© Д.В. Трошенкова, 2011
АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ
В АПТЕЧНОЙ СЕТИ
Д.В. Трошенкова
Самарский медико-социальный колледж E-mail: mousmu@mail.ru
Приводятся результаты изучения ассортимента детского питания на Самарском рынке и в аптечной сети. Даны рекомендации по применению продуктов детского питания.
Ключевые слова: здоровье детей, детское питание, классификация товаров детского питания.
Охрана здоровья населения - важнейшая государственная задача. Здоровье нации определяется прежде всего здоровьем детей и подростков. Ухудшению здоровья детей способствуют нарастающие масштабы загрязнения окружающей среды, широкое распространение вредных привычек и социальных болезней, слабое внедрение здорового образа жизни и ряд других факторов.
Особое внимание следует уделять правильному и полноценному питанию малышей в 1-й год жизни. Для полноценной жизни младенца и правильного функционирования жизненно важных систем его организма необходимо грудное вскармливание, но в современном обществе, с его бешенным ритмом жизни, погоней за карьерным ростом мамы не считают обязательным кормление грудью. Многие из них вынуждены отказаться от грудного вскармливания из-за проблем со здоровьем или полного отсутствия молока. В России на протяжении последних десятилетий отмечаются стабильно низкие показатели частоты грудного вскармливания. В связи с этим особое значение придается ассортименту детского питания, усовершенствованию уже имеющихся на рынке продуктов, разработке новых, которые должны удовлетворять все потребности растущего детского организма. Предмет особой заботы -здоровье городских детей, на которое заметно влияет неблагоприятная экологическая обстановка.
Многие родители предпочитают покупать товары для детей именно в аптеке: срабатывает «стереотип белого халата». Несомненное преимущество аптеки - возможность получить в ней профессиональную консультацию. Распространение, например, молочных смесей через аптечные сети является определенным гарантом их качества и надеж-
ности. В последнее время наметилась тенденция к росту продажи товаров из серии «Материнство и детство» через аптеки, которые начали заботиться об оформлении «детских уголков». Согласно экспертным оценкам, на аптеки приходится не более 8% продаж, но, по прогнозам аналитиков, наметившаяся за последние годы тенденция к росту аптечных продаж товаров по уходу за детьми сохранится. Среди причин интенсивного роста рынка товаров по уходу за детьми эксперты называют стабилизацию экономической ситуации в стране, рост благосостояния населения, рождаемости, а также повышение стандартов качества жизни.
В России в товарный раздел «Продукты детского питания» входят 3 крупные категории продуктов: детское питание; детские соки и сокосодержащие напитки; заменители грудного молока. За последние 3 года этот сегмент увеличился на 20% в стоимостном выражении вследствие высокого роста (33%) категории «Детские соки и сокосодержащие напитки». Рост продуктов категории «Детское питание» составил 19%, а «Заменителей грудного молока» -25%. В данный момент российский рынок детского питания представлен 2 основными сегментами: заменителями материнского молока (сухими и жидкими - 21% рынка) и продуктами прикорма (79%). К последним относятся как каши, мясные, овощные и фруктовые пюре, так и натуральные соки, детская вода и десерты.
Главные компании, утвердившиеся на этом рынке, отмечают рост физических объемов продаж детского питания на 20-35%. При этом новые игроки сталкиваются с острой конкуренцией со стороны как иностранных, так и отечественных производителей. Около 60% рынка в денежном выражении контролируют 3 компании: «Nestle», «Nutricia» и «Нутритек». В сегменте же заменителей грудного молока, на рынок которых труднее всего проникнуть, доля названных компаний составляет 85%.
В России крайне низкий по сравнению с таковым в европейских странах уровень потребления детского питания: 12 кг в год на 1 ребенка; для сравнения: в странах Западной Европы - в среднем 22 кг.
Будущее рынка связывают с увеличением рождаемости, а также со смещением потребительских предпочтений в сторону готовых продуктов промышленного производства.
Изготовление современных молочных смесей требует строгого контроля и регулируется государственными стандартами. Соблюдение ГОСТов должно гарантировать безопасность применения молочных смесей.
Нами на основе анализа существующих разработаны следующие классификации товаров детского питания:
Классификация смесей для искусственного вскармливания:
• предназначенные для здоровых детей и детей с различными заболеваниями;
• сухие и жидкие;
• кисломолочные и пресные: адаптированные молочные смеси, частично адаптированные смеси и последующие смеси.
Классификация соков для детского питания:
• по входящим компонентам: монокомпонентные, поликомпонентные;
• по консинстенции: осветленные, с мякотью;
• по источнику получения: фруктовые, овощные, фруктово-овощные, фруктово-ягодные;
• по срокам введения: с 4 мес, с 5 мес, с 6 мес.
Классификация пюре промышленного производства:
• по степени измельченности: гомогенизированные - для детей от 3,5 до 5 мес; пюреоб-разные - с 6 до 9 мес; крупноизмельченные - с 9 до 12 мес;
• по входящим компонентам: монокомпонентные, поликомпонентые (фруктов-овощные, мясо-овощные, рыборастительные), комбинированные (мясо-зерновые, фрукто-во-зерновые, фруктово-молочные);
• по источнику получения: фруктовые, овощные, мясные, рыбные.
Классификация детских каш по следующим признакам:
• необходимость варки: инстантные, неин-стантные;
• наличие глютена: безглютеновые, глютенсо-держащие;
• по содержанию молока: молочные; безмолочные;
• по компонентности: монокомпонентные, многокомпонентные;
• содержащие различные добавки;
• лечебно-профилактические.
Согласно результатам исследования, из рассмотренных видов молочных смесей для искусственного вскармливания, на Самарском рынке присутствуют:
• 34% смесей - отечественные («Малютка 1», «Малютка 2», «Агуша Original», «Тёма 1», «Тёма 2»); 66% - импортные («Nan 1», «Nan-Alfare», «Nestogen 1», «Nestogen 2», «Nutrilon 1», «Фрисолак 1», «Беби 1»), из них 19% - производства Швейцарии («Nan 1», «Nan-Alfare», «Nestogen 1»), 38% - Голландии («Nutrilon 1», «Фрисолак 1»), 9% - других стран («Беби 1», «Бона»);
• 56% рассмотренных молочных смесей полностью адаптированы к составу грудного молока, из них 15% - отечественные, а 41% -импортные; 43% смесей частично адаптированы к составу грудного молока, из них 18% отечественного, 25% - импортного производства;
• 75% молочных смесей предназначены для вскармливания здоровых детей, из них 34% -отечественные, 41% - импортные; 25% смесей - специализированные, для вскармливания детей с отклонениями в развитии, все - импортного производства;
• 41% молочных смесей входят в категорию «низкоценовые», из них 28% - отечественные, а 13% - импортные; 41% молочных смесей входят в категорию «среднеценовые», из них 6% - отечественные, а 35% - импортные; 18% молочных смесей входят в категорию «высокоценовые», все - импортного производства.
Соки и пюре для детского питания, представленные на Самарском рынке, выпускаются как российскими фирмами (ОАО «Вимм-Билль-Данн» -«Агуша»; торговая марка «Спеленок» - производитель «Сады Придонья»; «Ясли-сад», «Фруто-няня», «Топ-топ», «Бабушкино лукошко» - производитель «Сивма»), так и зарубежными: «Нутриция» (Голландия), «Хипп» (Венгрия), «Семпер» (Щвеция), «Нестле» (Швейцария), «Гербер» (США - Польша).
По результатам проведенного анализа получены следующие данные:
• по производителям: соков отечественного производства - 54%, импортного - 46%, из них производства Швейцарии - 5%, Голландии - 8%, Венгрии - 13%, Швеции - 8%, Польши - 11%;
• по компонентам: монокомпонентных соков -33%, из них импортных - 14%, отечественных - 19%; поликомпонентных соков -67%, из них импортных - 32%; отечественных - 35%;
• по консистенции: осветленных соков - 44%, из них импортных - 24%; отечественных -20%; с мякотью - 56%, из них импортных -23%; отечественных - 33%;
• по источнику получения: фруктовых - 51%, из них импортных - 27%; отечественных -24%; овощных - 5%, все - отечественного про-
изводства; ягодных - 6%, из них импортных -3%; отечественных - 3%; фруктово-овощных -17%, из них импортных - 9%; отечественных -8%; фруктово-ягодных - 21%, из них импортных - 7%; отечественных - 14%.
Данные анализа пюре для детского питания, представленного на Самарском рынке:
• по производителям: пюре отечественного производства - 42%; импортного - 58%, из них: Польши - 19%, Швеции - 20%, Швейцарии - 19%;
• по степени измельченности: гомогенизированные - 49%, из них отечественные - 21%, импортные - 28%; пюреобразные -49%, из них отечественные - 21%, импортные - 28%; крупноизмельченные - 2%, все - импортного производства;
• по входящим компонентам: монокомпонентные - 26%, из них отечественные - 4%, импортные - 22%; поликомпонентные - 49%, из них отечественные - 21%, импортные -28%; комбинированные - 25%, из них отечественные - 16%, импортные - 9%;
• по источнику получения: фруктовые - 46%, из них отечественные - 23%, импортные -23%; овощные - 23%, из них отечественные -9%, импортные - 14%; фруктово-овощные -12%, из них отечественные - 9%, импортные -2%; мясные - 9%, все - импортного производства; рыбные - 3%, все - импортного производства; ягодные - 7%, все - импортного производства.
Данные анализа ассортимента каш для детского питания, представленного на Самарском рынке:
• по производителям: отечественного производства - 34% («Малышка»), импортного - 66%, из них: производства Швейцарии - 23% («Нестле»), производства Словении - 23% («Беби»), производства Швеции - 20% («Семпер»);
• по содержанию глютена: безглютеновых каш - 60%, из них отечественного производства - 26% («Малышка»); импортного - 34% («Нестле», «Семпер»); глютенсодержащих каш - 40%, из них отечественного производства - 9% («Малышка»); импортных - 31% («Нестле», «Беби»);
• по содержанию молока: молочных каш - 46%, из них отечественных - 17% («Малышка»), импортных - 29% («Беби»); безмолочных каш -54%, из них отечественных - 17% («Малышка»), импортных - 37% («Нестле», «Семпер»);
• по компонентности: монокомпонентных -83%, их них отечественных - 29% («Малышка»), импортных - 54% («Нестле»); многокомпо-
нентных - 17%, из них отечественных - 6% («Малышка»), импортных - 11% («Нестле», «Беби»);
• по наличию добавок: с добавками - 57%, из них отечественных - 17% («Малышка», «Малютка»), импортных - 40% («Беби», «Нестле», «Семпер»); без добавок - 43%, из них отечественных - 17% («Малышка»), импортных - 26% («Нестле», «Беби»);
• лечебно-профилактических - 9%, из них отечественных - 3% («Малютка»); импортных -6% («Беби»).
Данные анализа ассортимента молочных смесей для искусственного вскармливания, представленного в ООО «Вита»:
• по производителям: 80% - импортного производства (57% от общего числа молочных смесей импортного производства на всем рынке); 20% - отечественного производства (27% от общего числа молочных смесей отечественного производства на рынке);
• по адаптации: 47% - адаптированных к составу грудного молока (39% от общего числа адаптированных смесей на рынке), из них 34% - импортного производства (38% от общего количества адаптированных смесей импортного производства на рынке) и 13% -отечественного (40% от общего числа смесей, представленных на рынке); 53% - частично адаптированных (57% от общего количества представленных на рынке), из них 47% -импортных (85% от общего числа частично адаптированных смесей на рынке) и 6% - отечественных (16% от общего числа представленных на российском рынке);
• по типу вскармливания: для вскармливания здоровых детей - 73% (46% от общего числа смесей данной категории на рынке), из них 53% - импортных (61% от общего числа смесей данной категории на рынке) и 20% - отечественных (27% от всех представленных смесей данной категории на рынке); 27% смесей -для детей с отклонениями в развитии (50% от общего числа смесей, представленных на рынке), все - импортные.
Коэффициент широты - 100%, за ассортиментные группы принимались ассортиментные группы молочных смесей, представленные на российском рынке.
Коэффициент полноты смесей для искусственного вскармливания (при расчете коэффициента полноты учитывалось количество товарных позиций в ассортиментной группе): в категории полностью адаптированных молочных смесей - 39%, в категории частично адаптированных - 57%; в категории специализированных - 50%.
Данные анализа ассортимента соков для детского питания в сети аптек ООО «Вита»:
• все представленные соки - отечественного производства - и составляют 50% от общего числа соков отечественного производства на рынке;
• по консистенции: осветленные - 53% (69% от всего числа осветленных соков отечественного производства, представленных на рынке); с мякотью - 47% (38% от всего числа соков с мякотью отечественного производства, представленных на рынке);
• по входящим компонентам: монокомпонентные - 6% (8,3% от всего числа монокомпонентных соков отечественного производства); поликомпонентных - 94% (73% от всего числа поликомпонентных соков отечественного производства на рынке);
• по источнику получения: фруктовые - 59%, (66% от общего числа фруктовых соков отечественного производства); фруктово-овощные - 6% (20% от общего числа фруктово-овощных соков); фруктово-ягодные - 35% (66% от всего числа фруктово-ягодных соков отечественного производства).
Коэффициент широты - 100%; за ассортиментные группы принимались ассортиментные группы соков для детского питания, представленные на российском рынке. Коэффициент полноты: осветленных соков - 69%, соков с мякотью - 38%, монокомпонентных - 8,3%, поликомпонентных - 73%, фруктовых - 6,6%, фруктово-овощных - 20%, фруктово-ягодных - 66%.
Данные анализа ассортимента пюре в аптечной сети:
• все представленные наименования детского пюре - отечественного производства (72% от всего рынка детского пюре отечественного производства);
• по входящим компонентам: монокомпонентные - 46% (54% от всего рынка монокомпонентных пюре отечественного производства); поликомпонентные - 54% (78% от всего ассортимента поликомпонентых пюре отечественного производства, представленных на рынке);
• по степени измельченности: гомогенизированные - 54% (33% от всего количества гомогенизированных пюре отечественного производства); пюреобразные - 46% (28% от общего количества пюре данной категории на российском рынке);
• по источнику получения: фруктовые - 39% (50% от общего количества пюре данной категории на рынке); овощные - 23% (75% от общего числа овощных пюре отечественного
производства на рынке); фруктово-овощные -15% (40% от общего количества пюре данной категории на рынке); мясные - 23% (75% от общего количества пюре данной категории).
Коэффициент широты - 100%, за ассортиментные группы принимались ассортиментные группы пюре для детского питания, представленные на российском рынке. Коэффициент полноты: монокомпонентных пюре - 54%, поликомпонентных - 77%, гомогенизированных - 33%, пюреобразных - 28%, фруктовых - 50%, овощных - 75%, фруктово-овощных - 40%, мясных - 75%.
Данные анализа ассортимента каш для детского питания, представленного в ООО «Вита»:
• по производителям: 60% - отечественного производства (50% от всего рынка), 40% -импортного (17% от всего рынка молочных смесей);
• по содержанию глютена: глютенсодержащие -60% (28% от всего ассортимента глютенсодер-жащих каш на рынке), из них 40% - отечественные (44% от общего числа глютенсодер-жащих каш отечественного производства) и 20% - импортные (17% от общего числа глю-тенсодержащих каш импортного производства);
• по содержанию молока: молочные - 50% (31% от всего ассортимента, представленного на рынке), из них 30% - отечественного производства (50% от общего ассортимента данной категории) и 20% - импортного (20% от общего ассортимента данной категории); безмолочные - 50% (26% от всего ассортимента безмолочных каш отечественного производства), из них 30% - отечественного производства (50% от общего ассортимента данной категории) и 20% - импортного (15% от всего ассортимента данной категории);
• по компонентности: монокомпонентные -80% (27% от общего ассортимента каш данной категории на рынке), из них 50% - отечественного производства (50% от всего ассортимента каш данной категории на рынке) и 30% - импортного (16% от всего ассортимента каш данной категории); многокомпонентные - 20% (33% от всего ассортимента каш данной категории на рынке), из них отечественного производства - 10% (50% от всего ассортимента многокомпонентных каш отечественного производства на рынке) и 10% -импортного (25% от всего ассортимента каш данной категории на рынке);
• по наличию добавок: с добавками - 60% каш (30% от всего ассортимента каш данной категории, представленных на рынке), из них 40% - отечественного производства (66% от
всего ассортимента каш данной категории) и 20% - импортного (22% от всего ассортимента каш данной категории); 40% - без добавок (26% от всего ассортимента каш данной категории), из них 20% - отечественного производства (33% от всего ассортимента каш без добавок отечественного производства) и 20% - импортного (22% от всего ассортимента каш данной категории на рынке).
Коэффициент широты - 100%; за ассортиментные группы принимались ассортиментные группы каш для детского питания, представленные на российском рынке.
Коэффициент полноты каш (при расчете коэффициента полноты учитывалось количество товарных позиций в ассортиментной группе): безглю-теновые каши - 28%, глютенсодержащие - 28%, молочные - 31%, безмолочные 26%, монокомпонентные -27%, многокомпонентные - 33%, каши без добавок - 26%; каши с добавками - 30%.
На основании вышеизложенного можно дать следующие рекомендации:
• при выборе детского питания необходимо ориентироваться на: состав продуктов питания, в частности на отсутствие консервантов, красителей и других искусственных добавок; неаллергенность; предпочтения ребенка; отсутствие в продуктах детского питания генномодифицированных ингредиентов;
• при использовании смесей предпочтительны адаптированные молочные смеси, так как они наиболее схожи по составу с грудным молоком;
• для получения достоверной и полной информации о продуктах детского питания рекомендуется создать источники доступной для потребителя информации: Интернет-сайты, брошюры, журналы, которые могут находиться в детских поликлиниках, аптеках, женских консультациях и на прилавках магазинов, занимающихся реализацией детского питания;
• формировать у будущих мам «стереотип грудного вскармливания», начиная со школьной скамьи, путем проведения педиатрами, детскими гинекологами и учителями совместной профилактической работы в виде лекций, бесед и тематических занятий в школе;
• вводя в питание ребенка соки и пюре, лучше отдавать предпочтение продуктам заводского изготовления отечественного производства, особенно в зимне-весеннее время, так как существующие производители гарантируют качество своей продукции по ГОСТу;
• при введении каш следует руководствоваться следующим правилом: сначала вводятся без-глютеновые монокомпонентные каши, затем - глютеновые и поликомпонентные;
• в ассортимент фармацевтических маркетов, кроме детского питания, необходимо вводить следующие группы товаров для детей: игрушки, обувь, одежду, белье; в этом случае рентабельность будет выше.
В результате внедрения этих рекомендаций безопасность использования товаров детского питания значительно улучшится, а здоровье детей будет подвергаться меньшему риску.
Выводы исследования и сформированные рекомендации могут использовать медсестры и фельдшеры, работа которых связана с охраной здоровья детей.
Рекомендуемая литература
Андросова Н.Л., Никонова Н.К., Барышенкова Е.П. Разработка новых видов кисломолочных продуктов для детского питания // Материалы 1-го Всерос. конгресса «Питание детей XXI век». - М., 2000. - С. 143.
Афанасьева О.В. «Детское питание от 1 года до 5 лет. Советы, рецепты, рекомендации». - М: АСТ, 2008.
ГОСТ 29276-92 «Консервы рыбные для детского питания. Технические условия».
ГОСТ 30625-98 «Продукты молочные жидкие и пастообразные для детского питания. Общие технические условия».
ГОСТ 30626-98 «Продукты молочные сухие для детского питания. Общие технические условия».
ГОСТ 51770-2001 «Продукты мясные консервированные для питания детей раннего возраста. Общие технические условия».
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 (ред. от 21.12.2004 г.).
Приказ МЗ РФ от 13 ноября 1996 г. № 377 «Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения».
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129 - ФЗ от 08.09.2004 г.
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ.
Федеральный закон «О техническом регулировании» 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
ANALYSIS OF THE RANGE OF BABY FOODS IN THE NETWORK OF PHARMACIES
D.V. Troshenkova
Samara Sociomedical College
The paper gives the results of a study of the range of baby foods on the Samara market and in the network of pharmacies. Recommendations are given on the use of baby foods.
Key words: baby health, baby nutrition, classification of baby foods.