Научная статья на тему 'Формирование результативной экономики промысла маломерным судном в зал. Петра Великого'

Формирование результативной экономики промысла маломерным судном в зал. Петра Великого Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЫРЬЕВЫЕ ЗАПАСЫ / ТИП СУДНА / СПОСОБ ЛОВА / ЛИЗИНГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / КРЕДИТНЫЕ ВЫПЛАТЫ / ПЕРИОД ОКУПАЕМОСТИ СУДНА / FISHERY RESOURCES / FISHING BOAT / CATCH / LEASE PAYMENT / CREDIT PAYMENT / PAY-OFF PERIOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочаров Лев Николаевич, Жук Анатолий Петрович, Максимович Андрей Луцианович, Мизюркин Михаил Алексеевич

Приводятся данные по сырьевым ресурсам зал. Петра Великого. Проведен анализ состава судов прибрежного рыболовства. Установлено отсутствие их адаптивности к условиям промысла в заливе. Требуется формирование нового флота. Пример единицы такого флота рассматривается на конкретном проекте судна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бочаров Лев Николаевич, Жук Анатолий Петрович, Максимович Андрей Луцианович, Мизюркин Михаил Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective economy development for the small boat fishery in Peter the Great Bay

Data on fishery resources in Peter the Great Bay (Japan Sea) are reviewed. Structure of the off-shore fishing fleet in this area is analyzed, and lack of its adaptability to the resources is concluded. Urgent need of the new fleet development is claimed. A proper unit of this fleet is considered on the example of a small fishing boat design.

Текст научной работы на тему «Формирование результативной экономики промысла маломерным судном в зал. Петра Великого»

Известия ТИНРО

2009 Том 159

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 338.45:639.2.065-181.4(265.54)

Л.Н. Бочаров, А.П. Жук, А.Л. Максимович, М.А. Мизюркин*

Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр, 690091, г. Владивосток, пер. Шевченко, 4

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ ПРОМЫСЛА МАЛОМЕРНЫМ СУДНОМ В ЗАЛ. ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Приводятся данные по сырьевым ресурсам зал. Петра Великого. Проведен анализ состава судов прибрежного рыболовства. Установлено отсутствие их адаптивности к условиям промысла в заливе. Требуется формирование нового флота. Пример единицы такого флота рассматривается на конкретном проекте судна.

Ключевые слова: сырьевые запасы, тип судна, способ лова, лизинговые платежи, кредитные выплаты, период окупаемости судна.

Bocharov L.N., Zhuk A.P., Maksimovich A.L., Mizyurkin M.A. Effective economy development for the small boat fishery in Peter the Great Bay // Izv. TINRO. — 2009. — Vol. 159. — P. 378-391.

Data on fishery resources in Peter the Great Bay (Japan Sea) are reviewed. Structure of the off-shore fishing fleet in this area is analyzed, and lack of its adaptability to the resources is concluded. Urgent need of the new fleet development is claimed. A proper unit of this fleet is considered on the example of a small fishing boat design.

Key words: fishery resources, fishing boat, catch, lease payment, credit payment, pay-off period.

Введение

Вопросам организации эффективного рыболовства в планово-командной экономике уделялось большое внимание, однако в условиях рыночной экономики актуальность этой темы возрастает. Если в первом случае неэффективная практика рыболовства регулировалась политикой государственной поддержки, то в рыночной экономике успешное функционирование хозяйствующих субъектов возложено на них самих. Актуальность темы определяется необходимостью не только получения прибыли, но и достижения задаваемого уровня превышения результата над затратами.

* Бочаров Лев Николаевич, доктор технических наук, генеральный директор, e-mail: [email protected]; Жук Анатолий Петрович, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, e-mail: [email protected]; Максимович Андрей Луциа-нович, аспирант, e-mail: [email protected]; Мизюркин Михаил Алексеевич, доктор технических наук, профессор, заведующий лабораторией, e-mail: promryb@ tinro.ru.

Выполнение такого требования достигается многосторонними решениями. В области рыболовства это обеспечивается расширяющимися знаниями сырьевой базы и сообразной адаптацией рыболовных судов.

Цель работы — создать эффективную экономику промысла.

Результаты и их обсуждение

Съемками последних лет подтверждается, что основу сырьевых запасов в зал. Петра Великого традиционно составляют представители 4 семейств: тресковые Gadidae, терпуговые Hexagrammidae, камбаловые Р1еигопесШае и рогатко-вые Со1:Шае (Вдовин и др., 2004). Рассматривая состояние рыбных ресурсов по результатам траловой съемки, проведенной сотрудниками ТИНРО-центра в 2008 г., можно отметить, что первые 4 места по биомассе также занимали представители этих семейств: на первом месте рогатковые, затем — тресковые, камбаловые и терпуговые. Представители доминирующих семейств составили в сумме 82,3 тыс. т, или 81 % общей учтенной ихтиомассы. По основным промысловым видам можно рекомендовать к изъятию порядка 20 тыс. т. В летне-осенний период основные концентрации рыб отмечаются в диапазоне глубин 5-80 м. Наиболее высокие запасы сконцентрированы на глубинах 20-50 м (порядка 40 %). Далее по запасам на единицу площади следовали глубины 50-80 м (35 %) и 5-20 м (14 %).

При разработке перспективного проекта судна в составе флота прибрежного рыболовства зал. Петра Великого и его экономики исходим из принципов устойчивого рыболовства (Жук, 2004).

В качестве критериев устойчивого развития морского комплекса рыбохо-зяйственного природопользования определены следующие — эколого-экономи-ческое и социо-экономическое согласование.

В добывающей отрасли элементами эколого-экономического согласования являются:

1) обоснование типа судна исходя из структуры водно-биологических ресурсов, их пространственно-временного распределения и целей развития рыбной отрасли;

2) согласование объема квоты водно-биологических ресурсов с мощностью судна при обеспечении экономической достаточности результата промысла рыболовным судном.

По правилам промышленного рыболовства в зал. Петра Великого действует ограничение на ведение активного промысла судами мощностью главного двигателя не более 225 л.с. В табл. 1 приведены типы судов, имеющих разрешение работать в данном заливе.

Данные табл. 1 свидетельствуют, что суда отечественных проектов типа МРС-225, МРС-150 давно превысили нормативный срок службы (для малых и маломерных судов — 12 лет). Данная группа судов может работать снюррево-дом, тралом, кошельковым неводом, ловушками, сетями, ярусами и другими орудиями лова. Суда физически изношены и давно амортизированы.

По судам из числа новых отечественных проектов типа МмДС средний возраст составляет 15,3 года. Рассмотрим суда возрастной группы до 12 лет. Их численность 15 ед. Средний возраст составляет 8,4 года. Из них 11 судов специализированы на промысел тралом, 1 судно — снюрреводом, 1 судно — драгой, 2 судна — прочими орудиями лова. Суда специализированы на один способ лова. По судам иностранных проектов МмДС средний возраст 21,0 года, а у судов возрастной группы до двенадцати лет — 11,0 года, промысел ведется в основном донными тралами или снюрреводами. Суда также рассчитаны на промысел одним способом лова.

Таблица 1

Состав судов маломерного флота Приморья, имеющих разрешение работать

в зал. Петра Великого*

Table 1

Structure of small tonnage fleet competent for fishing operations in Peter the Great Bay

Тип Возраст, лет Кол-во X Средний Мощность Орудие

судна 12 24 >25 судов лет возраст, ГД ** лова

лет кВт

Суда отечественных проектов

МРС-225 пр. - - 12 12 384 32,0 1x165 Трал

1322, 1322Р

МРС-150 пр. 2 12 19 33 746 22,6 1x110 Трал, снюр-

1338 П; 372 ревод

МРС пр. 389 - - 2 2 53 28,5 1x116

МмДС 15 (ср. 8 5 28 428 15,3 29-59 Трал — 19,

возраст снюрревод — 3,

8,4 года) невод — 1, дра-

га — 1, про-

чие — 4

МмТБНР 3 (ср. 2 - 5 40 8,0 50-55 Снюрревод — 1,

возраст сети — 2, ло-

8,0 лет) вушка — 1

Всего 20 22 38 80 1651 20,6

Суда иностранных проектов

МмДС 1 6 2 9 189 21,0 34-55 Трал — 1, ло-

вушки — 1,

снюрревод — 1,

прочие — 1,

драга — 3,

ярус — 2

МмТБНР - 2 - 2 62 31,0 50-55 Сети — 2

МмТБ - - 1 1 30 30,0 49 Невод — 1

Всего 8 3 12 281 23,4

* По данным ОАО "Дальрыба". ** ГД — главный двигатель.

В итоге можно отметить, что маломерные суда как отечественных, так иностранных проектов физически изношены и в основном специализированы на промысел отцеживающими орудиями лова на глубинах более 20 м.

Таким образом, флот маломерных судов предприятий Приморского края мощностью меньше 110 кВт, по правилам рыболовства имеющих разрешение работать в зал. Петра Великого, устарел, не сбалансирован с сырьевой базой, не способен осуществлять лов на мелководье, вести с одного борта промысел многими способами лова, обеспечивая рациональное освоение ресурсов. Предстоит решение большой задачи по строительству судов новых проектов, адаптированных к условиям промысла в зал. Петра Великого.

Объем ресурсов зал. Петра Великого и размещение береговых предприятий предполагают определенный типовой состав судов маломерного флота, адаптированных к видовому составу промысловых объектов, эксплуатируемых в теплый период года в этом районе. В их составе основным может быть судно с базовым вариантом промысловой схемы траулер-снюрреводчик, осуществляющий промысел рыб до изобат 300 м, что позволит вести промысел по всей прибрежной зоне Приморья.

Формируемый же проект судна должен быть новым основным проектом судна в структуре маломерного флота для работы в зал. Петра Великого. Учитывая размещение существующих береговых предприятий по побережью, сырьевую базу залива, изобаты облова рыб (максимальная изобата в заливе — 100 м), достаточной определяется мощность ГД до 60 кВт.

380

Формирование режима работы судна. Расположение большинства рыбо-добывающих предприятий по побережью зал. Петра Великого предполагает автономный характер промысла. Переход в район промысла в среднем составит 2,5 ч, суммарное время лова — до 6,0 ч, переход на сдачу рыбопродукции — до 2,5 ч и выгрузка — 1,0 ч.

Возможные объемы уловов на 1 судо-сутки лова. По данным экспериментального промысла для судов маломерного класса вылов определен в объеме 1,0 т за 4-5 тралений. Этот объем улова можно отсортировать, пересыпать льдом при численности экипажа 4 чел. На промысле режим работы экипажа традиционно в сутки принимается 12 ч работы и 12 ч отдыха. При вылове до 2 т на одни судо-сутки необходимы ящики-контейнеры для накопления улова. Объем трюма определяется размерностью судна маломерного класса и автономностью плавания до 3 сут. При таких условиях объем трюмов для хранения улова во льду, исходя из нормативного показателя (удельного погрузочного объема), требуется до 15 м3. Это обеспечивает вместимость до 4 т охлажденной продукции, аккумулированной за период лова.

Предельная размерность судна при эксплуатации в зал. Петра Великого не регламентируется нормативными документами. При указанных нормативах на судно его размерность определяется параметрами добывающей единицы — бота. Традиционно длина добывающих единиц такого наименования не превышает 16 м.

В летний период в целях сохранения уловов судно будет вынуждено сдавать продукцию на берег при хранении не более 8-10 ч с момента первого улова. В этом случае время на лову уменьшается, а время промысла сокращается. Исходя из вышесказанного необходимо сформировать режим эксплуатации проектируемого судна (табл. 2, 3).

Таблица 2

Усредненный режим работы судна в году

Table 2

Average annual operating mode for a fishing boat

_Показатель_Продолжительность

Период промысла С 10 апреля по 1 ноября

Количество календарных дней в месяц/за период 30-31/205

Простои по метеоусловиям, сут в месяц/за период 6/40

Дни отдыха, сут в месяц/за период 4/25

Время на промысле, судо-суток лова в месяц/за период 20/140

Таблица 3

Усредненный режим работы судна в сутки

Table 3

Average daily operating mode for a fishing boat

Показатель Часы суток Продолжительность, ч

Отход от пирса 7.00 -

Переход на место лова с 7.00 до 9.30 2,5

Время лова (тралений) с 9.30 до 15.30 6,0

Переход в порт с 15.30 до 18.00 2,5

Сдача уловов (выгрузка) с 18.00 до 19.00 1,0

Режим работы экипажа

Отдых с 19.00 до 7.00 12,0

Работа в море с 7.00 до 19.00 12,0

Продолжительность одного траления До 1,5

Количество тралений 4

Улов на одно траление, т 0,25

Таким образом, возможный годовой вылов судна типа бота при суточном вылове 1,0 составит 140 т.

Расчет годовых затрат на содержание и промысел ботом

1. Тара и вспомогательные материалы. В качестве тары при транспортировке улова используются контейнеры на 250 кг каждый. Общее количество контейнеров 16 шт. Стоимость 1 контейнера 0,25 тыс. дол. США, общая — 4,0 тыс. дол. Срок службы 2 года. Износ по таре 2,0 тыс. дол. Стоимость вспомогательных материалов (в основном лед) определена в 1,5 тыс. дол. Суммарный годовой износ — 3,5 тыс. дол.

2. Расход топлива и масла определяется из режима работы судна (табл. 4).

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Суточный режим работы судна и нагрузки главной энергетической установки

Table 4

Daily operating mode for a fishing boat and its main motor drive loading

№ Расчетный режим работы судна Продолжительность Режим нагрузки

п/п в пределах автономности (t), ч (Ne), кВт

1. Промысловый режим

В том числе

1.1. Спуск, буксировка трала (5 ч/сут) 5,0 45

1.2. Выборка трала (1 ч/сут) 1,0 55

2. Переход в район 2,5 55

3. Переход с промысла 2,5 55

4. Сдача уловов 1,0 -

5. Период отдыха (у пирса) 12,0 -

Вгэу = Ве гэу (№1, ■ ^ + №12 ■ 112 + №2 ■ 12 + №3 ■ 13 + №4 ■ 14 + Ne5 • 15) = = 0,200 г/кВт ■ ч (45 ■ 5 + 55 ■' 1 + 55 ■ 2,5 + 55 ■ 2,5 + 1 ■ 0 + 12 ■ 0) = 110 кг,

где В — расход топлива, кг; гэу — главная энергетическая установка; Ве гэу — удельный расход топлива на 1 кВт ■ ч, г.

Расход топлива за один месяц: 110 кг ■ 20 судо-суток лова в месяц = 2200 кг; за сезон: 2200 кг ■ 7 мес = 15400 кг.

Стоимость топлива в долларах США: 530 ■ 15,4 т = 8160.

Расход масла принимается в объеме 1 % расхода топлива, т.е. 0,154 т. Стоимость: 1810 дол. ■ 0,154 т = 280 дол.

Общая стоимость топлива и масла — 9970 дол.

3. Затраты на заработную плату и коллективное питание. Начисленная заработная плата принимается 670 дол. в месяц.

ФОТ = 670 дол. ■ 4 чел. ■ 7 мес = 18760 дол., где ФОТ — фонд оплаты труда.

Отчисления от ФОТ: 18760 дол. ■ 26 % : 100 % = 4880 дол.

Коллективное питание принимается 3 дол. на одного члена экипажа в день. Общая стоимость: 3 дол. ■ 4 чел. ■ 30 дней ■ 7 мес. = 2520 дол.

Итоговая сумма: 26160 дол.

4. Судовое снабжение включает в себя номенклатуру предметов по аварийному снабжению согласно перечню Регистра (г. Владивосток), а также летнюю спецодежду, моющие средства. Ежегодные расходы 3200 дол.

5. Затраты по орудиям лова. Данные затраты определены исходя из стоимости трала 3900 дол., снюрревода 4100 дол. (с полным износом), а также затрат на ремонт в размере 30 % стоимости снюрревода. Годовой износ 9200 дол.

При промысле вертикальным и кольцевым ярусами стоимость орудия лова составит на 2 года работы 3200 дол. Ремонтные работы 30 % стоимости орудия лова. Годовой износ 2600 дол.

При промысле моллюсков применяется драга стоимостью 1000 дол., годовой износ 1000 дол.

Всего годовой износ по орудиям лова 12800 дол.

6. Ремонт судна. Затраты на ремонт за период срока службы для данного класса судов принимаем за 70 % стоимости судна. Поэтому в расчетах усреднен-но годовые затраты на ремонт определяются в объеме 6500 дол.

7. В отстое затраты по содержанию приняты в объеме 1500 дол.

8. Услуги порта принимаются в объеме 1400 дол.

9. Страхование имущества принимается в размерах 1,7 % стоимости судна. Затраты на страхование в пределах 1 % от оборота (цены промысла) относятся на издержки.

10. Накладные расходы (менеджмент и маркетинг) по организации, управлению промысловой деятельности судна, продвижению и сбыту рыбной продукции приняты в размере 7 % прямых производственных затрат по судну (пункты 1-8).

11. Финансовый запас затрат по промысловой деятельности судна принят в размере 6 %.

12. Амортизация начислена линейным способом из расчета срока полезного использования судна 12 лет.

Всего годовые издержки по промыслу и содержанию бота составляют 82650 дол. (табл. 5).

Таблица 5

Годовые затраты на содержание и промысел ботом в зал. Петра Великого

Table 5

Annual maintenance costs and fishing expenses for a fishing boat in Peter the Great Bay

„ Сумма, Статья затрат Г11|, __дол. США

Производственные затраты 65030

Тара и вспомогательные материалы 3500

Топливо и масло 9970

Затраты по заработной плате и коллективному питанию 26160

Судовое снабжение 3200

Износ орудий лова 12800

Ремонт 6500

Содержание в отстое 1500

Услуги порта 1400

Непредвиденные, 6 % п. 1. 3900

Расходы по менеджменту и маркетингу, 7 % п. 1. 4550

Амортизация 9170 Всего 82650

Страхование судна 1,7 % стоимости _судна_

Предполагается, что строительство судов будет осуществляться полностью за счет кредитных средств. Условия кредитования и выплаты лизинговых платежей сведены в табл. 6.

В экономике доминирует такое положение, когда предприятие не имеет возможности обновить свой производственный аппарат ни за счет собственных источников, ни за счет кредитов, поскольку не может обеспечить гарантию. Из-за этого на арену выходят лизинговые компании, которые могут сформировать залоговое обеспечение кредитам и тем самым осуществить кредитную линию под строительство судов.

Методика расчетов лизинговых платежей осуществляется по известному методу (Чекмарев, 1994) с формулировкой "финансовый лизинг характеризуется прежде всего тем, что для лизингодателя срок, на который оборудование передается во временное пользование, совпадает по продолжительности со сроком его

Принципы кредитования и лизинговых платежей

ТаЬ1е 6

Principles of crediting and lease payments

Показатель Характеристика

Срок предоставления кредита 7 лет

1 год (без начисления процентов,

Отсрочка в выплатах кредита упущенная выгода компенсируется установленным размером платности за кредиты)

Выплаты по кредитам Один раз в год

Плата за кредит 12 %

Форма выплат Пропорциональная (т.е. линейная)

Вид лизинга Финансовый, внутренний

Срок платежей 6 лет

Выплата платежей Один раз в год (в конце года эксплуатации)

Плата лизинговой компании за предоставление 4 %

кредитного капитала

Форма выплат платежей Пропорциональная (линейная)

полной амортизации". Из этого положения и формируется структура лизинговых платежей. Сумма платы складывается:

— из амортизационных начислений;

— платы за используемые кредитные ресурсы;

— комиссионного вознаграждения лизингодателю;

— иных затрат лизингодателя, предусмотренных договором;

— налога на добавленную стоимость.

Возмещение стоимости имущества покрывается одним источником — амортизационными начислениями.

За кредитные ресурсы лизинговая компания по заказу предприятия строит судно и передает ему в пользование на основе финансового лизинга. Сроки предоставления кредита значительно меньше срока "экономической жизни" лизингового имущества. Становится очевидным несогласование принципов лизинговых платежей с принципами кредитования. В этих условиях возврат кредита не имеет полного возмещения амортизационной составляющей в составе лизинговых платежей. Потому для формирования эффективной экономики должен использоваться вариант расчета платежей по лизинговому имуществу за счет дополнительного источника (Жук, 2004). Стратегия платежей по кредитам должна формировать стратегию лизинговых платежей, т.е. период лизинговых выплат должен быть не больше периода кредитных выплат. Этим достигается полный выкуп имущества в период лизинговых отношений без остаточной стоимости за счет формирования инвестиционной прибыли, что позволяет обеспечить выплату кредитов в первую половину срока "экономической жизни" и за вторую половину обеспечить накопление средств, равное и более стоимости лизингового имущества.

Для формализации изложенного выше необходимо представить развернутую таблицу по расчетам лизинговых платежей (табл. 7). Такой подход по обеспечению строительства судов флота прибрежного рыболовства нами практикуется с 1998 г.

Расчет цены промысла (табл. 8) складывается из издержек промысла и балансовой прибыли.

Издержки промысла представляют собой совокупность всех затрат, направленных на обеспечение организации и осуществление судном промысла, продвижение и сбыт рыбной продукции, налоговых и иных платежей, относимых на себестоимость.

Балансовая прибыль формируется из инвестиционной прибыли, налогов и иных платежей, выплачиваемых из прибыли.

Годовая нагрузка по объему требуемого годового улова судном определяется делением цены промысла на цену 1 т объекта лова на условиях "С№ — порт реализации". Требуемая цена промысла по 1-му году лизинга определилась в размере 129760 дол. (табл. 8, кол. 22). Сдаточная цена уловов определена в размере 1420 дол./т (см. примечание табл. 8). Для этого требуется годовой вылов в объеме 91,4 т, что значительно ниже возможного годового изъятия — 140 т. Параметры внешней среды, в том числе по налогам, динамичны. Нами же представлен алгоритм расчета результата по промыслу, обеспечивающего положительную результативность по добывающему судну.

то а

К

ч о то

н

-О то Н

о с

3 са

К

ч о с

к к

к

о са о о к то к к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

то н

си у

о то

ч то н к с

то *

>>

о к к

си *

о ч са

о с

си *

си н то ч с

X

3 са о и К

к

го К

4

н

си у

о то СХ

си -о

си

то -О

то о

си

СЛ

си >

с

си -о с

3

3 ТО

о

с

ч то н к с

то *

>>

о к к £ в

о ^ ч

са

о с

к *

си н то

Ч о

С си

о

м

Л Ч

К То

Н ь

ЕЙ к

ч С

ф то

а « X

си о

м

о

ооооо оооо

С^ОТСОСО

со^сосо

то Ч О и

^ ооооо

сосососо Йсосососо доооооооо

К

ч =к 3 са о о К то К

к

о н

к ^

си «

н

си

^ООООО °оооо я ююю ю

ООООО

о о

ооооо

оооо

оюою

-■(»ЮО!

ш

^ооооо со

о -

о

н к

кооооо то

м

ооооо

оооо

оюою

^0ОЮ(М

с^со^ю

н

си

X ^ 3 «

5 2

о \о

К

к

о н к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

си

Ч О X о

2 ^

° 5

к ^

си К со

Н то

о ч

ю то

О н

о к

И с

к я

о

X

л -

Ч к

к

5 ^

2 ^ ч о с

( )

►гО

см

3 ^

к

к X

О ^

о

ооооо

сч^сооо ШНОЬОО

сосм—■

ооооо оооо

.00

ог-^о ^сососо

ооооо оооо

ООООО

ооооо

СМ^СООО со со О ^ оосооосм ^^сосо

ООООО

с^^сооо

Юс.0 1~-00

ООООО

ооооо оооо

смсо^ Ю

Расчет цены промысла, дол. США Calculation of the fishery price, USD

Таблица Table

Издержки промысла Балансовая прибыль

Всего МЗ ФОТ, Прочие Затраты Аморти- До налога на прибыль

Гид годовые отчисления, накладные в рамках зация Инвест. Плата Комисси- Плата за фин. НДС

затраты питание издержек прибыль за кредит онные ИЛК ресурсы на обслуживание

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1 94850 38870 26160 8450 1200 11000 9170 18330 2200 4400 0 3520

2 92100 38870 26160 8450 1200 8250 9170 18330 1650 3300 0 2640

3 89350 38870 26160 8450 1200 5500 9170 18330 1100 2200 0 1760

4 86600 38870 26160 8450 1200 2750 9170 18330 550 1100 0 880

5 83850 38870 26160 8450 1200 9170 34532 0 0 0 0

Балансовая прибыль Цена промысла. Годовая наг-

Налогообла- Налог Налог Итого, Налог Налоги Всего, Кол. 2+21 рузка. Кол.

Итого, гаемая на прибыль. на прибыль кол. на из кол. (для 5-го года 22:1420 дол./т

Выплаты кол. база. Кол.15'20 %: с учетом 14+17 иму- прибыли 18+19+ кол. 2+8+13+ рыбы (минтай,

по страхо- 8-13 Кол. 14:80 %' : 100 % льгот. щество (жил. стг -во +20 +16+20) терпуги,

ванию судна ■100 % Кол. 16-0,5 и т.д.) камбалы)

13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

670 29120 36400 7280 3640 32760 0 2150 34910 129760 91,4

510 27000 33750 6750 3370 30370 0 2150 32520 124620/129760 87,8/91,4

360 23750 29690 5940 2970 26720 0 2150 28870 118220/129760 83,3/91,4

200 21060 26330 5270 2630 23690 0 2150 25840 112440/129760 79,2/91,4

46 45910 9182 - 0 2150 - 129760 91,4

Примечания. Цена судна 110000 дол., финансовый лизинг 4 года. Сумма кол. 7-12, 2-й цифры кол. 6 (11000 дол.) есть лизинговые платежи 1-го года. На рынках рыбных товаров розничной торговли г. Владивосток в сентябре-декабре 2008 г. сложились следующие розничные цены: камбалы н/р мор. — 46,50 руб./кг, навага н/р мор. — 43,63, терпуги н/р мор. — 59,25, минтай н/р мор. — 48,70, кукумария-сырец — 115, анадара — 400 руб./кг. Такой уровень цен сформировался, и покупатель к нему привык. При условии введения "Закона о торговле рыбными товарами" (название условно), регламентирующего уровень торговой накидки, допускаем ее на уровне 25 %, сдаточные цены рыбы рыбаками прибрежного промысла могут быть такими: камбалы н/р мор. — 37,2 руб./кг, навага н/р мор. — 34,9, терпуги н/р мор. — 47,4, минтай н/р мор. — 38,9, кукумария-сырец — 92, анадара — 320 руб./кг. Допускаем в структуре уловов долю этих рыб пропорционально их долям в ОДУ, как средним за 2005-2007 гг. Тогда средняя цена 1 кг обезличенной рыбы составит 42,48 руб. А по курсу на конец декабря 2008 г. 30 руб. = 1 ам. дол., отсюда цена 1 кг рыбы — 1,42 дол./кг. Для учета инфляционных процессов, опережающей динамики роста цен на товары по затратным статьям на производство в сравнении с ростом цен на рыбные товары, сложившейся на рынке, приняты следующие коэффициенты удорожания: на цены рыбопродукции 1,0 % в год, на затраты по оплате труда 2,2 %, на материальные затраты — 2,5 % в год.

Финансово-экономическая оценка проекта

Расчетная экономическая модель промысловой деятельности судна в зал. Петра Великого рассматривается в табличной форме (табл. 9) с учетом действующих официальных методик Минфина и Минэкономики РФ (Методические рекомендации ..., 2000).

Экономическая модель свидетельствует о возможности возврата капитальных вложений в течение 4 лет эксплуатации бота. За этот период эксплуатации судна приток от операций составляет 194247 дол., что покрывает лизинговые платежи в 162800 дол., в том числе по телу кредита 110000 дол., с формированием чистого дохода в 31447 дол.

Анализ потока реальных денег при промысловой деятельности (табл. 10), проверенный на основе официальной методики (Методические рекомендации ..., 2000), свидетельствует о погашении вложенных финансовых средств за 4 года и аккумуляции дополнительного капитала за период с 5-го по 12-й год в объеме 351870 дол. Чистый дисконтированный доход при ставке дисконтирования 0,12 за период эксплуатации — 228730 дол.

Одним из результатов совместных многолетних исследований ТИНРО-цент-ра и проектных организаций по формированию сбалансированного флота прибрежного рыболовства является проект маломерного судна для промысла рыб и беспозвоночных в зал. Петра Великого, тактико-технические требования которого приводятся ниже.

1. Назначение судна

Рыболовный бот предназначается для лова рыбы и морепродуктов следующими орудиями лова:

— драгой (моллюски);

— тралом или снюрреводом (донные объекты);

— ярусом (донные виды рыб);

— ловушками (краб и др.);

— сетями (ставными и дрифтерными);

— ставным неводом (постановка, снятие невода и прием улова).

2. Тип судна

Однопалубное стальное судно, с носовым расположением рулевой рубки, кормовым расположением главного двигателя, рабочей палубой в кормовой части, трюмом в районе миделя.

3. Класс судна

М.1.1 (морского плавания, самоходное судно со стационарным механическим двигателем).

4. Район плавания и эксплуатации

Прибрежная зона с удалением от ближайших портов и других мест убежища 20 миль.

5. Автономность

24 ч.

6. Основные характеристики:

— длина наибольшая 13,6 м

— ширина наибольшая 4,8 м

— осадка средняя при полном водоизмещении 1,02 м

— водоизмещение порожнем 18,14 т

— водоизмещение полное 26,0 т

— скорость судна 7,9 уз

— грузоподъемность 5 т

— вместимость трюма 15 м3

— экипаж 4 чел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Корпус

Стальной цельносварной.

Экономическая модель промысловой деятельности рыболовного бота ярусолова-снюрреводчика, дол. США

Table 9

Economic model of fishing activity for a long-liner/Danish seiner, USD

Группа Номер Позиция Название Формализация 1-й 2-й 3-й 4-й Год расчетного периода 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й 10-й 11-й 12-й

A Доходная часть

1 Валовой доход от реализации уловов 158250 159832 161430 163045 164676 166322 167986 169665 171362 173076 174806 176554

2 НДС, 18 % 28490 28775 29063 29353 29647 29943 30242 30545 30850 31159 31470 31785

3 Очищенный валовой доход 129760 131057 132367 133692 135029 136379 137744 139120 140512 141917 143336 144769

В Издержки промысла

1 Тара и вспомогательные материалы 3500 3587 3677 3769 3863 3960 4059 4160 4264 4371 4480 4592

2 Топливо 9970 10220 10475 10737 11005 11280 11562 11851 12147 12451 12762 13082

3 Затраты по оплате труда, питанию 26160 26735 27324 27925 28539 29167 29809 30464 31135 31820 32520 33235

4 Судовое снабжение 3200 3280 3362 3346 3532 3620 3711 3804 3900 3996 4096 4199

5 Износ орудий лова 12800 13120 13448 13784 14129 14482 14844 15215 15596 15985 16385 16794

6 Амортизация 9170 9170 9170 9170 9170 9170 9170 9170 9170 9170 9170 9170

7 Ремонт 6500 6662 6829 7000 7175 7354 7538 7726 7920 8118 8320 8529

8 Содержание в отстое 1500 1538 1576 1615 1656 1687 1740 1783 1827 1873 1920 1968

9 Услуги порта 1400 1435 1470 1508 1545 1584 1625 1664 1705 1748 1792 1837

10 Расходы по менеджменту 4550 4664 4780 4900 5022 5148 5277 5408 5544 5821 5966 6116

11 Непредвиденные расходы 3900 3998 4097 4200 4305 4412 4523 4636 4752 4870 4992 5117

12 Страхование судна (в пределах себестоимости) 1200 1200 1200 1200 1200 1140 1040 940 860 780 710 640

13 Выплаты процентов по кредитам 11000 8250 5500 2750 0 0 0 0 0 0 0 0

14 Всего издержек промысла 94850 93859 92908 91904 91141 93004 94898 96821 98820 101003 103113 105279

С Балансовая прибыль АЯ"ВМ 34910 37198 39459 41788 43888 43375 42846 42299 41692 40914 40223 39490

Б 1 Налоги, сборы 2150 2204 2259 2315 2373 2433 2493 2556 2620 2685 2752 2820

2 Налог на имущество 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Е Операционная прибыль с-ого2 32760 34994 37200 39473 41515 40942 40353 39673 39072 38229 37471 36670

Р Выплата из операционной прибыли

1 Налог на прибыль (50 % льгот в первые 4 года) 20% от С 3640 3370 2970 2630 8778 8675 8449 8460 8338 8183 8045 7898

2 Выплаты по страхованию судна 670 510 360 200 46 0 0 0 0 0 0 0

3 Плата за кредит сверх ставки (иЬог7 % + Зп) 2200 1650 1100 550 0 0 0 0 0 0 0 0

4 Комиссионные лизинговой компании 4400 3300 2200 1100 0 0 0 0 0 0 0 0

5 НДС на обслуживание кредитов 3520 2640 1760 880 0 0 0 0 0 0 0 0

6 Всего выплаты из операционной прибыли 14430 11470 8390 5360 8824 8675 8449 8460 8338 8183 8045 7898

О 1 Чистая прибыль Е"Р6 18330 23524 28810 34113 32691 32267 31904 31213 30734 30046 29426 28772

2 Из нее инвестиционная 18330 18330 18330 18330 - - - - - - - -

К Приток от операций в6+в13+р3+р4+р5+о1 48620 48524 48540 48563 41861 41437 41074 40383 39904 39216 38596 37942

Ь Лизинговые платежи В+В +Р+Р+Р+й 6 13 3 4 5 2 48620 43340 38060 32780 0 0 0 0 0 0 0 0

Чистый ЕЖЕГОДНЫЙ доход рыбака к-ь 0 5184 10480 15783 41861 41437 41074 40383 39904 39216 38596 37942

Чистый доход ОТ ПРОЕКТА Ве + О, 27500 32694 37980 43283 41861 41437 41074 40383 39904 39216 38596 37942

Чистый дисконтный доход, при ставке дисконтирования 0,12 228730 24558 26057 27042 27528 23735 21008 18565 16557 14405 12628 11038 9751

Индекс доходности

2,08

Поток реальных денег промысловой деятельности рыболовного бота ярусолова-снюрреводчика

Table 10

Real money flows from fishery management for a long-liner

Группа, № Показатель Первоначальное состояние 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й Год расчета 6-й 7-й 8-й 9-й 10-й 11-й 12-й

A Инвестиционная деятельность -110 ООО 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

1 Затраты на приобретение

Судна 110 ООО 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Орудий лова Данные затраты, учитываемые в издержках, несет предприятие

В Операционная деятельность

1 Валовой доход от реализации уловов 0 158250 159832 161430 163045 164676 166322 167986 169665 171362 173076 174806 176554

2 НДС 0 28490 28775 29063 29353 29647 29943 30242 30545 30850 31159 31470 31785

3 Очищенный валовой доход 0 129760 131057 132367 133692 135029 136379 137744 139120 140512 141917 143336 144769

4 Переменные затраты 0 84180 83151 82162 81119 80315 82147 83988 85868 87823 89960 92023 94141

5 Постоянные затраты 0 10670 10708 10746 10785 10826 10857 10910 10953 10997 11043 11090 11138

6 Выплаты в бюджет 0 5790 5574 5229 4945 11151 11108 10942 11016 10958 10868 10797 10718

7 Доп. лизинг, платежи и страх, по платежам 10790 8100 5420 2730 46 0 0 0 0 0 0 0

8 Проектируемый чистый доход 0 18330 23524 28810 34113 32691 32267 31904 31213 30734 30046 29426 28772

9 Чистый приток от операции 0 27500 32694 37980 43283 41861 41437 41074 40383 39904 39216 38596 37942

С Финансовая деятельность

1 Долгосрочные инвестиции 110000 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

2 Погашение инвестиций 0 27500 27500 27500 27500 0 0 0 0 0 0 0 0

3 Сальдо фин. деятельности +110000 -27500 -27500 -27500 -27500 0 0 0 0 0 0 0 0

D Излишек средств (А1 + Вч + С3) 0 0 5194 10480 15783 41861 41437 41074 40383 39904 39216 38596 37942

Суммарная потребность в средствах 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

F Сальдо реальных денег 0 0 5194 15674 31457 73318 114755 155829 196212 236116 275332 313928 351870

8. Энергетические установки

Силовая энергетическая установка — дизель-редукторный агрегат ЯМЗ-236ср2-1 М1-П (54,9 кВт). Вал отбора мощности — до 22 кВт. Пуск дизель-редукторного агрегата — электростартерный.

9. Промысловое оборудование:

— две гидравлические универсальные промысловые лебедки марки ЛГЛУ-0,7 со сменными рабочими органами, обеспечивающими выборку ваеров (лов тралом и драгой), выборку урезов (лов снюрреводом), постановку и снятие ставных неводов, выполнение промыслово-грузовых операций с тяговым усилием на клиновидном диске — 500 кг/с, на ваерном барабане — 700 кг/с, на сетном барабане — 450 кг/с;

— портал;

— промысловая стрела;

— кормовой горизонтальный рол.

10. Трюм

Выполняет функцию термоса.

11. Электронное оборудование:

— радиолокатор;

— GPS-навигатор;

— радиостанция;

— эхолот.

Заключение

Таким образом, принимая изложенное выше обоснование типа судна, исходя из структуры водно-биологических ресурсов и пространственно-временного распределения промысловых рыб в зал. Петра Великого, мы определили тип маломерного судна, способного вести облов рыб, включая и малые изобаты. В результате проведенного исследования разработана табличная модель расчета результата промысла, достаточного для обеспечения эффективной экономики. Рассчитанные показатели результативности работы добывающего судна и реальны, и обеспечивают эффективную экономику без признаков банкротства.

Список литературы

Вдовин А.Н., Измятинский Д.В., Соломатов С.Ф. Основные результаты исследований ихтиофауны морского прибрежного комплекса Приморья // Изв. ТИНРО. — 2004. — Т. 138. — С. 168-190.

Жук А.П. К вопросу формирования экономики самообеспечивающего роста прибрежного рыболовства (на примере Приморья) // Экономические проблемы развития рыбной промышленности и хозяйства России в свете реализации концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2020 года : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. — М. : ВНИЭРХ, 2004. — С. 140-157.

Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). — М. : Экономика, 2000. — 423 с.

Чекмарев Е.Н. Лизинговый бизнес : практическое пособие. — М. : Экономика, 1994. — 125 с.

Поступила в редакцию 4.06.09 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.