Научная статья на тему 'Анализ действующей системы платности лесных ресурсов в России'

Анализ действующей системы платности лесных ресурсов в России Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
458
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПЛАТЕЖЕЙ / ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ / ПЛАТА ЗА ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ / SYSTEM OF PAYMENT / FOREST RESOURCES / PAYMENT FOR FOREST EXPLOITATION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Иванов С. А.

Статья посвящена анализу действующей системы платежей за пользование лесными ресурсами в России. Дана характеристика содержания, структуры и особенностей функционирования платы за лесопользование, рассмотрены особенности применения различных видов ставок в зависимости от видов и целей лесопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Иванов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE PRESENT SYSTEM OF PAYMENT FOR FOREST RESOURCES IN RUSSIA

The article is devoted to the analysis of the present system of payment for forest exploitation in Russia. The author characterizes the essence of the system of payment for forest resources, its structure and peculiarities. The peculiarities of using various rates of payment for forest resources depending on types and purposes of forest exploitation are considered.

Текст научной работы на тему «Анализ действующей системы платности лесных ресурсов в России»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ, КРЕДИТ

УДК 336.6 с.А. Иванов

АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПЛАТНОСТИ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ В РОССИИ

Статья посвящена анализу действующей системы платежей за пользование лесными ресурсами в России. Дана характеристика содержания, структуры и особенностей функционирования платы за лесопользование, рассмотрены особенности применения различных видов ставок в зависимости от видов и целей лесопользования. Ключевые слова: система платежей, лесные ресурсы, плата за лесопользование.

S.A. Ivanov

THE ANALYSIS OF THE PRESENT SYSTEM OF PAYMENT FOR FOREST RESOURCES IN RUSSIA

The article is devoted to the analysis of the present system of payment for forest exploitation in Russia. The author characterizes the essence of the system of payment for forest resources, its structure and peculiarities. The peculiarities of using various rates of payment for forest resources depending on types and purposes of forest exploitation are considered.

The key words: system of payment, forest resources, payment for forest exploitation.

Платность использования лесов установлена ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ)1 «Основные принципы лесного законодательства». Кроме того, в ст. 94 ЛК РФ также указано, что использование лесов в Российской Федерации является платным. Согласно Лесному кодексу все лесные участки, находящиеся на землях лесного фонда (они распределяются между лесничествами и лесопарками), являются федеральной собственностью, при этом формы собственности на лесные участки на землях иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Территория Российской Федерации разделена на 8 лесорастительных зон и 30 лесных районов.

Лесным кодексом введена новая классификация лесов - в зависимости от их целевого назначения. Леса, расположенные на землях лесного фонда, подразде-

1 Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ. Введен в действие в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» с 1 января 2007 г. и применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу.

ляются на три основные группы: защитные, эксплуатационные и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Первая группа призвана выполнять средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и другие подобные функции. Третья группа - это леса, расположенные в труднодоступных местах, в ближайшие 20 лет они не будут вовлекаться в хозяйственный оборот. Все виды лесопользования разрешаются лишь в эксплуатационных лесах.

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. К основным видам лесопользования относятся следующие: заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, а также сбор лекарственных растений; ведение охотничьего хозяйства, любительской и спортивной охоты; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности; рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений; выполнение работ

по геологическому изучению недр и разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ, гидротехнических сооружений, специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; религиозная деятельность. При этом леса могут использоваться для одной или нескольких целей. Особенности некоторых видов использования лесов регулируются отдельными статьями Лесного кодекса.

Следует упомянуть о правах граждан на заготовку древесины для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд на основании договоров куп -ли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов РФ. Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока и ведущие традиционный образ жизни, имеют право бесплатно заго -тавливать древесину для собственных нужд исходя из нормативов, установленных законами субъектов РФ.

Как уже было отмечено, использование лесов в РФ является платным. При этом за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться юридическим лицам в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование, а гражданам - в аренду и безвозмездное срочное пользование.

Универсальным инструментом коммерческого ис -пользования лесов является договор аренды. По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору этот участок для использования в различных целях. Объектами аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Срок договора аренды и способ его заключения зависит от тех целей, в которых данный договор заключается. Договор аренды лесного участка может заключаться на срок от 1 года до 49 лет, если его целью является выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительству и эксплуатации искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. В перечисленных случаях, а также при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов договоры аренды заключаются без проведения аукциона. В иных случаях договоры арен -ды должны заключаться на срок от 10 до 49 лет и, что самое важное, по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы рассчитывается как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных

ресурсов на арендуемом лесном участке; при использовании лесного участка без изъятия ресурсов - как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ2, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Необходимо отметить, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным Постановлением Правительства РФ № 310 ставкам платы применяется коэффициент 0,5.

В прежнем Лесном кодексе участок лесного фонда предоставлялся в аренду на срок от 1 года до 99 лет, при этом субаренда участков лесного фонда запрещалась. В соответствии с новым ЛК РФ арендаторы получили ряд преимуществ. По вновь заключенным договорам предусматривается возможность заложить лесной участок как недвижимое имущество или вновь сдать его в аренду Вероятнее всего, этот механизм позволит улучшить инвестиционный климат в лесной отрасли. Однако наряду с привилегиями у лесопользователей появились и новые обязанности. Теперь арендаторы должны полностью взять на себя ведение хозяйства на арендованном участке, т.е. не только заниматься рубками главного пользования и рубками ухода, но и помогать естественному возобновлению леса - высаживать молодые деревья, уничтожать больные. Причем за своевременное проведение этих работ отвечает не субарендатор, а тот пользователь, который получил право аренды участка леса на аукционе.

В случае заготовки древесины без предоставления лесного участка в аренду данная деятельность осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений. В договоре должны указываться местоположение лесных насаждений и объем подлежащей заготовке древесины. Срок действия договора купли -продажи лесных насаждений не может превышать одного года.

Плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы. При этом минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.

Порядок утверждения применяемых в этих случаях ставок платы за единицу объема заготавливаемой древесины аналогичен порядку утверждения ставок за еди-

2 Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 № 419).

ницу объема лесных ресурсов при аренде лесных участков . А плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленные Постановлением Правительства РФ от 22.05.07 г. № 310, применяются для определения минимального размера арендной платы при использовании лесного участка, находящегося в федеральной собственности, с изъятием лесных ресурсов и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений при проведении сплошных рубок на лесных участках, находящихся в федеральной собственности. При проведении выборочных рубок ставки уменьшаются на 50%.

Ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, состоят из минимальных ставок для основных лесных (лесообразующих) пород, дифференцированных по лесотаксовым районам, и минимальных ставок для неосновных лесных пород, дифференцированных по лесотаксовым поясам. Кроме того, все ставки дифференцированы по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по размерам), а также в зависимости от расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам).

По размерам деловая древесина подразделяется на крупную, среднюю и мелкую. К крупной древесине всех лесных пород относятся отрезки ствола диаметром (в верхнем торце, без коры) от 25 см и более, к средней - диаметром от 13 до 24 см, к мелкой - от 3 до 12 см. Таксы на деловую и дровяную древесину липы установлены без коры, на дровяную древесину остальных лесных пород - в коре.

Лесотаксовые разряды - результат таксации леса, под которой понимают его учет и материальную оценку: определение возраста, высоты и диаметра растущих деревьев, запаса древесины, ее годичного прироста, качественная оценка леса. В нашей стране таксацию проводят при лесоустройстве, отводе лесосек в рубку инвентаризации леса.

Леса по лесотаксовым разрядам распределяются Федеральным агентством лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией. Определение лесотаксового разряда квартала (урочища) осуществляется исходя из расстояния от центра квартала до погрузочного пункта древесины (всего семь лесотаксовых разрядов: первый -до 10 км, а седьмой разряд - свыше 100,1 км). При этом расстояние от центра квартала до погрузочного пункта определяется по картографическим данным с применением следующих корректирующих коэффициентов : 1,25 - в лесах, расположенных на землях с хол -мистым рельефом, или в лесах, свыше 30% территории которых занято болотами, и 1,5 - в лесах, расположенных на землях с горным рельефом. При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 км при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс. В случаях запрещения сплава древесины или изменения местонахождения погрузочных пунктов возможно изменение распределения лесов по разрядам такс. Если ликвидный запас древесины на

корню на 1 га лесосеки составляет менее 100 м3, ставки корректируются на коэффициент 0,9, а если 150,1 м3 и более - на коэффициент 1,05. В случае если крутизна склона лесосеки превышает 20о, применяются следующие корректирующие коэффициенты: при использовании канатно-подвесных установок - 0,7 и при использовании вертолетов - 0,5.

Дифференциация ставок платы по разрядам установлена для того, чтобы материально стимулировать лесозаготовителя на освоение удаленных от путей магистрального транспорта лесных массивов за счет уменьшения платы за древесину на корню по мере увеличения расстояния вывозки и роста транспортных расходов . Дифференцированные по градациям расстояний вывозки ставки платы призваны перераспределять дифференциальный доход по местоположению и обеспечивать равную рентабельность леспромхозам, осуществляющим вывозку древесины с разных расстояний.

Ставки рассчитаны для сплошных рубок при корневом запасе древесины на 1 га в пределах от 100,1 до 150 плотных кубометров и крутизне склона до 20о. В остальных случаях, как уже было отмечено, к ставкам применяются корректирующие коэффициенты.

При проведении сплошных рубок с сохранением подроста и(или) 2-го яруса хвойных, твердолиственных пород лесных насаждений по договору их купли-продажи ставки снижаются на 20%.

При заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения на определенные коэффициенты: от 0,9 (при степени повреждения лесных насаждений до 10%) до 0,1 (при степени повреждения лесных насаждений до 90%) и 0 (при степени повреждения лесных насаждений до 100%).

Окончательная величина ставки округляется до 0,1 руб. за 1 плотный кубометр древесины. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 22.05.07 г. № 310 установлены ставки, дифференцированные по основным видам лесных ресурсов и субъектам Федерации, за заготовку:

- живицы (сосновой, лиственничной, пихтовой, еловой) и барраса соснового (в руб. за 1 т);

- недревесных лесных ресурсов: пней, хвороста, веточного корма (в руб. 1 м3), коры, луба, бересты, пихтовых, сосновых и еловых лап (в руб. за 1 т), мха, лесной подстилки, камыша, тростника (в руб. за 1 кг) и елей для новогодних праздников (в руб. за 1 шт.);

- пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений: древесных соков (в руб. за 1 ц); дикорастущих плодов, ягод, грибов и орехов; семян и лекарственных растений (в руб. за 1 кг).

Также установлены ставки за использование лесного участка без изъятия лесных ресурсов для следующих видов лесопользования:

- ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты - 0,03 руб. за 1 га в год для всей территории РФ;

- ведение сельского хозяйства: сенокошение, вы -пас сельскохозяйственных животных, северное оленеводство и выращивание сельскохозяйственных культур (в руб. за 1 га); пчеловодство (в руб. за 1 пчелосемью), дифференцированные по субъектам РФ;

- осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности - 1 руб. за 1 га в год для всей территории РФ;

- осуществление рекреационной деятельности (в руб. за 1 га), дифференцированные по субъектам РФ и муниципальным образованиям. При этом к данным ставкам применяются следующие коэффициенты:

а) коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов: в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах - 2; в отношении особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах - 1,5; в отношении защитных лесов (кроме зеленых зон, лесопарков) - 1,5; в отношении зеленых зон, лесопарков - 1; в отношении эксплуатационных лесов - 0,5;

б) коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние: от 0 до 1 км включительно - 3,5; от 1 до 2 км включительно - 3; от 2 до 3 км включительно - 2,5; свыше 3 км - 0,5;

в) коэффициент, учитывающий площадь лесного уча -стка: до 0,1 га включительно - 0,5; от 0,1 до 0,3 га включительно - 0,8; свыше 0,3 га - 1;

г) коэффициент, учитывающий предоставление лесного участка для детских оздоровительных лагерей - 0,1;

- создание лесных плантаций и их эксплуатация (в руб. за 1 га), дифференцированные по субъектам РФ;

- выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений (в руб. за 1 га), дифференцированные по субъектам РФ;

- переработка древесины и иных лесных ресурсов (в руб. за 1 га), дифференцированные по субъектам РФ;

- использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (в руб. за 1 га), дифференцированные по группам основных и неосновных древесных пород лесных насаждений (хвойным, твердолиственным, мягколиственным) по субъектам РФ, муниципальным образованиям (по некоторым муниципальным образованиям к ставкам применяются еще и дополнительные коэффициенты). В отношении эксплуатационных лесов к ставкам применяется поправочный коэффициент 2. В отношении защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, к ставкам применяется поправочный коэффициент 6. В отношении защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, к ставкам применяется поправочный коэффициент 4.

В отношении защитных лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, к ставкам применяются следующие поправочные коэффициенты:

а) в отношении лесов, расположенных в 1-м и 2-м поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, - 6;

б) в отношении защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, дорог, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - 4,5;

в) в отношении зеленых зон: городов численностью свыше 1 млн человек - 6; городов численностью от 250 тыс. до 1 млн человек - 5; городов численностью от 50 тыс. до 250 тыс. человек - 4; городов и населенных пунктов численностью до 50 тыс. человек - 3,5; сельских поселений - 3;

г) в отношении лесопарков, городских лесов: городов численностью свыше 1 млн человек - 10; городов численностью от 250 тыс. до 1 млн человек - 8; городов численностью от 50 тыс. до 250 тыс. человек - 6; городов и населенных пунктов численностью до 50 тыс. человек - 5; сельских поселений - 4;

д) в отношении лесов, расположенных в 1-й, 2-й и 3-й зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, - 5.

В отношении защитных ценных лесов к ставкам применяются следующие поправочные коэффициенты:

а) в отношении государственных защитных лесных полос - 4,5; б) в отношении противоэрозионных лесов - 4,5;

в) в отношении лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, - 4; г) в отношении лесов, имеющих научное или историческое значение, - 4; д) в отношении орехово-промысловых зон - 3,5; е) в отношении лесных плодовых насаждений - 3,5; ж) в отношении ленточных боров - 4.

В отношении особо защитных участков защитных лесов к ставкам применяется поправочный коэффициент 6.

В случае если для одного и того же лесного участка может быть установлено несколько поправочных коэффициентов, то в расчетах используется наибольший из них. Для лесных участков с крутизной склона свыше 20о коэффициент удваивается.

При использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых постоянными лесосеменными участками, лесосеменными и маточными плантациями и лесными культурами (лесными насаждениями, созданными посевом или посадкой), применяется наибольший размер ставки платы, установлен -ной для субъекта РФ (муниципального образования).

При использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, не покрытых лесной растительностью, но предназначенных для ее восстановления (гари, вырубки, прогалины, пустыри и иные), ставка платы определяется исходя из породы лесных насаждений, обеспечивающей наибольшую продуктивность леса и устойчивость лесных насаждений на этом лесном участке к вредителям и болезням леса, с коэффициентом 0,9.

При использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений или занятых рединами, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта РФ (муниципального образования), с коэффициентом 0,75.

При использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта РФ (муниципального образования), с коэффициентом 0,5.

По общему правилу договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукцио -

на по продаже права на заключение такого договора. Исключение составляют случаи продажи лесных насаждений, связанные с реализацией мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также с заготовкой гражданами древесины для собственных нужд.

До 1 января 2008 г. лесопользование допускалось только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. В настоящее время установлен иной порядок использования лесов - на основании лесной декларации. Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом их освоения. Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, обязаны ежегодно за один месяц до начала декларируемого календарного года подавать декларацию в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Плата за лесопользование включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Необходимо отметить, что ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, регулярно индексируются Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый

период 2010 и 2011 годов» установлено, что ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, действовавшие в 2007 г., применяются в 2009 г. с коэффициентом 1,3, а ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, действовавшие в 2007 г., применяются в 2009 г. с коэффициентом 1,13.

Бюджетным кодексом РФ закреплено, что платежи за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений полностью поступают в федеральный бюджет, а платежи за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд - в доходы бюджетов субъектов РФ. Все платежи за использование лесов являются неналоговыми доходами федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

На долю платежей за древесину, отпускаемую на корню, приходится около 91,6% от общей суммы лесного дохода, а на долю платежей за прочие виды лесопользования - немногим больше 8%.

удк 336.1:634.0 с.А. Иванов

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РОЛЬ В СТИМУЛИРОВАНИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ

Статья посвящена анализу основных направлений и роли государственной лесной политики в стимулировании рационального использования лесных ресурсов. Дана характеристика содержания государственной лесной политики, ее целей и задач, рассмотрены основы лесного законодательства, выявлены основные причины неэффективности действующей системы платности лесных ресурсов и обозначены пути ее реформирования.

Ключевые слова: государственная лесная политика, рациональное использование лесных ресурсов, лесное законодательство, система платности лесных ресурсов.

S.A. Ivanov

THE STATE FORESTRY POLICY: MAIN TRENDS AND ROLE IN STIMULATING OF THE RATIONAL USE OF FOREST RESOURCES

The article is devoted to the analysis of the main trends and role of the state forestry policy in stimulating of the rational use of forest resources. The author characterizes the state forestry policy its goals and objectives, considers the principles of forestry legislation and brings to light the main reasons behind inefficiency of the present system of payment for forest resources. Reforms of the forestry industry are discussed.

The key words: state forestry policy, rational use of forest resources, forestry legislation, system of payment for forest resources.

Лесная политика активно обсуждается как экономистами, специализирующимися в области лесного хозяйства, так и правоведами, занимающимися вопросами лесного законодательства. Сам термин «лесная политика» для российского лесного хозяйства не нов, о ней много писали на страницах специализированных

изданий еще в конце XIX - начале XX вв. Наиболее оживленно лесную политику обсуждали, как правило, в периоды радикальных экономических реформ. В начале XX столетия круг авторов, занимавшихся вопросами лесной политики, заметно расширился, а начиная с 1917 г. интерес к ней резко возрос. Это было вызвано

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.