Научная статья на тему 'Анализ береговой производственной основной структуры и инфраструктуры рыбопромышленного комплекса Камчатской области'

Анализ береговой производственной основной структуры и инфраструктуры рыбопромышленного комплекса Камчатской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Древинг Светлана Робертовна, Павлова Марина Владимировна

Исследована береговая производственная основная структура и инфраструктура рыбного хозяйства Камчатской области. Проведен анализ общего технического состояния гидротехнических сооружений, пропускной способности рыбного порта, эффективности обеспечения орудиями лова и сетеснастными материалами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research of the main coastline productive structure and infrastructure of fishing industry has been carried out in Kamchatka area. The general technical conditions of the hydrotechnical constructions has been analysed there-the service potentional of the fishing port; the production efficiency of fishing; gear and net materials..

Текст научной работы на тему «Анализ береговой производственной основной структуры и инфраструктуры рыбопромышленного комплекса Камчатской области»

УДК 338.4 Камч

АНАЛИЗ БЕРЕГОВОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОСНОВНОЙ СТРУКТУРЫ И ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫБОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ

С.Р. Древинг, М.В. Павлова (КамчатГТУ)

Исследована береговая производственная основная структура и инфраструктура рыбного хозяйства Камчатской области. Проведен анализ общего технического состояния гидротехнических сооружений, пропускной способности рыбного порта, эффективности обеспечения орудиями лова и сетеснастными материалами.

The research of the main coastline productive structure and infrastructure of fishing industry has been carried out in Kamchatka area. The general technical conditions of the hydrotechnical constructions has been analysed there-the service potentional of the fishing port; the production efficiency of fishing; gear and net materials..

Рыбное хозяйство Камчатской области располагает развитой береговой производственной основной структурой и инфраструктурой. Рыбоперерабатывающие производства области способны производить 642,6 тыс. т мороженой рыбы, 165,7 млн. усл. банок консервов, 104 т копченой, сушено-вяленой рыбы и балычных изделий в год [4]. Однако береговые предприятия находятся в наиболее сложном положении. В их основе лежит прибрежное рыболовство с использованием устаревших маломерных судов. Прибрежное рыболовство сконцентрировано в основном в бывших рыболовецких колхозах, а береговая обработка - на бывших рыбокомбинатах госпромышленности. Многие предприятия сегодня находятся на грани банкротства, с огромными долгами по налоговым платежам перед государством, поставщиками по приобретенным ценностям и услугам и заработной плате своим работникам. Причиной такого положения является убыточность многих видов и объектов лова прибрежного рыболовства, большей части выпускаемой готовой рыбной продукции, особенно продукции консервов [2].

Функционирует жестянобаночная фабрика, основными направлениями деятельности которой являются производство банкотары, производство и реализация товаров народного потребления и продукции производственного назначения, оказание услуг складского хозяйства, погрузочноразгрузочные работы, услуги по аренде производственных площадей, причала, оборудования.

Основным видом продукции является изготовление банки № 2, 3, 5, 6, 22, 25, 27А, крышки СКО. До апреля 1997 г. фабрика выпускала полиэтиленовые пакеты, вкладыши и тепличную пленку, для чего был организован экструдерный цех. В связи с большими затратами на электроэнергию, производство было закрыто, оборудование цеха законсервировано. Также законсервировано оборудование по выпуску банки 27А.

При потенциальной мощности 180 муб (миллион условных банок) фактически объем выпуска банкотары с 1994 г. снижается (рис. 1).

Выпуск банкогары, муб

1994 г.1995 г.1996 г.1997 г.1998 г.1999 г2000 г2001 г.

Рис.1. Динамика выпуска банкотары за период с 1994 по 2001 гг.

Значительный спад производства вызван снижением спроса на баночную продукцию, уменьшением потребности рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий в баночной продукции, снижением выпуска консервной продукции, на что значительно повлияло аукционное распределение лимитов на вылов рыбы. Кроме того, причинами уменьшения выпуска продукции послужило увеличение стоимости электроэнергии и сырья, сбои в поставках сырья и материалов, частые поломки оборудования, которые ведут к простоям технологических линий. Вся продукция выпускается на устаревшем оборудовании. Так, на начало 2002 г. процент износа машин, оборудования, транспортных средств составил 94 %. Имущественное положение предприятия

ухудшается. За последние три года имущество предприятия уменьшилось на 44,6 %, увеличивается доля просроченной кредиторской задолженности, снижается платежеспособность. Нехватка финансовых ресурсов для развития и модернизации производства, сокращение производства, вызванное отсутствием спроса на рынке, постоянный дефицит оборотных средств, непродуманная политика руководства привели предприятие к процедуре банкротства.

Камчатский рыбохозяйственный комплекс области располагает одним из крупнейших морских рыбных портов на Дальнем Востоке - Петропавловским рыбным портом. Функционирование порта обеспечивается 12-ю причалами общей протяженностью причального фронта 1 571 пог. м при глубинах у кордона 5,0-7,8 м. Открытые складские площадки для хранения позволяют разместить до 400 тыс. т генеральных грузов, крытые складские помещения для хранения - до 10 тыс. м3 груза. Порт владеет холодильником емкостью 10 тыс. т для единовременного хранения рыбной и другой пищевой продукции.

Анализ общего технического состояния гидротехнических сооружений показал:

- 200 пог. м причалов (12,7 %), построенных хозяйственным способом без проекта в начале 70-х гг., в процессе эксплуатации не ремонтировались, в результате чего находятся в ветхом состоянии, в т. ч. причал ГСМ протяженностью 40 м восстановлению не подлежит;

- причалы № 1 и 2 протяженностью 210 м (13,4 %) построены в 1960-1961 гг. и требуют значительного капитального ремонта с заменой лицевой стенки; проектная стоимость работ составляет 48 млн. руб. Фактически произведено ремонтных работ на объекте в 1999-2000 гг. на сумму 558 тыс. руб.;

- стоимость 193 пог. м причалов (12,3 % причального фронта), построенных в

1956-1957 гг., по нормативным срокам эксплуатации полностью амортизирована, однако после проведения ремонтных работ объемом 598 тыс. руб. причалы находятся в удовлетворительном техническом состоянии.

При уровне износа 72,2 % на 01.01.2002 г. портовые гидротехнические сооружения требуют проведения восстановительного капитального ремонта ускоренными темпами. Всего за 6 лет, с 1996 по 2001 гг., на капитальный ремонт, содержание и техническое обслуживание причалов затрачено 8 480 тыс. руб., что составляет менее 10 % от необходимых инвестиций. В акватории порта необходимо начать дноуглубительные работы, получить заключение гидрографической службы флота о промере глубин.

В 1996 г. порт обслужил всего 510 судов, в 1998 г. - 540, в 1999 г. - 618, в 2000 г. - 649, в т. ч. рыбопромысловых: в 1999 г. - 401, в 2000 г. - 482. В 2001 г. обработано 654 судна, в т. ч. 489 рыбопромысловых. Несмотря на увеличение за последние годы количества обслуживаемых судов, производственные возможности порта используются неудовлетворительно.

Проектная пропускная способность рыбного порта составляет 470 тыс. т в год. В 1998 г. портом было переработано 28,5 тыс. т, в 1999 г. - 29,4 тыс. т, 2000 - 36,4 тыс. т., в 2001 г. грузооборот увеличился до 41 тыс. т, в т. ч. грузооборот рыбной продукции составил 16,2 тыс. т. За период реформирования экономики отрасли грузооборот порта снизился почти в 10 раз. ровень его использования является одним из самых низких на Дальнем Востоке. Основная причина - значительное уменьшение (в 2 раза) уловов гидробионтов, сокращение численности транспортного флота и изменение режима его работы, увеличение экспорта рыбных товаров, произведенных на судах непосредственно в районах промысла. На сегодняшний день морской рыбный порт не имеет лицензии Минтранса России на погрузочно-разгрузочную деятельность.

До 1999 г. морской рыбный порт имел 8 единиц самоходного флота, 5 - обслуживающего флота и 5 плашкоутов. По состоянию на 01.01.2002 г. порт имел 4 единицы самоходного флота и 2 плашкоута. Сократилось количество автотранспорта: если до 1999 г. морской рыбный порт имел 56 единиц автотранспорта, то в 2001 г. парк машин сокращен до 25. Наблюдалось снижение коэффициента использования автомобильного транспорта (1999 г. - 40 %, 2000 г. - 29 %, 2001 г. -23 %). Вынужденные простои транспортных средств обусловили повышение себестоимости услуг (судо/час, мех/час) и привели к росту цен. Объемы всех видов услуг, оказываемых портом напрямую, зависят от количества грузопотоков морским транспортом.

На территории области действуют 11 портопунктов. Значительная часть их находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в реконструкции и техническом перевооружении [2].

Одним из элементов технической эксплуатации флота является своевременный и качественный ремонт судов. Область имеет одну из самых развитых в рыбном хозяйстве Дальнего Востока судоремонтную базу, которая включает 70 предприятий, в том числе 8 крупных и средних

[3]. К основным из них относятся: ОАО «Петропавловская судоверфь», ООО «ПСРМЗ-Холдинг» (образован 12.08.2002 г. на базе «СТС-Арматура», ООО «Судоремонт-центр», ООО «ПСРМЗ-Причал»), ОАО «Судоремонтный завод «Фреза», ЗАО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод ПСРЗ», судоремонтный завод «Горняк», а также мастерские по текущему ремонту судов на побережьях области. Судоремонтные предприятия находятся в тяжелом состоянии. Производственный потенциал судоремонтной промышленности Камчатской области постоянно снижается. С 1996 по 2003 гг. стоимость основных фондов судоремонтной промышленности сократилась в 1,5 раза, неуклонно возрастает коэффициент износа промышленно-производственных средств: с 33,8 % в 1990 г. до 54,3 % в 1999 г. Таким образом, технологическое оборудование судоремонтных предприятий является в основном физически изношенным и устаревшим. Степень использования мощностей судоремонтных предприятий, по данным ВНИЭРХ, снизилась в 1990 - 2000 гг. почти в три раза (с 81,8 % до 29 %). Предприятия испытывают серьезные трудности с комплектующими, запчастями, лакокрасочными и другими материалами. Многократное повышение цен на материалы, увеличение платы за электроэнергию до 4,6 руб. за 1 кВт, высокие транспортные тарифы на завоз необходимого оборудования и материалов, таможенные барьеры и отсутствие государственной поддержки не способствуют развитию предприятий и обуславливают увеличение цен на ремонтное и междурейсовое обслуживание судов. Недостаток оборотных средств, хронические неплатежи судовладельцев за выполненные работы и услуги - с одной стороны, накопление значительных сумм задолженности субподрядчикам, бюджету, задержка выплат заработной платы работникам - с другой стороны, обусловили тяжелое финансовое положение судоремонтных предприятий. Все это делает неконкурентоспособными отечественные судоремонтные предприятия на внешнем рынке ремонта и технологического обслуживания промыслового флота в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). При наличии достаточных отечественных судоремонтных мощностей большинство предприятий-судовладельцев предпочитает размещать заказы на ремонт и модернизацию флота на зарубежных судоверфях (при более низких тарифах, не всегда высоком качестве выполняемых работ и сравнительно небольших сроках ремонта). Снижение инвестиционной активности судовладельцев (большинство из них имеют средства лишь для финансирования поддерживающего ремонта, а зачастую только на оплату ремонтов неисправных механизмов), нарушение традиционных связей судовладельцев с судоремонтными предприятиями при согласовании сроков и графиков постановки судов в ремонт, проведение ремонтных работ в минимальных объемах в межсезонный период промысла являются основными причинами сокращения производства и уменьшения количества заказов.

В системе рыбопромышленного комплекса существенное место занимают вопросы обеспечения орудиями лова и сетеснастными материалами. В качестве основных орудий лова рыбохозяйственные предприятия используют тралы, ловушки, яруса, сети. Применяются также снюрреводы, кошельковые, ставные, закидные невода и др.

В настоящее время такие крупные добывающие компании, как ЗАО «Акрос», ОАО «Океанрыбфлот», колхоз им. Ленина, ЗАО «Иянин-Кутх» имеют собственные цеха по постройке орудий лова, которые обеспечивают собственный флот. Часть тралов и траловых мешков приобретается у иностранных компаний (США, Республика Корея) при стоянке в портах этих стран. Предприятия «УТРФ-Холдинг», ОАО «Камчатрыбпром» основную часть орудий лова изготавливают в цехе ОАО «Невод», которое длительный период из-за недостатка оборотных средств

и недостатка заказов простаивает. Ранее данное предприятие было основным изготовителем орудий лова. Береговые предприятия восточного и западного побережий Камчатки также имеют небольшие цеха по производству орудий лова. Большую часть материалов для этого приобретают у поставщиков Приморья в обмен на поставляемую продукцию. Отдельные предприятия (ЗАО «Поллукс», ЗАО «Камчатимпекс», колхоз им. Ленина и др.) частично приобретают орудия лова на фабриках орудий лова в Находке и Владивостоке. Эти фабрики сегодня находятся в более выгодных условиях. Удобное географическое положение позволяет им продавать орудия лова по более низким ценам.

Ряд орудий лова закупается за рубежом. Наибольшее распространение получили ловушки, приобретаемые в США, Японии, Республике Корея. Дрифтерные и ярусные порядки поставляются совместно с соответствующим промысловым оборудованием. Вместе с тем в Камчатской области имеются производственные мощности по постройке необходимых орудий лова. Основными предприятиями являются ОАО «Невод», ООО «Авача-Трал», находящиеся в Петропавловске-

Камчатском.

ОАО «Невод» является старейшим предприятием на Камчатке. Оно было создано в 1957 г. как подразделение УТРФ и называлось рыбзавод «Океанский». До 70-х гг. наряду с изготовлением орудий лова и бочкотары рыбзавод осуществлял переработку рыбы. В 1973 г. рыбзавод был реорганизован в фабрику орудий лова, а с 1978 г. фабрика являлась производственной единицей «Камчатрыбпрома». В результате проведения процедуры акционирования в 1993 г. предприятие преобразуется в ОАО. На 1.01.2003 г. списочная численность работающих составила 62 человека. Основными видами продукции ОАО «Невод» являются тралы, траловые мешки, дрифтерные сети, донные сети, ставные и закидные невода, снюрреводы, канатная продукция, сетное полотно. Анализ динамики и структуры выпуска продукции с 1993 по 2002 гг. показал резкое снижение объемов производства по всей номенклатуре. Так, изготовление тралов сократилось на 87,1 %, траловых мешков - на 93,4 %, ставных неводов - на 75 %, снюрреводов -на 58,6 %. Прекращено производство бочкотары, крабовых и сайровых ловушек. С августа 1994 г. на ОАО «Невод» введена технологическая линия по производству канатов, с 2000 г. с приобретением сетевязальной линии был налажен выпуск сетного полотна.

В течение 2002 г. предприятием были проданы цех и оборудование. Износ оставшейся части основных средств по состоянию на 01.01.2003 г. составил 53,1%. При этом цех орудий лова, механизмы, приспособления были изношены полностью. Предприятие сегодня находится на грани банкротства. Уровень безубыточности может быть достигнут при годовом доходе от текущей деятельности в 18 млн. руб. Среднегодовая величина дохода практически в два раза ниже и составляет 8,5 млн. руб. Как следствие создавшегося положения - угрожающий рост кредиторской задолженности. Даже единовременное погашение дебиторской задолженности, числящейся на балансе, не может решить проблему неплатежеспособности предприятия. Сокращение объемов добычи, наличие конкурентов среди кустарных производителей, предлагающих более дешевые изделия, высокая себестоимость производимой продукции обусловили снижение объема заказов.

Основными видами деятельности ООО «Авача-Трал» являются: поставка сетеснастных материалов и промвооружения, изготовление орудий промышленного рыболовства и разработка промысловых схем. Организационная структура предприятия представлена цехом орудий лова, складами материала и готовой продукции, небольшими мастерскими. В 2002 г. предприятие изготовило кошельковый невод, закидные, ставные и мальковые невода, донные сети, кутки, тралы, снюрреводы, ловушки. В последние годы наблюдается устойчивый спрос на сетеснастные материалы и орудия лова со стороны мелких и средних предприятий. Причиной тому явилась активизация прибрежного промысла с использованием маломерного флота, с поставкой рыбного сырья на береговые предприятия. Учитывая сложившуюся динамику реализации материалов, орудий лова, услуг, потенциальный объем продаж оценивается на уровне 25 млн. руб. Это составляет порядка 50 % доли рынка продукции Камчатской области. ООО «Авача-Трал» совместно с лабораторией промрыболовства КамчатНИРО ведет разработки новых видов орудий лова для малооблавливаемых рыб и перспективных видов водных биоресурсов.

Определенными возможностями в сетеснастном производстве обладают рыболовецкие колхозы, расположенные на побережье. Но за последние годы состояние колхозных мастерских по ремонту и изготовлению орудий лова ухудшилось в связи с уменьшением заказов, трудностями со снабжением, финансовыми и другими проблемами.

Кроме перечисленных предприятий-изготовителей орудий лова и поставщиков материалов, в Петропавловске-Камчатском имеется значительное число изготовителей и поставщиков материалов так называемого черного рынка. Различного уровня и квалификации специалисты, организовавшиеся в бригады, изготавливают в гаражах и подвалах орудия лова и продукцию низкого качества - по низкой цене и без уплаты налогов - и успешно конкурируют с предприятиями-производителями.

Литература

1. Горшечников В.П., Шпаченков Ю.А. Становление и развитие предпринимательства в рыбном хозяйстве Сахалинской области. - М.: ВНИРО, 1998. - 283 с.

2. Коломийцев Ф.И., Шпаченков Ю.А. Методические рекомендации по разработке программы развития рыбохозяйственного комплекса Камчатской области на период до 2010 года. -Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2002. - 118 с.

3. Промышленность Камчатской области // Статистический сборник / Камчатский облкомстат. - Петропавловск-Камчатский, 2002. - 72 с.

4. Рыбная промышленность Камчатской области // Статистический сборник / Камчатский облкомстат. - Петропавловск-Камчатский, 2002. - 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.