Научная статья на тему 'Анализ человеческих ресурсов сферы высшего образования Кыргызстана на современном этапе развития'

Анализ человеческих ресурсов сферы высшего образования Кыргызстана на современном этапе развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION SYSTEM / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / HUMAN RESOURCES / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / PEDAGOGICAL WORKLOAD / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайлаубеков Н.Т., Мынжанова Г.Т.

В данной статье анализируются проблемы развития человеческих ресурсов в сфере высшего образования Кыргызстана. Авторы, изучая тенденции развития человеческих ресурсов за последние годы, показали динамику изменения количества ППС, вузов и количества студентов. А также рассматриваются основные проблемы развития и использования человеческих ресурсов, такие как распределение педнагрузки, состояние инфраструктуры введения занятийи др. в системе высшего образования в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN RESOURCESANALYSIS OF HIGHER EDUCATION SPHERES OF KYRGYZSTAN AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT

In this article the problems of human resources development in the sphere of higher education of Kyrgyzstan are analyzed. There have been studied the trends in the human resources development in recent years by analyzing the dynamics of changes in the number of teaching staff, universities and the number of students. Also, the main problems of the human resources development, such as the pedagogical workload distribution, the condition of infrastructure for the lecture and seminar classes, and etc. have been examined in the system of higher education in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Анализ человеческих ресурсов сферы высшего образования Кыргызстана на современном этапе развития»

АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СФЕРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСТАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Н.Т. Сайлаубеков1, д-р экон. наук, профессор Г.Т. Мынжанова , PhD студент

1Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана

Международный университет Кыргызстана ^Казахстан, г. Алматы) 2(Кыргызстан, г. Бишкек)

Аннотация. В данной статье анализируются проблемы развития человеческих ресурсов в сфере высшего образования Кыргызстана. Авторы, изучая тенденции развития человеческих ресурсов за последние годы, показали динамику изменения количества ППС, вузов и количества студентов. А также рассматриваются основные проблемы развития и использования человеческих ресурсов, такие как распределение педнагрузки, состояние инфраструктуры введения занятийи др. в системе высшего образования в современных условиях.

Ключевые слова: система высшего образования, университет, человеческие ресурсы, педагогическая нагрузка, компетенция.

В развитии страны обобщающим показателем роста общественного производства являются человеческие ресурсы, которые производят, распределяют, обменивают и потребляют товары и услуги. Согласно определению М. Армстронга «человеческие ресурсы наиболее ценный актив предприятия, способный коллективно и индивидуально вносить вклад в решение задач предприятия» [1], совокупность предприятий создает отрасль экономики, в числе которых и сфера высшего образования.

Основная задача высшего учебного заведения - это подготовка конкурентоспособных кадров, востребованных на рынке труда, причем не только на местном, но и на международном рынке труда. Ведь качество, количество и конкурентоспособность предлагаемых товаров и услуг зависят от подготовленности, профессионализма, и навыков специалистов. В формировании этих компетенции особую роль выполняет преподаватель вуза.

Сфера высшего образования для Кыргызской Республики имеет важное значение. Во-первых, эта отдельная отрасль экономики страны, которая осуществляет подготовку высококвалици-рованных кадров в условиях глобализации. Во-вторых, учитывая географиче-

ское расположение страны, климатический фактор, уровень цен на образовательные услуги и другие факторы, вузы страны могли бы активно заниматься экспортом образовательных услуг. Сфера образования способствует созданию рабочих мест и является источником дохода, экспортируя образовательные услуги, которые пополняют не только бюджет страны, но и бюджет вузов в условиях хозрасчетной деятельности, их автономности и интеграции в экономическую среду. Высшее образование является важным социальным институтом в развитии общества. К сожалению, доля экспорта образовательных услуг страны в последние годы снизилась и в настоящее составляет 0,003% [2], хотя этот же показатель в 2011 году был на уровне 0,5% от ВВП страны [3].

Анализируя систему образования страны можно сказать, что сфера высшего образования занимает особое, приоритетное место игосударство, начиная с 1992 года, активно проводит реформы. Основная цель этих реформ ориентирована на повышение качества высшего образования и обеспечение его доступностив подготовке конкурентоспособных кадров, учитывая требования современной экономики.

Закон «Об образовании» был принят в 1992 году. Изменения и дополнения были внесены в данный закон от 30 апреля 2003 года. Согласно закону «Об образовании», вузы Республики ведут обучение по таким образовательным программам, как бакалавриат, магистратура, а также аспирантура и докторантура. В республике разработана концепция развития образования до 2020 года, которая создана на базе концепции развития образования Кыргызской Республики до 2010 года. В свою очередь, положение «О Концепции развития образования в Кыргызской Республике до 2010 года» было разработано и утверждено 29 апреля 2002 года приказом. Одними из целей данной концепции являются обеспечение отраслей экономики конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием, интеграция образования, развитие науки и внедрение инноваций. Задачи концепции заключаются в обеспечении качественной подготовки и модернизации содержания высшего и послевузовского образования в контексте мировых тенденций [4]. Общая деятельность сферы высшего образования основывается и регулируется Государственным образовательным стандартом.

Спецификой всех отраслей экономики Республики является то, что они активно интегрируются в мировое сообщество и сфера высшего образования в этом плане не является исключением. Как отмечено в документе « Концепции развития образования до 2020 года», в Республике Кыргызстан осуществляется подготовка кадров по новой системе организации образовательного процесса. Вместо традиционной системы образования применяется трехступенчатый уровень подготовки кадров, т.е. программы бакалавриата, магистратуры и PhD докторантуры [4, стр 2].Данные изменения внедряются после вхождения сферы высшего образования в Болон-ский процесс, соглашение с которым былоподписано 11 ведущимивузами страны в сентябре 2011 года. Ранее этой даты только два университета заключи-

ли соглашение о присоединении к Бо-лонскому процессу, в числе которых можно отметить Международный Университет Кыргызстана [5], который заключил соглашение о присоединении к Болонскому процессу еще в сентябре 2002 года и успешно осуществляет обучение по новой многоуровневой системе подготовки кадров.

На современном этапе развития системы образования, характеризующимся резким изменением социальных условий, связанных с политическими и экономическими преобразованиями, учет влияния человеческих ресурсов особенно актуален. И эта актуальность наиболее очевидна при рассмотрении проблемы трудовых ресурсов при обеспечении экономики и политики кадрами необходимой квалификации и т.п.

Как известно основной и ключевой фигурой в системе высшего образования являются человеческие ресурсы, которые имеют свои особенности. По мнению Котляровой И.О. человеческий ресурс является и ресурсом, и главным средством, и двигателем главного процесса и его результатом [6]. Богдан Н.В. определяет человеческие ресурсы как нематериальные активы образовательных организации с их умениями, знаниями и ценностями [7].

Основная ответственность в подготовке востребованных кадров лежит на профессорско-преподавательском составе вуза. Современный преподаватель вуза, по мнению Масловой Ю.А. - это инициативная и творческая личность с задатками предпринимателя, способная генерировать новое; человек для которого процесс обучения продолжается всю его жизнь; менеджер образовательного процесса, экспериментатор и разработчик новых образовательных программ; исследователь, владеющий английском языком и необходимыми компетенциями в сфере IT-технологий; высоконравственная личность, признанная воспитывать подрастающее поколение профессионалов [8]. Сегодня к преподавателям предявляются высокие требования в том плане, что наряду с выполнением учебной нагрузки, они

должны активно проводить научную работу и использовать их результаты в процессе образовательской деятельности, что также положительно отразится на их саморазвитие и качество учебного процесса. Поэтому от компетентности, профессинализма, креативности, ответственности преподавателя зависит качество обучения, организация учебного процесса, и конечный результат - подготовка кадров для различных отраслей экономики, которые удовлетворят запросы и работодателей и личного индивида (студента). Таким образом, система высшего образования должна ориентироваться на нужды и потребности клиента.

В целях повышения качества обучения, компетентности, мотивированности, профессионализма профессорско-преподавательского состава вузов на государственном уровне следует уде-

лить достойное внимание к труду преподавательского состава, так как затратность мероприятий по развитию человеческого ресурса, с одной стороны приведет к достижению высокого качества и его результатов [6, стр.24]

Численность преподавателей в вузах республики в последние годы снизилась. Так, согласно официальной статистике в сфере высшего образования, в 2010 году работали 12057 человек, а в 2016 году численность профессорско-преподавательского состава сократилась до 10812 (-10.3% к 2010 году). Такое изменение может быть связано со следующими причинами: низкий уровень заработной платы, повышение педагогической нагрузки, высокие требования к труду преподавателя, непрестижность его труда, оптимизация вузов со стороны государства и др.

Годы 2003 2004 2006 200S 2009 2010 2011 2012 2014 2015 2016

Всего, в т.ч 1164 9 1333 7 1346 S 1302 5 1267 S 1205 7 12S3 0 1263 3 1315 5 1423 3 10S1 2

в государственны х вузах 1051 S 121S 5 1221 4 1142 3 1094 2 1024 5 1120 4 1099 0 1169 7 1267 5 9303

в частных вузах 1131 1152 1254 1602 1736 1S12 1626 1643 145S 155S 1509

Таблица 1. Численность профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях, человек

Источник: www.stat.kg [9]

По данным национального статистического комитета общая численность профессорско-преподавательского состава последние годы продолжает снижается. С 2015/2016 по 2016/2017 учебные годы этот показатель снизился на 24%. Если анализировать структуру общей численности ППС за вышеуказанный период, то снижение численности преподавтелей больше всего в государственных вузах - на 3372 человек (26.6%). Среди преподавателей частных вузов также наблюдается тенденции к снижению, которое за тот же период составило всего 3,1%, что почти в 8 раз меньше по сравнению с численностью

преподавателей государственных ву-зов.Причинами снижения численности преподавателей вузов можно назвать следующие факторы: сокращение количество вузов, снижение численности поступающих в вузы из-за низкого уровня результатов общереспубликанского тестирования (ОРТ) выпускников школ, стоимость обучения в вузах, а также перемещение спроса на образовательные услуги средне-профессиональных учебных заведений (СПУЗ). Так в 2016/2017 учебном году количество поступающих в СПУЗы увеличилось на 1.4%.

Количество вузов в стране, которые включают университеты, академии и институты за годы независимости увеличилось, формируя конкурентную среду на рынке образовательных услуг. Согласно данным национального статистического комитета количество вузов выросло с 9 в 1992 году до 50 вузов в 2016 году [9], что вызвано с ростом

Уменьшение количества вузов в Рес-пубике связано со следующими факторами, среди которых можно отметить активную политику государства в оптимизации вузов, конкуренция между вузами и др. Если сравнить соотноше-

Если сравнивать контенгент обучающихся 2015/2016учебного года с 2016/2017 учебным годом, то мы видим, что общая численность студентов заметно уменьшилась (на 22 156 человек), что составило 12.6%. Контингент студентов 2007/2008 учебного года за указанный год самый максимальный - 225 577 человек, и в последующие годы наблюдается тенденция к снижению контингента. Снижение контингента студентов в основном связаны с экономическими и демографическими факторами. С начала 1990 годов по 2000 год уровень рождаемости в стране снизился, что привело к уменьшению количества поступающих в вузы. Наблюдается и тенденция снижения уровня ОРТ среди поступающих в вузы. Эти и другие факторы, указанные выше имеют прямое влияние на количественный и качественный показатели развития и ис-

спроса на образовательные услуги вузов.

Как видно из таблицы в 2010/2011 учебном году число вузовсоставило 56 вузов, а этопо сравнению с 2003/2004 учебным годом выше на 19%, а в 2016/2017 учебному году количество вузов составило 50, т.е. снижение было зафиксировано на уровне 10.7%.

ние количество вуза с количеством студентов, то в среднем в одном вузе обучались 3069 человек в 2016/2017 году, а это ниже на 308 студентов посравнению с 2015/2016 учебным годом.

пользования человеческих ресурсов в сфере высшего образования страны.

Заключение

На основе вышеуказанных исследовании можно сказать, что система высшего образования является стратегический важной и приоритетной сферой в экономике страны. Государство поддерживает развитие сферы высшего образования, выделяя особое внимание на развитие данной сферы. Разработан, изменен и дополнен закон «Об образовании» в стране.

Принята новая государственная концепция по развитию образования и науки в Республике Кыргызстан. В рамках концепции определены цели, задачи и целевые индикаторы разития сферы образования. Особо важную функцию выполняют человеческие ресурсы, т.е. преподаватели в системе высшего образования, который непосредственно осуществляет образовательный процесс.

Таблица 2. Число высших учебных заведений

2003/ 2004 2008/ 2009 2009/ 2010 2010/ 2011 2011/ 2012 2012/ 2013 2013/ 20014 2014/ 2015 2015/ 2016 2016/ 2017

47 50 54 56 54 54 55 53 52 50

Источник: www.stat.kg [9]

Таблица 3. Численность студентов высших учебных заведений, человек

2003 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

187 225 217 207 202 209 204 196 188 175 153

920 577 403 281 531 400 037 232 794 622 466

Источнuк:www.stat.kg [9]

Руководству вуза следует пересмотреть с подключением к интернет для органи-отношение к таким важным вопросам зации занятии по интерактивной форме как организация регулярных курсов по обучения, обеспеченность учебно-повышению квалификации преподава- методической разработкой и др. с це-телей, нагрузка преподавателя, уровень лью повышения качества обучения, заработной платы, совершенствование учебного процесса, уровня подготовки инфраструктуры ведения занятии, т.е. студента, который быстро адаптируется оснащенность лекционных и семинар- к реалиям рынка труда в современных ских аудитории новыми технологиями, условиях.

Библиографический список

1. Армстронг М. практика управления человеческими ресурсами, 10-издание Спб, 2009

2. Айдаралиев А.А.Реформа высшего образования: глобализация или локализация. 05 февраль, 2016. Режим доступа http://kutbilim. journalist.kg/2016/02/05/reforma-vyisshego-obrazovaniya-globalizatsiya-ili-lokalizatsiya/

3. Нурбек Жениш, Экспорт образовательных услуг в Кыргызстане, 2012 Электронный режим доступа http://www.ucentralasia.org/Content /Downloads/UCA-IPPA-WP-7-Education_Rus.pdf

4. Система высшего образования в КР. Режим доступа http:// erasmusplus.kg/wp-content/uploads/2014/12/Система-Высшего-образования-в-КР.pdf

5. Сартбекова Н.К. Болонский процесс и особенности преподавания в техническом вузе Кыргызстана, режим доступа https://cyberleninka.ru/ article/v/bolonskiy-protsess-i-osobennosti-prepodavaniya-v-tehnicheskom-vuze-kyrgyzstana

6. Котлярова И.О. Проблемы развития человеческих ресурсов университетов, Вестник Южно-Уральского университета, 2012 № 41 стр. 22-28

7. Богдан Н.В. Разработка программы развития человеческих ресурсов в высшей школе на основе стратегической карты, Вестник Южно-Уральского государственного университета, Сер. Образование. Педагогические науки.2014 Т.6. №3. Стр.12-18

8. Масалова Ю.А., Качество человеческих ресурсов как объект управления в системе высшего образования, Известия Иркутской государственной экономической академии, 2016. Т.26. №1. Стр. 107-114.

9. http://www. stat.kg/

10. Justine Mercer, Bernard Barker and Richard Bird(2010) Human Resource Management in Education(1st edition) London ISBN 0-203-85081-5

HUMAN RESOURCESANALYSIS OF HIGHER EDUCATION SPHERES OF KYRGYZSTAN AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT

N.T. Sailaubekov1, doctor of economic sciences, professor G.T. Mynzhanova2, PhD sudent International university of Kyrgyzstan

1Kazakh Ablaikhan university of international relations and world languages 1(Kazakhstan, Almaty) 2(Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. In this article the problems of human resources development in the sphere of higher education of Kyrgyzstan are analyzed. There have been studied the trends in the human resources development in recent years by analyzing the dynamics of changes in the number of teaching staff, universities and the number of students. Also, the main problems of the human resources development, such as the pedagogical workload distribution, the condition of infrastructure for the lecture and seminar classes, and etc. have been examined in the system of higher education in modern conditions.

Keywords: higher education system, human resources, university, pedagogical workload, competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.