Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ПРИВЕДЕННОГО КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДВФО'

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ПРИВЕДЕННОГО КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДВФО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ДИНАМИКИ / СТРУКТУРА / ПРИВЕДЕННЫЙ КОНТИНГЕНТ СТУДЕНТОВ / РЕГИОНЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванчикова Елена Николаевна, Чимитдоржиева Екатерина Цыренжабовна, Будаева Дарима Цырендоржиевна

Результаты проведенного исследования основаны на анализе показателей динамики и структуры контингента студентов ДВФО. Авторы сопоставили данные за 2014 г. и 2020 г. Отмечается снижение темпа роста приведенного контингента в целом по ДВФО, причем такого положения нет ни в одном из федеральных округов. В разрезе отраслей наук наибольшее падение наблюдалось в отрасли «Науки об обществе» (46,7%), в целом же по стране уменьшение произошло на 32,9%. Значительное падение контингента студентов отмечается в отрасли наук «Инженерное дело, технологии и технические науки» (15,3%), большее падение контингента произошло только в СКФО - на 20,4%. Анализ динамики приведенного контингента по регионам ДВФО показал его снижение во всех 11 субъектах округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ванчикова Елена Николаевна, Чимитдоржиева Екатерина Цыренжабовна, Будаева Дарима Цырендоржиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DYNAMICS AND STRUCTURE OF THE STUDENT BODY IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT (FEFD)

The results of the study are based on an analysis of the indicators of dynamics and structure of the FEFD student body. We have compared the data for 2014 and 2020, and come to the conclusion that there is a decrease in the growth rate of the student body for the FEFD as a whole, and there is no such a situation in any other federal district. Showing individual branches of science, the largest decrease was observed in the field of “Social Sciences” (46.7%), while for the country as a whole the number of students occupied in this field decreased by 32.9%. A significant decrease in the number of students is registered in "Engineering, Technology and Technical Sciences" (15.3%), a larger decrease is observed only in the North Caucasian Federal District (20.4%). The region-wise analysis of the dynamics of the student body in the FEFD regions showed decrease in all 11 subjects of the district.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ПРИВЕДЕННОГО КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДВФО»

Научная статья УДК 332.1

DOI 10.18101/2304-4446-2022-2-19-29

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ПРИВЕДЕННОГО КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДВФО

© Ванникова Елена Николаевна

доктор экономических наук, профессор,

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова

Россия, 670024, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8

evanch@mail.ru

© Чимитдоржиева Екатерина Цыренжабовна

кандидат экономических наук,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

научный сотрудник, отдел региональных экономических исследований,

Бурятский научный центр СО РАН

Россия, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8

katrin_c@mail.ru

© Будаева Дарима Цырендоржиевна

кандидат политических наук, доцент,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а darb@rambler.ru

Аннотация. Результаты проведенного исследования основаны на анализе показателей динамики и структуры контингента студентов ДВФО. Авторы сопоставили данные за 2014 г. и 2020 г. Отмечается снижение темпа роста приведенного контингента в целом по ДВФО, причем такого положения нет ни в одном из федеральных округов. В разрезе отраслей наук наибольшее падение наблюдалось в отрасли «Науки об обществе» (46,7%), в целом же по стране уменьшение произошло на 32,9%. Значительное падение контингента студентов отмечается в отрасли наук «Инженерное дело, технологии и технические науки» (15,3%), большее падение контингента произошло только в СКФО — на 20,4%. Анализ динамики приведенного контингента по регионам ДВФО показал его снижение во всех 11 субъектах округа.

Ключевые слова: показатели динамики, структура, приведенный контингент студентов, регионы Дальневосточного федерального округа.

Для цитирования

Ванчикова Е. Н., Чимитдоржиева Е. Ц., Будаева Д. Ц. Анализ динамики и структуры приведенного контингента студентов в системе высшего образования в ДВФО // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2022. № 2. С. 19-29.

Введение

Развитие Дальнего Востока является общенациональным приоритетом на XXI в., включающим торгово-экономическое и технологическое развитие1. Достичь этого невозможно без качественной подготовки специалистов в разных

1 Официальный сайт Правительства России. Национальная программа развития Дальнего Востока — 2035. URL: http://government.ru/docs/40487/ (дата обращения: 03.03.2022).

сферах деятельности. При этом особое внимание необходимо уделять проблемам высшей школы [2-5; 7; 8]. Так, анализ показателей динамики приведенного контингента студентов в регионах ДВФО свидетельствует о его снижении в 2020 г. по сравнению с 2014 г. на 23,4% в отличие от других федеральных округов. Если рассматривать изменение доли приведенного контингента студентов по отраслям наук, то в разных федеральных округах наблюдается разнонаправленная динамика. Однако для регионов ДВФО характерна выраженная тенденция к сокращению доли приведенного контингента по всем отраслям наук.

Таким образом, исследование основных показателей динамики и структуры приведенного контингента студентов ДВФО является актуальным и позволяет оценить потенциал будущего развития.

Цель исследования заключалась в анализе показателей динамики и структуры приведенного контингента студентов ДВФО.

Результаты исследования

В ДВФО в 2020 г., по данным мониторинга вузов 2021 г., в 70 организациях высшего образования, из них 31 филиал, обучается 178 468 студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры (4,37% контингента по РФ)1.

В Дальневосточном федеральном округе за период с 2014 по 2020 г. произошло самое большое падение приведенного контингента по сравнению со всеми федеральными округами — на 23,4% (таблица 1).

Таблица 1

Динамика распределения приведенного контингента студентов по отраслям наук и федеральным округам

(темп роста приведенного контингента в 2020 г. по отношению к 2014 г.)

Отрасли наук ЦФО СЗФО ПФО ЮФО СКФО УФО СФО ДВФО Итого

Математические и естественные науки 117,1 114,1 97,9 101,3 87,6 113,8 107,6 82,6 106,9

Инженерное дело, технологии и технические науки 105,8 114,6 97,3 93,9 79,6 102,5 100,1 84,7 101,1

Здравоохранение и медицинские науки 129,5 126,1 155,6 129,3 143,0 132,9 128,4 126,2 135,7

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки 100,7 98,6 101,3 92,2 87,6 102,2 101,7 83,2 98,0

Науки об обществе 78,3 79,6 61,8 64,3 55,9 59,4 58,3 53,3 68,1

Образование и педагогические науки 114,7 112,4 100,7 126,6 100,2 93,0 93,0 94,3 105,1

Гуманитарные науки 127,7 137,3 122,6 103,2 93,3 107,4 118,0 96,6 118,6

Искусство и культура 110,0 110,4 70,3 101,9 51,9 84,1 77,0 78,2 96,3

Итого 98,0 102,8 90,7 88,5 81,6 87,2 87,5 76,6 92,2

1 Мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования. URL: https://monitoring.miccedu.ru (дата обращения: 03.03.2022).

В целом по стране наблюдается уменьшение приведенного контингента по сравнению с 2014 г. на 7,8%. Основная причина заключается в существенном сокращении контингента студентов по таким отраслям, как «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки», «Науки об обществе», «Искусство и культура». Рост приведенного контингента студентов в ДВФО наблюдается только в отрасли наук «Здравоохранение и медицинские науки» (26,2%), при этом в целом по стране увеличение произошло на 35,7%. Наибольшее падение приведенного контингента студентов наблюдалось в отрасли «Науки об обществе» (46,7%), в целом же по стране уменьшение произошло на 32,9%. Значительное падение приведенного контингента отмечалось в отрасли наук «Инженерное дело, технологии и технические науки» (15,3%), большее падение контингента — только в СКФО (20,4%).

В таблице 2 отражено изменение структуры подготовки в разрезе федеральных округов и отраслей наук. Доля приведенного контингента студентов возросла только в двух федеральных округах — ЦФО и СЗФО, 6,3 и 11,5% соответственно. На 17% сократилась доля приведенного контингента студентов. Какие же структурные изменения произошли по всем отраслям наук? Несмотря на сокращение контингента студентов в отрасли «Науки об обществе» во всех федеральных округах, тем не менее отмечается, что эта категория студентов перешла из остальных федеральных округов в ЦФО и СЗФО, так как их доля увеличилась на 15 и 16,8% соответственно. В отрасли наук «Здравоохранение и медицинские науки» в ПФО и СКФО приведенный контингент студентов возрос более значительно, чем в остальных федеральных округах, так доля этих округов увеличилась на 14,7 и 5,4% соответственно. В ДВФО по всем отраслям наук произошло снижение доли приведенного контингента, что составляет от 7 до 23% в отдельных отраслях наук. Даже в отрасли наук «Здравоохранение и медицинские науки», где наблюдается общий рост приведенного контингента студентов, в целом по стране доля студентов в ДВФО уменьшилась на 7%. Такого положения нет ни в одном из округов страны.

Таблица 2

Динамика доли приведенного контингента студентов по всем отраслям наук и федеральным округам (темп роста доли приведенного контингента в 2020 г. по отношению к 2014 г.)

ЦФО СЗФО ПФО ЮФО СКФО УФО СФО ДВФО Итого

Математические и естественные науки 109,6 106,8 91,7 94,8 81,9 106,5 100,7 77,3 100,0

Инженерное дело, технологии 104,7 113,4 96,3 92,9 78,7 101,4 99,0 83,8 100,0

и технические науки

Здравоохранение и медицинские науки 95,4 92,9 114,7 95,3 105,4 97,9 94,6 93,0 100,0

Сельское хозяйство

и сельскохозяйственные 102,8 100,6 103,5 94,1 89,4 104,4 103,8 84,9 100,0

науки

Науки об обществе 115,0 116,8 90,8 94,4 82,2 87,3 85,7 78,3 100,0

Образование и педагогические науки 109,2 106,9 95,8 120,5 95,3 88,5 88,5 89,7 100,0

Гуманитарные науки 107,6 115,8 103,3 87,0 78,6 90,5 99,5 81,5 100,0

Искусство и культура 114,2 114,7 73,0 105,8 53,9 87,4 80,0 81,2 100,0

Итого 106,3 111,5 98,4 96,0 88,6 94,5 94,9 83,0 100,0

За период с 2014 по 2020 г. наблюдались структурные изменения в подготовке студентов в ДВФО. На 12,0% сократилась доля приведенного контингента студентов в отрасли «Науки об обществе». В отрасли наук «Искусство и культура» доля приведенного контингента осталась неизменной. В остальных отраслях наук доля приведенного контингента возросла: «Здравоохранение и медицинские науки» — 5%; «Инженерное дело, технологии и технические науки» — 3,1%; «Образование и педагогические науки» — 2,1%; «Гуманитарные науки — 1,1%; «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» — 0,4%; «Математические и естественные науки» — 0,3% (рис. 1).

■ Науки об обществе

■ Инженерное дело, технологии и технические науки

■ Образование и педагогические науки

■ Здравоохранение и медицинские науки

■ Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки

■ Гуманитарные науки

■ Математические и естественные науки-

■ Искусство и культура

Рис. 1. Динамика структуры распределения приведенного контингента студентов по всем отраслям наук в ДВФО

На рис. 2 отражена динамика распределения приведенного контингента студентов по регионам ДВФО. Падение контингента студентов отмечается во всех 11 регионах ДВФО. В таких четырех регионах, как Камчатский край, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Амурская область, темп падения приведенного контингента меньше, чем в целом по ДВФО. В 2020 г. в трех регионах ДВФО наблюдался небольшой рост приведенного контингента студентов — Амурская область, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, в одном регионе — Республика Бурятия — падение контингента прекратилось, в остальных регионах контингент студентов также снижается.

2014

4,4

2,5

4,9

2020

4,7

2,5

5,3

120

110

100

90

80

70

60

50

40

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

■ Амурская область

■ Еврейская автономная область

■ Камчатский край

■ Магаданская область

■ Приморский край

■ Республика Саха (Якутия)

■ Сахалинская область

■ Хабаровский край

■ Чукотский автономный округ

■ Республика Бурятия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Забайкальский край •ВСЕГО

Рис. 2. Динамика распределения приведенного контингента студентов по регионам ДВФО

В целом это свидетельствует о линейной прямой связи между тремя показателями: чем выше доля численности постоянного населения в возрасте 17 лет в регионе от общей численности постоянного населения в возрасте 17 лет в ДВФО, тем выше удельный вес приведенного контингента студентов в данном регионе от общего количества приведенного контингента и тем выше доля студентов, обучающихся за счет средств бюджетной системы РФ (рис. 3).

де ес О : х ©

в м ед

35 30 25 20 15 10 5

0

0

-5

Чукотский автономный округ

Республика Бурятия Магаданская область

Амурская область

Камчатский край

Еврейская автономная область

^Ц^При!

Приморский край

Хабаровский край

Республика Саха (Якутия)

Забайкальский край

Сахалинская область 10 15

Доля численности постоянного населения в возрасте 17 лет в регионе от общей численности постоянного населения в возрасте 17 лет в ДВФО на 1 января 2021г, %

Рис. 3. Соотношение между долей численности постоянного населения в возрасте 17 лет

в регионе от общей численности постоянного населения в возрасте 17 лет в ДВФО на 1 января 2021 г. (%), долей приведенного контингента студентов в данном регионе от общего количества приведенного контингента в ДВФО в 2020 г. (%) и долей студентов, обучающихся за счет средств бюджетной системы РФ, в регионе от общего количества студентов, обучающихся за счет средств бюджетной системы РФ в ДВФО

5

20

25

Распределение доли приведенного контингента студентов в регионах ДВФО совпадает с долей численности 17-летних, за исключением Хабаровского края. Распределение приведенного контингента студентов и доли студентов, обучающихся за счет бюджетных средств, примерно одинаково. Только в двух регионах — Приморском крае и Хабаровском крае — доля студентов, обучающихся за счет бюджетных средств, несколько ниже соотвествующей доли приведенного контингента студентов, во всех остальных регионах тенденция обратная.

Рассмотрим более подробно отдельные укрупненные группы направлений (специальностей) (УГН(С)) подготовки. Например, медицинские и педагогические.

В ДВФО реализуется 4 УГН(С) — клиническая медицина, фармацея, науки о здоровье и профилактическая медицина, сестринское дело. Подготовка по специальности «Клиническая медицина» ведется в 6 регионах, 7 вузах (в Приморском крае 2 вуза осуществляют подготовку). Почти 30% всех студентов по данной специальности обучается в Приморском крае, почти по 20% — в Забайкальском и Хабаровском крае, около 15% — в Амурской области, чуть больше 10% — в Республике Саха (Якутия) и около 5% — в Республике Бурятия (рис. 4).

35 30 25 20 15 10

I

Приморский Забайкальский Хабарова край край край

I. ..I. .1.

Амурская область

Республика Саха (Якутия)

Республика Бурятия

I разница между темпом роста обучающихся по данной УГН(С) в регионе и средним темпом роста контингента обучающихся по данной УГН(С) в ДВФО

I доля приведенного контингента студентов, обучающихся по данной УГН(С), в регионе от общего приведенного контингента студентов, обучающихся в ДВФО

количество вузов, ведущих подготовку

5

0

Рис. 4. Распределение регионов ДВФО относительно среднего темпа роста и доли рынка по УГН(С) 31.00.00 Клиническая медицина, 2020 г.

Приведенный контингент студентов в 2020 г. вырос во всех шести регионах, в трех регионах — Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Забайкальский край — темп роста контингента выше, чем в среднем по данной УГН(С) в ДВФО. Удельный вес приведенного контингента по УГН(С) 31.00.00 Клиническая медицина в 2020 г. от общего приведенного контингента студентов в ДВФО — 11,38%.

По направлению подготовки 33.00.00 Фармацея обучают студентов в 4 регионах ДВФО, или 5 вузах, из них два находятся в Приморском крае. Удельный вес приведенного контингента по УГН(С) 33.00.00 Фармацея от общего приведенного контингента студентов в ДВФО — 0,54% (таблица 3).

Таблица 3

Распределение регионов ДВФО относительно среднего темпа роста и доли рынка по УГН(С) 33.00.00 Фармацея, 2020 г.

Регионы ДВФО Доля приведенного контингента студентов региона, обучающихся по данной УГН(С), от общего приведенного контингента студентов, обучающихся по данной УГН(С) в ДВФО% Разница между темпом роста обучающихся по данной УГН(С) в регионе и средним темпом роста контингента обучающихся по данной УГН(С) в ДВФО Доля приведенного контингента студентов, обучающихся по данной УГН(С) в регионе, от общего приведенного контингента студентов, обучающихся в ДВФО Количество вузов, ведущих подготовку

Приморский край 40,16 4,67 0,22 2

Хабаровский край 28,37 -12,04 0,15 1

Республика Бурятия 19,40 8,39 0,10 1

Республика Саха (Якутия) 12,07 6,60 0,06 1

Более 40% студентов по специальности «Фармацея» обучается в Приморском крае, меньше всего — в Республике Саха (Якутия), доля приведенного контингента составляет 12,07%. Во всех регионах в 2020 г. приведенный контингент студентов по УГН(С) 33.00.00 Фармацея сократился, в целом по ДВФО — на 16,36%, больше всего в Хабаровском крае — 28,4%, меньше всего в Республике Бурятия — 7,97%.

В таблице 4 отражены отклонения относительно среднего темпа роста приведенного контингента в ДВФО и доля рынка по направлению подготовки 32.00.00 Науки о здоровье, профилактическая медицина в 2020 г.

Таблица 4

Распределение регионов ДВФО относительно среднего темпа роста и доли рынка по 32.00.00 Науки о здоровье, профилактическая медицина, 2020 г.

Регионы ДВФО Доля приведенного контингента студентов региона, обучающихся по данной УГН(С), от общего приведенного контингента студентов, обучающихся по данной УГН(С) в ДВФО% Разница между темпом роста обучающихся по данной УГН(С) в регионе и средним темпом роста контингента обучающихся по данной УГН(С) в ДВФО Доля приведенного контингента студентов, обучающихся по данной УГН(С) в регионе, от общего приведенного контингента студентов, обучающихся в ДВФО Количество вузов, ведущих подготовку

Приморский край 68,59 -1,36 0,27 2

Республика Саха (Якутия) 31,41 3,11 0,12 1

По направлению подготовки 32.00.00 Науки о здоровье, профилактическая медицина обучают студентов в 2 регионах ДВФО, или 3 вузах (в Приморском крае — 2 вуза). Удельный вес приведенного контингента студентов по направлению подготовки «Науки о здоровье, профилактическая медицина» от общего приведенного контингента студентов в ДВФО составляет 0,4%. В целом по ДВФО в 2020 г. наблюдается рост приведенного контингента студентов на 2,19%.

По направлению подготовки 34.00.00 Сестринское дело обучают студентов в 3 регионах ДВФО, или 3 вузах. Доля приведенного контингента студентов по УГН(С) 34.00.00 Сестринское дело от общего приведенного контингента студентов в ДВФО — 0,09%. В 2020 г. приведенный контингент студентов в целом по ДВФО уменьшился на 20,53% (таблица 5).

Таблица 5

Распределение регионов ДВФО относительно среднего темпа роста и доли рынка по 34.00.00 Сестринское дело, 2020 г.

Регионы ДВФО Доля приведенного контингента студентов региона, обучающихся по данной УГН(С), от общего приведенного контингента студентов, обучающихся по данной УГН(С) в ДВФО% Разница между темпом роста обучающихся по данной УГН(С) в регионе и средним темпом роста контингента обучающихся по данной УГН(С) в ДВФО Доля приведенного контингента студентов, обучающихся по данной УГН(С) в регионе, от общего приведенного контингента студентов, обучающихся в ДВФО Количество вузов, ведущих подготовку

Хабаровский край 53,66 1,24 0,05 1

Республика Саха (Якутия) 43,49 7,77 0,04 1

Приморский край 2,85 -49,47 0,003 1

По направлению подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки обучают студентов в 9 регионах ДВФО, или 19 вузах. Доля приведенного контингента студентов по УГН(С) 44.00.00 Образование и педагогические науки от общего приведенного контингента студентов в ДВФО — 10,57%. В 2020 г. приведенный контингент студентов в целом по ДВФО уменьшился на 0,07% (рис. 5).

25 20 15 10 5 0 -5 -10 -15

1

1.1 III II 1.1 1... 1>. 1- 1

о: га а ■ га а £ О га 1 £ О га о: сс а е О га 1

га X га и 1 о со О о £ О о: га о 1 О о: га о -> ш га Ю О о: га о

га * с; _> с и 01 га Ю га X га Ю га т ^ < а С га X га -и -Ю ^ С о ф о. -X га га со —5

I доля приведенного контингента студентов региона, обучающихся по данной УГН(С) от общего приведенного контингента студентов, обучающихся по данной УГН(С) в ДВФО%

I разница между темпом роста обучающихся по данной УГН(С) в регионе и средним темпом роста контингента обучающихся по данной УГН(С) в ДВФО

■ доля приведенного контингента студентов, обучающихся по данной УГН(С), в регионе от общего приведенного контингента студентов, обучающихся в ДВФО

I количество вузов, ведущих подготовку

Рис. 5. Распределение регионов ДВФО относительно среднего темпа роста и доли рынка по 44.00.00 Образование и педагогические науки, 2020 г.

Как показано на рис. 5, отклонение темпов роста от среднего темпа в ДВФО по данному направлению подготовки не зависит от удельного веса приведенного контингента обучающихся по данной УГН(С). Отрицательные отклонения наблюдаются в четырех регионах: Забайкальском крае, Приморском крае, Магаданской области и Еврейской автономной области. Причем Забайкальский край и Приморский край имеют достаточно высокий удельный вес приведенного контингента по этому направлению подготовки.

Выводы

Проведенное исследование показало, что основная тенденция — это снижение показателей приведенного контингента студентов ДВФО. Изучение структуры приведенного контингента в разрезе отраслей науки, регионов ДВФО, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей также показало

наличие отрицательных тенденций. Отметим, что данная статья имеет в большей степени обзорный характер, для анализа причин распределения контингента студентов и его динамики в разрезе регионов ДВФО нужен более глубокий анализ.

Литература

1. Андреев В. А. Оценка влияния миграционной убыли на рынок труда Приморского края // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8, № 2(27). С. 43-46. Текст: непосредственный.

2. Блинова Т. Н., Федотов А. В. Высшее образование на Дальнем Востоке: позиция рынка и потребности развития региона // Высшее образование в России. 2019. №. 7. С. 54-70. Текст: непосредственный.

3. Ванчикова Е. Н., Нагаслаева И. О., Золотарева Н. А. Исследование отдельных аспектов формирования человеческого капитала в Дальневосточном федеральном округе (оценка динамики системы высшего образования) // Известия Юго-западного государственного университета. Сер. Экономика, социология, менеджмент. 2021. Т. 11, №. 6. С. 187-199. Текст: непосредственный.

4. Грицова О. А., Тиссен Е. В. Управление конкурентоспособностью образовательных программ высшего образования // Российские регионы в фокусе перемен: сборник докладов XIV Международной конференции. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2020. С. 399-402. Текст: непосредственный.

5. Дегтева О. А. Инвестирование в высшее образование — фактор роста человеческого капитала и развития социально-экономических систем // Вестник КИГИТ. 2009. № 1(8). С. 24-36. Текст: непосредственный.

6. Имидеева И. В., Бадараева Р. В. Миграционные процессы в Дальневосточном федеральном округе: ожидание и реальность // Научное обозрение. Сер. 1. Экономика и право. 2019. № 6. С. 32-40. Текст: непосредственный.

7. Локтионова Ю. Э., Некрасова Н. А. Высшие учебные заведения как механизм формирования человеческого капитала // Актуальные проблемы региональной социологии: сборник научных статей преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. Курск: Университетская книга, 2016. С. 26-35. Текст: непосредственный.

8. Питухин Е. А. Методика оценки эффективности подготовки кадров системой профессионального образования в регионах Дальневосточного федерального округа // Непрерывное образование: XXI век. 2018. № 4(24). С. 117-130. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 25.04.2022; одобрена после рецензирования 29.04.2022; принята к публикации 04.05.2022.

ANALYSIS OF THE DYNAMICS AND STRUCTURE OF THE STUDENT BODY IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT (FEFD)

Elena N. Vanchikova

Dr. Sci. (Econ.), Prof.,

Filippov Buryat State Agricultural Academy

8 Pushkina St., Ulan-Ude 670024, Russia

evanch@mail.ru

Ekaterina Ts. Chimitdorzhieva Cand. Sci. (Econ.),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dorzhi Banzarov Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia Researcher,

Department of Regional Economic Research BSC SB RAS 8 Sakhyanovoy St., Ulan-Ude 670047, Russia katrin_c@mail.ru

Darima Ts. Budaeva

Cand. Sci. (Polit.), A/Prof.,

Dorzhi Banzarov Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

darb@rambler.ru

Abstract. The results of the study are based on an analysis of the indicators of dynamics and structure of the FEFD student body. We have compared the data for 2014 and 2020, and come to the conclusion that there is a decrease in the growth rate of the student body for the FEFD as a whole, and there is no such a situation in any other federal district. Showing individual branches of science, the largest decrease was observed in the field of "Social Sciences" (46.7%), while for the country as a whole the number of students occupied in this field decreased by 32.9%. A significant decrease in the number of students is registered in "Engineering, Technology and Technical Sciences" (15.3%), a larger decrease is observed only in the North Caucasian Federal District (20.4%). The region-wise analysis of the dynamics of the student body in the FEFD regions showed decrease in all 11 subjects of the district.

Keywords: indicators of dynamics, structure, reduced student population, regions of the Far Eastern Federal District.

For citation

Vanchikova E. N., Chimitdorzhieva E. Ts., Budaeva D. Ts. Analysis of the Dynamics and Structure of the Student Body in the System of Higher Education of the Far Eastern Federal District (FEFD). Bulletin of Buryat State University. Economy and Management. 2022; 2: 19-29 (In Russ.).

The article was submitted 25.04.2022; approved after reviewing 29.04.2022; accepted for publication 04.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.