Научная статья на тему 'АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ В АПТЕЧНОЙ СЕТИ'

АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ В АПТЕЧНОЙ СЕТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
1039
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / BABY HEALTH / ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ / BABY NUTRITION / КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ / CLASSIFICATION OF BABY FOODS

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Трошенкова Д.В.

Приводятся результаты изучения ассортимента детского питания на Самарском рынке и в аптечной сети. Даны рекомендации по применению продуктов детского питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RANGE OF BABY FOODS IN THE NETWORK OF PHARMACIES

The paper gives the results of a study of the range of baby foods on the Samara market and in the network of pharmacies. Recommendations are given on the use of baby foods.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ В АПТЕЧНОЙ СЕТИ»

© Д.В. Трошенкова, 2011

АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ

В АПТЕЧНОЙ СЕТИ

Д.В. Трошенкова

Самарский медико-социальный колледж E-mail: mousmu@mail.ru

Приводятся результаты изучения ассортимента детского питания на Самарском рынке и в аптечной сети. Даны рекомендации по применению продуктов детского питания.

Ключевые слова: здоровье детей, детское питание, классификация товаров детского питания.

Охрана здоровья населения - важнейшая государственная задача. Здоровье нации определяется прежде всего здоровьем детей и подростков. Ухудшению здоровья детей способствуют нарастающие масштабы загрязнения окружающей среды, широкое распространение вредных привычек и социальных болезней, слабое внедрение здорового образа жизни и ряд других факторов.

Особое внимание следует уделять правильному и полноценному питанию малышей в 1-й год жизни. Для полноценной жизни младенца и правильного функционирования жизненно важных систем его организма необходимо грудное вскармливание, но в современном обществе, с его бешенным ритмом жизни, погоней за карьерным ростом мамы не считают обязательным кормление грудью. Многие из них вынуждены отказаться от грудного вскармливания из-за проблем со здоровьем или полного отсутствия молока. В России на протяжении последних десятилетий отмечаются стабильно низкие показатели частоты грудного вскармливания. В связи с этим особое значение придается ассортименту детского питания, усовершенствованию уже имеющихся на рынке продуктов, разработке новых, которые должны удовлетворять все потребности растущего детского организма. Предмет особой заботы -здоровье городских детей, на которое заметно влияет неблагоприятная экологическая обстановка.

Многие родители предпочитают покупать товары для детей именно в аптеке: срабатывает «стереотип белого халата». Несомненное преимущество аптеки - возможность получить в ней профессиональную консультацию. Распространение, например, молочных смесей через аптечные сети является определенным гарантом их качества и надеж-

ности. В последнее время наметилась тенденция к росту продажи товаров из серии «Материнство и детство» через аптеки, которые начали заботиться об оформлении «детских уголков». Согласно экспертным оценкам, на аптеки приходится не более 8% продаж, но, по прогнозам аналитиков, наметившаяся за последние годы тенденция к росту аптечных продаж товаров по уходу за детьми сохранится. Среди причин интенсивного роста рынка товаров по уходу за детьми эксперты называют стабилизацию экономической ситуации в стране, рост благосостояния населения, рождаемости, а также повышение стандартов качества жизни.

В России в товарный раздел «Продукты детского питания» входят 3 крупные категории продуктов: детское питание; детские соки и сокосодержащие напитки; заменители грудного молока. За последние 3 года этот сегмент увеличился на 20% в стоимостном выражении вследствие высокого роста (33%) категории «Детские соки и сокосодержащие напитки». Рост продуктов категории «Детское питание» составил 19%, а «Заменителей грудного молока» -25%. В данный момент российский рынок детского питания представлен 2 основными сегментами: заменителями материнского молока (сухими и жидкими - 21% рынка) и продуктами прикорма (79%). К последним относятся как каши, мясные, овощные и фруктовые пюре, так и натуральные соки, детская вода и десерты.

Главные компании, утвердившиеся на этом рынке, отмечают рост физических объемов продаж детского питания на 20-35%. При этом новые игроки сталкиваются с острой конкуренцией со стороны как иностранных, так и отечественных производителей. Около 60% рынка в денежном выражении контролируют 3 компании: «Nestle», «Nutricia» и «Нутритек». В сегменте же заменителей грудного молока, на рынок которых труднее всего проникнуть, доля названных компаний составляет 85%.

В России крайне низкий по сравнению с таковым в европейских странах уровень потребления детского питания: 12 кг в год на 1 ребенка; для сравнения: в странах Западной Европы - в среднем 22 кг.

Будущее рынка связывают с увеличением рождаемости, а также со смещением потребительских предпочтений в сторону готовых продуктов промышленного производства.

Изготовление современных молочных смесей требует строгого контроля и регулируется государственными стандартами. Соблюдение ГОСТов должно гарантировать безопасность применения молочных смесей.

Нами на основе анализа существующих разработаны следующие классификации товаров детского питания:

Классификация смесей для искусственного вскармливания:

• предназначенные для здоровых детей и детей с различными заболеваниями;

• сухие и жидкие;

• кисломолочные и пресные: адаптированные молочные смеси, частично адаптированные смеси и последующие смеси.

Классификация соков для детского питания:

• по входящим компонентам: монокомпонентные, поликомпонентные;

• по консинстенции: осветленные, с мякотью;

• по источнику получения: фруктовые, овощные, фруктово-овощные, фруктово-ягодные;

• по срокам введения: с 4 мес, с 5 мес, с 6 мес.

Классификация пюре промышленного производства:

• по степени измельченности: гомогенизированные - для детей от 3,5 до 5 мес; пюреоб-разные - с 6 до 9 мес; крупноизмельченные - с 9 до 12 мес;

• по входящим компонентам: монокомпонентные, поликомпонентые (фруктов-овощные, мясо-овощные, рыборастительные), комбинированные (мясо-зерновые, фрукто-во-зерновые, фруктово-молочные);

• по источнику получения: фруктовые, овощные, мясные, рыбные.

Классификация детских каш по следующим признакам:

• необходимость варки: инстантные, неин-стантные;

• наличие глютена: безглютеновые, глютенсо-держащие;

• по содержанию молока: молочные; безмолочные;

• по компонентности: монокомпонентные, многокомпонентные;

• содержащие различные добавки;

• лечебно-профилактические.

Согласно результатам исследования, из рассмотренных видов молочных смесей для искусственного вскармливания, на Самарском рынке присутствуют:

• 34% смесей - отечественные («Малютка 1», «Малютка 2», «Агуша Original», «Тёма 1», «Тёма 2»); 66% - импортные («Nan 1», «Nan-Alfare», «Nestogen 1», «Nestogen 2», «Nutrilon 1», «Фрисолак 1», «Беби 1»), из них 19% - производства Швейцарии («Nan 1», «Nan-Alfare», «Nestogen 1»), 38% - Голландии («Nutrilon 1», «Фрисолак 1»), 9% - других стран («Беби 1», «Бона»);

• 56% рассмотренных молочных смесей полностью адаптированы к составу грудного молока, из них 15% - отечественные, а 41% -импортные; 43% смесей частично адаптированы к составу грудного молока, из них 18% отечественного, 25% - импортного производства;

• 75% молочных смесей предназначены для вскармливания здоровых детей, из них 34% -отечественные, 41% - импортные; 25% смесей - специализированные, для вскармливания детей с отклонениями в развитии, все - импортного производства;

• 41% молочных смесей входят в категорию «низкоценовые», из них 28% - отечественные, а 13% - импортные; 41% молочных смесей входят в категорию «среднеценовые», из них 6% - отечественные, а 35% - импортные; 18% молочных смесей входят в категорию «высокоценовые», все - импортного производства.

Соки и пюре для детского питания, представленные на Самарском рынке, выпускаются как российскими фирмами (ОАО «Вимм-Билль-Данн» -«Агуша»; торговая марка «Спеленок» - производитель «Сады Придонья»; «Ясли-сад», «Фруто-няня», «Топ-топ», «Бабушкино лукошко» - производитель «Сивма»), так и зарубежными: «Нутриция» (Голландия), «Хипп» (Венгрия), «Семпер» (Щвеция), «Нестле» (Швейцария), «Гербер» (США - Польша).

По результатам проведенного анализа получены следующие данные:

• по производителям: соков отечественного производства - 54%, импортного - 46%, из них производства Швейцарии - 5%, Голландии - 8%, Венгрии - 13%, Швеции - 8%, Польши - 11%;

• по компонентам: монокомпонентных соков -33%, из них импортных - 14%, отечественных - 19%; поликомпонентных соков -67%, из них импортных - 32%; отечественных - 35%;

• по консистенции: осветленных соков - 44%, из них импортных - 24%; отечественных -20%; с мякотью - 56%, из них импортных -23%; отечественных - 33%;

• по источнику получения: фруктовых - 51%, из них импортных - 27%; отечественных -24%; овощных - 5%, все - отечественного про-

изводства; ягодных - 6%, из них импортных -3%; отечественных - 3%; фруктово-овощных -17%, из них импортных - 9%; отечественных -8%; фруктово-ягодных - 21%, из них импортных - 7%; отечественных - 14%.

Данные анализа пюре для детского питания, представленного на Самарском рынке:

• по производителям: пюре отечественного производства - 42%; импортного - 58%, из них: Польши - 19%, Швеции - 20%, Швейцарии - 19%;

• по степени измельченности: гомогенизированные - 49%, из них отечественные - 21%, импортные - 28%; пюреобразные -49%, из них отечественные - 21%, импортные - 28%; крупноизмельченные - 2%, все - импортного производства;

• по входящим компонентам: монокомпонентные - 26%, из них отечественные - 4%, импортные - 22%; поликомпонентные - 49%, из них отечественные - 21%, импортные -28%; комбинированные - 25%, из них отечественные - 16%, импортные - 9%;

• по источнику получения: фруктовые - 46%, из них отечественные - 23%, импортные -23%; овощные - 23%, из них отечественные -9%, импортные - 14%; фруктово-овощные -12%, из них отечественные - 9%, импортные -2%; мясные - 9%, все - импортного производства; рыбные - 3%, все - импортного производства; ягодные - 7%, все - импортного производства.

Данные анализа ассортимента каш для детского питания, представленного на Самарском рынке:

• по производителям: отечественного производства - 34% («Малышка»), импортного - 66%, из них: производства Швейцарии - 23% («Нестле»), производства Словении - 23% («Беби»), производства Швеции - 20% («Семпер»);

• по содержанию глютена: безглютеновых каш - 60%, из них отечественного производства - 26% («Малышка»); импортного - 34% («Нестле», «Семпер»); глютенсодержащих каш - 40%, из них отечественного производства - 9% («Малышка»); импортных - 31% («Нестле», «Беби»);

• по содержанию молока: молочных каш - 46%, из них отечественных - 17% («Малышка»), импортных - 29% («Беби»); безмолочных каш -54%, из них отечественных - 17% («Малышка»), импортных - 37% («Нестле», «Семпер»);

• по компонентности: монокомпонентных -83%, их них отечественных - 29% («Малышка»), импортных - 54% («Нестле»); многокомпо-

нентных - 17%, из них отечественных - 6% («Малышка»), импортных - 11% («Нестле», «Беби»);

• по наличию добавок: с добавками - 57%, из них отечественных - 17% («Малышка», «Малютка»), импортных - 40% («Беби», «Нестле», «Семпер»); без добавок - 43%, из них отечественных - 17% («Малышка»), импортных - 26% («Нестле», «Беби»);

• лечебно-профилактических - 9%, из них отечественных - 3% («Малютка»); импортных -6% («Беби»).

Данные анализа ассортимента молочных смесей для искусственного вскармливания, представленного в ООО «Вита»:

• по производителям: 80% - импортного производства (57% от общего числа молочных смесей импортного производства на всем рынке); 20% - отечественного производства (27% от общего числа молочных смесей отечественного производства на рынке);

• по адаптации: 47% - адаптированных к составу грудного молока (39% от общего числа адаптированных смесей на рынке), из них 34% - импортного производства (38% от общего количества адаптированных смесей импортного производства на рынке) и 13% -отечественного (40% от общего числа смесей, представленных на рынке); 53% - частично адаптированных (57% от общего количества представленных на рынке), из них 47% -импортных (85% от общего числа частично адаптированных смесей на рынке) и 6% - отечественных (16% от общего числа представленных на российском рынке);

• по типу вскармливания: для вскармливания здоровых детей - 73% (46% от общего числа смесей данной категории на рынке), из них 53% - импортных (61% от общего числа смесей данной категории на рынке) и 20% - отечественных (27% от всех представленных смесей данной категории на рынке); 27% смесей -для детей с отклонениями в развитии (50% от общего числа смесей, представленных на рынке), все - импортные.

Коэффициент широты - 100%, за ассортиментные группы принимались ассортиментные группы молочных смесей, представленные на российском рынке.

Коэффициент полноты смесей для искусственного вскармливания (при расчете коэффициента полноты учитывалось количество товарных позиций в ассортиментной группе): в категории полностью адаптированных молочных смесей - 39%, в категории частично адаптированных - 57%; в категории специализированных - 50%.

Данные анализа ассортимента соков для детского питания в сети аптек ООО «Вита»:

• все представленные соки - отечественного производства - и составляют 50% от общего числа соков отечественного производства на рынке;

• по консистенции: осветленные - 53% (69% от всего числа осветленных соков отечественного производства, представленных на рынке); с мякотью - 47% (38% от всего числа соков с мякотью отечественного производства, представленных на рынке);

• по входящим компонентам: монокомпонентные - 6% (8,3% от всего числа монокомпонентных соков отечественного производства); поликомпонентных - 94% (73% от всего числа поликомпонентных соков отечественного производства на рынке);

• по источнику получения: фруктовые - 59%, (66% от общего числа фруктовых соков отечественного производства); фруктово-овощные - 6% (20% от общего числа фруктово-овощных соков); фруктово-ягодные - 35% (66% от всего числа фруктово-ягодных соков отечественного производства).

Коэффициент широты - 100%; за ассортиментные группы принимались ассортиментные группы соков для детского питания, представленные на российском рынке. Коэффициент полноты: осветленных соков - 69%, соков с мякотью - 38%, монокомпонентных - 8,3%, поликомпонентных - 73%, фруктовых - 6,6%, фруктово-овощных - 20%, фруктово-ягодных - 66%.

Данные анализа ассортимента пюре в аптечной сети:

• все представленные наименования детского пюре - отечественного производства (72% от всего рынка детского пюре отечественного производства);

• по входящим компонентам: монокомпонентные - 46% (54% от всего рынка монокомпонентных пюре отечественного производства); поликомпонентные - 54% (78% от всего ассортимента поликомпонентых пюре отечественного производства, представленных на рынке);

• по степени измельченности: гомогенизированные - 54% (33% от всего количества гомогенизированных пюре отечественного производства); пюреобразные - 46% (28% от общего количества пюре данной категории на российском рынке);

• по источнику получения: фруктовые - 39% (50% от общего количества пюре данной категории на рынке); овощные - 23% (75% от общего числа овощных пюре отечественного

производства на рынке); фруктово-овощные -15% (40% от общего количества пюре данной категории на рынке); мясные - 23% (75% от общего количества пюре данной категории).

Коэффициент широты - 100%, за ассортиментные группы принимались ассортиментные группы пюре для детского питания, представленные на российском рынке. Коэффициент полноты: монокомпонентных пюре - 54%, поликомпонентных - 77%, гомогенизированных - 33%, пюреобразных - 28%, фруктовых - 50%, овощных - 75%, фруктово-овощных - 40%, мясных - 75%.

Данные анализа ассортимента каш для детского питания, представленного в ООО «Вита»:

• по производителям: 60% - отечественного производства (50% от всего рынка), 40% -импортного (17% от всего рынка молочных смесей);

• по содержанию глютена: глютенсодержащие -60% (28% от всего ассортимента глютенсодер-жащих каш на рынке), из них 40% - отечественные (44% от общего числа глютенсодер-жащих каш отечественного производства) и 20% - импортные (17% от общего числа глю-тенсодержащих каш импортного производства);

• по содержанию молока: молочные - 50% (31% от всего ассортимента, представленного на рынке), из них 30% - отечественного производства (50% от общего ассортимента данной категории) и 20% - импортного (20% от общего ассортимента данной категории); безмолочные - 50% (26% от всего ассортимента безмолочных каш отечественного производства), из них 30% - отечественного производства (50% от общего ассортимента данной категории) и 20% - импортного (15% от всего ассортимента данной категории);

• по компонентности: монокомпонентные -80% (27% от общего ассортимента каш данной категории на рынке), из них 50% - отечественного производства (50% от всего ассортимента каш данной категории на рынке) и 30% - импортного (16% от всего ассортимента каш данной категории); многокомпонентные - 20% (33% от всего ассортимента каш данной категории на рынке), из них отечественного производства - 10% (50% от всего ассортимента многокомпонентных каш отечественного производства на рынке) и 10% -импортного (25% от всего ассортимента каш данной категории на рынке);

• по наличию добавок: с добавками - 60% каш (30% от всего ассортимента каш данной категории, представленных на рынке), из них 40% - отечественного производства (66% от

всего ассортимента каш данной категории) и 20% - импортного (22% от всего ассортимента каш данной категории); 40% - без добавок (26% от всего ассортимента каш данной категории), из них 20% - отечественного производства (33% от всего ассортимента каш без добавок отечественного производства) и 20% - импортного (22% от всего ассортимента каш данной категории на рынке).

Коэффициент широты - 100%; за ассортиментные группы принимались ассортиментные группы каш для детского питания, представленные на российском рынке.

Коэффициент полноты каш (при расчете коэффициента полноты учитывалось количество товарных позиций в ассортиментной группе): безглю-теновые каши - 28%, глютенсодержащие - 28%, молочные - 31%, безмолочные 26%, монокомпонентные -27%, многокомпонентные - 33%, каши без добавок - 26%; каши с добавками - 30%.

На основании вышеизложенного можно дать следующие рекомендации:

• при выборе детского питания необходимо ориентироваться на: состав продуктов питания, в частности на отсутствие консервантов, красителей и других искусственных добавок; неаллергенность; предпочтения ребенка; отсутствие в продуктах детского питания генномодифицированных ингредиентов;

• при использовании смесей предпочтительны адаптированные молочные смеси, так как они наиболее схожи по составу с грудным молоком;

• для получения достоверной и полной информации о продуктах детского питания рекомендуется создать источники доступной для потребителя информации: Интернет-сайты, брошюры, журналы, которые могут находиться в детских поликлиниках, аптеках, женских консультациях и на прилавках магазинов, занимающихся реализацией детского питания;

• формировать у будущих мам «стереотип грудного вскармливания», начиная со школьной скамьи, путем проведения педиатрами, детскими гинекологами и учителями совместной профилактической работы в виде лекций, бесед и тематических занятий в школе;

• вводя в питание ребенка соки и пюре, лучше отдавать предпочтение продуктам заводского изготовления отечественного производства, особенно в зимне-весеннее время, так как существующие производители гарантируют качество своей продукции по ГОСТу;

• при введении каш следует руководствоваться следующим правилом: сначала вводятся без-глютеновые монокомпонентные каши, затем - глютеновые и поликомпонентные;

• в ассортимент фармацевтических маркетов, кроме детского питания, необходимо вводить следующие группы товаров для детей: игрушки, обувь, одежду, белье; в этом случае рентабельность будет выше.

В результате внедрения этих рекомендаций безопасность использования товаров детского питания значительно улучшится, а здоровье детей будет подвергаться меньшему риску.

Выводы исследования и сформированные рекомендации могут использовать медсестры и фельдшеры, работа которых связана с охраной здоровья детей.

Рекомендуемая литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Андросова Н.Л., Никонова Н.К., Барышенкова Е.П. Разработка новых видов кисломолочных продуктов для детского питания // Материалы 1-го Всерос. конгресса «Питание детей XXI век». - М., 2000. - С. 143.

Афанасьева О.В. «Детское питание от 1 года до 5 лет. Советы, рецепты, рекомендации». - М: АСТ, 2008.

ГОСТ 29276-92 «Консервы рыбные для детского питания. Технические условия».

ГОСТ 30625-98 «Продукты молочные жидкие и пастообразные для детского питания. Общие технические условия».

ГОСТ 30626-98 «Продукты молочные сухие для детского питания. Общие технические условия».

ГОСТ 51770-2001 «Продукты мясные консервированные для питания детей раннего возраста. Общие технические условия».

Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 (ред. от 21.12.2004 г.).

Приказ МЗ РФ от 13 ноября 1996 г. № 377 «Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения».

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129 - ФЗ от 08.09.2004 г.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ.

Федеральный закон «О техническом регулировании» 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

ANALYSIS OF THE RANGE OF BABY FOODS IN THE NETWORK OF PHARMACIES

D.V. Troshenkova

Samara Sociomedical College

The paper gives the results of a study of the range of baby foods on the Samara market and in the network of pharmacies. Recommendations are given on the use of baby foods.

Key words: baby health, baby nutrition, classification of baby foods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.