Ш=решение+Арбитражного+суда+Брянской+области+от+26+июля+2010+ г.+по+делу+№°+А09-4208о/сЖ010&arbitral-case_doc=&arbitral-doc_type=&arWtral-date_from=&arWtral-date_to=&arbitral-region=&arbitral-court=&arbitral-judge=&arbitral-
participant=&_=1491837149278&snippet_pos=90 (дата обращения -09.04.2017 13:00)
5. Апелляционное определение Псковского областного суда от 29 апреля 2014 г. по делу № 33-642/2014. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
6. Болдырев В.А. Процедуры констатации факта существования трудового отношения: [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
7. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (Постатейный) / Под ред. Ю.П.Орловского. 2015: [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. См., напр.: Буянова М.О. Трудовое право: учебное пособие. М.: Проспект. 2011; Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина, В.А. Сафонова, Е.Б. Хохлова. 2015: [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» и др.
АНАЛИЗ ДЕПУТАТСКОГО МАНДАТА: КОНСТИТУЦИОННО-
ПРАВОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Лобас М.А.,
Магистрантка 2 курса юридического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: в данной статье автор изучает депутатский мандат, анализируя конституционно - правовые элементы и механизмы их реализации в России.
Ключевые слова: депутатский мандат, конституционно - правовой статус депутатского мандата, депутат, статус депутата.
Summary: in this article the author studies the deputy mandate, analyzing constitutionally - legal elements and mechanisms of their realization in Russia.
Keywords: the deputy mandate, constitutionally - legal status of the deputy mandate, the deputy, the status of the deputy.
Депутатский мандат определение, широко используемое как в юридической науке, так и в законодательстве. Неоднозначное понимание данного феномена политико-правой жизни обусловлено определенной ролью депутата как представителя интересов народа, и как должностного лица. Депутатский мандат в юридической науке употребляется в четырех смыслах: 1) документ, удостоверяющий полномочия какого-либо лица; 2) вакантное место, занимаемое, как правило, посредством избрания; 3) правовой статус депутата в целом; 4) один из элементов правового статуса депутата, обозначающий опосредованный правом характер
взаимоотношений депутата с избирателями, обусловленный фактом уполномочивания депутата избирателями на осуществление суверенной воли народа в законодательном органе.
Существует мандат императивный и свободный. Первый тип получил свое развитие в Средние века, второй в Новое время, после буржуазных революций. Императивный мандат - это мандат с ограничениями и форма ответственности, которая предусматривает безусловное выполнение приказов избирателей под угрозой отзыва. В свободном мандате депутат признается представителем всего народа, он не обязан отсчитываться перед избирателями, отсутствует возможность отзыва. Во времена первой Государственной Думы в России мандат был свободным, после прихода к власти большевиков в 1917 году были установлены и в дальнейшем закреплены в Конституциях СССР и РСФСР элементы императивного мандата. В современной России в Конституции РФ нет прямого указания на характер депутатского мандата, но Конституционный суд РФ в 2002 году устранил этот пробел и позволил депутатам быть связанными лишь Конституцией и своей совестью.
Также необходимо отметить, что эффективность депутатского мандата зависит от множества факторов, таких как политическая и экономическая
обстановка, культурные особенности и традиции, поэтому государство самостоятельно должно выработать наиболее подходящую концепцию взаимодействия народного избранника с избирателями. На сегодняшний момент в РФ аспект типа депутатского мандата является неопределенным. В Конституции РФ нет прямого указания на императивный или свободный мандат, но существует Постановление Конституционного суда РФ от 12 апреля 2002 г. № 9 - П, которое позволило депутатам быть связанными лишь Конституцией и своей совестью, оно установило так называемый принцип свободного мандата. Несмотря на это, депутаты Государственной Думы уже пытались, и пытаются внести императивный мандат, и некие его элементы, в современную парламентскую практику.
Нельзя не сказать о том, что с приобретением депутатского мандата посредством тайного и всеобщего равного голосования граждан достигших совершеннолетия и обладающих активным избирательным правом, народный избранник приобретает специальный конституционно-правовой статус депутата. Элементы статуса депутата выступают способом конкретизации депутатского мандата, вид которого влияет на права, обязанности и ответственность депутатов, а также гарантии их деятельности.
Депутат - это представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия.
Приобретение и утрачивание депутатского мандата регулируется такими законодательными актами как Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Некоторые поправки были внесены Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации».
После проведения процедуры выборов в Государственную Думу, где граждане, обладающие пассивным правом, могли выдвигаться в качестве кандидатов непосредственно или в составе федеральных списков, народный избранник приобретает специальный конституционно-правовой статус депутата. Срок его полномочий начинается со дня его избрания и прекращается со дня работы Государственной Думы нового созыва, кроме определенных исключающих обстоятельств, описанных в статье 4 Федерального закона о «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
При досрочном прекращении полномочий депутата государственной Думы происходит в соответствии со ст. 96 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[2] замещение вакантных депутатских мандатов.
Необходимо отметить тот факт, что гарантии депутатской деятельности, призванные обеспечить эффективность парламентской работы, дают возможность народному избраннику быть активным участником осуществления государственной власти в стране.
Исследователи выделяют организационные, трудовые, материально-финансовые гарантии, а также депутатский иммунитет. К первому типу относятся гарантии, назначение которых организовать полноценную и эффективную деятельность депутата Государственной Думы. Например, это ограничение на занятие коммерческой деятельностью или беспрепятственное посещение органов власти, воинских частей и организаций. Право на прием в первоочередном порядке у руководителей органов власти, а также различных организаций и. т. д. Основной задачей трудовых гарантий является охрана трудовых прав и интересов депутатов Государственной Думы. Депутатский индемнитет или материально-финансовые гарантии призваны обеспечить материальную независимость народного избранника. Это вознаграждение за
его труд и специальные социальные гарантии. Иммунитет же в свою очередь важнейшая правовая гарантия деятельности депутата, представляющая собой повышенную охрану законом личности депутата в
силу осуществляемых им государственных функций. Таким образом, это невозможность ареста и привлечения депутата к судебной ответственности без санкции Государственной Думы.
Права и обязанности депутата Государственной Думы РФ, установленные в Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [1] и в Постановлении «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [3], призваны организовать эффективную депутатскую деятельность, главной целью которой является удовлетворение интересов и нужд граждан. Права и обязанности народного представителя можно разделить на связанные с его деятельностью в представительном органе власти, и в отношении с избирателями. К первому типу относятся права на участие в законодательной деятельности, участие в деятельности комитетов и комиссий, а также право на парламентский и депутатский запрос, на первоочередной прием в органах власти и организациях, право на распространение и получении информации. К обязанностям мы можем отнести: обязательное посещение заседаний Государственной Думы, соблюдение парламентской этики, а также предоставление ведений о доходах. Ко второму типу прав и обязанностей депутата Государственной думы относится взаимодействие народного избранника с гражданами. Это происходит через прием граждан, получение обращений, встреч с избирателями и постоянное поддержание связи с населением. Основной целью этой деятельности выступает как раз таки удовлетворение потребностей и нужд граждан. Так как на сегодняшний день мандат в РФ является свободным, депутат не может быть отозван, не связан наказами с избирателями, а является представителем всех граждан России в целом.
Список использованных источников:
1. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 8 мая 1994 года № З-ФЗ: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 2. Ст. 74
2. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 20 февраля 2014 года № 20-ФЗ: Собрание законодательства Российской Федерации. 2014, № 8, Ст. 740.
3. О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/reglduma/ (Дата обращения 30 апреля 2017 г.)