Научная статья на тему 'Анализ динамики функционирования предприятий региональной инфраструктуры (на примере транспортной отрасли республики Коми)'

Анализ динамики функционирования предприятий региональной инфраструктуры (на примере транспортной отрасли республики Коми) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ВИД ТРАНСПОРТА / АНАЛИЗ / ДИНАМИКА / ПЕРЕВОЗКИ / ГРУЗЫ / ПАССАЖИРЫ / ГРУЗООБОРОТ / ПАССАЖИРООБОРОТ / ТЕМП / ОЦЕНКА / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселенко А.Н., Фомина И.В.

Приведены результаты комплексного анализа функционирования предприятий региональной инфраструктуры на примере транспорта Республики Коми за 1995-2008 гг. Выявлены основные тенденции развития различных видов транспорта региона и на основе разработанной шкалы оценок сделаны выводы о результатах их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ динамики функционирования предприятий региональной инфраструктуры (на примере транспортной отрасли республики Коми)»

6 (189) - 2011

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 338.47:656 (470.13)

АНАЛИЗДИНАМИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)

А. Н. КИСЕЛЕНКО, доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, заведующий лабораторией проблем транспорта E-mail: kiselenko@ib.komisc.ru

И. В. ФОМИНА, инженер-программистлаборатории проблем транспорта E-mail: translab@ib.komisc.ru Коми НЦ УрО РАН

Приведены результаты комплексного анализа функционирования предприятий региональной инфраструктуры на примере транспорта Республики Коми за 1995-2008гг. Выявлены основные тенденции развития различных видов транспорта региона, и на основе разработанной шкалы оценок сделаны выводы о результатах их функционирования.

Ключевые слова: транспорт, вид транспорта, анализ, динамика, перевозки, грузы, пассажиры, грузооборот, пассажирооборот, темп, оценка, функционирование.

Транспорт является важным элементом региональной инфраструктуры: производственной (грузовой транспорт) и социальной (пассажирский транспорт). Он обеспечивает взаимодействие различных субъектов хозяйствования, удовлетворяет возрастающие социально-экономические потребности населения и организаций региона. При этом каждый вид транспорта имеет свои специфические особенности.

В современной экономике Республики Коми (РК) наибольшее развитие на ее территории получили наземные виды транспорта: трубопроводный, железнодорожный и автомобильный [1]. Доля пере-

везенных ими грузов по республике на конец 2008 г. составляла более 99 %. Данные о годовых объемах перевозок грузов по РК приведены в табл. 1.

Динамика годового объема перевозок грузов «всего» на транспорте в РК за 1995—2008 гг. характеризуется относительной стабильностью, при этом наиболее устойчиво функционировал трубопроводный транспорт. На его долю по состоянию на 2008 г. приходилось 81,47 % от общего объема перевозок грузов и91,09 % всего грузооборота РК (табл. 2).

Расчетные данные о средних темпах прироста (спада) объемов перевозок грузов и грузооборота РК с дифференциацией по видам транспорта приведены в табл. 3. Здесь и далее в работе использовались данные статистических ежегодников РК, и говорится о среднегодовых темпах прироста (спада).

Исследование динамики этих показателей на трубопроводном транспорте за 1995—2008 гг. показывает, что ежегодное изменение величины объема перевезенных грузов носит постоянный характер. Среднегодовой темп прироста составлял 4,98 %, или 4,59 млн т. В количественном выражении произошло увеличение объемов перевезенных грузов более чем 1,8 раза: с 67,8 млн тв 1995г. до 127,5 млнтв 2008г.

Таблица 1

Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования, млн т [2, с. 225; 3, с. 255]

Год Перевезено грузов, всего В том числе по видам транспорта

Железнодорожный Автомобильный* Внутренний водный" Трубопроводный"* Воздушный, тыс. т

1995 110 29,1 12,4 0,7 67,8 12,7

1996 109,8 28,9 7,8 1,1 72,0 9,4

1997 104,9 27,2 6,8 0,4 70,5 2,9

1998 102,3 23 7,1 0,3 71,9 2

1999 101,4 23,1 6,3 0,2 71,8 1,4

2000 104,2 24,9 4 0,4 74,9 2,1

2001 104,5 23,6 3,2 0,6 77,0 2,1

2002 103,7 20,8 3 0,5 79,4 1,7

2003 106,6 20,3 2,7 0,3 83,4 1,5

2004 118,1 23 3,2 0,2 91,7 1,6

2005 127,4 22,6 6 0,2 98,5 1,9

2006 136,5 23,3 6,6 0,7 105,9 2,1

2007 148,5 21,1 8,6 0,6 118,2 2,6

2008 156,5 18,7 9,6 0,7 127,5 2,3

* С 1995 г. — по организациям автомобильного транспорта с учетом оценки объемов работы, выполненной предпринимателями (физическими лицами), занимавшимися коммерческими грузовыми автоперевозками. **С 2006 г. — по организациям всех видов экономической деятельности. *** С 2000 г. — без учета газового конденсата.

Таблица 2

Грузооборот по видам транспорта общего пользования, млрдт*км [2, с. 226; 3, с. 256; 4, с. 204]

Год Грузооборот, всего В том числе по видам транспорта

Железнодорожный Автомобильный 4 Внутренний водный" Трубопроводный3* Воздушный (млн. т*км)

1995 112,1 21,5 0,4 0,2 90 11,3

1996 116 21,2 0,3 0,2 94,2 0,1

1997 114,6 20 0,3 0,2 94,1 9,7

1998 115,6 17,2 0,4 0,1 97,9 6,3

1999 116,1 17,3 0,3 0,1 98,4 1,3

2000 120,2 18 0,2 0,1 101,9 1

2001 122,6 17,4 0,2 0,1 104,9 1,2

2002 122,3 14,2 0,3 0,1 107,7 1,1

2003 126,3 14,3 0,3 0,1 110,6 1,1

2004 137,5 16 0,3 0,1 121,1 1

2005 141,6 15,1 0,5 0,1 125,9 0,2

2006 153,5 16,2 0,5 0,3 136,4 0,3

2007 163,1 14,8 0,7 0,3 147,3 0,4

2008 169,5 13,9 0,9 0,3 154,4 0,5

* С 1995 г. — по организациям автомобильного транспорта с учетом оценки объемов работы, выполненной предпринимателями (физическими лицами), занимавшимися коммерческими грузовыми автоперевозками.

**С 2006 г. — по организациям всех видов экономической деятельности.

*** С 2000 г. — без учета газового конденсата.

Таблица 3

Среднегодовые темпы прироста (спада) объемов перевозок грузов и грузооборота по видам транспорта РК за 1995—2008гг.,%

Вид транспорта Объем перевозок грузов Грузооборот

Трубопроводный +4,98 +4,24

Железнодорожный -3,34 -3,30

Автомобильный -1,95 +6,44

Внутренний водный 0 +3,17

Воздушный -12,32 -21,32

Грузооборот при ежегодном темпе прироста 4,24 % составил в 2008 г. 154,4 млрд т«км (в 1995 г. было 90 млрд т«км), общий прирост составил 71,56%.

Деятельность железнодорожного транспорта республики за 1995—2008 гг. характеризовалась снижением объемов перевезенных грузов с 29,1 млн т в 1995г: до 18,7 млн т в 2008г. Анализ этого показателя показал, что темп спада объемов перевозок грузов на железнодорожном транспорте РКне был постоянным. Общее снижение перевозок грузов за рассматривае-

мый период составило более 35%, при ежегодном падении объемов перевозок грузов нажелезнодорожном транспорте республики на 0,8 млн т (—3,34% в год).

Грузооборот на железнодорожном транспорте также снизился более чем на 35 %: с 21,5 млрд т«км в 1995 г. до 13,9 млрд т*кмк 2008г., при этом его убыль составила 3,3 % ежегодно.

Анализ динамики показателей деятельности автомобильного транспорта республики за 1995— 2008 гг. показал снижение объема перевозок грузов на20,58%(с12,4млнтв1995г.до9,6млнтв2008г.) при увеличении грузооборота более чем в 2 раза.

При этом тенденция снижения объемов перевезенных грузов на автомобильном транспорте республики наблюдалась до 2003 г., когда объемы перевезенных грузов автомобильным транспортом республики достигали минимального значения 2,7 млн т. В последующие годы в автомобильном транспорте республики наблюдается рост объема перевозок грузов. Однако, несмотря на этот рост, в целом за рассматриваемый период снижение объемов перевезенных грузов автомобильным транспортом республики составило 0,22 млн т ежегодно (1,95 % в год). При этом грузооборот автомобильного транспорта республики увеличился с 0,4 млрд т«км в 1995 г. до 0,9 млрд т*кмв 2008 г. Это говорит о том, что перевозки грузов на автомобильном транспорте осуществлялись на более дальние расстояния.

По сравнению с наземными видами транспорта деятельность внутреннего водного и воздушного транспорта РК характеризовалась колебаниями объемов перевезенных грузов на протяжении всего рассматриваемого периода.

Перевозки пассажиров по видам транспорта о

Общая тенденция колебаний на внутреннем водном транспорте РК носила волнообразный характер: средние темпы падения в краткосрочных периодах компенсировались аналогичными средними темпам прироста. Все это привело к тому, что объемы перевезенных грузов на внутреннем водном транспорте в 2008 г. по сравнению с 1995 г. не изменились и составили: 0,7 млн т. На этом виде транспорта увеличился грузооборотв 1,5 раза: с 0,2 млрд т'км в 1995 г. до 0,3 млрдт'км в 2008 г., повышаясь в среднем наЗ,17 % ежегодно (см. табл. 3).

Объемы перевозок грузов воздушным транспортом республики за 1995—2008 гг. сократились более чем в 5,5 раза и достигли к 2008 г. значения 2,3тыс.т(при 12,7тыс.тв 1995 г.). При этом на протяжении всего периода наблюдалась тенденция к дальнейшему снижению этого значения, ежегодное уменьшение которого составляло 12,32% (0,8 тыс. т), грузооборот по сравнению с показателем 1995 г. к 2008 г. снижался на 21,32 % ежегодно.

Таким образом, на протяжении всего рассматриваемого периода только деятельность трубопроводного транспорта характеризовалась ростом объемов перевезенных грузов.

Анализ деятельности каждого из видов транспорта по перевозке пассажиров позволяет сделать вывод о том, что за исключением внутреннего водного транспорта ни один из других видов транспорта не сумел сохранить за длительный период динамику положительных изменений показателя по числу перевезенных пассажиров (табл. 4, 5).

Так, наименьшие темпы ежегодного спада объемов перевезенных пассажиров за 1995—2008 гг.

Таблица 4

его пользования, млн чел. [2, с. 227; 3, с. 257]

Год Перевезено пассажиров, всего В том числе по видам транспорта

Железнодорожный Автомобильный* Внутренний водный, тыс. чел. " Воздушный

1995 249,7 4,3 244,8 30,0 0,6

1996 245,0 3,0 241,6 37,0 0,4

1997 232,5 4,3 227,9 18,0 0,3

1998 231,0 4,2 226,5 19,2 0,2

1999 235,0 3,0 232,4 15,2 0,2

2000 232,0 3,9 227,9 14,0 0,2

2001 239,4 3,9 235,9 14,4 0,2

2002 236,8 3,4 233,2 9,5 0,1

2003 124,9 3,2 121,5 6,0 0,2

2004 118,8 3,3 115,3 5,9 0,2

2005 108,4 3,2 104,9 5,2 0,2

2006 110,8 3,5 107,1 64,3 0,2

2007 117,6 3,1 114,3 139,9 0,3

2008 111,6 3,1 108,1 118,5 0,3

* Включая оценку перевозки пассажиров на маршрутах общего пользования, выполненной физическими лицами (владельцами автобусов). С 2003г. изменилась методикаучетальготныхпассажиров. ** С 2006 г. — по организациям всех видов экономической деятельности.

Таблица 5

Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования, млн пасс, -км [3, с. 259; 5, с. 248] *

Год Пассажирооборот, всего В том числе по видам транспорта

Железнодорожный Автомобильный Внутренний водный (тыс. пасс, -км) Воздушный

1995 4,1 1,5 1,7 1,9 0,9

1996 3,8 1,5 1,6 2,8 0,7

1997 3,5 1,5 1,5 2,4 0,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1998 2,9 1,2 1,4 1,9 0,3

1999 2,9 1,2 1,5 1,8 0,2

2000 3,1 1,4 1,5 2,0 0,2

2001 3,3 1,5 1,5 1,9 0,2

2002 3,2 1,4 1,6 1,3 0,2

2003 2,5 1,4 0,8 0,9 0,2

2004 2,5 1,5 0,8 0,8 0,3

2005 2,2 1,5 0,7 0,9 0

2006 2,3 1,5 0,7 1,0 0,1

2007 2,5 1,6 0,9 1,6 0,1

2008 2,5 1,6 0,8 1,2 0,2

* В 2003 г. изменилась методика учета перевозок льготных пассажиров. С 2006 г. — по организациям всех видов экономической деятельности.

региона необходимо определить шкалу оценок прироста (спада) динамики их деятельности.

Наличие различных по степени полярности показателей средних темпов прироста (спада) показателей перевозок грузов и пассажиров, а также значений грузо- и пассажирооборота (см. табл. 1 и 6), которые составляют все множество положительных и отрицательных значений, позволило условно разбить его на две группы и обозначить как «успешное» (для положительных значений) и «неуспешное» (для отрицательных значений) — табл. 7. В качестве разделителя, определяющего границу для значений «успешное — неуспешное», выступает значение «0».

Первоначальный выбор такого обозначения был обусловлен тем, что присутствие отрицательных значений средних темпов прироста при анализе динамики свидетельствует о падении в длительном периоде количественных показателей деятельности транспорта региона, которое не может однозначно восприниматься как «успешное функционирование» предприятий этой отрасли. Однако обозначение только двумя крайними, составляющими определение «успешное — неуспешное», неполно характеризует степень оценки исследуемого явления, поэтому в каждом подмножестве положительных и отрицательных значений была проведения градация с использованием рекуррентной формулы:

Ъj = Ъ;_1 + О - ^ , где у = 1,2,...,п,п — число уровней «успешное —

неуспешное»; й=Ъ, ^ = 0.

В результате каждое подмножество значений было разбито наравные интервалы (см. табл. 7).

Таблица 6

Среднегодовые темпы прироста (спада) объемов перевозок пассажиров и пассажирооборота по всем видам транспорта РК за 1995—2008 гг.

Вид Объем перевозок Пассажиро-

транспорта пассажиров оборот

Железнодорожный -2,49 +0,50

Автомобильный -6,09 -5,63

(автобус)

Внутренний водный + 11,15 -3,47

Воздушный -5,19 -10,93

наблюдались на железнодорожном транспорте (—2,49%), наибольшие — на автомобильном и воздушном транспорте (—6,09 и —5,19% в год соответственно, табл. 6).

При этом в оценке изменений за рассматриваемый период пассажирооборота на железнодорожном транспорте сохранилась положительная динамика, рост значения показателя пассажирооборота составил 0,5 % ежегодно).

По другим видам транспорта наблюдался спад пассажирооборота. Так, ежегодное снижение этого показателя на автомобильном транспорте (автобусы) достигало 5,63%, на внутреннем водном транспорте — 3,47%, а наибольшее падение — на воздушном — 10,93%. Спад пассажирооборота на внутреннем водном транспорте при значительном темпе прироста объема перевозок пассажиров говорит о том, что с 2006 г. (см. табл. 4, 5) Росстат стал учитывать перевозки пассажиров на очень короткие расстояния (речные переправы и т. п.).

При сравнении количественных показателей функционирования различных видов транспорта

Таблица 7

Шкала оценок прироста (спада) динамики функционирования различных видов транспорта в РК

Описательная характеристика уровня «успешное — неуспешное» Для неотрицательных значений Для отрицательных значений

Количественное значение индекса «успешное»,/ Числовой интервал средних темпов прироста, % Количественное значение индекса «неуспешное»,/ Числовой интервал средних темпов спада, %

Малый + 1 0<6.<+3 ) -1 -3< ¿.<0 )

Средний +2 +3 < Ь. < +9 -2 —9< Ь.<—Ъ

Большой +3 +9<6.< +18 ) -3 -18 <¿.<-9 )

Очень большой +4 +18 <6. } -4 ¿.<-18 }

Таблица 8

Оценки динамики функционирования различных видов транспорта в РК

Вид транспорта Значение индекса «успешное — неуспешное»

Объем перевозок грузов Грузооборот Объем перевозок пассажиров Пассажирооборот

Трубопроводный +2 +2 - -

Железнодорожный -2 -2 -1 + 1

Автомобильный -1 +2 -2 -2

Внутренний водный + 1 +2 +3 -2

Воздушный -3 -4 -2 -3

Таким образом была получена градуированная шкала оценок динамики функционирования транспорта в данном регионе с открытыми конечными интервалами для характеристики крайне положительных и крайне отрицательных значений. При присвоении количественного обозначения индексу./были использованы знаки «+» (для неотрицательных — «успешное») и «—» (для отрицательных — «неуспешное»).

Такая градация позволила сформировать на основе всего полученного множества значений среднего темпа прироста (спада) несколько однородных групп, каждой из которых были присвоены новое индексное обозначение (отвечающее положению по шкале), соответствующие описательная характеристика и интервал числовых значений.

Используя шкалу оценок табл. 7 и данные табл. 3 и 6 получили следующие оценки функционирования транспорта в РК (табл. 8).

Применение для оценки функционирования различных видов регионального транспорта шкалы «успешное — неуспешное» позволило проанализировать динамику произошедших изменений за 1995—2008 гг. по каждому виду транспорта и выделить следующие закономерности в их развитии:

• среди видов транспорта наиболее успешную деятельность осуществлял трубопроводный транспорт. Каждый из показателей его деятельности характеризовался положительной динамикой изменения ежегодных темпов прироста;

• на железнодорожном и автомобильном транспорте наблюдался спад объемов перевозок грузов и пассажиров, при этом на железнодорожном увеличился пассажирооборот, на автомобильном — грузооборот;

• деятельность воздушного транспорта была самой неуспешной из всех видов транспорта РК. Об этом свидетельствует общая тенденция снижения величин грузо- и пассажирооборота;

• деятельность внутреннего водного транспорта характеризовалась циклическими колебаниями объема перевезенных пассажиров и увеличением пассажирских перевозок в последние три года за счет учета перевозок по организациям всех видов экономической деятельности. Таким образом, полученные оценки функционирования различных видов транспорта как неотъемлемой части региональной инфраструктуры (по шкале «успешное — неуспешное» — индексные обозначения, см. табл. 8) наглядно демонстрируют неравномерности в ее работе.

Список литературы

1. Киселенко А. Н., Сундуков Е. Ю., Малащук П. А. Основные тенденции развития транспортного комплекса северного региона (на примере Республики Коми) //Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2006. № 106. С. 32-8.

2. Статистический ежегодник Республики Коми. 2006: стат. сб. / Комистат. Сыктывкар, 2006. 375 с.

3. Статистический ежегодник Республики Коми. 2009: стат. сб. / Комистат. Сыктывкар, 2009. 450 с. иЯЬ: http://komi.gks.ru/puplic/DocLib5/ Ежегодник-20096a3a.pdf.

4. Статистический ежегодник Республики Коми. 2001: стат. сб. / Госкомстат РК. Сыктывкар, 2001. 324 с.

5. Статистический ежегодник Республики Коми. 2005: стат. сб. / Комистат. Сыктывкар, 2005. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.