Научная статья на тему 'Анализ бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ'

Анализ бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3068
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РФ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РФ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пайкович Петар Радославович

Статья отвечает на актуальные теоретические вопросы, связанные с финансами Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ»

5. Черкасова, Ю.И. Оценка системы распределения бюджетных полномочий / Ю.И. Черкасова // Аудит и финансовый анализ. 2016, № 5 С. 229-233

Pavlenko Tatyana, a student

(e-mail: tanechka91-94@mail.ru)

Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia

Cherkasova Yulia Ivanovna, candidate of economic Sciences, associate Professor Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia (e-mail: cherkasova.y@gmail.com)

EVALUATION OF EFFICIENCY OF ACTIVITIES OF SUBORDINATED ORGANIZATIONS AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF FINANCIAL MANAGEMENT OF THE BUDGETARY FUNDS

Abstract: In the framework of the quality monitoring of financial management of the budgetary funds determined the need for the assessment of economic efficiency of activity of subordinated public institutions, formulate the purpose and goals of such evaluation. The author outlines the criteria and developed an algorithm for evaluating the performance of state-owned institutions of the correctional system. In addition, the technique with which is possible to identify the negative factors affecting the financial performance. The result of using the proposed methodological approach is the possibility of the formation of information about disabilities in the state of a monitored object from the established standard, responsiveness, elimination or blocking of negative trends.

Keywords: quality of financial management, methods of performance evaluation, state-owned companies, the criteria of effectiveness.

УДК 336.1

АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РФ Пайкович Петар Радославович, доцент

(e-mail; pecicanin@yandex.ru) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г.Москва, Россия

Статья отвечает на актуальные теоретические вопросы, связанные с финансами Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ.

Ключевые слова: федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, государственные внебюджетные фонды РФ, социальная защита, социальные риски, социальное страхование.

Для проведения общего анализа формирования и исполнения бюджета Федерального фонда медицинского страхования рассмотрим более детально структуру его доходной и расходной частей, а также динамику изменения их составляющих за последние годы.

В соответствии с действующим законодательством [1] доходы бюджета внебюджетного Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФ ОМС) формируется за счёт: страховых взносов на обязательное медицинское социальное страхование; финансовых санкций (недоимки по взносам, налоговым платежам, пени и штрафы); средств

федерального бюджета, передаваемых в бюджет ФФ ОМС) в случаях, установленных законодательством; доходы от инвестирования временно свободных средств; иные источники, не запрещённых законодательством.

Данные по выполнению доходной части бюджета ФФ ОМС приведены в таблице 2. Источником информации, как было указано выше, является официальный сайт Казначейства Российской Федерации. В состав бюджета ФФ ОМС входят также бюджеты территориальных Фондов обязательного медицинского страхования, которые могут быть рассмотрены в контексте обязательного медицинского страхования в субъектах федерации и подлежат отдельному целевому анализу вне данного исследования.

Анализ выполнения дохода (см. таблицу 1) бюджета Федерального фонда медицинского страхования позволяет сделать такие выводы:

Таблица 1 - Доход бюджета ФФ ОМС в 2013-2015 гг. (млн. руб.)

Статьи дохода бюджета 2013 2014 2015

пла н фак т Вып. (%) пла н фак т Вып. (%) пла н фак т Вып. (%)

Доходы всего 1059 251 1101 351 104,0 1240 116 1250 545 100,8 1619 774 1573 543 97,1

Налоговые и неналоговые доходы 1008 821 1074 349 106,5 1211 566 1219 976 100,7 1584 765 1537 788 97,0

Всего страховые взносы 1008 817 1073 125 106,4 1211 562 1218 441 100,6 1584 762 1537 634 97,0

Безвозмездные поступления 5043 0 2700 2 53,5 2855 0 3056 9 107,1 3500 8 3575 5 102,1

- практически вся доходная часть бюджета ФФ ОМС состоит из поступлений за счёт страховых взносов и поэтому напрямую зависит от экономической ситуации в государстве и прежде всего от фонда оплаты труда и величины этого фонда, находящегося в «тени»;

- выполнение плановых показателей доходов бюджета ФФ ОМС из года в год уменьшались вплоть до невыполнения плана в 2015 году. Это косвенно свидетельствует об определённых трудностях как при планировании бюджета, так и при его выполнении вследствие определённых проблем социально-экономического развития Российской Федерации в частности по оплате труда;

- при этом необходимо отметить, что в абсолютном выражении поступления от страховых взносов из года в год увеличивались и за три года возросли в 1,4 раза с 1073 млрд. руб. в 2013 г. до 1538 млрд. руб. в 2015 году;

- безвозмездные поступления в бюджет ФФ ОМС осуществлялись в основном за счёт межбюджетных трансфертов и в 2014-2015 гг. превышали запланированные;

- при обработке отчётных данных бюджета ФСС на сайте Казначейства Российской Федерации выяснилось отсутствие доходов от инвестирования временно свободных средств, находящихся в распоряжении ФФ ОМС.

В соответствии с федеральным законом об обязательном медицинском социальном страховании расходная часть бюджета ФФ ОМС состоит из:

- субвенций из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, по территориальным медицинским программам бесплатной медицинской помощи;

- финансов на расходные обязательства Российской Федерации (страховые обязательства) в сфере охраны здоровья граждан;

- средств на управленческие функции органов ФФ ОМС.

Данные по выполнению расходной части бюджета ФФ ОМС приведены в таблице 2. Источником информации является официальный сайт Казначейства Российской Федерации.

Таблица 2 - Расходы бюджета ФФ ОМС в 2013-2015 гг. (млн. руб.)

2013 2014 2015

Статьи дохода бюджета пла фак Вып. пла фак Вып. пла фак Вып.

н т (%) н т (%) н т (%)

1132 1048 1366 1268 1668 1638

Расходы всего 986 723 92,6 782 658 92,8 268 815 98,2

Общегосударст-венные

вопросы 2741 1368 49,9 2028 1218 60,1 1167 1095 93,8

Страховое обеспечение 1131 1048 1365 1267 1667 1638

населения 596 020 92,6 686 970 92,8 600 186 98,2

Соц. обеспечение населения

(амбулаторная помощь 69,0 49,2 71,4 60,5 60,5 100,0 60,0 58,9 98,1

Анализ данных расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского социального страхования в 2013-2015 гг. (см. таблицу 2) позволил определить такие тенденции в расходовании его финансовых средств:

- фактические расходы бюджета ФФ ОМС в последние годы меньше запланированных по всем расходным статьям;

- в абсолютном исчислении расходы на страховое обеспечение возросли в 1,6 раза с 1048,0 млрд. руб. в 2013 г. до 1638,2 млрд. руб. в 2015 г. или, иными словами, финансирование оказания медицинской помощи значительно возросло, что, как отметил Президент России, повиляло на повышение её качества [2]. Например, объем высокотехнологичной медицинской помощи в России вырос в 15 раз и в 2016 г. её смогли получить более 900 тыс. россиян;

- следует отметить определённую стагнацию в амбулаторной медицинской помощи гражданам России в 2014-2015 гг.;

Трендовая модель изменения доходной и расходной части бюджета ФФ ОМС показана на рисунке 1.

1800000 1700000 1600000 1500000 1400000 1300000 1200000 1100000 1000000

2013 2014 2015 2016

Рисунок 1 - Динамика изменения доходов и расходов бюджета ФФ ОМС в

2013-2016 гг.

Анализ трендовой модели изменения доходной и расходной части бюджета ФФ ОМС позволяет сделать выводы, что дефицитность этого бюджета сохранится на ближайшие годы.

Подытоживая вышеизложенный анализ исполнения бюджетов внебюджетных фондов обязательного социального страхования можно сделать следующие выводы:

- все бюджеты внебюджетных фондов формируются в соответствии с законодательством и исполняются в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ;

- несмотря на преобладающее невыполнение плановых показателей бюджетов внебюджетных фондов все бюджеты показывают увеличение своих показателей в абсолютных исчислениях;

Главный недостаток перечисленных бюджетов - их дефицитность.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № З26-ФЗ (действ. ред. 2016) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/

2. Путин отметил рост качества медицинских услуг в России // Сайт телерадиокомпании «Звезда» URL: http://tvzvezda.ru/ news/vstrane_i_mire/ content/ 201612011300-diab.htm

3. Мищенко С.В. Проблемы устойчивости денежного обращения / С.В. Мищенко. [Текст] : [монография]. - М.: Новое знание, 2014. - 399 с.

4. Макроэкономика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / под ред. Г. А. Родиной. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 462 с.

5. Организация деятельности совета директоров в компаниях с государственным участием/ Поздняков К.К., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 265-271

6. Интеллектуальная миграция в России/ Серебренникова А.И., Микрюков А.В., Куваева Ю.В., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 335-340.

7. Современные направления развития банковского дела: молодежный банкинг/ Куваева Ю.В., Серебренникова А.И., Микрюков А.В., Черных А.Ю.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 151-156.

8. О роли банков в новой индустриализации/ Куваева Ю.В., Серебренникова А.И., Микрюков А.В., Черных А.Ю. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 156-161

9. Проблемы взаимодействия банков с клиентами/ Серебренникова А.И., Микрюков А.В., Куваева Ю.В., Черных А.Ю. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 330-335

10. Индикативная оценка инвестиционной привлекательности Курской области/ Положенцева Ю.С.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 2 (2). С. 79-88.

11. Методология оценки общественного мнения и потребительской лояльности к специализированной торговой сети в регионе/ Согачева О.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 2 (2). С. 144-153.

12. Оценка инновационного потенциала вуза на основе разработки комплексной системы показателей и индикаторов/ Симоненко Е.С.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 2 (2). С. 135-140.

13. Средства массовой информации советского периода как один из источников изучения истории страны/ Вертакова А.Ю., Ублиева А.А., Шагабетдинова А.Р.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 4(9). С. 51-54.

14. Основные вызовы развития глобальных инновационных сетей в постиндустриальной экономике/ Нестеренко Р.А. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 1 (1). С. 212-217.

15. Научно-практический анализ соответствия компетенций менеджера современным кризисным явлениям/ Дячек В.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 1 (1). С. 41-48.

16. Проблемы организации работы с кадровым резервом на машиностроительных предприятиях/ Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 3 (8). С. 178-182.

17. Внутренний аудит системы менеджмента качества на предприятии/ Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 286-293.

18. Использование технологии контроллинга в системе менеджмента качества предприятия/ Фролова И.И., Максимов Д.Ф.// Современные материалы, техника и технологии. 2016. № 2 (5). С. 214-220.

19. Оценка персонала строительных компаний на основе концепции TQM/ Фролова И.И., Галеев Б.Ш.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 31-36.

20. Разработка системы взаимоотношений с потребителями на основе концепции клиентоориентированности/ Муратов Р.Р., Фролова А.А., Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 92-100.

21. Совершенствование деятельности отдела технического контроля на автомобильном предприятии/ Вахрамеева Е.А., Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 19-25.

22. Исследование аптечного ассортимента лекарственных препаратов, применяемых для лечения угревой болезни/ Даутова И.И., Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 77-83.

23. Совершенствование системы коммуникации с потребителями/ Конычев А.С., Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 6 (16). С. 60-66.

24. Управление оборудованием на предприятиях пищевой промышленности/ Хузина А.Ф., Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 6 (16). С. 172-178.

Paykovich Petar Radoslavovich, docent

(e-mail: pecicanin@yandex.ru)

Russian economic university Plekhanov, Moscow, Russia.

ANALYSIS OF THE BUDGET OF THE FEDERAL COMPULSORY MEDICAL INSURANCE FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: The article responds to the current theoretical issues related to the finances of the Federal Fund of obligatory medical insurance of the Russian Federation.

Keywords: Federal compulsory medical insurance Fund of the Russian Federation, state non-budgetary funds of the Russian Federation, social protection, social risks, social insurance.

УДК 332.1

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РЕГИОНОВ ПО УРОВНЮ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИКИ12 Положенцева Юлия Сергеевна, к.э.н., доцент (e-mail:polojenceva84@mail.ru) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

Проведена оценка инвестиционной привлекательности, которая позволила сделать вывод о том, что регионы сильно дифференцированы по уровню объема инвестиций. Обосновано, что существенное влияние на инвестиционную политику оказывает подход к ее формированию, что позволило сделать вывод о необходимости смещения акцентов на кластерный подход, который будет способствовать рациональному распределению инвестиций.

Ключевые слова: инвестиции, дифференциация, инвестиционная привлекательность, регион, экономический рост.

Мировой опыт экономического развития показывает, в основе повышения конкурентоспособности, а вследствие этого и темпов экономического роста как на государственном, так и региональном уровне, находится рост инвестиционный. Так, например, большинство стран, совершивших в последние десятилетия рывок в своем развитии, пошли путем изменения структуры своих экономик за счет инвестиционного роста. В мировой практике акцент сделан на кластерной концепции, которая представляет собой относительно новый подход к

12 Исследование выполнено на основе гранта Президента РФ по государственной поддержке молодых российских ученых № МК-831.2017.6 «Государственное регулирование дифференциации экономического пространства инструментами новой региональной политики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.