарантии РФ в ин. валюте 18 839,7 17 596,6 11 567,4 11 730,5 12 083,2
Наибольшую долю в структуре внешнего долга гос. сектора Российской Федерации в 2014-2021 годах занимал внешний долг по облигациям, за ним государственные гарантии Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте. К 2017 году долги перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба — были полностью погашены. К 2019 году задолженность перед официальными двусторонними кредиторами, бывшими странами СЭВ, была погашена. К 2015 году существующие торговые долги СССР и долги перед международными финансовыми институтами были полностью погашены. С 2015 г. структура государственного внешнего долга Российской Федерации пополнилась такими компонентами, как задолженность перед многосторонними официальными кредиторами и прочая задолженность.
Давайте подробнее рассмотрим структуру внешнего долга государственного сектора РФ по состоянию на 01.01.2022 (рис.2).
За дол жен насть па в не ш н им об л и гэ ци-анныт ззнм а м I Задол женн-псп» ПЕред М вшду народны ми -финансовыми
Задолж. ПЕред офнц. 2- сторонними кредиторами - быв.
ЗадолженНОСТЬ п ервд с ф и ци ал ьны ми двусторонними |
Задолж. перед офиц. кредиторами - членами Парижского
Рисунок 2. Процентное соотношение различных категорий внешнего долга государственного сектора РФ по
состоянию на 01.01.2022
Можно сделать следующие выводы:
1. На 01.01.2022 г. внешний государственный долг Российской Федерации не включает долг перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, долг перед официальными двусторонними кредиторами - странами бывшего СССР, торговый долг бывшего СССР, долг перед международными финансовыми организациями.
2. Долг по ВОЗ составляет 65,43% от общего объема внешнего государственного долга Российской Федерации, а государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте - 31,56%. Это указывает на то, что эти две категории внешнего государственного долга Российской Федерации играют важную роль в его структуре, а это означает, что в настоящее время они оказывают большее влияние на величину внешнего государственного долга.
3. Остальные категории внешнего долга государственного сектора Российской Федерации в совокупности составляют 3,01% и поэтому не оказывают особого влияния на его величину.
Таким образом, мы установили, что наибольшую долю в структуре внешнего государственного долга Российской Федерации составляет задолженность по ВОЗ и государственным гарантиям Российской Федерации, номинированным в иностранной валюте. И если государственные гарантии Российской Федерации требуют погашения только после наступления гарантийного случая и выдаются Правительством Российской Федерации на следующий финансовый год, то ВОЗ имеют свой порядок погашения и срок погашения, описанные в соглашении.
Для объективной и более точной оценки внешнего долга страны его размер необходимо сравнить с размером ВВП. Это позволяет оценить уровень задолженности экономики государства и отражает его способность переориентировать внутреннее производство на экспорт с целью получения иностранной валюты и
обеспечения возможности погашения внешнего долга. Чем выше индекс, тем большую долю доходов от реализации произведенной продукции государство обязано направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Процентные лимиты, предложенные МВФ для аналитических целей, следующие: "30 - 40 - 50 ", что соответствует уровню риска: "низкий -средний-высокий". В 2021 году внешний долг до 30% ВВП, что свидетельствует о низкой степени риска.
Давайте рассчитаем долю внешнего государственного долга Российской Федерации в ВВП страны в 2011-2021 годах (табл. 3).
_Таблица 3. Доля внешнего государственного долга РФ в ВВП
ВВП ВВП (в млрд. долл., в текущих ценах)
Год России, в трлн. руб. (в текущих ценах) Среднегодовой курс доллара, руб. Внешний гос. долг, в млрд. долл. Доля внешнего гос. долга в ВВП РФ, в %
2011 60,2825 29,39 2 051,12 39,9569 1,95
2012 68,1639 31,07 2 193,88 35,8014 1,63
2013 73,1339 31,91 2 291,88 50,7692 2,22
2014 79,1997 35,989 2 200,66 55,7942 2,54
2015 83,2326 62,5472 1 330,72 54,3554 4,08
2016 86,0102 65,0539 1 322,14 50,0023 3,78
2017 92,0893 58,3152 1 579,16 51,2118 3,24
2018 103,6266 63,119 1 641,77 49,8273 3,03
2019 110,461 64,5496 1 711,26 49,1565 2,87
2020 107,3153 73,5958 1 458,17 56,7029 3,89
2021 131,015 73,5773 1 780,64 59,7020 3,35
Опираясь на данные, приведенных в таблице, графически представим долю внешнего государственного долга Российской Федерации в ВВП страны в 2011-2021 годах (рис. 3).
4,50 4,00
/"-¿И
/ 3,7! а 3,!9
3,50
/ / ^ 3,35
3,00 Ш /
2,87
2,50 У 2,54
2,00
Х50
хоо
0,50
М11 2012 Ми 2014 2015 201£ 2017 201В 2019 ММ 2021
Рисунок 3. Доля внешнего гос. долга в ВВП РФ, в % На основании данных, содержащихся в таблице и графике, можно сделать следующие выводы:
1. В 2011-2021 годах доля внешнего государственного долга в ВВП России была очень мала - до 4,1%.
Это означает, что внешний долг Российской Федерации не является тяжелым бременем для экономики страны,
которая слабо зависит от предыдущих притоков иностранного капитала.
2. Максимальное значение доли внешнего государственного долга в ВВП Российской Федерации, равное 4,08%, обусловлено тем, что из-за введения санкций против Российской Федерации значительно вырос курс доллара, что отрицательно повлияло на величину ВВП России в долларах США. Параллельно со снижением ВВП практически не изменился внешний долг Российской Федерации, что несколько усилило зависимость российского ВВП от ранее приобретенного иностранного капитала.
3. Минимальная доля внешнего государственного долга в ВВП Российской Федерации в 2012 году составила 1,63% и сопровождалась минимальным внешним государственным долгом Российской Федерации и третьим по величине ВВП в млрд. дол. США.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что внешний долг гос. сектора Российской Федерации в настоящее время не представляет угрозы для экономики страны, поэтому вопрос о сокращении внешнего долга гос. сектора Российской Федерации не является первостепенным в экономической политике.
Список используемой литературы:
1. Бекмурзаев И.Д., Хажмурадов З. Д и др. Сущность, методы и проблемы управления внешним государственным долгом // Электронный научный журнал. - 2020 - №1. - С. 11-18.
2. Трунин П.А. Состояние внешнего долга России // Экономическое развитие России. - № 9. - 2020. -
с. 14-16.
3. Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 26.05.2022).
4. Министерство финансов РФ. Государственный внешний долг РФ (2011-2022 гг.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru (дата обращения: 26.05.2022).
5. Центральный Банк Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cbr.ru (дата обращения: 26.05.2022).