Научная статья на тему 'Анализ автоматизированных систем дистанционного обучения'

Анализ автоматизированных систем дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1104
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / КРИТЕРИИ И ПАРАМЕТРЫ СРАВНЕНИЯ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / AUTOMATED LEARNING MANAGEMENT SYSTEM / CRITERIA AND PARAMETERS FOR COMPARING OF THE DISTANCE LEARNING SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тайзетдинова А. Г.

В статье проводится сравнительный анализ автоматизированных систем обучения «ДОЦЕНТ», «ОРОКС», «Прометей», «eLearning 3000», «Competentum. Magister», «Moodle».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE AUTOMATED SYSTEMS OF DISTANCE LEARNING

The comparative analysis of the automated learning systems “DOCENT”, “OROKS”, “Prometheus”, “ eLearning 3000», «Competentum. Magister», «Moodle» is presented in this article.

Текст научной работы на тему «Анализ автоматизированных систем дистанционного обучения»

и во всех остальных, может быть выделено четыре уровня:

- первый уровень (узнавание) — студенты копируют кодированные материалы и расшифровывают готовые формы или фрагменты форм интерпретации текстов, представленных преподавателем в письменном виде;

- второй уровень (воспроизведение) — студенты совершают отбор и запись результатов работы по составлению интерпретаций в соответствии с условиями задачи (по сути задания, его объему и последовательности);

- третий уровень (применение) — студенты осуществляют оформление результатов по самостоятельному кодированию информации и представлению ее в виде сигнальных загадок, логических цепочек, ЛОС, классифицируют полученные результаты, определяют взаимозависимость между ними;

Библиографический список

- четвертый уровень (методический) — студенты используют полученные по интерпретации результаты для переструктурирования их в другие формы, для модифицирования, для составления по ним докладов, сообщений, для обучения сверстников.

На основе представленного материала можно сделать выводы о том, что организация учебного процесса по технологии семиотической интерпретации охватывает все три структурных элемента обучения (учебный текст, преподавателя и студентов). В процессе выстраивания и решения учебных задач, определения и реализации содержания работы, использования форм, применения методических приемов и получения результатов обучения технологическая структура ориентирует процесс обучения как на усвоение получаемых знаний, так и на развитие личности студентов.

1. Bloom, В. S. Talent development vs. schooling [Text] / В. S. Bloom, L. A. Sosniak. — Educational Leadership, 1981. — P. 86-84.

2. Глотова, Г. А. Человек и знак : Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека [ Текст] / Г. А. Глотова. — Свердловск : Изд-во Урал. гос. ун-та, 1990. — 256 с.

УДК 371 А. Г. Тайзетдинова, преподаватель Миасского

машиностроительного колледжа (МиМК), Челябинская обл., г. Миасс, e-mail: [email protected]

АНАЛИЗ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье проводится сравнительный анализ автоматизированных систем обучения «ДОЦЕНТ», «ОРОКС», «Прометей», «eLeamшg 3000», «Competentum.Magister», «Moodle».

Ключевые слова: автоматизированная система управления обучением, критерии и параметры сравнения систем дистанционного обучения.

В настоящее время существует множество автоматизированных систем дистанционного обучения (далее — СДО). Если до 2000 г. доминирующую роль играли такие известные западные бренды, как Lotus LearningSpace (IBM, США), WebCT (WebCT, США), Cisco, Oracle, то уже с 2001 г. начался рост числа российских разработок, альтернативных импортным сдО.

К 2003 г. наиболее популярными системами дистанционного обучения стали АСДО «ДОЦЕНТ», «Прометей», «ОРОКС», «Competentum.

Magister», «eLearning 3000», «LMS Moodle» [1]. Рассмотрим их характеристики и проведем сравнительный анализ возможностей систем дистанционного обучения для разработки компьютерных тестов.

Автоматизированная система дистанционного обучения «ДОЦЕНТ» (Дистанционный Обучающий ЦЕНТР) разработана компанией «Униар». Она представляет собой комплекс высокоэффективных программно-методических средств дистанционного обучения, переподготовки и тестирования слушателей.

Основными достоинствами системы дистанционного обучения являются:

- возможность одновременной работы с одним и тем же обучающим курсом неограниченному числу пользователей;

- простота подключения новых обучающих курсов (или их фрагментов), подготовленных в других инструментальных средах;

- невысокие требования к клиентскому компьютеру и навигатору;

- индивидуальная генерация тестов;

- графическая оболочка для подготовки тестов.

Следующая СДО, «ОРОКС», ранее была представлена под именем «WEB-Tester». Представляет собой сетевую оболочку для создания учебно-методических модулей и организации учебного процесса с использованием сетевых технологий. Организация-разработчик — Московский областной центр новых информационных технологий при Московском государственном институте электронной техники.

Система предназначена для поддержки сценария процесса обучения, удаленного контроля знаний, организации совместной работы субъектов образовательного процесса, мониторинга учебного процесса.

Основными достоинствами системы дистанционного обучения являются:

- проведение обучения на основе электронного учебного плана;

- интеграция в одной оболочке различных информационных ресурсов поддержки учебного процесса;

- простота и оперативность создания модулей учебного назначения;

- управление учебным процессом;

- управление регламентированными процессами взаимодействия преподавателей и студентов при выполнении ими самостоятельной работы;

- большой объем базы данных для хранения учебных модулей и результатов контроля обучения.

В СДО существует возможность создания различных типов модулей учебного назначения:

- электронные учебно-методические пособия;

- обучающе-контролирующие системы;

- системы тестирования и контроля.

СДО «Прометей» — это программная оболочка, которая не только обеспечивает дистанционное обучение и тестирование слушателей, но и позволяет управлять всей деятельностью виртуального учебного заведения, что способ-

ствует быстрому внедрению дистанционного обучения и переходу к широкому коммерческому использованию. Интерфейс переведен на несколько национальных языков, среди которых русский, украинский, казахский, узбекский (латиница и кириллица) и английский.

Основными достоинствами системы дистанционного обучения являются:

- организация регистрации на курсы по типу электронного магазина;

- использование календарных планов изучения курсов;

- гибкая подсистема учета платежей (расходов);

- подсистема регистрации/выдачи сертификатов;

- вхождение студента в любое количество групп с одним логином;

- возможность сочетания ролей;

- сохранение истории взаимодействия со слушателем;

- составление программы обучения, объединяющей несколько курсов.

Для автоматизации обучения и проверки качества знаний через локальную сеть или Интернет предназначен программный комплекс компании «ФИЗИКОН» — СДО «Competentum. Magister». Система дистанционного обучения устанавливается на сервер в локальной сети образовательной организации, доступ в нее имеют все учащиеся через Интернет.

Система дистанционного обучения «Competentum.Magister» имеет ряд технических особенностей, которые позволяют ей обладать широкой многофункциональностью. Система включает удобные средства подготовки мультимедийных учебных материалов, планирования и контроля процесса обучения, развитый механизм анализа показателей.

Основной причиной, ставшей толчком для реализации СДО «eLearning 3000», было доминирование чрезвычайно дорогостоящих зарубежных СДО. При этом у зарубежных СДО существовали большие проблемы с локализацией (т. е. с переводом на русский язык), что приводило, например, к необходимости вручную переключать кодировку каждой открывающейся страницы браузера при использовании учебных курсов или приспосабливаться к англоязычным заголовкам функциональных меню этих СДО [2].

Основными достоинствами системы дистанционного обучения являются:

- создание мультимедийных учебных курсов с использованием графики, видео, звука,

а также интерактивных сцен с элементами анимации и подключением внешних программ и объектов;

- формирование системы интерактивного тестирования, причем встроенные интерактивные тесты для дистанционной проверки знаний и оценки успеваемости могут быть как непосредственно загружены с CD-ROM, так и доставлены по Интернету с сервера учебного центра, а результаты тестирования могут передаваться по каналам Интернета непосредственно в учебный центр;

- наличие встроенной поисковой системы, которая обеспечивает поиск по всему лекционному материалу, а также в словаре терминов;

- использование Интернета для предоставления средств общения преподавателям и обучающимся;

- поддержка специального сервера учебного центра, предназначенного для организации самого процесса обучения.

Следующая система — «LMS Moodle» (Learning Management System Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) — является в настоящее время наиболее перспективной платформой дистанционного обучения. Кроссплатформенная система «Moodle» распространяется на основе лицензии GNU General Public License (http://www.gnu.org/licenses/gpl. html), которая гарантирует свободу ее использования и распространения [3].

Автором системы был Мартин Догиа-мас (Martin Dougiamas), администратор СДО «WebCT» Университета Куртина (Curtin), Австралия. Развитие и поддержку системы обеспечивают тысячи программистов из многих стран мира, в том числе из России. Общее число пользователей превысило 24 млн. Количество пользователей Moodle на некоторых серверах достигает 40 тыс. человек.

Основными достоинствами системы дистанционного обучения являются:

- ориентированность на сотрудничающие технологии обучения;

- наличие широких возможностей для коммуникации;

- возможность создания и хранения портфо-лио каждого обучающегося;

- возможность использования любой системы оценивания;

- презентация материала в любом виде (картинка, видео, аудио, текст);

- разнообразные учебно-методические материалы (рабочие тетради, лекции, практические задания, уроки, тесты);

- создание собственного, сложного и интегрированного курса по выбранной дисциплине.

Система поддерживает около 20 деятель-ностных элементов (форумы, глоссарии, задания, тесты, 800гш-пакеты, базы данных и т. д.), и каждый элемент за счет богатых настроек может использоваться очень разнообразно.

Основное преимущество деятельностно-го подхода проявляется при объединении элементов в последовательности и группы, помогая выстраивать образовательную траекторию и проводить по ней обучающихся таким образом, что каждый деятельностный элемент может учитывать результаты предыдущих.

Очень важным элементом системы интерактивного обучения «МооШе» является блок контроля знаний. Эффективная реализация функций тестирования подразумевает возможность быстрого создания отчетов по результатам прохождения тестов студентами с различными наборами контролируемых данных (статистика результатов тестирования определенной группы обучающихся, статистика процента правильных ответов на конкретный вопрос для контроля его корректности).

Важной информацией, регистрируемой при тестировании, является учет времени, затраченного на обдумывание каждого вопроса, количество отвечавших на данный вопрос и процент правильных ответов на него. На основании этих параметров реализуется объективная оценка сложности вопроса. Такая оценка позволяет динамически создавать равнозначные по сложности тесты с помощью случайной выборки набора вопросов из базы данных. При наличии в базе данных достаточно большого числа вопросов по изучаемому материалу появляется возможность многократного тестирования каждого обучаемого с предоставлением ему только тех вопросов, на которые он либо еще не отвечал, либо ответил неправильно.

Эффективность контроля знаний при ком -пьютерном тестировании зависит от возможностей системы дистанционного обучения, в которой разрабатывается тест. В связи с этим особо актуальной становится проблема выбора СДО для разработки компьютерных тестов. Анализ литературы позволил выделить представленные в таблице 1 группы критериев сравнения СДО для разработки компьютерных тестов [4].

На основе вышеизложенного обзора был проведен предварительный анализ программных оболочек по критериям сравнения, представленным в таблице 1.

Таблица 1

Критерии выбора СДО для разработки компьютерных тестов

Группы критериев сравнения Критерии сравнения

Администрирование и обработка результатов тестирования Регистрация/идентификация тестируемых по паролю, ведение протокола тестирования, ведение статистики, возможность запрета на переключение между окнами при тестировании

Формирование теста Импорт тестов из текстовых и табличных файлов, экспорт тестов в текстовые редакторы, возможность создания различных типов тестов, разнообразие используемых типов тестовых заданий, проверка правописания текста, создание веб-тестов и др.

Вставка объектов в тест Использование различных форматов компьютерной графики и мультимедийных файлов, использование редактора формул, вставка символа, таблицы, блок-схемы, кнопок перехода и др.

Настройка параметров теста Защита редактирования теста паролем, ограничение даты тестирования, времени тестирования, количества тестирований и др.

Дополнительные возможности при тестировании Вызов встроенного калькулятора, вставка подсказки, возможность перехода к предыдущему тестовому заданию и др.

Доступность Доступность для преподавателей, не обладающих навыками программирования

Таблица 2

Сравнительный анализ по критерию «Администрирование и обработка результатов тестирования»

Параметр сравнения АСДО «ДОЦЕНТ» СДО «ОРОКС» Система «Прометей» 4.0 СДО «Сотре1епШт. Ма§1з1ег» Система «еЬеагшп§ 3000» Оболочка «МооШе»

Регистрация/идентификация тестируемых по паролю + + + + + +

Ведение протокола тестирования + + + + + +

Возможность запрета на переключение между окнами при тестировании + + +

Ведение статистики и система отчетности слабо развиты слабо развиты средне развиты средне развиты средне развиты развиты, постоянно развиваются

Сравнительный анализ по критерию «Формирование теста» Таблица 3

Параметр сравнения АСДО «ДОЦЕНТ» СДО «ОРОКС» Система «Прометей» 4.0 СДО «Сотре1епШт. Ма§1«1ег» Система «еЬеагшп§ 3000» Оболочка «МооШе»

1. Импорт тестов из текстовых и табличных файлов + + + +

2. Экспорт тестов в текстовые редакторы +

Окончание таблицы 3

Параметр сравнения АСДО «ДОЦЕНТ» СДО «ОРОКС» Система «Прометей» 4.0 СДО «Сотре1епШт. Ма§1«1ег» Система «еЬеагшп§ 3000» Оболочка «МооШе»

3. Разбиение тестовых заданий на группы (разделы) + + + +

4. Проверка правописания текста + + + + + +

5. Создание веб-тестов + — — — + +

6. Задание весовой характеристики тестового задания + + + +

7. Форматирование текста + — — + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4 Сравнительный анализ сред по критерию «Вставка объектов в тест»

Параметр сравнения АСДО «ДОЦЕНТ» СДО «ОРОКС» Система «Прометей» 4.0 СДО «Сотре1епШт. Ма§1«1ег» Система «еЬеагшп§ 3000» Оболочка «МооШе»

1. Графический формат Ь^ jpg, РПИ — — — Р^ Р^

2. Звуковой формат - — — — — шау, midi, тр3

3. Видеоформат — — — — — ау^ mpg, тоу

4. Поддержка анимации — — — — — —

5. Использование редактора формул + + + + + +

6. Вставка символов + + + + + +

7. Вставка таблиц + + + + + +

8. Вставка диаграмм — + + + + +

Таблица 5 Сравнительный анализ сред по критерию «Настройка параметров теста»

Параметр сравнения АСДО «ДОЦЕНТ» СДО «ОРОКС» Система «Прометей» 4.0 СДО «Сотре1епШт. Ма§1«1ег» Система «еЬеагшп§ 3000» Оболочка «МооШе»

1. Ограничение даты тестирования — — + + + +

2. Ограничение времени тестирования + + + + + +

3. Ограничение количества тестирований + +

4. Ограничение времени ответа на каждое тестовое задание + + + + +

Окончание таблицы 5

Параметр сравнения АСДО «ДОЦЕНТ» СДО «ОРОКС» Система «Прометей» 4.0 СДО «Competentum. Magister» Система «eLearning 3000» Оболочка «Moodle»

5. Перемешивание - - - + + +

тестовых задании

6. Перемешивание - - - + + +

вариантов ответов

7. Случайный - - + + + +

выбор тестовых

заданий из тестовой

базы

8. Альтернативное - - - - + +

оценивание

9. Возможность - - - - + +

задания шкалы оце-

нивания

10. Упорядочить + + + + + +

вопросы по степени

сложности

11. Открытость/ + + + + + +

закрытость тестиро-

вания

Таблица 6

Сравнительный анализ сред по критерию «Дополнительные возможности при тестировании»

Параметр АСДО СДО Система СДО Система Оболочка

сравнения «ДОЦЕНТ» «ОРОКС» «Прометей» 4.0 «Competentum. Magister» «eLearning 3000» «Moodle»

1. Вызов встроенно- + + + + + +

го калькулятора

2. Вставка сообще- - - + + + +

ния о правильности

ответа

3. Вставка - - - + + +

подсказки

4. Возможность - - - + + +

перехода к преды-

дущему тестовому

заданию

Таблица 7

Сравнительный анализ сред по критерию «Доступность»

Параметр сравнения АСДО «ДОЦЕНТ» СДО «ОРОКС» Система «Прометей» 4.0 СДО «Competentum. Magister» Система «eLearning 3000» Оболочка «Moodle»

Доступность для преподавателей, не обладающих навыками программирования + + + +

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что не все рассмотренные программы обладают достаточно широким инструментарием для разработки и проведения компьютерного тестирования. Поэтому, как показал детальный анализ представленных инструментальных сред и, самое главное, апробирование программ компьютерного тестирования в учебных организациях Челябинской области,

Библиографический список

наиболее приемлемой средой для создания компьютерных тестов является программная оболочка «Moodle». Она отвечает большинству критериев, предъявляемых к разработке компьютерных тестов. Оболочка «Moodle» может быть использована для проведения тестирования в рамках как образовательных организаций (вузы, колледжи, школы), так и других учреждений (отделы кадров предприятий и т. п.).

1. Агапонов, С. В. Мультимедиаконструктор дистанционных курсов [Текст] / С. В. Агапонов, Д. Л. Кречман, И. С. Никифоров, Д. С. Ченосов // Сб. докладов II Междунар. конф. ИОЛ-2000. — СПб., 2000. — С. 159-160.

2. Андреев, А. А. Учебно-методический комплекс для е-Ьеагптд : Проблемы структуры и проектирования [Текст] / А. А. Андреев // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2007. — № 6. — С. 5-8.

3. Андреев, А. В. Практика электронного обучения с использованием МооЬ!е [Текст] / А. В. Андреев, С. В. Андреева, И. Б. Доценко. — Таганрог : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. — 146 с.

4. Габбасова, И. Н. Сравнительный анализ программных оболочек создания компьютерных тестов [Электронный ресурс] / И. Н. Габбасова. — Режим доступа: http://econf.rae.ru/ агИо!е/6870.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.