ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
АНАЛИЗ АВАРИЙНОСТИ ПО ВИДАМ ПРОИСШЕСТВИЙ НА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГЕ ДУШАНБЕ - ЧАНОК ДО ГРАНИЦЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ЗА 2018 ГОД
Башиков И.Т.
Башиков Ином Турсунович - старший преподаватель, кафедра автомобилей и управления на транспорте, факультет строительства и транспорта,
Политехнический институт Таджикский технический университет им. академика М.С. Осими, г. Худжанд, Республика Таджикистан
Аннотация: приведен обзор и анализ дорожно-транспортных происшествий по видам происшествий на автомобильной дороге международного значения Душанбе -Чанок (через Худжанд - Бустон - до границы Республики Узбекистан) Республики Таджикистан.
Ключевые слова: аварийно опасная ситуация, перекресток, левый поворот, столкновение, маневр, знаки приоритета, ограждений, организации дорожного движения, погибло, ранено.
В 2018 году на автомобильной дороге Душанбе-Чанок (через Худжанд-Бу стон-до границы Республики Узбекистан) зарегистрировано 74 дорожно-транспортных происшествий, в результате которого погибли 34 человека и 96 человек получили телесное повреждение. По сравнению с 2017 годом, число происшествий увеличилось на 4 (5,7%) происшествия, число погибших на 1 (3%) человека и раненых на 16 (20,0%) человек.
Распределение дорожно-транспортных происшествий на автомобильной дороге Худжанд - Чанок, проходящей по городам и районам Согдийской области Республики Таджикистан, выглядит следующим образом.
Таблица 1. Показатели дорожно-транспортных происшествий на автомобильной дороге
Душанбе - Чанок
№ Название города и района Количество происшествий Количество погибших К< шичество эаненых
2018 2017 % 2018 2017 % 2018 2017 %
1 Айнинский район 16 18 -11,1 6 9 -33,3 30 20 50,0
2 Шахристанский район 17 17 - 12 6 100,0 26 20 30,0
3 город Истаравшан 9 8 12,5 4 7 -42,9 10 16 -37,5
4 Деваштичский район 2 3 -33,3 2 1 100,0 1 5 -80,0
5 Спитаменский район 4 3 33,3 3 3 - 2 1 100,0
6 Дж. Расуловский район 7 10 -30,0 1 3 -66,7 10 9 11,1
7 Б. Гафуровский район 7 7 - 1 2 -50,0 9 5 80,0
8 город Худжанд 4 1 300,0 1 0 100,0 3 1 200,0
9 Матчинский район 8 3 166,7 4 3 100,0 5 3 66,7
Всего 74 70 5,7 34 33 3,0 96 80 20,0
Теперь произведем анализ дорожно-транспортных происшествий по видам происшествий на автомобильной дороге Худжанд - Чанок, проходящей по городам и районам Согдийской области Республики Таджикистан.
Таблица 2. Распределение дорожно-транспортных происшествий по видам
№ Название города и района Виды дорожно-транспортных происшествий
Столкновение Опрокидывание Наезд на стоящее транспортное средство Наезд на неподвижное препятсвие Наезд на пешехода Наезд на велосипедиста Наезд на животных Падения пассажира Прочие происшествия
1. Айнинский район 8 (50%) 7 (44%) - 1 (6%) - - - - -
2. Шахристанский район 11 (65%) 3 (17,5%) - - 3 (17,5%) - - - -
3. город Истаравшан 5 (56%) - - - 4 (44%) - - - -
4. Деваштичский район 2 (100%) - - - - - - - -
5. Спитаменский район - - - 1 (25%) 3 (75%) - - - -
6. Дж. Расуловский район 5 (71%) - - - 2 (29%)
7. Б. Гафуровский район 1 (14%) 1 (14%) - - 4 (57%) 1 (14%) - - -
8. город Худжанд 1 (25%) - - - 3 (75%) - - - -
9. Матчинский район 1 (12,5%) 2 (25,0%) - - 4 (50%) 1 (12,5%) - - -
Всего: 74 - 34 - 96 34 (45,9%) 13 (17,6%) - 2 (2,7%) 23 (31,1%) 2 (2,7%) - - -
В 2018 году на автомобильной дороге Худжанд - Чанок из 74 зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий 45,9% составляет столкновение, 31,1% наезд на пешехода, 17,6% опрокидывание, 2,7% наезд на неподвижное препятствие и 2,7% наезд на велосипедиста [5, 9].
Анализ дорожно-транспортных происшествий в 2018 году показал что часто встречающийся происшествие на автомобильной дороге Душанбе - Чанок (через Худжанд - Бустон - до границы Республики Узбекистан) это столкновение.
Основными причинами столкновения автомобилей на этой дороге, в первую очередь это несоблюдение водителями правил дорожного движения, в том числе привышение скорости автомобилей, нарушение правил обгона, маневрирование, выезд на встречную полосу движения и неправильное использование приборов освешения в темное время суток.
Из анализа видно что на данной дороге увеличивается число происшествий с наездом на пешехода, который составляет по городам Худжанд (75%) и Истаравшан (44%), по районам Спитамен (75%), Дж. Расулов (29%), Б. Гафуров (57 %) и Матчинский (50%).
Одной из основных причин наезда на пешехода является пересечение автомобильной дороги Душанбе - Чанок до границы Республики Узбекистан с населенными пунктами городов и районов Истаравшан, Деваштич, Спитамен,
Дж. Расулов, Б. Гафуров и Матча, где отсутствует пешеходные переход для пешеходов и отсутствие искусственного освещения дороги ночью.
Другими причинами наезда на пешехода на этой дороге является нарушение правил дорожного движения, в том числе привышение скорости движения транспортного средства, выезд на встречную полосу и нарушение правил маневрирования.
Список литературы
1. Клинковштейн Г.И., Афанасьев М.Б. Организация дорожного движения: Учеб. для вузов. 4-е изд. перераб. и доп. М.: Транспорт, 1997. 31 с.
2. Бабков В. Ф. Дорожные условия и безопасность движения: Учебник для ВУЗов. М.: Транспорт, 1993. 290 с.
3. ХомякЯ.В. Организация дорожного движения. Киев: Высшая школа, 1981. 270 с.
4. Кременец Ю.А. Технические средства организации дорожного движения. М.: Транспорт, 1990.-254 с.
5. Информационно-аналитическая справка о состоянии аварийности на автомобильных дорогах Республики Таджикистан за 2018 год.