УДК 615.281:616.921.5
АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ПРОТИВОВИРУСНЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
М.Ю.КИНЕВ О.А. МЕЛЬНИКОВА А.Ю. ПЕТРОВ
Уральский государственный медицинский университет
e-mail: [email protected]
В статье изложены данные анкетного опроса работников аптечных организаций Свердловской области. Проведен анализ структуры ассортимента противовирусных лекарственных препаратов, используемых для профилактики гриппа и ОРВИ, представленных в товарных отчетах аптечных учреждений. Данное исследование проводилось с целью определения приоритетов при создании новых противовирусных лекарственных препаратов.
Ключевые слова: анкетный опрос, товарные отчеты, грипп, противовирусные лекарственные препараты.
Введение. Любое заболевание лучше предотвратить, чем допустить его возникновение. Да-ная аксиома известна всем с детства. Острую актуальность данное выражение принимает в период возникновения заболеваний, вызванных вирусом гриппа. Грипп является одним из наиболее распространенных и опасных вирусных заболеваний для человека. Чтобы уберечься от данной вирусной инфекции люди приобретают лекарственные препараты за не малые деньги. Часто они задаются вопросом, какие лекарства надо принимать, представлены ли они на рынке, ведутся ли разработки по созданию новых лекарственных препаратов? Современный фармацевтический рынок представляет собой сложный механизм с огромным количеством лекарственных препаратов.
Цель исследования — проанализировать ассортимент противовирусных препаратов в аптечных учреждениях, определить приоритеты в создании новых лекарственных препаратов.
Интернет-ссылка анкеты: https://docs.googlexom/forms/d/lE7NqejDOJWWa6GNШpFzPfYmXwlGcYApUuBj8mO7oзk/viewform
Рис 1. Фрагмент анкеты для работников аптечной организации
Материалы и методы. Для изучения рынка противовирусных лекарственных препаратов, предназначенных для лечения и профилактики гриппа в Свердловской области были проанализиро-
ваны объемы их продаж, полученные с помощью товарных отчетов аптечных организаций по аптечной сети Свердловской области за период с 1 января 2012 по 31 декабря 2012 г., а также с помощью анкетирования работников аптек. Для определения покупательского спроса и предпочтения потребителей нами было проведено анкетирование 72 аптечных работников. Данное анкетирование проводилось в период с ноября 2013 года по июнь 2014 года. Опрос проводился с помощью онлайн - анкеты с использованием опросной формы Google (https://docs.google.com). Рассылка анкет проводилась по электронной почте. На рис. 1 приведен фрагмент анкеты.
Результаты и их обсуждение. Нами было установлено, что для лечения и профилактики гриппа и ОРВИ в большинстве аптек лекарственные препараты представлены следующими торговыми наименованиями (ТН): «Римантадин», «Арбидол», «Кагоцел», «Оксолиновая мазь», «Анаферон, «Амик-син», «Лавомакс», «Ингавирин», «Тамифлю», «Реленза». Удельный вес ТН противовирусных лекарственных препаратов по аптечным организациям по Свердловской области представлен на рис. 2.
Лидерами продаж среди торговых наименований (ТН) противовирусных препаратов для лечения и профилактики гриппа в денежном выражении являлись: «Кагоцел», «Арбидол», «Ингавирин», «Анаферон» (рисунок 3), а в натуральном выражении (т.е. по количеству продаваемых упаковок): «Кагоцел», «Анаферон», «Арбидол», «Ингавирин» и «Оксолиновая мазь» (рис. 4).
Арбидол (11%)
Ингавирин (10%) _Оксолиновая
Кагоцел (11%)
мазь (11%)
Рис 2. Удельный вес ТН противовирусных лекарственных препаратов по аптечным организациям по Свердловской области (в %)
мазь (4%)
(15%)
Рис. 3. Удельный вес лидеров продаж противовирусных ЛП в денежном выражении (в %) по АО Свердловской области
Лавомакс (7%) _Дмиксин (8%) Дру™е (0% Реленза (0%) . Тамифлю (3%) . Анаферон (16%)
Оксолиновая мазь (9%)
Римантадин Арбидол (16%) (6°%о)
Ингавирин (12%)
Рис. 4. Удельный вес лидеров продаж противовирусных ЛП в натуральном выражении (в %) по АО Свердловской области
Лекарственный препарат (ЛП) «Римантадин» в большинстве аптек представлен следующими фирмами производителями (ФП): Ирбитский ХФЗ ОАО (Россия) (24%), Дальхимфарм ОАО (Россия) (19%), Оболенское ЗАО (Россия) (14%), Биосинтез ОАО (Россия) (23%) (рис. 5).
Эн.Си.Фарм ООО (Россия) (1%) А
Другое (2%)
Биосинтез ОАО (Россия) (23%)
Ирбитский ХФЗ ОАО (Россия)
Оболенское ЗАО (Россия) (14%)
Розфарм 000 дальхимфарм (Россия) (7%) ОАО (Россия) (19%) Олайнфарм АО (Латвия) (9%)
УП \ Корпорация «Минскинтерк\ Олифен ЗАО апс» (Россия) (0%) (Республика Беларусь) (2%)
Рис. 5. Удельный вес фирм производителей ТН ЛП «Римантадин» (в %) по АО Свердловской области
ЛП «Арбидол» представлен: Фармстандарт-Томскхимфарм ОАО (Россия) (40%) и Фармстан-дарт - Лексредства ОАО (Россия) (60%). ЛП «Кагоцел» представлен ФП Ниармедик Плюс ООО (Россия) (100,00%). ЛП «Ингавирин» представлен ФП Ниармедик Плюс ООО (Россия) (83%). ЛП «Амик-син» представлен ФП: Дальхимфарм ОАО (Россия) (28%) и Фармстандарт-Томскхимфарм ОАО (Россия) (72%). ЛП «Лавомакс» представлен Нижфарм ОАО (Россия) (100,00%). ЛП «Тамифлю» представлен Ф.Хоффманн-Ля Рош Лтд (Швейцария) (100,00%).
Среди поставщиков противовирусных лекарственных препаратов для лечения и профилактики гриппа и ОРВИ наибольший удельный вес занимают: Протек (29%), Катрен (25%), Аптека Холдинг (17%), а наименьший удельный вес - Новая больница (13%), ГУП СО Фармация (13%) и другие фирмы поставщики (3%) (рис. 6).
Рис. 6. Удельный вес поставщиков противовирусных лекарственных препаратов для лечения и профилактики гриппа и ОРВИ (в %)
Удельный вес противовирусных лекарственных препаратов для лечения и профилактики гриппа и ОРВИ в денежном выражении от всего товарооборота в большинстве аптек составляет от 10 до 20% (рис. 7), а в натуральном выражении от 20 до 30% (рис. 8).
Рис. 7. Удельный вес противовирусных лекарственных препаратов для лечения и профилактики гриппа и ОРВИ в денежном выражении от всего товарооборота (в %)
Следующим этапом исследований был анализ покупательского спроса и предпочтения потребителей. С этой целью нами было проведено анкетирование аптечных работников. Данное анкетирование проводилось в период с ноября 2013 года по июнь 2014 года. Опрос проводился с использованием специально разработанной анкеты с помощью программы gmail.com. Рассылка анкет проводилась по электронной почте.
В анкетировании приняли участие 72 работника аптечных организаций (в т.ч. 9 зав.аптекой (9/72 или 12,50%), 4 зам.зав.аптекой (4/72 или 5,55%), 11 провизоров (11/72 или 15,28%), 38 фармацевтов (38/72 или 52,78%), 5 консультантов (5/72 или 6,94%) и занимающих в аптеке другие должности 5 человек (5/72 или 6,94%)).
Рис. 8. Удельный вес противовирусных лекарственных препаратов для лечения и профилактики гриппа и ОРВИ в натуральном выражении от всего товарооборота (в %)
Большинство опрашиваемых работников аптек относились к возрастной категории от 20 до 30 лет (55/72 или 77%) и от 30 до 40 лет (14/72 или 19%) (рис. 9).
Рис. 9. Возраст работников аптечных организаций
среднее специальн ое фарм. образован ие (68%)
высшее фарм. образован ие (32%)
Рис. 10. Образование работников аптечных организаций
Наибольшее число опрашиваемых работников имели среднее специальное фармацевтическое образование (49/72 или 68%) (рис. 10). С категорией были только 11,11% (8/72) опрошенных респондентов.
Стаж работы по специальности у большинства работников составлял до 2 лет (24/72 или 33%) и от 2 до 5 лет (25/72 или 34%) (рис. 11).
Рис. 11. Стаж работы по специальности работников аптек
Рис. 12. Удельный вес ЛФ противовирусных лекарственных препаратов для лечения и профилактики гриппа и ОРВИ (в %), покупаемых в АО Свердловской области
Рис. 13. Удельный вес количества покупателей противовирусных лекарственных препаратов для лечения и профилактики гриппа и ОРВИ в несезонный период (в %)
более 120 от 100 до 120
от 70 до 100 человек (1%) человек(6%) человек (6%)_
до 10 человек (1%)
от 10 до 20 человек (7%)
Рис. 14. Удельный вес количества покупателей противовирусных лекарственных препаратов для лечения и профилактики гриппа и ОРВИ в период эпидемии (в %)
Рис. 15. Затраты покупателей на противовирусные ЛП при единоразовом обращении в АО в Свердловской области (в %)
собственный опыт(19%) рекомендаци и зав.аптекой ^ (3%) _
рекомендаци и
медицина и
фармацевтич
еских представител ей (15%)
опыт коллег по работе (9%)
отсутствие побочных эффектов и
хорошая переносимос ть (22%)
удобство лекарственно й формы (26°%)
невысокая стоимость (6%)
Рис. 16. Факторы, которыми руководствуется работник аптеки, консультируя покупателя, при выборе того или иного безрецептурного противовирусного препарата для лечения и профилактики гриппа и ОРВИ (в %)
Также было установлено, что 55% (40/72) опрошенных работников работают в городе Екатеринбурге, 36% (26/72) в других городах Свердловской области и 8% (6/72) в других городах России. Среди городов Свердловской области в основном преобладали: г.Березовский (8%), г.Богданович (3%), г.Новоуральск (3%), г.Ревда (3%), г.Верхняя Пышма (3%).
Анкетный опрос показал, что в аптеках наиболее часто покупают противовирусные лекарственные препараты для лечения и профилактики гриппа и ОРВИ представленные следующими лекарственными формами (ЛФ): таблетки (43%) и капсулы (37%) (рис. 12).
Обычно в день в большинстве аптек покупают противовирусные лекарственные препараты для лечения и профилактики гриппа и ОРВИ от 10 до 30 человек (55%) (рис. 13), а в период эпидемии от 20 до 30 человек (29%) (рис. 14).
Большинство покупателей при единоразовом обращении в аптеку тратят на противовирусные препараты от 300 до 500 рублей (45%) (рис. 15).
Консультируя покупателя, при выборе того или иного безрецептурного противовирусного препарата для лечения и профилактики гриппа и ОРВИ, работник аптеки руководствуется в большинстве случаев удобством лекарственной формы (26%), отсутствием побочных эффектов и хорошей переносимостью препарата (22%), а также собственным опытом (19%) (рис. 16).
По мнению работников аптек, основными источниками информации о новых противовирусных лекарственных препаратах являются: специализированные медицинские и фармацевтические журналы (17%), медицинские и фармацевтические представители (17%), интернет (13%) (рис. 17).
При выборе противовирусного лекарственного препарата покупателя в большинстве случаев интересует: стоимость лекарственного препарата (33%), терапевтическая эффективность (31%), а также длительность курса лечения (25%) (рис. 18).
По мнению работников аптек, современный комплексный лекарственный препарат для лечения и профилактики гриппа и ОРВИ должен обладать следующими эффектами: противовирусный (25%), иммуномодулирующий (22%), противовоспалительный (17%) (рис. 19).
Кроме того современный противовирусный лекарственный препарат должен обладать следующими характеристиками: высокая скорость наступления эффекта (15%), удобство применения (14%), высокая эффективность (14%) и хорошая переносимость (14%) (рис. 20).
специализиров анные
другое (1%)
конференции конгрессы медицинские и
препаратов
(10%)
Рис. 17. Источники информации о новых противовирусных лекарственных препаратах (в %).
длительность курса лечения (25%)
стоимость лекарственног о препарата (33%)
наличие или отсутствие
побочных терапевтическ
эффектов ая
(11%) ' ----эффективност
ь (31%)
Рис. 18. Факторы, интересующие покупателя при выборе противовирусного лекарственного препарата (в %)
антиастеничес кий (3%)
противоаллер гический (13%)
антиоксидант ный (8%)
противовоспо лительный
(17%) жаропонижаю щий (12%)
Рис. 19. Эффекты, которыми должен обладать современный комплексный лекарственный препарат для лечения и профилактики гриппа и ОРВИ (в %).
оптимальная стоимость препарата (13%)
удобство применения (14°%)
происхождени епарата (страна-
широкий
спектр действия препарата (13%)
высокая скорость .наступления эффекта (15%) отсутствие обочных эффектов (13%)
высокая эффективность хорошая (14%)
перносимость (14%)
Рис. 20. Характеристики современного противовирусного лекарственного препарата (в %)
Выводы. Таким образом, в результате проведенной работы можно сделать вывод, что несмотря на большой ассортимент противовирусных лекарственных препаратов, противовирусные ле-
карственные препараты профилактического действия представлены недостаточно, что обуславливает необходимость создания новых лекарственных форм. К таким лекарственным формам можно будет отнести назальные спреи, аэрозольные лекарственные формы для ингаляционного применения, назальные мази и гели, содержащие в своем составе противовирусный компонент и другие вспомогательные вещества.
THE ANALYSIS OF ASSORTMENT OF ANTIVIRALS FOR PROPHYLAXIS OF VIRAL INFECTION IN THE PHARMACEUTICAL MARKET OF THE SVERDLOVSK REGION
M.Y. KINEV O.A. MELNIKOVA A.Y. PETROV
The article presents the questionnaire of workers drugstore organizations. The analysis of structure of an assortment of antiviral drugs used for the prevention of influenza and acute respiratory infections, presented in commodity reports of drugstores. This study aimed to determine priorities in the creation of new antiviral drugs.
Ural State Medical University
e-mail: [email protected]
Keywords: questionnaire, stock reports, flu, antiviral drugs.