АНАЛИЗ АВАРИЙНОСТИ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ЗА 2019 ГОД
Башиков И.Т.
Башиков Ином Турсунович - старший преподаватель, кафедра автомобили и управления на транспорте, факултет строительство и транспорт, Политехнический институт Таджикского технического университета имени академика М.С. Осимй,
г. Худжанд, Республика Таджикистан
Аннотация: приведен обзор и анализ дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Согдийской области. Указаны наиболее важные задачи по улучшению организации дорожного движения и обоснование комплекса мер по совершенствованию дорожных условий.
Ключевые слова: безопасность, опрокидывание, движения, столкновение, пешеход, наезд на пешехода, ранено, транспортное средство.
В 2019 году по Согдийской области Республике Таджикистан было зарегистрировано 370 дорожно-транспортных происшествий в котором погибло 128 человек и 354 ранено. В большинстве районов области происходит снижение дорожно-транспортных происшествий (ДТП), погибших и пострадавших.
По сравнению с 2018 годом число дорожно-транспортных происшествий уменьшилось на 20 (5,2 %), число погибших уменьшилось на 17 (11,3 %) человек, а число раненых уменьшилось на 18 (5,2 %) человек.
В целом из 19 городов и районов Согдийской области Республики Таджикистан в 5 зарегистрировано увеличение дорожно-транспортных происшествий. В основном увеличение наблюдается в ОВД - 1 города Исфари - 75 %, Матчинский район на - 71 %, город Чкалов - 25,0 %, Айнинский район - 21,4 % и в Ч. Расуловском районе - 4,2 %.
В целом по Согдийской области наблюдается уменьшиние числа погибших, но в некоторых районах наблюдается увиличиние число погибших. На территории Спитаменского района увеличиния составляет - 66,7 %, Дж. Расуловский район - 66,7 %, Канибадамский район - 57, 1 %, Истаравшанский район - 25 %, Пенджикентский район - 12,5 %, по городам Чкаловск на 100 % и Кайрокум на 200 %.
Число пострадавших по Матчинскому району увеличилось в 2,5 раза, по ОВД - 1 горада Исфары увеличилось в 2 раза, по Айнинскому району на - 64,3 % и по городу Чкаловск на 25 %.
Из анализа видно, что из общего числа ДТП 40,1 % происшествий составляет наезд на пешехода, в результате чего погибло 40 пешеходов, что составляет 32 % от общего количества погибших. Всего за 2019 год погибло 40 пешеходов и 124 ранено.
Проведя анализ аварийности, были выявлены наиболее часто совершаемые виды ДТП - это наезд на пешехода и столкновения, происходящие из-за сложности геометрических параметров УДС, отсутствия горизонтальной разметки, а также нарушения ПДД.
Полный и всесторонний анализ данных о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) имеет важное значение, являясь основой для выработки решений в области обеспечения безопасности дорожного движения и для совершенствования его организации. Среди наиболее важных задач, которые решаются на основе анализа данных об аварийности, кроме задач улучшения организации дорожного движения, можно назвать следующие:
- обоснование комплекса мер по совершенствованию дорожных условий, технического состояния эксплуатируемых автомобилей и транспортных средств, подготовке водителей, а также оценка эффективности этих мер;
- прогнозирование аварийности;
- создание методов обработки информации для сопоставления состояния аварийности и деятельности по безопасности движения по различным направлениям проблемы;
- изучение причин единичных ДТП (экспертиза ДТП).
Список литературы
1. Клинковштейн Г.И., Афанасьев М.Б. Организация дорожного движения: Учеб. Для ВУЗов.- 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1997-231с.
2. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения: Учебник для ВУЗов. - М.: Транспорт, 1993.-290с.
3. ХомякЯ.В. Организация дорожного движения. - Киев: Высшая школа, 1981.-270 с.
4. Кременец Ю.А. Технические средства организации дорожного движения. - М.: Транспорт, 1990.-254 с.
5. Информационно - аналитическая справка о состоянии аварийности на автомобильных дорогах Республики Таджикистан за 2019 год.