УДК 615.1:658.8.012.12:339.13.025.2
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2020-22-6-127-132
ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF THE STATE UNITARY ENTERPRISE "EXPERTISE AND TESTING OF PHARMACEUTICAL AND MEDICAL PRODUCTS" IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Saifulloeva1 D.F., Saifulloev2 F.F. Malkova3 T.L.
1Tajik National University, Pharmaceutical faculty, Department of pharmacy, Dushanbe, Republic of Tajikistan
2State institution "ScientificResearch Pharmaceutical Center", Dushanbe, Republic of Tajikistan
3Perm State Pharmaceutical Academy, Department of Toxicological chemistry, Perm, Russian Federation
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУП «ЭКСПЕРТИЗЫ И ИСПЫТАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОДУКЦИИ» В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Сайфуллоева1 Д.Ф., Сайфуллоев2 Ф.Ф., Малкова3 Т.Л.
1 Таджикский национальный университет, фармацевтический факультет, г. Душанбе, Республика Таджикистан
2ГУ «Научно-исследовательский фармацевтический центр», г. Душанбе, Республика Таджикистан 3ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия», г. Пермь, Российская Федерация
Аннотация. В статье проанализированы результаты деятельности ГУП «Экспертизы и испытание фармацевтической и медицинской продукции» при Службе государственного надзора здравоохранения и социальной защиты населения по выявлению недоброкачественных лекарственных средств в Республике Таджикистан. Для проведения исследования были использованы отчетные материалы, предоставленные головным в Таджикистане экспертным учреждением аналитического контроля лекарств за 20142017 гг., а также данные отдела государственной регистрации лекарственных средств Службы государственного надзора здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан. При проведении статистической оценки учитывалось общее количество подвергшихся испытаниям лекарственных средств, параметры выявленных несоответствий, соотношение отечественных и импортных недоброкачественных препаратов. Представленные в статье данные показывают, что за период 2014-2017 гг. в Таджикистане наблюдается увеличение количества выявленных государственной службой контроля качества недоброкачественных лекарственных средств. При проведении сравнительного анализа между фармацевтической продукцией отечественного и импортного производства, прошедшей через систему экспертных исследований, довольно большой процент недоброкачественных лекарственных средств приходится на долю импортных лекарств, прежде всего, по таким показателям как маркировка, упаковка, описание, подлинность. Анализ результатов деятельности ГУП «Экспертизы и испытание фармацевтической и медицинской продукции» показал, что в Таджикистане необходимо предпринять комплексные меры по устранению недоброкачественных лекарственных средств с отечественного фармацевтического рынка. Одним из основных путей решения данной задачи является развитие собственного производства в соответствии с требованиями надлежащей производственной практики (ОМР), что позволит уменьшить
Abstract. The article analyzes the results of the activities of the State Unitary Enterprise "Examinations and Testing of Pharmaceutical and Medical Products " at the State Health Care and Social Welfare Service to identify substandard medicines in the Republic of Tajikistan. To conduct the study, we used the reporting materials provided by the head of the Tajikistan expert institution for analytical control of drugs for 2014-2017, as well as data from the department of state registration of drugs of the State Health Care and Social Protection of the Republic of Tajikistan. When conducting a statistical assessment, the total number of tested drugs, the parameters of the identified discrepancies, and the ratio of domestic and imported substandard drugs were taken into account. The data presented in the article show that for the period 2014-2017. In Tajikistan, there is an increase in the number of poor-quality medicines identified by the public service for quality control. When conducting a comparative analysis between pharmaceutical products of domestic and foreign production, which passed through a system of expert studies, a rather large percentage of substandard drugs accounted for imported drugs, primarily in terms of marking, packaging, description, authenticity. The analysis of the results of the State Unitary Enterprise "Examinations and Testing of Pharmaceutical and Medical Products" showed that in Tajikistan it is necessary to take comprehensive measures to eliminate substandard medicines from the domestic pharmaceutical market. One of the main ways to solve this problem is to develop our own production in accordance with the requirements of good manufacturing practice (GMP), which will reduce the country's import dependence and affect the quality of medicines sold through the pharmacy chains of the republic.
импортозависимость страны и повлияет на качество реализуемых через аптечные сети республики лекарственные средства.
Ключевые слова: лекарственные средства, выявление недоброкачественных лекарств, фармацевтический рынок, импортозависимость, Республика Таджикистан.
Keywords: medicines, detection of substandard medicines, pharmaceutical market, import dependence, Republic of Tajikistan.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Третьякова Е.И. Квалифицирующие признаки оборота фальсифицированных лекарственных средств, как основание дифференциации ответственности. Научный вестник Омской академии МВД России. Омск. 2015. №4 (59). С. 8-12.
[2] Воронцова Н.А. Сущность и специфические особенности фармацевтического рынка. Baikal research journal. Иркутск. 2016. Т.7, №3. С. 16. DOI: 10.17150/2411- 6262.2016.7(3).16.
[3] Антонова А. Европа, СНГ и Россия объединяют усилия в борьбе с контрафактными лекарствами. Ремедиум. 2006. №4. С. 40.
[4] Зординова К.А., Ташкеева М.Ж., Гуламова Г.М. Проблема фальсифицированных и субстандартных лекарственных средств в мире и в Казахстане. Вестник казахского национального медицинского университета. Алматы. 2015. №1. С. 459-44.
[5] Закон Республики Таджикистан «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» от 06.08.2001 № 39 с изм. и допол. в ред. от 17 мая 2018 год. [Электронный ресурс] URL: http://www.adlia.ti/show doc.fwx?Rgn=114976.
[6] Кодекс здравоохранения Республики Таджикистан от 30 мая 2017 года №1413. [Электронный ресурс] URL: http://base. spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=97585.
[7] Авдошкина О.И. Качество и безопасность лекарственных средств: международная стандартизация и система государственного контроля. Системное управление. - Саранск. 2014. №3 (24). С. 2.
REFERENCES
[1] Tretyakova E. I. Qualifying signs of turnover of counterfeit medicines as the basis for differentiation of liability. Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia. Omsk. 2015. No. 4 (59). Pp. 8-12.
[2] Vorontsova N. A. Essence and specific features of the pharmaceutical market. In the Baikal research journal. Irkutsk.
2016. Vol. 7, no. 3. P. 16. DOI: 10.17150/2411-6262.2016.7(3).16.
[3] Antonova A. Europe, the CIS and Russia are joining forces in the fight against counterfeit medicines. Remedium. 2006. No. 4. P. 40.
[4] Zordinova K. A., Tasheeva M. Zh., Gulamova G. M. the Problem of counterfeit and sub-standard medicines in the world and in Kazakhstan. Bulletin of the Kazakh national medical University. Almaty. 2015. No. 1. Pp. 459-44.
[5] Law of the Republic of Tajikistan" on medicines and pharmaceutical activities " dated 06.08.2001 No. 39 with ed. and extra. in an ed. dated may 17, 2018. [Electronic resource] URL: http://www.adlia.tj/show doc.fwx?Rgn=114976.
[6] Health code of the Republic of Tajikistan No. 1413 of 30 may
2017. [Electronic resource] URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=97585.
[7] Avdoshkina O. I. Quality and safety of medicines: international standardization and state control system. System management. - Saransk. 2014. No. 3 (24). C. 2.
Contribution of the authors. Saifulloeva D.F. - collection and processing ofmaterials, the concept and design of the study; Saifulloev F.F. — statistical data processing; Malkova T.L. - review of literature, writing text. Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest Saifulloeva D.F. - SPIN-ID: 3047 - 3932; ORCID ID 0000-0002-0297-1244
Sphere of scientific interests, number of main publications: Study of the pharmaceutical market and the quality assurance system of medicines in the Republic of Tajikistan, published more than 15 publications, 3 of them in the journals of the Higher Attestation Commission, 16 in the materials of conferences.
Saifulloev F.F. - SPIN-ID: 4130 - 5618.ORCID ID ORCID: 0000-0002-3868-4036
Sphere of scientific interests, number of main publications: A study of the pharmaceutical market of the Republic of Tajikistan, more than 10 publications were published, 2 of them in the Higher Attestation Commission, 11 in the materials of conferences. Malkova T.L. - SPIN-ID: 5449-2545; ORCID ID 0000-0002-5795-0803
Sphere of scientific interests, number of main publications: The study of the pharmaceutical quality research to develop methods for determining quality indicators for the purposes of expert studies, published more than 90 publications, 35 of them in the journals of the Higher Attestation Commission, 58 in the materials of conferences.
Вклад авторов. Сайфуллоева Д.Ф. — сбор и обработка материалов, концепция и дизайн исследования; Сайфуллоев Ф.Ф.— статистическая обработка данных; Малкова Т.Л. - обзор литературы, написание текста. Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Сайфуллоева Д. Ф. - SPIN-ID: 3047 - 3932; ORCID ID 0000-0002-0297-1244
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение фармацевтического рынка и системы обеспечении качества лекарственных средств в Республике Таджикистан, опубликованы более 15 публикаций из них 3 в журналах ВАК, 16 - в материалах конференций.
Сайфуллоев Ф. Ф. - SPIN-ID: 4130 - 5618; ORCID ID ORCID: 0000-0002-3868-4036_
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение фармацевтического рынка Республики Таджикистан, опубликованы более 10-публикаций из них 2 - в журналах ВАК, 11- в материалах конференций. Малкова Т.Л. - SPIN-ID: 5449-2545; ORCID ID 0000-0002-5795-0803
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение проблемы качества лекарственных средств, исследования по разработке методик определения показателей качества для целей экспертных исследований, опубликовано более 90 публикаций, из них 35 - в журналах ВАК, 58 - в материалах конференций.
Введение. Политика любого государства направлена на улучшение качество жизни населения, так как здоровье нации - основная социальная ценность. Обеспечение населения безопасными, терапевтически эффективными, экономически доступными лекарственными средствами (ЛС) является одной из важнейших задач государства. За последние годы проблема качества ЛС регулярно обсуждается на международном уровне. Появление на фармацевтическом рынке недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств на сегодняшний день является глобальной проблемой большинства стран мира и наносит вред здоровью их населения [1,2]. Для решения данной проблемы Правительство Республики Таджикистан подписало международное Соглашение о сотрудничестве в борьбе с обращением фальсифицированных лекарственных средств совместно с другими 12 участниками стран Содружества Независимых Государств. Одной из основных причин подписания этого документа стало появление в аптечных сетях целого ряда недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств, ранее обнаруженных Росздравнадзором России на территории Таджикистана, Украины и Беларуси. По данным литературы недоброкачественные и фальсифицированные лекарственные средства выявляются как среди брендовой, так и среди дженерической фармацевтической продукции [3,4].
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Таджикистан «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезней, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов и тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. Следует отметить, что к лекарственным средствам в Республике Таджикистан относятся вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств, а также биологически активные добавки и парфюмерия, имеющие лечебно-профилактические свойства [5,6].
Улучшение качества жизни населения Республики Таджикистан является одной из основных задач «Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года». В целях предотвращения попадания на отечественный фармацевтический рынок недоброкачественных ЛС, в соответствии Кодексом здравоохранения Республики Таджикистан, законами Республики Таджикистан «О лекарственных
средствах и фармацевтической деятельности», «Об оценке соответствия», «О техническом нормировании», «О защите прав потребителей» и другими нормативно-правовыми актами в сфере обращения лекарств, в Таджикистане осуществляется государственная экспертиза качества лекарственных средств [5,6].
Эти функции возложены на ГУП «Экспертизы и испытание фармацевтической и медицинской продукции», которое входит в схему управления Службы государственного надзора здравоохранения и социальной защиты населения. Проведение государственного контроля качества, стандартизация, экспертиза документов на этапах доклинических и клинических исследований лекарственных средств является главным направлением деятельности этого учреждения. Потребитель не имеет возможности самостоятельно оценить качество приобретаемого лекарства, для этого необходима хорошо оснащенная технически аналитическая база, современное оборудование, подготовленный персонал [6,7].
Основными задачами ГУП «Экспертизы и испытание фармацевтической и медицинской продукции» является использование международных стандартов для осуществления государственной экспертизы, стандартизации, сертификации и контроля качества лекарственных средств, экспертиза входящих документов для государственной регистрации, проведение государственного контроля качества лекарственных средств.
Учитывая важность выявленной нами проблемы, определена цель исследования - проанализировать деятельность ГУП «Экспертизы и испытание фармацевтической и медицинской продукции» при Службе государственного надзора здравоохранения и социальной защиты населения по выявлению недоброкачественных лекарственных средств в Республике Таджикистан.
Материалы и методы исследования. Для проведения исследования были использованы материалы, предоставленные ГУП «Экспертизы и испытание фармацевтической и медицинской продукции», и данные отдела государственной регистрации лекарственных средств Службы государственного надзора здравоохранения и социальной защиты населения.
Использованы методы изучения, описания, сравнения, а также статистический метод. Нами были изучены количественные данные за период 2014-2017 г.г. по выявлению недоброкачественных ЛС, описаны параметры, по которым они были забракованы, с разбивкой по лекарственным формам. Путем сравнения данных по годам исследуемого периода выявлена
динамика роста недоброкачественных ЛС отечественного и импортного производства. Статистическая обработка данных проведена при помощи программы Microsoft Excel 2016. Для распределения полученных материалов нами использован инструмент описательной статистики и формирования гистограмм.
Результаты и их обсуждение. ГУП «Экспертизы и испытание фармацевтической и медицинской продукции» за период 2014-2017 г.г. провело экспертизу качества 77 715 серий лекарственных средств, из которых 75 757 (97,48%) проверенных и сертифицированных серий приходится на долю импортных и только 1958 серий (2,52%) - на долю отчественных производителей.
Полученные результаты подтверждают литературные данные в отношении особенностей фармацевтического рынка Республики Таджикистан: преобладание на нем импортных ЛС. Такая оценка является вполне
логичной и вытекает из тенденции развития отечественной фармацевтической отрасли: предприятия Таджикистана не в состоянии обеспечить население всеми необходимыми лекарственными средствами, поэтому республика нуждается в ЛС зарубежного производства. По данным Государственного реестра лекарственных средств импортные лекарства составляют более 95% всего отечественного фармацевтического рынка.
В ходе исследования было выявлено количество сертифицированных и недоброкачественных лекарственных средств за период 2014-2017 гг. Из общего числа за исследуемый период были сертифицированы 76940 серий лекарственных средств (99%), остальные серии лекарственных средств не соответствовали требованиям нормативной документации Республики Таджикистан и не были допущены на реализацию через аптечные учреждения (табл. 1).
Таблица 1.
Соотношение серий сертифицированных по результатам экспертизы лекарственных средств и недоброкачественных серий за период 2014-2017 гг.
Общее количество проверен- Сертифици- Недоброкачественные
Год ных серии лекарственных рованные серии лекарствен- % серии лекарственных %
средств ных средств средств
2014 17898 17757 99,21 141 0,79
2015 19285 19106 99,07 179 0,93
2016 20612 20451 99,22 161 0,78
2017 19920 19626 98,52 294 1,48
Итого 77715 76940 775
Table 1.
The ratio of the series of drugs certified according to the results of the expert examination to the low-quality series for the period 2014-2017
Year Total number of drug series tested Certified Drug Series % Poor series of drugs %
2014 17898 17757 99,21 141 0,79
2015 19285 19106 99,07 179 0,93
2016 20612 20451 99,22 161 0,78
2017 19920 19626 98,52 294 1,48
Total 77715 76940 775
Из приведённых в таблице 1 данных следует, что с 2014 по 2016 гг. количество выявленных недоброкачественных лекарственных средств было относительно стабильно, однако в 2017 году количество изъятых и уничтоженных ГУП «Экспертизы и испытание фармацевтической и медицинской продукции» при проведении процедуры сертификации лекарственных средств значительно возросло. Обнаружение и уничтожение недоброкачественных лекарственных средств при процедуре регистрации и сертификации не является выходом из сложившейся ситуации и не способствует повышению качества лекарств на фармацевтическом рынке Таджикистана. Для решения данной проблемы
необходимы совместные действия уполномоченных органов, регулирующих фармацевтическую отрасль, и субъектов фармацевтического рынка. Большое внимание должно быть уделено оптовым фармацевтическим фирмам, которые занимаются импортом и реализацией лекарственных средств на территории Республики Таджикистан как основным поставщикам недоброкачественной фармацевтической продукции.
В таблице 2 приведены данные по выявлению недоброкачественных лекарственных средств, с разбивкой на импортные и отечественные по годам за весь исследуемый период.
Таблица 2.
Распределение количества обнаруженных недоброкачественных лекарственных средств на импортные и
отечественные за период 2014-2017 гг.
Table 2.
Distribution of the number of detected substandard drugs into imported and domestic for the period 2014-2017
Год Общее число серий недоброкачественных лекарственных средств Импортные лекарственные средств % Отечественные лекарственные средства %
2014 141 135 95,74 6 4,26
2015 179 174 97,21 5 2,79
2016 161 150 93,17 11 6,83
2017 294 288 97,96 6 2,04
Итого 775 747 96,39 28 3,61
Year The total number of low-quality drug series Imported Medicines % Domestic medicines %
2014 141 135 95,74 6 4,26
2015 179 174 97,21 5 2,79
2016 161 150 93,17 11 6,83
2017 294 288 97,96 6 2,04
Total 775 747 96,39 28 3,61
Анализ приведенных в таблице 2 данных позволяет сделать вывод о том, что основное количество выявленных недоброкачественных ЛС приходится на долю импортных лекарств (747 из 775).
Среди отечественных производителей больше всего за 2014-2017 гг. недоброкачественных лекарственных препаратов производила фирма ООО «Шабнам ШАР», основной продукцией которой являются стерильные инъекционные растворы. В Республике Таджикистан производством лекарств занимаются более 35 фирм-производителей. Среди них наиболее крупными являются ООО «Тиб барои Шумо», ООО «Куххои Точикистон», ООО «Вежа фармацевтикалс».
Несмотря на небольшие производственные мощности отечественных фармацевтических предприятий, при проведении экспертизы ЛС были обнаружены недоброкачественные лекарства производства Республики Таджикистан, в основном в форме стерильных растворов. Для развития и усовершенствования производства отечественных лекарственных средств фармацевтической отрасли нужны квалифицированные кадры, а также внедрение международных стандартов качества, прежде всего ОМР как основополагающего регуляторного документа. Следует отметить, что на данный момент в Республике Таджикистан по международному стандарту ОМР лекарственные средства производит только одно фармацевтическое предприятие - ООО «Вежа фармацевтикалс».
В ходе исследования были изучены данные за период 2014-2017 гг. по забракованным сериям ЛС, произведенным в разных странах мира. Первое место занимает Российская Федерация (103 серии), на втором месте Китай (84 серии), Индия на третьем месте (66 серий). Конечно, следует учитывать объем продукции, поставляемой каждой страной на фармацевтический
рынок Таджикистана. По данным ГУП «Экспертизы и испытание фармацевтической и медицинской продукции» основным импортером лекарственных средств в Таджикистан является Российская Федерация, которая занимает более 30% отечественного фармацевтического рынка.
За исследуемый период было забраковано 47 серий ЛС производства Венгрии, 30 серий - Турции, 19 серий - Германии, по 14 серий - США и Пакистана, 13 серий - Великобритании. 357 серий ЛС было забраковано из импортируемой фармацевтической и медицинской продукции многих других стран, представленных на рынке Таджикистана небольшими объемами поставок. В общее число забракованных серий ЛС за 2014-2017 гг. вошли и 28 серий недоброкачественных отечественных лекарств.
Перед проведением закупок импортных лекарственных средств, оптовые фармацевтические фирмы должны посредством внешнего аудита подробно изучить деятельность завода-изготовителя, а также соответствующую документацию на определенные виды лекарств (свидетельство о государственной регистрации, сертификаты соответствия и др.). Недопустимо импортировать лекарства без перевода нормативной документации на международные языки, так как для большинства из забракованных лекарственных средств при проведении органолептиче-ского контроля возникали сложности из-за языкового барьера, что служило препятствием для получения достоверных результатов испытаний и влияло на результат экспертизы.
В ходе исследования все серии недоброкачественных средств были отнесены к определенным видам медицинской и фармацевтической продукции: лекарственные препараты, медицинские товары, биологически активные добавки (БАД) и другое (косметические средства, средства гигиены, детское питание). Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Год Общее Лекарственные препа- Медицинские то- БАД к пище Другое
число раты вары
Распределение выявленных серий недоброкачественных лекарственных средств по видам медицинской
и фармацевтической продукции
Серий ЛС Коли-че- Коли-че- Коли-че- Коли-че-
ство % ство % ство % ство %
серий серий серий серий
2014 141 111 78,72 18 12,77 12 8,51 0 0
2015 179 139 77,66 19 10,61 15 8,38 6 3,35
2016 161 127 78,88 18 11,18 16 9,94 0 0
2017 294 226 76,87 29 9,86 38 12,93 1 0,34
Итого 775 603 77,81 84 10,84 81 10,45 7 0,90
Table 3.
The distribution of the identified series of substandard drugs by type of medical and pharmaceutical products
Year Total number series of drugs Medications Medical supplies Dietary supplement to food Other
Amount series % Amount series % Amount series % Amount series %
2014 141 111 78,72 18 12,77 12 8,51 0 0
2015 179 139 77,66 19 10,61 15 8,38 6 3,35
2016 161 127 78,88 18 11,18 16 9,94 0 0
2017 294 226 76,87 29 9,86 38 12,93 1 0,34
Total 775 603 77,81 84 10,84 81 10,45 7 0,90
Приведенные за период 2014-2017 гг. данные показывают, что большое количество недоброкачественных лекарственных средств приходится на долю собственно лекарственных препаратов (603 из 775), что составляет 77,81%. Если рассмотреть забракованные серии лекарственных препаратов с позиций фармакологического действия, то среди них можно выделить антибактериальные средства (10,45%), нестероидные противовоспалительные средства (11%), гормональные препараты (5%), в числе забракованных лекарственных препаратов оказались спазмолитические, антиаритмические, антидиабетические, гиполипидемические, витаминные средства. Было забраковано около 10 % биологически активных добавок.
В ходе исследования нами были изучены те параметры качества лекарственных средств, которые и привели к отрицательному результату экспертизы фармацевтической и медицинской продукции за исследуемый период. Наибольший процент лекарственных средств был забракован по показателям «Маркировка» (42,21%), «Механические примеси» (17,46%), «Внешний вид» (16,26%), «Упаковка» (13,25%).
При проведении исследования было выявлено количество недоброкачественных лекарственных средств в зависимости от вида лекарственной формы. Наибольшее
число забракованных ЛС пришлось на твердые лекарственные формы (в основном в виде таблеток) и жидкие лекарственные формы (растворы для инъекций).
Заключение. Анализ результатов деятельности ГУП «Экспертизы и испытание фармацевтической и медицинской продукции» показал, что в Таджикистане необходимо предпринять комплексные меры по устранению недоброкачественных лекарственных средств с отечественного фармацевтического рынка. Одним из основных путей решения данной задачи является развитие собственного производства в соответствии с требованиями надлежащей производственной практики ^МР), что позволит уменьшить импортозависимость страны и повлияет на качество реализуемых через аптечные сети Республики лекарственных средств. Второй путь решения проблемы заключается в работе уполномоченных республиканских органов по ведению в открытом для дистрибьюторских и оптовых фирм, занимающихся импортом лекарств на территорию республики, онлайн-реестра заводов и фирм-производителей лекарственных средств, чья фармацевтическая продукция наиболее часто оказывается по результатам экспертизы недоброкачественной. Это позволит поставщикам воздержаться от ввоза Таджикистан лекарственных средств несоответствующего качества.
Ответственный за переписку: Малкова Тамара Леонидовна - доктор фармацевтических наук, профессор, заведующий кафедрой токсикологической химии, ФГБОУВО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, 614990, Россия, г. Пермь, ул. Полевая, 2, Е-mail: [email protected], +79222421907
Corresponding Author: Malkova Tamara Leonidovna - Doctor of Pharmaceutical Sciences, Professor, Head of the Department of Toxicological Chemistry, Perm State Pharmaceutical Academy, Ministry of Health of Russia, 614990, Russia, Perm, ul. Field, 2, E-mail: [email protected], +79222421907